рефераты скачать

МЕНЮ


Органы Дознания

предварительного следствия. В соответствии с этой статьей производство

дознания может быть продлено районным, городским прокурором, военным

прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним

прокурорами сроком до трех месяцев.

Дознание в указанных в законе случаях может производиться по делам о

преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка

материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в

протокольной форме. Это может иметь место в случаях, предусмотренных ст.

416 УПК:

- возбуждение уголовного дела начальником органа дознания, если в

десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства

совершения преступления;

- возвращение судом дела для выяснения существенных дополнительных

обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании;

- возвращение прокурором либо судом материалов для выяснения

существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения

дела.

В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее

двадцатидневного срока со дня возбуждения или возвращения уголовного

дела.

III. Функции и обязанности органов дознания.

В соответствии со ст. 118 ч. 1 и 2, а также ст. 127 ч. 4 и ст. 132

ч.3 на органы дознания возложены следующие обязанности:

1. Производить предусмотренные уголовно-процессуальным законом действия и

оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц

их совершивших.

2. Принимать все меры, необходимые для предупреждения и пресечения

преступления.

3. Выполнять поручения и указания следователей в производстве следственных

и розыскных действий, оказывать им помощь при проведении следственных

действий.

По смыслу уголовно-процессуального законодательства,

регламентирующего обязанности интересующих нас органов, органы дознания

являются органами предварительного расследования, уполномоченные, как и

следователь, осуществлять процессуальную деятельность в связи с

поступающей к ним информации о совершении преступления.

В целом деятельность органов дознания складывается из двух основных

функций: уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной, которые

объединяют собой более мелкие и конкретные функции, рассматриваемых нами

правоохранительных органов. Так при уголовно-процессуальной деятельности

органы дознания осуществляют следующие функции:

- рассмотрение и разрешение заявлений о преступлениях.

В соответствии со ст. 109 ч.1 УПК органы дознания обязаны принимать

заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом

преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток со дня

получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях - в срок не

более десяти суток.

Заявления могут приниматься, как устные, так и письменные

(обязательны от предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц).

Устные заявления заносятся в протокол, которые подписывают заявитель и

лица производящие дознание, если он принял заявление (ст.110 УПК).

Протокол также составляется и при явке с повинной (ст. 11 УПК РСФСР).

После ознакомления с поступившим заявлением принимается одно из

следующих решений:

1) Возбудить уголовное дело в порядке, доказанном в ст. 112 УПК.

2) Отказать в возбуждении дела. При этом выносится мотивированное

постановление (ст. 112 УПК).

3) Передать заявление или сообщение по подследственности или подсудности

(ст. 114 УПК).

- проведение проверочных действий в связи с наличием иных поводов к

возбуждению уголовного дела.

- дознание.

Данная функция закреплена в ст.115 УПК, в которой четко говорится о том,

что после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, орган

дознания приступает к производству дознания, руководствуясь правилами

уголовно-процессуального закона с санкции прокурора

- досудебная подготовка материалов в протокольной форме.

По делам о преступлениях, перечисленных ст. 414 УПК, органы дознания не

позднее чем в десятидневный срок устанавливают обстоятельства

совершенного преступления и личность правонарушителя, получают объяснения

от правонарушителя, очевидцев и других лиц, истребуют справку о наличии

или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его

работы или учебы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения

дела в суде (ч. 1 ст. 415). Обстоятельства совершения преступления

заносятся в протокол, который составляется в соответствии со ст. 415 ч. 3

УПК РСФСР.

- производство розыскных и следственных действий по поручениям

следователей (ст. 127, 132, 196 УПК РСФСР).

- участие в отдельных следственных действиях, проводимых

следователями, для оказания помощи.

Данная функция нашла свое закрепление в ст.127 ч.4 УПК, которая гласит:

следователь по расследуемым им делам в праве требовать от органов

дознания содействия при производстве отдельных следственных действий.

Свое требование он представляет в письменном виде, и оно является для

органов дознания обязательно-выполнимым.

Приведенные выше функции осуществляются органами дознания в период

уголовно-процессуальной деятельности. Что же касается оперативно-

розыскной деятельности органов, как мне кажется, следовало бы сначала

перечислить те государственные органы, в полномочия которых входит

оперативно-розыскная деятельность. Так, в соответствии со ст. 13

Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности на территории РФ

право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется

оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов налоговой полиции.

4. Федеральных органов государственной охраны.

5. Органов пограничной службы Российской Федерации.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы разведки Российской Федерации.

8. Министерства юстиции Российской Федерации.

(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.98 N 117-ФЗ)

Как видно из данного перечня, не все органы дознания осуществляют

оперативно-розыскную деятельность. Данной деятельностью не обладают

руководители отдельных учреждений (командиры воинских частей,

соединений, начальники военных учреждений, капитаны морских судов,

начальники зимовок), а также органы государственного пожарного надзора.

На основе ст. 2 того же закона, органы, занимающиеся оперативно-

розыскной деятельностью преследуют решения следующих задач:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а

также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или

совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,

следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска

без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу

государственной, военной, экономической или экологической безопасности

Российской Федерации.

