Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
напитков, других предметов и изделий, не предусмотренных специальным
перечнем, отправления корреспонденции вне установленного законом порядка.
Однако изоляция в местах лишения свободы не может быть абсолютной,
поэтому закон устанавливает определенные ее границы, закрепляя их в виде
субъективных прав или законных интересов осужденных. В их числе следует
указать на закрепление в законе права осужденных на получение посылок,
бандеролей, денежных переводов, права на свидания и на почтово-телеграфную
переписку. В этом же ряду находятся законное интересы осужденных на
телефонные переговоры, проведение свиданий за пределами мест лишения
свободы, на краткосрочный выезд из мест лишения свободы по различным
основаниям.
В качестве своеобразных показателей, характеризующих степень изоляции
осужденных в местах лишения свободы, необходимо указать на предоставление
законом возможности осужденным приобретать продукты питания и предметы
первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары, не
запрещенные к использованию в местах лишения свободы; оплачивать и получать
дополнительные лечебно-профилактические услуги, переводить имеющиеся в
исправительном учреждении на лицевых счетах осужденных средства на
открываемые для этой цели лицевые счета в местном отделении Сбербанка.
Кроме того, через администрацию исправительных учреждений осужденные вправе
приобретать сертификаты, облигации внутренних займов и другие ценные
бумаги, имеющие хождение на территории России. Поскольку осужденным
запрещено иметь при себе и пользоваться деньгами и ценными бумагами (кроме
колоний-поселений), то деньги зачисляются на лицевые счета, а ценные бумаги
хранятся в личном деле и выдаются осужденным при освобождении.
Карательные правоограничения, помимо степени изоляции, определяют также
и условия труда осужденных к лишению свободы.
В Конституции Российской Федерации устанавливается, что труд свободен.
Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37).
В отличие от конституционного положения труд осужденных в местах лишения
свободы обязателен. В ст. 103 УИК РФ закреплено, что каждый осужденный
обязан трудиться. Администрация исправительных учреждений привлекает
осужденных к труду на государственных предприятиях либо на контрактной
основе на предприятиях других форм собственности с учетом их пола,
возраста, трудоспособности и, по возможности, специальности. Осужденным
может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
Осужденные мужчины старше шестидесяти лет, женщины старше пятидесяти лет,
инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию в соответствии с
законодательством о социальной защите инвалидов.
В то же время осужденные ограничены в выборе места работы и характере
труда, в установленном законом порядке могут привлекаться к работам по
благоустройству без оплаты труда. Им предоставляется ежегодный оплачиваемый
отпуск продолжительностью 12 рабочих дней (для граждан, работающих на
аналогичных производствах, минимальный отпуск - 24 рабочих дня).
Осужденным, являющимся безработными в местах лишения свободы, пособие по
безработице не выплачивается, а действие добровольного медицинского
страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в
исправительных учреждениях.
Правовой статус осужденных видоизменен не только под воздействием
ограничений, определяющих содержание лишения свободы, но и ограничений,
составляющих своеобразный принудительный правопорядок исполнения наказания.
К их числу следует отнести ограничения прав осужденных, установленные
законом в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений в местах
лишения свободы. Это прежде всего запрет хранения осужденными при себе
денег и ценных вещей, а также предметов, запрещенных к использованию в
исправительных учреждениях. Осужденные в этих же целях подвергаются личному
обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а посылки, передачи и
бандероли - досмотру. Осужденные носят одежду установленного образца.
Имеются и другие нормы, устанавливающие ограничения общегражданских прав
осужденных в целях предупреждения преступлений.
Анализируя правовое положение осужденных к лишению свободы, следует
отметить, что некоторые правоограничения устанавливаются в нормах
государственного, гражданского, трудового, жилищного и иных отраслей
законодательства.
