рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Влияние религий и различных мировоззрений на мир

            В Библии говорится: "Праведный верою жив будет". Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 тезисов. Они начертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга.

            Вот некоторые из этих тезисов :

            Христос, провозглашая: "Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное", тем самым свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна быть непрестанным покаянием.

            Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником. (В первых четырех тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние длительный процесс, а не однократное действие.)

            Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава... (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может.)

            Каноны покаяния (то есть постановление о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых. (Здесь и в нескольких последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем.)

            Не по Христу учение , в котором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретают индульгенции для душ. Истинно кающимся Господь преподает прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папской грамоты.

            (В нескольких тезисах Лютер подчеркивает, что христианин, который воистину раскаивается, "не бежит небесного наказания".)

            Истинное, подлинное сокровище церкви есть священное Евангелие славы  и  благодати Божьей. (Лютер разъясняет, что существование "сокровищницы добрых дел" выгодно богатым, а не бедным, что сокровища эти должны достигаться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией.)

            Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом. Не в разрешительной грамоте, а в чистосердечном раскаянии путь к спасению.

            Таковы тезисы, обнародованные 31 октября 1517 года, и день этот в дальнейшем стал праздником протестантов.

            Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509 - 1564). Его главный труд "Наставления в христианской вере", опубликованные в 1536 году, когда протестантизм уже сложился как учение, стал основой нового религиозного направления - кальвинизма. В отличие от деятелей ранней Реформации для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий завет. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верою, ни "добрыми делами" человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, отверженные - к вечным мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определен Богом страдать за наши грехи.

            Последователи протестантских церквей кальвинистской ориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии.

            Основополагающий принцип другого направления - конгрегационалистов (от лат. -  соединение) - полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Они - строгие пуритане. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов. Конгрегационализм распространен в Великобритании и ее бывших колониях.

            Пресвитериане (от греч. - старейший) - умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принял решение сделать это учение государственным. Во главе церковной общины - пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни "Символ веры", ни "Отче наш". Праздниками считаются только выходные дни.

            Англиканская церковь - государственная церковь Англии. В 1534 году, после разрыва местной католической  церкви с Римом, английский парламент объявил короля Генриха 8-го главой церкви. То есть церковь была подчинена королевской власти. В середине 16-го века было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилось учение "среднего пути", то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантизмом. Основы англиканского вероучения отражены в "Книге общих молитв".

            Наибольшее по числу последователей протестантское учение - баптизм (от греческого - погружать в воду, крестить водой) - пришло к нам в 70-е годы 19-го века. Последователи этого учения поводят крещение только взрослых людей. "Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно" - основной постулат баптистов и евангельских христиан. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является символом для почитания.

            Движение адвентистов (от лат. - пришествие) родилось в 30-ых годах XIX века в США, в период жесточайшего экономического кризиса, массовой безработицы. В такой ситуации предсказание о втором пришествии Иисуса Христа воспринималось как спасение.

            Таковы в основных чертах история возникновения протестантизма.

            Причины расколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менее можно утверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех, нетерпимость, неуважение к человеческой свободе.

            В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1964 году Папа Римский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в XI веке. Положено начало преодоления греховной разобщенности западных и восточных христиан.

            Еще раньше, с начала XX века, получило распространение так называемое экуменическое движение (греч. «экумена» - вселенная). В настоящее время это движение осуществляется главным образом в рамках Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Активным членом ВСЦ является наша Русская Православная Церковь. Единство церквей - это прежде всего осознание того, что все христиане читают одно Евангелие, что они все - Его ученики и, наконец, что все люди - дети Единого Бога, Небесного Отца. Поэтому христиане должны стремиться соединить все лучшее, добытое в истории каждой Церкви. "Почему узнают вас, что вы мои ученики, говорил Христос, - потому как вы будите иметь любовь между собою".

             Расцвет христианства это была эпоха высочайшего гуманизма вплоть до физической защиты человека(монастыри). Но в реальной жизни все сложилось гораздо сложнее. Человек впал в прямую зависимость от церкви и это его тяготило. Человек был замкнут в религии, а разум человека хотел познания.

