рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Летосчисление

Таблица 1

Вечный лунно-солнечный календарь Дионисия Малого

Годы Число дней до следущего новолуния
I века III века IV века 30 29 30 29 30 29
1 0 19 285 532 551 23.I 22.II 23.III 22.IV 21.V 20.VI
2 1 20 286 533 552 12.I 11.II 12.III 11.IV 10.V 9.VI
3 2 21 287 534 553 1.I 31.I 1.III 31.III 29.IV 29.V
4 3 22 288 535 554 20.I 19.II 20.III 19.IV 18.V 17.VI
5 4 23 289 536 555 9.I 8.II 9.III 8.IV 7.V 6.VI
6 5 24 290 537 556 29.XII 28.I 26.II 28.III 26.IV 26.V
7 6 25 291 538 557 17.I 16.II 17.III 16.IV 15.V 14.VI
8 7 26 292 539 558 6.I 5.II 6.III 5.IV 4.V 3.VI
9 8 27 293 540 559 25.I 24.II 25.III 24.IV 23.V 22.VI
10 9 28 294 541 560 14.I 13.II 14.III 13.IV 12.V 11.VI
11 10 29 295 542 561 3.I 2.II 3.III 2.IV 1.V 31.V
12 11 30 296 543 562 22.I 21.II 22.III 21.IV 20.V 19.VI
13 12 31 297 544 563 11.I 10.II 11.III 10.IV 9.V 8.VI
14 13 32 298 545 564 31.XII 30.I 28.II 30.III 28.IV 28.V
15 14 33 299 546 565 19.I 18.II 19.III 18.IV 17.V 16.VI
16 15 34 300 547 566 8.I 7.II 8.III 7.IV 6.V 5.VI
17 16 35 301 548 567 28.XII 27.I 25.II 27.III 25.IV 25.V
18 17 36 302 549 568 16.I 15.II 16.III 15.IV 14.V 13.VI
19 18 37 284 303 550 569 5.I 4.II 5.III 4.IV 3.V 2.VI

продолжение табл. 1

Число дней до следущего новолуния Пасхальные ПС
30 29 30 29 30 29 30 новолуния Полнолуния
1 19.VII 18.VIII 16.IX 16.X 14.XI 14.XII -- 23.III 5.IV --
2 8.VI 7.VIII 5.IX 5.X 3.XI 3.XII -- 12.III 25.III --
3 27.VI 27.VII 25.VIII 24.IX 23.X 22.XI 21.XII 31.III 13.IV --
4 16.VII 15.VIII 13.IX 13.X 11.XI 11.XII -- 20.III 2.IV --
5 5.VII 4.VIII 2.IX 2.X 31.X 30.XI -- 9.III 22.III --
6 24.VI 24.VII 22.VIII 21.IX 20.X 19.XI 18.XII 28.III 10.IV --
7 13.VII 12.VIII 10.IX 10.X 8.XI 8.XII -- 17.III 30.III --
8 2.VII 1.VIII 30.VIII 29.IX 28.X 27.XI 26.XII 5.IV 18.IV --
9 21.VII 20.VIII 10.IX 18.X 16.XI 16.XII -- 25.III 7.IV --
10 10.VII 9.VIII 30.VIII 7.X 5.XI 5.XII -- 14.III 27.III --
11 29.VI 29.VII 18.IX 26.IX 25.X 24.XI 23.XII 2.IV 15.IV --
12 18.VII 17.VIII 7.IX 15.X 13.XI 13.XII -- 22.III 4.IV --
13 7.VII 6.VIII 27.VIII 4.X 2.XI 2.XII -- 11.III 24.III 25.III
14 26.VI 26.VII 15.IX 23.IX 22.X 21.XI 20.XII 30.III 12.IV 13.IV
15 15.VII 14.VIII 4.IX 12.X 10.XI 10.XII -- 19.III 1.IV 5.I
16 4.VII 3.VIII 24.VIII 1.X 30.X 29.XI -- 8.III 21.III 28.III
17 23.VI 23.VII 12.IX 20.IX 19.X 18.XI 17.XII 27.III 9.IV 10.IV
18 12.VII 11.VIII 1.IX 9.X 7.XI 7.XII -- 16.III 29.III 1.IV
19 1.VII 31.VII 28.IX 28.IX 27.X 26..XI 25.XII 4.IV 17.IV 21.IV

