Реферат: Религиозная ситуация в вооружённых силах Российской Федерации
Реферат: Религиозная ситуация в вооружённых силах Российской Федерации
С.А.Мозговой, кандидат исторических наук
Главным
управлением воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации
совместно с Социологическим центром ВС РФ в апреле 2003 г. было проведено
военно-социологическое исследование в целях изучения и оценки религиозной
ситуации в воинских коллективах. По всеармейской выборке было опрошено 870
военнослужащих различных категорий в частях и соединениях МВО, ЛенВО, СКВО,
ПурВО, СибВО, ДВО, СФ и ТОФ. Результаты исследований позволили выявить
некоторые тенденции её развития, определить место и роль религии в жизни
воинов, влияние религиозного фактора на жизнедеятельность воинских коллективов,
сформулировать в общем виде проблемы военно-религиозных отношений и сделать
некоторые практические выводы.
Анализ
религиозной ситуации показал, что в целом уровень религиозности военнослужащих
за предыдущие пять лет не претерпел существенных изменений. Однако за последний
год в очередной раз наметилась тенденция к увеличению числа военнослужащих,
считающих себя верующими (43,4%). Причём точно такая же цифра была
зафиксирована по всероссийской выборке в 2000 г. Исследовательским центром
«Религия в современном обществе» Независимого института социальных и
национальных проблем .
Всплеск
религиозности среди военнослужащих (48%) был зафиксирован также в 1997 г. Тогда
повышенное внимание к религиозным вопросам было связано с развернувшейся в
обществе острой дискуссией в связи с принятием нового Федерального закона «О
свободе совести и о религиозных объединениях», что сказалось на религиозной
самоидентификации военнослужащих, так как многие политики и средства массовой
информации религиозность стали отождествлять с высокой духовностью и
патриотизмом. В немалой степени этому способствовало усиление пропаганды
органов воспитательной работы, подписание Соглашения о сотрудничестве между
Вооружёнными Силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью от 4
апреля 1997 г. и направление в войска соответствующих рекомендаций органам
воспитательной работы по организации взаимодействия с религиозными
объединениями.
Нынешняя
тенденция увеличения числа военнослужащих, считающих себя верующими, связана
также с усилением внимания к религии и церкви со стороны различных политических
сил и масс-медиа в предвыборный период, когда патриотический пафос стали
связывать с религий. Тем не менее, почти половина опрошенных военнослужащих
(46%) ответили, что верят, прежде всего, в себя, а 32% - в судьбу. Более 17%
респондентов допускают, что Бог существует, но не вполне уверены в этом, т.е.
фактически колеблются между верой и неверием. Остальные 39,5% являются
неверующими, из них, 7,7% открыто сказали, что не верят в Бога, а 4,6% заявили,
что являются атеистами. Кроме того, среди немалой части военнослужащих
распространена вера в различные приметы и суеверия (21,4%), астрологические
прогнозы (8,6%), колдовство и магию (3,7%).
Среди
основных причин, побудивших обратиться к религии, опрошенные военнослужащие
выделяют: национальную традицию (16,3%), посещение церкви (мечети, дацана,
синагоги, молитвенного дома) (13,7%), уклад жизни в семье (12,3%), общение с
верующими людьми (12,2%), поиск смысла жизни (10,6%), личное несчастье (6,2%),
смерть родных и близких (4,7%), болезнь (3,9%), чтение религиозной литературы
(3,6%).
Анализ
социологических опросов показывает, что в период 1992-1997 гг. общая доля
верующих среди военнослужащих возрастала, а затем эта тенденция пошла на спад с
отдельными всплесками.
Представляют
интересен данные о причинах и времени обращения к вере военнослужащих. По
утверждению 28,6% опрошенных верующих военнослужащих, в религии они находят
поддержку в трудные минуты; 24,1% - черпают в ней духовную помощь; 14,5% -
находят в ней надёжную защиту в жизни; 13,7% - получают новые знания, учит
добру и любви; 9,4% - находят пищу для духовного развития и
самосовершенствования.
На
вопрос «Когда Вы поверили в Бога?», 43,2% из числа верующих ответили, что сделали
свой выбор ещё до военной службы, 6% - на службе, из них в ходе боевых действий
– 2%. Остальные затруднились назвать точное время своего религиозного выбора.
