Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственный
технический университет»
Кафедра: Средства
связи и информационная безопасность
Реферат по дисциплине:
Отечественная история
Тема: Крещение
Руси: предпосылки и значение
Выполнил студент:
Кузюков Виктор Васильевич
Группа: ЗРП-118 (210402)
Проверил Доцент К.И.Н.:
Омск 2009 г.
Содержание
Предисловие
Введение
Русь, до крещения
Крещение Руси «Культурный переворот»
«Наши дни»
Историческое значение «Крещение Руси»
Список литературы, источников
Предисловие
Сколько есть человек, столько
и есть слава Богу.
Люди издревна придумывали
себе Богов, Идолов и т.п. высшие силы. Не кто не сомневается, что и задолго до появления
письменности, в том числе тут к письменности можно отнести и простые «наскальные
рисунки», уже были подобные божества.
Не понимая многого и не сумев
понять и объяснить себе этого, люди любое такое явление приравнивали к чему то совершённому,
но не людьми, а более могущественными созданиями. По большей части обычные природные
стихийные бедствия, которые довольно легко объясняются в современном мире, такие
как молния и последующий за ней гром, землетрясения, наводнения, смерчи, цунами
и др. могли объясниться только как «гнев богов». Естественно ранее они имели другие
названия, но суть в том, что они не были подвластны людям и происхождение их не
было известно. И если все пресмыкающиеся, рыбы, птицы, млекопитающие (кроме людей)
или можно проще и шире сказать всё что есть на планете земля живое кроме людей и
даже не живое – существует и не задумывается от куда это и почему так, и кто теперь
в ответе за это. Идёт дождь – надо укрыться, горит огонь – надо подальше скрыться,
это возможно просто, но думаю на этом весь мыслительный процесс у «братьев наших
меньших» заканчивается и далее мысли об обустройстве на новом месте и они не будут
искать ответ – кто это и за что им такое наказание. Взять к примеру насекомых, так
думаю самка паука или какого не будь богомола, после удачной встречи, пожирающей
самца и в голову не придёт, что это большой грех и как теперь она объяснит детишкам
- где их папа? Примитивные существа, что с ними сравнивать, инстинкты и не чего
больше – можно конечно это принять и взять к примеру медведей. Большие, разумные
животные, но что их отличает от слонов или тех же пингвинов? Как у них обстоит семейная
жизнь? Конечно лучше чем у пауков, в отличии от них «папа» остаётся жив, но дитёныши
конечно находятся только под опекунством «матери», так как голодный «папа» не будет
вдумываться о содеянном после съедания медвежат. У них нет веры и законов Божьих,
нет понятия о религии и какому то поклонению высшим силам, нет никаких жертв во
имя добра или зла. У них есть просто жизнь, которую они проживают, даже не зная,
что человек понимает, что на всё воля Божья. Он сотворил нас такими какие мы есть.
Ему только судить и отвечать за всех нас.
И так как людей много и были
они по началу довольно удалены друг от друга, то каждый народ придумывал себе своих
кумиров и поклонялся им как единственным верным. Традиции передавались из поколения
к поколению и если встречалось нечто отличавшееся от уже укоренившегося, противоречило
сложившимся правилам или более того как то оскверняло эти традиции, то это всегда
тяжело уживалось и долго находило общее согласие. Когда общего решения не было и
не могло быть, то всё решалось силой.
Введение
Крещение Руси. Когда было
крещение Руси точно не кто не знает, есть одни и другие сведения. Есть данные о
том, что оно было раньше и позже известной ныне дате, что было несколько «крещений
Руси», но так как много данных с тех времён не сохранились мы берём те данные которые
дошли до нас и на основе их предполагаем, что оно произошло 988 года.
Из источником на которые можно
опереться по этому поводу возьмём данные, уже переведённые с древнего языка, источники
как «Палея Толковая - XI - XII века», «Слово о законе и благодати Митрополита Иллариона
- 1037-1050», «Повесть временных лет - XI - XII века». Так же есть источник как
«Велесова Книга» который хоть и подлежит сомнению её подлинность.
Но я буду придерживаться того,
что мне не надо придумывать историю и навязывать кому то своё мнение. Мне просто
надо опираясь на имеющие, на данный момент времени, данные выделить одно историческое
событие - которое названо «Крещение Руси».
Русь, до крещения
До крещения Руси была вера
не в единого Бога, а веровали в разных Богов. В «Повесть временных лет» встречается
упоминание и можно наблюдать как при заключении договоров клялись именами Богов:
«Цари же Леон и Александр
заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали
крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим
оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир.»