(с 0 по 37 гг.), III века (с 284 г. до конца века) и VI век'" (с 532 по 569 гг.). Справа приведены рассчитанные по таблице и табелю-календарю дни пасхи -- первое воскресенье после пасхального полнолуния -- в 31-37 гг. и 563-569 гг. Так как эти годы отличаются между собой па 532 года -- период великого индиктиона, после которого дни недели и фазы Лупы приходятся те же числа месяцев (532--это произведение чисел 28 -- круга Солнца и 19 -- круга Луны), то дни пасхи у них приходятся на одни и те же числа месяца: 25 марта, 13 апреля, 2 апреля, 22 марта, 10 апреля и т. д.

Но если для 563-569 гг. -- это фактические дни празднования пасхи, то для 31-37 гг. -- это лишь формальные дни. Так получается потому, что 19-летний цикл Метона не абсолютно точен (он дает сдвиг на одни сутки в сторону уменьшения даты за 307 лет), а Вечный календарь Дионисия Малого, являющийся продолжением Вечного календаря Кирилла Александрийского, "привязан к астрономии" в конце III века (неомения 29 августа 284 г.). И если в наше время даты церковных полнолуний отстают от дат астрономических полнолуний па 4-5 суток, то в начале I в. они опережали их на одни--двое суток. Поэтому определяемые для I в. по Вечному календарю Дионисия Малого дни христианской пасхи получаются раньше дней еврейской пасхи, хотя на самом деле они бывают позже еврейской. Следовательно, пользоваться этим календарем для определения фактических дней пасхи в I в. не имеет смысла, тем более, что, как указывалось, до 325 г. в христианском мире вообще не было единого мнения о времени празднования пасхи.  Чем же пасхальный канон Дионисия Малого отличается от канона Кирилла Александрийского?

Дионисий Малый продолжил канон Кирилла Александрийского, т. е. применил для своей пасхалии 19-летний александрийский лунный цикл Метона вместо применявшегося до этого западной церковью 8-летнего лунного цикла. Поэтому с того времени до 1582 г. (года введения нового стиля -- григорианского календаря) западная и восточные церкви праздновали пасху в одно и то же время.

Но даты дней пасхи Дионисий Малый записал не в годах эры Диоклетиана и месяцах египетского календаря,
а в годах эры "от рождества Христова" и месяцах юлианского календаря.

Конечно, такое построение пасхального канона намного облегчало христианам Римской империи, пользовавшимся юлианским календарем, расчет пасхи, и, по нашему мнению, именно это облегчение и упорядочение расчетов пасхи в большей степени, чем часто упоминаемое в литературе нежелание Дионисия Малого считать годы по эре императора -- язычника Диоклетиана -- "больше тирана, чем государя", заставило его перейти на новое летосчисление.

Это подтверждают и слова Н. И. Идельсона: "Пасхальные таблицы и правила Дионисия никогда не были санкционированы ни папой, ни собором, а утвердились просто как наиболее рациональное решение сложного и волновавшего тогда умы вопроса"

Но как же Дионисию Малому удалось определить год рождения Иисуса Христа, принятый и Западной и Восточной церквами? Ведь до пего это пытались делать многие, но безуспешно.

В отличие от своих предшественников, пытавшихся согласовать приведенные в Евангелиях сведения об Иисусе Христе с данными истории об упоминаемых в них же реальных людях и событиях, Дионисий Малый, учитывая в общем и то и другое, по-видимому, все же решил, что главное -- это безусловное выполнение решений Вселенских соборов и установившихся в христианском мире традиций.

Что мог узнать Дионисий Малый о времени рождения, возрасте, смерти и "воскресений" Иисуса Христа из Евангелий (Библия. Новый завет)?

О времени рождения Иисуса Христа говорится следующее: "...Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода" (Евангелие от Матфея; глава 2, стих 1); когда царю Ироду сказали, что родился царь Иудейский, "тогда Ирод... разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме... от двух лет и ниже" (от Матфея; глава 2, стих 16);

"В те дни вышло от Кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею" (от Луки: глава 2, стихи 1 и 2).

