рефераты скачать

МЕНЮ


Правовое положенние лиц, отбывающих наказание

Правовое положенние лиц, отбывающих наказание

План

Введение______________________________________________________________3

Глава 1. Понятие правового положения лиц, отбывающих наказания____________6

Глава 2. Содержание правового статуса лиц, отбывающих

наказания___________11

Глава 3. Основные обязанности и права лиц, отбывающих

наказания___________17

Заключение___________________________________________________________32

Список использованной литературы ______________________________________36

Введение.

В Российской Федерации активно проводится правовая реформа, в том

числе реформа законодательства, регулирующего исполнение наказаний.

Основными ее этапами являются принятие Уголовного кодекса Российской

Федерации (1996 год) и Уголовно–исполнительного кодекса Российской

Федерации (1997 год), урегулировавшего исполнение и отбывание всех

наказаний, закрепленных в статье 44 Уголовного кодекса, а также иных мер

уголовно – правового характера.

Принятие Уголовно–исполнительного кодекса позволило не только

расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее

действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных

видов наказания. До 1 июля 1997 года исполнение и отбывание наказания

регулировали законодательные акты бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение

о дисциплинарном батальоне Вооруженных сил СССР, Исправительно–трудовой

кодекс РСФСР, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний,

не связанных с мерами исправительно –трудового воздействия на осужденных и

другие довольно многочисленные нормативные правовые акты министерств и

ведомств.

Характеризуя новый Уголовно-исполнительный кодекс, следует отметить и

то, что он разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов.

При противоречии между ратифицированными Российской Федерацией

международными договорами и нормами Кодекса последние должны приводиться в

соответствие с договорами.

К числу важнейших международных актов, касающихся обращения с

осужденными, относятся, в частности: Минимальные стандартные правила

обращения с заключенными, 1955 год; Декларация о защите всех лиц от пыток и

других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и

наказания, 1975 год; Концепция против пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984

год; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979

год; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников

здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных

лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство

видов обращения и наказания, 1982 год; Меры, гарантирующие защиту прав тех,

кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальные стандартные правила

ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

(Пекинские правила), 1985 год; Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых

задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 год;

Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с

тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правила ООН, касающиеся

защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящие принципы

ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские

руководящие принципы), 1990 год.

Уголовно–исполнительный кодекс закрепил важнейшее положение уголовно –

исполнительной политики Российского государства о направленности

законодательства и практики его применения не решение задач первостепенной

важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного,

его исправление. Достижение именно этой цели, при всех трудностях

воспитательного процесса, позволяет с большой степенью вероятности

гарантировать правопослушное поведение осужденного во время отбывания

наказания и после освобождения от него. Именно поэтому Кодекс расширил

границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что

они применяются практически в каждом наказании.[1]

На этом понятии основывается и перечень основных средств исправления

осужденных. К их числу относятся: установленный порядок исполнения и

отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный

труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и

общественное воздействие. Все это подчеркивает важность достижения основной

задачи правосудия в широком смысле - превращение бывшего преступника в

члена общества, который не будет совершать новых преступлений.

Важное значение в Уголовно – исполнительном кодексе РФ придается охране

прав осужденных. Подробно регламентируется их правовое положение, которому

посвящена отдельная глава. Законодательно закреплены как обязанности

осужденных, так и их права. Детально определяется и право на личную

безопасность. Это касается также обеспечения свободы совести и свободы

вероисповедания осужденных; этого права осужденные до недавнего времени в

течение многих десятилетий вообще были лишены.

Глава 1. Понятие правового положения лиц,

отбывающих наказания.

Лица, попадающие в сферу регулирования отношений, возникающих при

исполнении наказания, имеют определенное правовое положение (статус).

Соответственно можно говорить о правовом положении осужденного, правовом

положении персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, правовом

положении ближних родственников осужденного и т.д. В их числе особого

внимания заслуживает правовое положение осужденных, социально-правовое

значение которого выражается в следующем.

