рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Три основания протестанизма

Реферат: Три основания протестанизма

ТРИ ОСНОВАНИЯ ПРОТЕСТАНТИЗМА


"Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим".
(2 Фес. 2, 15)


"И все изумлялись и дивились, говоря между собой: сии не все ли Галилеяне?.. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой".
(Деян. 2, 7-17)


"Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?".
(Лк. 6, 46)

   Протестанты строят свое учение на трех основных богословских постулатах: об исключительном авторитете Священного Писания; о спасении только верою, а также на принципе всеобщего священства. Свидетели Иеговы представляют собой секту, вызревшую в лоне протестантизма, которая одной из первых усомнилась в истинности этих постулатов Реформации.

О слове Божием

   Ведущие протестантские деноминации России утверждают, что Священное Писание содержит в себе полноту истины и нет какой-либо необходимости прибегать к Священному Преданию или учению святых угодников Божиих, которые были живыми выразителями этого Предания, в жизни и в своих трудах. Тем не менее сами охотно переиздают комментарии на Священное Писание своих идейных предшественников.
   Небезынтересно отметить, например, что пятидесятники в своем журнале публикуют пространные толкования баптиста Каргеля на книгу Исход: "Свет из тени будущих благ". Евангельские христиане - баптисты рекомендуют книгу одного из известных проповедников-глоссолалистов Джона Буньяна "Путешествие Пилигрима в небесную страну". И происходит это отнюдь не потому, что баптисты симпатизируют учению пятидесятников о крещении Духом Святым, а те разделяют учение баптистов о рождении свыше. Не имея зачастую в своих рядах богословов, способных на глубокий анализ тех или иных религиозных явлений, они охотно заимствуют разработки своих идейных противников. При этом, разумеется, они умалчивают о конфессиональной принадлежности авторов публикаций. Более того, отстаивая те или иные богословские истины, прибегают к творениям христиан, причисленных Православной Церковью к лику святых: святого Василия Великого, святого Иоанна Златоуста и др. Цитаты православных авторов тенденциозно "надергиваются" и трактуются сугубо в духе протестантизма.
   Свидетели Иеговы отрицают общепринятое у протестантов утверждение об исключительном авторитете Священного Писания, с чем нельзя не согласиться, ибо в самом слове Божием есть ясные указания, что Писание без боговдохновенных толкований не всегда доступно пониманию. Но при этом сектанты отвергают необходимость Священного Предания, которым, в собственном смысле, и живет Церковь. Они учат, что Писания слагались особой кастой людей и только для лиц этой касты. Точнее говоря, Господь основал Церковь только для 144 тысяч избранных. Все новозаветное Писание было составлено исключительно принадлежащими к этой группе и обращено к входящим в нее. Следовательно, и толковать Ветхий и Новый Завет вправе только эта сравнительно небольшая группа людей. К кругу избранных, из живших в первые века христианства, иеговисты относят Апостолов Христовых и ряд лиц, упоминаемых в новозаветных книгах.
   "Свидетели" обвиняют Церковь в ереси, в которую она впала начиная с третьего века, когда, по их мнению, оформилось в общих чертах учение, ставшее впоследствии общепризнанным в христианском мире.
   "Еретическими" сектанты считают и учение о Святой Троице, о бессмертии души, о существовании адских мучений, хотя именно на этих трех догматах основано так называемое номинальное христианство, к которому свидетели Иеговы причисляют всех, кроме себя. Для них несущественно, что все три эти учения находят вероучительное обоснование в новозаветных Писаниях - духовная "слепота" просто не позволяет еретикам видеть эту очевидную истину.
