Катастрофа,
погубившая цивилизацию древнего мира, была вызвана фундаментальным открытием
кочевников – изобретением стремени. Стремя сделало всадника устойчивым в седле
и позволило использовать длинный меч или саблю. Привстав в стременах, всадник
обрушивал на римского легионера или китайского пехотинца удар, в который
вкладывал всю массу своего тела. Изобретение стремени вызвало страшную волну
нашествий, которая погубила цивилизацию Древнего мира.
«Смотри,
сколь внезапно смерть осенила весь мир, - писал епископ Ориденций. - Те, кто
сумели устоять перед силой, пали от голода… В городах и деревнях – повсюду
смерть, страдания, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во
всеобщем пожаре». «Время вернулось к тиши, царившей до сотворения человека, - свидетельствует
итальянский хронист, - ни голоса в полях, ни свиста пастуха. Поля превратились
в кладбища, а дома людей – в логовища диких зверей».
Господами
Европы стали потомки завоевателей, варваров-германцев. Это были
тяжеловооруженные всадники-рыцари; они подчинили местных крестьян, обратили
одних из них в рабов, а других заставили платить подати. Владение рыцаря
называлось феодом, а социальную систему тех времен историки называют
феодализмом; таким образом, фундаментальное открытие, изобретение стремени, породило
рыцарей и феодализм.
После
первой волны нашествий, пришедшей из глубин Евразии, пришла вторая волна – на
этот раз с моря. Скандинавские норманны создали дракар – мореходное судно с
40-70 гребцами и прямоугольным парусом. Отличительным качеством дракара было то,
что он мог с одинаковой легкостью преодолевать моря и подниматься по рекам, его
можно было даже перетаскивать волоком через водоразделы. Благодаря дракару
норманны могли внезапно появляться едва ли не в любом месте – там, где хотели;
флотилия из 50-100 кораблей высаживала несколько тысяч воинов, которые грабили
города и села и уходили, как только противник собирал крупные силы. Дракар
позволил норманнам разграбить большую часть Западной Европы, но, не обладая
преимуществом перед рыцарской конницей, они смогли закрепиться лишь в немногих
областях, в Нормандии, в Сицилии, в Англии. На востоке Европы сложилась иная
ситуация: здесь не было рыцарской конницы, и, благодаря своим мечам и кольчугам,
норманны-варяги обладали военным превосходством над местным населением. В
конечном счете, варяги завоевали страну славян; они дали этой стране свое имя, Русь
– ведь по-фински русь означает «шведы». Позднее варяги превратились конных
дружинников, русских бояр.
Хорошо
известно, что русские князья носят скандинавские имена, Рюрих – это Рорих
Ютландский, прославившийся разграблением Лондона, Олег – это Хельги, Ольга –
это Хельга, Игорь – это Ингварр, Святослав (казалось бы, славянское имя) – это
Свендислэйв, Владимир – это Вольдемар и так далее.
Варварские
нашествия охватили всю Евразию, и был лишь один город, который сумел выстоять в
этой буре, это была последняя крепость цивилизации – Константинополь. Варвары, тюрки
и арабы, штурмовали Константинополь с моря и суши, но греков спасло изобретение
греческого огня – зажигательной смеси, которую выбрасывали на корабли
противника с помощью мощных насосов. Константинополь устоял – но страна была
разорена, и долгое время грекам было не до наук и искусств. Положение
изменилось лишь при императоре Василии I (867-886); будучи неграмотным
крестьянином, Василий с почтением относился к учёным монахам и не жалел золота
для возрождения греческой учености. В середине IX века под началом епископа
Льва Математика в Магнавском дворце была вновь открыта высшая школа - началось
возрождение древних наук и искусств. Преподаватели Магнавской школы стали
собирать хранившиеся в монастырях старинные книги; знаменитый грамматик Фотий
составил сборник с краткими пересказами 280 античных рукописей. Придворные
грамматики собрали огромную библиотеку и участвовали в создании обширных
компиляций по законоведению, истории и агрономии. Греки снова познакомились с
Платоном, Аристотелем, Евклидом и снова узнали о шарообразности Земли. В Греции
сохранялись и созданные римлянами принципы строительного искусства; именно
греки учили окрестные народы строить каменные соборы – они построили собор
Святого Марка в Венеции и собор Святой Софии в Киеве.
В
начале VIII века приглашенные халифом греческие мастера возвели в Иерусалиме
главную мечеть арабов – «Купол Скалы», Куббат ас-Сахра; эта мечеть и по сей
день остается шедевром архитектуры. Правивший в IX веке халиф Мамун был большим
почитателем греческой учености; под впечатлением легенд об александрийском
Мусее он создал в Багдаде “Дом науки” с обсерваторией и большой библиотекой;
здесь были собраны поэты, учёные и толмачи, которые переводили греческие книги.
