Королевская
кобра - самая большая ядовитая змея Индии. Достигает в длину 5, 5 м. Укус королевской
кобры смертелен даже для слона.
Индийская
кобра(еще один вид ядовитых змей) достигает в длину 180 см.
Гангский
гавиал обитает в долине Ганга. Длина этого крокодила достигает 6,6 м. Популяция
этого крокодила довольно малочиленна.
С целью
сохранения редких и малочисленных видов флоры и фауны, в Индии созданы созданы
83 национальных парка, 447 заповедников, 23 тигровых заказника, 200 зоопарков и
8 биосферных резерваций.
Широкая долина:
горные склоны. Здесь обитают редкий вид оленя - хангул, черные и бурые медведи,
леопарды; гнездовья цапель. Аэропорт: Сринагар, 22 км. Железнодорожная станция:
Джамму, 311 км. Сезон: июнь - июль. Проживание: Сринагар - дома на воде на
озерах Дал и Нагин.
Заповедник птиц
Говинд Сагар (Химачал-Прадеш)
Птичий заповедник
населен журавлями, утками, гусями, чирками. Аэропорт: Чандигарх, 135 км.
Железнодорожная станция: Нангал, 13 км. Проживание: можно остановиться в Бакре.
Национальный парк
Корбетт (Уттар-Прадеш)
Предгорья Гималаев в
окрестностях Дикала; солончаковые леса и равнины. Фауна: тигры, слоны, леопарды
и разнообразные птицы. Отличная рыбалка в реке Рамганге. Аэропорт: Пантнагар,
115 км. Железнодорожная станция: Рамнагар, 51 км. Сезон: ноябрь - май.
Проживание: на территории парка.
Национальный парк
Дадва (Уттар-Прадеш)
Граница Непала. Здесь
обитают тигры, медведи-губачи и пантеры. Аэропорт: Лакхнау, 251 км.
Железнодорожная станция: Дадва, 4 км. Сезон: ноябрь - май. Проживание на
территории парка.
Национальный парк
"Цветочная долина" (Уттар-Прадеш)
Во время цветения
этот "сад на крыше мира", вознесен ный на высоту 3500 м, ослепляет
буйным разноцветьем. Местоположение: 44 км от Бадринатха. Железнодо рожная
станция: Ришикеш, 280 км. Сезон: июнь - июль.
Национальный парк
Сариска (Раджастхан)
Около 200 км от Дели.
Лес и открытые равнины. Самбар (самый крупный из индийских оленей), четал
(пятнистый олень), нилгаи (индийская антилопа), черный олень, леопард, тигр;
хороший ночной обзор. Аэропорт: Джайпур, 160 км. Железнодорожная станция:
Алвар, 35 км (автобусное сообщение). Сезон: февраль - июнь. Проживание: на
территории парка.
Рантхамбхор (Саваи-Мадхопур
- Раджастхан)
Холмистые леса,
равнины и озера. Самбар, чинкара (индийская газель), тигр, медведь-губач,
крокодилы и перелетные водоплавающие птицы. Аэропорт: Джайпур, 162 км.
Железнодорожная станция: Саваи- Мадхопур, 11 км. Сезон: ноябрь - май. Проживание:
на территории парка и в Саваи-Мадхопур.
Состояние окружающей
среды в Индии зависит от многих факторов, среди которых следует, очевидно,
выделить два главных: длительность сельскохозяйственного использования
территории и быстрый рост населения.
Археологические
и исторические данные позволяют выделить пять этапов в использовании территории
этой страны: древнейший земледельческий (3 - 2-е тысячелетия до н. э.),
скотоводческий, (1-е тысячелетие до н. э.), богарного земледелия (III век до н. э. - XIV век), примитивного
богарного и орошаемого земледелия, и более интенсивного орошаемого земледелия
(с середины XX века). В результате
природа Индии подверглась очень сильной <переработке>, и ныне более 60%
ее территории характеризуется сильно и измененными антропогенными ландшафтами.
