рефераты скачать

МЕНЮ


Правовой статус работников уголовно – исполнительной системы

принуждения. Так, к осужденным в случае нарушения режима могут быть

применены взыскания, предусмотренные ст. 53 ИТК.

Важное значение в правовом статусе сотрудников ИТУ занимают полномочия,

связанные с охраной осужденных, предупреждением и пресечением побегов,

других преступлений в местах лишения свободы.

Охрана ИТУ и их объектов до последнего времени осуществлялась конвойными

подразделениями внутренних войск МВД России. В 1994 году было принято

решение о поэтапной передаче функций по охране осужденных персоналу ИТУ. В

связи с этим решением правовой статус персонала ИТУ существенно

расширяется, поскольку охрана включает в себя комплекс мероприятий по

сохранности объектов ИТУ и их материальных средств, пресечение нападений на

объекты ИТУ, предупреждение и пресечение побегов осужденных, проникновения

запрещенных предметов и веществ, конвоирование осужденных, розыск бежавших

осужденных и т.д. Для выполнения указанных функций сотрудникам ИТУ

предоставлено право осуществлять в установленном порядке регистрацию

осужденных, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку,

дактилоскопирование. Они могут проводить обыск осужденных, их помещений и

личных вещей, досмотр лиц, посещающих ИТУ или находящихся на прилегающих к

ним территориях, на которых установлены режимные требования. Сотрудники ИТУ

также вправе подвергнуть досмотру транспортные средства, находящиеся на

территории ИТУ или прилегающих к ним территориях. В целях предупреждения

побегов и пресечения проникновения на территорию ИТУ оружия, наркотиков или

иных запрещенных предметов сотрудники ИТУ в пределах предоставленной им

компетенции могут временно ограничивать или запрещать движение транспорта

на прилегающих к ИТУ территориях, не допускать граждан на эти территории,

либо обязывать их там оставаться, либо покинуть эти территории.

При проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или

уклонившихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно появление

осужденных, сотрудники ИТУ вправе осуществлять досмотр транспортных

средств, проводить проверку документов граждан. При проведении розыска

осужденных, совершивших побег, сотрудники ИТУ вправе использовать

возможности средств массовой информации (газет, радио, телевидения) для

оповещения населения о бежавших преступниках, их приметах, местах

возможного нахождения. Согласно ст. 14 Закона Российской Федерации «Об

учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения

свободы», такие сообщения делаются средствами массовой информации на

безвозмездной основе.

Часть полномочий сотрудников ИТУ производна от того факта, что в

соответствии со ст. 117 УПК начальники ИТУ являются органами дознания по

делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по

делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений.

Соответственно на начальника ИТУ и подчиненных ему сотрудников в пределах

их компетенции возлагается обязанность принятия необходимых оперативно-

розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в

целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

При наличии признаков преступления, по которым производство

предварительного следствия обязательно, в соответствии со ст. 119 УПК орган

дознания (начальник ИТУ) возбуждает уголовное дело и, руководствуясь

правилами уголовно-процессуального законодательства, проводит неотложные

следственные действия по установлению и закреплению следов преступления:

осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов;

обыск помещений и личный обыск; выемку предметов и документов;

освидетельствование подозреваемого, свидетеля или потерпевшего; задержание

и допрос подозреваемых; допрос потерпевших и свидетелей.

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании начальник ИТУ обязан

немедленно уведомить прокурора.

По делам, по которым производство предварительного следствия

необязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и проводит дознание

в полном объеме. Материалы дознания в этих случаях являются основанием для

рассмотрения дела в суде.

Сотрудники начальствующего и рядового состава ИТУ на основании ст. 6 Закона

РСФСР «О милиции» могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и

в порядке, определяемом Министерством внутренних дел. В этом случае на них

распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной

защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников

милиции. Как правило, такое привлечение к выполнению функций милиции

производится в целях охраны общественного порядка во время важных

общественно-политических мероприятий, а также осложнения оперативной

обстановки в регионе. В этих случаях сотрудники ИТУ несут обязанности

сотрудников милиции, установленные в ст. 10, а также пользуются правами,

предусмотренными ст. 11 названного Закона. Однако сотрудники ИТУ независимо

от занимаемой должности, места нахождения и времени суток, а также от того,

привлечены ли они к выполнению функций милиции, обязаны в случае

непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной

безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению

правонарушений, задержанию лиц, их совершивших, и сообщению об этом в

органы внутренних дел (ст. 26 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и

органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы »).