Рассказывают, что халиф платил за переводы столько золота, сколько весила
книга; были переведены сотни рукописей, присланных из Константинополя или
найденных в сирийских монастырях; мусульманский мир познакомился с трудами
Платона, Аристотеля, Евклида. Из книги Клавдия Птолемея (которую арабы называли
«Аль-Магест») мусульмане узнали о шарообразности земли, научились определять
широту и рисовать карты. Сочинения Гиппократа стали основой для “Канона
врачебной науки” знаменитого врача и философа Ибн Сины; Ибн Хайан положил
начало арабской алхимии и астрологии. Особенно усердно работали арабские
астрономы - их главной задачей было научиться определять, в какой стороне
находится Мекка - именно в эту сторону должны были склоняться правоверные при
молитве. Самым знаменитым арабским астрономом был ал-Хорезми, известный
европейским переводчикам как Алгорисмус - от его имени происходит слово
“алгоритм”. Ал-Хорезми позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потом
попали от арабов в Европу и которые европейцы называют арабскими. Однако
главным занятием арабских мудрецов были поиски эликсира жизни и философского
камня, который позволял превращать ртуть в золото.
Постепенно
науки возвращались и в Европу. Искорки древних знаний издавна сохранялись в
монастырях, где монахи переписывали старые книги и учили молодых послушников
латинской грамоте, чтобы они могли читать святую Библию. В те времена латынь
была единственным письменным языком и, чтобы научиться грамоте, нужно было
научиться латыни: сначала выучить наизусть полсотни псалмов, а потом освоить
азбуку. Кроме того, в монастырской школе учили церковному пению и немного - счёту,
в этом и заключалось тогдашнее образование. Грамотные люди, само собой, считались
монахами, их называли клириками, они носили тонзуру и пользовались большим
уважением, клирик мог стать священником или писцом у графа - если только вёл
достойную монаха жизнь, то есть не вступал в брак. С давних времён учёные
монахи пытались собрать в одну книгу всё, что осталось от древних знаний и
составляли обширные манускрипты, повествующие о житиях святых, магических
свойствах чисел и немного - о медицине или географии. В VII веке Исидор
Севильский написал двадцать томов “Этимологии”, а столетием позже Беда
Достопочтенный составил обширную “Церковную историю Англии”.
Император
Карл Великий в подражание древним создал свою Академию – но это был всего лишь
маленький кружок ученых монахов, здесь сочиняли латинские стихи и вели
летописи. Из этих летописей видно, что тогдашние грамотеи представляли землю
плоской, в виде огромного диска, окружённого океаном. Край земли терялся во
мраке и был населён чудными племенами - одноногими людьми и людьми-волками.
Легенда говорит, что в X веке молодой монах Герберт отправился в поисках знаний
в Испанию; он учился “запретным наукам” у одного арабского мудреца, а потом
соблазнил его дочь и с её помощью похитил тайные книги. В этих книгах было
написано, что земля имеет форму шара, что числа можно записывать с помощью
особых значков-цифр, и ещё многое другое. Впоследствии монах Герберт
рассказывал обо всем этом людям и за свою учёность был избран папой под именем
Сильвестра II - но мрак невежества был столь густым, что слушатели Герберта
мало что поняли из его рассказов, и франки по-прежнему считали землю плоской.
Мусульманская
Испания была для европейцев ближе, чем Константинополь, поэтому они ездили в
Испанию, где учились у арабов тому, что те позаимствовали у греков. После того,
как христиане отвоевали у мусульман столицу Испании Толедо, им достались
богатые библиотеки с сотнями написанных арабской вязью книг. Епископ Раймунду
призвал учёных монахов со всей Европы, и они вместе с арабскими и еврейскими
мудрецами перевели эти книги - среди них был медицинский трактат Ибн Сины
(Авиценны), философские манускрипты Ибн Рушда (Авероэсса), алхимические штудии
Ибн Хайана (Гебера), а также арабские переводы Платона, Аристотеля, Евклида, Птолемея.
В Испании европейцы познакомились с бумагой, магнитной иглой, механическими
часами, перегонным кубом для получения алкоголя. Труды переводчиков
продолжались в течение всего XII столетия, и всё это время грамотеи Европы
тянулись в Испанию за новыми книгами. Учёных подталкивало нетерпение их
учеников - ведь в XII веке в Европе открылась тяга к знаниям, выросли торговые
города, и купцы не могли обойтись без образования. В городах появились “общие
школы”, доступные не только для монахов; в этих школах преподавали “семь
свободных искусств”, распадавшихся на “тривиум” и “квадриум”. “Тривиум” - это
были “грамматика”, “риторика” и “диалектика”, а “квадриум” состоял из
“арифметики”, “астрономии”, “музыки” и “геометрии”, причём “астрономия” в
действительности была астрологией, а “геометрия” - географией. В арифметике
большую часть курса занимало истолкование тайного смысла цифр, а вершиной
премудрости считалось деление многозначных чисел. Под риторикой разумелось
искусство составлять письма, грамоты и юридические документы - это была очень
важная для горожан наука, которая со временем легла в основу всего высшего
образования.