Значительное
увеличение числа верующих военнослужащих в сравнении с данными исследований
конца 80-х – начала 90-х гг. (в 1988 г. верующими себя считали 6-8%) и
некоторое ослабление атеистических позиций (количество убеждённых атеистов
снизилось с 10% в 1992 г. до 4,6% в 2003 г.) побудили ряд авторов выступить с
поспешными выводами о религиозном ренессансе как победившем явлении и
доминирующей тенденции. Между тем анализ качественных характеристик
религиозности военнослужащих свидетельствует о том, что, несмотря на
наблюдаемое в 90-х годах религиозное возрождение, подавляющее большинство
военнослужащих остаются неверующими и колеблющимися (в общей сложности около
60-65%).
Если
же говорить о степени религиозности, т.е. глубине веры, интенсивности
религиозных переживаний и культовых действий), то она не высока. Так, только
2,5% молятся по нескольку раз в день, 4% - один раз в день и лишь 2,4% - когда
придёт священник. 34,5% отметили, что молятся только по необходимости или в
трудную минуту. При этом 3,8% верят в загробную жизнь и лишь 3,3% - в пророков
и святых. В причастии нуждается менее 3% опрошенных, во встрече с духовными
наставниками (священником, пастором, муллой и др.) – 4%, в Священных текстах –
3% (в Библии – 1,4%, в Коране – 1,5 процента, в других Священных текстах –
0,1%).
Таким
образом, несмотря на относительно высокий уровень военнослужащих,
идентифицирующих себя верующими, число практикующих верующих в армии остаётся
незначительным, как и в целом в обществе.
Показательно,
что из предпочтений в сфере духовной жизни, которые нужно было назвать в ходе
опроса, респонденты выбрали: «молитву» (3%) и «чтение религиозной литературы»
(3.9%). В то же время современные российские фильмы любят смотреть около
половины из всех опрошенных, рок-музыку предпочитают 22%, просмотр старого
советского кино – 40%, зарубежное кино – 29,2%, чтение русской классической
литературы - 16,6%, современной российской литературы – 17,5%, современной
зарубежной литературы – 4,8%, детективов и фантастики – 26%.
Подобные
предпочтения военнослужащих полностью соотносятся с общественными настроениями,
как населения России и с религиозной практикой многих развитых стран, что
свидетельствует о сложности и неоднозначности протекающих процессов. Некоторые
российские и зарубежные эксперты считают, что в новом столетии вопросы
собственно веры и неверия будут всё в большей степени решаться индивидуально,
не по велению моды или под действием политического давления, а естественным
путём, т.е. станут делом свободного и осознанного выбора граждан. Это крайне
важно для России, где существует около 60 конфессий, а более половины граждан –
неверующие, безразлично относящиеся к вере и неверию или не определившиеся в
своих мировоззренческих исканиях. В ходе последнего исследования к этим
категориям себя отнесли 57% опрошенных военнослужащих.
Таким
образом, анализ степени религиозности опрошенных военнослужащих позволяет
сделать вывод о том, что регулярно практикующих среди них и тех, кем постоянно
движут религиозные мотивы, насчитывается не более 3-4%. Однако в целом вопрос о
степени и глубине религиозности, предполагающей единство убеждений и поведения,
остаётся открытым ввиду изменчивости поведения и мировоззренческих установок
относительно большой группы военнослужащих.
Исследования
показывают, что некоторые верующие в Бога молятся лишь иногда (34,5%), посещают
богослужения от случая к случаю (24%) или по большим праздникам (13,3%). Анализ
глубины веры позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на всплеск
религиозности, наблюдаемый в последнее десятилетие, процессы секуляризации
общественного сознания продолжаются. И это согласуется с общемировой
тенденцией.
Важной
характеристикой религиозной ситуации является распределение военнослужащих по
конфессиям, т.е. их конфессиональная идентификация. Анализ полученных данных
показал, что лишь 60% военнослужащих, считающих себя верующими, ответили на вопрос
о своей конфессиональной принадлежности, т.е. остальные 40% надо полагать, не
идентифицируют себя ни с каким вероисповеданием.
