Статья: Неолитическая революция
Статья: Неолитическая революция
Запарий В. В., Нефедов С. А.
История науки и техники. Екатеринбург
По-видимому,
первым изобретением человека было создание ручного рубила – заостренной гальки,
позволяющей рубить дерево или резать мясо. Рубило было первым примитивным
орудием, использование которого выделило человека из мира обезьян-приматов.
Несколько позже, примерно 100 тысяч лет назад, человек научился использовать
огонь; огонь служил не только для приготовления пищи или обогрева, но, в первую
очередь, был оружием на охоте. Огонь позволил организовать загонную охоту:
размахивая факелами, цепь загонщиков гнала стадо животных к засаде, где
прятались охотники с копьями и дубинами. Данные археологии говорят о
чрезвычайной эффективности загонной охоты – к примеру, на стоянке в Солютре
были найдены кости 10 тысяч лошадей, которых загоняли к крутому обрыву.
Загонная
охота была главным фактором, определявшим образ жизни людей каменного века: они
жили небольшими сплоченными родами. Коллективная охота требовала коллективизма
в повседневной жизни; первобытные люди не знали, что такое частная
собственность; они жили в одной пещере и питались у одного костра, не производя
дележа добычи. Все мужчины рода считались братьями, а все женщины - сестрами.
Семья имела иной характер, чем в наше время: кроме первой жены каждый мужчина
имел других жен – все жены братьев, т.е. все женщины рода считались его вторыми
женами. У эскимосов жена брата называлась «аягань» – буквально «моя жена».
Загонная
охота, в конечном счете, привела к полному истреблению многих видов крупных
животных, например, мамонтов, мастодонтов, шерстистых носорогов. Пытаясь выжить
в вечной борьбе за существование, люди совершенствовали методы охоты; примерно
13 тысяч лет назад был изобретен лук, позволивший охотиться на птиц и мелких
животных. В это время была одомашнена собака - люди «заключили союз» с предками
собак, шакалами, и стали помогать друг другу на охоте. Появляется гарпун и
получает распространение рыболовство; охотники создают первые рыбачьи
лодки-долбленки. Наряду с охотой все больше распространяется собирательство;
собирательством съедобных растений обычно занимались женщины, в то время как
охота была занятием мужчин.
Смысл
всех технических достижений древнего человека, в конечном счете, сводился к
попыткам расширения его экологической ниши. Объем экологической ниши
определяется размерами существующих пищевых ресурсов; технические достижения, скажем,
освоение рыболовства, приводят к увеличению этих ресурсов, т. е. к расширению
экологической ниши. Однако при благоприятных условиях численность населения
может удвоиться за 50 лет; за сто лет население может возрасти в 4 раза, за 200
лет - в 16 раз, за 400 лет оно может возрасти в 256 раз! Таким образом, способность
человека к размножению такова, что новые ресурсы вскоре оказываются
исчерпанными, экологическая ниша заполняется до предела, и снова начинает
ощущаться нехватка продовольствия.
Люди
каменного века почти всегда жили в условиях нехватки продовольствия – т. е. в
условиях регулярно повторяющегося голода. Голод приводил к столкновениям между
охотничьими родами, и археологи находят многочисленные доказательства этих
столкновений, в том числе раздробленные и выдолбленные кости людей – признаки
каннибализма. По свидетельству исследователей, продолжительность жизни людей
каменного века составляла 32 года у мужчин и 25 лет у женщин - эти цифры
говорят о той суровой борьбе за существование, которую приходилось вести
древнему человеку.
Усовершенствование
методов охоты оказывало существенное влияние на жизнь людей, однако оно не шли
в сравнение с теми революционными изменениями, которые произошли в период
позднего неолита, в IX-VIII тысячелетии до н. э. В это время произошла так
называемая неолитическая революция - была освоена технология земледелия, люди
научились сеять пшеницу и собирать урожай. Если прежде для прокормления одного
охотника требовалось 20 кв. км охотничьих угодий, то теперь на этой территории
могли прокормиться десятки и сотни земледельцев – экологическая ниша
расширилась в десятки, в сотни раз! К охотникам, вынужденным постоянно
сражаться за существование, неожиданно пришло неслыханное изобилие, начался
«золотой век» в истории человечества.
