рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по уголовному процессу

требованиям:

. источник информации должен быть известен и может быть проверен;

. оформление повода должно соответствовать закону;

. повод должен содержать в себе сведения о готовящемся, совершаемом или

совершенном преступлении.

Часть 1 ст. 108 УПК содержит перечень поводов к возбуждению уголовного

дела:

. заявления и письма граждан;

. сообщения профсоюзных и иных общественных организаций;

. сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц;

. статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;

. явка с повинной;

. непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или

прокурором признаков преступления.

Основание для возбуждения уголовного дела – это те фактические данные,

которые указывают на наличие признаков преступления и отсутствие

обстоятельств, исключающих производство по делу.

Основание для возбуждения уголовного дела представляет собой единство

доказательственных данных о том, что:

. само деяние, о котором поступило заявление или сообщение, имело место в

действительности;

. это деяние содержит признаки состава преступления, т.е. предусмотрено

уголовным законом в качестве такового.

Полного знания о преступлении при возбуждении уголовного дела не

требуется.

4

Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу,

исчерпывающе перечислены в ч. 1 ст. 5 УПК. При выявлении этих обстоятельств

в возбуждении уголовного дела должно быть отказано, а возбужденное

уголовное дело подлежит прекращению.

1) Отсутствие события преступления означает, что действия

(бездействие), о которых идет речь в представленных материалах не имели

место в действительности.

2) Отсутствие в деянии состава преступления может иметь место в том

случае, если определенное событие (действие или бездействие) имело место в

действительности, но не содержит признаков, образующих состав какого-либо

преступления.

3) Истечение сроков давности, определенных ст. 78 УК РФ.

4) Вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за

совершенное преступление, а также ввиду помилования отдельных лиц.

5) Недостижение лицом к моменту совершения общественно опасного деяния

возраста уголовной ответственности, определенного ст. 20 УК РФ.

6) Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе

как по жалобе потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3

ст. 27 УПК (если преступление имеет особое общественное значение или если

потерпевший в силу беспомощного состояния или зависимости от лица,

совершившего преступление, не в состоянии защищать свои права и законные

интересы).

7) Отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не

иначе как по его жалобе, кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 27 УПК.

8) Смерть лица, совершившего преступление, за исключением случаев,

когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или

возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся

обстоятельствам.

9) В отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу

приговор по тому же обвинению, либо определение или постановление суда о

прекращении дела по тому же основанию (ст. 50 Конституции РФ гласит: "никто

не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

10) Наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя

или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению… (окончание данной

правовой нормы признано неконституционным Постановлением Конституционного

Суда РФ от 14 января 2000 г. № 1-П и применению не подлежит!).

11) Отказ священнослужителя от дачи показаний по обстоятельствам,

ставшим ему известными из исповеди, поскольку тайна исповеди охраняется

законом.

5

В соответствие со ст. 109 УПК, решение в стадии возбуждения уголовного

дела должно быть принято не позднее трех суток со дня получения первичной

информации о преступлении, т.е. повода к возбуждению уголовного дела. В

случаях, требующих дополнительной проверки этот срок не может быть более

десяти суток.

В ряде случаев при получении первичной информации фактических данных,

т.е. оснований для возбуждения уголовного дела, бывает недостаточно. В этих

случаях проводится так называемая доследственная проверка, или проверка в

соответствие со ст. 109 УПК. Доследственная проверка может иметь следующую

форму:

. прокурорская проверка;

. административное расследование (следователь, оперативный

уполномоченный, инспектор пожарного надзора и т.д.);

. служебное разбирательство (например, командир войсковой части,

начальник ОВД и др.);

. оперативная проверка.

В ходе доследственной проверки могут проводиться организационные

действия и мероприятия, направленные на получение фактических данных об

исследуемом событии. Следственные действий за исключением осмотра места

происшествия при этом проводиться не могут!

В ходе доследственной проверки проводятся:

. получение объяснений (нет ответственности за отказ от дачи показаний и

за дачу заведомо ложных показаний, нельзя применять меры

процессуального принуждения);

. истребование материалов;

. осмотр места происшествия (в случаях не терпящих отлагательства);

. ревизия;

. документальная проверка;

. административное изъятие предметов и документов;

. гласные оперативно-розыскные мероприятия;

. судебно-медицинское освидетельствование;

. исследование веществ и объектов;

. административный досмотр;

. иные действия и мероприятия, направленные на получение фактических

данных.

