рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Методика изменения убеждений

Реферат: Методика изменения убеждений

Каким образом религиозные и политические организации осуществляют контроль за человеческим сознанием? Вот общая методика переориентации, идеологической обработки и/или "промывания мозгов", которая применяется в самых различных группах.

Кевин Хоган (Kevin Hogan), психолог, специалист в области невербальной коммуникации и языка тела

Каждый политик меньше всего заинтересован в том, чтобы у нас был широкий выбор возможностей и стилей поведения. Почему? Чем больше возможностей у нас есть, тем сложнее предсказать наши действия. Чем сложнее предсказать наши действия, тем меньше у него шансов убедить нас. Политик заинтересован в том, чтобы наше поведение было более предсказуемо. Человеку, знакомому с тонкостями убеждения, не составит труда применить свои знания и достичь поставленной цели, если он имеет дело с предсказуемыми людьми. К сожалению, многие люди, которые разбираются в процессе убеждения и умеют убеждать, не стремятся достичь взаимовыгодного результата.

Стремление переубедить человека, не считаясь с его ценностями и взглядами,— это «промывание мозгов». По мнению автора, «промывание мозгов» в таком понимании — неэтично почти всегда. Но не всегда. Как и «этику», «промывание мозгов» нужно оценивать в контексте индивидуальных ценностей каждого человека. Поэтому вы не должны считать, что я навязываю вам собственное мнение. Окончательное решение остается за вами. А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с общей методикой переориентации, идеологической обработки и/или «промывания мозгов», которая проводится в самых различных группах.

Каким образом правительства, группы, религиозные и политические организации осуществляют контроль за человеческим сознанием? Я высоко ценю христианскую религию и с большим уважением отношусь к военному ведомству, именно поэтому я и предлагаю обратиться к примерам переориентации, взятым из этих областей. Хочу подчеркнуть, что моей целью не является подвергать критике какую-либо религию. Убеждения людей необходимо уважать, в противном случае общение окажется невозможным.

1. Осуществлять контроль за сознанием людей очень трудно, если люди находятся в привычном окружении. Для этого необходимо вывести человека из обычной обстановки на время или навсегда. Поступив на военную службу, человек проходит «базовую подготовку» и попадает в казармы. Это первый шаг к переориентации сознания новобранца. Очень скоро он усвоит новую систему ценностей, а пока он выходит из прошлого окружения и переходит в новое. Старый образ жизни, когда он возвращался с работы домой, очень быстро забудется. В новой среде — общинный уклад. И это неслучайно: таким образом новобранец быстрее усвоит новые ценности.

Если бы после каждого дня базовой подготовки он возвращался домой и обсуждал происшедшее с семьей и друзьями, процесс идеологической обработки длился бы вечно. Новобранец должен общаться только с военными. После базовой подготовки новобранца переводят подальше от дома и друзей. Его домом становится армия.

Новобранец, неспособный адаптироваться к новому окружению (редкий случай, но такое бывает), подлежит демобилизации. Человек, который отказывается работать в новом окружении, не станет хорошим солдатом, не будет подчиняться приказам и усваивать систему ценностей своего подразделения и военной иерархии. Такой человек опасен для армии.

Человек разочаровался в своей церкви и начинает поиски истины на стороне. Люди, ищущие истину, обычно идут в группу, в данном случае в церковь или иные религиозные организации.

Человек, который разочаровался в своей прежней группе и ищет новую, может стать жертвой манипуляции. В большинстве случаев переориентации («промывания мозгов») человеку говорят, чтобы он как можно чаще приходил в церковь, знакомился с новым вероучением (идеологическая обработка). Это необходимо, чтобы действовать в новом групповом окружении. У каждой церкви, секты или группы есть свой язык. Члены группы часто не имеют ни малейшего представления о том, что означают слова и понятия другой группы. (Например, если вы — не католик, можете ли вы с уверенностью сказать, что такое «чистилище»? Если вы не баптист или представитель смежной конфессии, можете ли вы дать точное определение того, что такое «восторг» в понимании баптиста? Если вы — не мормон, можете ли вы объяснить, что такое «Небо небес»? Если вы не буддист или индуист, можете ли вы с уверенностью сказать, что такое «дхарма»? Чаще всего люди не понимают языка других групп. Это второе свойство переориентации и идеологической обработки.)