   Примечательно, что иеговисты обычно затрудняются назвать хотя бы одного святого, жившего во II в., которого они могли бы удостоить сопричисления к "малому стаду". Оно и понятно, ведь никто из христиан в ту эпоху просто не мог исповедовать столь антихристианское по своей сущности учение, как современный иеговизм. И если некоторые из христиан первых веков следовали учению о тысячелетнем царстве, то сколь разительно оно расходится с воззрениями нынешних самозваных "учеников". Если отдельные раннехристианские богословы придерживались мнения о том, что душа умирает вместе с телом, то таковые составляли исключительно меньшинство. Точно так же расходятся взгляды ранних христианских апологетов и иеговистов о сущности Троицы. Первым сектанты приписывают неверие Церкви тех времен в Святую Троицу, при этом умалчивая о полном расхождении взглядов первых отцов Церкви с учением иеговистов на природу Лиц Святой Троицы.
   Учение о посмертных вечных мучениях также явилось соблазном для некоторых христиан, живших вплоть до четвертого века. Эти заблуждения были отвергнуты Церковью и осуждены церковными Вселенскими Соборами.
   Сектанты силятся сегодня доказать, что первенствующая Церковь не причастна к этим трем важнейшим "заблуждениям", присущим современному христианству, т.е. учению о Святой Троице, бессмертии души, вечных мучениях грешников. Но какое же учение она тогда вообще исповедовала? Даже если задаться целью найти в трудах христианских писателей первых трех веков хотя бы какое-то сходство с учением современных иеговистов, то окажется, что даже все неправославные утверждения ранних христиан в совокупности не составят и йоты учения современных свидетелей Иеговы: будь то первое и второе воскресение, Армагеддон, Второе Пришествие Спасителя, "небесное правительство" и многое иное, чем "свидетели" в изобилии уснастили свое учение.
   Вопиющую несуразицу представляет их учение, согласно коему Новый Завет доступен пониманию только избранных. Жившим в первом веке эры христианства, говорят они, было открыто далеко не все, и, следовательно, святые Творцы Нового Завета не ведали, о чем писали. В частности, из книги пророка Даниила приводятся такие слова: "Я слышал это и не понял, и потому сказал: "Господин мой! Что после сего будет?" И отвечал Он: "Иди, Даниил: ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся и убелятся и переплавлены будут в искушении"(Дан. 12, 8-10). Между тем 12-я глава книги пророка Даниила, повествующая о последних днях Церкви, представляет единственное место в Ветхом Завете, где недвусмысленно предсказано о последних временах святой Церкви Христовой и воцарении на земле на три с половиной года Антихриста. Впрочем, сам Антихрист для иеговистов не более чем, выдумка ортодоксов.
   "И восстанет, - гласит 12-я глава, - в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего, и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени: но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12, 1-2). Слова "многие из спящих в прахе пробудятся" - здесь подразумевают людей, не святых, не вошедших ныне на небеса в Собор Церкви торжествующей. При Втором Пришествии они пробудятся духовно и узрят глубины собственного бытия. Одни из них пойдут в жизнь вечную, другие в вечную смерть. По учению же иеговистов, произойдет нечто совершенно иное - все воскреснут для жизни в тысячелетнем царстве. Об исключении из этого правила будет сказано ниже. Как видно отсюда, упования свидетелей Иеговы никак не подтверждены Священным Писанием.
   "Мудрые уразумеют", - сказано в Писании (Дан. 12, 10).Кто эти - мудрые? Очевидно, все, входящие в послушание святой Матери-Церкви. Юродивые девы не стяжают царства, ибо у них не достанет елея - исполнения заповедей Божиих в жизни по истинной вере и любви. Во времена Антихриста Церковь будет свидетельствовать о его делах. Тогда-то и будет явлено все, сокрытое до времени. Сокрыто оно и для нас.
   Иеговистский тезис о невидимом Пришествии Спасителя на землю был выдвинут Расселом в 1874г. Однако Апостолы Христовы, столь часто обращавшиеся к ветхозаветным книгам, не упоминают о таком, казалось бы, величайшем событии, как Второе Пришествие. Иисус Христос не сказал даже ученикам своим о времени Своего Второго Пришествия. И только Ч. Рассел и его последователи, пребывая в прелести, после примитивного манипулирования библейскими датами, решили, что они осведомлены более, нежели святые Апостолы и Ангелы.
