рефераты скачать

МЕНЮ


Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

раздельным. Раздельный план составляют тогда, когда требуется расшифровать

конкретное содержание оперативно-розыскных мер, отражение которых в общем,

плане не целесообразно. Отдельный план составляют и для производства

наиболее сложных следственных действий7.

Сущность принципа взаимодействия состоит в том, что стороны по

взаимному согласию разрабатывают систему прямо согласованных между собой

планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой

основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных

задач.

5. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступлений

означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению

уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В

дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия

предопределяются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится

столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.

Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух

основных формах: процессуальной и организационной8.

Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом

дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены также и в

других законах, в связи, с чем отношения между субъектами взаимодействия

носят правовой характер. Процессуальными формами являются:

1. Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и

следственных действий (ч.4 ст. 127 УПК);

____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

7 Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2: техника, тактика,

организация и методика расследования преступлений, (под ред. Сматоринского

Б.П.). -Волгоград, ВСШ МВД РФ. -1994. -С. 255.

8 Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при

расследовании преступлений.

13

2. Содействие органа дознания следователю в производстве отдельных

следственных действий (ч.4 ст. 127 УПК);

3. Уведомление следователя о результатах применения оперативно-

розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления

преступника (ч.4 ст. 127 УПК РСФСР).

Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания

является производной от процессуальной, неразрывно связана с ней.

Организационная форма вырабатывается практикой и регламентируется

ведомственными нормативными актами Организационными формами являются:

1. Создание следственно-оперативных групп (СОГ) и оценка результатов

такого взаимодействия;

2. Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным

работником;

3. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-

розыскных мероприятий;

4. Ознакомление следователя с данными полученньштг-ипфл-тивно-

розыскным путем.

Рассмотрим их более подробно:

1. Создание следственно-оперативных групп . Следственно- оперативная

группа - наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и

оперативно-розыскных аппаратов9. К основным признакам, характеризующим СОГ

можно отнести: общность целей про • изводимых процессуальных и оперативно-

розыскных действий; согласованность планирования этих мероприятий;

самостоятельность деятельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту

использования следователем полученной оперативно-розыскным путем информации

и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно-

поисковой работы данных, полученных при расследовании

_________________________________________________________________

8 М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР. -1993. -С. 14.

9 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие (под ред.

Кожевникова И.Н. Научный редактор Качанова А.Я.). М. Изд. «Спарк», -1997.

-С. 223.

14

деда10. Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное

использование сил и средств подразделений следствия, опер работников,

экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб

под руководством следователя.

Взаимодействие следователей и оперативных работников в СОГ происходит

несколькими путями:

1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и

следственных действий;

2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда оперативный

работник, входящий в СОГ проводит оперативно-розыскные действия, а также

(по разовым поручениям следователя) отдельные следственные действия

(обыски, выемки, осмотры);

3. при подготовке и проведении следственных действий (розыске и

вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний

на месте и т.п.)11.

54% опрошенных следователей расценивают работу в следственно-

оперативных группах как наиболее предпочтительную форму взаимодействия с

работниками оперативно-розыскных аппаратов, а 52% работников уголовного

розыска предпочитают взаимодействовать со следователем только на основе

согласованного плана совместных следственных и оперативно- розыскных

действий. Такую позицию оперативных работников можно объяснить тем, что

участие в СОГ требует от них более четкой и результативной работы, т.к.

контроль со стороны следователя за результатами их работы в СОГ заметно

выше, чем пори работе по согласованному плану12.

Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при

возбуждении уголовного дела по оперативно-розыскным материалам с момента

осмотра места происшествия, так и после возбуждения уголовного дела, когда

выясняется групповой характер совер-

____________________________________________________________________________

______________________________________

10 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации

деятельности). Учебное пособие. -М., Академия МВД СССР- -1989. -С. 5.

11 Петелин Б.Я. Указ. Работа. - С. 6.

12 Там же.

15

шенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявления

соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. СОГ обычно

создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел,

приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников

органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений.

Например, прокурор Краснодарского края старший советник юстиции Селюков

А.И., рассмотрев материалы уголовного дела .No 62900 установил:

12 февраля 1998 года около 21 часа в домовладении №41 по ул. Чехова

г. Сочи были обнаружены трупы гр-н Левшина С.В. и

Титова О. Н. со следами насильственной смерти (множественными ог-

нестрельными ранениями).