По мимо этого можно встретить
и другие упоминания, описывающие нравы и традиции:
«И стал Владимир княжить в
Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с
серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла,
и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и
дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская
и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне
церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.»
Данное описание датировано
980 годом и видно, что по мимо того что их считали Богами, покланялись и приносили
жертвы, мнение уже было двойное. По описанию видно, что к тому времени к ним не
было глубокой симпатии у всех и мы видим упоминание «преблагой Бог». Ранее так же
встречается упоминание и потому уже понятно, что вера у людей разная, но общего
перелома в одно вероисповедание не было. И по описанию 983 годом описано событие
которое нельзя не заметить, как выделили отдельный спор, который более ранее при
одной вере и не возникал так остро:
«В год 6491 (983). Пошел Владимир
против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося
жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на
отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Был тогда
варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую
построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую
веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти
дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как
терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к
нему, придя, сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги,
так принесем же жертву богам". И сказал варяг: "Не боги это, а дерево:
нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками
из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю,
и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги
что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам". Посланные ушли и
поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор.
Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: "Дай сына своего, да принесем
его богам". Он же ответил: "Если боги они, то пусть пошлют одного из богов
и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?". И кликнули, и подсекли
под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда
люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная что близка уже его погибель.
Так пытался он погубить весь род христианский, но прогнан был честным крестом из
иных стран. "Здесь же, - думал окаянный, - обрету себе жилище, ибо здесь не
учили апостолы, ибо здесь пророки не предрекали?", не зная, что пророк сказал:
"И назову людей не моих моими людьми"; об апостолах же сказано: "По
всей земле разошлись речи их, и до конца вселенной - слова их". Если и не были
здесь апостолы сами, однако учение их, как трубные звуки, раздается в церквах по
всей вселенной: их учением побеждаем врага - дьявола, попирая его под ноги, как
попрали и эти два отца наших, приняв венец небесный наравне со святыми мучениками
и праведниками.»
По данным уже видно, что одни
люди продолжают верить в своих Богов и подчинятся и чтят своих древних, а другие
уже перешли на другую веру и не признают эти законы. От куда же эти древни и почему
так мало упоминается о них в повести временных лет, хотя пересказано строение мира
единым и «преблагим Богом»? Но как говорил ранее не будим гадать. Многие ответы
мы находим в написании «Велесова книга», о которой не видим упоминания в повести
временных лет.
Славянских, или как их ещё
называют «Языческих» богов очень много, но все славянские боги, делились на богов
солнечных и богов функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род).
Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги
славян: Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл – бог смерти, образ священного
небесного огня, Велес - черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли, книг,
мудрости и магии, Стрибог - бог ветра.
Славяне издревле отмечали
смену времен года и смену фаз солнца. Так, за каждое время года (весну, лето, осень
и зиму) был ответственен свой бог (Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог), особо почитаемый
на протяжении всего сезона. Так бог Хорс почитался в период между зимним солнцестоянием
и весенним (с 22 декабря по 21 марта). Ярило почитался между весенним солнцестоянием
и летним (с 21 марта по 22 июня). Дажьбог почитался в период между летним солнцестоянием
и осенним (с 22 июня по 23 сентября). Бог Сварог почитался между осенним солнцестоянием
и и зимним (с 23 сентября по 22 декабря).
Сварог
Сварог - бог огня. Один из
главных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на санскрите — небо, небесный свод,
«var» — огонь, жар. Отсюда идут и все славянские производные — варить, сварганить,
верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» — у индоевропейцев
мать-прародительница). В уже более позднее время Сварог переменил свой пол. По аналогии
с греческим Зевсом он стал родителем для множества богов-сыновей, Сварожичей, имеющих
огненную природу: Перун (?), ДаждьбогРадегаст, Огонь-Рарог-Семаргл.
У славян практически все небесные
боги имеют в своей основе огонь. Благодаря трудам Сварога люди научились владеть
огнем, обрабатывать металл, создали по «образу и подобию» небесных — плуг, клещи
и колесницу, и именно Сварог дал им законы и знание. Затем он отошел от дел и передал
бразды правления сыновьям. Юные боги Хорс, Даждьбог, Ярило — тоже огненные или солнечные.
По свидетельству Дитмара (умер
в 1018), языческие славяне чтили Сварога более других богов; некоторые признавали
его за одно существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн. В мифах
белых народов бог молотом кует - творит мир, высекая молнии и искры, у всех он имеет
то или иное отношение к огню.
