рефераты скачать

МЕНЮ


ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

попадают под рассмотренные выше три вида психических расстройств, но тем не

менее сопровождаются определенными нарушениями психики. Эти нарушения носят

временный характер. Это, например, галлюцинации или бредовые состояния при

инфекционных заболеваниях, вызванные тяжелыми травмами мозга, и

другие».[10]

Результаты исследований, проведенных кандидатом юридических наук Ю.Б.

Леонтьевым[11], позволяют сделать вывод о том, что в совершении наиболее

тяжких видов преступлений (убийств, тяжких телесных повреждений, грабежей,

разбоев) чаще всего принимают участие несовершеннолетние с

диагностированным алкоголизмом и бытовым пьянством. На втором месте по

степени участия в совершении указанных преступлений находятся психопаты. На

третьем ( лица с остаточными явлениями органического поражения ЦНС. В то же

время со стороны подростков олигофренов, невротиков, лиц с интеллектуальной

недостаточностью не отмечено совершения ни одного убийства, ни одного

причинения тяжких телесных повреждений. Вместе с тем, среди невротиков

наблюдается высокая доля совершения изнасилований и грабежей, а среди лиц,

у которых диагностирована интеллектуальная недостаточность, высоким

является показатель совершения грабежей.

Наличие медицинского критерия как я уже отмечала, не является

достаточным для признания лица невменяемым. После установления

биологического (медицинского) критерия должно быть определено наличие или

отсутствие психологического (юридического) критерия.

Наличие психологического (юридического) критерия означает, что лицо,

совершившее общественно опасное деяние, на момент его совершения было не

способно осознавать характер своих действий или руководить ими.[12] Исходя

из данного определения существует 2 признака юридического критерия: 1)

интеллектуальный; 2) волевой. Интеллектуальный признак предполагает

«невозможность, неспособность лица осознавать опасность своего действия

(бездействия)».[13] Это качество психики означает отсутствие у лица

способности понимать как фактическую сторону совершаемого деяния, так и

его социальный смысл. Непонимание лицом содержания фактической стороны

своего действия (бездействия) означает непонимание им причинной связи между

совершенным деянием и наступившим последствием (не осознает, что лишает

потерпевшего жизни, отнимает у него имущество и др.). Но главное в

содержании интеллектуального признака заключается в непонимании лицом

социального смысла своего деяния, то есть в отсутствии понимания его

общественно-опасного характера.

Другим признаком является волевой признак, – то есть неспособность

лица руководить своими действиями (бездействием).[14]

Уголовный закон для признания наличия юридического критерия требует

установления необязательно обоих признаков, а хотя бы одного из них либо

волевого, либо интеллектуального.

Лицо, признанное в установленном законом порядке невменяемым, не

является субъектом преступления. Оно в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ не

подлежит уголовной ответственности и не подвергается уголовному наказанию.

В отношении этого лица могут быть назначены принудительные меры

медицинского характера (ч. 2 ст. 21 УК РФ).

Необходимо отметить, что в уголовном праве существует такое понятие

как «возрастная невменяемость», которая также исключает уголовную

ответственность. Так в ч. 3 ст. 20 УК РФ указано: если несовершеннолетний

достиг возраста уголовной ответственности (шестнадцати или четырнадцати

лет), «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с

психическим расстройством, во время совершения общественно –опасного деяния

не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную

опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит

уголовной ответственности». Ребенок при этом является психически здоровым,

но у него имеется отставание в психическом развитии. Для определения

возрастной невменяемости также проводится судебно-психиатрическая

экспертиза.

Подробно рассмотрев данный раздел о критериях наступления уголовной

ответственности и как они применяются при привлечении к уголовной

ответственности и назначении наказания несовершеннолетним, можно прийти к

выводу, упущение одного из критериев при принятии решения судами может

привести к тому, что юридические санкции примененные в отношении

несовершеннолетнего не будут обладать действенной силой, будут иметь ряд

недостатков. Например, не учет биологического критерия – приведет к

бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически

неполноценных, совершивших преступления, поскольку шаблонными методами

воспитательного воздействия будут пытаться исправить того, кто, прежде

всего, нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной

степени изменено аномалией психики.

Несовершеннолетний, совершивший преступление – Какой он? Что заставило

его далеко отойти от границ допустимого? Совершенно ясно, что мгновенных

падений в моральные пропасти не бывает, и человек не рождается

преступником. Поэтому, в случае совершения преступления можно проследить

путь к этому правонарушению. Об этом следующий параграф моей дипломной

работы.

1.2. Причины способствующие становлению

несовершеннолетнего на преступный путь

Особенность юношеского возраста состоит в том, что в этот период в

человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем

отражаются на его будущей жизни. Невозможно передать словами насколько

трагична судьба подростка, совершившего преступление и как может быть

искалечена его жизнь. Ниже я подробно рассмотрю в результате каких причин и

условий подросток совершает преступление. В данный момент отмечу, что

преступление несовершеннолетнего это симптом крайнего неблагополучия его

собственной судьбы и тех условий жизни, которые его окружают, в которых он

находится ежедневно.