О возбуждении уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор и

судья выносят постановление. Оно состоит из трех частей (вводной,

описательной и резолютивной).

|Вводная |1. Наименование. |

|часть | |

| |2. Число, месяц и год вынесения постановления. |

| |3. Место возбуждения уголовного дела (населенный пункт). |

| |4. Кем вынесено постановление (полное наименование должности, классный |

| |чин, специальное или воинское звание, Фамилия И.О.). |

| |5. Наименование материалов, по которым возбуждается уголовное дело с |

| |обязательным указанием повода. |

УСТАНОВИЛ:

|Описательн|1. Краткая фабула содеянного, из которой следует наличие оснований для |

|ая часть |возбуждения уголовного дела. |

| |2. Юридическая квалификация деяния, т.е. название преступления и указание|

| |пункта, части и номера статьи Уголовного кодекса РФ. |

| |3. Ссылка на статьи УПК, регламентирующие порядок возбуждения уголовного |

| |дела в данном случае. |

ПОСТАНОВИЛ:

|Резолютивн|1. Решение о возбуждении уголовного дела по конкретной норме Уголовного |

|ая часть |кодекса РФ либо в отношении конкретного лица, если оно известно на момент|

| |возбуждения уголовного дела. |

| |2. Решение о дальнейшей судьбе возбужденного уголовного дела (принять к |

| |своему производству, направить по подследственности или по подсудности). |

| |3. Решение о направлении копии постановления о возбуждении уголовного |

| |дела надзирающему прокурору. |

| |4. Уведомление заявителя или других заинтересованных лиц о возбуждении |

| |уголовного дела. |

| |5. Наименование должности, Фамилия и подпись лица, составившего |

| |постановление. |

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление

аналогичной структуры.

В случае передачи материалов без возбуждения уголовного дела по

подследственности составляется сопроводительное письмо адресату, копия

которого направляется заявителю или иному заинтересованному лицу, а вторая

копия подшивается в наряд с перепиской органа, принявшего заявление.

6

В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за

точным исполнением законов органами и лицами, уполномоченными возбуждать

уголовные дела. В частности, он обязан надзирать за соблюдением этими

лицами и органами требований ст. 109 УПК, пресекая отказы под какими-либо

предлогами в приеме заявлений, несвоевременную их регистрацию, а также

случаи неосновательно проведенных предварительных проверок или применения

при их поведении не предусмотренных законом способов.

Прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах

предварительного расследования исполнение требований закона о приеме,

регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных, совершаемых

или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).

Основными актами прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного

дела являются:

. постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении

уголовного дела;

. постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела;

. письменные указания о проведении конкретных проверочных действий по

заявлению (сообщению) о преступлении, по которому орган

предварительного расследования проводит проверку в порядке ст. 109 УПК.

Тема № 7. Предварительное расследование

1. Понятие и значение стадии предварительного расследования.

2. Виды (формы) предварительного расследования.

3. Дознание и его виды.

4. Подследственность уголовных дел.

5. Полномочия следователя, его процессуальная самостоятельность.

6. Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования.

1

Предварительное расследование – это самая большая по срокам и

количеству составляемых процессуальных документов часть уголовно-

процессуальной деятельности. В ходе предварительного расследования

выявляется и собирается большая часть доказательств по делу.

Стадия предварительного расследования занимает место между стадией

возбуждения уголовного дела и стадией назначения судебного заседания.

Субъекты стадии предварительного расследования:

. орган дознания и лицо, производящее дознание;

. следователь и начальник следственного отдела;

. прокурор.

Задачи стадии предварительного расследования:

. быстрое и полное раскрытие преступлений и изобличение виновных;

. всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств

дела;

. обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего

их использования в судебном разбирательстве;

. обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве

обвиняемых;

. обеспечение участия обвиняемого в производстве по уголовному делу и

исключение для него возможности уклониться от уголовной ответственности

либо продолжить преступную деятельность;

. установление наличия или отсутствия материального ущерба, причиненного

преступлением, его характера и размера;

. выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и

принятие мер к их устранению.

Предварительное расследование осуществляется только в рамках уголовного

дела, что и является процессуальной формой деятельности в данной стадии.

Основное процессуальное правоотношение, которое складывается в данной

стадии, – это правоотношение между следователем или органом дознания и

обвиняемым или подозреваемым в процессе установления виновности указанных

лиц в совершении преступления.

