По прошествии немногих дней случилось еще одно
чудесное знамение о младенце, странное и невиданное: в среду и в пятницу он не
брал грудь и не пил коровьего молока, но отворачивался и не сосал грудь и
оставался без еды в течение всего дня, а в прочие дни. кроме среды и пятницы,
питался как обычно; по средам же и пятницам младенец оставался голодным. Так
было не один раз, не дважды, но многократно, то есть каждую среду и пятницу,
поэтому некоторые думали, что ребенок болен, и об этом мать его сетовала со
скорбью. Она советовалась с другими женщинами — кормящими матерями, считая, что
это происходило с младенцем из-за какой-нибудь болезни- Однако, осматривая
младенца со всех сторон, женщины видели, что он не болен и что на нем нет явных
или скрытых признаков болезни: он не плакал, не стонал, не был печален, но и
лицом, и сердцем, и глазами младенец был весел, всячески радовался и играл
ручками. Видя это, все поняли и уразумели, что младенец не пил молока по
пятницам и средам не из-за болезни, но это знаменовало, что благодать Божия
была на нем. Это был прообраз будущего воздержания, того, что потом, в грядущие
времена и годы, младенец просияет постнической жизнью; что и сбылось.
В другой раз мать привела к младенцу некую
женщину-кормилицу, у которой было молоко, чтобы она его накормила. Младенец же
никак не хотел питаться от чужой женщины, но только от своей родительницы.
Потом приходили к нему и другие женщины-кормилицы, и с ними было то же самое,
что и с первой. Так он питался молоком одной лишь своей матери, пока не был
вскормлен. Некоторые думают, что и это было знамением того, что от благого
корня благой побег должен быть вскормлен чистым молоком.
Нам же думается так: ребенок этот с детства был
почитателем Господа, уже в материнской утробе и после рождения он навык
богомыслию, от самых пеленок он познал Господа и воистину Его услышал; лежа в
пеленках в колыбели, он привыкал к посту; питаясь материнским молоком, он вместе
с вкушением этого плотского молока учился воздержанию; будучи возрастом
младенец, он выше естества предначинал лощение; с младенчества он был питомцем
чистоты, вскормленный не столько молоком, сколько благочестием; до своего
рождения он был предызбран и предуготован Богу, когда, будучи в утробе матери,
он трижды прокричал в церкви, чему дивятся все, кто слышит об этом.
Однако более достойно удивления то, что младенец,
будучи в утробе, не вскрикнул где-либо вне церкви, где никого не было, или в
каком-нибудь другом месте, тайно, наедине,— но именно при народе, как бы для
того. чтобы многие его услышали и стали свидетелями этого достоверного события.
Замечательно еще и то, что прокричал он не как-нибудь тихо, но на всю церковь,
как бы давая понять, что по всей земле распространится слава о нем; не тогда
прокричал он, когда мать его была на пиру или спала ночью, но когда она была в
церкви, во время молитвы, как бы указывая на то,, что он будет крепким
молитвенником пред Богом; не прокричал он в какой-нибудь хижине или нечистом и
неизвестном месте, но именно в церкви, стоящей на месте чистом, святом, где
подобает совершать Божественные священнодействия,— знаменуя тем, что и сам он будет
совершенной святыней Господа в страхе Божием.