От
времен, последовавших за неолитической революцией, осталось множество легенд о
благополучной, сытой жизни. Вот как передавал легенду о Золотом Веке
древнегреческий поэт Гесиод.
Создали
прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие
боги, владельцы жилищ олимпийских.
Жили
те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя
не зная, не зная трудов. И печальная старость
К
ним приближаться не смела... Добра недостаток
Был
им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
Сами
давали собой хлебодарные земли.
Характерно,
что в общины первых земледельцев возглавляли женщины: женщины прежде занимались
собирательством и по-видимому, именно женщины «изобрели» земледелие. По
свидетельству этнографов, у многих примитивных народов земледелием занимаются
женщины, в то время как занятием мужчин остается охота. В силу того, что
женщины обеспечивают род пищей, они занимают привилегированное положение – для
этого периода характерно господство матриархата.
Первоначально
основным орудием земледельца была палка-копалка или мотыга; в IV тыс. до н. э.
был изобретен плуг, в который запрягали волов. Использование плуга требует
большой физической силы, и с этого времени пахота стала делом мужчин, теперь
кормильцем рода стал мужчина, настало время патриархата.
Освоение
земледелия было великим фундаментальным открытием, которое привело к резкому
расширению экологической ниши и к быстрому увеличению численности земледельцев.
Первоначальный очаг земледелия находился на Ближнем Востоке. Уже в VIII
тысячелетии здесь стала ощущаться нехватка земли и началось расселение
земледельцев на земли окружающих охотничьих племен – начинается распространение
земледельческого культурного круга. В VII тысячелетии земледельцы появились на
Балканах, в VI тыс. в долинах Дуная, Инда и Ганга, а к концу V тыс. - в Испании
и Китае. Охотничьи племена, прежние обитатели этих территорий либо истреблялись,
либо вытеснялись пришельцами, либо подчинялись им и перенимали их культуру. Из
старых районов земледелия выходили все новые и новые миграционные волны. Финикийцы
и греки осваивали берега Средиземного моря, индийцы - берега Индокитая.
Освоение
земледелия надолго обеспечило людей пищей, но вместе с тем породило
определенные проблемы. Переход на другую пищу породил новые болезни и
потребовал достаточно длительной адаптации. Затем возникла проблема одежды:
ведь раньше охотники одевались в звериные шкуры. Земледельцы стали выращивать
растения с длинными волокнами – прежде всего лен; они стали прясть и ткать
льняные волокна. Таким образом, появилось прядение и ткачество. Еще одной
проблемой было хранение зерна, которое поедалось полчищами мышей. Эта проблема
была решена с изобретением керамики. Корзины из прутьев стали обмазывать глиной
и обжигать на костре; затем были созданы печи для обжига и гончарный круг.
Гончары стали первыми профессиональными ремесленниками, они жили при общинном
храме и получали содержание от общины.
Весьма
важной для земледельцев оказалась проблема жилищ. Охотники постоянно
передвигались в поисках добычи и жили в легких шалашах, покрытых звериными
шкурами. Земледельцы жили в домах, первые дома строили из необожженных
кирпичей; потом кирпич стали обжигать в гончарных печах, но обожженный кирпич
был дорог и применялся, в основном, для облицовки зданий. В IV тысячелетии в
Месопотамии появилось еще одно новшество – влекомая быками четырехколесная
повозка.
Еще
одним открытием этого времени было создание первых медных орудий. Возможно, первая
медь была случайно получена из руды в гончарных печах, но как бы то ни было, это
открытие первоначально не оказало заметного влияния на жизнь земледельцев. Медь
была редким металлом, и поначалу использовалась в качестве украшения. Позже, в
III тысячелетии, было обнаружено, что добавка олова позволяет получать более
твердую, чем медь, бронзу. Из бронзы стали изготовлять оружие и некоторые
важные технические детали, например втулки боевых колесниц – однако бронза была
еще дороже меди и ее появление не привело к распространению металлических
орудий труда.