   Отчего члены "малого стада", очевидно равные между собой по "рождению свыше", убеждены, что обладают большим видением будущего, нежели прямые ученики Христовы? Должно заметить, что вопросам собственно эсхатологии Апостолы уделяли сравнительно немного внимания, в то время как учение иеговистов есть, по преимуществу, надуманная эсхатологическая конструкция.
   Претензии сектантов на исключительное понимание ими Священного Писания опровергаются самим его содержанием. В Послании апостола Тимофея читаем: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3, 16). "Исследуйте Писание, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне" (Ин. 5, 39), - говорит Господь. Евангелист Лука в книге Деяния святых Апостолов пишет: "Здешние (верийцы. - И.Е.) были благомысленнее Фессалоникийских, они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писание, точно ли это так" (Деян. 17, 11).
   Мы видим, что к изучению Писания призваны все христиане, которым надлежит обращаться к творениям учителей Церкви, если возникают трудности в понимании Святого слова. Право толкования Писания дано только Церкви Христовой и тем, кто, пребывая в Ее лоне, строго исповедует Ее учение.
   Писание постигается через его сопряжение с живой жизнью и открывается верующему по мере его духовного возрастания. Истины открываются сердцу верою, через Духа Святого по воле Божией.
   Если никто, кроме сектантов, не способен постичь слово Божие, то для чего Церковь веками с великим тщанием собирала канон новозаветных книг. Неужели только для того, чтобы в конце
   XIX в. они могли быть постигнуты иеговистами?
   Апостол Павел всем назидает непрестанно изучать Писание. Но если принять, что Апостолы обращались непосредственно к Церкви, т.е. "малому стаду", то не впадают ли сектанты и здесь в очередное противоречие? Писание доступно только избранным. Но разве невозможно для Духа Святого открыть истины Божественного Откровения всем, "рожденным свыше"? И если одним дано поучать, то отчего находятся люди, следующие этим поучениям? Разве происходит это не по произволению Божию? И для чего, в таком случае, "рожденным свыше" иеговистам нужно Писание, ведь они уже рождены от Духа? Далее, если Библия - непостижимая книга, то зачем вообще прибегать к ее помощи? Если она доступна немногим избранным, зачем ее растолковывать неофитам, не способным ее разуметь? И разве не довольно для избранных иеговистов того, что они "толкуют" Господа... по "божественному" наитию?
   И наконец, как смогут иеговисты из "избранных" внушить библейские истины неофитам и прочему человечеству, которое, согласно их учению, не способно ни постичь, ни прочувствовать эти истины? С точки зрения иеговистов, все остальные не более чем бездушные телесные оболочки, способные только механически повторять сказанное.
   Крайне важно отметить, что иеговисты весьма редко обращаются к нравственной стороне Писания. На страницах бруклинских изданий можно прочесть (разумеется, в трактовке сектантов) о Втором Пришествии, об имени Божием, об Армагеддоне, о тысячелетнем царстве, но весьма редки здесь призывы к покаянию, оставлению грехов. Сектанты попросту "не заметили", что Новый Завет есть по преимуществу призыв к покаянию через оставление грехов и увещевание верующих твердо держаться того, в чем научены, а также предостережение от заблуждений.
   Достаточно ознакомиться с иеговистским толкованием книги Откровения Иоанна Богослова, чтобы убедиться в ложности их утверждений о том, что там предречено о событиях начала ХХ в. Спекулируя тем фактом, что святой Иоанн обращался к семи конкретным историческим церквам I в., иеговисты утверждают, будто этим веком эсхатология ограничивается и получает продолжение только в XIX в.
   Подводя итог сказанному, отметим, что действительно никакое пророчество Писания невозможно постигнуть самому (1 Петр. 1, 21). Но это не значит, что пророчества доступны пониманию только небольшой группе людей, как тому учат сектанты. Однако даже среди 144 тысяч избранных, оказывается, далеко не каждый способен "к глубоким проникновениям". К тому же учение иеговизма непрестанно реформируется, изменяется и уточняется в духе пророчеств. Очевидно, что все эти усилия не просто тщетны, а "злонамеренны" (через духов злобы), ибо вся история иеговизма есть цепь несостоявшихся пророчеств о Втором Пришествии, ложно увлекающая соблазненных.
