рефераты скачать

МЕНЮ


Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание

наказаний. Фактически указанные источники ограничений гражданских прав и

свобод осужденного основываются на действии норм уголовно-исполнительного

законодательства, регулирующих режим отбывания наказания (например,

установление цензуры корреспонденции и обыска осужденных в местах лишения

свободы).

В ст. 10 УИК РФ определяется правовое положение иностранных граждан и

лиц без гражданства. Иностранные граждане - это лица, имеющие гражданство

или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на

территории России. К числу иностранных граждан по смыслу действующего

законодательства о гражданстве относятся также граждане других (кроме

России) стран СНГ. Лицами без гражданства являются физические лица,

утратившие гражданство или подданство других государств и постоянно или

временно пребывающие на территории России. В данных нормах установлено, что

правовое положение указанных лиц определяется законодательством,

устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на

территории государства с ограничениями, предусмотренными законодательством

для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и установленного

законом режима или порядка исполнения наказания данного вида. При этом

следует иметь в виду то, что на правовое положение иностранных граждан во

время пребывания в Российской Федерации влияют международные договоры

России и иностранных государств.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что иностранные граждане и лица

без гражданства во время отбывания наказания не являются бесправными по

сравнению с осужденными гражданами России. Конституция Российской Федерации

и другие российские законы, международные договоры гарантируют иностранным

гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и

достоинства, неприкосновенности личности и жилища, частной жизни, личной и

семейной тайны, имущественных, семейных, трудовых прав и иных ценностей.

Закрепление правового положение осужденных в законе необходимо

оценивать с учетом положений Конституции Российской Федерации, которая

существенно изменила требования к источникам ограничений прав и свобод

человека и гражданина. Так, в ст. 55 ч.З Конституции Российской Федерации

закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены

федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях

защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства. Прежде всего следует обратить внимание на конституционное

требование установления ограничений прав и свобод гражданина только

федеральным законом. Это вполне объяснимая позиция, объяснимая тем, что

ограничения прав и свобод человека и гражданина, гарантированные на уровне

Федерации, могут быть ограничены не меньшим по юридической силе

законодательным актом. Что же следует из данного положения для правового

статуса осужденных к уголовному наказанию?

«Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина

подзаконными, в том числе ведомственными нормативными актами. Поэтому в

настоящее время идет пересмотр ведомственных актов с точки зрения

исключения из них ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Необходимые из них следует предусмотреть в законе.

Во-вторых, ограничения не могут устанавливаться законами .субъектов

Федерации. В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ уголовно-

исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции

Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода

государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания

наказания. Одновременно это гарантия соблюдения заключенных Россией

международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.

В-третьих, ограничения могут устанавливаться по строго определенным

основаниям. Это - защита основ конституционного строя, нравственности,

здоровья, прав и законных интересов других, лиц, обеспечение обороны страны

и безопасности государства. Кстати, эти основания предусмотрены в ряде

международных актов ООН применительно к ограничению отдельных гражданских

прав. Используются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и

основных свобод»[5].

В Конституции Российской Федерации впервые закреплен принцип

непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина,

определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности

законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В

качестве средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина названо

правосудие.

Фактически речь идет о приоритете конституционных прав и свобод

человека и гражданина перед положениями действующего законодательства и

правоприменительной практикой. Обеспечить этот приоритет должны судебные

органы. Например, Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из

принципа непосредственного действия конституционных норм своим

постановлением от 16 октября 1995 года признал неконституционными положения

„ ст. 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в части

приостановления выплаты трудовых пенсий во время лишения пенсионера свободы

по приговору суда. Таким образом, стало возможным определение правового

положения гражданина, отбывающего наказание, с помощью судебного

прецедента. Такая практика будет расширяться, тем более, что концепция

судебной реформы Российской Федерации допускает создание пенитенциарных

судов. Решения пенитенциарных судов, пройдя всю процедуру кассационной и

надзорной проверки, могут существенно поправить практику исполнения

наказания, особенно осуществляемую на основе подзаконных и ведомственных

актов.

Закрепление прав, свобод и обязанностей осужденных осуществляется

действующим уголовно-исполнительным законодательством в основном в виде

установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения

наказания, а также в отдельных наказаниях - применение мер исправительно-

трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы, непосредственно

посвященные обеспечению прав и свобод гражданина, например, ст. 14 УИК РФ,

гарантирующая обеспечение свободы совести осужденных, ст. 13 УИК РФ,

гарантирующая право осужденных на личную безопасность. С развитием

действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких

норм будет возрастать

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права,

законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в

рамках, как правило, уголовно-исполнительных правоотношений. Но не

ограничиваются ими. Как мы указывали ранее, права, законные интересы и

обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами

государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой

самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть

охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и

содержания.

«Социально-политическое значение прав осужденных заключается в

укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера

свободы осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по

отношению к нему, придерживаться которой - важнейшая обязанность его

представителей, в данном случае - персонала учреждений и органов,

исполняющих наказания. Права осужденных, гарантированные материально,

политически, идеологически и организационно, способствуют развитию личности

осужденного, а в конечном итоге - его исправлению. Права осужденных,

провозглашаемые лишь "на бумаге", углубляют существующий антагонизм между

обществом и осужденным, существенно отдаляют выполнение поставленных перед

наказанием целей.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному

лицу возможности определенного поведения или пользования социальными

благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень

притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага

определяются содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых,

возможность свободного в рамках предоставленного правом поведения

осужденного, пользования социальными благами (питанием, вещевым

довольствием); во-вторых, возможность требовать исполнения

корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала

учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-

исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в

необходимых случаях к защите своего субъективного права»[6]. В ст. 45

Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав

и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осужденных

обеспечивается с помощью прокурорского надзора, судебного, ведомственного,

общественного и иных видов контроля.