По данному факту следователем прокуратуры центрального района г.

Сочи было возбуждено уголовное дело. 15.02.98г. данное дело было принято к

производству отделом по расследованию особо важных дел прокуратуры

Краснодарского края.

Принимая во внимание сложность данного дела, большой объем

предстоящей следственной и оперативно-розыскной работы, руководствуясь ч.З

ст.129, ст.211 УПК РСФСР, постановил:

1. Создать следственно-оперативную группу по расследованию

уголовного дела в следующем составе:

- старший следователь отдела по расследованию особо важных

дел прокуратуры Краснодарского края Лавров В.Г.; .

- следователь прокуратуры Центрального района г. Сочи

Сиротинов М.Н.;

- зам. начальника отдела УБОП при УВД Краснодарского края

майор милиции Орехов В.Н.;

- ст. о/у ОУР центрального РОВД ст. лейтенант милиции Егоров Н.С.

- о/у ОУР центрального РОВД ст. лейтенант милиции Туз С.А.

16

2. Руководство следственно-оперативной группой возложить на старшего

следователя отдела по расследованию особо важных дел

прокуратуры Краснодарского края Лаврова В.Г.13.

Работой СОГ на основании приказа начальника ОВД или прокурора

руководит следователь. Это положение распространяется и на старшего

оперативного работника по руководству оперативно-розыскной работой, когда в

составе группы насчитывается несколько оперативных сотрудников14.

Следователь - руководитель следственно-оперативной группы выносит

постановление о создании СОГ и указывает в нем фамилии следователей и

оперативных работников, участвующих в расследовании дела. При этом

следователь выполняет две функции: процессуальную (по сбору

доказательственной информации) и организаторскую (по руководству работой

членов группы). Поэтому его работа должна оцениваться по этим направлениям.

Он определяет линию деятельности группы, совместно с ее членами

согласовывает план следственных действий, распределяет работу между членами

СОГ, получает от оперативных работников оперативно-розыскную информацию и

намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь

членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит рабочие

совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку промежуточным и конечным

результатам работы.

Старший оперативный работник, как член следственно-оперативной группы

ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных мероприятий по делу

и контролирует его выполнение, систематизирует оперативно-розыскную

информацию и своевременно передает ее руководителю группы; лично участвует

в проведении поисковой и оперативно-розыскной работы15.

13 Архив прокуратуры Краснодарского края, надзорное производство по

уголовному делу № 62900/98.

14 Инструкция «по организации взаимодействия подразделений и служб органов

внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» Утл. Приказом МВД

РФ № 334 от 20.06.96.

15 Петелин Б.Я, Следственно-оперативные группы (вопросы организации

деятельностиО- Учебное пособие. -М-, Академия МВД СССР. -1986. -С. 9.

17

Результаты работы следственно-оперативной группы зависят как от

эффективности совместной деятельности (анализа, планирования, оценки

полученных материалов), так и от эффективности деятельности каждого ее

работника.

При этом должна соблюдаться дифференцированная оценка работы

следователей и оперативных работников. Задачей оперативных работников

является постоянное оперативное обеспечение расследования путем сбора

информации о возможных источниках получения доказательств о событии

преступления и о лице его совершившем. Задачей следователя является сбор

доказательств по делу, в том числе: и. с помощью быстрого использования

оперативной информации. Так, представитель уголовного розыска - оперативный

работник после осмотра места преступления должен провести по квартирный

обход, опросы, другие поисковые действия, чтобы выявить очевидцев и

свидетелей происшествия. И если кто-то из свидетелей остался не

установленным, то ответственность за это несет оперативный работник. Если

же следователь, получив данные о том или ином свидетеле, избрал

неправильную тактику допроса и не сумел получить от него правдивых

показаний, то это недостаток в деятельности следователя16. Поэтому работу

СОГ целесообразно строить с учетом профессиональной подготовки и опыта

следователей. Более опытным следователям следует поручать работу по

отдельным эпизодам преступления, а менее опытным ~ выполнение отдельных

следственных действий. Это положение можно отнести и к оперативным

работникам.

Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным

работником. Взаимодействием в этой форме является предоставление друг другу

информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных

действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может

осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

_________________________________________________________________

16 Там же. -С. 6.

