рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по уголовному процессу

преступным путем, и все другие предметы, которые могут служить средствами к

обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела,

выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению

ответственности. (ст. 83 УПК).

Виды вещественных доказательств:

. предметы, служившие орудием преступления (оружие, транспортные средства

и т.д.);

. предметы, которые сохранили на себе следы преступления;

. предметы, которые были объектами преступления действий обвиняемого;

. деньги и ценности, нажитые преступным путем;

. все другие предметы, которые могут быть средствами доказывания.

Этапы введения вещественных доказательств в уголовный процесс:

. предмет должен быть обнаружен во время предусмотренного законом

процессуального действия (осмотр, обыск, выемка и т.д.);

. обнаруженный предмет должен быть подвергнут осмотру;

. предмет должен быть по возможности изъят и упакован с соблюдением

гарантий сохранности его доказательственных средств и качеств;

. в случае установления относимости к делу предмет должен быть приобщен к

нему специальным постановлением.

Протоколы следственных и судебных действий – это перечисленные в ст. 87

УПК письменные акты, в которых лицо, производящее дознание, следователь,

прокурор или суд в установленном законом порядке на основании

непосредственного восприятия и наблюдения зафиксировали сведения о фактах,

подлежащих доказыванию по делу.

Перечень протоколов-доказательств:

. обыска;

. осмотра;

. освидетельствования;

. выемки;

. задержания;

. предъявления для опознания;

. следственного эксперимента;

. судебного заседания;

Акты ревизий и документальных проверок специально в УПК не

регламентируются. Ревизия и документальная проверка оформляются

постановлениями (определениями) соответствующих контрольных органов,

которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями,

организациями, должностными лицами и гражданами. В данном документе

указываются обстоятельства, сделавшие необходимым производство ревизии

(проверки), и какому органу она поручена, определяются вид ревизии, ее

объем и порядок, формулируется задание и устанавливаются сроки ее

проведения.

Акт ревизии или документальной проверки приобщается к делу в качестве

документа-доказательства. Он должен содержать:

. описание и анализ использования данных;

. ссылки на нормативные и справочные материалы;

. оценку установленных фактов;

. данные об участниках ревизии или документальной проверки.

Отличие актов ревизий и документальных проверок от иных документов

состоит в том, что они составляются по поручению правоохранительных органов

и относятся лишь к финансово-хозяйственной деятельности.

Документы – справочные и удостоверительные данные, описания различных

событий, процессов и лиц, данные о деловых операциях, клиентах и партнерах,

статистические, учетные и отчетные данные, содержащиеся в банках

компьютерной информации, независимо от материала их носителей.

Говоря о документах как о доказательствах, закон имеет в виду

содержащиеся в них данные. Если документ имеет значение вещественного

доказательства, его изъятие и приобщение осуществляются по правилам ст.ст.

70, 83–86, 170–179, 291 УПК.

Документ допустим как доказательство при наличии:

а) данных, указывающих на то, каким образом он попал в материалы дела

(сопроводительное письмо, протокол в порядке ч. 2 ст. 70 УПК и т.д.);

б) установленных реквизитов служебных документов или данных о

гражданине, от которого документ исходит;

в) указаний на источник осведомленности составителя (ссылки на название

нормативного акта, номер и дату архивного документа, лиц, от которых

получены данные, и т.д.).

При отсутствии таких данных его составитель может быть допрошен в

качестве свидетеля.

Тема № 5. Меры пресечения в уголовном процессе

1. Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения.

2. Основания и порядок применения мер пресечения.

3. Виды мер пресечения.

1

Меры процессуального принуждения применяются в качестве способов

воздействия на поведение участвующих в уголовном деле лиц. Полностью дать

исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения очень сложно, но

возможно вывести их основные признаки:

. это всегда меры государственного принуждения;

. принуждение всегда осуществляется в рамках возбужденного уголовного

дела;

. оно применяется только субъектами уголовного процесса, входящими в

первую группу;

. применяются в отношении лиц, которые могут создать препятствия для

нормального хода уголовного судопроизводства;

. цели мер процессуального принуждения вытекают из общих задач уголовного

процесса;

. меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в

порядке, предусмотренных законом;

. имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в

той или иной степени прав и свобод граждан.

Обычно меры процессуального принуждения делят на две большие группы:

– меры пресечения; – иные меры процессуального принуждения.

Меры пресечения четко сформулированы в главе шестой УПК. Основы

применения мер пресечения даны в Конституции РФ (ст. 22, 25).

Признаки мер пресечения:

. носят превентивный характер;

. применяются только к обвиняемому или подозреваемому;

. носят длящийся характер;

. ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность;

. дают возможность производства предварительного следствия и судебного

разбирательства в нормальном порядке, без воздействия со стороны

неуполномоченных лиц.