Исходя из изложенного, «субъективное право осужденного можно определить

как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность

определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами,

обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц органов,

исполняющих наказания, других субъектов возникающих правонарушений.

В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих

наказание, впервые в учебной литературе рассматриваются законные интересы

осужденных.

Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что

они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным,

стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными

правами, но не тождественны последним. Если субъективное право осужденных

образует такую возможность поведения, которая характеризуется высокой

степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность

законного интереса осужденных заключается в возможности, носящей характер

стремления к автономному, самостоятельному поведению, свободе личного

усмотрения в пользовании каким-либо иным социальным благом.

Несколько иное и содержание законных интересов, которое состоит из трех

элементов.

Первый - это стремление к получению предусмотренного законом социального

блага как материального (например, получение дополнительных посылок и

передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов

питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие показатели

работы и т.п.), так и духовного порядка (предоставление дополнительного

свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных

интересов осужденных, может иметь как материальный, так и духовный характер

(выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами

исправительного учреждения и т.п.).

Следует иметь в виду и то, что объектом законных интересов могут быть

социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденных (к

примеру, перевод на улучшенные условия содержания осужденных к лишению

свободы, перевод из исправительной колонии закрытого типа в колонию-

поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной

помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного

интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения

которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства

законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе

других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению

режимных правил, труду, воспитательной работе и обучению). Такая оценка

осуществляется персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание,

прокуратурой, судом, комиссией по делам несовершеннолетних и другими

субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов

осужденных следует назвать возможность ходатайствовать (а не требовать)

перед указанными управомоченными субъектами и участниками о реализации

законных интересов осужденных.

Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за

защитой законных интересов. И хотя такое обращение не означает

автоматического удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что

законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированы

государством.

Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных можно

определить как закрепленные в правовых нормах конкретного действия

стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые,

как правило, в результате оценки администрацией исправительного учреждения,

должностными лицами органов, исполняющих наказание, прокуратуры и суда

поведения осужденных во время отбывания наказания»[7].

Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по

социально-политическому назначению блага, являющегося объектом законных

интересов, последние разделены на три группы.

Первая группа - это законные интересы, направленные на получение

поощрения, закрепленного в поощрительных нормах уголовного (условно-

досрочное, досрочное освобождение), уголовно-исполнительного

(предоставление облегченных условий содержания осужденных к лишению

свободы) и иных отраслей права.

Вторая группа - это законные интересы, направленные на получение льгот

осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного

одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливается вне

зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон

придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных и

уголовно-исполнительным законодательством (к примеру, возможность

осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и

сопровождения).

Третья группа - это законные интересы, направленные на получение благ,

по своей социально-правовой сущности не являющихся для осужденного ни

поощрениями, но льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде

законного интереса осужденных. Для этого законодатель нередко прибегает к

формулировкам "как правило", "в порядке исключения", "по возможности". К

примеру, согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса России

администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с

учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.

В других случаях законные интересы осужденных нередко закрепляются в

законе в виде субъективных прав осужденных, однако в силу слабости гарантий

реализации (в основном материальных) не реализуются в полном объеме. В их

числе право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовое устройство,

которое вследствие социально-экономического кризиса в стране не может быть

гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный

интерес осужденных.

Социально-правовое значение обязанностей выражается в том, что они

являются средством формирования нравственного и правового сознания

осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и

организованности во время отбывания наказания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании

необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это

поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами

государственного принуждения.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их

содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых,

необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к

лишению свободы и исправительным работам трудиться, обязанность лица,

осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в установленный законом срок и

т.п.). Во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом

действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и

ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному

желанию и т.п.).

Необходимо отметить, что юридические обязанности осужденных вследствие

двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если

необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью

обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения

определенных законом действий - с помощью запрещающих (негативно

обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учитывается

в практике, где нередко запреты противопоставляются обязанностям

осужденных. Между тем запреты должны рассматриваться в качестве

разновидности обязанностей осужденных, а именно, в качестве обязанностей

воздержания от определенных законом действий.

Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как

установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого

поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую

достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время

его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного

лица, так и иных лиц.

3. ПРАВА, ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

«Степень регламентации положения осужденного, объем распространяющихся

на него карательных правоограничений существенно различаются в зависимости

от вида уголовного наказания. Наиболее суровым среди всех наказаний

является лишение свободы, существенным признаком которого выступает

изоляция осужденного от общества. В содержание изоляции входят ограничения

права гражданина на личную свободу, свободу передвижения, выбора места

пребывания и жительства, гарантированные гражданам ст.22 и 27 Конституции

Российской Федерации.

Так, осужденные к лишению свободы обязаны весь срок наказания находиться

в исправительных учреждениях (исправительных колониях, воспитательных

колониях и тюрьмах). Им запрещается нарушать линию охраны объектов

исправительных учреждений. Побег из места лишения свободы согласно

действующего законодательства является уголовным преступлением.

Передвижение осужденных внутри исправительных учреждений ограничивается в

пределах изолированных друг от друга участков.

Кроме этого, в исправительных учреждениях обеспечивается определенная

степень изоляции осужденных от внешнего мира, для достижения которой на

осужденных, персонал учреждений и других лиц возлагаются соответствующие

обязанности. На осужденных к лишению свободы возлагается обязанность

соблюдать установленные нормы и порядок поддержания социальных связей с

внешним миром, в частности, воздерживаться от приобретения алкогольных

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.