Реферат: Летосчисление
Таблица 1
Вечный лунно-солнечный
календарь Дионисия Малого
№ |
Годы |
Число дней до следущего новолуния |
I века |
III века |
IV века |
30 |
29 |
30 |
29 |
30 |
29 |
1 |
0 19 |
285 |
532 551 |
23.I |
22.II |
23.III |
22.IV |
21.V |
20.VI |
2 |
1 20 |
286 |
533 552 |
12.I |
11.II |
12.III |
11.IV |
10.V |
9.VI |
3 |
2 21 |
287 |
534 553 |
1.I |
31.I |
1.III |
31.III |
29.IV |
29.V |
4 |
3 22 |
288 |
535 554 |
20.I |
19.II |
20.III |
19.IV |
18.V |
17.VI |
5 |
4 23 |
289 |
536 555 |
9.I |
8.II |
9.III |
8.IV |
7.V |
6.VI |
6 |
5 24 |
290 |
537 556 |
29.XII |
28.I |
26.II |
28.III |
26.IV |
26.V |
7 |
6 25 |
291 |
538 557 |
17.I |
16.II |
17.III |
16.IV |
15.V |
14.VI |
8 |
7 26 |
292 |
539 558 |
6.I |
5.II |
6.III |
5.IV |
4.V |
3.VI |
9 |
8 27 |
293 |
540 559 |
25.I |
24.II |
25.III |
24.IV |
23.V |
22.VI |
10 |
9 28 |
294 |
541 560 |
14.I |
13.II |
14.III |
13.IV |
12.V |
11.VI |
11 |
10 29 |
295 |
542 561 |
3.I |
2.II |
3.III |
2.IV |
1.V |
31.V |
12 |
11 30 |
296 |
543 562 |
22.I |
21.II |
22.III |
21.IV |
20.V |
19.VI |
13 |
12 31 |
297 |
544 563 |
11.I |
10.II |
11.III |
10.IV |
9.V |
8.VI |
14 |
13 32 |
298 |
545 564 |
31.XII |
30.I |
28.II |
30.III |
28.IV |
28.V |
15 |
14 33 |
299 |
546 565 |
19.I |
18.II |
19.III |
18.IV |
17.V |
16.VI |
16 |
15 34 |
300 |
547 566 |
8.I |
7.II |
8.III |
7.IV |
6.V |
5.VI |
17 |
16 35 |
301 |
548 567 |
28.XII |
27.I |
25.II |
27.III |
25.IV |
25.V |
18 |
17 36 |
302 |
549 568 |
16.I |
15.II |
16.III |
15.IV |
14.V |
13.VI |
19 |
18 37 |
284 303 |
550 569 |
5.I |
4.II |
5.III |
4.IV |
3.V |
2.VI |
продолжение табл. 1
№ |
Число дней до следущего новолуния |
Пасхальные |
ПС |
30 |
29 |
30 |
29 |
30 |
29 |
30 |
новолуния |
Полнолуния |
1 |
19.VII |
18.VIII |
16.IX |
16.X |
14.XI |
14.XII |
-- |
23.III |
5.IV |
-- |
2 |
8.VI |
7.VIII |
5.IX |
5.X |
3.XI |
3.XII |
-- |
12.III |
25.III |
-- |
3 |
27.VI |
27.VII |
25.VIII |
24.IX |
23.X |
22.XI |
21.XII |
31.III |
13.IV |
-- |
4 |
16.VII |
15.VIII |
13.IX |
13.X |
11.XI |
11.XII |
-- |
20.III |
2.IV |
-- |
5 |
5.VII |
4.VIII |
2.IX |
2.X |
31.X |
30.XI |
-- |
9.III |
22.III |
-- |
6 |
24.VI |
24.VII |
22.VIII |
21.IX |
20.X |
19.XI |
18.XII |
28.III |
10.IV |
-- |
7 |
13.VII |
12.VIII |
10.IX |
10.X |
8.XI |
8.XII |
-- |
17.III |
30.III |
-- |
8 |
2.VII |
1.VIII |
30.VIII |
29.IX |
28.X |
27.XI |
26.XII |
5.IV |
18.IV |
-- |
9 |
21.VII |
20.VIII |
10.IX |
18.X |
16.XI |
16.XII |
-- |
25.III |
7.IV |
-- |
10 |
10.VII |
9.VIII |
30.VIII |
7.X |
5.XI |
5.XII |
-- |
14.III |
27.III |
-- |
11 |
29.VI |
29.VII |
18.IX |
26.IX |
25.X |
24.XI |
23.XII |
2.IV |
15.IV |
-- |
12 |
18.VII |
17.VIII |
7.IX |
15.X |
13.XI |
13.XII |
-- |
22.III |
4.IV |
-- |
13 |
7.VII |
6.VIII |
27.VIII |
4.X |
2.XI |
2.XII |
-- |
11.III |
24.III |
25.III |
14 |
26.VI |
26.VII |
15.IX |
23.IX |
22.X |
21.XI |
20.XII |
30.III |
12.IV |
13.IV |
15 |
15.VII |
14.VIII |
4.IX |
12.X |
10.XI |
10.XII |
-- |
19.III |
1.IV |
5.I |
16 |
4.VII |
3.VIII |
24.VIII |
1.X |
30.X |
29.XI |
-- |
8.III |
21.III |
28.III |
17 |
23.VI |
23.VII |
12.IX |
20.IX |
19.X |
18.XI |
17.XII |
27.III |
9.IV |
10.IV |
18 |
12.VII |
11.VIII |
1.IX |