Достойно удивления также и то обстоятельство, что он
прокричал не один раз или два, но трижды, являя тем, что он будет учеником
Святой Троицы, так как число три честнее всех других чисел и весьма почитается,
потому что везде число три является источником и началом всего доброго и спасительного,
приведу примеры: трижды Господь воззвал к пророку Самуилу; тремя камнями из
пращи Давид поразил Голиафа; трижды Илия повелел лить воду на поленья, сказав: Сделайте
это трижды [3.Цар. 18. 34], и три раза так сделали; также трижды Илия дунул
на отрока и воскресил его9; три дня и три ночи пророк Иона находился
внутри кита10; три отрока погасили в Вавилоне печь огненную";
тричисленным было услышанное пророком Исаией, видевшим Серафимов своими глазами
и, на небе пение ангелов, которые возглашали Трисвятое: Сеят, свят,
свят. Господь Саваоф! [Ис. 6. З]. В возрасте трех лет была введена
во храм, в святая святых, Пречистая Дева Мария13; в тридцать лет
Христос был крещен Иоанном в Иордане; трех учеников Христос возвел на Фавор и
преобразился перед ними; через три дня Христос воскрес из мертвых; трижды
Христос после воскресения спросил: Петр. любить литы яеня? [Ин.21.15—17]. Как
же я говорю о числе три и не вспомню о великой и страшной тайне Триединого
Божества: в трех Святынях, трех Образах, трех Ипостасях, в трех Лицах — Единое
Божество Пресвятой Троицы, Отец, и Сын, и Святой Дух, Триипостасное Божество, у
Которого одна сила, одна власть, одно владычество? Подобало и этому младенцу
трижды прокричать еще в утробе матери, прежде рождения на свет, в предзнаменование
того, что он будет некогда учеником Троицы, что и сбылось, и многих приведет к
разумению и познанию Бога, уча своих словесных овец веровать во Святую Троицу,
Единосущную во Едином Божестве.
Не явное ли это указание на то, что с ребенком в
будущем произойдут удивительные и досточудные вещи! Не истинное ли это
преобразование его будущей жизни, которое исполнится впоследствии в его чудных
деяниях! Видевшие и слышавшие о первых знамениях должны верить и последующим
событиям. Еще до рождения святого Бог предызбрал его: не без особенной цели, не
вотще было дано на удивление многим это первое знамение, но оно было предвестником
всего, что совершилось впоследствии. Об этом мы постарались рассказать, потому
что повествуем о чудной жизни пречудного человека.
Следует здесь вспомнить и древних святых, просиявших в
Ветхом и Новом Законе: как зачатие, так и рождение многих из них предваряемо
было особенным откровением от Бога. Мы не от себя это говорим, но заимствуем
примеры из Священного Писания и с нашим рассказом мысленно сравниваем рассказы
о других событиях: так, пророка Иеремию Бог освятил во чреве матери, и, до
рождения его предвидя, что Иеремия будет вместилищем Святого Духа, все предвидящий
Бог исполнил его благодатью с юных лет. Исаия же пророк сказал: Так говорит
Господь, призвавший меня из утробы, и, из чрева матери избрав меня. Он назвал
мое имя [Ис. 49.1]. Святой же великий пророк Иоанн Предтеча еще в утробе
матери познал Господа, носимого во чреве Пречистой Приснодевы Марии, и взыграл
младенец радостно во чреве [Лк. 1. 44] матери своей Елизаветы, и ее устами
пророчествовал; она воскликнула тогда, говоря: Откуда это мне, что пришла
Матерь Господа моего ко мне? [Лк. 1. 43]. О святом и славном пророке Илии
Фесвитянине известно, что. когда мать родила его, родители видели, как
прекрасные и светлые лицами мужи нарекли имя ребенку, повивали его в огненные
пелены и питали его огненным пламенем. Отец, отправившись в Иерусалим, сообщил
об этом архиереям, на что они сказали: «Не бойся, человек! Ибо жизнь этого ребенка
будет светом, а слово его — судом, и он будет судить Израиль оружием и огнем»,
что и сбылось 14.