Существуют такие возрастные особенности несовершеннолетних, которые

серьезно сказываются на их поведении.

К 10 – 12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения

по принципу, что такое хорошо и что такое плохо. Они перенимаются от

родителей, от сверстников из фильмов, от бытовых ситуаций, которые

непрерывно идут через его сознание, действующим или пассивным участником и

свидетелем которых он постоянно бывает, в которое он включен.

К 14 – 16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он

убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо. Убеждение

складывается из его восприятия мира, из того, что хорошего или плохого было

в его жизни, их тех или иных конфликтных или разрешившихся ситуаций.

Убеждение – это уже позиция. Подросток спорит, другими способами выражает и

отстаивает свою точку зрения, у него в зависимости от собственных

представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в

соответствии, с которыми складывается круг друзей, стиль поведения, внешний

облик.

Лишь к 18 – 20 годам на основе суждений и убеждений возникает

мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу, общество в

значительной степени предопределяют жизненный путь молодого человека.

Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком

случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем

более – суждений.

Антисоциальное поведение несовершеннолетнего, как правило,

продиктовано влиянием следующих факторов: в первую очередь – внешней

социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными

особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное

реагирование на различные «жизненные неудачи».

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким

уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах

его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального

образования) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного

подростка большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, уличные

группы с отрицательной направленностью – его досуг.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в

большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм

родителей или родственников, их аморальное поведение и другое. Чаще всего

подростки, совершившие преступления, выходцы из неблагополучных семей

(пример, выписка из характеристики ученика 7 «б» класса детского дома №2:

Саша поступил в детский дом в 1997 году в 5 класс после долгих скитаний по

городу, после семейных переживаний. Родители пьяницы. Саша и его младший

брат были им не нужны»).[15]

Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и

неблагополучия детей. По официальным данным МВД только в сфере

профилактического воздействия органов милиции в 1999 году по России

выявлено 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей,

среди них 30% систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40%

устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни.

О явном неблагополучии семейного воспитания свидетельствуют и другие

данные: до 70% всех детских травм имеют семейно-бытовой характер. Число

удовлетворенных судами исков по делам о лишении родительских прав составило

в 1996 году 24 359 случаев.[16]

Но нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг

несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему добра, но не

обладающие достаточной педагогической культурой родители. А бывает, что и в

неблагополучной семье, может сформироваться положительная личность, так как

неблагоприятные внешние воздействия подросток может не воспринимать,

бороться с ними.

К числу причин преступности несовершеннолетних относится низкий

материальный уровень многих семей, значительно отстающий от минимального

прожиточного уровня, побуждает детей в таких семьях к поиску любых

источников средств существования, включая противоправные.

Материалы уголовных дел по преступлениям, совершенных

несовершеннолетними, прямо указывают на «нужду», постоянный материальный

недостаток в семье, элементарное недоедание – это толкает детей на занятие

попрошайничеством, совершение корыстных преступлений. Не случайно, что в

общей структуре преступности значительную долю составляют кражи. Причем, в

большинстве случаев – это кражи продуктов питания, одежды, денег, то есть

того, что детям не додали взрослые.

Серьезной проблемой, способствующей преступности несовершеннолетних,

становится беспризорность детей. Семья, как социальный институт снизила

свою значимость в воспитании детей. С изменением законодательства об

образовании меньше стала уделять внимание воспитанию и школа. Обострились

проблемы социального сиротства. Детские дома, интернаты, приюты

переполнены. А число социальных сирот, безнадзорных детей продолжает

увеличиваться. Дети предоставлены сами себе и улице, а родители, если они

не пьяницы, не наркоманы и не сидят в тюрьме, то озабочены тяготами

собственной жизни, и на детей сил и времени у них нет.

Равнодушие, безразличие и жестокость родителей к своим детям просто

потрясает. Матери буквально выгоняют своих детей на улицу просить

милостыню, чтобы ребенок обеспечил себе кусок хлеба, да еще и родителям

бутылку спиртного.

Для трудновоспитуемых подростков характерно негативное отношение к

учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса,

школы и т. п.

Например, по характеристике, данной классным руководителем школы №5 г.

Астрахани учащемуся Мишуткину П.В.: «По характеру скрытен, не инициативен.

Склонен к пропуску занятий без уважительных причин. Мать информирована о

пропусках сыном учебных занятий, но должных мер не принимает. Особых

интересов Мишуткин П.В. ни к чему не проявляет. Почти всегда говорит

неправду, если ему это выгодно».[17]

Налицо безразличие к учебе, в нем развиваются отрицательные качества,

родители не принимают никаких мер к пресечению негативных явлений в жизни

ребенка.