   Итак, если Писание дано только "малому стаду" - людям заведомо безгрешным, то к кому обращены его многочисленные призывы о исправлении жизни? Всякое Писание дано для назидания в праведности (2 Тим. 3, 16).
   Искажая Священное Писание, свидетели Иеговы вовсе умалчивают о Священном Предании. Рядовые члены секты ничего удобовразумительного о важности Предания для Святой Церкви сказать не могут.
   Не обременяя читателя повторением изложенного ранее, напомним лишь основные постулаты Православного воззрения на Священное Писание и Священное Предание.
   Священное Писание действительно богодухновенно (2 Петр. 1, 21; 2 Тим. 3, 15-16). Однако Писание не всем и не все понятно (Деян. 8, 27-38; 2 Петр. 3, 15-16). Но это не означает, что только какая-то небольшая группа избранных лиц способна постичь все изреченное в нем. Не всякий вправе толковать Писание (Рим. 10, 15; 1 Кор. 12, 28-30). Для этого в Церкви поставлены пастыри и учители (Деян. 20, 38; Рим. 10, 13; 1 Кор. 12, 28-30; Еф. 5, 11).
   Для пребывающих вне Церкви Писание непостижимо, отсюда такое множество сект, столь непримиримо и противоположно толкующих постулаты Библии. Людям, не просвященным Духом Святым (а вне Церкви благодати Божией нет), не следует толковать слово Божие (Ин. 3, 1; 2 Петр. 3, 15-16; 1 Кор. 1, 20; Сир. 38, 24-39; 39, 1-10).
   Священное Писание может быть понято только в духе Священного Предания, ибо знаем, что предание предшествовало Писанию Ветхого Завета (Быт. 18, 19; Исх. 10, 1-2; Евр. 11, 5). И после дарования иудеям письменного Закона они обращались к Священному Преданию (Вт. 32, 7; Суд. 6, 13; Пс. 77, 3-7).
   Новозаветное Священное Предание также является более древним, нежели новозаветное Писание. Спаситель наставлял людей только устно, а святые Апостолы - больше устно, чем письменно (Мф. 10, 7; 28, 19-20; Ин. 20, 31; 21, 25; Деян. 1, 3; 20, 31; 2 Ин. 12, 3; Ин. 13-14; 1 Кор. 4, 17; 11, 34).
   Писание не есть свод систематически разработанного вероучения. О многих истинах веры в нем не упомянуто, и тем не менее верующим необходимо их исполнять (Мф. 28, 19-20; 1 Ин. 2, 24;
   1 Кор. 11, 2; 1 Тим. 6, 20; 2 Тим. 1, 13; 1 Фес. 2, 13; Фил. 4, 9). Священное Писание полезно душе всякого верующего, но для правильного и полного понимания его следует обращаться к помощи Священного Предания.
   Предание - это то, чему научил Спаситель и Дух Святой Апостолов и что в неповрежденном, первозданном виде передавалось верным людям, способным наставить других (2 Тим. 2, 1-2).
   Итак, Предание необходимо для научения в вере (1 Петр. 5, 12; Еф. 3, 3; Кол. 1, 3-6), для удостоверения в подлинности самого Священного Писания (2 Фес. 2, 2), для правильного толкования Священного Писания (2 Петр. 3, 15-16)
   Сами святые Апостолы пользовались Преданием (Деян. 20, 35; Иуд. 9; 14-16; 2 Тим. 3, 8). Апостол Павел хвалит держащихся Предания (1 Кор. 11, 2) и завещает именем Господа Иисуса Христа удаляться от непризнающих Священное Предание.
   Предание, существующее у иеговистов, есть предание сугубо человеческое и следовательно - ложное. Причем нынешние иеговисты далеко не во всем следуют заветам покойного Ч.Рассела. Однако из поколения в поколение они передают его учение о том, что Церковь Христова на протяжении почти всей своей истории не могла постичь Священное Писание.
   Слово Божие написано людьми, "рожденными свыше". Но ведь согласно учению иеговистов и доныне живет немало людей, "рожденных свыше". Иные из них оставили после себя внушительное "богословское" наследие. Но работы Рассела и Рутерфорта почему-то не причислены к своду библейских книг. Между тем сии труды писаны, как отмечают иеговисты, людьми, "рожденными свыше". Например, сам Рутерфорт охотно ставил себя выше святых Апостолов. Комментарии, как говорится, излишни.