18

Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем,

следователь в первую очередь должен в необходимых пределах ознакомить с

имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих над

раскрытием данного преступления. Это позволяет согласовать, скоординировать

совместные действия в соответствии с новой информацией, иначе оперативно-

розыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств,

а вопросы подлежащие исследованию могут оказаться без выяснения17.

Изучение дел и опрос практических работников показали, взаимный обмен

информацией является необходимой и эффективной формой взаимодействия при

установлении лица, совершившего преступление. Однако на практике она

применяется не слишком часто. При опросе только 15% следователей и 10%

оперуполномоченных уголовного розыска указали, что они всегда располагают

оперативной и следственной информацией; 73% следователей и 83%

оперуполномоченных уголовного розыска - иногда, а остальные(12% и 2%) - не

располагают. При этом 95% следователей и 98% оперуполномоченных считают,

что обмен оперативной и следственной информацией способствует установлению

лица, совершившего преступление.

Между тем только 44% следователей и 45% оперуполномоченных уголовного

розыска при опросе отметили, что они сообщают взаимодействующим с ними

лицами полученные ими сведения18.

Согласованное планирование следственных действий и оперативно-

розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодействия

следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных

мероприятий относится, как правило, к подготовительному, организационному

этапу, на котором согласовываются и фиксируются организационно-тактические

и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой

взаимо-

17 Вологин С.М-, Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного

работника уголовного розыска и

эксперта криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную кражу.

-М., ВНИИ МВД СССР. -

1985.-С.18.

18 См. Указ. работу. -С. 15.

19

действующей стороны19. Данная форма взаимодействия может быть использована

как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на любом этапе

расследования преступления.

Инициатива в согласованном планировании в равной степени принадлежит

как следователю, так и оперативному работнику. Это обусловлено тем, что в

соответствии с ч.4 ст. 119 УПК РСФСР обязанность принятия необходимых мер

по раскрытию преступлений возложена как на оперативного работника, так и на

следователя. Поэтому оба они заинтересованы в объединении своих усилий.

Однако, во всех. случаях, ответственность за совместное планирование

возлагается на следователя как организатора и руководителя коллективной

деятельности по расследованию преступлений.

Сущность совместного планирования заключается в том, что органы

дознания и следствия разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий,

направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане

следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Единый

согласованный план рассматривается руководителем следственного, а также

оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа

внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в

производстве которого находится дело. Разработка плановых мероприятий -

совокупность организационно-тактических мер, направленных на подготовку и

решение поставленной задачи. Она позволяет взаимодействующим сторонам с

учетом научно-методических рекомендаций по уголовному делу, имеющегося

опыта и сложившейся практики вырабатывать наиболее рациональные пути

достижения конечного результата. При этом стороны распределяют имеющиеся

в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают

наиболее оптимальные и приемлемые приемы и методы их решения,

обеспечивают необходимый уро-

_________________________________________________________________

19 Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как

организационная система/Советское государство и право. -№ 7. -1977. -С. 43.

20

вень готовности своих работников к выполнению намеченных мероприятий.

Выполнение плана контролируется следователем, начальниками

следственного и оперативного подразделений. Они обязаны еженедельно

обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение плановых мероприятий

оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как

план, утвержденный начальником органа внутренних дел становится

управленческим распоряжением20.

В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включается также

совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных

версий и определение путей их проверки.

Ознакомление следователя с данными, полученными оперативно-розыскным

путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем

сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в

тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю

материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и

способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает

следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм

преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в

конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследования.

Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и

принять по ним решение в сроки, установленные ст. 109 УПК РСФСР21.

Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения

уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на

признаки преступления22, в том чис-

________________________________________________________________

20 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2 -М., «Спарк». -1997. -С. 234.

21 Взаимодействие следователя с оперативными работниками ОВД: Метод.

Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР. -1981. -С. 46.

22 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в

расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД № 334 от

20.06.96.

21

ле: время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства,

сведения о лицах, причастных к преступлению.

Если содержащиеся в оперативных материалах данные не позволяют

принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник

следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением

обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий,

подлежащих выполнению для устранения пробелов23. Выполнив указания

следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как

и при первоначальном их направлении.

Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела следователь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.