Многие
отвергают «организованную» религию, которая имеет церковно-бюрократическую
организационную структуру (например, церковь) так как религиозные институты, по
их мнению, не способны улучшить мир. Тем не менее, 40% военнослужащих, из числа
указавших свою конфессию, назвали себя православными, а носят крестик 38,6%;
5,4% - мусульманами; 1,5% - буддистами; 0,6% - католиками; 0,8% –
старообрядцами; 0,3% – иудеями; 1,4% - исповедуют другие религии. Кроме того,
10% верующих идентифицируют себя как «просто христиане». В их число входят
военнослужащие-протестанты (не менее 1,5%).
Таким
образом, каждый второй верующий военнослужащий исповедует христианство.
Свидетельством тому является и общее число ответивших, что отмечают
христианские праздники (Рождество, Пасху и др.).
Такое
понижение доли православных среди военнослужащих свидетельствует, с одной
стороны, о том, что мода на веру проходит, а с другой - показывает, что попытки
административного введения православной веры и превращени её в идеологию
вызывают в массе военнослужащих обратную реакцию. Особенно потрудились на этой
ниве политические партии и государственно-церковная бюрократия, которые,
спекулируя на духовно-нравственных традициях России, навязывают мифы о симфонии
церкви и государства.
Данные
свидетельствуют о некотором снижении уровня общественного доверия к религии и
церкви. Существует более чем десятикратная разница между количеством
военнослужащих, назвавших себя верующими, и их религиозной практикой. Это не
значит, что все они верят в Бога и придерживаются одной из религиозных
традиций, а свидетельствует о том, что они происходят из одной этнокультурной
среды и относят себя к православной, или мусульманской, или иной вере.
В
связи с усилением влияния религиозного фактора на общественно-политическую
жизнь страны в ходе исследований был изучен вопрос об отношении военнослужащих
к сослуживцам - представителям иного вероисповедания. В ходе опросов выявлялась
религиозная веротерпимость. Более 9% опрошенных военнослужащих обеспокоены
деятельностью других конфессий, а 8% считают, что иное вероисповедание
сослуживца оказывает на него негативное влияние (мешает службе, снижает боевую
готовность, ухудшает моральный климат); правда, большинство исходит из того,
что на отношение к другому человеку иное вероисповедание никакого влияния не
оказывает (63,3%).
Значительно
более высокий уровень нетерпимости в военной среде, относительно
общероссийского показателя объясняется тем, что военнослужащие в большей
степени, чем гражданское население, вовлечены в военно-политические конфликты,
которые стали носить ярко выраженную религиозную окраску. Религия используется
различными политическими силами как знамя для легитимизации тех или иных
политических (экономических, территориальных) притязаний, а также для
оправдания террористической деятельности.
В
основном отмечается неприязненное отношение к мусульманам (3,2%) и новым
религиозным движениям (так называемым, «сектантам») (3,2%). Однако в большей
степени нетерпимость проявляется по национальному признаку. Так, наибольшая
неприязнь высказана в адрес чеченцев (34,3%), дагестанцев (около 30%),
азербайджанцев (21,3%), «кавказцам» в целом (24,3%). Несколько меньшая
антипатия существует в отношении американцев и грузин (17,5%); евреев, турок и
арабов (11%); татар (7,2%); японцев (6,1%); немцев (5,5%).
Таким
образом, отношение к военнослужащим - представителям других национальностей -
резко контрастирует с отношением к военнослужащим иного вероисповедания.
Учитывая историческую взаимообусловленность национальной и религиозной
принадлежности, уместно говорить о влиянии, которое оказывает
этноконфессиональный фактор в целом на боевую и повседневную деятельность
военнослужащих. Так, половина всех опрошенных из числа верующих ответили, что
при знакомстве, выборе друзей, места в казарме (кубрике), при обслуживании
техники, выполнении боевой задачи национальная и религиозная принадлежность
другого военнослужащего оказывает влияние на отношение к нему, в то время как
число неверующих, обращающих на это внимание, составляет не более 7-9%.
Исследования
показали, что подавляющее большинство военнослужащих признаёт наличие
конфликтов в своём подразделении. Однако конфликтов на религиозной почве
значительно меньше, чем на основе национальной принадлежности и между
военнослужащими разных сроков службы. К примеру, на наличие конфликтов между
военнослужащими различного вероисповедания указали 21,6% опрошенных, в то время
как конфликты на национальной почве отметили 35,8%, а между военнослужащими
разных периодов службы - 48,6%.