Меры пресечения – это установленные законом меры государственного

принуждения, с помощью которых путем ограничения личных прав и свобод

обвиняемого и подозреваемого, получения имущественных гарантий, личного или

общественного поручительства, а также наблюдения со стороны ответственных

лиц устраняется возможность привлекаемого лица скрыться от предварительного

расследования и суда, отлучаться без разрешения с места жительства или

временного нахождения, пресекается, нейтрализуется и устраняется

неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению истины по

делу, а также создается возможность исполнения приговора.

Вопрос о виновности при применении мер пресечения не решается. Эти меры

носят предварительный характер. Система мер пресечения включает и более

жесткие, и менее строгие меры, что дает возможность применять их

индивидуально.

2

При выборе меры пресечения учитываются следующие обстоятельства:

. тяжесть совершенного преступления;

. юридическая квалификация обвинения;

. род занятий обвиняемого;

. возраст обвиняемого;

. состояние здоровья обвиняемого;

. семейное положение обвиняемого;

. другие обстоятельства, имеющие отношение к преступлению и лицу,

привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих и отягчающих

обстоятельств).

Основания применения мер пресечения – это достаточные доказательства,

подтверждающие вывод о том, что:

. имело место преступление, за которое может быть назначено наказание,

предусмотренное УК РФ;

. установлено лицо, в отношение которого выдвинуто обвинение в совершении

данного преступления;

. обвиняемый / подозреваемый может скрыться от следствия или суда,

воспротивиться действиям по установлению истины или продолжить

преступную деятельность;

. применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.

Применение мер пресечения является правом, а не обязанностью органа

дознания, следователя, прокурора или суда. О применении меры пресечения

выносится мотивированное постановление, а в ряде случаев получается санкция

прокурора. О применении меры пресечения суд выносит определение, санкция

прокурора в данном случае не требуется. В случае отпадения необходимости

применения меры пресечения она может быть изменена или отменена.

3

Подписка о невыезде – отобрание у обвиняемого или подозреваемого

письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного

пребывания без разрешения органа дознания, следователя, прокурора или суда.

Оформляется, во-первых, мотивированным постановлением (санкция прокурора не

требуется) и, во-вторых, письменным обязательством.

Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверие

лицами в количестве не менее двух письменного обязательства о том, что они

ручаются за надлежащее поведение и явку по вызову

обвиняемого / подозреваемого. В случае нарушения условий данной меры

поручители могут быть подвергнуты судебному штрафу в размере до 1 МРОТ.

Поручительство общественной организации представляет собой выдачу ею

письменного обязательства о том, что это организация ручается за надлежащее

поведение подозреваемого / обвиняемого и явку его по вызову. Оформляется

постановление следователя и протоколом общего собрания данной организации.

Заключение под стражу (арест) – это лишение свободы

обвиняемого / подозреваемого в условиях строгой изоляции на период

предварительного расследования и суда. Данная мера пресечения оформляется

мотивированным постановлением органа дознания или следователя,

санкционированным прокурором, если она применяется судом – мотивированным

постановлением судьи или определением суда.

Обязательным условием рассматриваемой меры пресечения является то, что

она может применяться только к лицам, обвиняемым / подозреваемым в

совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде

лишения свободы.

Нормы ст. 22 Конституции РФ о том, что заключение под стражу

производится только по судебному решению носят перспективный характер и не

вступили в законную силу. Право давать санкцию на заключение под стражу

предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, Главному

военному прокурору и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и к ним

приравненным и их заместителям, прокурорам районов, городов и к ним

приравненным.

Срок содержания под стражей ограничен 2 месяцами, но прокурор района по

мотивированному постановлению следователя может продлить этот срок до 3

месяцев, прокурор субъекта РФ – до 6 месяцев, Главный военный прокурор и

заместители Генерального прокурора – до 12 месяцев, Генеральный прокурор –

до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей не

производится за исключением случаев, когда это необходимо для ознакомления

обвиняемого и его защитника с материалами дела. В этом случае срок может

быть продлен судьей суда субъекта РФ еще на 6 месяцев.

Срок содержания под стражей подсудимого не ограничен законом!

Ст. 2201 и 2202 УПК предусматривают возможность судебной проверки

законности и обоснованности содержания под стражей.

При истечении срока содержания под стражей и отсутствии документов о

его продлении начальник следственного изолятора вправе своим постановлением

освободить обвиняемого из-под стражи.

Залог заключается в том, что в обеспечение явки обвиняемого или

подозреваемого эти лица или в их интересах любые другие лица или

организации вносят в депозит суда определенную сумму денег или ценностей.

Эта мера пресечения также как и заключение под стражу применяется с санкции

прокурора. О принятии залога составляется протокол, копия которого

вручается залогодателю. Сумма определяется по конкретным условиям дела. В

случае нарушений условий залога его сумма обращается в доход государства, а

к обвиняемому применяется заключение под стражу.

Наблюдение командования воинской части. Спецификой данной меры

пресечения является то, что она применяется только к военнослужащим,

обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления. Наблюдение военного

командования состоит в применении к обвиняемому / подозреваемому мер,

предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для обеспечения его

надлежащего поведения и явки по вызовам лица, производящего дознание,

следователя, прокурора или суда. Командованию воинской части сообщается о

существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении

наблюдения за обвиняемым / подозреваемым командование воинской части в

письменной форме уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.