Культ Сварога наиболее активно
использовался в языческой практике трупосожжения. У балтийских славян Сварожич (иначе
называвшийся Радгостом) почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как
один из главных богов, атрибутами которого были конь и копья, а также огромный вепрь,
согласно легенде, выходивший из моря. У чехов, словаков и украинцев со Сварогом
можно связать огненного духа Рарога.
Сварог - старое солнце, едущее
в колеснице, холодное и темное. Природа по-стариковски молчит, одеваясь в белые
снежные одежды. Люди в домах утепляют окна, жгут лучины и едят то, что вырастили
летом, поют песни, рассказывают сказки, шьют одежду, чинят обувь, делают игрушки,
топят печи. И ждут рождения Хорса, готовя наряды для колядования.
Хорс
Хорс – бог солнца. Хорс, хорост,
хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол,
колядки, круг, кровь, красный - все эти слова родственны между собой и обозначают
понятия, связанные с огнем, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед
нами появится образ солнца, описанный иносказательно.
Начало нового года славяне
отмечали 22 декабря - в день зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день рождается
маленькое ярое солнце в образе мальчика - Хорса. Новое солнце завершало ход старого
солнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, на
земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий
Хорс (как упоминается в 'Слове о полку Игореве') растет, и солнце крепнет.
Наши предки встречали солнцестояние
колядками, носили на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) - солнце, надевали на
себя личины тотемных зверей, которые связывались в сознании людей с образами древних
богов: медведь - Велес, корова - Макошь, козел - веселая и одновременно злая ипостась
Велеса, конь - солнце, лебедь - Лада, утка - Рожаница (прародительница мира), петух
- символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.
На горе жгли колесо, обвязанное
соломой, как бы помогая солнышку светить, потом начинались катания на санках, коньках,
лыжах, игра в снежки, кулачки и бои стенка на стенку, песни, пляски, состязания,
игрища. Люди ходили друг к другу в гости, каждый старался получше угостить пришедших,
чтоб в новом году было в доме изобилие.
Суровая северная Русь любила
молодецкие потехи. Вынужденные жить и работать в тяжелых условиях, наши пращуры
вплоть до ХХ века слыли народом веселым и гостеприимным, умевшим отдыхать. Хорс
- мужское божество, воплощающее стремление мальчиков и взрослых мужей к знанию,
духовному росту, самосовершенствованию, к преодолению встречающихся в жизни трудностей
и нахождению верных решений.Ярило
Ярило
Ярило - бог зачатия, ярый
бог пробуждающейся природы и вешнего света. Ярила знаменовал торжество плодотворящей
любви, он одними исследователями относится к потомкам Сварога, а другими — к потомкам
Велеса. Вполне вероятно, что в этом нет нестыковки. Если учесть, что некогда Сварог
был богиней (Велес никогда пола не менял), то Ярило — дитя обоих родителей. В сознании
деревенских жителей даже в XIX веке Ярила представлялся молодым красивым женихом,
принимающем участие во всевозможных праздниках весны и ищущим себе красавицу невесту.
Ярила давал хороший урожай, здоровое потомство, он изгонял зиму и холода. Само имя
Ярила происходит от слова «ярый» — сильный, мощный. Недаром в западных землях у
него было другое имя — Яровит.
Между тем, корень «яр» присутствует
в таких чисто женских сочетаниях: яровая корова — ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые
хлеба. А вот в чисто женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра
(весна). Ярило — сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз,
а по весне — Ярилой.
Ярило, ярость, яровые, Яр
(у северян в древности означало 'село'), т.к. раньше жили в избах с очагом; яркость,
- эти слова объединены понятием усиления яркости, света. Действительно, после приходи
весны идет быстрое прибавление дня и усиление тепла. Все оживает, растет, тянется
к солнцу. Природа воскресает в образе прекрасной Лады. Ярило, растопляя снега, живит
матушку – землю талой водой. Ярило - солнце в образе молодого, полного сил жениха
скачет на коне к своей Ладе. Спешит создать семью и народить детей (урожай, детенышей
зверей, птиц, рыб и т.д.).
К летнему солнцестоянию Ярило
набирает полную силу. Он живет в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни.
К 22 июня Ярило превращается в Белбога, день самый длинный, природа обласкана им
и любит его. Состояние Ярилы - состояние всех молодых парней. В четвертый месяц
года (ныне апрель) русичи начинали самые важные для всего славянского рода сельскохозяйственные
работы.