Это всего орошаемые районы Пенджаба и Индо-Гангской низменности, ландшафты
речных долин и дельт, приморские аллювиальные равнины, пенепленизированные
равнины Деканского плоскогорья, оазисы пустыни Тар.
Понятно,
что демографический взрыв, происходящий во второй половине XX века еще более
увеличил <нагрузку> на территорию. Естественная необходимость обеспечить
почти 850 млн. человек пищей, дровами, пастбищами для 270 млн. голов крупного
рогатого скота - больше и 120 млн. голов овец и коз имела прямым следствием
деградацию многих природных ландшафтов, нарушение, а иногда и разрушение
важнейших экосистем. К тому же они затронули практически все компоненты
географической оболочки.
Пожалуй,
в наибольшей мере процессы такой деградации коснулись почвенного покрова.
Коррозия почвы - едва ли не главный бич земледельческих ландшафтов Индии. Она
охватила более половины территории страны, и в особенности сильно распаханные и
обезлесенные ИндоТангские равнины, Декан. Индийские ученые-аграрники, собрав
данные специальных исследовательских станций подсчитали, что ежегодно в
результате процессов водной и ветровой эрозии страна теряет более млрд. т.
почвы. При этом некоторые участки становятся полностью непригодными для
земледелия, превращаясь в <бедленды>. К этому нужно добавить вторичное
засоление и заболачивание почв - главным образом в Пенджабе, штатах
Уттар-Падеш, Западная Бенгалия и других районах распространения ирригации,
резко возросшее во второй половине текущего столетия загрязнение почв
пестицидами.
На
западе Индии в Раджастхане, большую угрозу представляет собой опустынивание. В
3 - 2-м тысячелетиях до нашей эры это был один из важных очагов древней
цивилизации. Но потом пески поглотили города, засыпали караванные пути, о чем
свидетельствуют раскопки города Мохенджо-Даро (теперь находится в Пакистане ).
И ныне территории этого штата занимают подвижные пески пустыни Тар. Продвижение
их к востоку представляет большую угрозу и для соседних штатов.
Очень
сильно нарушен также растительный покров Индии. Хотя лесистость в стране в два
раза выше, чем в Китае, и составляет 34%, в значительной степени это уже не
первичные, а вторичные леса, кустарники, антропогенная саванна. В последнее
время особенно большую тревогу вызывает уничтожение девственных лесов в
предгорьях Гималаев. В основе такого обезлесивания лежат две главные причины.
Первая из них - насущная необходимость расширения посевных площадей в условиях
фактически повсеместного малоземелья (не говоря уже о широком применении в прошлом
в предгорных районах хищнической подсечно-огневой системы земледелия). Вторая -
продолжающееся массовое использование древесины в качестве топлива. Ещё в
начале 80-х годов доля дров в структуре топливо потребления Индии достигла 1/3.
В
результате площадь лесов в Индии ежегодно сокращается на 1,5 млн. га. Но и это
не может обеспечить потребности страны. Из-за низкой продуктивности лесов
ежегодная заготовка древесины составляет примерно 40 млн. м3, то
есть из расчета на душу населения всего 0,046 м3 дровяной и деловой
древесины (в США только деловой древесины на каждого жителя приходится 1,86 м3,
или в 40 раз больше). Индийское правительство оценивает потребности страны в
древесине к 2000 году в 290 млн. м3, что в семь раз больше того
объёма лесозаготовок, который может быть обеспечен благодаря ожидаемому
приросту лесных ресурсов. Следовательно, вырубка лесов, наносящая большой
экологический ущерб, по-видимому, будет продолжаться.
В
свою очередь сведение лесов имело поистине катастрофические последствия для
водного хозяйства Индии: нарушился режим рек, увеличился твердый речной сток
(Ганг ежегодно выносит в Бенгальский залив 1,5 млн. т. наносов, немного уступая
в этом отношении только Хуанхэ). Согласно индийским данным, в наши дни наводнениям
подвержены 400 тыс. км. территории страны. Чаще всего они случаются в дождливый
летний сезон, когда муссоны приносят влажный воздух с Индийского океана.