О церковной иерархии

    Руковозложение у сектантов
   До сей поры у пятидесятников, евангельских христиан-баптистов, адвентистов, методистов и прочих протестантских сект при всем искажении ими сущности новозаветного священства все же сохранились элементы обрядовости, которые блюлись со времен Апостольской Церкви и поныне соблюдаются правоверными христианами. Мы имеем в виду прежде всего возложение рук при поставлении в диаконы, пресвитеры и епископы, практикуемое ныне сектантами. Протестанты совершенно отрицают действие Духа Святого, т.е. дарование божественной благодати для совершения служения, но тем не менее отчасти сохраняют обрядовые действия, о коих упоминается в Новозаветных книгах.
   Что же касается свидетелей Иеговы, то они полностью отошли и от этого положения протестантизма, и при назначении на должность старейшины (пресвитера) на избранного кандидата рук никто не возлагает.
   Почему? Не раз автор обращался с этим вопросом к сектантам, но тщетно! Известно, в первом веке по Рождеству Христову ради исцеления на больных руки возлагали. Но и таковая практика отсутствует у иеговистов, хотя своих болящих собратьев прочие протестанты помазывают маслом, копируя изложенное на сей счет в Святой Библии. Свидетели Иеговы не практикуют даже это символическое действо.
   Но все это относится "до плоти". Что же касается духа, то, по заверению иеговистов, Апостолы Христовы не нуждались в руковозложении. Дух Святой Сам почил на них. Сошествие Духа Святого на Апостолов было и осталось явлением исключительным в Церкви Христовой. Нигде и никогда подобного не повторялось. Между тем свидетели Иеговы учат, что на всех учеников Христовых - числом сто двадцать - сошел Дух Святой, и те получили рождение свыше. Так ли это? В предшествующей работе мы затронули этот вопрос более подробно, здесь же отметим, что Дух Святой сошел непосредственно только на двенадцать Апостолов - ближайших учеников Христовых, которые впоследствии передавали харизму священства посредством руковозложения.
   У сектантов мы наблюдаем обратное. По их мнению, Дух Святой посещает всякого, кто готов к несению креста Христова, и таким образом он становится священником Бога Всевышнего. Общее число священства у сектантов известно и составляет 144 тысячи человек. Как же это происходит? Оказывается, существует немало возможностей удостоиться "рождения свыше": тут и "озарение", и "вдохновение", и "проникновение" и т.п. Сам акт "рождения свыше" объясняется как сугубо психологический феномен: в какой-то момент жизни человек вдруг начинает ощущать себя новой личностью - причисленным к особой категории людей на земле, имеющих небесную надежду стать членом "небесного правительства". Сектанты убеждены, что в 1918 г. умершие и причисленные к этой категории воскресли. А те, кто покуда живы, сразу же после смерти возносятся на небо и становятся там членами "небесного класса". Правда, и тут у сектантов разные мнения относительно того, когда же умрет на земле или "изменится" последний из "рожденных свыше". Но это уже частности, а суть их учения в том, что человек "рождается свыше" без какого-либо участия Церкви, а непосредственно от Духа Святого.