Лица, отбывающие наказания, как граждане государства обладают правами

и свободами человека и гражданина, которые согласно статье 2 Конституции

Российской Федерации являются высшей ценностью. Это обуславливает наличие

особых требований к нормативным правовым актам, закрепляющим правовое

положение осужденных, к ограничениям их общегражданских прав и свобод.

Кроме того, закрепление правового положения осужденных означает

одновременно установление пределов и форм деятельности персонала учреждений

и органов, исполняющих наказания, иначе говоря – гарантию обеспечения

законности в деятельности персонала при исполнении уголовных наказаний.

Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация

принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим

отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных

перед наказанием целей, в первую очередь – исправление осужденных.

Социально обоснованная регламентация правового положения осужденных

представляет собой важный инструмент их правового и нравственного

воспитания, привития уважения к закону, правам и законным интересам других

лиц.

Правовое положение лиц, отбывающих наказания, в самом общем виде

можно определить как основанное на общем статусе граждан России и

устанавливаемое с помощью правовых норм положение осужденных во время

отбывания уголовного наказания. Однако приведенная формула нуждается в

научном толковании, позволяющем раскрыть специфику правового положения

осужденных.

Общепринято выделение трех видов правовых статусов личности. Это

общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо

категории граждан и индивидуальное правовом положение гражданина. Правовое

положение осужденных представляет собой разновидность специального

правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц,

отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы

и т.д.).

Отличительной чертой специального правового статуса осужденных

является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России,

так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства

России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. В

статье 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин Российской

Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Исходя из этого, в Законе Российской Федерации «О гражданстве

Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года не предусмотрено лишение

гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того,

согласно статье 23 этого закона отбывание уголовного наказания служит

препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.

Сохранение гражданства Российского государства по отношению к лицам,

совершившим преступления, соответствует международным актам, закрепляющим

принципы обращения с осужденными, служит ярким примером реализации

принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний.

Кроме того, его значение выражается в том, что оно, во-первых, способствует

обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нарушения последней в

любых формах их появления неизбежно связана с ущемлением прав, законных

интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам

государства. Конкретное выражение рассматриваемое положение находит в

требовании исчерпывающего закрепления законом ограничений общегражданских

прав осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование

правами граждан, не подвергшихся ограничению, в противном случае (в случае

их ограничения) – теми правами и законными интересами, которые сохранились

у осужденных в остаточном объеме.

Во-вторых, сохраняя за осужденными гражданство, государство

преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как это

позволяет не формально, а по существу обращаться к гражданским чувствам

осужденных, что усиливает воспитательную функцию наказания. Примеры

обращения к гражданским чувствам осужденных имелись в наиболее тяжелое

время для нашей страны, например, в Великую отечественную войну. Есть такие

примеры и в настоящее время. Свидетельством этого служат случаи

добровольного перечисления осужденными пожертвований в различные

благотворительные фонды, помощь во время ликвидаций последствий стихийных

бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах.

В-третьих, сохранение гражданства означает то, что осужденный к

уголовному наказанию пользуется общегражданскими правами, а также несет

обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации. Так, осужденные к

лишению свободы пользуется без каких-либо существенных ограничений правами

в сфере наследственных, брачно-семейных, трудовых и иных отношений.

Осужденные – субъекты как общих, гражданских, так и специальных,

присущих только условиям отбывания наказания, отношений. В результате этого

появляются специальные права, законные интересы и обязанности осужденных.

Механизм их появления обусловлен назначением осужденному уголовного

наказания – своеобразного средства самозащиты общества против нарушений

условий его существования. Наказание, как разновидность государственного

принуждения применяется к лицу, признанному виновным в совершении

преступления, в целях восстановления социальной справедливости, а также в

целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых

преступлений (статья 43 Уголовного кодекса). Кроме этого, государственно-

принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания, а

также применение к некоторым из осужденных исправительного воздействия. В

правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений

прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению

свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выборе места

жительства и места пребывания.

В условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих

прав граждан, но и их конкретизация и дополнение. Конкретизация

представляет собой детализацию прав, свобод, обязанностей граждан в

условиях отбывания наказания. При этом конкретизация может выражаться как в

уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их

содержания. Примером могут быть права и обязанности осужденных к лишению

свободы, возникающие в связи с получением общего и профессионального

образования.

Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям

отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических

отношений, не имеющих аналога в общественной жизни и присущих только

условиям отбывания наказания того или иного вида.

По своему содержанию правовой статус осужденных – это совокупность

юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного

во время отбывания наказания. Содержание правового статуса складывается из

прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

С учетом изложенного правовой статус лиц, отбывающих наказания, можно

определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное

через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение

осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида.

Глава 2. Содержание правового статуса лиц,

отбывающих наказания.

Как уже отмечалось, осужденные не лишаются статуса гражданина и имеют

общегражданские права и свободы. В то же время они отбывают уголовное

наказание, содержание которого согласно части 1 статьи 43 Уголовного

кодекса представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом лишения или

ограничения прав свобод этих лиц. Взаимодействие этих факторов определяет и

содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания.

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят

права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и

реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных

правоотношений. Однако, права, законные интересы и обязанности осужденных

могут возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного,

административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных – это

самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть

охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и

содержания.

Социально-правовое значение прав осужденных заключается в укреплении

режима законности при исполнении наказания, поскольку мера свободы

осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по отношению

к нему, придерживаться которой – важнейшая обязанность его представителей,

в данном случае – персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Права осужденных, гарантированные материально, политически, идеологически и

организационно, способствуют развитию личности осужденного, а в конечном

итоге – его исправлению. Права осужденных, провозглашенные лишь формально,

углубляют существующий антагонизм между ним и обществом, существенно

отдаляют выполнение поставленных перед наказанием целей.[2]

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управа

моченному лицу возможности определенного поведения или пользования

социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно

степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага

определяется содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых,

возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами

(питанием, вещественным довольствием) в рамках, установленных правом; во-

вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву

юридических обязанностей персоналом учреждений и органами, исполняющими

наказания, другими субъектами уголовно-исполнительных и иных

правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к

защите своего субъективного права. В статье 45 Конституции РФ гарантируется

государственная защита прав и свобод гражданина. Основываясь на указанном

принципе, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского

надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного

контроля.

Исходя из изложенного, субъективное право осужденного можно определить

как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность

определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами,

обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и

органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих

правоотношений.

В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих

наказание, необходимо рассматривать законные интересы осужденных. Социально-

правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют

обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их

исправление в процессе отбывания наказания.

Содержание законных интересов состоит из трех элементов.

Первый – это стремление к получению предусмотренного законом

социального блага, как материального (например, получение дополнительных

посылок и передач, дополнительное расходование денег на приобретение

продуктов питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие

показатели в работе и т.д.), так и духовного (предоставление

дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих

объектом законных интересов осужденных могут иметь как материальный, так и

духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение

свидания за пределами исправительного учреждения и т.д.).

Объектом законных интересов могут быть социальные блага, как

существенно изменяющие правовое положение осужденных (например, перевод на

облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы, перевод в

колонию-поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание

материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного

интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения

которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства

законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе

других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению

режимных правил, труд, воспитательной работе, обучению). Такая оценка

осуществляется персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания,

прокуратурой, судом и другими субъектами и участниками уголовно-

исполнительных правоотношений. Поэтому в качестве второго элемента

содержания законных интересов осужденных можно назвать возможность

ходатайствовать перед указанными управамоченными субъектами и участниками

об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных

интересов осужденных.

Третий элемент – возможность обращаться к компетентным органам за

защитой законных интересов. И хотя такое обращение не предполагает

автоматического удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.