Самостоятельный блок полномочий сотрудников ИТУ определен в связи с

привлечением осужденных к труду. В их числе права и обязанности сотрудников

по образованию и развитию производств в ИТУ, в том числе с использованием

смешанной формы собственности, по привлечению осужденных к работам по

хозяйственному обслуживанию предприятий, занятию индивидуальной трудовой

деятельностью. Производственная сфера деятельности ИТУ довольно сложна и

разнообразна: она затрагивает не только отношения по исполнению наказания,

но и гражданско-правовые, трудовые, хозяйственные, финансовые отношения,

отношения собственности. Комплекс возникающих при этом прав и обязанностей

довольно обширен, он весьма разнообразен и динамичен, особенно под влиянием

проводимых рыночных реформ. В результате этого в правовом статусе персонала

ИТУ появились права и обязанности, связанные с плановой и коммерческой

деятельностью предприятий ИТУ, владением, пользованием и распоряжением

имуществом предприятий, финансовыми средствами, выполнением договорных

обязательств и ответственностью контрагентов, маркетингом и

внешнеэкономической деятельностью и т.д.

Самостоятельный блок компетенции сотрудников ИТУ представляет их права и

обязанности, вытекающие из необходимости проведения воспитательной работы,

общеобразовательного обучения и профессионально-технической подготовки

осужденных.

Правовое положение персонала ИТУ из числа рабочих и служащих определяется

законодательством о труде, исправительно-трудовым законодательством, а

также Правилами внутреннего распорядка ИТУ.

Так, согласно ст. 2 КЗоТ рабочие и служащие имеют право: на условия труда,

отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с

работой;

на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было

дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера; на

отдых;

на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение по

возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом

случаях; на судебную защиту своих трудовых прав. Указанные права рабочие и

служащие из числа персонала ИТУ реализуют без каких-либо ограничений. Более

того, действующее уголовно-исполнительное законодательство устанавливает

дополнительные гарантии реализации рабочими и служащими своих трудовых

прав. Это гарантии, связанные с обеспечением безопасных условий труда,

возмещением ущерба, причиненного здоровью, на оплату труда, социальное

обеспечение и др. О них будет идти речь в следующем параграфе настоящей

главы.

Рабочие и служащие из числа персонала ИТУ обязаны добросовестно выполнять

трудовые обязанности; соблюдать дисциплину труда; бережно относиться к

имуществу предприятия, учреждения и организации; выполнять установленные

нормы труда. Особенности выполнения указанных обязанностей устанавливаются

уголовно-исполнительным законодательством и конкретизируются применительно

к конкретным ИТУ в Правилах внутреннего распорядка. Вследствие этого на

рабочих и служащих возлагаются дополнительные обязанности, отражающие

специфику предприятий ИТУ. К их числу следует отнести запреты вступать с

осужденными в отношения, не вызываемые интересами выполняемой работы,

приносить и передавать им какие-либо предметы, изделия и вещества и т.п.

Правовое положение персонала органов, исполняющих наказание без изоляции

от общества, различается в зависимости от вида уголовного наказания.

Сотрудники инспекций исправительных работ, как правило, являются

сотрудниками органов внутренних дел (сотрудниками милиции), что

обусловливает, их более широкие полномочия по сравнению с судебными

исполнителями. Специальные обязанности сотрудников инспекции исправительных

работ включают в себя предусмотренные в ст. 93 ИТК: персональный учет всех

лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы; направление

на работу лиц, осужденных к исправительным работам в иных местах; оказание

содействия в трудоустройстве лицам, осужденным к исправительным работам по

месту работы; осуществление контроля за правильностью производства

удержаний из заработка осужденных, соблюдение администрацией предприятий,

учреждений и организаций условий отбывания наказания.

Персонал инспекций исправительных работ применяет к осужденным

установленные в ст. 97 ИТК меры поощрения и взыскания, а также организует

розыск осужденных, место нахождения которых неизвестно.

3. Социально-правовая защита персонала учреждений и органов, исполняющих

уголовные наказания.

Персонал учреждений и органов, исполняющих наказание, выполняет работу

большого общественного значения — исполнение наказания. Эта работа связана

с постоянной тратой душевных и физических сил: стрессами, перегрузками,

эмоциональным напряжением. В ИТУ она нередко протекает в экстремальных

условиях групповых неповиновений осужденных, массовых беспорядков. Следует

отметить и повышенную угрозу жизни и здоровью персонала вследствие

проявления агрессивных устремлений осужденных. Все это обусловливает

необходимость дополнительных мер по повышению привлекательности работы с

осужденными. В Минимальных стандартных правилах обращения с осужденными

указывается, что, принимая во внимание исключительно трудные условия данной

работы, персоналу следует обеспечивать соответствующие льготы и условия

труда. Их заработная плата должна устанавливаться с таким расчетом, чтобы

привлекать и удерживать на этой работе способных заниматься ею мужчин и

женщин.

Учитывая указанные обстоятельства, законодательством Российской Федерации

установлена повышенная социально-правовая защита персонала учреждений и

органов, исполняющих наказания. Такая защита осуществляется в двух формах.

