рефераты скачать

МЕНЮ


Наказание по уголовному праву

(ст. 73 УК) этот срок начинает течь с момента вступления приговора суда в

законную силу. Если основным наказанием были обязательные работы,

исправительные работы, ограничение свободы, арест, содержание в воинской

дисциплинарной части либо лишение свободы, срок этого дополнительного

наказания исчисляется с момента отбытия основного вида наказания (часть

четвертая ст. 47 УК).

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ исполнение данного

вида наказания возложено на уголовно-исполнительные инспекции органа

внутренних дел по месту жительства осужденного. Если же данное наказание

назначено в качестве дополнительного к основному, оно исполняется той же

инспекцией после отбытия основного наказания. Инспекция ведет учет

осужденных, контролирует соблюдение предусмотренного приговором запрета,

проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий

(учреждений, организаций) по месту работы осужденного, организует

проведение воспитательной работы.

Уголовно-исполнительное законодательство подробно регламентирует

обязанности администрации организаций по исполнению приговора, органов,

правомочных аннулировать разрешение на занятие определенными видами

деятельности, исчисление сроков отбывания этого наказания и обязанности

осужденных (выполнять предписания приговора, предоставлять документы,

связанные с исполнением наказания, сообщать о месте работы или его

изменении, являться в инспекцию и т.п.).

В случае злостного неисполнения должностными лицами приговора суда,

применившего данное наказание, они подлежат уголовной ответственности (по

ст. 315 УК).

7. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и

государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с

учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или

почетного звания, классного чина и государственных наград.

Суть этого вида уголовного наказания состоит, таким образом, в том, что с

учетом тяжести преступления и личности осужденного суд своим приговором

считает необходимым лишить осужденного либо специального, воинского или

почетного звания, которые были присвоены ему в соответствии с профессией,

занимаемом должностью, особыми заслугами в определенной области, либо

государственных наград (орденов, медалей, почетных знаков и т.п.), которыми

государство удостоило его за прежние достижения, заслуги, за проявленные

мужество и отвагу в период Великой Отечественной войны или в условиях

других военных действий, или при выполнении особо важных специальных

заданий. Таким своим решением суд констатирует, что осужденный совершением

тяжкого или особо тяжкого преступления дискредитировал имеющиеся у него

специальное или воинское звание либо государственные награды, недостоин их

и должен быть их лишен. Одновременно лицо лишается и тех преимуществ или

льгот, которые были связаны со званиями или наградами.

К специальным относятся звания, установленные в ряде ведомств и служб,

осуществляющих, как правило, властные функции и полномочия: таможенная,

налоговая служба, органы внутренних дел (кроме пограничных войск).

Складывавшаяся в период действия прежнего УК РСФСР судебная практика не

относила к специальным ученые звания и ученые степени (доцент, профессор,

кандидат наук, доктор наук и т.п.). По отдельным конкретным делам высшие

судебные органы признавали необоснованным лишение осужденных ученой степени

и внесение соответствующего представления в ВАК. В подобных случаях судам

рекомендовалось направлять в ВАК лишь информацию об осуждении лица,

имеющего степень или звание.

Воинскими являются звания, установленные в Вооруженных Силах Российской

Федерации. На практике речь идет о лишении офицерских званий. Почетными

следует считать звания, присвоенные за большие заслуги в науке, искусстве,

в конкретной сфере производственной или иной общественно-полезной

деятельности (например, «народный художник республики», «заслуженный

деятель науки», «народный артист республики», «отличник высшей школы»,

«заслуженный строитель» и т.д.).

Классные чины, определяющие должностное положение и его место в служебной

иерархии, установлены в некоторых специальных ведомствах (например, в

прокуратуре: от младшего юриста до действительного государственного

советника). В настоящее время в связи с принятием Закона «О государственной

службе и государственных служащих» классные чины (от референта

государственной службы до действительного государственного советника РФ)

вводятся для лиц, состоящих на государственной службе.

Лишение указанных в законе званий, чинов и государственных наград может

применяться только как дополнительное наказание, усиливающее действие

основного наказания и связанное прежде всего с моральным воздействием на

осужденного.

Закон содержит ограничительные условия применения данного наказания. Во-

первых, оно может быть назначено только при осуждении за тяжкое или особо

тяжкое преступление (пп. 4 и 5 ст. 15 УК). Во-вторых, закон предписывает

решать вопрос о его назначении с учетом личности осужденного. Это

требование закона означает, что целесообразно применение этого наказания

при весьма отрицательной характеристике личности (особая изощренность или

жестокость, наиболее активная роль при совершении преступления, аморальное

поведение до привлечения к ответственности, алкоголизм, наркомания и т.п.)

либо при стечении отягчающих обстоятельств, относящихся к личности

виновного (ст. 63 УК).