Так, политическая свобода осужденных реализуется ими не в полном объеме
вследствие действия ст.32 ч.З Конституции Российской Федерации,
устанавливающей ограничения избирательных прав лишенных свободы. В
указанной части статьи устанавливается, что не имеют права избирать и быть
избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся
в местах лишения свободы по приговору суда.
В ст. 14 УИК РФ установлены особенности реализации осужденными свободы
совести. Осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий. Они
вправе исповедовать любую религию, но при этом не должны нарушаться правила
внутреннего распорядка, а также ущемляться права других лиц.
К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, по их просьбе
приглашаются служители культа при отсутствии угрозы безопасности последних.
В исправительных учреждениях осужденным разрешается отправление религиозных
обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих
целях администрация учреждений выделяет соответствующие помещения.
Иные политические права и свободы осужденного к лишению свободы
реализуются ими в обычном порядке, поскольку в законодательстве не
установлены для осужденных какие-либо ограничения. Не является основанием
ограничения правового статуса осужденных к лишению свободы действия
изоляции от общества, ибо изоляция не может существовать в иной форме, чем
совокупность установленных в законе ограничений общегражданских прав и
свобод осужденного. Вместе с тем в федеральных законах Российской Федерации
следует предусмотреть ограничения или особенности реализации осужденными к
лишению свободы права на проведение митингов, демонстраций и уличных
шествий, права на объединение в общественные организации, включая создание
профессиональных союзов для защиты своих интересов.
В нормах гражданского права установлен упрощенный порядок расторжения
брака осужденными. Это правоограничение установлено в целях защиты
интересов той стороны в брачном контракте, которая не осуждена к уголовному
наказанию. Имеется ограничение в основаниях сохранения за осужденными к
лишению свободы права на жилую площадь. В ст.60 Жилищного кодекса РСФСР
установлено, что договор найма жилого помещения осужденного к лишению
свободы на срок свыше шести месяцев расторгается с момента вступления
приговора в законную силу. Для других граждан, не проживающих на жилой
площади по неуважительной причине, такой срок установлен в шесть месяцев.
Однако большая часть общегражданских прав и свобод осужденного
реализуется в установленном для граждан России порядке. Так, осужденные к
лишению свободы могут приобретать через книготорговую сеть литературу,
письменные принадлежности, имеют право подписки на газеты и журналы. Закон
не ограничивает получение осужденными свиданий с адвокатами и получение ими
иной юридической помощи. Осужденные к лишению свободы вправе обращаться с
предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы,
общественные организации и к должностным лицам. Обращения осужденных,
адресованные в прокуратуру, суд и государственные органы, обладающие правом
контроля за деятельностью исправительных учреждений, просмотру не подлежат
и не позднее чем в суточный срок (за исключением выходных и праздничных
дней) направляются по принадлежности (ст. 15 УИК РФ).
Имеется много общего и в условиях труда осужденных и граждан Российской
Федерации. Несмотря на то, что осужденные к лишению свободы ограничены в
свободе выбора труда и ряде трудовых прав, администрация исправительных
учреждений привлекает их к труду с безусловным соблюдением правил охраны
труда и техники безопасности, установленных законодательством о труде. Это
свидетельствует о проявлении заботы государства о сохранении здоровья
осужденных к лишению свободы, что облегчит их социальную приспособляемость
к условиям жизни общества.
Следует учитывать и то, что осужденным начисляется заработная плата в
соответствии с количеством и качеством труда по нормам и расценкам,
действующим на аналогичных производствах. К заработной плате начисляются
районный и иные виды коэффициентов, выплачиваются премии из фонда
заработной платы и фонда премиального вознаграждения. Кроме того.
осужденным может быть оказана материальная помощь, в том числе из
внебюджетных фондов.
Осужденным к лишению свободы может быть разрешено занятие индивидуальной
трудовой деятельностью (ст. 103 УИК РФ).
