рефераты скачать

МЕНЮ


Органы дознания и предварительного следствия

Органы дознания и предварительного следствия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СУМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ

Контрольная робота

по судебным и правоохранительным органам Украины на тему:

"ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ"

студентки группы ФПС “ правоведения ”

Ворошиловой Светланы Александровны

преподаватель: Синченко Юрий Павлович

г. Сумы 2001 г.

Содержание

1. Общие понятия про органы дознания 3

2. Система органов дознания в Украине, их задачи и полномочия 5

3. Система органов предварительного следствия в Украине 13

4. Следственный аппарат МВД Украины, его структура и полномочия 15

Список литературы 19

1. Общие понятия про органы дознания

Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой

подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных

неопровержимо установить факт преступления и совершения его определенным

лицом (лицами). Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию

преступлений и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается законом на

специальные государственные органы - органы предварительного расследования.

Предварительное расследование — это деятельность специально

уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их

совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному

исследованию и оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения

преступлений.

Задачами органов предварительного расследования являются быстрое и

полное раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к

уголовной ответственности, предупреждение и пресечение преступных деяний.

Органы предварительного расследования призваны обеспечить

действенность принципа неотвратимости наказания за совершенное

преступление. Сложной и ответственной задачей в борьбе с преступностью

является и тот факт, чтобы ни один случай преступления не проходил не

раскрытым.

В задачи органов предварительного расследования входит не только

раскрытие преступления, выявление и привлечение к ответственности виновных

в его совершении или реабилитация невиновных, но и исследование причин и

условий, способствующих совершению преступления, принятие мер к их

устранению. С этой целью указанными органами проводится большая

профилактическая работа, направленная на предупреждение и пресечение

преступных деяний.

Успешное выполнение возложенных на органы предварительного

расследования задач, возможно лишь при условии строгого соблюдения ими

законности, тесной связи с общественностью, применении научно-технических

средств и научной организации труда. От работников аппарата

предварительного расследования требуются глубокие и разносторонние

юридические знания, максимум инициативы, активности, настойчивости в

изобличении преступников и охране правопорядка, постоянное

совершенствование своей работы.

В этих целях в органах прокуратуры, внутренних дел и Службе

безопасности организована и действует система повышения квалификации

следственных и оперативных работников. Активно используется заочная и

вечерняя система юридического образования.

Большое внимание уделяется научному и техническому оснащению аппарата

предварительного расследования, внедрение в практику научно-технических

средств и научных методов расследования преступлений, оказание работникам

практической помощи в раскрытии и предупреждении преступных деяний.

Предварительное расследование делится на два вида: дознание и

предварительное следствие.

2. Система органов дознания в Украине, их задачи и полномочия

Дознание является наиболее простой разновидностью (формой)

расследования преступлений. Под дознанием понимается совокупность

оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий,

осуществляемых специально управомоченными на то административными органами

и должностными лицами в целях своевременного обнаружения и закрепления

следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для

предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.

Орган дознания, возбудив уголовное дело, как при наличии признаков

преступления, не являющегося тяжким, так и по тяжкому преступлению

производит оперативно-розыскные и следственные действия.

Так, при наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, орган

дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-

процесеуального закона, производит следственные действия до установления

лица, его совершившего. После этого орган дознания, соблюдая сроки, не

более десяти дней, начиная с момента установления лица, его совершившего,

составляет постановление о передаче дела следователю, которое представляет

прокурору для утверждения. Если такое лицо не установлено, дознание

приостанавливается (ст. 209 УПК Украины) с соблюдением требований ч.З ст.

206 УПК Украины, т.е. в случае когда лицо совершившее преступление не

установлено, предварительное следствие (дознание) может быть приостановлено

лишь после производства всех необходимых и возможных следственных действий

для установления лица, совершившего преступление. Орган дознания принимает

меры к установлению этого лица.

В случае возбуждения органом дознания дела о тяжком преступлении он

обязан передать его следователю через прокурора, после выполнения

неотложных следственных действий, в срок не более десяти дней с момента

возбуждения дела. Если по делу о тяжком преступлении, переданном

следователю, не установлено лицо его совершившее, орган дознания продолжает

выполнять оперативно-розыскные действия и уведомляет следователя об их

результатах.

Следует отметить, что оперативно-розыскная работа органов дознания

регулируется не нормами уголовно-процессуального права, а законом Украины

«Об оперативно-розыскной деятельности». При их выполнении орган дознания

обязан тщательно соблюдать закон. Данные, полученные в результате

оперативно-розыскных мероприятий, сами по себе не имеют значения

доказательств и не могут фигурировать в деле, если они не проверены и не

закреплены процессуальными (следственными) действиями по правилам уголовно-

процессуального законодательства.

При осуществлении следственных действий по установлению и закреплению

следов преступления, орган дознания производит: осмотр, обыск, выемку,

освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших

и свидетелей в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального

законодательства.