9.X |
7.XI |
7.XII |
-- |
16.III |
29.III |
1.IV |
19 |
1.VII |
31.VII |
28.IX |
28.IX |
27.X |
26..XI |
25.XII |
4.IV |
17.IV |
21.IV |
(с 0 по 37 гг.), III века (с 284 г. до конца
века) и VI век'" (с 532 по 569 гг.). Справа приведены рассчитанные по
таблице и табелю-календарю дни пасхи -- первое воскресенье после пасхального
полнолуния -- в 31-37 гг. и 563-569 гг. Так как эти годы отличаются между собой
па 532 года -- период великого индиктиона, после которого дни недели и фазы
Лупы приходятся те же числа месяцев (532--это произведение чисел 28 -- круга
Солнца и 19 -- круга Луны), то дни пасхи у них приходятся на одни и те же числа
месяца: 25 марта, 13 апреля, 2 апреля, 22 марта, 10 апреля и т. д.
Но если для 563-569 гг. -- это фактические дни
празднования пасхи, то для 31-37 гг. -- это лишь формальные дни. Так получается
потому, что 19-летний цикл Метона не абсолютно точен (он дает сдвиг на одни
сутки в сторону уменьшения даты за 307 лет), а Вечный календарь Дионисия
Малого, являющийся продолжением Вечного календаря Кирилла Александрийского,
"привязан к астрономии" в конце III века (неомения 29 августа 284 г.).
И если в наше время даты церковных полнолуний отстают от дат астрономических
полнолуний па 4-5 суток, то в начале I в. они опережали их на одни--двое суток.
Поэтому определяемые для I в. по Вечному календарю Дионисия Малого дни
христианской пасхи получаются раньше дней еврейской пасхи, хотя на самом деле
они бывают позже еврейской. Следовательно, пользоваться этим календарем для
определения фактических дней пасхи в I в. не имеет смысла, тем более, что, как
указывалось, до 325 г. в христианском мире вообще не было единого мнения о
времени празднования пасхи. Чем же пасхальный канон Дионисия Малого отличается
от канона Кирилла Александрийского?
Дионисий Малый продолжил канон Кирилла
Александрийского, т. е. применил для своей пасхалии 19-летний александрийский
лунный цикл Метона вместо применявшегося до этого западной церковью 8-летнего
лунного цикла. Поэтому с того времени до 1582 г. (года введения нового стиля --
григорианского календаря) западная и восточные церкви праздновали пасху в одно
и то же время.
Но даты дней пасхи Дионисий Малый записал не в
годах эры Диоклетиана и месяцах египетского календаря,
а в годах эры "от рождества Христова" и месяцах юлианского календаря.
Конечно, такое построение пасхального канона
намного облегчало христианам Римской империи, пользовавшимся юлианским
календарем, расчет пасхи, и, по нашему мнению, именно это облегчение и
упорядочение расчетов пасхи в большей степени, чем часто упоминаемое в
литературе нежелание Дионисия Малого считать годы по эре императора -- язычника
Диоклетиана -- "больше тирана, чем государя", заставило его перейти
на новое летосчисление.
Это подтверждают и слова Н. И. Идельсона:
"Пасхальные таблицы и правила Дионисия никогда не были санкционированы ни
папой, ни собором, а утвердились просто как наиболее рациональное решение
сложного и волновавшего тогда умы вопроса"
Но как же Дионисию Малому удалось определить
год рождения Иисуса Христа, принятый и Западной и Восточной церквами? Ведь до
пего это пытались делать многие, но безуспешно.