При этом для осуществления решений, поставленных перед ними задач,

указанным выше органам необходимо провести ряд оперативно-розыскных

мероприятий:

1. Опрос граждан.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и

транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

IV. Милиция как основной орган дознания.

Основными органами дознания в настоящее время является милиция,

поскольку именно она выполняет основной объем работы по приему,

рассмотрению заявлений о совершении преступлений, дознанию и

протокольному производству. Милиция - универсальный орган дознания,

поскольку закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями

дел и в связи с этим милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому

преступлению.

В соответствии со ст.7 Закона РФ "О милиции" от 28 апреля 1991 г.

"милиция в РСФСР подразделяется на криминальную милицию и милицию

общественной безопасности (местную милицию). В своей деятельности милиция

подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации,

Министерству внутренних дел и Управлениям внутренних дел республик, краев

и областей - субъектов Российской Федерации. Кроме того милиция

общественной безопасности (местная милиция) подчиняется еще

соответствующим местным органам власти". Из сказанного выше видно, что

криминальная милиция строится по вертикали, т.е. подчиняется только

вышестоящему органу Министерства внутренних дел, вплоть до Министерства

внутренних дел Российской Федерации. Милиция общественной безопасности

подчиняется также и по горизонтали - местным органам власти и

управлениям, что позволяет принимать во внимание местные условия и

особенности в области борьбы с правонарушениями.

Криминальная милиция.

В соответствии со ст. 8 закона РФ "О милиции" основными задачами

криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие

преступлений, по делам по которым обязательное производство

предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска

лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от

исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в

случаях, предусмотренных законодательством.

Комментируя приведенную выше часть закона, следует отметить, что

кроме всего прочего органы криминальной милиции выполняют функции

органов дознания (ст. 117, 118, 119 УПК). При этом они при наличии

признаков преступления возбуждают уголовное дело и производят неотложные

следственные действия по установлению и закреплению следов преступления

(перечень их дан в уголовно-процессуальном законе). Таким образом,

криминальная милиция действует в тесном контакте с прокурорско-

следственными органами, а после передачи дела следователю - только по его

поручению (за исключением отдельных полномочий в тех случаях, когда лицо,

совершившее преступление, установить не удалось).

Согласно тому же закону в состав криминальной милиции входят

оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения,

необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции

общественной безопасности (местной милмции).

Милиция общественной безопасности.

Положение милиции общественной безопасности (местной милиции)

закреплено в ст. 9. закона РФ "О милиции" и указом Президента РФ о

милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ от 12 февраля

1993 года. Данный указ утверждал Положение о милиции общественной

безопасности в РФ согласно приложения №1, в котором в соответствии с

законодательством РФ к основным задачам милиции общественной безопасности

относятся:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной

безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных

правонарушений;

- раскрытие преступлений, по делам которых производство

предварительного следствия не обязательно, и расследование

преступлений в форме дознания;

- оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным

лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным

объединениям.

Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены

только законом.

Приведенные выше задачи свидетельствуют о максимальной приближенности

данного органа к нуждам населения конкретной территории.

В том же положении закрепляется и состав милиции общественной

безопасности (местной милиции), в которую входят прежде всего

подразделения и органы "непосредственного реагирования" - дежурные части,

подразделения патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны и другие.

Уже само существование этих органов и служб, приближенных к населению

данной территории, ее объектам, имеет немалое профилактическое значение.

Кроме того, весьма важным является знание сотрудниками местной милиции

особенностей данной территории, контингента проживающих и бывающих на ней

лиц. Это обеспечивает возможность оперативно принять необходимые меры по

предотвращению или пресечению правонарушения.

------------------------------------------------------------------

Однако на практике как правило происходит фактическое смешение уголовно-

процессуальных и оперативно-розыскных функций в деятельности органов

дознания. В этой связи издан приказ МВД РФ № 368 - 1992 г. "О мерах по

укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия

преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно".

Указанным нормативным актом регламентировалось создание специализированных

подразделений дознания милиции общественной безопасности. Позже их

существование было закреплено в "Положении о милиции общественной

безопасности (местной милиции) в РФ" от 12 февраля 1993 г. Данные

подразделения были организованы для обеспечения качественного и более

полного выполнения задач по раскрытию и расследованию преступлений по

делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В

исключительных случаях начальник органа внутренних дел может поручить

специализированному подразделению дознания проведения дознания по делам,

по которым предварительное следствие обязательно.

Начальники подразделений милиции общественной безопасности, наряду с

общими организационными и контрольными функциями, наделены обязанностями

утверждать постановления, вынесенные дознователями. Однако, несмотря на

это, лицо, производящее дознание, несет персональную ответственность за

своевременное и качественное проведение процессуальных действий,

законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.

В соответствии со ст. 211 УПК надзор за исполнением законов органами

дознания осуществляет соответствующий прокурор. Его указания, данные на

основе уголовно-процессуального законодательства, являются для данных

субьектов обязательными (ст. 210 УПК).

