рефераты скачать

МЕНЮ


Экономические преступления

связанным с недофинансированием из бюджета или неоплатой государственного

заказа. Предусматривается, что возврат излишне взысканных с

налогоплательщика средств или излишне уплаченных им самостоятельно при

неисполнении налоговым органом установленного срока возврата будет

осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка

России.[7]

Таким образом, принятие и введение с 1 января 1999 г. первой

части Налогового кодекса дает достаточно твердую гарантию того, что каждый

из участников налоговых отношений будет знать, кто, когда и при каких

обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия и какова

должна быть реакция на эти действия.

Одновременно в результате принятия Налогового кодекса снижается

общее количество налогов, действующих в Российской Федерации. Вместо

более чем 100 действовавших к моменту его принятия налогов, сборов и иных

обязательных платежей установлены 28 видов налогов и сборов. При этом важно

подчеркнуть, что перечень налогов разного уровня стал исчерпывающим, т. е.

ни один орган власти не имеет права ввести ни одного налога, не

предусмотренного Кодексом. Это качественно изменит условия хозяйствования

для предприятий, повысит их уверенность в устойчивости налоговой

системы.[8]

При этом для конкретного налогоплательщика количество

уплачиваемых налогов значительно меньше, чем предусмотрено в Кодексе,

поскольку в нем достаточно много специфических налогов, уплата которых

возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в

частности, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья,

налог на пользование

недрами, лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах, уплачиваемых

физическими лицами. В установленном в Кодексе перечне налогов содержатся и

альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия получили

возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по новым

скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов, который

возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу

нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи.

Одновременно с этим предусмотрена поэтапная, в течение 5 лет, отмена налога

на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также

дорожного налога, введенного Кодексом только на 2 года.

Два имущественных налога (с населения и предприятий) и земельный

налог решениями законодательных органов субъектов федерации постепенно

будут заменяться единым налогом - на недвижимость.

Если рассматривать установленную Налоговым кодексом систему

налогов с качественной стороны, то здесь также можно обнаружить достаточно

много позитивных изменений. Упорядочение налогообложения в первую очередь

направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных

платежей, имеющих налоговый характер, которые нарушали единое экономическое

пространство России и препятствовали свободному перемещению по ее

территории товаров и услуг.

Одновременно с этим осуществлена унификация налогов и иных

обязательных платежей, в том числе и со схожей налоговой базой.

Изменена структура налогов, направленная на минимизацию налогов

и сборов, имеющих целевую направленность.

Налоговый кодекс предусматривает также постепенную отмену

налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а

также многочисленных “мелких” налогов и сборов, дающих незначительные

поступления, но дорогих в администрировании.[9]

В частности, отменяются действующие налоги на реализацию горюче-

смазочных материалов, приобретение автотранспортных средств, на операции с

ценными бумагами, содержание жилищного фонда и объектов социально-

культурной сферы, сборы на нужды образовательных

учреждений, за использование наименований “Россия”, “Российская

Федерация”, целевых налогов на содержание милиции, благоустройство

территории, региональных, зональных и местных налогов и сборов на ввозимые

(вывозимые) товары (при перемещении товаров по территории России) и др.

При этом важно подчеркнуть еще одну немаловажную особенность. С

принятием Кодекса в прошлом должны остаться многие налоги, уплачиваемые из

выручки вне зависимости от того, имеет ли налогоплательщик прибыль и

способен

ли он платить налоги.

Вместе с тем появились и новые налоги, изменилось разделение

налогов на федеральные и региональные. В частности, введен региональный

налог на игорный бизнес, который заменит для предприятий, занимающихся этой

деятельностью, налог с дохода.

Вводится налог с продаж. Объектом обложения данным налогом

является объем реализации товаров, работ и услуг, реализуемых в розничной

торговле и бытовом обслуживании населения за наличный расчет. Введение

этого налога представляется достаточно спорным, поскольку он практически

дублирует налог на добавленную стоимость, имея ту же налогооблагаемую базу.

Это противоречит важнейшему принципу налогообложения, в соответствии с

которым каждый налог должен иметь самостоятельный объект для

налогообложения.[10] Это, кстати, зафиксировано и в статье 38 Налогового

кодекса России.

В качестве самостоятельного налога выделен налог на доходы от

капитала, которым будут облагаться отдельные виды доходов, налоги на

которые удерживаются у источника доходов. Это относится, главным образом, к

доходам в виде процентов по банковским депозитам и ценным бумагам.

В Налоговом кодексе четко прописана система штрафных санкций за

нарушение налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие

чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом

установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых

нарушений.