Порядок исполнения данного вида уголовного наказания до принятия нового

нормативного акта регламентируется положением о порядке и условиях

исполнения наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового

воздействия на осужденных. В соответствии с ним, если по приговору

осужденный лишается специального или воинского звания, копия приговора

направляется органу, который присвоил это звание. По получении копии

приговора, которым осужденный лишен воинского или специального звания,

орган, присвоивший это звание, вносит в установленном порядке в

соответствующие документы запись о лишении осужденного звания и принимает

меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем

сообщает суду.

Так же, очевидно, должен решаться и вопрос о лишении осужденных классного

чина. В частности, если речь идет о работнике прокуратуры, копия приговора

должна направляться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Применительно к ранее действовавшему Уголовному кодексу порядок лишения

специальных или воинских либо почетных званий был различным в зависимости

от уровня органа, который присваивает соответствующие звания. Самим

приговором суда лицо могло быть лишено тех званий, которые присваиваются не

высшими органами государственной власти или высшими исполнительными

органами, а руководителями министерств и ведомств, которым такое право

предоставлено (к примеру, суд непосредственно может лишить осужденного

воинского звания включительно до подполковника). В названном выше Положении

предусматривался также и порядок лишения государственных наград и почетных

званий, которыми осужденный был награжден (или ему было присвоено почетное

звание) высшими органами государственной власти или управления Российской

Федерации (ранее СССР и РСФСР). В этих случаях копия приговора о лишении

наград или звания направлялась в орган, который наградил осужденного

государственными наградами либо присвоил ему почетное звание (например,

«Герой Советского Союза»)1.

8. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от

основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид

которых определяется органами местного самоуправления.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот

сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных

работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в

течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при

определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день

ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой

или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте

до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесяти пяти лет, мужчинам, достигшим

шестидесяти лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по

призыву.

Суть этого нового вида наказания заключается, следовательно, в

принудительном привлечении осужденного к общественно-полезным работам. При

этом лицо должно выполнять свою основную работу или учиться в

соответствующем учебном заведении (школе, колледже, вузе и т.п.), а к

работам привлекаться во время, когда оно не занято на основной работе или

на учебе. Обязательные работы могут назначаться только в качестве основного

наказания. Кроме того, они могут быть назначены взамен штрафа в случаях

злостного уклонения осужденного от его уплаты. Содержание данного наказания

является предметным проявлением принципа гуманизма, свойственного

современному российскому уголовному праву. Осужденный не изолируется,

остается дома, в кругу семьи, на прежней работе, сохраняются все его

социальные связи, что должно способствовать достижению целей наказания.

Осужденный к данному виду наказания принудительно привлекается к работе,

не требующей, как правило, специальной подготовки или квалификации (уборка

улиц, дворов, использование осужденных в качестве разнорабочих и т.п.).

Признаками данного вида наказания являются, во-первых, обязательность

работ, то есть принудительное их выполнение. Во-вторых, такие работы

выполняются бесплатно, то есть осужденный не получает за неё никакого

денежного вознаграждения. И, в-третьих, выполняются они в свободное от

основной работы или учебы время (вечером либо в нерабочие дни, исключая

государственные праздники) и по месту жительства осужденного.

Уголовный закон определяет продолжительность обязательных работ: они

устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются

не свыше четырех часов в день (часть вторая ст. 50 УК).

Уголовно-исполнитсльный кодекс РФ возлагает исполнение этого наказания на

уголовно-исполнительный инспекции органов внутренних дел по месту

жительства осужденного. Эти инспекции ведут учет осужденных, согласовывают

с местными органами самоуправления объекты обязательных работ, контролируют

поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного времени.

Осужденные обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания

наказания, добросовестно трудиться, работать на определенных для них

объектах и отработать установленный судом срок работ, ставить в известность

инспекцию о перемене места жительства. Предоставление осужденному

очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения

обязательных работ. В случаях признания осужденного инвалидом 1-й или 2-й

группы либо при наступлении беременности у осужденной женщины инспекция

направляет в суд представление об освобождении их от дальнейшего отбывания

наказания.

Уголовным и уголовно-исполнительным законом предусмотрена также

ответственность осужденных к данному виду наказания, нарушающих порядок и

условия отбывания наказания и за злостное уклонение от их отбывания.

В первом случае инспекция предупреждает осужденного об ответственности за

нарушение, во втором - направляет в суд материалы для привлечения к

уголовной ответственности. Злостным нарушением порядка отбывания данного

наказания уголовно-исполнительное законодательство признает: а) невыход на

обязательные работы более двух раз в течение месяца без уважительных

причин; б) когда осужденный скрывается с целью уклонения от отбывания

наказания.

9. Исправительные работы

1. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух

лет и отбываются по месту работы осужденного.

2. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся

удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в

пределах от пяти до двадцати процентов.

3. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным

к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание

ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день

ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за

два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня

исправительных работ.

Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного.

Исправительные работы применяются, как правило, когда данный вид наказания

предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК.