 Мы рассматриваем то или иное направление с двух позиций : исторической и научной. Исторически Христианство, начиная с эпохи возрождения хоть и угасло, но все-таки сохранилось и продолжает развиваться. Развитие христианства шло параллельно с развитием науки. И тот факт, что сейчас в России восстанавливаются храмы, а особенно храм Христа Спасителя, разрушенный теософски настроенными, оголтелыми большевиками, имеет очень важное значение. Возможно, сейчас люди начинают осмысливать ту угрозу, которая вытекает из нравственного кризиса и как следствие экологического кризиса. Но христианство дает очень своеобразный, чисто религиозный ответ на вопрос «Как выйти из экологического кризиса?»: «Миром управляет бог, он может этот мир наказать, а может спасти, Бог сохранит этот мир в зависимости от личностных качеств каждого человека». Но единственный реальный выход из экологического кризиса - это смена мировоззрения. Если рассматривать Христианство с научной позиции, то наука сейчас не отрицает христианство, но мы и не можем сказать, что христианство совпадает с наукой. Теория «Большого взрыва», «Антропный принцип», возникновение жизни с научной точки зрения во многом конечно совпадает с христианской позицией в ответе на эти же вопросы, которые раскрывают вышеупомянутые научные факты.

   Христианство очень сильно повлияло на развитие культуры, науки, философии. Оно дало человечеству толчок, вплеснув в умы новую идею. Произведения искусства христианской эпохи глобальным образом отличались от того, что было создано до того, в эпоху античности. Во многом это отразилось на лицах изображенных на христианских картинах людей. Взгляд, позы, окружение. Все стало другим. Все было пропитано идеей Бога, единого и основополагающего. Именно во времена расцвета христианства в умах людей зарождается идея познания мира. Ведь именно христианство кроет в себе эту идею. Именно на основе христианства возникла наука. Первые попытки осмыслить по другому окружающий мир были предприняты Фомой Аквинским с его идеей автономии разума в 13 веке. Фома Аквинский (1225/26-1274) средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого. В 1323 году он был причислен к лику святых ( назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя).Его философская концепция сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению, использования идей неоплатонизма. В споре об универсалиях он занимал позицию «умеренного разума». Основной принцип его философии - гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается в созданный Богом иерархический порядок. В 1879 году схоластическая система Фомы Аквинского была объявлена «единственно истинной философией католизма ». В дальнейшем идея автономии разума проявляется в рациональном мышлении.

С XIV по XVI века продолжается эпоха Возрождения- Ренессанс (от французского Renaissance)- немаловажный период в культурном и идейном развитии стран Западной Европы. Люди, зажатые церковью, пытаются вырваться, выйти из- под ее влияния. Не даром это время называется именно Возрождение. Возрождается человек. Он обретает свое новое Я. Происходит обращение к культурному наследию «античности» как бы «возрождение» его. В эпоху Возрождения сталкиваются две неправды. Одна - научная, которая не приемлет церковь, а вторая церковная, которая категорически не желает признавать науку.

