рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Искусство первобытной эпохи

Реферат: Искусство первобытной эпохи

Первобытное искусство.

     Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду.

     Помимо ''одетых'' статуэток встречаются обнаженные женские фигуры с непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые ''Венеры каменного века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости или камня фигурки животных.

     Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской – красной или желтой, а изредка – заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ''картины'' были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

     В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.

     Первые образы наскальной живописи – росписи в пещере Альтамира (Испания), относящиеся примерно к XII тыс. до н.э. – были обнаружены в   1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных ''картинных галерей''.

     Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Как правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около XII тыс. до н.э.) нужно преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи'' пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывами подземные реки и озера.

     Постепенно человек не только овладевал новыми способами обработки мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать яркие природные минеральные краски. Древние мастера научились передавать объем и форму предмета, применял краску различной густоты, изменял насыщенность тона.

     Сначала животные на рисунках выглядели неподвижными, но позднее первобытные ''художники'' научились передавать движение. На пещерных рисунках появились фигуры животных, полные жизни: олени бегут в паническом страхе, лошади мчатся в ''летучем галопе'' (передние ноги поджаты, задние выброшены вперед). Кабан страшен в ярости: он скачет, оскалив клыки и ощетинившись.

     Пещерные росписи имели ритуальное назначение – отправляясь охотиться, первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была удачной, а добыча - легкой. Это подтверждается характерными наложениями одних рисунков на другие, а также их многочисленностью. Так изображение большого количества быков в росписях Альтамира не какой - либо  художественный прием, а просто результат многократного прорисовывания фигур.

     Вместе с тем уже в то время в наскальных ''картинах'' появились первые признаки повествовательности – грунтовые изображения животных, означающие стадо или табун. Например, скачущие друг за другом лошадки на рисунках в пещере Ласко (около XV тыс. до н.э., Франция).

     Интересна красочная ''картина'' из  пещеры Фон де Гом (около XII тыс. до н.э., Франция). На ней изображен табун лошадей, их головы повернуты в сторону льва, который готовится к прыжку.

     Большую часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об этом свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты: раненые бизоны с вонзенными в них дротиками или гарпунами; умирающие хищники, у которых из раскрытой пасти льется кровь; мамонт попавший в ловчую яму (первобытные ''художники'' накладывали изображения зверя и ямы одно на другое – иначе передать способ охоты они не умели). В пещере Ласко найдены рисунки зверей, пронзенных множеством дротиков; рядом – условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей, сетей.

     Наиболее яркие образцы живописи среднего каменного века, или мезолита, - наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского полуострова, в Испании, (между VIII и V тыс. до н.э.). Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений.

     Эти росписи отличаются от изображений, характерных для палеолита. Большие рисунки, где животные представлены в натуральную величину, сменились миниатюрными: например, длина изображенных в гроте Минапида носорогов – около 14 см., а высота фигурок людей – в среднем всего 5-10 см.

     ''Художники'' использовали, как правило черную или красную краску. Иногда они применяли оба цвета: например, закрашивали верхнюю часть туловища человека красной, ноги – черной.

     Характерная особенность наскального искусства – своеобразная передача отдельных частей человеческого тела. Непомерно длинное и узкое туловище, имеющее вид прямого или слегка изогнутого стержня; как бы перехвачено в талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая и круглая, с тщательно воспроизведенными деталями головного убора.

     Как и изображения, найденные ранее в Испании и Франции, росписи периода мезолита полны жизненной силы: животные не просто бегут, а словно летят по воздуху.

     Люди изображенные на светло – сером фоне скал, также полны стремительной энергии. Их обнаженные фигуры очерчены с той же изящной четкостью, что и силуэты зверей. Подлинного мастерства ''художники'' этого периода достигли в групповых изображениях. В этом они значительно превосходят пещерных ''живописцев''. В наскальной живописи появляются многофигурные композиции, в основном повествовательного характера: каждый рисунок представляет собой поистине рассказ в красках.

     Шедевром наскального изобразительного искусства периода мезолита можно назвать рисунок          в ущелье Гасулья (испанская провинция Кастельон). На нем - две красные фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.

     Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.

     Наскальная живопись позволяет представить как выглядел первобытный человек. Мужчины на рисунках изображены, как правило, обнаженными. Лишь изредка на них короткие, выше колен, штаны. С особой тщательностью нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На женщинах – длинные, напоминающие колокол юбки; грудь обязательно обнажена.

     В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях. По – прежнему основным занятием людей являлась охота на диких животных. Лук – главное изобретение этого периода каменного века – стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник, вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными стрел, можно видеть в руках у охотников и воинов. В охоте участвовали и собаки, одомашненные в то время.

     Сохранились рисунки, посвященные различным приемам охоты: выслеживанию, отлове и т.д. Древние ''охотники'' подчеркивали, что охота – опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников.