Святой Николай Чудотворец15, когда начали
омывать его после рождения, внезапно встал на ноги и стоял в ночвах16
полтора часа. О святом преподобном отце нашем Ефреме Сирине 17
рассказывается, что, когда он родился, родителям его было видение: на языке у
младенца был посажен виноградник, который вырос и наполнил всю землю, и птицы
небесные прилетали и клевали его плоды; виноградник означал разум, который будет
дан святому. О преподобном Алимпии столпнике 18 известно, что перед
рождением ребенка его мать видела такой сон: как будто она носила на руках
своих красивого ягненка, у которого на рогах были свечи; тогда она поняла, что
у нее должен родиться мальчик и он будет добродетельным, что и сбылось. Святой
отец наш преподобный Симеон Столпник, чудотворец19, подвизавшийся на
Дивной горе, был зачат по обетованию Предтечи Крестителя, который возвестил об
этом матери его. Когда ребенок родился и его кормили грудью, он не брал левый сосок
— Бог показал этим, что младенец возлюбит правый путь следования заповедям
Господним. Когда святой Феодор Сикеот20, чудотворец, был еще в
утробе матери, она видела, как звезда сошла с неба и упала ей на чрево. Эта
звезда указывала на многие добродетели младенца. В житии Великого Евфимия21
написано, что до рождения его, в одну из ночей, когда родители молились вдвоем,
им было явление от Бога и было сказано: «Возрадуйтесь и утешьтесь! Вот, Бог
даровал вам ребенка, радости одноименного, ибо рождением его Бог даровал
радость Своим Церквам». Кроме того, в житии Феодора Эдесского22
написано, что родители его, Симеон и Мария, в молитве просили себе сына.
Однажды, в первую субботу Великого поста, когда они молились в церкви, каждому
из них в отдельности явилось некое сладостное видение: им казалось, что они
видят великомученика Феодора Тирона вместе с апостолом Павлом, стоявших и
говоривших: «Воистину даром Божиим будет ребенок, который родится, по имени
Феодор» 23; что и сбылось- В житии святого отца нашего Петра митрополита
24. нового чудотворца на Руси, описано такое знамение. До рождения
его. когда он еще был в утробе матери, однажды ночью, на рассвете, в воскресный
день. его матери было такое видение: ей казалось, что она держит на руках своих
ягненка, а между рогов его растет дерево с прекрасными листьями, покрытое
многими цветами и плодами, и посреди ветвей его горит множество свечей.
Пробудившись, женщина недоумевала о значении своего видения, на что оно
указывает и что предзнаменует. Хотя видения своего она и не поняла, но последующие
события, достойные удивления, показали, какими дарами Бог украсил Своего
угодника.
Зачем еще говорить и длинными речами утомлять внимание
слушателей? Ибо излишество и пространность в рассказе — враг для слуха как
изобильная пища — враг для тела. Но да не осудит никто меня неуча, за то, что я
удлинил рассказ: когда вспоминаются случаи и: житий других святых, приводятся
свидетельства в подтверждение и делаются сравнения, тогда разъясняются
досточудные деяния досто-чудного мужа, описываемые в нашей повести. Досточудно
было это возглашение его в утробе матери, досточудно было воспитание его от
младенческих пеленок. Этому ребенку подобало родиться с чудесным знамением,
благодаря которому прочие люди поняли, что у удивительного лужа
удивительны и зачатие, и рождение, и воспитание. Господь ода-эил его Своей
благодатью больше, чем других новорожденных младенцев, и всеми этими знамениями
предуказал Свой премудрый о нем Промысл.
Хочу также поведать о времени и годе, когда родился
преподобный: в годы правления благочестивого, славного и могущественного царя
Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при
архиепископе Константинопольском Каллисте, патриархе Вселенском; преподобный родился
в Русской земле в годы княжения великого князя тверского Димитрия Михайловича,
при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси. когда приходило
войско Ахмыла25.
Младенец, о котором мы продолжаем рассказ, в течение
нескольких месяцев после крещения был вскормлен грудью по закону природы, затем
его отняли от груди матери, развернули из пеленок и вынули из колыбели. Ребенок
дальше рос, как и полагается детям; возрастая душой, телом и духом, он исполнялся
разума и страха Божия, и милость Божия была на нем; так он жил до семилетнего
возраста, когда родители отдали его учиться грамоте.