Освоение
мотыжного земледелия было первым этапом изменившей жизнь людей неолитической
революции. Вторым этапом стало освоение ирригационного земледелия. При мотыжной
технологии обрабатываемая земля быстро истощалась, и через два-три года
земледельцы были вынуждены переходить на новый участок; при наличии ирригации плодородие
почвы восстанавливается за счет наносов ила, урожайность остается стабильно
высокой и земельные ресурсы используются полностью. О значении ирригационной
революции говорят следующие цифры. Плотность населения при охотничьем хозяйстве
составляет около 0, 05 чел/кв. км, при мотыжном земледелии – до 10 чел/кв. км, при
ирригационном земледелии она достигает 100-200 чел/кв. км. Таким образом, второй
этап неолитической революции не уступал по своим масштабам первому этапу.
Ирригационная
революция стала фактом в IV тысячелетии до н. э., когда жители Древней
Месопотамии, шумеры, научились строить магистральные ирригационные каналы
длиной в десятки километров. Огромное увеличение продуктивности земледелия
вызвало резкий рост населения, в это время появляются многочисленные поселки, которые
разрастаются до размеров городов. В III тысячелетии ирригационная революция
распространяется на долины Нила, Инда, во II тысячелетии - на долины Ганга и
Хуанхэ; долины великих рек становятся основными очагами земледельческой
цивилизации.
Развитие
ирригации привело к новому расширению экологической ниши человека – однако мы
помним, что численность населения возрастает очень быстро, за четыреста лет она
может возрасти в 250 раз. В III тысячелетии плотность населения в речных
долинах возросла в сотни раз, и новая экологическая ниша была заполнена. На
Ближнем Востоке началось перенаселение.
В
период колонизации и изобилия родовые общины не считали нужным менять
традиционные принципы коллективного труда: так же, как и охота, обработка земли
совершалась совместно на общем поле и урожай делился равномерно между
сородичами. Такой порядок землепользования зафиксирован источниками во многих
древнейших общинах Азии. Другой традицией, унаследованной земледельцами от
охотников было народное собрание и родовая демократия.
Перенаселение
проявлялось поначалу редкими голодовками в период больших неурожаев. Община
отвечала на него применением ирригации и удобрений. Постепенно стало выявляться,
что, в отличие от охоты, коллективный труд в земледелии не дает преимущества
перед индивидуальным трудом. “При коллективном труде многие ленятся и имеется
возможность неполной отдачи сил, ”- говорится в старинном китайском трактате
“Люйши чунцю”. Наиболее трудолюбивые крестьяне стали требовать выделения
участка своей земли и ушли на “хутора”. Первое время крестьянские наделы
подлежали систематическому перераспределению.
“Тучными
землями не разрешалось радоваться кому-либо одному, поэтому раз в три года
переделялись поля и жилища”, - говорит китайский источник. В Китае эта система
называлась “цзинь-тянь”, она зафиксирована почти во всех районах мира, а в
России и Юго-Восточной Азии дожила до XIX века.
Однако
в областях более высокого демографического давления система наделов быстро
привела к появлению частной собственности на землю - прежде всего потому, что
переделы сдерживали применение удобрений и местной ирригации. Частная
собственность появилась в Двуречье примерно 2600 лет до н. э., а в других
регионах - по мере того, как давление там достигало соответствующего уровня. В
Китае это произошло в VI-VII веках до н. э., в Индии и в Италии - в середине I
тысячелетия до н. э.
Появление
частной собственности вызвало распад общины. Семьи и частные дома отделились
друг от друга высокими заборами. Жена брата перестала быть «моей женой».
Началось расслоение общины на богатых и бедных. Разделы участка в многодетных
семьях приводили к тому, что наделы не могли прокормить землевладельцев.
Крестьяне брали зерно в долг - так появились ростовщичество - и в конце концов теряли
свой надел. Безземельные батрачили у кулаков, просили подаяние на дорогах, многие
промышляли разбоем. Другая часть безземельных занялась профессиональным
ремеслом. Ремесленники собирались вокруг рынков, чтобы менять свои изделия на
хлеб - так появились города и торговля.
Рост
населения приводил к постепенному заполнению экологической ниши земледельцев, и
по мере этого заполнения происходила адаптация человека к новым условиям
существования. Результатом этой адаптации и было появление частной собственности,
новые семейные отношения, развитие городов, торговли, ремесел, искусств и науки
– становление нового общества, которое называют «традиционным обществом»
земледельцев. Этот мир был разительно непохож на прежний мир охотничьих общин и
эти перемены были вызваны великим фундаментальным открытием – освоением
земледелия.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info/
|