Даждьбог
Даждьбог – бог плодородия,
олицетворял силу и яркость светила, его тепловые характеристики, животворящее тепло
и даже правила мироздания. От Даждьбога (дающий бог) ожидали исполнения желаний,
здоровья и прочих благ. Символами Даждьбога служили серебро и золото — светлые,
пылающие металлы.
Даждьбог, дать, дождь - слова
однокоренные, имеющие значение 'делиться, раздавать'. Даждьбог посылал людям не
только дождь, но и солнце, напитывающее землю светом и теплом. Даждьбог – это осеннее
небо с облаками, дождями, грозами, а подчас и градом. 22 сентября - осеннее равноденствие,
праздник Рода и Рожаниц, день Даждьбога и Макоши.
Весь урожай снят, ведутся
последние сборы в садах и огородах. Все жители деревни или города выходят на природу,
зажигают огонь, вкатывают на гору горящее колесо - солнце, водят хороводы с песнями,
играют в предсвадебные и ритуальные игры. Потом выносят на главную улицу столы,
ставят на них лучшую еду и начинают общий родовой пир. Соседи и родичи пробуют пищу,
свою приготовленную другими, хвалят, все вместе славят Солнце, землю и Русь - матушку.
Даждьбожьи (солнечные) внуки
- так называли себя Русичи. Символические знаки солнца (солнечные розетки, солнцевороты)
у наших предков присутствовали везде - на одежде, посуде, в украшении домов. Всякий
русский мужчина обязан создать большую семью - род, накормить, вырастить, воспитать
детей и стать Даждьбогом. В этом - его долг, слав, правда. За каждым из нас стоят
бесчисленные предки - наши корни, и каждый должен дать жизнь ветвям - потомкам.
Велес
Велес - хозяин Дикой Природы.
Водчий на всех Дорогах. Господин Путей, покровитель всех путешественников. Хозяин
Нави, властитель непознанного, черный бог. Посмертный судья и прижизненный испытатель,
могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. Покровитель торговли, посредник
в договорах и толкователь законов. Податель богатств. Покровитель знающих и ищущих,
учитель искусствам. Бог удачи.
Покровитель домашнего скота
и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев,
хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог. Ему подчинялись
все низшие духи. Волшебной обителью Велеса стал остров Буян. В основном Велес занимался
земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка.
Велес был лунным богом, братом
Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людские
души поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые
души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу — обители
Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются
на Земле в людей или низших духов.
Велес - хранитель седой старины
и безмолвных костей предков. Последняя ночь октября - день поминовения дедов (на
Западе - Хелловин). В этот день русы провожали с кострами и музыкой волынок и дудок
духов природы и умерших за год родичей под снег.
Семаргл
Семаргл – бог смерти. Семаргл,
смрад, мерцание, Цербер, собака Смаргла, смерть - эти понятия в своей сути означают
потустороннее божество - огненного волка или собаку. У древних славян это - огненный
волк с крыльями сокола, очень распространенный образ. Русы видели Семаргла как крылатого
волка, или волка с крыльями и головой сокола, а иногда и лапы его были соколиными.
Если вспомнить мифологию,
то мы увидим, что не только конь был посвящен солнцу, но и волк, и сокол. Стоит
посмотреть на летописные буквицы, рамки, древние вышивки и украшения домов, домашней
утвари, доспехов, и мы увидим что волк-сокол Семаргл встречается на них очень часто.
Для русов Семаргл был так же важен, как для китайцев - дракон, а для кельтов - единорог.
Волк и сокол стремительны, бесстрашны (нападают на превосходящего силой противника),
преданны (волк, даже будучи голодным, не сожрет сородича, как собака). Воины часто
себя отождествляли с волками (воин - вой волк).
Не стоит забывать, что волк
и сокол очищают лес от слабых зверей, излечивая природу и производя естественный
отбор. Образ серого волка и сокола часто встречаются в сказках, былинах, песнях,
древних памятниках письменности, таких, как 'Слово о полку Игореве'. В каждом славянине
живет Семаргл, который сражается с болезнями и злом в теле человека. Пьющий, курящий,
ленивый, деградирующий человек убивает своего Семаргла, заболевает и умирает.
Перун
Перун — бог грома и молнии,
покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими
молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце.
Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир.
Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и карающее;
его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона
князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий
за несоблюдение законов.
Перуну приносились в жертву
животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался
живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении
договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка.
Перуна представляли в виде
немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола
была серебряной, а усы — золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое
мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских
фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перун
в эпоху двоеверия. Главным оружием Перуна были камни, стрелы, а также топоры, являвшиеся
предметами языческого культа.