В отличие от своих предшественников, пытавшихся
согласовать приведенные в Евангелиях сведения об Иисусе Христе с данными
истории об упоминаемых в них же реальных людях и событиях, Дионисий Малый,
учитывая в общем и то и другое, по-видимому, все же решил, что главное -- это
безусловное выполнение решений Вселенских соборов и установившихся в
христианском мире традиций.
Что мог узнать Дионисий Малый о времени
рождения, возрасте, смерти и "воскресений" Иисуса Христа из Евангелий
(Библия. Новый завет)?
О времени рождения Иисуса Христа говорится
следующее: "...Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода"
(Евангелие от Матфея; глава 2, стих 1); когда царю Ироду сказали, что родился
царь Иудейский, "тогда Ирод... разгневался и послал избить всех младенцев
в Вифлееме... от двух лет и ниже" (от Матфея; глава 2, стих 16);
"В те дни вышло от Кесаря Августа
повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление
Квириния Сириею" (от Луки: глава 2, стихи 1 и 2).
О возрасте Христа в Евангелиях говорится в двух
местах: "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати" (от Луки;
3-23); "...сказали ему иудеи: -- Тебе нет еще пятидесяти лет,--и ты видел
Авраама?" (от Иоанна; 8--57).
О жизни, смерти и "воскресении"
Христа Дионисий мог узнать из Евангелий, что Христос начал проповедовать
"В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат
начальствовал в Иудее" (от Луки; 3--1); что проповедовал он "ри года
и что арестовали его в дни празднования еврейской пасхи. После короткого суда,
который вершил Понтий Пилат, Христос был казнен в пятницу, "воскреснув
рано в первый день недели" (от Марка; 16--9), т. е. в воскресенье. Это и
была первая христианская пасха.
Как видим, "биографические данные"
Иисуса Христа, приведенные в Евангелиях, не отличаются ни полнотой, ни
конкретностью. Ни одной даты в них не приводится.
А вот что говорят данные истории о реальных
людях и событиях, упоминаемых в Евангелиях:
1) перепись, правда не населения, а имущества,
при императоре Августе проводились в 7 г. нашей эры (Август был императором
Римской империи с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. Квириний стал правителем Сирии
около 7г. н. э.)
2) царь иудейский Ирод родился в 73 г. до н.
э.; скончался в 4 г. до н. э.
3) Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 г.
по 36г.
4) пятнадцатый год правления императора Тиверия
(Тиберия) был в 29 году (Тпберяй был римским императором с 14 г. по 37 г.)
Сравнение сведений о Христе, приведенных в
Евангелиях, с "данными истории о реальных людях и событиях, упоминаемых
там же, показывает, что для того чтобы царь Ирод, скончавшийся в 4 г. до н. э.,
мог преследовать Христа-младенца, Христу следовало бы родиться по крайней мере
на 4--5 лет раньше, чем принято Дионисием Малым. Но для того, чтобы год
рождения Иисуса Христа совпал с переписью при императоре Августе и Jначалом
правления Сирией Квиринием, Христу следовало бы родиться на 6--7 лет позже.
Как видим, полностью согласовать Евангелия с
историей нельзя. Но из этого сравнения Дионисий Малый мог сделать и полезный
вывод: описываемые в Евангелиях события происходили за 500--550 лет до того
времени, когда он производил свои расчеты (525 г. н. э. или 241 г. эры
Диоклетиана).
Однако во времена Дионисия Малого в
христианском мире уже не было споров о времени празднования главных
христианских праздников -- пасхи (праздника, посвященного смерти и
"воскресению" Христа) и рождества Христова.
Как указывалось, время празднования пасхи было
определено в 325 г. постановлениями Никейского собора. Решение о праздновании
рождества Христова 25 декабря было принято в 431 г. на Эфесском соборе для
того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот же день праздник языческого бога
Солнца Митры (БСЭ.-- 3-е изд.-- М., 1975, т. 22, с. 171), т. е. число и месяц
рождения Христа были названы церковью почти на сто лет раньше, чем год
рождения.
Кроме того, как указывается в литературе.
Дионисий Малый принял установившуюся у многих христиан после длительных споров
традицию отмечать "воскресение Христово" 25 марта.