О возрасте Христа в Евангелиях говорится в двух местах: "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати" (от Луки; 3-23); "...сказали ему иудеи: -- Тебе нет еще пятидесяти лет,--и ты видел Авраама?" (от Иоанна; 8--57).

О жизни, смерти и "воскресении" Христа Дионисий мог узнать из Евангелий, что Христос начал проповедовать "В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее" (от Луки; 3--1); что проповедовал он "ри года и что арестовали его в дни празднования еврейской пасхи. После короткого суда, который вершил Понтий Пилат, Христос был казнен в пятницу, "воскреснув рано в первый день недели" (от Марка; 16--9), т. е. в воскресенье. Это и была первая христианская пасха.

Как видим, "биографические данные" Иисуса Христа, приведенные в Евангелиях, не отличаются ни полнотой, ни конкретностью. Ни одной даты в них не приводится.

А вот что говорят данные истории о реальных людях и событиях, упоминаемых в Евангелиях:

1) перепись, правда не населения, а имущества, при императоре Августе проводились в 7 г. нашей эры (Август был императором Римской империи с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. Квириний стал правителем Сирии около 7г. н. э.)

2) царь иудейский Ирод родился в 73 г. до н. э.; скончался в 4 г. до н. э.

3) Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 г. по 36г.

4) пятнадцатый год правления императора Тиверия (Тиберия) был в 29 году (Тпберяй был римским императором с 14 г. по 37 г.)

Сравнение сведений о Христе, приведенных в Евангелиях, с "данными истории о реальных людях и событиях, упоминаемых там же, показывает, что для того чтобы царь Ирод, скончавшийся в 4 г. до н. э., мог преследовать Христа-младенца, Христу следовало бы родиться по крайней мере на 4--5 лет раньше, чем принято Дионисием Малым. Но для того, чтобы год рождения Иисуса Христа совпал с переписью при императоре Августе и Jначалом правления Сирией Квиринием, Христу следовало бы родиться на 6--7 лет позже.

Как видим, полностью согласовать Евангелия с историей нельзя. Но из этого сравнения Дионисий Малый мог сделать и полезный вывод: описываемые в Евангелиях события происходили за 500--550 лет до того времени, когда он производил свои расчеты (525 г. н. э. или 241 г. эры Диоклетиана).

Однако во времена Дионисия Малого в христианском мире уже не было споров о времени празднования главных христианских праздников -- пасхи (праздника, посвященного смерти и "воскресению" Христа) и рождества Христова.

Как указывалось, время празднования пасхи было определено в 325 г. постановлениями Никейского собора. Решение о праздновании рождества Христова 25 декабря было принято в 431 г. на Эфесском соборе для того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот же день праздник языческого бога Солнца Митры (БСЭ.-- 3-е изд.-- М., 1975, т. 22, с. 171), т. е. число и месяц рождения Христа были названы церковью почти на сто лет раньше, чем год рождения.

Кроме того, как указывается в литературе. Дионисий Малый принял установившуюся у многих христиан после длительных споров традицию отмечать "воскресение Христово" 25 марта.

Следует отметить, что внимание к датам 25 декабря и 25 марта не является случайным. 25 декабря начинается увеличение продолжительности дня после зимнего солнцестояния, а 25 марта, после весеннего равноденствия, день становится больше ночи. Поэтому, как указывается в, в эти дни рождались и "воскресали" боги многих, более древних чем христианство, религий: у индийцев -- Будда, у египтян -- бог Солнца Гор и другие.
Теперь, когда мы познакомились со всеми тремя факторами, которыми руководствовался Дионисий Малый при составлении своей пасхалий, посмотрим, как он использовал в своих расчетах известный ему упоминавшийся выше великий индиктион -- период в 532 года, после которого и дни недели и фазы Луны приходятся на те же числа месяца.