   Православное учение о церковной иерархии и "рождении свыше"
   Начало иерархического служения положено Самим Богом, о чем указано в Ветхом Завете. Уже в патриархальный период иудеев, когда истинное богопознание хранилось в среде патриарших семейств, родоначальники этих семей - патриархи являлись учителями, священнодействователями и управителями Церкви, к чему они были призваны Самим Богом.
   Позднее, во времена подзаконные, Господь повелел отделить из среды еврейского народа Аарона с его сыновьями и левитским коленом для служения при скинии (Исх. 28, 1-3).
   Моисей поступил согласно божественному указанию, разделив ветхозаветную иерархию на три степени: первосвященническую, священническую и левитскую (Пс. 109, 4; Евр. 6, 20; 7, 11-21). В священство новозаветное избираются не из определенного рода, колена, а из всех верующих.
   Разумеется, священником в Церкви Божией может стать только "рожденный свыше", т.е. крещеный и миропомазанный член Церкви Христовой, крепко наставленный в вере. Только такой человек может быть допущен к совершению над ним священнической хиротонии. Не будучи членом Церкви, невозможно стать священником. Поэтому ложны утверждения сектантов, что в их среде верующие становятся священниками, рожденными свыше непосредственно от Духа Святого.
   Не вдаваясь в подробности учения Святой Церкви о священстве, вкратце приведем лишь основные аргументы православных сектоведов прошлого века относительно истинного священства.
   Христова Церковь, как и ветхозаветная, должна иметь законное священство: Еф. 4, 11; 1 Кор. 12, 28; Евр. 5, 4-5; 7, 12; Ис. 66, 20-21.
   Еврейский народ назывался "царством священников" (Исх. 19, 6). Однако на священническое служение избирались отдельные лица.
   Среди сынов Израиля только священство имело право: а) учить: Лев. 10, 8-11; Втор. 33, 9-10; Иез. 44, 23; Мал. 2, 7; б) священнодействовать: Вт. 10, 8-9; Числ. 18, 1-7 и 20-23; 3, 10 и в) благословлять народ: Лев. 9, 22-23; Числ. 6, 23-27; Сир. 36; 18, 50; 22-23; 1 Цар. 9, 13; 2 Пар. 30,27.
   Незаконно присваивавшие себе права священства жестоко наказывались Богом: Числ. 3, 10; гл. 16; 18, 7, 2; Пар. 26, 16-21.
   И в Новом Завете священствовать может не всякий, а только избранный и поставленный: Мр. 3, 13-15; Лк. 6, 13; 10, 1; Иоан. 15, 16; 20, 21; 1 Тим. 1, 1; Гал. 1, 1; Евр. 5, 4.
   На священническое служение поставляются через возложение рук с молитвою, в котором подается особый дар Святого духа: Деян. 6, 6; 14, 23; 1 Тим. 4, 14; 5, 22; 2 Тим. 1, 6; Тит. 1, 5; Деян. 8, 18-23; 20, 28.
   Только святые Апостолы, получившие Святого Духа в день Пятидесятницы, и пастыри Церкви, принявшие преемственное от них руковозложение, имеют право: учить истинам веры: а) Мр. 3, 13; Мф. 10, 6-7; 28, 19-20; 1 Тим. 5, 17; 2 Тим. 4, 2; 2 Тит. 1, 9; 1 Кор. 12, 28-30; б) священнодействовать, оставлять или отпускать людям грехи: Лк. 22, 19; Мф. 28, 19; 1 Кор. 4, 1; Иак. 5, 14; Еф. 4, 11-12; Мф. 16, 18-19; 18, 18; Иоан. 20, 21-23; Деян. 19, 18 и в) управлять людьми в деле веры: Лк. 10, 16; Деян. 5, 1-10; 1 Петр. 5, 1-2; 1 Тим. 5, 17; Вт. 4, 2; Тит. 2, 15; Евр. 13, 17 и, как старшие в делах веры, благословлять людей: Лк. 10, 16; 24, 50; Евр. 7, 7.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.