Следует отметить, что внимание к датам 25
декабря и 25 марта не является случайным. 25 декабря начинается увеличение
продолжительности дня после зимнего солнцестояния, а 25 марта, после весеннего
равноденствия, день становится больше ночи. Поэтому, как указывается в, в эти
дни рождались и "воскресали" боги многих, более древних чем
христианство, религий: у индийцев -- Будда, у египтян -- бог Солнца Гор и
другие.
Теперь, когда мы познакомились со всеми тремя факторами, которыми
руководствовался Дионисий Малый при составлении своей пасхалий, посмотрим, как
он использовал в своих расчетах известный ему упоминавшийся выше великий
индиктион -- период в 532 года, после которого и дни недели и фазы Луны
приходятся на те же числа месяца.
Так как, как указывалось, описываемые в
Евангелиях события происходили за 500--550 лет до того времени, когда Дионисий
Малый производил свои расчеты, то для нахождения года смерти и
"воскресения" Иисуса Христа -- года первой христианской пасхи --
Дионисий Малый должен был найти в четырехсотых -- пятисотых годах такие годы, в
которых пасха приходится на 25 марта, и выбрать из них наиболее подходящий по
времени, а затем, воспользовавшись периодом великого индиктиона, найти в годах
первого века год смерти и "воскресения" Христа -- год первой
христианской пасхи.
В годы, у которых пасха приходится на 25 марта,
в этот день должно быть воскресенье после пасхального полнолуния. А для этого
пасхальное полнолуние должно быть до 24 марта включительно.
Как видно из приведенного "Вечного
лунно-солнечного календаря Дионисия Малого", пасхальные полнолуния
приходятся на 22, 24 и 21 марта в годах, имеющих золотые числа 5, 13 и 16
соответственно.
Из этой же таблицы можно узнать, что в
интересующее нас время (400-е -- 500-е
годы): 1) к годам с золотым числом 5 относятся
годы 498, 517, 536, 555, 574;
2) к годам с золотым числом 13 относятся годы 487, 506, 525, 544,563, 582;
3) к годам с золотым числом 16 относятся годы 490, 509, 528, 547, 566.
По табель-календарю можно узнать, что в
перечисленных годах 25 марта приходится на воскресенье только в 490, 563 и 574
гг., т. е. только в этих трех годах пасха приходилась па 25 марта. По
приведенным в книге" Ф. К. Гинцеля датам пасхи в этом можно убедиться.
Но из трех указанных годов только 563 г. (279
г. эры Диоклетиана) Дионисий мог принять за год, соответствующий году смерти в
"воскресения" Христа, так как примерно за 532 года до пего
происходили упоминаемые в Евангелиях события: императором Римской империи был
Тиберий (Тиверий), а Понтий Пилат был прокуратором Иудеи.
Если от 563 г. отнять 532 года, то получится 31
год -- год смерти и "воскресения", по Дионисию Малому, Иисуса
Христа... По-видимому, так и появилась дата первой христианской пасхи -- 25
марта 31 года (воскресенье). Следовательно, по Дионисию Малому, Христос умер 23
марта 31 г. г пятницу, а "воскрес" 25 марта 31 г. р воскресенье (см.
Приложение).
Теперь можно найти и год рождения Христа,
который, с одной стороны, должен отличаться от года смерти и
"воскресения" Христа на время его земной жизни, а с другой --
желательно, чтобы он был первым годом в 19-летнем лунном цикле, который (в
январском варианте) начинается 23 января 285 г. При этом сохранилась бы полная
преемственность с пасхальным каноном Кирилла Александрийского.
Для того чтобы быть первым годом в лунном
цикле, искомый в 500-х годах год рождения Иисуса Христа должен отличаться от
285 г. па целое число 19-летий. Такими годами были годы 285+19n. В 500-х годах
-- это 513 г. (при n=12), 532 г. (при n=13) и 551 г. (при n=14). Из этих трех
лет единственным подходящим является 532 г., при котором время земной жизни
Христа равно 563--532=31 году (хотя это меньше 33--34 лет, которые должны бы
быть по Евангелию от Луки). И Дионисий. Малый принял 532 г. (248 г. эры
Диоклетиана) за год, соответствующий первому году 19-летнего лунного цикла с
началом года 23 января 532 г. Тогда в первом веке первым годом лунного цикла
будет год на 532 меньший, т. е. нулевой год нашей эры или первый год до н. э. с
началом года 23 января.
Но за год, соответствующий году рождения Иисуса
Христа, Дионисий Малый принял не 532 г., а 533 г., хотя при этом время земной
жизни Христа еще больше уменьшилось и стало равно 30 там вместо 33-34, да и
годы начала по лунному и солнечному календарям при этом не совпадали. Почему
Дионисий Малый так
сделал? В книгах Ф. К. Гинцеля и В. К.