Так как, как указывалось, описываемые в Евангелиях события происходили за 500--550 лет до того времени, когда Дионисий Малый производил свои расчеты, то для нахождения года смерти и "воскресения" Иисуса Христа -- года первой христианской пасхи -- Дионисий Малый должен был найти в четырехсотых -- пятисотых годах такие годы, в которых пасха приходится на 25 марта, и выбрать из них наиболее подходящий по времени, а затем, воспользовавшись периодом великого индиктиона, найти в годах первого века год смерти и "воскресения" Христа -- год первой христианской пасхи.

В годы, у которых пасха приходится на 25 марта, в этот день должно быть воскресенье после пасхального полнолуния. А для этого пасхальное полнолуние должно быть до 24 марта включительно.

Как видно из приведенного "Вечного лунно-солнечного календаря Дионисия Малого", пасхальные полнолуния приходятся на 22, 24 и 21 марта в годах, имеющих золотые числа 5, 13 и 16 соответственно.

Из этой же таблицы можно узнать, что в интересующее нас время (400-е -- 500-е

годы): 1) к годам с золотым числом 5 относятся годы 498, 517, 536, 555, 574;
2) к годам с золотым числом 13 относятся годы 487, 506, 525, 544,563, 582;
3) к годам с золотым числом 16 относятся годы 490, 509, 528, 547, 566.

По табель-календарю можно узнать, что в перечисленных годах 25 марта приходится на воскресенье только в 490, 563 и 574 гг., т. е. только в этих трех годах пасха приходилась па 25 марта. По приведенным в книге" Ф. К. Гинцеля датам пасхи в этом можно убедиться.

Но из трех указанных годов только 563 г. (279 г. эры Диоклетиана) Дионисий мог принять за год, соответствующий году смерти в "воскресения" Христа, так как примерно за 532 года до пего происходили упоминаемые в Евангелиях события: императором Римской империи был Тиберий (Тиверий), а Понтий Пилат был прокуратором Иудеи.

Если от 563 г. отнять 532 года, то получится 31 год -- год смерти и "воскресения", по Дионисию Малому, Иисуса Христа... По-видимому, так и появилась дата первой христианской пасхи -- 25 марта 31 года (воскресенье). Следовательно, по Дионисию Малому, Христос умер 23 марта 31 г. г пятницу, а "воскрес" 25 марта 31 г. р воскресенье (см. Приложение).

Теперь можно найти и год рождения Христа, который, с одной стороны, должен отличаться от года смерти и "воскресения" Христа на время его земной жизни, а с другой -- желательно, чтобы он был первым годом в 19-летнем лунном цикле, который (в январском варианте) начинается 23 января 285 г. При этом сохранилась бы полная преемственность с пасхальным каноном Кирилла Александрийского.

Для того чтобы быть первым годом в лунном цикле, искомый в 500-х годах год рождения Иисуса Христа должен отличаться от 285 г. па целое число 19-летий. Такими годами были годы 285+19n. В 500-х годах -- это 513 г. (при n=12), 532 г. (при n=13) и 551 г. (при n=14). Из этих трех лет единственным подходящим является 532 г., при котором время земной жизни Христа равно 563--532=31 году (хотя это меньше 33--34 лет, которые должны бы быть по Евангелию от Луки). И Дионисий. Малый принял 532 г. (248 г. эры Диоклетиана) за год, соответствующий первому году 19-летнего лунного цикла с началом года 23 января 532 г. Тогда в первом веке первым годом лунного цикла будет год на 532 меньший, т. е. нулевой год нашей эры или первый год до н. э. с началом года 23 января.

Но за год, соответствующий году рождения Иисуса Христа, Дионисий Малый принял не 532 г., а 533 г., хотя при этом время земной жизни Христа еще больше уменьшилось и стало равно 30 там вместо 33-34, да и годы начала по лунному и солнечному календарям при этом не совпадали. Почему Дионисий Малый так

сделал? В книгах Ф. К. Гинцеля и В. К. Никольского, в которых вопрос о происхождении нашего летосчисления разбирается наиболее подробно, это объясняется так: найдя в 500-х годах ближайший к своему времени год, в котором пасха приходится на 25 марта, Дионисий Малый вычел из этого года 30 лет (принятый, по их мнению, в новозаветной мифологии возраст Христа в момент его "воскресения") и, получив 533 г., принял его за год рождения Христа.