     Наскальная живопись рассказывает и об охотниках между отдельными общинами. На рисунках нередки изображения битв: яростные схватки, убегающие от преследования воины. Одна из больших композиций в ущелье Галусья удивительно правдиво изображает сражение древних людей. Одна группа воинов, вооруженных луками и стрелами, теснит другую: справа – нападающие, слева – обороняющиеся. Нападающие неудержимо мчатся вперед, осыпая своих врагов тучей стрел из туго натянутых луков. Среди обороняющихся  видны раненые, пораженные стрелами, страдающие от боли, но не сдающиеся врагу. На переднем плане отряд из четырех стрелков с отчаянным упорством сдерживает натиск противника. В навесе Мола Религия (ущелье Гасулья) уцелел превосходный рисунок со сценой военного танца. Пять обнаженных воинов бегут друг за другом цепочкой. Их тела одинаково наклонены вперед. Каждый держит в одной руке пучок стрел, в другой – лук, воинственно поднятый кверху.

     В период нового каменного века, или неолита (около IV тыс. до н.э.), пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре – глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала.

     И, наконец, большое распространение получили примитивные каменные столбы – менгиры (высотой от 2м. и более), столовидные конструкции из больших каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы, из грубо отесанных каменных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские каменные плиты, - кромлехи. Самое крупное и известное  сооружение – кромлек сохранилось в Стоунхендже (графство Уилтшир, южная Англия). Исследователи полагают, что оно создано около II тыс. до н.э. Его диаметр – 90м. Кромлек состоит из 12т. каменных глыб, каждая из которых весит примерно 25т. Любопытно, что горы, откуда доставили эти ''камешки'', находятся в 280 км. от Стоунхенджа. Похожие архитектурные сооружения  широко распространены в Европе: например, только во Франции их насчитывают V тыс.

     Искусство каменного века имело огромное положительное значение для истории древнейшего человечества. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир.

Исчезнувший мир Сахары

      Миллионы километров раскаленного песка, камни, скудная растительность, безлюдье… Трудно вообразить, что в глубокой древности эта пустыня представляла собой цветущий край, населенный людьми. В 1850г. в Сахаре обнаружили наскальную живопись эпохи неолита – петроглифы (рисунки, выбитые, высеченные или процарапанные на каменной поверхности) и цветные росписи по стенам ниш и пещер.

     Ранние петроглифы – это, в основном, одиночные изображения крупных животных: бегемотов, носорогов, жирафов, слонов и т.д. Наиболее древние петроглифы (из местечка Феццана) по праву считаются вершиной первобытного искусства Африки.

     Росписи сосредоточены, в основном, в трех работах: Эннели, Тибести и Гассилин – Аджер. Они выполнены с помощью красок, полученных из глины различного цвета, а также с применением органических красителей.

     Наскальную живопись Северной Африки разделяют не только по технике исполнения, но и по сюжету.

     Наиболее древний период – период древнего буйвола (VIII – VI тыс. до н.э.) – эпоха охотников. Чаще всего изображались крупные животные, гораздо реже – люди.

     Второй период – период домашнего быка (примерно с V по II тыс. до н.э.) – эпоха пастухов или скотоводов. Главными персонажами рисунков становятся бык и человек. На наскальных картинах можно увидеть и разнообразные жанровые сцены: например, женщин, работающих с зернотерками, дойку коров, перегон скота и уход за ними, сбор злаков. Помимо сцен из мирной жизни, встречаются композиции и на военные темы.

     Третий период – период лошади или колесницы (около 500г. до н.э. – II в. н.э.). Название говорит само за себя: в этот период человек, и она стала главным персонажем наскальной живописи. Часто ее изображали запряженной в колесницу.

     Четвертый период – период верблюда – наступил примерно в II в. н.э. На рисунках появляется верблюд – основное домашнее животное Северной Африки.

     Позже изображения резко уменьшаются в размере, все более примитивной становится техника их выполнения: фигуры постепенно превращаются в малопонятные геометрические знаки.

     Стоунхендж в Англии до сих пор считался древнейшим сохранившимся на земле мегалитическим сооружением ритуально – астрономического предназначения. Теперь этот памятник потерял свою уникальность. Сходный комплекс обнаружен в пустыне Сахара на Юге Египта. Только он по меньшей мере на тысячу лет старше Стоунхенджа. Работы по его расчистке и описанию завершены в конце минувшего года. Специалисты предполагают, что достаточно сложная конструкция из каменных глыб до трех метров высотой – дело рук скотоводов – кочевников, живших семь тысячелетий назад. В отличие от Стоунхенджа, где каменные глыбы располагаются по окружности,                 памятник ''продолговат'' и занимает куда большую площадь – около трех километров в длину и чуть больше километра в поперечнике. Учитывая наличие жертвенников, это скорее святилище, но в скопище каменных глыб просматриваются ''комендарный круг'' и группа камней, указывающих направление летнего солнцестояния, разумеется, все это лишь первые предположения специалистов, которые нуждаются в дальнейшем осмыслении.

     Австралия – колыбель искусства.