Никольского, в которых вопрос о происхождении нашего летосчисления разбирается
наиболее подробно, это объясняется так: найдя в 500-х годах ближайший к своему
времени год, в котором пасха приходится на 25 марта, Дионисий Малый вычел из
этого года 30 лет (принятый, по их мнению, в новозаветной мифологии возраст
Христа в момент его "воскресения") и, получив 533 г., принял его за
год рождения Христа.
С таким объяснением нельзя согласиться потому.
что, как уже указывалось, именно по новозаветной мифологии -- по Евангелию от Луки
-- время земной жизни Христа считается 33-34 года. а не 30 лет. Кроме того,
следует отметить, что 563 г. нельзя считать ближайшим ко времени Дионисия
годом, в котором пасха приходится на 25 марта. Ведь 490 г. отстоит от 525 г., в
котором Дионисий производил свои расчеты, на 35 лет, а 563 г.-- на 38 лет.
563-й год выбран Дионисием Малым не как
ближайший, а как единственный, позволяющий хотя бы примерно согласовать
описываемые в Евангелиях события с историческими фактами.
По нашему мнению, выбор Дионисием Малым 533
года в качестве года, соответствующего году рождения Христа, объясняется тем,
что день рождения Христа в 533 г.-- 25 декабря--приходится на воскресенье, в то
время как 25 декабря 532 г. приходится на субботу (в этом можно убедиться по
табель-календарю).
Следовательно, такие же дни недели будут и 532
года до этого - 25 декабря 1 года - в день рождения Иисуса Христа.
Отметим, что в трудах "отцов церкви"
есть упоминания о дне недели, в который родился Иисус Христос. Одни считают,
что он родился в пятницу, другие -- в среду. Так указывается и в
"Следованной псалтыри": "Спаситель родился в 42 лето Августа
Кесаря, в лето от создания мира 5500 25 декабря в среду" . Но уже сам
факт, что в разных сочинениях указываются разные дни недели, говорит о том,
насколько эти сведения не обоснованны.
Дионисий Малый, приняв 532 г. за первый год
19-летнего лунного цикла своего пасхального канона и обеспечив этим
преемственность с пасхальным каноном Кирилла Александрийского, мог теперь
выбрать в качестве года рождения Христа любой год, близкий к 532 г., в котором
25 декабря будет нужным днем недели, так как на расчетах пасхи это не
отразится.
Но, по-видимому, он решил, что если есть
возможность выбирать для дня рождения Иисуса Христа любой день недели, то что
может быть лучше, чем священный для христиан день недели -- воскресенье!
(Вероятно, из таких же соображений мусульмане приняли за начало своей эры 16
июля 622 г., которое пришлось на пятницу -- священный для мусульман день.)
Отняв от 533 г. период великого индиктиона (532
года) я Дионисий Малый получил дату 25 декабря 1 года нашей эры (воскресенье)
-- день рождения Иисуса Христа.
Вот почему, по нашему мнению, в пасхальном
каноне Дионисия Малого начала отсчета лет по солнечному и лунному календарям не
совпадают: счет лет по солнечному календарю начинается с 1 г, н. э., а счет лет
по лунному календарю начинается на год раньше -- с 0 г. н. э. или, так как
нулевого года в историческом счете лет нет (он есть в астрономическом счете), с
1 г. до н. э.
Поэтому для определения порядкового номера года
в 19-летнем цикле (золотого числа года) по эре "от рождества
Христова" надо к остатку от деления номера года па 19 добавить еще
единицу, в то время как по эре Диоклетиана золотое число года определяется
просто как остаток от деления номера года на 19.
Приняв 532 г. (248 г. эры Диоклетиана) за
первый год 19-летнего лунного цикла, Дионисий Малый начал с него свой
пасхальный канон, так как канон Кирилла Александрийского закапчивается 247
годом эры Диоклетиана. А так как начало года по эре Диоклетиана -- 1 тота --
соответствует 29 августа по юлианскому календарю, то 1 тота 248 г. эры
Диоклетиана = 29 августа 531 г. от Р. X.
Таким образом мы получили то равенство Дионисия
Малого, приведенное в начале статьи, о котором Н. И. Идельсон писал, что
"выяснение его исторической реальности или ошибочности есть особая и
весьма трудная задача хронологии и истории".