Ежегодно наводнениям подвергаются в среднем 8 млн. га, половину из которых
составляют сельскохозяйственные земли, и страдает от них более 30 млн. человек.
Добавим, что нарушение режима рек в Индии крайне отрицательно сказывается и на
соседней стране - Бангладеш.
К
этому нужно добавить растущее промышленно-бытовое загрязнение водной среды. Не
только стоки с полей, но и промышленные и городские отходы обычно сбрасываются
в реки без всякой очистки. Из всех городов Индии только 8 полностью, а 210
частично оборудованы системами канализации. А ведь только по течению Ганга
распложены (Катастрофическое наводнение в Бангладеше в августе-сентябре 1988
года охватило более 2/3 территории этой страны, оставив без крова 30 млн.
человек. Осенью 1990 года в результате наводнения погибло по разным оценкам от
150 до 300 тыс. человек.) 114 городов с населением свыше 50 тыс. человек. Свои
неочищенные отходы сбрасывают в Хугли 150 крупных джутовых фабрик. И это при
том, что снабжение 4/5 населения питьевой водой зависит от ресурсов речного
стока.
Загрязнение
атмосферы пока не приняло столь устрашающих масштабов. Еще несколько
десятилетий назад основными источниками ее загрязнения были домашние очаги
(мангалы), где в качестве топлива обычно использовался кизяк, и плавильни. Но
теперь их место заняли крупные <грязные> производства - "ГЭС,
предприятия черной и цветной металлургии, нефтехимии. Считается, например,
дышать воздухом Бомбея - это то же самое, что выкуривать десять сигарет в день.
Растущие выбросы серы и азота уже приводят к возникновению кислотных дождей,
влияющих на посевы, воды и сооружения. Очевидна опасность, которая грозит
знаменитой гробнице Тадж-Махал в связи с выбросами соседних
нефтеперерабатывающих заводов.
На
первых этапах индустриализации охране окружающей среды в Индии не уделялось
большого внимания - прежде всего из-за отсутствия средств. Но затем необходимость
таких мер была осознана и правительственными кругами и общественностью, и
средства, хотя и небольшие, выделены. В середине 80-х годов был принят <План
действия для Ганга>, который предусматривал установление мониторинга за
состоянием вод реки и начало строительства канализационных систем в городах.
Тогда же была создана национальная комиссия по борьбе с опустыниванием,
основной задачей которой стало ежегодное восстановление лесов на площади 5 млн.
га. Искусственные спутники стали использоваться для наблюдения за почвой и
предсказания засух и наводнений. В стране насчитывалось 7 национальных парков,
80 резерватов дикой природы.
Однако все это можно
рассматривать только в качестве первоначальных мер. <Если Индии, пишут
специалисты, - не удастся в ближайшее время остановить рост населения и сменить
приоритеты развития, чтобы перераспределить средства и выделить значительные
суммы на борьбу за восстановление почвенных и водных ресурсов, то она скорее
последует за Африкой, нежели за Китаем. Некоторые <суперпроекты> в Индии
уже разработаны. К ним относятся, например, планы комплексного освоения Ганга и
Брахмапутры, предусматривающие сооружение в восточной части Гималаев гидроузла
мощностью в 3,7 млн. кВт, а в Ассамской долине - в 10 млн. кВт в комплексе с
другими гидротехническими сооружениями. Но опыт говорит о том, что от
составления проекта до его реализации - дистанция большого размера.
Религиозный состав
населения Индии весьма сложен. Народы этой страны исповедуют индуизм,
мусульманство, христианство сикхизм, буддизм, джайнизм, местные традиционные
верования. Религия оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на всю
жизнь общества. Наиболее распространен в Индии индуизм.