 Наука, как было сказано выше, начала развиваться именно во времена и на основе христианства так как идея возникновения и развития - это Божественная идея. Но церковь зациклилась на одной идее: все для Бога. Она забывает о второй заповеди Христа: возлюби ближнего своего, чем дает лишний повод для отступления от христианства. Появляется учение Коперника (1473-1540) о  гелиоцентрической модели мира. Происходит Коперниканский переворот. Появляется атеизм, возникший на искажении науки. Развивается ряд диалектических положений о единстве , связности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и бесконечно малом итальянского философа, борца против схоластической философии и римско-католической церкви, пропагандиста материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма (религиозного и философского учения, отождествляющего бога и мировое целое), Джордано Бруно (1548-1600). Его мировоззрение сложилось под влиянием идей неоплатонизма и пифагореизма, а затем античных материалистов (Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и Лукреция), итальянского материалистического вольномыслия эпохи Возрождения и современной ему науки, особенно Коперника. Церковь жестоко преследует Коперника и его последователей. Джордано Бруно после восьмилетнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Инквизиция жестоко уничтожала приверженцев коперниканства и в их число попадает и Галилео Галилей, которого заставили отречься от учения Коперника.  Наука начинается с Галилея (1564-1642) одного из основателей точного естествознания. Ведь именно он вводит рациональный эксперимент, как средство надежно контролируемого познания - детище эпохи Ренессанса, основу науки, без которого была бы невозможна современная эмпирическая наука. Экспериментировали , правда, и раньше: в области физиологии эксперимент существовал , например, в Индии, в аскетической технике йогов; в древней Греции был эксперимент математический, связанный с военной техникой, в средние века эксперимент применялся в горном деле. Но возведение эксперимента в принцип исследования как такового- заслуга Ренессанса. Великими новаторами были тогда пионеры в области искусства : Леонардо и другие, прежде всего экспериментаторы  в музыке XVI века с их экспериментальными темперациями клавиров. От них эксперимент перекочевал в науку, прежде всего благодаря Галилею, а теорию- благодаря Бэкону. Главная идея Бэкона состоит в том, что наука нужна людям, чтобы покорить природу. Его лозунг «Знание - сила» до сих пор является основополагающим в науке. Затем эксперимент переняли отдельные точные науки в университетах континента, прежде всего в Италии и Нидерландах. Что же означала наука для этих людей, живших на пороге Нового времени? Для художников-экспериментаторов типа Леонардо и музыкальных новаторов она означала путь к истинному искусству, а это для них значило прежде всего -к истинной природе. Искусство тем самым возводилось в ранг особой науки, а художник в социальном отношении и по смыслу своей жизни- в ранг доктора. Именно такого рода честолюбие лежит в основе, например, «Книги о живописи» Леонардо да Винчи. Но в эпоху возникновения точного естествознания от науки ожидали еще большего. Если вы вспомните высказывание Сваммердама: «Я докажу вам существование божественного провидения, анатомируя вошь», то вы увидите, что собственной задачей научной деятельности, находившейся под косвенным влиянием протестантизма и пуританства, считали открытие пути к Богу. В то время его больше не находили у философов с их понятиями и дедукциями; что Бога невозможно найти на том пути, на котором его искало средневековье, в этом была убеждена вся пиетистская теология того времени, и прежде всего Шпенер. Бог сокрыт, его пути- не наши пути, его мысли- не наши мысли. Но в точных естественных науках, где его творения физически осязаемы, надеялись напасть на след его намерений относительно мира. Еще больший удар наносит по христианству Декарт. Он вносит в мир научный рационализм. Декарт Рене (латинизировано Картезий) (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Он стал одним из родоначальников новой философии и новой науки. Декарт выступил с требованием пересмотра всей прошлой традиции. Он считал, что сомнение должно было снести здание традиционной культуры и расчистить почву для постройки культуры рациональной. Он полагал, что основной формой движения космической материи, обуславливающей строение мира и происхождение небесных тел является вихревое движение частиц, что, несомненно, в дальнейшем способствовало формированию диалектического понимания природы. Учение Декарта и направление в философии естествознания, продолжавшее его идеи, получило название картезианства. Его рационализм явился одним из источников философии Просвещения. Именно с этого времени начинается отступление от христианства. Ломаются все представления христиан об окружающем мире. Если Коперник доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, хотя многие в то время ставили это под сомнение, то поистине мировоззренческое значение сыграло открытие 12.10.1442 года Христофором Колумбом Америки. Оно как бы поставило последнюю точку в сомнениях людей. Ведь это было неоспоримое доказательство того, что не только вселенная, но и мир, окружающий нас на Земле совершенно другой, в отличии от того каким его представляла христианская церковь. Изобретение куклы, как механической копии человеческого тела только подкрепило зарождающийся в то время атеизм и материализм и стало символом мирового переворота.