В странах Западной Европы эра Дионисия Малого
стала утверждаться с VI в., когда она была принята в Риме. Затем с помощью церкви
эта эра стала завоевывать одну страну за другой, а к XIX в. захватила все
"христианские" страны.
В России счет лет по эре, предложенной
Дионисием Малым, был введен указом Петра I, которым предписывалось вместо 1
января 7208 г. "or сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от
рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа".
В наше время, как пишет Е. И. Каменцева , эра
Дионисия Малого стала как бы абсолютной шкалой для фиксирования исторических
событий во времени. Все прошлые даты переведены на нее и на юлианский
календарь.
Заключение
1. Наше летосчисление -- эра "от рождества
Христова" -- предложено Дионисием Малым через 525 лет после этого
мифического события для упрощения расчетов дней празднования христианской пасхи
по юлианскому календарю, т. е. предложено по религиозным, а не историческим
мотивам.
2. Из трех факторов, которыми руководствовался
Дионисий Малый при определении года начала нашего летосчисления -- сведений об
Иисусе Христе, приведенных в Евангелиях; данных истории о людях и событиях,
описываемых в Евангелиях; постановлений Вселенских соборов о времени
празднования пасхи и рождества и установившихся в христианском мире традиций,--
для него самым главным был третий фактор.
Этим объясняется долговечность пасхальных таблиц
Дионисия Малого, которыми более 1000 лет (с 525 г. по 1582 г.-- год введения
католической церквью нового стиля) пользовались как западная (католическая),
так и восточная (православная) церкви, и которыми православная церковь
пользуется и в настоящее время. Этим же объясняется принятие обеими церквами
года начала нашего летосчисления за год рождения Христа, несмотря на то, что
этот год не соответствует ни сведениям, приведенным в Евангелиях, ни данным
истории. Следовательно, ставшие уже традиционными упреки Дионисию Малому в том,
что при определении года рождения Иисуса Христа он ошибся на несколько лет,
объясняются непониманием цели его расчетов и направлены не по адресу. Ошибочны
не расчеты Дионисия Малого (ведь за прошедшие 1500 лет -- срок вполне достаточный
-- никто из е о критиков не взялся исправить эти ошибки), а противоречивые,
далекие от исторической правды тексты Евангелий и принятые исключительно по
религиозным мотивам постановления Вселенских соборов о праздновании пасхи и
рождества.
3. Привлечение табель-календаря и таблицы фаз
Луны к решению вопроса о происхождении нашего летосчисления помогло
восстановить ход рассуждений Дионисия Малого и понять цели его расчетов.
Можно надеяться, что табель-календарь и таблица
фаз Луны помогут решить и другие исторические, хронологические и календарные
задачи.
Список литературы :
1.
Штейнгейль В. И. Опыт полного исследования начал и правил хронологического, и
месяцесловного счисления старого и нового стиля.-- СПб., 1819, 539 с.
2. Лалош М. Сравнительный календарь древних и новых народов. СПб., 1869, 320 с.
3. Кинкелин Г. Вычисление христианской пасхи.-- В кн.: Математический
сборник.-- М., 1870, т. 5, вып. 1--4, с. 73--92.
4. Степанов В. В. Новый стиль и православная пасхалия.-- М., 1007, '29 с.
5. Идельсон Н. И. История календаря.--Л., 1925, 160 с.
6. Никольский В. К. Происхождение нашего летосчиселния.-- М.:
ОГИЗ, 1938, 64 с.
7. Воропаева К. Л. О пacxe.-- M.: Политиздат, 1959, 48 с.
8. Каменцева Е. И. Хронология.-- М.: Высшая школа, 1967, 187 с.
9. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета.-- М.: Издание
Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, 1968, 1372 с.
10. Крывелев И. А. Что знает история об Иисусе Христе? -- М.: Сов. Россля,
1969, 300 с.
11. Эфросман А. М. Табель-календарь и таблица фаз Луны с 6000 г. до н. э. по
6000 г. н. э.-- В кн.: Настольный календарь 1972.-- М.: Политиздат, 1971, с.
140--141.
12. Белов А. В. Рождество Христово.-- М.: Политиздат, 1974, 80 с.
13. Бикерман Э. Хронология древнего мира.-- М.: Наука, 1975, 336 с.
14. Майстров Л. Е. Забытый труд по астрономии декабриста В. И. Штейнгейля.--
ИАИ, 1978, вып. XIV, с. 83--98.
15. Климишин И. А. Календарь и хронология. - М.: Наука, 1981, 191 с.
|