Сказанное в отношении обязательных работ, их социальной роли в

значительной мере относится и к исправительным работам. И в содержании

этого наказания предметно реализуется принцип гуманизма уголовного права.

Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает

работать в той же организации (учреждении, предприятии), где он работал до

осуждения. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным со стороны

администрации и трудового коллектива, а при благоприятных семейных условиях

и со стороны близких. В то же время данный вид наказания обладает несколько

большей репрессивностью сравнительно с обязательными работами, главным

образом за счет ущемления материальных интересов осужденного путем

удержания в доход государства части его заработка. Таким образом,

карательные элементы исправительных работ состоят, во-первых, из

обязательности труда осужденного в прежней или иной организации. В период

отбывания наказания труд осужденного носит принудительный характер. Во-

вторых, как уже было сказано, это материальное воздействие - удержание

части его заработка.

Указание уголовного закона на то, что исправительные работы отбываются по

месту работы осужденного, не означает оставления его в прежней должности.

Преступления нередко бывают связаны именно с занимаемой должностью. Поэтому

лицо может быть, а в ряде случаев и должно быть, переведено на другую

должность, на иное место работы. Важно лишь то, чтобы приговор исполнялся

там, где работает осужденный.

Уголовный закон устанавливает предельные сроки исправительных работ - от

двух месяцев до двух лет (часть первая ст. 50 УК).

Регламентируются в законе и размеры удержаний из заработка осужденного: они

установлены в пределах от пяти до двадцати процентов (часть вторая ст. 50

УК). В уголовном законе предусмотрена также ответственность за злостное

уклонение от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным

работам: суд в таких случаях может заменить неотбытую часть наказания

ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день

ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за

два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня

исправительных работ (часть третья ст. 50 УК).

Как видно из текста закона, при замене исправработ другими, более строгими

наказаниями соотношение их (кратность) определяется степенью тяжести того

наказания, которым они заменяются. Поскольку наиболее суровым из них

является лишение свободы, закон устанавливает соотношение один к трем.

Исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на уголовно-

исполнительные инспекции органов внугренних дел. Порядок их исполнения

регулируется уголовно-исполнительным законодательством. Приговоры к

исправработам обращаются к исполнению не позднее 10 дней со дня поступления

в инспекцию распоряжения суда.

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, контролируют

соблюдение ими условий отбывания наказания и исполнение предписании

приговора. Администрации по месту работы осужденного осуществляют контроль

за поведением осужденных, принимают решения о приводе осужденных, не

являющихся на регистрацию, проводят первоначальные мероприятия по розыску,

применяют меры поощрения и взыскания.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок

и условия отбывания наказания, добросовестно трудиться, выполнять

дополнительные обязанности и запреты, наложенные на них уголовно-

исполнительными инспекциями. Осужденный, не имеющий работы, обязан

трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в центре занятости. Он

не вправе отказываться от предложенной центром занятости работы.

Осужденный обязан сообщать в инспекцию об изменении места жительства и

работы. Во время отбывания наказания осужденному администрацией

предприятия, где он работает, по согласованию с инспекцией предоставляется

очередной отпуск продолжительностью 18 дней. Уголовно-исполнительное

законодательство предусматривает возможность возложения на осужденных к

данному виду наказания дополнительных обязанностей и запретов. К их числу

относятся (с учетом степени и характера опасности преступления, личности

осужденного, его поведения в период отбывания наказания): запрещение

уходить из дома в определенные часы, выезжать с места жительства в выходные

дни, а также в период отпуска, пребывать в определенных местах города

(округа), обязанность до двух раз в месяц являться в орган внутренних дел

на регистрацию (обязанности и запреты устанавливаются на срок до 6

месяцев). В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение

которого осужденный не работал по уважительным причинам; при длительной

болезни (свыше 4 месяцев) инспекция входит с представлением в суд об

отсрочке исполнения наказания или освобождении от него.

В то же время в срок наказания не засчитывается время, когда осужденный не

работал (кроме случаев болезни), а также время болезни, вызванной

алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением.

Обязанности производства удержаний из заработка осужденного, контроль за

его поведением возлагаются на администрацию по месту работы.

За хорошее поведение и добросовестный труд осужденные могут быть

представлены к условно-досрочному освобождению от наказания, а за нарушение

порядка и условий отбывания данного наказания к осужденным может

применяться взыскание в виде предупреждения о замене исправработ

ограничением свободы. При злостном нарушении отбывания наказания инспекция

направляет в суд представление о замене этого наказания арестом.

Злостным нарушением уголовно-исполнительный закон считает: 1) непоступление

осужденного без уважительных причин на работу в течение 15 дней после

письменного предупреждения инспекции; 2) неявка и инспекцию без

уважительных причин после письменного предупреждения; 3) нарушение

установленных обязанностей или запретов после письменного предупреждения;

4) прогул или появление на работе в состоянии опьянения после применения

мер за аналогичное нарушение; 5) если осужденный скрылся с целью уклониться

от отбывания наказания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.