У раба Божия Кирилла, о котором уже говорилось, было
три сына: первый Стефан, второй Варфоломей, третий Петр; отец воспитывал их,
всячески наставляя в благочестии и чистоте. Стефан и Петр быстро изучили
грамоту, Варфоломей же не сразу овладел чтением, но учился медленно и плохо.
Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его, плохо учился и
отставал от товарищей, занимавшихся вместе с ним. За это его часто бранили родители
и строго наказывал учитель, а товарищи укоряли. Отрок наедине часто со слезами
молился Богу. говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту, научи и вразуми меня».
ГЛАВА 2. О ТОМ, КАК ВАРФОЛОМЕЮ БЫЛО ДАРОВАНО ПОЗНАНИЕ ГРАМОТЫ ОТ БОГА, А НЕ
ОТ ЛЮДЕЙ
Родители Варфоломея сильно скорбели, а учитель
весьма огорчался тщетности усилий своих. Все печалились, не ведая высшего
предначертания Божественного Промысла, не зная о том, что Бог сотворит с этим
отроком, что Господь не оставит Своего преподобного. По смотрению Божию нужно
было, чтобы книжное знание он получил от Бога, а не от людей, что и сбылось.
Расскажем подробнее о том, как благодаря Божественному явлению он научился
грамоте. Однажды отец послал отрока искать жеребят, и это было по
предначертанию Премудрого Бога, как говорит Первая книга Царств о Сауле26,
который был послан отцом своим Кисом отыскать ослиц: Саул пошел и встретил
святого пророка Самуила, которым был помазан на царство, и таким образом обрел
жребий, высший по сравнению с обыденными делами. Так и блаженный отрок получил
дар, превосходящий обычные дары: будучи послан отцом своим Кириллом искать
скот, он встретил некоего черноризца, незнакомого ему старца, святого и
чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, который стоял на
поле под дубом и усердно со слезами молился- Увидев его, отрок сначала смиренно
поклонился, затем подошел и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву.
Помолившись, старец взглянул на отрока, прозревая в
нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа. Он с любовью подозвал
Варфоломея к себе, благословил его, поцеловал по христианскому обычаю и
спросил: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Отрок сказал: «Душа моя желает
более всего знать грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя
печалится о том, что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись
за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте».
Старец воздел руки, возвел очи к небу, вздохнув пред
Богом, усердно помолился и после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав из кармана, он,
как некое сокровище, тремя пальцами подал Варфоломею нечто похожее на анафору 27,
с виду маленький кусок белого пшеничного хлеба — святой просфоры, и сказал ему:
«Открой уста свои, чадо, возьми это и съешь — это тебе дается в знамение благодати
Бо-жией и понимания Священного Писания. Хотя и маленькой кажется частица,
которую я даю тебе, но велика сладость вкушения от нее». Отрок открыл уста и
съел то, что ему было дано, и была сладость во рту его. как от сладчайшего
меда. И он произнес: «Не об этом ли сказано: Как сладки гортани моей слова
Твои! Лучше меда устам моим [Пс. 118. 103], и душа моя весьма возлюбила
их». Старец ответил ему: «Если веруешь, больше этого увидишь. А о грамоте,
чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты,
большее, чем у твоих братьев и сверстников» — и поучил его на пользу души.
Отрок поклонился старцу, и, как земля плодовитая и
плодоносная, принявшая семена в сердце свое. он радовался душой и сердцем
встрече со святым старцем. Старец хотел пойти своей дорогой, но отрок пал на
землю лицом к ногам старца и со слезами умолял его поселиться в доме родителей
его, говоря: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче». Старец, удивившись
вере отрока, не мешкая отправился в дом его родителей.
Увидев старца, они вышли ему навстречу и поклонились.