Из сказанного следует сделать вывод о том, что хотя органы дознания и

применяют оперативно-розыскные меры, однако, имеющая значение для судебного

рассмотрения дела основная деятельность этих органов происходит целиком и

полностью в рамках процессуального законодательства. Это важно подчеркнуть

потому, что органы дознания являются не следственными, а административными

органами. Однако в своей деятельности по подготовке материалов, они обязаны

соблюдать уголовно-процессуальные нормы. Не случайно поэтому уголовно-

процессуальный закон предъявляет в равной мере к суду, прокуратуре,

следователю и лицу, производящему дознание требование о всестороннем,

полном и объективном исследовании обстоятельств дела на основе оценки

доказательств по внутреннему убеждению. Этим обеспечивается не только

доброкачественность материалов дознания, но и законность во всей их

деятельности, соблюдения конституционных прав граждан.

Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает исчерпывающий

перечень органов дознания. Ими являются: 1) милиция; 2) налоговая милиция;

3) органы безопасности; 4) командиры воинских частей, соединений,

начальники воинских учреждений; 5) таможенные органы; 6) начальники

учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, ЛТП и ВТП; 7)

органы государственного пожарного надзора; 8) органы пограничной охраны; 9)

капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании[1].

Никакие другие органы государства и должностные лица не правомочны

возбуждать уголовные дела и вести дознание.

Закон различает орган дознания и лицо, производящее дознание. Органом

дознания является либо учреждение в целом (из числа учреждений,

содержащихся в выше приведенном перечне), либо руководитель данного

учреждения. Однако не все работники названных учреждений могут осуществлять

дознание. Дознание по уголовным делам проводят только те лица, которые

управомочены на это органом дознания. К примеру, в Вооруженных Силах

органом дознания является командир воинской части, который сам может вести

дознание, но, как правило, назначает для этого военного дознавателя из

числа офицеров части. Командир части может поручить производство дознания

любому офицеру части.

Большинство из указанных органов дознания производят его только по

отдельным категориям дел, или на определенной территории, или в каких-то

специальных условиях. Командиры воинских частей, соединений, начальники

воинских учреждений производят дознание только по делам о всех

преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и

военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также по делам о

преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Украины в

связи с выполнением служебных обязанностей либо в расположении части,

соединения, учреждения.

Органы безопасности осуществляют дознание по делам об особо опасных

государственных и иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению[2].

Начальники исправительно-трудовых учреждений управомочены производить

дознание о всех преступлениях, совершенных в расположении исправительно-

трудовых учреждениях осужденными и любыми другими лицами, а также о

преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных

сотрудниками ИТУ (лицами начальствующего состава, рабочими и служащими) как

в пределах, так и вне расположения учреждения.

В соответствии с ведомственными актами МВД Украины должностными

лицами, на которых возложены функции органов дознания в системе

исправительно-трудовых учреждений, являются: начальник главного управления

по исполнению наказания МВД Украины, начальники управлений, отделов

исправительно-трудовых учреждений внутренних дел областей (городов);

начальники исправительно-трудовых колоний; начальники тюрем; начальники

следственных изоляторов; начальники лечебно-трудовых и воспитательно-

трудовых профилакториев.

Таможенные органы управомочены производить дознание по делам о

контрабанде.

Органы государственного пожарного надзора выступают в качестве органов

дознания по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил. С учетом

структуры органов пожарной охраны в МВД Украины органами дознания следует

считать такие из них: управление государственной пожарной охраны МВД

Украины; управления (отделы) пожарной охраны УВД областей и городов;

военизированные пожарные части крупных городов; инспекции государственного

пожарного надзора горрайорганов внутренних дел.

Органы пограничной охраны - подразделения пограничных войск, на

которые возложена охрана сухопутной и морской государственной границы

Украины, осуществляют дознание по делам о нарушении государственной

границы.

Капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются

органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных во время

нахождения судна вне пределов территории, являются органами дознания по

делам о всех преступлениях, совершенных на судне, производится

соответствующими территориальными органами.

Налоговая милиция проводит дознания по делам об уклонении от уплаты

налогов и сборов (обязательных платежей), а также по делам о сокрытии

валютной выручки.

Наибольший объем работы по расследованию преступлений среди других

органов дознания выполняет милиция. Ей предоставлено право производить

дознание по делам о любых преступлениях, если расследование их не отнесено

к компетенции иного органа дознания. Это обусловлено наличием у милиции

широких полномочий для выполнения возложенных на нее задач по охране

общественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан,

предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств,

предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

Аппараты милиции (уголовный розыск, ГСБЭП, охраны общественного

порядка, ГАИ, паспортные подразделения) входят в состав соответствующих

учреждений внутренних дел, начальником милиции считается руководитель

учреждения внутренних дел. Таким образом, начальником милиции Украины

является министр внутренних дел Украины, областной милиции - начальник

управления внутренних дел области, городской - начальник городского

Управления МВД Украины в области, районный - начальник районного отдела

городского управления МВД Украины в области. Именно эти должностные лица, а

не те, которые возглавляют аппараты милиции, входящие в состав учреждений

внутренних дел, являются руководителями органов дознания.