2. Язык — это следующий связующий элемент между человеком и новой группой, в которую он попадает. Вернемся к нашему примеру с новобранцем в казарме. Здесь он не только приучается к новым условиям (подъем в одно и то же время каждый день, жизнь по распорядку, обед, ужин и отбой в одни и те же часы и т. д.), он осваивает новый язык людей, с которыми будет работать. Язык армии — это военные звания, специфические обозначения уже известных и новых профессий, аббревиатуры и т. д. Это полная трансформация. И она необходима. Когда новобранец говорит о своей новой среде со старыми друзьями, они не понимают его так, как раньше. Он меняется. Он — другой.

Оказавшись в другой группе или церкви, человек изучает язык этой группы. Чем больше времени он проводит в группе, тем быстрее он осваивает язык. Чем быстрее он осваивает язык, тем скорее он находит взаимопонимание с этими людьми. Когда он находит взаимопонимание с людьми, он начинает нравиться этим людям, и они нравятся ему. И наоборот, люди вне группы, которые не говорят на этом языке, не интересны новобранцу или новообращенному так, как его новые друзья. Люди вне группы чувствуют, что человек меняется. Им уже непросто общаться с ним. Он — другой.

3. Следующий логический шаг на пути вступления нового члена в группу — это отказ от прежних убеждений и ценностей («депрограммирование»). Это делается очень тонко. Отказ от прежних убеждений необходим для перехода на следующий уровень. Вот как это происходит.

В армии, где угроза физического или эмоционального наказания может быть приведена в исполнение, депрограммирование осуществляется очень быстро. Сержант, который руководит строевой подготовкой солдат, становится доминантной родительской фигурой для каждого новобранца. Его настоящая мать осталась дома. Сержант — это его новая «мать», нравится вам это или нет. Он может принимать произвольные решения и ждет от новобранцев полного подчинения каждому приказу. Теперь вы не можете самостоятельно решать, когда встать, когда лечь спать, когда пообедать и т. д. Старая установка снята. Тем самым готовится почва для новой программы. Армия угрожает наказанием, поэтому человек не может отказаться от выполнения приказов и идет на депрограммирование. Старые друзья — больше не друзья для него. Он здесь, они — там. Они никогда не придут в армию.

В другом групповом окружении (церковь или секта) угроза физического наказания, как правило, невелика (за некоторыми исключениями), в то время как угроза эмоционального наказания почти всегда очень высокая.

Один из наших друзей попал в религиозную группу, освоил ее язык и теперь постепенно подвергается депрограммированию. Человек приходит в группу не из-за каких-то определенных убеждений, а чтобы узнать что-то новое. Когда он узнает «истину», ему мягко и ненавязчиво дают понять, что старые друзья и близкие заблуждаются. Его убеждают в том, как много они теряют. Ему показывают, что некоторые из его прежних убеждений и ценностей расходятся с «истиной». Новообращенного обычно просят указать, где он поступал неправильно или был введен в заблуждение. От него требуют признать, что его прежние убеждения неверны. Это делается очень тонко. Самое главное то, что раньше он заблуждался, а теперь нашел «истину». Последняя и очень важная фаза депрограммирования — это отказ от взаимоотношений вне религиозной группы. Человеку не говорят, что нужно навсегда отказаться от общения с такими людьми. Ему просто дают понять, что жить бок о бок со «злом» или с теми, кто делает «зло», опасно, поэтому общение с людьми вне группы требует большой осторожности.

4. Следующий шаг — это заполнение образовавшихся пустот новыми убеждениями и ценностями, или «перепрограммирование».

У каждого из нас есть основные, базовые потребности. Каждому из нас нужна пища, одежда и жилье. Мы нуждаемся в безопасности. Мы нуждаемся в матери, реальной или воображаемой, т. е. в человеке, который заботится о нас и с которым мы связаны, независимо от того, чувствуем ли мы постоянную привязанность к нему. Когда человек расстается с матерью, супругом, близкими и/или друзьями, у него образуется пустое пространство, которое вскоре займет лидер новой группы либо ближайшие к человеку члены новой группы. Это нередко происходит уже на первой стадии.