Старец благословил их, и в доме приготовили трапезу для него. Но гость не сразу
отведал пищи, но сначала вошел в моленную, то есть в часовню, взяв с собой
освященного в утробе отрока, и начал петь часы2а, а отроку велел
читать псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я
сказал тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово
Божие без сомнения». И случилось тогда нечтс удивительное: отрок, получив благословение
от старца, начал стихо-словить29 Псалтирь очень внятно и стройно, и
с того часа он хорошс знал грамоту. Над ним сбылось пророчество премудрого
пророке Иеремии, сказавшего: «Так говорит Господь: Вот, Я дал слова Moi. в уста твои [Ис. 51. 16]».
Родители же и братья отрока, увидев этс и услышав, удивились неожиданному его
искусству и мудрости и прославили Бога, давшего ему такую благодать.
Выйдя из часовни,
хозяева предложили старцу трапезу. Старец от. ведал пищи, благословил родителей
отрока и хотел уйти, но бояре умо. ляли старца остаться у них, спрашивая его и
говоря: «Отче господине Побудь еще. чтобы мы могли расспросить тебя и ты бы
успокоил и уте шил наше скудоумие и нашу печаль. Вот смиренный отрок наш, кото
рого ты благословляешь и хвалишь и которому предсказываешь многим блага, он
удивляет нас, и печаль о нем сильно уязвляет нас, потому что с ним случилось
нечто страшное, удивительное и непонятное: когда он был в утробе матери,
незадолго до своего рождения, его мать была в церкви и он трижды прокричал в
утробе при народе, в то время когда пели святую литургию. Нигде не слыхано и не
видано ничего подобного, и мы этого боимся, не понимая, чем все кончится и что
случится в будущем».
Святой старец, провидя духом будущее, сказал им: «О блаженная
чета! О прекрасные супруги, ставшие родителями такого ребенка! Зачем вы убоялись
страха там, где нет страха? [Пс. 52. б]. Напротив, радуйтесь и веселитесь,
что вы сподобились родить такое дитя, которого Бог предызбрал до рождения его и
отметил еще в материнской утробе. Последнее я скажу вам и потом умолкну:
знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок
будет хорошо
знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и
предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную
жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил такие
загадочные слова: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед
за собой к пониманию Божественных заповедей». Сказав эти слова, старец покинул
дом; хозяева провожали его до ворот, но он внезапно стал невидимым.
Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что это был ангел,
посланный даровать отроку знание грамоты. Отец и мать, приняв от старца
благословение и запечатлев его слова в своих сердцах, возвратились домой. После
ухода старца отрок внезапно постиг всю грамоту и чудесным образом изменился:
какую бы книгу он ни раскрыл, он хорошо читал и понимал ее. Этот благодатный
отрок, от самых пеленок познавший и возлюбивший Бога и Богом спасенный, был достоин
духовных дарований. Он жил, во всем покоряясь своим родителям: старался
исполнять их повеления и ни в чем не выходить из их воли, как повелевает
Священное Писание: Чти отца своего и мать свою и будешь долголетен на земле
[Исх. 20. 12].
ГЛАВА 3. ОБ ОТРОЧЕСТВЕ
Расскажем еще об одном деянии этого блаженного отрока:
как он, будучи молод телом, проявил разум старца. Прошло несколько лет, и он
начал строго поститься и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не
ел, а в прочие дни питался хлебом и водой; по ночам святой часто бодрствовал и
молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа.
Мать же, любя, уговаривала его: «Дитя мое! Не погуби
свою плоть излишним воздержанием, чтобы тебе не заболеть, ведь ты еще мал, тело
твое растет и расцветает. Никто, будучи молодым, в таком юном возрасте не
соблюдает столь жестокого поста, как ты; никто из твоих братьев и сверстников
так строго не воздерживается от еды, как ты. Ведь есть такие, которые семь раз
на дню поедят — с утра пораньше начнут и поздно ночью кончат и пьют без меры.