Кризисность подросткового возраста проявляется и в том, что у

подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в

этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками,

стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение

сверстников.

Потребность общения, должно быть реализована в благоприятных условиях,

а если этого не происходит, то самоутверждение осуществляется в

неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных

проявлений (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и др.) оно может

стать опасным криминализирующим фактором.

Приведу типичный пример из характеристики, данной ученику детского

дома №2 г. Астрахани Михайлову А.В. классным руководителем: «С виду мальчик

доброжелательный, открытый, но покончить с прошлым не может. Самое

серьезное отклонение в его поведении – это самовольные уходы из детского

дома, похождение в компании знакомых по прошлой жизни ребят. Замечен в

воровстве и в детском доме и за его пределами. 5.10.99 г. был пойман пьяным

в компании сверстников из детского дома».[18]

Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток

чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием

сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы.[19]

Совершение преступления в группе характерны потому, что многие

преступления технически не выполнимы для одного подростка, помимо этого,

действуя в группе, некоторые подростки смелеют, становятся дерзкими, так

как это одобряется групповым авторитетом.

В. И. Васильев в своей работе «Юридическая психология» дает количественные

и качественные характеристики, которые отражают криминальную направленность

группы: «Участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся,

злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, а

также наличие в группе осознанного лидера, авторитетный стиль управления

группой, преимущественно криминальная направленность группы, формирование

субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особенный ритуал поведения

и т. д.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе

происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений».[20]

Еще одна проблема, которую нельзя не назвать – это наркомания и

алкоголизм среди подростков. Самые жестокие преступления совершаются

подростками под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Несовершеннолетние Спиридонов В.Т., Потешин А.Н., Татаринцев П.К.

совершили убийство в группе взрослого мужчины, который поздним вечером

возвращался домой с работы, только для того, чтобы найти в его карманах

сигареты и деньги на спиртное. Били его камнем по голове, палкой, нападали

сзади, и потом еще издевались над его телом, не обнаружив денег.[21]

Социальную адаптацию несовершеннолетних могут затруднять различные

нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в данном случае меры

педагогической коррекции бывают недостаточны, необходимо вмешательство и

помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами

воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также

проводящих социальные консультации для педагогов и родителей.

Причины, способствующие совершению преступлений, действующие на

несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только

некоторых, не способных сопротивляться их воздействию. Находясь в

одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает

преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины

противоправного поведения. Это, прежде всего, особенности ценностных

ориентаций подростка, задаваемых средой и ближайшим окружением.

Таким образом, бесспорно, наиболее значимо для подростка ближайшее

окружение – семья. Состояние внутрисемейных отношений во многом определяет

поведение подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток

демонстрирует все то, чему он у них научился. Важнейшей сферой приложения

сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является

учеба и работа. Здесь несовершеннолетний сталкивается с наибольшими

жизненными трудностями, от преодоления которой зависит его внутреннее

состояние. Достижение успеха в труде и учебе важно для ощущения собственной

полноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится

причиной срывов и конфликтов в сфере учебы и труда, может влиять на

конфликтность его поведения, на желание любым способом компенсировать

неудовлетворенность.

Компенсация неудовлетворенности для трудных подростков – это чаще

всего сфера досуга. Не добившись успеха в учебе, в результате чего не

получить возможности заниматься престижным трудом, несовершеннолетний

пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда

приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления. Помочь

несовершеннолетнему найти свое место в жизни, предотвратить совершение

преступления – главная задача стоящая перед нашим обществом.

Глава II. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1. История развития уголовного законодательства

об ответственности несовершеннолетних

С 1845 года источником уголовного законодательства было «уголовное

Уложение», в котором государство закрепляло отказ от уголовного наказания

малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное

деяние, но не вменяемое им в вину по ст. 41. или хотя и вменяемое, но при

условиях, указанных, в ч. 2 ст. 55, под ответственный надзор родителей или

лиц, у которых они находились, но ничего не говорилось о том, какие меры

могли бы применять по отношению к этому малолетнему те, кому он отдан под

надзор.

Затем «Уложение» определило ответственность детей за упорное

неповиновение родительской власти, а равно и за грубое с родителями

обращение, подвергая виновных аресту до 6 месяцев, но эта ответственность

должна была быть назначена судом на общем основании.

Дисциплинарная власть осуществлялась самими родителями, причем закон

не определял ни объема, ни характера дозволенных средств наказания, говоря

только в ст. 168, т. Х, ч. 1, издание 1900г., что родители по отношению к

детям не могут покушаться на такие деяния, которые по общим законам

подлежат уголовному наказанию.

Близкую связь с дисциплинарной властью семьи имела дисциплинарная

власть школы. Выполнение обязательного воспитания падало, прежде всего, на

семью; но там где она не хотела или не могла выполнить этого назначения

своими средствами, на помощь ей являлось государство, а осуществителем его

забот становилась школа. Применение дисциплинарной власти в школе этого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.