Реферат: Женщина в Исламе
Реферат: Женщина в Исламе
ведение.
Несколько лет тому
назад у меня была возможность рассмотреть в деталях жизнь исламской страны.
Первое, что произвело на меня впечатление, были женщины. Тогда я была незнакома с правилами хиджаба и мне показалось очень странным и
красивым то, что женщины носили.
На них были длинные
платья темного цвета, из-за которых не было видно ни тела, ни фигуры, ни настоящей красоты женщин и девушек. На голове
были длинные платки, которые закрывали шею и волосы. В таком одеянии
представительницы женского пола казались таиственными, недосягаемыми и немного
грустными. Тогда, шесть лет назад, мне эта тема показалась очень интересной.
Вот почему я начала свое иследование внутреннего мира мусульманок.
Несколько лет
спустя в мире произошли ужасные вещи, отнявшие жизнь многих тысяч людей. Это были террористические атентаты в США, в
Испании, в России... Но больше всего меня удивил тот факт, что многие женщины,
называвшие себя шахидками, погибали и уносили с собой жизни ни в чем неповинных
людей. Тогда мне стало интересно, как они думают, как их воспитывали, что им
говорили и как убедили в том, что их смерть принесет добро человечеству.
Конечно же, это мышление было искаженым, но чтобы
изучить его лучше, надо четко разобраться с жизнью и миром мусульманок.
Итак, я начала свою работу. Мне
понадобились долгие годы, чтобы заставить даже своих подруг-мусульманок
рассказать что-то большее о своей религии и жизни. Было непросто понять их
мысшление, нравственность и ценности. У них есть определенные цели в жизни,
хотя на первый взгляд кажется, что девушки буквально закрыты от общества и не
участвуют активно в его развитии.
Как развивались женщины в Исламе?
Что способствовало их воспитанию? Какие семейства они создают? Как и где они
обучаются? Какие у них права? Почему считается, что мужчина – глава семейства,
когда именно женщина воспитывает детей? Какова роль женщины в экономической
сфере жизни исламского государства? И есть ли она вобще?
Женщину во все времена эксплуатировали самым
унизительным способом. Она была „девушкой с обложки”, которую забывают через
несколько лет, ее пожирают глазами, пока она разносит еду в самолете, тело
используют для достижения целей. Но что она делает для того, чтобы остаться
женщиной, чтобы ее уважали, относились к ней как к чему-то святому и недостижимому?
Она не может ничего сделать, так как живет в мире, управляемым мужчинами. На
женщину смотрели как на товар. И многие в наши дни спаришавают себя можно ли
избежать такую нелепость? Есть ли на этом свете что-то, что поможет женщине
стать такой, какой она была задумана с самого начала своего создания?
Я вспоминаю здесь
слова, сказанные Гюставом Флоберем1
относительно влияния Ислама на положение женщины: „Ислам оказал более
положительное воздействие в плане улучшения положения женщины, чем многие наши
европейские законы”. И, чтобы наглядно увидеть влияние Ислама на положение
женщины на Востоке, достаточно рассмотреть условия её жизни в эпоху до Корана.
Взгляните, как
жила женщина прежде ниспослания Корана, и вы увидите, как Священная Книга
подняла честь женщины на высоту.
Сначала вкратце
посмотрим на её жизнь до Ислама, её положение в Исламе.
До эпохи Ислама за
женщиной практически не признавалась никакая социальная роль ни в каком
обществе. Она была лишь товаром, который покупается и продаётся. Если женщина
уходила из дома своего отца, то полностью теряла свою свободу. Она не имела
права высказывать своё мнение ни по какому делу. У некоторых народов женщина в
случае смерти своего мужа должна была стать женой кого-либо из его
родственников. Ей нельзя было даже возвращаться в дом своих родителей, ибо она
считалась неотъемлемой частью семьи своего мужа. Естественно, ни о каком
уважении к ней не могло быть и речи.