Нужно
сказать, что в эпоху господства варваров не существовало права и законов в том
смысле, как мы их понимаем теперь. У варваров были свои варварские «правды», сборники
законов, но главным законом был «божий суд» – судебный поединок на мечах. Кто
побеждал – тот и был прав. Купцы, которые не хотели сражаться на мечах, пользовались
законами погибшей Римской империи, сохранившимися отрывками кодекса, составленного
когда-то императором Юстинианом.
В
конце XI века болонский ритор Ирнерий восстановил римский кодекс законов и
основал первую юридическую школу. Со временем эта школа разрослась, в Болонью
стали приезжать тысячи учащихся со всей Европы, и в конце XII века школа
Ирнерия превратилась в “университет” - учёную “корпорацию”, цех с
мастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами. Как у
всех цехов, у университета было своё знамя, свой устав, своя казна и свой
старшина-ректор. Звание магистра (или доктора) присваивалось после
экзамена-диспута, когда нового “мастера” облекали в мантию и вручали ему кольцо
и книгу - символ науки. Римские папы поддерживали уважение к учёному цеху и
наделяли докторов бенефициями - доходами от церковного имущества; они строили и
общежития для бедных студентов, “коллегии”; позднее доктора стали читать в этих
коллегиях лекции, и, таким образом, появились новые учебные заведения - колледжи.
В университете было четыре факультета, один из них, “артистический”, считался
подготовительным: это была прежняя “общая школа”, где изучали “семь свободных
искусств”. Лишь немногие студенты выдерживали все испытания и продолжали учёбу
на старших факультетах - юридическом, медицинском и богословском. Юристы и
медики учились пять лет, а богословы - пятнадцать; их было совсем мало, и по
большей части это были монахи, посвятившие свою жизнь богу.
Появление
университета принесло Болонье почёт и немалые выгоды, поэтому вскоре и другие
города принялись заводить высшие школы по болонскому образцу. В середине XIII
века в Италии было 8 университетов. Самым знаменитым университетом Англии был
университет в Оксфорде, где в XIII веке преподавал знаменитый астролог и
алхимик Роджер Бэкон.
Бэкон
жил в башне, на вершине которой ночами проводил свои наблюдения, что-то измерял
и чертил с помощью странных приборов - его считали колдуном и суеверно боялись.
Он составил трактат, в котором в нарочито туманных, понятных лишь посвящённым, фразах
писал о секрете пороха и увеличительных стёкол; он учил определять
местонахождение с помощью широты и долготы. Бэкон писал также о том, что в
будущем появятся машины, которые будут возить людей и машины, которые будут
летать по небу – трудно сказать, как в те времена могли прийти в голову такие
мысли. В конце концов, Бэкона обвинили в колдовстве и заточили в тюрьму, откуда
он вышел лишь незадолго до смерти.
С
точки зрения развития техники основным достижением средних веков стало
использование лошади. Средние века были эпохой, когда лошадь стала первым
помощником человека; жизнь европейского крестьянина стала немыслимой без лошади.
Изобретение стремени привело к широкому распространению верховой езды.
Появление хомута позволило использовать лошадь на пашне - ведь раньше пахали на
быках. Запряженные лошадьми телеги и кареты стали главным средством транспорта.
Из других достижений нужно отметить распространение водяных и ветряных мельниц
– хотя мельницы появились еще в древнем Риме, их широкое применение относится
именно к средним векам.
Средние
века были временем господства кавалерии. В XIII веке в руках кочевников вновь
оказалось новое оружие – это, был монгольский лук, “саадак”, стрела из которого
за 300 шагов пробивала любой доспех. Это была сложная машина убийства, склеенная
из трех слоев дерева, вареных жил и кости и для защиты от сырости обмотанная
сухожилиями; склеивание производилось под прессом, а просушка продолжалась
несколько лет – секрет изготовления этих луков хранился в тайне. Для натяжения
монгольского лука требовалось усилие не менее 75 кг – вдвое больше, чем у современных спортивных луков и больше чем у знаменитых английских луков –
тех, которые погубили французское рыцарство в битвах при Креси и Пуатье. Саадак
не уступал по мощи мушкету, и все дело было в умении на скаку попасть в цель –
ведь луки не имели прицела и стрельба из них требовала многолетней выучки.
Обладая
таким всесокрушающим оружием, монголы не любили сражаться врукопашную. «Вообще
они не охотники до ручных схваток, - отмечал известный историк С. М. Соловьев,
- но стараются сперва перебить и переранить как можно больше людей и лошадей
стрелами, и потом уже схватываются с ослабленным таким образом неприятелем.
Классическим примером такой тактики явилась битва с венграми на реке Сайо, когда
венгерская рыцарская армия так и не смогла навязать монголам рукопашного боя и
была расстреляна из луков во время шестидневного отступления к Пешту.
Монгольский
лук был фундаментальным открытием, которое породило новую волну завоеваний.
Монголы опустошили половину Евразии, разрушили города и истребили большую часть
населения. Развитие Китая, Ирана, России было отброшено на столетия назад. Лишь
Западной Европе удалось избежать этого страшного нашествия – и с этого времени
Европа стала убежищем для наук и искусств.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info/