Ты же когда один раз днем поешь, когда и ни одного раза, но через день
питаешься. Прекрати, чадо, такое длительное воздержание, ты не достиг еще
зрелости, время для этого еще не настало. Все ведь хорошо, но в свое время».
Блаженный отрок отвечал, упрашивая свою мать: «Не уговаривай меня, мать моя,
чтобы не пришлось мне невольно ослушаться тебя, разреши мне делать так, как я
делаю. Не вы ли говорили мне: «Когда ты был в пеленках и вколыбели, тогда
каждую среду и пятницу ты молока не ел». И это слыша, как я могу в меру своих
сил не стремиться к Богу, чтобы он избавил меня от моих грехов?»
На это мать ответила ему: «Тебе нет еще двенадцати
лет, а ты уже говоришь о своих грехах. Какие же у тебя грехи? Мы не видим на
тебе следов твоих грехов, но видели знамения благодати и благочестия, того, что
ты избрал благую часть, которая не отнимется у тебя». Отрок отвечал:
«Перестань, мать моя, что ты говоришь? Ты говоришь как чадолюбивая мать,
которая радуется за своих детей, движимая естественной любовью. Но послушай,
что говорит Священное Писание: «Никто да не похвалится из людей; никто не
чист пред Богом, если хотя бы один день проживет на земле [Иов. 14.
45]; никто не безгрешен, только един Бог». Не слышала ли ты, что Божественный
Давид, думаю, о нашем убожестве говорил: Вот, я в беззаконии зачат, и в
грехах родила меня мать моя [Пс- 50. 7]».
Сказав так, он еще больше прилепился к своему
первоначальному благому обычаю, и Бог помогал ему в добром намерении. Этот
совершенный и добродетельный отрок еще некоторое время жил в доме родителей
своих, возрастая и укрепляясь в страхе Божием: к играющим детям он не ходил и
не участвовал в их забавах, бездельникам и суетным людям не внимал, со сквернословами
и насмешниками не имел общения- Он на всякое время упражнялся в славословии
Бога и тем наслаждался, прилежно стоял в церкви Божией, не пропускал заутреню,
литургию и вечерню и часто читал священные книги.
Он непрестанно всячески изнурял свое тело и иссушал
свою плоть, соблюдая неоскверненной душевную и телесную чистоту, и часто
наедине со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Если верно то, о чем
поведали мне мои родители, если до моего рождения Твоя благодать, Твое избрание
и знамение осенили меня, убогого, да будет воля Твоя, Господи! Да будет,
Господи, милость Твоя на мне! Подай, Господи! С детства, от самой утробы матери
всем сердцем и всей душой моей я прилепился к Тебе, от чрева, от груди матери
моей — Ты Бог мой. Когда я был в утробе матери, Твоя благодать посетила меня,
так не оставь меня и ныне, Господи, ибо отец мой и мать моя со временем оставят
меня. Ты же. Господи, прими меня, приблизь меня к себе и причисли меня к
избранному Твоему стаду, ибо на Тебя оставлен я, нищий. С детства избавь меня,
Господи, от всякой нечистоты и скверны телесной и душевной. Помоги мне, Господи,
совершать святые дела в страхе Твоем. Пусть сердце мое возвысится к Тебе,
Господи, и все прелести этого мира да не усладят меня, и вся красота житейская
да не волнует меня, но пусть прилепится душа моя к Тебе Единому, и пусть воспринимает
меня десница Твоя. Да не ослабну, услажденный мирскими красотами, и не попусти
мне когда-либо возрадоваться радостью мира сего, но исполни меня, Господи,
радостью духовной, радостью несказанной. сладостью Божественной, а Дух Твой
благой да наставит меня на путь истинный». Старцы и прочие люди, видя жизнь
отрока, удивлялись, говоря: «Кем будет этот юноша, которого уже с детства Бог
сподобил столь великой добродетели?»