Мухаммад Ахмад Муаббар
аль-Кахтани2 пишет: „В Персии женщины находились в
полной власти мужчины, который имел полное право присудить её к смерти или
даровать ей жизнь в зависимости от своего настроения”.
Хотя греки были в
древности одним из самых передовых народов, о чём свидетельствуют их памятники
культуры, положение женщины у них было весьма приниженным. Об этом писал
выдающийся исламский проповедник Абу-ль-Аля аль-Маудуди3: „Женщина не имела в тогдашнем греческом обществе никакого прочного
социального статуса. Согласно греческим мифам, женщина по имени Пандора была
источником всех человеческих бед и несчастий'.
Индуистские обычаи
низвели женщину на один уровень с животными в джунглях. Вдову полагалось
сжигать по смерти мужа вместе с ним. Индусы доходили до того, что мать оказывалась под опекой собственных сыновей и не имела права
на уважение с их стороны.
Кое-кто говорит: „На
Западе женщина получила права и свободу”. Но вплоть до общей собственности на
женщин - Запад в этом опередил даже первобытные народы. Например, у племени
баконго целомудрие женщины не ставится ни во что. Честь женщины и её авторитет
определяются тем, насколько она желанна и привлекательна, и за какую цену её
хотят купить.
На Аравийском
полуострове арабы в период джахилийи также отказывали женщине в правах. Она не
могла наследовать после смерти мужа или отца. Они нередко даже закапывали в
землю живыми новорождённых дочерей, якобы боясь позора и нищеты.
Во время
менструации женщина обязана была оставлять дом и жить несколько дней в
отдельной палатке, ибо она в это время считалась 'мерзкой'.
В Китае женщина
принадлежала отцу, мужу и сыну. Сначала она должна была повиноваться своим отцу
и брату, а после замужества - мужу, а по его смерти - сыну. Это - явное
игнорирование её прав и лишение её свободы. Более того, в Китае родственники
девушки подбирали ей мужа через специального маклера. В Японии существовало
бесчеловечное законодательство, по которому от женщины, вышедшей замуж,
требовалось полностью прекратить связи с родительским домом и не возвращаться в
него ни под каким предлогом, поскольку она рассматривалась как собственность мужа,
и не имела никакого права на самостоятельные действия - совсем как домашнее
животное.
В иудейских мифах
и сказаниях женщина предстаёт как источник всех бед и несчастий человечества,
причиной всех возникавших проблем. Это искажало образ женщины, придавая ему
зловещий характер.
Согласно
воззрениям древних арабов, женщина не имела права на наследование, так как не
участвовала в боевых стычках и набегах. Это есть проявление абсолютного
эгоизма. И если бы тогдашние арабы допустили бы её до участия в набегах и в
грабеже, то, вполне вероятно, кто-то из женщин мог оказаться в плену. А это
свело бы с ума её хозяина, который стал бы говорить, что она причинила ему боль
и покрыла позором на всю жизнь. Но если бы они относились к женщине по
справедливости и охраняли её достоинство, то она была бы разумной и послушной,
лояльной как мужу и его семье, так и своим родным, а не существом,
принадлежащим безрассудному мужу, для которого она - всего лишь бесправный
товар, с которым можно поступать как угодно, существом, которое не имеет права
возражать мужу или поправлять его, если бы даже он нёс явную нелепицу.
В целом женщина до
Ислама находилась в достойном сожаления униженном положении у всех народов,
была бесправным существом в руках мужа-эгоиста, который угнетал её, одновременно
считая её причиной всех несчастий и источником позора. Нередко деспотичный сын
помыкал ею и заставлял свою мать беспрекословно ему подчиняться после смерти её
мужа. Ей были абсолютно недоступны знания и наука, она не могла высказывать
своего мнения ни по какому поводу и не имела права даже навещать своих родных и
поддерживать кровные связи с ними, а обязана была забыть и них. Нередко её
уделом было сожжение на костре, если она осталась вдовой. Таков 'гуманизм'
человеческих законов во все эпохи. Сколько ни старались люди исправить законы и
сочинить новые своим разумением, они не могут предоставить женщине её права.