            Следующим шагом в развитии стало учение И. Ньютона (1643-1727). Английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества, Ньютон положил в основу идею материализма, считал пространство и время абсолютным. В своих исследованиях Ньютон впервые изолировал предмет исследования, то есть в основу было взято то, что есть только отдельно взятое тело и больше ничего. Именно так, и только в этих условиях, без какого-либо внешнего воздействия, и работают законы Ньютона. Ньютон был абсолютно прав с точки зрения возникающей науки, но если брать в более широком смысле, то есть весь мир со всеми происходящими в нем процессами, то концепция Ньютона была полностью неверна. Но Ньютон и не претендовал на роль «Отца» науки. Христианин, по своей сути верующий человек, он лишь утверждал, что его открытия хороши лишь для того мира который он сам взял за основу своего учения: мир вокруг - это Божественный мир - как океан, а механика Ньютона лишь мелкие камешки: «Самое главное, что я хочу, это передать, что мир от Бога». На основе механики Ньютона возникает новое мировоззрение - ньютонианская, механистическая картина мира, материализм. Рассмотрим сущность механистической картины мира: мир как часы, все связано причинно-следственной связью. До того был деизм - Бог как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но деизм отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы ( то есть «промысел божий», чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. Потом эволюция пошла дальше. Есть материя (часы), есть один мир без Бога, есть законы мира (колесики). В итоге мир представляется как часы. В то же время возник детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.             

 Но  то, что механистическая картина мира, материализм возникают на основе механики Ньютона это фикция. Мировоззрение возникает на этой основе обманным путем. Люди хотели обмануться и отойти от христианства, приняв учение Ньютона и материализм. Это была великая историческая трагедия Ньютона. Материалистическое мировоззрение, как и христианское, основано на вере. Или мы принимаем его без анализа, или нет. В основе материалистического мировоззрения лежали постулаты, но с дальнейшим развитием науки( положение на 19-20 века) эти постулаты пошатнулись, а то и просто были уничтожены. Изменилось представление о возникновении Вселенной: теория «Большого Взрыва», о происхождении жизни: жизнь определяется по репликации - воспроизведение клетки самой себя. Появление Дарвинизма, материалистической теории эволюции органического мира Земли, основанной на воззрениях Ч. Дарвина: эволюция, по Дарвину, осуществляется в результате взаимодействия трех основных факторов: изменчивости(она служит основой образования новых признаков и особенностей в строении и функциях организмов), наследственности(она закрепляет эти признаки) и естественного отбора(под его действием устраняются организмы, не приспособленные к условиям существования) , установило движущие силы эволюции органического мира, объяснило процесс развития и становления биологических видов. Наука, основанная на материализме изменилась, но само мировоззрение до сих пор осталось неизменным. Сейчас происходит гигантский разрыв между наукой, христианством и реальностью. Это величайшая трагедия. И я с этим абсолютно согласен. Наука исчерпала себя, и так называемая «Модель устойчивого развития», когда наука развивается в гармонии с окружающим миром, является несостоятельной, даже можно сказать наивной, если ее брать, как решение проблемы экологического кризиса и дальнейшего развития цивилизации, которая создала такое мировоззрение, которое несовместимо с существованием самой цивилизации. Но окончательно «Модель устойчивого развития» списывать со счетов нельзя, ведь именно ее материалистическое мировоззрение предлагает, как выход из создавшейся ситуации.

            Теософия, исторически , опирающаяся на мистицизм, как наука, базируется двух типах книг -  источнике познания: теософских трудах Е.П. Блаватской «Тайная доктрина» и Рерих Е.И., умерла в 1954 году, с 1929 по 1937 год создает свою работу «Живая этика» (эклектическое соединение мистики буддизма и других восточных учений с элементами оккультизма и неортодоксального христианства). Блаватская Елена Петровна (1831-1891) путешествовала по Тибету и Индии. Под влиянием индийской философии основала в 1875 году в Нью-Йорке Теософическое общество. Свои труды она написала за три года до смерти. Работа и исследования , проведенные ими конечно грандиозны и являются для теософов своего рода Библией . Тот факт , что описанное в томах Блаватской было как бы продиктовано ей голосом свыше , причем в довольно-таки короткий срок, дает конечно почву для размышлений . Это-истина для теософов и с этим нельзя не согласиться.

            Далее я приведу раскрытие понятия теософии самими теософами, как они ее представляют и их мнение о материалистической науке и христианстве.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.