По отношению к судебному разбирательству предварительное расследование

играет вспомогательную роль, готовит материалы для их рассмотрения и

разрешения в суде. Из этого проистекает и название данной стадии.

Итоговым процессуальным решением рассматриваемой стадии является

обвинительное заключение, постановление о прекращении уголовного дела либо

постановление о направлении уголовного дела в суд для применения

принудительных мер медицинского характера.

Система стадий предварительного расследования:

. принятие уголовного дела к производству;

. собирание доказательств путем производства следственных действий;

. привлечение в качестве обвиняемого;

. решение вопроса о применении меры пресечения;

. ознакомление обвиняемого и его защитника со всеми материалами

уголовного дела;

. окончание предварительного расследование с вынесением одного из

вышеуказанных процессуальных решений.

Итак, предварительное расследование – это урегулированная уголовно-

процессуальным законом, осуществляемая под надзором прокурора деятельность

органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений,

изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве

обвиняемых, по установлению путем доказывания всех обстоятельств уголовного

дела для создания предпосылок судебного решения по данному уголовному делу.

2

Традиционно выделяют два вида (формы) предварительного расследования:

|Дознание |Предварительное следствие |

|Общие черты: |

|Единые цели и задачи |

|Одни и те же средства, используемые в деятельности органов дознания и следствия, – |

|следственные действия, предусмотренные УПК |

|Использование властных функций органов государства и в ходе дознания, и в ходе |

|предварительного следствия |

|Возможность применения на законных основания мер, ограничивающих права и свободы |

|граждан |

|Различия: |

|Проводится органом дознания (ст. 117 |Проводится следователем (ст. 125 УПК) |

|УПК) | |

| |Производство расследования для следователя |

| |– это его основная и единственная функция |

| |Следователь обладает большей процессуальной|

| |самостоятельностью и независимостью, чем |

| |орган дознания и дознаватель |

|Сроки дознания меньше сроков | |

|предварительного следствия | |

|В ходе дознания потерпевший, гражданский| |

|истец и гражданский ответчик не | |

|знакомятся с материалами уголовного дела| |

Существуют три возможных варианта осуществления стадии предварительного

расследования:

1. По ряду уголовных дел закон не требует производства предварительного

следствия, и все расследование осуществляется в форме дознания (угон,

хулиганство и т.п.).

2. Если уголовное дело о преступлении, по которому требуется

производство предварительного следствия, возбуждено органом дознания, то он

выполняет по нему неотложные следственные действия в срок не более 10 суток

и передает дело следователю, который и заканчивает предварительное

расследование в полном объеме.

3. Если уголовное дело возбуждено следователем или передано ему для

производства прокурором, то все предварительное расследование

осуществляется в форме предварительного следствия.

3

Полный перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК:

1) милиция;

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных

учреждений – по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им

военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов;

по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил

РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части,

соединения, учреждения;

3) органы федеральной службы безопасности – по делам, отнесенным

законом к их ведению;

4) начальники учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов

– по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в

связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о

преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного надзора – по делам о пожарах и о

нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничной службы РФ – по делам о нарушении режима

Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска

через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях,

совершенных на континентальном шельфе РФ;

7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники

зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

8) федеральные органы налоговой полиции – по делам, отнесенным законом

к их ведению;

9) таможенные органы – по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст.

188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ.

Дознание может быть двух видов:

. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия

не обязательно (ч. 1 ст. 126 УПК). Представляет собой расследование в

полном объеме, срок которого – до 1 месяца (срок предварительного

следствия – до 2 месяцев). Потерпевший, гражданский истец и гражданский

ответчик не знакомятся с материалами уголовного дела. Орган дознания по

таким делам не пользуется процессуальной самостоятельностью.

. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия

обязательно (ст. 119 УПК). Представляет собой лишь первоначальный

краткий этап продолжительностью не более 10 суток, содержанием которого

является выполнение неотложных следственных действий.

4

Подследственность – это совокупность закрепленных в законе признаков

преступления, по которым его расследование относится к компетенции строго

определенного органа предварительного следствия, соответствующего

министерства или ведомства.

Подследственность – это свойство уголовного дела. В связи с этим

представляется неточным мнение о том, что подследственность определяется

через категорию компетенций, т.е. как свойство следственного органа.

Компетенция – это набор прав и обязанностей, а подследственность – это

признаки уголовного дела, позволяющие определить право конкретного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.