Наоборот, они
только узурпируют их.
Нынешнее же
положение женщины на Западе и в тех странах исламского мира, которые любят
подражать всему западному, не лучше, чем в доисламскую эпоху. Несмотря на
утверждения о том, что женщины там освободились от оков, на самом деле они
попали в ещё более крепкие кандалы. Женщина вновь стала товаром, в основном для
удовлетворения сексуальных потребностей. Женщины путём аборта убивают своих ещё
не родившихся детей, чтобы быть подальше от детских проблем.
Ислам справедливо
относится к женщине, определив её права и обязанности и разработав необходимые
нормы согласно Корану.
Ислам утвердил
добрые нравы и отверг противоречащие им дурные джахилийские обычаи, которые
узурпировали права и попирали достоинства людей.
Религия вернула
женщине её достоинство и обелил её лицо после эпохи всевозможных унижений. Она
стала пользоваться уважением и вниманием в доме своего отца, и мы видим, что ей
оказывают честь и достойно в доме мужа. Она имеет возможность высказывать своё
мнение, навещать своих родных и поддерживать с ними связи. Когда же она
становится матерью, то превращается в оберегательницу детей и в источник, бьющий
счастьем и любовью.
Ислам повелевает
мужчинам не из числа ближайших родственников отводить от неё свои взоры в знак
уважения и оказания ей чести.
Забота Ислама о
женщине доходит до жалости к ней. Посланник Аллаха, Mухамед,
сказал в Прощальной проповеди: „Обходитесь с женщинами
по-доброму, ведь они у вас как заложницы, ничего своего не имеют. Вы взяли их в
жёны как дар Аллаха, и они стали доступными вам по слову Аллаха”.4
В исламской
истории есть замечательные примеры из жизни мусульманских женщин, права которых
Ислам гарантировал и обеспечил им достойную жизнь. Честь и почёт, которые были
им оказаны, иногда невозможно описать пером. Абу Дауд5 в своей книге 'Ас-Сунан' ('Предания') рассказал, что Умм Хани, дочь
Абу Талиба, защитила одного мужчину из многобожников в день взятия Мекки. Она
пришла к Пророку и рассказала ему об этом. И Пророк сказал: „Мы защищаем того,
кого защитила ты, и даём безопасность тому, кого ты обезопасила”.
Слово 'мааруф' (в
данном случае означает 'доброе дело') несколько раз повторяется в Коране в
контексте брака и развода. Ибо женщина - это создание, которое зависит от
мужчины, и мужчина должен заботиться о ней, творить добро для неё и не
создавать трудностей.
В этой связи
Всевышний Аллах говорит:
'И когда вы
дали развод жёнам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно
принятому или отпускайте их согласно принятому'.6
А также Всевышний
сказал:
'И не
препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат
мерзость очевидную. Обходитесь с ними достойно. Если же вы чувствуете к ним
отвращение, то, может быть, вам не нравится что-либо, а Аллах устроил в этом
великое благо'.7
Таких аятов,
побуждающих творить доброе женщинам и беречь их, много. Это показывает заботу Ислама о женщине и стремление защитить её от
угнетения, которому она подвергалась в доисламские времена.
Ислам - это
религия, призывающая к исправлению общества и семьи. Для женщины он - надёжная
крепость и защита от бед и соблазнов.
Социальная сфера
жизни мусульманки.
Брак
Семейная
жизнь - одна из наиболее важных областей, которой в исламской системе жизни
придается огромное значение, что однозначно осознается подавляющим большинством
мусульман во всем мире.
Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого
на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и
скромности, в большей части мусульманского мира юноша и девушка общаются друг с
другом очень мало. Средние школы в подавляющем большинстве раздельные, и, за
исключением тех, которые особо прониклись духом западных влияний. Мальчики и
девочки не общаются друг с другом, не устраивают свиданий и ни в коем случае не
допускают никакой добрачной близости. И хотя любовь, несомненно, считается в
мусульманском браке весьма важной, к мусульманским парам она, как правило,
приходит после заключения брака, а не до того.