Первая — это представление правовых гарантий неприкосновенности персонала и

членов их семей. Вторая — установление целого ряда социальных льгот

персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания. Рассмотрим их по

порядку.

В ст. 118 ИТК устанавливается, что работники учреждений и органов,

исполняющих наказания, а также члены их семей находятся под защитой

государства. Это вполне обоснованно, так как персонал выполняет социально

значимую государственную функцию. Конкретное выражение данная защита

находит в обязательстве государства обеспечить неприкосновенность личности,

честь и достоинство персонала. Для этого существует система правовых,

организационных, тактических и иных средств обеспечения безопасности

персонала, особенно персонала ИТУ. Об этих средствах пойдет речь в

следующей главе настоящего учебника. Здесь же следует указать на то, что

правовая защита персонала по смыслу закона включает в себя гарантии

выполнения осужденными, другими гражданами и должностными лицами законных

требований персонала. В ст. 32 Закона Российской Федерации «Об учреждениях

и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» установлено, что

действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом

своих обязанностей, влекут ответственность в установленном законом порядке.

В качестве примера можно привести ответственность граждан, в основном

близких и родственников осужденных, за незаконную передачу запрещенных

предметов лицам, содержащимся в ИТУ.

Социальные льготы, предоставляемые персоналу, довольно разнообразны. Они

дифференцируются в зависимости от должности, вида учреждения, исполняющего

наказание, его местонахождения, принадлежности персонала к аттестованному

или вольнонаемному составу органов внутренних дел и других оснований.

Наибольшим числом социальных льгот в силу особой трудоемкости своей работы

пользуются пенитенциарные работники, исполняющие уголовное наказание в виде

лишения свободы.

Какие же конкретно меры социальной защиты установлены для персонала

учреждений и органов, исполняющих наказание? Прежде всего это льготы

материального характера. Сотрудники персонала на основе действующего

законодательства получают повышенную заработную плату: она включает в себя

оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному

званию, процентную надбавку за выслугу лет на воинской и иных видах

государственной службы, а также стоимость продовольственного пайка.

Сотрудникам персонала, имеющим право на пенсию, устанавливается ежемесячная

доплата в размере от 25 до 50% суммы пенсии, которая могла быть им

начислена. Заработная плата сотрудников персонала освобождена от уплаты

подоходного налога с физических лиц.

Кроме того, всем работникам ИТУ, независимо от службы в МВД, с учетом

вида учреждения, характера и сложности выполняемой работы устанавливаются

процентные надбавки к должностным окладам от 15 до 50%. Наибольшие

процентные надбавки устанавливаются для работников учреждений с особыми

условиями хозяйственной деятельности (это, как правило, лесные ИТУ), ИТУ

для содержания и лечения осужденных с инфекционными заболеваниями, для

содержания осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования

заменена пожизненным лишением свободы, и др.

Для всех ИТУ установлена предельная численность (лимит) осужденных,

которые могут в них содержаться. Превышение лимита создает сложности в

работе персонала ИТУ. Поэтому в законодательстве установлено, что в случае

увеличения численности осужденных сверх лимита должностной оклад работников

ИТУ увеличивается в размере 1% за каждый процент превышения их численности.

Для персонала установлены льготы в области охраны здоровья. Прежде всего

это удлиненный отпуск (с учетом всех надбавок он может достигать 60

календарных дней), во время которого сотрудники персонала могут

восстановить свою профессиональную работоспособность. Сотрудники органов

внутренних дел имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (в том

числе обеспечение лекарствами) в медицинских учреждениях системы МВД

России, других учреждениях государственного здравоохранения независимо от

их ведомственной принадлежности. Они же имеют право на курортное лечение в

санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и

туристических базах. При этом им выплачивается денежная компенсация в

размере средней стоимости путевки, а членам семьи — 50% стоимости путевки.

Сотрудники персонала подлежат государственному личному и дополнительному

социальному страхованию за счет государства. Аналогичное право имеют

рабочие и служащие ИТУ.

Довольно обширный перечень льгот установлен действующим законодательством

в жилищно-бытовой сфере.

Так, Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих

уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что сотрудники ИТУ

имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома,

предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по

установленным законодательством нормам. До предоставления жилой площади в

установленный срок они обеспечиваются общежитием либо им выписывается

денежная компенсация за наем (поднаем ) временного жилого помещения. Кроме

того, настоящим Законом ИТУ разрешено иметь ведомственный жилой фонд,

квартиры которого предоставляются по правилам, установленным МВД.