Принципиальное значение имеет норма об обязательном судебном

порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушение

налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф

добровольно). Таким образом, указанные штрафы будут взиматься только по

решению суда.[11]

Характерной особенностью Кодекса является введение специальных

налоговых режимов (с освобождением от уплаты большинства предусмотренных

Кодексом налогов) для:

- предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему

налогообложения;

- организаций розничной торговли, сферы обслуживания населения, а

также оказывавших иные платные услуги, налоговый контроль за величиной

реально полученных доходов которых затруднен, путем обязательного

применения ими механизма единого налогового платежа в форме налога на

вмененный доход;

- предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной

продукции, путем перехода на уплату единого налога с сельскохозяйственных

производителей взамен всей совокупности действующих налогов.

Реализация предусмотренных в Налоговом кодексе положений,

направленных на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение

и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного

налогового режима для инвестиционной, производственной и иной экономической

деятельности и на улучшение налоговой дисциплины, с учетом эффективного

применения других инструментов государственной экономической политики,

должна обеспечить условия для реального экономического роста в стране. Это

в свою очередь создаст условия для увеличения государственных финансовых

ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной

политики.

Никакое экономическое решение не дает мгновенного эффекта.

Поэтому серьезных результатов налоговой реформы можно ожидать не ранее чем

через год-два после введения Налогового кодекса в целом. Это связано со

многими обстоятельствами. В частности, с тем, что во многих случаях

вводятся принципиально новые правила, к которым должны привыкнуть как

налоговые органы, так и налогоплательщики.

( 2. Характеристика налоговой системы в Российской Федерации.

Налоговая система - это совокупность налогов, сборов и других

платежей, взимаемых в установленном порядке.

Основными законами, определяющими налоговую систему Российской

Федерации, являются законы: “Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть

первая” от 1998 г., “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”

от 27 декабря 1991 г., “О налоге на прибыль предприятий и организаций” от

27 декабря 1991 г., “О налоге на добавленную стоимость” от 6 декабря 1991

г., “Об акцизах” от 6 декабря 1991 г., “О подоходном налоге с физических

лиц” от 7 декабря 1991 г. [12]

Налог представляет собой обязательный, индивидуально

безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме

отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения

или оперативного управления денежных средств, в целях финансового

обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с

организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий

совершения в

интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного

самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами

юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или

выдачу разрешений (лицензий). [13]

Сущность налога заключается в изъятии государством в свою

пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде

обязательного взноса.[14]

Основными составляющими любого налога являются: объект

налогообложения, налогооблагаемая база и налоговая ставка. Объект

налогообложения - это доходы (прибыль), стоимость определенных товаров,

отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными

ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества,

добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и др. Под налогооблагаемой

базой следует понимать сумму, с которой взимаются налоги, а под налоговой

ставкой - долю изъятия.[15]

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие

виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов

Российской Федерации (далее - региональные) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые

Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской

Федерации. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды

минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в

соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов

Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих

субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог,

представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют

следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в

пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога,

а также форму отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы

налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в

действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами

представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на

территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и

Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных

субъектов Российской Федерации.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного

самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы

налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах,

установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также

определяют форму отчетности по данному местному налогу. Иные элементы

налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или)

сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Наибольшая доля налоговых поступлений в бюджет приходится на

налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, акцизы и подоходный

налог с физических лиц.

Плательщиками налогов в России являются юридические и физические

лица, на которых законодательством возложена обязанность по уплате налогов.

Это предприятия и организации, включая созданные на территории Российской

Федерации предприятия с иностранными инвестициями; международные

объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

финансовые и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций,

имеющие отдельный баланс и расчетный счет; предприятия и организации,

образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и

осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации

через постоянные представительства. Налогоплательщиками являются также

физические лица (граждане России, иностранные граждане, лица без

гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в

России. [16]

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в

налоговых органах и обязаны своевременно и в полном размере уплачивать

налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам

необходимые для исчисления и уплаты налогов документы. [17]

После характеристики налоговой системы РФ перейдем к анализу

понятия налогового преступления.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

( 1. Понятие налогового преступления.

Понятие налогового преступления в УК РФ 1996 г. не дается.

Однако, учитывая положения Общей и Особенной частей, такое понятие можно

сформулировать.

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно

опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и

посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя

назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время

господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять

перераспределение доходов вне налоговой системы. В период с начала 30-х до

конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и

сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.

Начавшиеся позже социально-экономические преобразования

потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991

г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты

основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой системы в России сопровождается

значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов,

государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет.

Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит

массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в

бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по

некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. [18]

Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового

законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на

прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную

стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%,

подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают,

что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты

налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях

независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на

предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется

около 80% таких преступлений.

Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости

от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит

следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится

69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%,

индивидуально-частных - 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо,

тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на

предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило,

принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются

фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.[19]

Определенный интерес представляет также распределение нарушений

налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю

предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24%

правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%,

занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные

операции - 9%, торгующих недвижимостью - 8%, производящих продукцию

металлообработки и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и

нефтепереработку - 6%. [20]

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том,

что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой

сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за

реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность

во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.