Поэтому выбор брачного партнера производится чаще всего (но не
обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людям
позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более
всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но обычно
они не отправляются на самостоятельные поиски будущего супруга. Согласно Исламу
предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но
обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его
родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак
не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего
девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие
супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя Ислам дает им
это право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в
присутствии других людей, поскольку Ислам запрещает мусульманину и мусульманке,
не состоящим в браке или в махраме1 находиться
друг с другом наедине.
Брак в
Исламе является как священным, так и правовым договором между мужчиной и
женщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимную ответственность их
родственных отношений, принятие друг друга в качестве супругов но обоюдному
решению для совместной жизни согласно учениям Ислама. Оба должны сознавать свой
долг перед Богом и ответственность друг перед другом во всех аспектах их
взаимоотношений.
Ислам
отводит руководящую роль в семье мужчине, поскольку он в большинстве случаев
обладает несколько большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем
женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и
содержание женщин - не только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые
нуждаются в помощи и поддержке.
Жена является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним
ответственной за дела семьи, физическое и эмоциональное благосостояние ее
членов и воспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только он не
требует от нее непокорности Богу, в этом случае она не должна ему подчиняться,
он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться об ее
благополучии. Она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своего
мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, она обязана
хранить свою красоту только для того мужчины, с которым состоит в браке.
В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими
собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет
полное право владеть и распоряжаться своими имуществом и заработком даже после
вступления в брак, а, вступив в него, она имеет право сохранить свою фамилию,
не принимая фамилию мужа. Но если она сама пожелает взять фамилию мужа - это ее
право. Западный стереотип относительно мусульманской женщины как о всего лишь
домашней рабыне, с утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и
присмотром за детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей право на
собственную жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни
общества, в исламских учениях, не имеет под собой оснований. Ибо Ислам считает
мужчину и женщину равными в смысле их ответственности перед Богом и собственной
индивидуальности.
В Исламе
ответственность за содержание женщины ложится на мужчину. Заработок, имущество
или наследство женщины полностью принадлежат ей, и она может использовать их по
собственному усмотрению; даже если у нее есть деньги, она не обязана тратить их
на содержание себя, своих детей и мужа. Отсюда явствует, что, поскольку мужчина
полностью несет бремя по содержанию женщины, он вправе получить большую долю наследства,
чем женщина, которая вольна тратить свои средства как пожелает.
В то же
время Ислам признает, что женщины обладают более тонкой, чувствительной и
эмоциональной натурой, чем мужчины, и мужчины должны обходиться с ними
соответственно. Существует множество прекрасных Хадисов Пророка, предписывающих
доброту и заботливость по отношению к женщинам, советующих мужьям относиться к
своим женам с уважением, почитанием и со всеми чувствами, соответствующими их
тонкой женской природе.
Поскольку
природа мужчины и женщины неодинакова, каждому доверена особая роль в обществе.
Эти роли дополняют друг друга, и каждая из них является равно основополагающей
и необходимой для функционирования общества. Внутри этой структуры как мужчина,
так и женщина свободны в стремлении к тому, что для них важно, они вольны
вносить свой вклад в общество соответственно собственным навыкам и интересам,
но при условии, что они не пренебрегают своими домашними обязанностями и их
деятельность не таит угрозы их достоинству и скромности. Женщины могут занимать
в обществе многие должности, с которыми они справятся лучше или, по крайней
мере, не хуже мужчин, например, в некоторых областях медицины, ухода за
больными и т.п., образования, общественной работы и других.
Дух брака в
Исламе - это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества и
гармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа жена имеет друга и партнера,
разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеящего, и оберегающего ее, помогающего
ей выполнять обязанности, которые ей было бы трудно, а то и невозможно
выполнять одной; а мужчина имеет в лице своей жены товарища и помощника,
обеспечивающего ему покой, комфорт и отдых от борьбы с превратностями жизни
этого мира.