Военнослужащие лишаются права ношения оружия, постоянно пребывают под

наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на

работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие

ответственные наряды, не направляются в отпуск или командировку.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр или под надзор также является

специфической мерой пресечения, так как применяется только к

обвиняемым / подозреваемым, являющимся несовершеннолетними. Отдача

несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекуна, попечителя или

администрации закрытого детского учреждения состоит в принятии кем-либо из

этих лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к

лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд, а также его

надлежащем поведении. Указанные лица предупреждаются о характере

преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и

об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности.

Тема № 6. Возбуждение уголовного дела

1. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела.

2. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела.

3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

4. Обстоятельства, исключающие производство по делу.

5. Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного

дела.

6. Надзор прокурора за деятельностью в стадии возбуждения уголовного

дела.

1

Стадия возбуждения уголовного дела – это первоначальная самостоятельная

стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении компетентным

государственным органом или должностным лицом необходимых условий для

законного и обоснованного начала производства по уголовному делу.

Понятие "возбуждение уголовного дела" понимается в трех различных

аспектах:

. как уголовно-процессуальный институт, нормы которого определяют

условия, порядок и иные обстоятельства возникновения уголовного дела

(ст. 108–116 УПК);

. как первая стадия уголовного процесса, состоящая из действий и

отношений, которые имеют место при принятии, рассмотрении и разрешении

первичных сведений о преступлении;

. как отдельный процессуальный акт, выражающийся в вынесении компетентным

государственным органом или должностным лицом решения о том, что по

данному деянию начинается производство в порядке уголовного процесса.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что

органы предварительного расследования, прокурор и судья принимают первичную

информацию о любом совершенном, совершаемом или подготавливаемом

преступлении, проводят всестороннюю проверку содержания информации,

оценивают ее и принимают, руководствуясь законом и своим внутренним

убеждением, одно из следующих решений:

. о возбуждении уголовного дела;

. об отказе в возбуждении уголовного дела;

. о передаче материалов без возбуждения уголовного дела по

подследственности или по подсудности.

Стадия возбуждения уголовного дела включает в себя следующие этапы:

1) Получение государственным органом или должностным лицом первичной

информации о преступлении.

2) Принятие мер к предотвращению или пресечению преступления, а также к

закреплению его следов.

3) Рассмотрение вопроса о наличии оснований для передачи материалов

другому органу или должностному лицу.

4) Рассмотрение первичной информации по существу, истребование в случае

необходимости дополнительных материалов, получение объяснений, выполнение

проверочных действий без производства следственных действий за исключением

осмотра места происшествия.

5) Принятие решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом,

уведомление заявителя или должностного лица, сообщившего о преступлении.

6) Направление уголовного дела после его возбуждения:

. передача следователю или дознавателю для производства расследования;

. принятие к своему производству;

. создание следственной группы по возбужденному уголовному делу.

2

Правом возбуждать уголовные дела обладают:

|прокурор; |Никакие другие органы и лица не имеют |

| |права возбуждать уголовные дела! |

|следователь; | |

|орган дознания; | |

|судья. | |

1. Прокурор вправе возбудить уголовное дело по любому преступлению

независимо от его подследственности. Прокурор вправе определить

подследственность уголовного дела, минуя правила о подследственности.

2. Следователь вправе самостоятельно и независимо возбуждать уголовные

дела в рамках, отведенных ему правилами о подследственности (ст.ст. 125,

126 УПК).

3. Орган дознания возбуждает уголовные дела только в рамках своей

компетенции, предусмотренной ст. 117 УПК. В том случае, если закон

предусматривает обязательность предварительного следствия по данному делу,

по окончании дознания оно передается соответствующему следователю. Если

предварительное следствие не обязательно – орган дознания полностью

проводит предварительное расследование. Возбуждение уголовного дела – это

прерогатива именно органа дознания, но не лица, производящего дознание!

4. До 14.01.2000 г. обширными полномочиями по возбуждению уголовных дел

обладал суд. Он мог возбудить уголовное дело, выявив признаки преступления

при судебном рассмотрении другого дела. В связи с тем, что суду не

принадлежит функция обвинения, а характерной является функция разрешения

дела, Конституционный Суд РФ своим постановлением по жалобе гражданки

Смирновой и обращению Верховного Суда РФ признал неконституционным

возбуждение судом уголовных дел во всех случаях, кроме дел частного

обвинения. Поскольку дела частного обвинения рассматриваются судьей

единолично, то следует признать, что суд как коллегиальный орган правом

возбуждать уголовные дела не наделен.

3

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается предусмотренный

уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и

лица получают сведения о совершенном, совершаемом или готовящемся

преступлении.

Поводы к возбуждению уголовного дела должны удовлетворять следующим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.