(Индусами
часто называют всех жителей Индии, тогда как в данном случае правильнее
употреблять слово <индийцы> - собирательный термин, обозначающий всех
граждан этой страны. Слово же <индус> (искаженная форма от <хинду>)
следует относить к тем, кто исповедует религию индуизма.) Его исповедуют более
80% жителей страны. Индуисты составляют большинство во всех штатах страны, за
исключением Джамму, Кашмира и Нагаленда.
Религия
индуизма сформировалась в древней Индии в первом тысячелетии нашей эры. Ее
основой является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в
соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное
поведение. Неуклонное следование добродетели должно в конечном счете привести к
(мокше) - спасению души. Это учение нашло отражение в священных книгах индуизма,
и в первую очередь в <Бхагават-гите> а также в таких эпических
произведениях, как <Махабхарата> (18 книг) и <Рамаяна>, посвященная
подвигам Рамы.
В
религии индуизма много богов, но среди них выделяются три главных. Это Брахма -
бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще всего сущего. Культ Брахмы в
индуизме практически отсутствует, в его честь во всей Индии воздвигнуто лишь
несколько храмов. Сам Брахма обычно изображается четырёхликим, четырёхруким,
сидящем на лебеде.
Далее,
это Вишну - великий бог-охранитель, который представляется обычно в
благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из своих десяти
воплощений, которые принимал, спускаясь на землю. Самое распространённое из них
образцы царевича Рамы (отсюда - "Рамаяна") и пастуха Кришны.
Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке, полуорле. Вишнуизм
образует первое течение в индуизме, распространённое главным образом в храмы,
посвящённые ему. Наиболее известны из них храмы в Матхуре, Джайпуре и другие.
Наконец,
это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин животных".
Изображается обычно в грозном виде, часто в священной пляске, с третьим глазом
посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и вооружён трезубцем. Шиваизм образует
второе течение в индуизме, распространённое преимущественно в южной и восточных
частях Индии. Из шиваистских храмов особенно славятся храмы в Варанаси
(Бенаресе), Амарнатхе, ряд других. Впрочем культовые обряды индуисты совершают
не только в храмах, но и у местных и домашних алтарей, в священных местах.
Среди
основных догматов индуизма - почитание священными ряда животных, в первую
очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров не забивают и говядина не
употребляется в пищу. Священными считаются и некоторые растения, например
лотос. Священна также река Ганг, в водах которой миллионы паломников со всей
страны совершают обряд очищения - омовение. Особенно много паломников
привлекает Варанаси, где берега Ганга облицованы каменными ступенями,
заполненными прибывшими для очищения. Тела умерших индусов обычно сжигают на
погребальных кострах, но в отдельных случаях хоронят и в водах Ганга. Быть
похороненным в водах этой реки - заветная мечта каждого правоверного индуса.
Индуизм запрещает разводы и вторичные браки вдов, даже если они еще очень
молоды. Хотя эти запреты официально отменены, большая часть населения
продолжает их соблюдать.
Естественно,
что все это оказывает очень большое влияние на жизнь и быт индусов. Но, без
всякого сомнения, наибольшее воздействие на них оказывает догмат индуизма,
предусматривающий деление общества на касты (от латин. castus - чистый), или джати
(на древнеиндийском языке - санскрите). Система кастовой организации общества
зародилась в Индии в древнейшие времена, но оказалась столь живучей, что и ныне
продолжает существовать и влиять на всю жизнь страны и каждого человека. Вот
как описывает это влияние востоковед-индолог Н. Р. Гусева.
Принадлежность
к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в
брак, дают имена своим детям, обучают их, сообщают им специальные знания,
отправляют все ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы
сожжению (а некоторые - погребению) -все это происходит и производится в
соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним
религиозным законом. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - с тем
сводом предписаний и запретов, создание которого предписывается богам,
божественному откровению. Дхарма определяет нормы поведения членов каждой
касты, регулирует их поступки, и даже чувства. С детских лет человек вырастает
в сознании абсолютной нерушимости законов дхармы, их неизбежности. Например,
дхарма каждой касты диктует ей внутрибрачие - только девушка из твоей касты
воспитана в такой же дхарме, как ты, поэтому только она может стать твоей женой
матерью твоих детей. Межкастовые браки в Индии - большая редкость.