Следует учитывать также и то, что осужденные к лишению свободы
пользуются гражданскими правами и свободами. Например, право наследования и
распоряжения имуществом, находящимся за пределами исправительного
учреждения, осуществляется в рамках его гражданской правоспособности. Через
своих законных представителей осужденный может участвовать в имущественных
правоотношениях (в договорах купли-продажи, дарения, мены, залога и т.д.),
иметь на правах частной собственности вещи, ценности, недвижимое имущество,
если оно не конфисковано по приговору суда.
Большой блок правового статуса осужденных к лишению свободы занимают их
специальные права, законные интересы и обязанности. Причем объем
специфических прав, законных интересов и обязанностей осужденных зависит от
вида исправительного учреждения, поведения осужденных и ряда других
факторов. Так, законодательством устанавливаются специфические права,
законные интересы и обязанности осужденных в области материально-бытового
обеспечения, проведения с ними воспитательной работы. К указанным элементам
следует отнести и правовые статусы осужденных, отбывающих меру
дисциплинарного наказания в штрафном изоляторе и помещении камерного типа,
переведенных в локально-профилактический участок и т.д. К числу
специфических элементов правового статуса осужденных следует отнести их
обязанности, обусловленные необходимостью соблюдения правил внутреннего
распорядка: например, бережное отношение к государственному имуществу,
содержание в чистоте жилых помещений, запрещение курения в неотведенных для
этого местах. Осужденные также обязаны иметь опрятный внешний вид, быть
вежливыми в обращении с администрацией и другими осужденными.
Подводя итог рассмотрению правового положения осужденных к лишению
свободы, можно констатировать, что осужденные как граждане Российской
Федерации обладают общегражданскими правами и свободами, установленными
Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами»[8].
4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С
ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА
Правовой статус отдельных категорий осужденных имеет существенные
отличия, обусловленные особенностями отбываемого ими наказания. Уголовный
кодекс Российской Федерации, помимо ареста, лишения свободы и смертной
казни как исключительной меры, предусматривает еще 9 видов наказаний,
которые можно отнести к числу не связанных с изоляцией осужденного от
общества. В зависимости от основной направленности правоограничений,
входящих в содержание каждого их этих наказаний, последние можно разделить
на три группы.
«Первую из них составляют наказания, направленные на ограничение
предусмотренных Конституцией РФ (ст.ст.34-37) прав по свободному
распоряжению личным имуществом, землей, заработной платой, а также
социальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для
определенных категорий граждан: штраф; лишение специального, воинского или
почетного звания; конфискация имущества.
Объем ограничений прав и интересов осужденных при исполнении указанных
наказаний сравнительно невелик и в основном сводится к неблагоприятным
последствиям материального характера, с вытекающими из них юридическими
обязанностями. Законные правами интересы осужденных обеспечиваются правом
требовать исполнения приговора в точном соответствии с нормами права.
Например, при исполнении наказания в виде штрафа осужденный обязан
выплатить соответствующую сумму и имеет право требовать, чтобы взыскание
штрафа производилось в установленном порядке.
Вторую группу составляют наказания, направленные на ограничение вытекающих
из ст. 37 Конституции РФ правомочий граждан свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. К числу таких
наказаний относятся: лишение права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные
работы; ограничение по военной службе.
Объем ограничения материальных и духовных благ, выраженных через
совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных, здесь
является более существенным, чем при исполнении ранее названных наказаний,
входящих в первую группу. Это обусловлено, во-первых, тем, что возможность
свободно трудиться относится к числу наиболее значимых для человека
гражданских прав и свобод. Во-вторых, ограничение права на труд обычно
связано с ущемлением и других конституционных' прав (право на получение
соответствующего вознаграждения за свой труд, право на отдых и т.д.). В-
третьих, исполнение рассматриваемых наказаний, а значит и ограничение прав
и свобод осужденных, осуществляется в течение довольно продолжительного
времени, указанного в приговоре суда (иногда на протяжении нескольких лет).
В связи с этим специальный правовой статус осужденных приобретает
существенные отличия от гражданского.
