рефераты скачать

МЕНЮ


Правовое положенние лиц, отбывающих наказание

законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированны

государством.

Следовательно, законные интересы осужденных можно определить как

закрепленные в правовых нормах конкретного действия стремления осужденных к

обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в

результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих

наказания, прокуратуры, судом поведения осужденных во время отбывания

наказания.

Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по

социально – политическому назначению блага законные интересы могут быть

разделены на три группы.

Первую группу представляют законные интересы, направленные на

получение поощрения, возможность которого закреплена в поощрительных нормах

уголовного (условно – досрочное, досрочное освобождение), уголовно –

исполнительного (представление облегченных или льготных условий отбывания

лишения свободы) и иных отраслей права.

Вторая группа – это законные интересы, направленные на получение льгот

осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного

одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливаются не в

зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон

придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных

уголовно – исполнительным законодательством (например, возможность

осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и

сопровождения).

Третью группу представляют законные интересы, направленные на

получение благ, по своей социально – правовой сущности не являющихся для

осужденного ни поощрениями, ни льготами. В одних случаях они закреплены в

законе в виде законного интереса осужденных. Например, согласно части 1

статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса администрация исправительных

учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их пола, возраста,

трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. В

других случаях законные интересы осужденных нередко закрепляются в законе в

виде субъективных прав осужденных, однако в силу слабости гарантий

реализации (в основном материальных) не реализуются в полном объеме. В их

числе право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовое устройство,

которое вследствие социально – экономических условий в стране не может быть

гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный

интерес осужденных.

Социально – правовое значение обязанностей выражается в том, что они

служат средством формирования нравственного и правового сознания

осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и

организованности во время отбывания наказания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании

необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это

поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами

государственного принуждения.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их

содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых,

необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к

лишению свободы, обязательным работам и исправительным работам трудиться,

обязанность лица, осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в уставленный

законом срок и т.д.); во-вторых, необходимость воздержания от

установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы

иметь наличные деньги и ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным

работам по собственному желанию и т.п.).

Юридические обязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры

имеют различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения

определенных действий устанавливается с помощью обязывающих (позитивно

обязывающих) норм, то воздержание от совершения определенных законом

действий – с помощью запрещающих (негативно обязывающих) норм. Такая

двойственная форма выражения не всегда учитывается в практике, где нередко

запреты противопоставляются обязанностям осужденных. Между тем, в том, и в

другом случаях запреты должны рассматриваться в качестве разновидности

обязанностей осужденных, а именно в качестве обязанностей воздержания от

определенных законом действий.

Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как

установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого

поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую

достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время

его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного

лица, так и иных лиц.

Глава 3. Основные обязанности и права лиц,

отбывающих наказания.

В нормах главы 2 Уголовно–исполнительного кодекса впервые закреплена

развернутая система субъективных прав и юридических обязанностей

осужденных. В наименованиях статей 11 и 12 Уголовно-исполнительного кодекса

они названы основными обязанностями и основными правами осужденных.

Закрепленные в статьях 13, 14 и 15 права осужденных на личную безопасность,

свободу совести и обращения с заявлениями, предложениями и жалобами

представляют собой элементы тех же самых основных прав осужденных.

Если в ранее действовавшем Исправительно–трудовом кодексе РСФСР

правовое положение осужденных определялось с учетом ограничений,

предусмотренных законодательством для осужденных, а также вытекающих из

приговора суда и режима отбывания конкретного вида наказания, то в Уголовно

– исполнительном кодексе РФ последние два вида ограничений сняты, так как

они давали возможность произвольного и весьма расширительного толкования,

особенно ограничения, вытекающие из режима отбывания наказания. Более всего

таких вольностей допускалось при исполнении наказания в виде лишения

свободы, когда ведомственные нормативные правовые акты устанавливали

различные ограничения, объясняя это необходимостью укрепления режима

отбывания наказания. Теперь подобное исключается в принципе.

При определении правового положения осужденных принципиальным является

закрепление в законе прежде всего их обязанностей. Это вытекает из

обязанности исполнения приговора суда. Осужденный обязан отбыть наказание

со всеми его тяготами и лишениями, позором и неудобствами, утратой

определенных благ и возможностей и многими другими негативными

последствиями.

Прежде всего в Кодексе закрепляется требование об исполнении

общегражданских обязанностей: осужденные должны исполнять установленные

законодательством обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать

принятие в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и

гигиены. Данное положение создает правовую основу для установления

специфической обязанности осужденных по соблюдению, например, правил

санитарии и гигиены в месте их пребывания и работы со всеми вытекающими

отсюда последствиями, в том числе и применением специфической

дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение таких

общегражданских обязанностей. Если в условиях свободы граждане вольны в

установлении пределов выполнения требований санитарии и гигиены

собственного тела и жилища, то в местах лишения свободы к этим аспектам

жизнедеятельности предъявляются определенные требования, соблюдать которые

осужденные обязаны.