В системе ИТУ существуют учреждения с особыми условиями деятельности,

расположенные, как правило, в отдельных, лесных местностях. Формирование

персонала таких учреждений было существенно затруднено по различным

причинам, в том числе и в связи с отсутствием возможности после окончания

работы получить жилье в избранном месте жительства. Указанный выше

законодательный акт разрешил указанную проблему, установив обязанность

местных органов власти обеспечить сотрудников персонала, уволенных из

органов внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на

службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также членов их семей

жилыми помещениями по установленным нормам в избранном ими месте

жительства.

При невозможности предоставить указанным лицам жилые помещения в

установленный законом трехмесячный срок местные органы власти обязаны

временно разместить сотрудников персонала, уволенных из органов внутренних

дел, а также членов их семей либо выплачивать им денежную компенсацию за

наем (поднаем) жилого помещения. С согласия сотрудников персонала,

уволенных из органов внутренних дел, им могут быть предоставлены средства

для строительства или приобретения жилья.

Для сотрудников персонала учреждений и органов, исполняющих наказания,

установлены также льготы по приватизации занимаемых ими жилых помещений,

оплате жилой площади и коммунальных услуг, при получении ссуд на

индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, уплате земельного

налога, налога на недвижимость.

Обеспеченность жилыми помещениями является основным, но не единственным

показателем социально-бытовой обустроенности персонала. Важными условиями

эффективной работы персонала является наличие и других социально-бытовых

благ. Некоторые из них не только создают определенные бытовые условия, но и

непосредственно способствуют выполнению возложенных на сотрудников

персонала обязанностей. Например, право на бесплатный проезд на всех видах

общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения,

приобретение вне очереди билетов на все виды транспорта и размещение в

гостинице по командировочному удостоверению, установку квартирных телефонов

в течение года со дня подачи заявления.

Другие льготы освобождают сотрудников от необходимости постоянного

отвлечения своих сил на решение бытовых вопросов, позволяют сосредоточиться

на своей трудовой деятельности, создают положительный эмоциональный настрой

сотрудников, тем самым повышают престиж их нелегкой службы. К числу таких

льгот следует отнести право на: предоставление местными органами власти

детям сотрудников персонала мест в детских дошкольных учреждениях (по месту

жительства), школах-интернатах, летних оздоровительных лагерях в течение

трех месяцев со дня подачи заявления с оплатой на льготных условиях;

получение на хозяйственное обзаведение беспроцентной ссуды в размере до 12

окладов денежного содержания на срок до трех лет в случаях:

назначения на должность сотрудника персонала ИТУ после окончания учебного

заведения МВД России;

назначения на должность сотрудника персонала ИТУ прибывших по

распределению выпускников гражданских высших учебных заведений;

в течение трех месяцев с момента заключения первого брака. Морально-

психологический настрой пенитенциарных работников на успешное решение

стоящих перед ними задач во многом определяется их жизненными

перспективами. Уверенность в завтрашнем дне в условиях динамично

меняющейся обстановки в России создают пенсионные льготы, предоставленные

законом персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания. К их числу

следует отнести льготный порядок исчисления выслуги лет для назначения

пенсии. К примеру, в выслугу лет включается время учебы на очных отделениях

высших и средних учебных заведений из расчета два месяца учебы за один

месяц службы. Сотрудникам исправительно-трудовых учреждений устанавливается

льготный зачет выслуги для назначения пенсии: два дня службы в органах

внутренних дел Российской Федерации — за три, а в учреждениях,

предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных

с пожизненным сроком, — один день службы за два при сохранении за ними

ранее установленных льгот.

При этом сотрудникам ИТУ полностью засчитывается в стаж службы работа в

качестве рабочих и служащих исправительно-трудовых учреждений.

Учитывая напряженный характер деятельности персонала ИТУ, сокращены и

сроки службы (работы), необходимые для выхода на пенсию. Для сотрудников

ИТУ они установлены, как правило, в 20 лет службы в органах внутренних дел.

Рабочим и служащим персонала ИТУ, занятым на работах с осужденными, по

списку работ и профессий, утверждаемому Советом Министров — Правительством

Российской Федерации, пенсия устанавливается:

мужчинам — по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет,

из них не менее 15 лет — на работах с осужденными;

женщинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20

лет, из них не менее 10 лет — на работах с осужденными.

При увольнении из органов внутренних дел по достижении предельного

возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов

сотрудникам персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, в

зависимости от выслуги лет выплачиваются от 5 до 20 окладов денежного

содержания в качестве единовременного пособия. За этими лицами сохранятся

большинство льгот в жилищно-бытовой сфере, которыми пользуются сотрудники

персонала, состоящие на службе в органах внутренних дел.

Литература:

1. УПК РФ.

2. Закон РСФСР "О милиции".

3. КЗоТ РФ.

4. "Уголовно – исполнительное право" – учебник. Издательство БЕК Москва

1996 год.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.