Например, в соответствии со ст.50 ч.1 УК РФ исправительные работы
отбываются по месту работы осужденного. При этом согласно ст.39 ч.1 УИК РФ
исправработы отбываются по основному месту работы осужденного. Как указано
в ст.40 УИК РФ, он не вправе отказаться от предложенной органами службы
занятости работы и переквалификации, не имеет права уволиться с работы по
собственному желанию, без разрешения органов, ведающих исполнением этого
вида наказания.
Продолжительность ежегодного отпуска у осужденных к исправительным
работам ограничена восемнадцатью рабочими днями.
Из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания
в доход государства в размере, установленном приговором суда, но в пределах
от 5 до 20%, независимо от наличия к нему претензий по исполнительным
документам. Кроме того, из текста ст.40 УИК РФ вытекают обязанности
осужденных, обеспечивающие возможность осуществления в отношении их
контроля и воспитательной работы со стороны уголовно-исполнительных
инспекций органов внутренних дел, администрации по месту работы. Осужденные
обязаны соблюдать установленный порядок отбывания наказания, являться по
вызову в органы, исполняющие наказание в виде исправительных работ. Помимо
вышеназванных правоограничений, уголовно-исполнительное законодательство
содержит ряд норм, направленных на обеспечение законных прав и интересов
осужденных, отбывающих исправительные работы. Эти лица при наличии
предусмотренных законом условий имеют право на условно-досрочное
освобождение от наказания или замену неотбытой части наказания более
мягким, право на обжалование наложенного на них взыскания и др.
Третью группу составляют уголовные наказания, направленные на
ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на
свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. К их числу
относятся ограничение свободы, а также содержание в дисциплинарной воинской
части.
Согласно ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в содержании
осужденного, достигшего совершеннолетия, в специальном учреждении без
изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Из
расположения ограничения свободы в перечне наказаний, содержащемся в ст.44
УК РФ, видно, что оно является более строгим и, следовательно, влечет за
собой более существенное ограничение прав и свобод осужденного, чем это
имеет место, например, при отбывании исправительных работ. Фактически это
обусловлено тем, что ограничение свободы отбывается в специальных
учреждениях, то есть в режиме "полусвободы", составной частью которого
является надзор.[9]
Как следует из текста ст. 55 УК РФ, наказание в виде содержания в
дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим
военную службу по призыву или контракту на должностях рядового или
сержантского состава, и применяется главным образом взамен лишения свободы.
При этом из содержания главы 20 проекта Уголовно-исполнительного кодекса РФ
видно, что режим содержания осужденных, отбывающих это наказание, во многом
сходен с режимом отбывания лишения свободы, например, в том, что касается
регламентации труда, свиданий, переписки, краткосрочных выездов за пределы
дисциплинарной воинской части и др. В то же время предусмотрены и некоторые
отличия в режиме указанных наказаний, которые преимущественно связаны с
особенностями и условиями прохождения воинской службы. Подводя итог
рассмотрению правового положения осужденных к наказаниям, не связанным с
изоляцией от общества, можно сделать вывод, что специальный правовой статус
этих лиц в большинстве случаев не имеет существенных отличий от
общегражданского. Ограничению здесь подлежат лишь отдельные конституционные
права и свободы и лишь некоторые категории осужденных существенно
поражаются в правах, приближаясь в этом смысле к лицам, отбывающим
наказание в местах лишения свободы.
5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
В соответствии со ст. 15 ч.4 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного договора". В связи с этим ст.З УИК РФ
содержит в себе положение о том, что уголовно-исполнительное
законодательство Российской Федерации учитывает международные акты,
относящиеся к исполнению наказания и обращению с осужденными.
Вышеупомянутые международные акты можно подразделить на два вида -
международные договоры и международные стандарты.
Международные договоры - это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между
государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно
к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров
является "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания", принятая Генеральной
Страницы: 1, 2, 3, 4
|