Хотя женщины чаще всего выполняют работу по дому, поскольку для них такая
забота более естественна, Ислам не принуждает их к этому. Муж должен помогать
жене в работе по дому, чинить свою одежду и принимать участие в домашнем труде.
И хотя мать, прежде всего, занимается воспитанием своих детей, Ислам не требует
от нее заниматься этим весьма важным делом одной. Должное воспитание детей -
обоюдная обязанность мужа и жены, и, несмотря на то, что большая часть
ежедневных занятий с детьми чаще всего выпадает на долю жены, муж - это
человек, наделенный в семье высшей властью, отвечающий не только за
благосостояние, но и за поведение всех членов семьи. Муж и жена должны вместе
создавать в доме исламскую атмосферу и находить нужный подход к воспитанию
детей, поддерживая в этом друг друга.
Рассматривая
исламскую семью, женщина, в первую очередь, это праведная жена своего супруга и
хранительница домашнего очага.
Супружество - это особая
сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей
и прав мужа и жены, где муж - это глава семейства, а жена хозяйка дома.
Однако, не следует
делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним
хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных
способностей и проявления женской натуры.
Ислам повелевает,
чтобы семья основывалась на взаимной любви, уважении и согласии, чтобы её члены
совместно делили хорошее и плохое в жизни, чтобы муж и жена были тесно связаны
узами верности.
Аллах сделал брак
честной отдушиной или выходом. Мужчина и женщина живут в браке счастливой
жизнью, вдали от опасных ловушек разврата и блуда - источника несчастья. Этим
самым Ислам поставил преграду чувственной похоти, ибо Аллах разрешил законную
связь между Своими рабами. Ислам разрешил и многожёнство ради сбережения как
мужчины, так и женщины. Даже противники Ислама свидетельствовали благотворное
воздействие его положений, легализующих многожёнство. Эти положения сохранили
исламский мир от эпидемии проституции. Как было отмечено в одном статистическом
сборнике ООН2, исламские страны в меньшей
степени затронуты волной проституции благодаря допущению многожёнства.
Ислам разрешил
многожёнство при условии справедливого отношения к жёнам. Он не предписывает
женщине разрывать связи со своими родными, как это делалось в прошлом у многих
народов. Наоборот, он повелевает ей поддерживать с ними связь и не прерывать
её. Аллах здесь связал недобродеяние к родителям с многобожием, причислив и то
и другое к недозволенным вещам. Такова картина милосердия и доброты Ислама.
Женщина имеет право навещать своих родственников и ближних, узнавать, как они
живут, ибо они воспитывали её до замужества.
Ислам повелел
женщине сторониться нескромности и быть целомудренной.
Здесь невозможно
перечислить все положения Ислама, касающиеся сохранения семьи, одной из опор
которой является женщина. Один поэт сказал: 'Мать - это школа, которая готовит
к жизни благородный народ'.
Женщина, будь она
мать, сестра или тётушка, пользуется особым уважением и высоким авторитетом.
Уважение к матери проистекает из требований нашего Ислама о послушании
родителям, а авторитет жены из того, что она является другой половиной религии
мужа и порогом его дома. Что же касается сестры, то её надо оберегать, пока она
не найдёт добродетельного мужа. В отношении тёток как по линии отца, так и со
стороны матери, наша истинная религия предписывает поддерживать с ними
отношения кровного родства, а кто рвёт с ними связи, тот заслуживает самого
сильного наказания.
Анвар Садат3 пишет: “Примером благородного подхода Ислама к женщине является то, что он
рассматривает беспутного человека недостойным брака с целомудренной женщиной”. Ислам сделал семейные узы благородными и видит в них узы между двумя
равными сторонами, каждая из которых уважает и ценит другую. При этом между
ними нет различия в моральных принципах и в религии, которые составляют прочную
основу отношений между супругами в Исламе.
Страницы: 1, 2, 3
|