Теперь на смену старым убеждениям приходят новые, на смену старым лидерам — другие. «Истина» сменяет «вымысел». «Хорошее поведение» вознаграждается, чтобы тем самым приучить нового члена к послушанию.

Новобранец видит в сержанте отца, в сослуживцах — людей, которые спасут ему жизнь в трудную минуту. Пока они будут лежать в окопах посреди пустыни, друзья и родные будут нежиться в теплой постели. Теперь сослуживцы — его новая семья, которая пришла на смену «старой». Армейский корпус заменил все прочие организации. Теперь лучший друг новобранца — это его сослуживец. Так должно быть, это необходимо для общей безопасности. К сожалению, уход человека со службы не меняет общей структуры его верований. Возвращение «на гражданку» становится тяжелым испытанием для бывших военных, поэтому они стараются оставаться в армии как можно дольше. Военный устав дает им ценностную ориентацию и заменяет все предыдущие ценностные доктрины.

Вернемся к примеру религиозной группы. Новичок все чаще встречается с членами общины. Происходит перепрограммирование: на смену старым ценностям и убеждениям приходит «истина». Уход от «истины» и возвращение к прошлому заслуживает самого большого наказания. Человеку внушают, что непростительно оставлять «истину» после того, как обрел ее. И он соглашается. Как правило, когда человек только вошел в новую группу, нет никакой необходимости применять к нему принуждение. «Истина» еще находится в стадии открытия, а не в стадии «разоблачения». Ценности и убеждения постепенно перестраиваются, и когда это происходит, очень трудно изменить их снова.

5. Наконец, ученики становятся учителями. Когда человек прошел переориентацию и идеологическую подготовку, он готов «нести благую весть». В общении с людьми вне группы он удивляется, почему они не видят истины так же ясно, как он. В армии такие люди занимаются вербовкой военнослужащих, но основным родом занятий она становится для немногих. В разговорах с людьми недавний новобранец говорит о том, какие привилегии дает ему государство, и этих привилегий немало. Он говорит своим «старым» друзьям о том, что чувствует себя защищенным. В религиозных группах такие люди становятся проповедниками. Известно, что лучший способ научиться — это научить других. Кроме того, из закона последовательности мы знаем, что, когда мы говорим что-либо другим людям, нам очень трудно признать впоследствии, что мы заблуждались.

Когда человек доходит до пятой стадии, ему редко удается вернуться назад.

На этом цикл «промывания мозгов», в общем и целом, завершается. С каждым днем человек все более втягивается в новую группу и принимает ее ценности. Чем больше времени проводит он в новом окружении, тем реже он сталкивается с сопротивлением «извне». Чем реже он встречается с сопротивлением, тем больше он находит поддержки своим новым убеждениям.

Разве армия занимается «промыванием мозгов»? Но даже если и занимается, разве это не продиктовано соображениями безопасности? Если армия занимается «промыванием мозгов» во имя общего блага, должны ли мы смириться с этим и принять, как есть? Я не могу ответить на эти вопросы. У каждого — свой ответ. Он зависит от моральных норм, которых придерживается каждый из нас.

Существует общее мнение, что секты занимаются «промыванием мозгов». Взгляните на следующий список христианских конфессий. Отметьте, какие из них являются сектами.

Католики

Лютеране

Пятидесятники

Методисты

Свидетели Иеговы

Адвентисты седьмого дня

Сайентисты

Каким критерием вы руководствовались при отборе? Занимаются ли «промыванием мозгов» те конфессии, которые вы не отметили?

Если вы обратите внимание на то, как действует школа, церковь, общественные организации, студенческие ассоциации, корпорации, правительства и все остальные группы, вы заметите нечто интересное. Все они, в той или иной степени, применяют технологию «промывания мозгов». Хорошо это или плохо? Почему? Как создать более совершенную систему?

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/



Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.