V. Обеспечение законности при

производстве дознания.

Законности этого следственного действия придается исключительно большое

значение. Закон детально регламентирует порядок допроса свидетелей,

потерпевших, обвиняемых и подозреваемых (ст.150,158,161 УПК). Ниже

приведены основные требования законности при проведении допросов:

1) Необходимость допроса лица в том качестве, в котором он

привлекается к делу, и по тем вопросам, которые входят в предмет его

показаний.

Все, кто вызван на допрос, должны знать, в качестве кого они будут

допрошены. Следователь обязан объявить об этом каждому лицу сразу же перед

допросом. Случаи, когда из "тактических соображений" этот момент

упускается, следует расценивать как нарушение законности, так как это

ведет к нервозности допрашиваемого лица и противоречит следственной этике.

2) Запрет использования незаконных мер для получения показаний.

Закон запрещает домогаться показаний обвиняемого путем насилия,

угроз и иных незаконных мер (ст. 20 УПК). Данное указание относится и к

допросу подозреваемого, свидетеля, потерпевшего. Ответственность за

принуждение к даче показаний как обвиняемого, так и любого другого лица

путем угроз или иных незаконных действий предусмотрена ст. 302 УК.

3) Соблюдение прав допрашиваемых лиц свободно, в форме рассказа,

излагать свои показания.

В ст. 158 УПК (о порядке допроса свидетелей) прямо указано, что допрос

по существу дела начинается предложением свидетелю рассказать все

известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос.

После чего дознаватель может задать ему вопросы. Аналогичный порядок

предусмотрен и для допроса потерпевших (ст. 161 УПК).

4) Запрещается задавать наводящие вопросы.

После дачи показаний следователь вправе задать вопросы. Но УПК

запрещает постановку наводящих вопросов свидетелям и потерпевшим (ст. 158,

161 УПК).

5) Соблюдение режима времени допроса.

Нельзя в тактических целях допускать многочасовые допросы, рассчитанные

на "измор" допрашиваемого, т.к. вследствие длительного допроса он может

утратить физическую и психическую способность правильно оценивать

происходящее и дать неверные показания. Закон частично регламентирует

время допроса обвиняемого. Не допускается допрос в ночное время, кроме

случаев нетерпящих отлагательств (ст. 150 УПК). Дознаватель обязан

допросить обвиняемого сразу после предъявления ему обвинения (ст. 150

УПК). Это требование закона позволяет получать наиболее правдивые

показания. Законодательство предусматривает и время допроса подозреваемого

(ст. 123 УПК). Если он был задержан или в отношении него избрана мера

пресечения в виде заключения под стражу, то допрос производится

немедленно. В случаях, когда это невозможно, подозреваемый должен быть

опрошен не позднее 24 часов с момента задержания (ст. 123 ч. 3 УПК ).

6) Недопустимость присутствия на допросе посторонних лиц.

По общему правилу допрос должен производиться наедине. При допросе

всех лиц могут участвовать прокурор и начальник следственного отдела. В

определенных случаях, указанных в законе, при допросе могут присутствовать

защитник, педагог, законные представители несовершеннолетнего или его

близкие родственники, эксперт№.

7) Соблюдение объективности и полноты допроса.

Допрос должен носить объективный характер, чтобы допрашиваемые лица не

подвергались давлению или внушению со стороны дознавателя для дачи

показаний в подтверждении той или иной версии. Дознаватель должен принять

все предусмотреные законом меры для всестороннего, полного и объективного

исследования обстоятельств дела (ч. 1 ст. 20 УПК), стремиться получить

достоверную информацию.

8) Правильная и объективная запись показаний в протоколах

Закон требует, чтобы показания заносились в протокол от первого лица и

по возможности дословно (ст. 151 УПК). По окончании допроса протокол

предъявляется обвиняемому для прочтения или по его просьбе прочитывается

следователем. Обвиняемый имеет право требовать дополнительный протокол и

внесение в него поправок, которые подлежат обязательному занесению в

протокол (ст. 151 УПК). Подобное требование предъявляется и при

составлении протокола допроса подозреваемых, свидетелей и потерпевших

(ст.123, 160 УПК). В протоколе обязательно наличме подписи обвиняемого, а

в случие участия в допросе переводчика - и его в том числе.

Заключение

Рассмотрение вопросов деятельности органов дознания дает возможность

узнать не только о правоприменительной деятеьности правоохранительных

органов Российской федерации, но и о работе механизма государственного

принуждения в целом. Подробный анализ наглядно показывает сложившуюся в

россии систему органов охраны права: их практику и взаимодействие. Данные

знания особенно важны для юристов, которые непосредственно связаны с

охраной и применением права.

Данная работа позволила выявить не только общие принципы деятельности

органов дознания но и определить особенности, присущие каждому органу и

специфику его работы.

Изучение порядка работы и соблюдения законности в работе органов

дознания является одним из важных вопросов современной правоохранительной

системы, так как от этого зависит фактическая реализация правового

механизма регулирования правоохранительной деятельности.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.