Примечательно,
что конфликты между военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях, и
теми, кто не имеет такого опыта, случаются значительно реже – только 17%
опрошенных отметили их существование.
Однако
ущемление прав военнослужащих на свободу совести и свободу вероисповедания
проявляется не только в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Так,
1,6% опрошенных отметили, что им запрещалось молиться; 2,4% считают, что их
право на свободу совести ущемляется навязыванием им другой веры или
обязательным участием в исполнении чуждого им религиозного ритуала (обряда);
2,5% участников опроса лично испытали на себе ущемление права на свободу
совести; 3,6% были свидетелями, когда срывались нательные крестики; 6,8%
испытывали словесные оскорбления; у 7% военнослужащих религиозное чувство
оскорблялось проведением ритуала другого вероисповедания. Свидетелями таких
нарушений были 8,3% военнослужащих. Причём, 5% респондентов вину за
посягательство на свободу совести возлагают на командный состав; 3,3% - на
старшинский состав и командиров отделений и 3% - на военнослужащих старших
сроков призыва.
Тем
не менее, как утверждает большинство военнослужащих (60%) за помощью в трудную
минуту они обратятся к начальствующему составу: к командиру части – 11,7%,
заместителю командира по воспитательной работе – 9,4%, командиру батальона,
роты, боевой части, дивизиона - 12,9%, старшине команды – 2,4%, командиру
отделения – 5,1%. И только 3,9% готовы обратиться к священнику (другому
духовному лицу) и 1,4% - в комитет солдатских матерей (рис.4.). В то же время к
другу, родителям и любимой женщине готовы обратиться 50, 36 и 22 %
соответственно.
Изучение
документов, относящихся к реальной практике взаимодействия армии и церкви,
показывает, что ряд органов военного управления допускает нарушение статьи 8
Федерального закона «О статусе военнослужащих» (1998), в соответствии с которой
создание религиозных объединений в воинской части не допускается.
В
последнее время на территории ряда частей и соединений возводятся храмы,
которые без общины существовать не могут, а любая религиозная община является
религиозным объединением. Кроме того, на территории воинских частей проводятся
коллективные богослужения и религиозные церемонии, а командование отдельных
частей и соединений использует своё служебное положение для пропаганды того или
иного отношения к религии, предметов культа. В этой связи около 45%
военнослужащих считают, что в Вооружённых Силах ещё не созданы необходимые
условия для свободы совести и свободы вероисповедания, и лишь 22% ответили, что
эти условия есть. И хотя критического мнения придерживается менее половины
военнослужащих, всё же эта цифра даёт основание для специального изучения
проблем, связанных с реализацией права на свободу совести в условиях воинской
деятельности, сопряжённой с рядом ограничений служебного характера.
Критические
замечания по данному вопросу высказывались в адрес Министерства обороны
Российской Федерации, других министерств и ведомств (по итогам заслушивания) на
заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве
Российской Федерации в 1996, 1999 гг. и на заседании Совета по взаимодействию с
религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации в 1998 г. В
частности, представители Русской православной старообрядческой церкви и
Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России
высказались против массового освящения оружия и военных объектов, расценивая
его как осквернение, как акт, лишённый нравственного потенциала.
Анализ
результатов исследований позволил выделить следующие характерные наблюдения по
изменению религиозной ситуации в войсках (силах).
Первое.
Изменилась оценка исторической и современной роли религии и религиозных
организаций, в том числе Русской православной церкви, в общественном сознании
колеблются престиж и индекс доверия к религиозным организациям в глазах
общественного мнения. Рост престижа религии и церкви породил в своё время
определённые общественные ожидания со стороны командования, органов военного
управления, что способствовало подписанию совместных заявлений (соглашений) на
федеральном и региональном (окружном) уровнях. Однако эти ожидания в отношении
того, что церковь и религиозные организаций способны содействовать преодолению
кризиса общества, оказались во многом преувеличенными. Десятилетний период
активного и организованного сотрудничества с церковью не оказал ощутимого
влияния на укрепление воинской дисциплины и преодоления пороков общества.