На осужденных возлагается обязанность соблюдать требования

федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а

также принятых в соответствии с ними иных правовых актов. Это прежде всего

соблюдение положений Уголовно–исполнительного кодекса, а также принятых в

соответствии с ними, например, Правил внутреннего распорядка исправительных

учреждений (статья 82 УИК), Правил отбывания уголовных наказаний

военнослужащими осужденными (статья 5 УИК) и т.д. Все эти требования

должны быть в полном объеме доведены до осужденных, чтобы они могли с ними

ознакомиться, иметь соответствующие выписки. Особенно это относится к

нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, в

которых детализируются общие положения, относящиеся к обязанностям и

запретам. Причем значительное число этих обязывающих предписаний и запретов

должны знать родственники осужденных, которые приезжают на свидания,

пересылают посылки и корреспонденцию, передают передачи. Например, передача

осужденному любой корреспонденции минуя цензуру, запрещена; это является

нарушением режима со всеми вытекающими отсюда последствиями как для

осужденных, так и родственника (в результате этого может быть прервано

свидание).

На осужденных возлагается специальная обязанность выполнять законные

требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; без

этого невозможно в полном объеме, точно и в срок исполнить наказание. Речь

идет о выполнении осужденными законных требований, а не любых указаний и

приказов администрации. Законность предъявляемого требования следует

определять исходя из его общей характеристики и направленности, а не из

того, в компетенции или нет данного сотрудника требовать от осужденных

выполнения конкретных действий. В исправительных учреждениях

устанавливаются единые режимно – педагогические требования, предъявляемые к

осужденным, за выполнением которых обязаны следить все сотрудники

исправительного учреждения независимо от занимаемой ими должности; все

требования будут законными. Невыполнение осужденными предъявленного

сотрудником требования со ссылкой на его незаконность должна быть

обоснованной (требование носит сугубо личный характер, не предусмотрено

правовой нормой, противоречит закону и т.д.).

В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и

персоналом в законе установлена специфическая обязанность осужденных

вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещаемым учреждения и органы,

исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Следует отметить, что

если требования о вежливом отношении к персоналу и иным лицам осужденными в

целом воспринимаются положительно и в основном соблюдаются, то поддерживать

вежливые отношения между собой им удается далеко не всегда. На этой почве

больше всего допускается нарушений режима и преступлений. Поддерживать

выполнение осужденными данной обязанности помогает жесткий надзор и

контроль за их поведением, а также проведение мероприятий воспитательного

характера. Важным здесь является безусловный пример взаимоотношений

персонала, а также форма обращения со стороны его отдельных членов к

осужденным.[3]

Еще одной специфической обязанностью осужденных выступает обязанность

являться по вызову администраций учреждений и органов, исполняющих

наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора.

Данная обязанность в большей мере относится к осужденным, в отношении

которых исполняются наказания без изоляции от общества, когда явка к

соответствующему

должностному лицу выступает формой контроля, а также проведения

воспитательной работы. Должностное лицо может предложить осужденному дать

объяснения как в устной, так и в письменной форме, отказ от дачи объяснений

может повлечь за собой применение предусмотренных законодательством мер

воздействия.

За невыполнение возложенных на них обязанностей осужденные несут

специфическую ответственность, которая может быть разнообразной. В

дисциплинарном порядке могут быть применены такие специфические меры

воздействия, как водворение в штрафной или дисциплинарный изолятор, в

помещение камерного типа, одиночную камеру и тому подобные взыскания. В

случае неуспеха применения таких видов дисциплинарной ответственности может

наступить ответственность более серьезная – замена одного вида наказания

другим – более строгим (ограничение свободы, исправительные работы могут

быть заменены лишением свободы) или же может быть заменен вид

исправительного учреждения (колония–поселение – на охраняемую

исправительную колонию, исправительная колония – на тюрьму). В качестве

особого вида ответственности выступает направление злостных нарушителей

режима в единые помещения камерного типа.

Указанные в статье 11 Уголовно–исполнительного кодекса обязанности

осужденных не являются исчерпывающими. Обязанности осужденных в своей

большей части закреплены в нормах Особенной части Уголовно–исполнительного

кодекса применительно к конкретным видам уголовных наказаний. Например, на

осужденных к лишению свободы нормами Особенной части Уголовно–

исполнительного кодекса возлагаются обязанности трудиться, постоянно

находиться в исправительном учреждении и соблюдать установленные правила

общения с внешним миром и т.д.