С таким объяснением нельзя согласиться потому. что, как уже указывалось, именно по новозаветной мифологии -- по Евангелию от Луки -- время земной жизни Христа считается 33-34 года. а не 30 лет. Кроме того, следует отметить, что 563 г. нельзя считать ближайшим ко времени Дионисия годом, в котором пасха приходится на 25 марта. Ведь 490 г. отстоит от 525 г., в котором Дионисий производил свои расчеты, на 35 лет, а 563 г.-- на 38 лет.

563-й год выбран Дионисием Малым не как ближайший, а как единственный, позволяющий хотя бы примерно согласовать описываемые в Евангелиях события с историческими фактами.

По нашему мнению, выбор Дионисием Малым 533 года в качестве года, соответствующего году рождения Христа, объясняется тем, что день рождения Христа в 533 г.-- 25 декабря--приходится на воскресенье, в то время как 25 декабря 532 г. приходится на субботу (в этом можно убедиться по табель-календарю).

Следовательно, такие же дни недели будут и 532 года до этого - 25 декабря 1 года - в день рождения Иисуса Христа.

Отметим, что в трудах "отцов церкви" есть упоминания о дне недели, в который родился Иисус Христос. Одни считают, что он родился в пятницу, другие -- в среду. Так указывается и в "Следованной псалтыри": "Спаситель родился в 42 лето Августа Кесаря, в лето от создания мира 5500 25 декабря в среду" . Но уже сам факт, что в разных сочинениях указываются разные дни недели, говорит о том, насколько эти сведения не обоснованны.

Дионисий Малый, приняв 532 г. за первый год 19-летнего лунного цикла своего пасхального канона и обеспечив этим преемственность с пасхальным каноном Кирилла Александрийского, мог теперь выбрать в качестве года рождения Христа любой год, близкий к 532 г., в котором 25 декабря будет нужным днем недели, так как на расчетах пасхи это не отразится.

Но, по-видимому, он решил, что если есть возможность выбирать для дня рождения Иисуса Христа любой день недели, то что может быть лучше, чем священный для христиан день недели -- воскресенье! (Вероятно, из таких же соображений мусульмане приняли за начало своей эры 16 июля 622 г., которое пришлось на пятницу -- священный для мусульман день.)

Отняв от 533 г. период великого индиктиона (532 года) я Дионисий Малый получил дату 25 декабря 1 года нашей эры (воскресенье) -- день рождения Иисуса Христа.

Вот почему, по нашему мнению, в пасхальном каноне Дионисия Малого начала отсчета лет по солнечному и лунному календарям не совпадают: счет лет по солнечному календарю начинается с 1 г, н. э., а счет лет по лунному календарю начинается на год раньше -- с 0 г. н. э. или, так как нулевого года в историческом счете лет нет (он есть в астрономическом счете), с 1 г. до н. э.

Поэтому для определения порядкового номера года в 19-летнем цикле (золотого числа года) по эре "от рождества Христова" надо к остатку от деления номера года па 19 добавить еще единицу, в то время как по эре Диоклетиана золотое число года определяется просто как остаток от деления номера года на 19.

Приняв 532 г. (248 г. эры Диоклетиана) за первый год 19-летнего лунного цикла, Дионисий Малый начал с него свой пасхальный канон, так как канон Кирилла Александрийского закапчивается 247 годом эры Диоклетиана. А так как начало года по эре Диоклетиана -- 1 тота -- соответствует 29 августа по юлианскому календарю, то 1 тота 248 г. эры Диоклетиана = 29 августа 531 г. от Р. X.

Таким образом мы получили то равенство Дионисия Малого, приведенное в начале статьи, о котором Н. И. Идельсон писал, что "выяснение его исторической реальности или ошибочности есть особая и весьма трудная задача хронологии и истории".

В странах Западной Европы эра Дионисия Малого стала утверждаться с VI в., когда она была принята в Риме. Затем с помощью церкви эта эра стала завоевывать одну страну за другой, а к XIX в. захватила все "христианские" страны.