Второе.
Возрос интерес общества к религии и церкви. Это нашло своё отражение в
обращении к религии и приняти веры немалым количеством населения, что
незамедлительно сказалось и на Вооружённых Силах. В результате, как в Русской
православной церкви, так и в других церквях и конфессиях произошёл наплыв
новообращённых (неофитов). Их число значительно превосходит число давних и
постоянных членов церкви, более или менее знающих основы вероучения своей
религии и нормы её культовой практики. Неофиты порой бывают очень активны, даже
агрессивны по отношению к последователям других конфессий и неверующим, но при
этом могут иметь весьма смутное представление об основах вероучения, обрядовой
практике, нормах поведения, предписываемых той религией, к которой они недавно
обратились. Нередко в их сознании отрывочно схваченные элементы вероучения
переплетаются с верой в приметы и гадания, предсказания астрологов; с
нерелигиозными взглядами на многие явления действительности.
Третье.
Характерной особенностью современного периода военно-религиозных отношений и
связанной с ними религиозной ситуации в войсках (силах) является то
обстоятельство, что большинство военнослужащих стесняются говорить о своих
атеистических убеждениях (около 5%) или признавать факт своего неверия (около
8%), так как это стало считаться признаком дурного тона и расценивается
некоторыми начальниками как проявление антирусских, т.е. непатриотичных,
настроений («русский - значит православный»). Тем не менее общее количество неверующих
военнослужащих составляет 40%, что соответствует общероссийским показателям
(данные ВЦИОМ и кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ).
Необходимо
отметить, что данную категорию военнослужащих характеризует растущая
толерантность в отношении религии. Если учесть, что в годы государственного
атеизма нетерпимость неверующих по отношению к религии, к религиозным
ценностям, а часто и к верующим, была весьма высока, культивировалась
средствами пропаганды, то это изменение в сознании нерелигиозной части
военнослужащих и населения в целом надо признать очень существенным.
Четвёртое.
У части военнослужащих сохраняется определённая напряжённость в отношении
представителей религиозных меньшинств и в несколько меньшей степени в отношении
атеистов. Причина этого заключается в том, что воинские коллективы, как и всё
российское общество, стали ареной столкновения интересов различных конфессий,
ведущих постоянную борьбу за пополнение своей паствы и конкуренцию в целях
получения государственных ресурсов.
Несмотря
на то, что сегодняшняя религиозная ситуация отличается фактической
исчерпанностью резерва для дальнейшего роста уровня религиозности населения в
отличие от в 90-х гг. ХХ в., сужение резерва для пополнения религиозных
организаций за счёт нерелигиозной части общества вызывает обострение
конкурентной борьбы за паству и рост взаимной нетерпимости со стороны различных
религиозных объединений. Это в полной мере сказывается и на воинских
коллективах.
Армия
не должна выступать ареной соперничества различных религиозных организаций
между собой, а религиозная вера или безверие должно быть частным делом каждого
военнослужащего. В соответствии с Федеральным законом «О статусе
военнослужащих» (1998), «военнослужащие в свободное от военной службы время
вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица
(ст. 8 п.1.), и «… не вправе… использовать свои служебные полномочия для
пропаганды того или иного отношения к религии». В аналитической записке
сотрудников администрации Президента Российской Федерации «О взаимодействии
Вооружённых Сил России и религиозных объединений на современном этапе»,
подготовленной по результатам заслушивания 10 марта 1998 г. сообщений
представителей Минобороны, МВД и ФПС, указывалось, что не должно существовать
монопольного права Русской православной церкви на взаимоотношения с армией в
ущерб правам других конфессий .
Религия
является нравственным ориентиром для верующих в неё людей. Учитывая, что их
меньшинство (только 3% практикующих верующих), в воспитательной работе командиров
и органов военного управления должны использоваться формы и методы армии
светского государства, не допускающие оскорбления религиозных чувств воинов и
ущемления их прав. Это особенно актуально, так как каждая конфессия считает
другую не истинной, еретической и безблагодатной. Вот почему так важно
неукоснительно соблюдать конституционные принципы свободы совести и сохранять
светский характер государства и армии как его важнейшего института.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.religiovedenie.ru