В отличие от обязанностей, прописанных в Кодексе в общем виде, право

осужденных регламентированы в нем исключительно подробно; это обусловлено в

том числе и стремлением создать дополнительные гарантии обеспечения

законности при исполнении наказаний. В статье 12 Уголовно–исполнительного

кодекса закрепляется право осужденных на получение информации о своих

правах и обязанностях, а также об условиях отбывания назначенного судом

вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего

наказания, обязана представить осужденным указанную информацию, а также

знакомить их с последующими изменениями порядка и условий отбывания

наказаний.

Законом гарантировано право на вежливое обращение со стороны

персонала, что в сочетании с частью 4 статьи 11 Уголовно–исполнительного

кодекса, устанавливающей обязанность осужденных вежливо относиться к

персоналу, образует правовой режим взаимоотношений между осужденными и

персоналом во время отбывания наказания. Кроме того, осужденные не должны

подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Вскрытие фактов подобного обращения влечет строгую ответственность

представителя персонала (вплоть до уголовной ответственности), допустившего

такое обращение с осужденным Меры принуждения к осужденным могут быть

применены не иначе, как на основании закона. Порядок применения к

осужденным, например, физической силы, специальных средств и огнестрельного

оружия деятельно регламентирован в Законе «Об учреждениях и органах,

исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Следствием влияния международных стандартов обращения с осужденными

выступает правило, затепленное в части 3 статьи 12 Уголовно–исполнительного

кодекса: осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты

медицинским и иным опытам, которые ставит под угрозу жизнь и здоровье. Это

запрещение носит абсолютный характер и неукоснительно исполняется;

утверждения о том, что такие опыты в России, якобы, проводились или

проводятся, являются в лучшем случае досужим вымыслом. Тщательное изучение

фактического положения дел в местах лишения свободы позволяет с

уверенностью это утверждать. Осужденных никогда не использовали в качестве

подопытных при проведении медицинских экспериментов или как спарринг –

партнеров при тренировках личного состава различного рода спецслужб и т.п.

[4]

Уголовно–исполнительный кодекс существенно расширил право осужденных

на обращения, причем в ряде случаев в весьма нетрадиционных формах. Они

имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к

администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в вышестоящие

органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд,

органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного

самоуправления, общественные объединения, а также межгосударственные органы

по защите прав и свобод человека (если исчерпаны все имеющиеся

внутригосударственные средства правовой защиты осужденных). Принципиально

новым является возможность обращения за защитой прав осужденных в

межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Закон не разъясняет, что следует понимать под между государственными

органами по защите прав и свобод человека, но из его текста следует, что

речь идет именно об органах (например, о специализированных судах,

комиссиях и комитетах ООН, Совета Европы и аналогичных органах), а не

разного рода общественных правозащитных организациях, с которыми

целесообразно осуществлять взаимодействие, представляя им информацию о

состоянии здоровья осужденных, их поведении, проблемах и устремлениях и

иных сведениях подобного характера.

В Уголовно–исполнительном кодексе закрепляется важнейшее право

осужденных давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями,

заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации или ее

субъектов по месту отбывания наказания Государственным языком Российской

Федерации, является русский язык, он же выступает языком

межгосударственного общения. В случае, если документы, составленные на

языке субъекта Российской Федерации направляются в органы, расположенные

вне пределов его территории либо в межгосударственные органы, расположенные

за границей Российской Федерации, то они должны быть переведены на русский

язык по месту составления документов. Ответы осужденным даются на языке

обращения. При отсутствия возможности дать ответ на языке обращения он

дается на государственном языке Российской Федерации (не русском языке).

Перевод полученного ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или

органом, исполняющим наказания.

Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать

объяснения и вести переписку, а также обращаться с заявлениями,

предложениями и жалобами на родном или любом другом языке, которым они

владеют; в необходимых случаях они могут пользоваться услугами

переводчиков. Ответы осужденным данной категории также даются на языке

обращения. Ответы осужденным также даются на языке обращения. При

отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на

государственном языке Российской Федерации с переводом на язык обращения.

Учреждения уголовно-исполнительной системы, где отбывают наказание

указанные категории осужденных, должны располагать (на договорной основе)

необходимым числом переводчиков, чтобы при необходимости своевременно

осуществить перевод; затраты на это относятся на бюджет уголовно-

исполнительной системы.

Кодекс закрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая

получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской

помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в

зависимости от медицинского заключения. Обязанность охраны здоровья

осужденных, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества,

возлагается на администрацию это учреждения или органа уголовно-

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.