Согласно
индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из своей головы он произвел
касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну) общества. К этой касте
относились также крупные и средние феодалы - словом, верхушка общества. Из
своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или воинов, которые должны были
защищать общество, из бедер - касту вайшьев (торговцев, ремесленников и
земледельцев), которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей.
Наконец, из ног он создал низшую касту шудра - касту рабов и слуг. Нетрудно
заметить, что касту с самого начала определяла прежде всего профессия, которая,
как правило, переходила от отца к сыну, зачастую не изменяясь на протяжении жизни
десятков поколений. Со временем увеличивалось число профессий и,
соответственно, каст. Перед второй мировой войной в стране насчитывалось 3,5
тыс. различных каст и подкаст. После войны ни одна перепись населения этот
вопрос не включала. Поэтому в наши дни их число в различных источниках
оценивается от 2 до 5 тысяч.
В
сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая категория -
неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее отверженная и
бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло для создания
четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую темноту. Из
этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались профессии,
считающиеся в индуизме нечистыми - обработка кожи, уборка мусора, нечистот,
стирка и т. п. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четырех
каст. Считается, что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса. А
ведь перед второй мировой войной таких неприкасаемых было 85 млн, да и теперь
по некоторым оценкам их не менее 60 - 80 млн человек.
Конституция
Индии в законодательном порядке отменила кастовое деление и кастовое
неравноправное, связанные с древними предрассудками. Само слово <чамар>
(<неприкасаемый>) выведено из оборота и заменено словом <хариджаны>
(<дети Бога>), предложенным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И тем не
менее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в особенности в
сельской местности. Выходцы из высших каст, составляю всего 17% населения,
преобладают среди государственных служащих. До сих пор крайне редки браки между
представителями высших и низших каст.
Вторая
по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 % всего населения,
среди них резко преобладают сунниты, но есть и шииты. Мусульмане составляют 2/3
всех жителей только, в северном штате Джамму и Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш,
Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и не преобладают, но образуют
значительную прослойку. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются
предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах страны
запрещено законом.
Последователи
стальных религий в общей численности населения Индии составляют всего от 0,5%
до 2,6%, но с учетом размеров этой численности абсолютные цифры и здесь
выглядят достаточно внушительно: христиан в стране 18 млн, сикхов - 15 млн,
буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Христиане живут главным образом в южных
штатах,- особенно в Керале и в Нагаленде.
Сикхизм
получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой религии составляют
половину всего населения. Сикхизм, как религия, и возник в Пенджабе еще в XV веке. Как бы отражая
географическое положение этого штата на границе зон индуистского и
мусульманского влияния, сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но
в то же время существенно отличается от них. Например, в отличие от индуизма
он запрещает идолопоклонство, деление общества на касты, не признает
очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В
сикхских храмах: нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины
сикхи (все они добавляют к своему имени приставку <сингх>, что значит
<лев>) носят длинные волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые
красочным тюрбаном, длинные бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха
является также кинжал.
Буддизм
зародился в Северной Индии в середине I тысячелетия - до н. э. Но в наши дни его
исповедует менее 2% ее населения - часть жителей штатов Махараштра, Джамму и
Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной
Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за
поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения
вреда любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой
уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали
не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические предписания
джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий
запрет воровства.
Довольно
сложный религиозный состав населения Индии, как и этнический состав,
накладывает отпечаток на всю внутриполитическую ситуацию в стране, приводя к
почти не прекращающимся религиозным противоречиям. Прежде всего, это
противоречия между индуистами и мусульманами, индуистами и сикхами.