В России счет лет по эре, предложенной Дионисием Малым, был введен указом Петра I, которым предписывалось вместо 1 января 7208 г. "or сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа".

В наше время, как пишет Е. И. Каменцева , эра Дионисия Малого стала как бы абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени. Все прошлые даты переведены на нее и на юлианский календарь.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1. Наше летосчисление -- эра "от рождества Христова" -- предложено Дионисием Малым через 525 лет после этого мифического события для упрощения расчетов дней празднования христианской пасхи по юлианскому календарю, т. е. предложено по религиозным, а не историческим мотивам.

2. Из трех факторов, которыми руководствовался Дионисий Малый при определении года начала нашего летосчисления -- сведений об Иисусе Христе, приведенных в Евангелиях; данных истории о людях и событиях, описываемых в Евангелиях; постановлений Вселенских соборов о времени празднования пасхи и рождества и установившихся в христианском мире традиций,-- для него самым главным был третий фактор.

Этим объясняется долговечность пасхальных таблиц Дионисия Малого, которыми более 1000 лет (с 525 г. по 1582 г.-- год введения католической церквью нового стиля) пользовались как западная (католическая), так и восточная (православная) церкви, и которыми православная церковь пользуется и в настоящее время. Этим же объясняется принятие обеими церквами года начала нашего летосчисления за год рождения Христа, несмотря на то, что этот год не соответствует ни сведениям, приведенным в Евангелиях, ни данным истории. Следовательно, ставшие уже традиционными упреки Дионисию Малому в том, что при определении года рождения Иисуса Христа он ошибся на несколько лет, объясняются непониманием цели его расчетов и направлены не по адресу. Ошибочны не расчеты Дионисия Малого (ведь за прошедшие 1500 лет -- срок вполне достаточный -- никто из е о критиков не взялся исправить эти ошибки), а противоречивые, далекие от исторической правды тексты Евангелий и принятые исключительно по религиозным мотивам постановления Вселенских соборов о праздновании пасхи и рождества.

3. Привлечение табель-календаря и таблицы фаз Луны к решению вопроса о происхождении нашего летосчисления помогло восстановить ход рассуждений Дионисия Малого и понять цели его расчетов.

Можно надеяться, что табель-календарь и таблица фаз Луны помогут решить и другие исторические, хронологические и календарные задачи.


 

 

 

Список литературы :

1. Штейнгейль В. И. Опыт полного исследования начал и правил хронологического, и месяцесловного счисления старого и нового стиля.-- СПб., 1819, 539 с.
2. Лалош М. Сравнительный календарь древних и новых народов. СПб., 1869, 320 с.
3. Кинкелин Г. Вычисление христианской пасхи.-- В кн.: Математический сборник.-- М., 1870, т. 5, вып. 1--4, с. 73--92.
4. Степанов В. В. Новый стиль и православная пасхалия.-- М., 1007, '29 с.
5. Идельсон Н. И. История календаря.--Л., 1925, 160 с.
6. Никольский В. К. Происхождение нашего летосчиселния.-- М.:
ОГИЗ, 1938, 64 с.
7. Воропаева К. Л. О пacxe.-- M.: Политиздат, 1959, 48 с.
8. Каменцева Е. И. Хронология.-- М.: Высшая школа, 1967, 187 с.
9. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета.-- М.: Издание Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, 1968, 1372 с.
10. Крывелев И. А. Что знает история об Иисусе Христе? -- М.: Сов. Россля, 1969, 300 с.
11. Эфросман А. М. Табель-календарь и таблица фаз Луны с 6000 г. до н. э. по 6000 г. н. э.-- В кн.: Настольный календарь 1972.-- М.: Политиздат, 1971, с. 140--141.
12. Белов А. В. Рождество Христово.-- М.: Политиздат, 1974, 80 с.
13. Бикерман Э. Хронология древнего мира.-- М.: Наука, 1975, 336 с.
14. Майстров Л. Е. Забытый труд по астрономии декабриста В. И. Штейнгейля.-- ИАИ, 1978, вып. XIV, с. 83--98.
15. Климишин И. А. Календарь и хронология. - М.: Наука, 1981, 191 с.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.