Милиция, особенно районного и городского звена, наиболее приближена к

населению. Поэтому сотрудники милиции, как правило, первыми обнаруживают

преступления и принимают меры к их раскрытию. При этом возникает

необходимость производства следственных действий для выявления и

закрепления следов преступления, обнаружения и задержания лиц, его

совершивших, этим и объясняется то, что милиция наделена правом возбуждать

уголовные дела и производить следственные действия по большинству

совершенных преступлений.

Органы дознания могут возбудить уголовное дело и провести следственные

действия, но далеко не все из них управомочены на проведение оперативно-

розыскных действий. Оперативную деятельность не осуществляют, в частности,

командиры воинских частей в армии, органы пожарного надзора, капитаны

морских судов.

Наряду с органами дознания в законе говорится о лице, производящем

дознание. Это должностное лицо, которое непосредственно проводит

расследование в форме дознания. Таким правом наделены руководители

соответствующих органов. Вместе с тем они могут поручить производство

дознания своим подчиненным, занимающим определенное должностное положение.

Круг таких лиц, допускаемых к производству дознания, в общих чертах

определяется ведомственными подзаконными актами.

В милиции к производству дознания допускаются все лица оперативно-

начальствующего состава, включая участковых инспекторов милиции, имеющих

специальное образование или опыт расследования преступлений. В крупных

горрайорганах внутренних дел образованы отделы дознания, введены штатные

должности дознавателей и старших дознавателей.

В органах Службы безопасности производство дознания может быть

возложено на любое достаточно подготовленное лицо из числа оперативно-

начальствующего состава.

В учреждениях исполнения наказания дознание по приказу начальника

учреждения производится одним из лиц начальствующего состава, как правило,

из состава оперативных служб УИН.

В органах государственного пожарного надзора производство дознания

осуществляется инспекторами пожарного надзора.

Капитаны морских судов могут поручить производство дознания одному из

своих помощников или другому лицу из числа начальствующего состава экипажа

судна.

Лицо, производящее дознание, наделено правом самостоятельно принимать

решения о производстве необходимых следственных действий и выполнять их.

Однако, если дознание производится не руководителем органа, которому это

поручено, решения по важнейшим процессуальным вопросам расследования, в

первую очередь о направлении дела (по возбуждении, приостановлении,

возобновлении и прекращении), о применении мер процессуального принуждения

(задержании, приводе, обыске, наложении ареста на имущество и др.) и другим

вопросам, должны быть утверждены начальником органа. Такое утверждение не

требуется лишь в тех случаях, когда в законе в связи с принятием

конкретного процессуального решения говорится не об органе дознания, а о

лице, производящем дознание[3].

Надзор за деятельностью органов дознания и лиц, производящих дознание,

осуществляет прокуратура. При этом прокурор обладает более широкими

правами, чем при надзоре за следователями. В частности, при несогласии с

указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации

преступления, о прекращении дела и др., орган дознания вправе обжаловать их

вышестоящему прокурору, однако не приостанавливая выполнения этих указаний.

Милиция как орган дознания осуществляет работу по протокольной форме

досудебной подготовке материалов[4].

Анализ и обобщение сложившейся практики подтвердили жизненность и

профессиональную необходимость протокольной формы досудебной подготовки

материалов. Подавляющее число преступлений, в отношении которых

осуществляется такая подготовка материалов, совершаются в условиях

очевидности. Проверка здесь не составляет больших затруднений, если,

конечно, она начата и организована в строгом соответствии с законом.

В судебном разбирательстве по большинству таких дел остаются без

изменения объем и характер обвинения, а также юридическая оценка

преступления. В связи с этим приговоры, как правило, вступают в законную

силу по истечению кассационного срока; лишь на небольшую часть из них

приносятся кассационные жалобы или протесты.

Протокольная форма досудебной подготовки материалов включает 4-е

этапа: 1. Порядок производства; 2. Порядок направления материалов в суд;

3. Возбуждение дела в суде; 4. Рассмотрение дела в суде.

I. Порядок производства. Протокольная форма досудебной подготовки

материалов осуществляется по делам о преступлениях, не представляющих

большой общественной опасности и сложности в расследовании. Ранее по ним,

как правило, проводилось дознание либо предварительное следствие.

Применение протокольной формы досудебной подготовки материалов

осуществляется по 33 составам преступлений[5].

II. Порядок направления материалов в суд. По делам о преступлениях о

злостном уклонении от уплаты алиментов, незаконной охоте, хулиганстве без

отягчающих обстоятельств, нарушении правил административного надзора и др.,

органы дознания не позднее, чем в 10-дневный срок устанавливают

обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя,

очевидцев и др. лиц, истребуют справку о наличии или отсутствии судимости у

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.