     На севере Австралии, обнаружены необычные узоры из тысяч округлых ямочек выбитых на скалах. Самым древним из этих рисунков – 75 тыс. лет (до сих пор в Австралии встречались наскальные изображения не старше 60 тыс. лет). При том они старше европейских образцов не менее чем в два раза. Покопавшись у подножия скалы, украшенной доисторическими рисунками, археологи нашли каменные орудия возрастом 16 – 17в. тыс. лет. До сих пор считалось, что первобытный человек прибыл в Австралию из Африки только 60 тыс. лет назад, так что находку можно считать настоящей археологической сенсацией.

Пиктография.

     Пиктография (от лат. pictus – ''рисованный, живописный '' и греч. grapho – ''пишу'') – древнейший вид письма, письмо рисунками.

     Для пиктографии не нужен алфавит, т.е. набор определенных знаков, необходимо только похоже изображать предметы и ситуации (например, человека, лодку, охоту и т.п.). ''Читающий'' пиктограмму не связан какими – либо правилами чтения он должен лишь узнать, правильно опознать изображенное.

     Некоторые виды пиктографии используются и в наши дни. Например, на вывесках: изображены ботинки, - значит, здесь чинят обувь, нарисованы часы, - значит, здесь мастерская по ремонту часов и т.д.

     Как видим, пиктография годится лишь для передачи всего конкретного, вещного, а обозначения отвлеченных понятий возможно с помощью более сложных систем.

     Эскимосы Аляски оставили рисунок предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Человек поднес руку ко рту – еда. Человек развел руки – знак отрицания ''нет''. Лодка с людьми показывает, что хозяева уехали на рыбную ловлю. Все понятно.

     Эдуард Пьетт нашел в пещере мас д'Азиль (Франция) более 200 камешков. На них красной краской нанесены загадочные знаки: параллельные полоски, круглые и овальные пятна и фигуры, напоминающие буквы. Что это – символы счета или первобытные письмена – пока не установлено. Некоторые ученые склонны считать азильские гальки ''пред - письменностью''. Много позже человек станет делать оттиски с процарапанных и продырявленных камешков на сырой глине, и родится настоящий письменный знак.

     Ученые считают, что пиктографии – раннему виду рисуночного письма – уже присущи некоторые особенности, характеризующие письменность.

     С развитием цивилизации появляется необходимость передавать и фиксировать сложные сообщения, приказы царей, правителей. И тогда возникает идеография – письмо понятиями (от греч.              – идея и grapho - пишу). В идеографическом письме знаки – рисунки могут обозначать и то, что нарисовано, и кроме того, имеют переносное значение. Рисунок ног может значить как пиктограмма – ноги, а как идеограмма – процесс движения.

     Идеограммы не передают ни звучания слова, ни его графические изменения, а только стоящее за этим слово значение.

     Однако первобытных художников уже заботила проблема прочности, долговечности своих творений и для этого подбирались соответствующий материал, краски, надежные места. Поэтому мы сегодня можем оценивать произведения искусства, перегнувшиеся многотысячелетние рубежи.

Стоунхендж.

     Его называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Руины этого уникального сооружения лежат в 130 км. к юго – западу от Лондона солсберийской равнине с болотами и холмами Девоншира. Стоунхедж был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения трои.

     В прошлом Стоунхенджа явственно прослеживаются неколько этапов строительства, причем некоторые отделены друг от друга тысячелетиями. На самой ранней стадии (около 5100 года н.э.) возникли ров и внутренний вал в виде окружности. Вне этого круга находился так называемый Пяточный камень (''пятка бегущего монаха''), а внутри – расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки со следами жертвоприношений. Позднее в пространстве внутри вала двумя концентрическими кругами были установлены голубые камни (тесаные глыбы из долерита зеленовато – голубоватого оттенка). Каменные глыбы этого сооружения достигали высоты почти 8 метров и весили 50 тонн.

     Стоунхендж вдоль и поперек исследован десятками ученых. Совместными усилиями историков, археологов, геологов, антропологов, химиков, инженеров строителей была воссоздана картина как, когда и кем был построен на Солсберийской равнине каменный испалин.

     Всякий, кто попадает в Стоунхендж, задумывается над тем, каково было его назначение. На древних камнях нет никаких надписей, нет строительных пометок – ничего, что могло бы рассказать о них или дать толчок для поисков.

     Стоунхендж настолько стар, что уже в античную эпоху его истинная история была забыта. Греческие и римские  авторы о нем почти не упоминают. Когда римляне появились в Британии, Стоунхендж их нисколько не заинтересовал, не пробудил в их душах никакого благоговения – ведь в Риме были храмы, а в Египте пирамиды, находившиеся в лучшем состоянии, чем эта группа тесанных камней.

     Только в средние века эти древние камни начали будоражить людское воображение. Но к этому времени происхождение и назначение ''постройки гигантов'' были давно и безвозвратно забыты, и пришлось заново придумывать историю Стоунхенджа. Сейчас уже нет возможности установить, кто был первым ''биографом'' Стоунхенджа. Им мог быть Гилдес, живший в VI веке и прозванный ''Мудрым'', но многие ученые считают, что он вообще никогда не существовал.

     В XI веке жил Ненний, романтически описавший каменный памятник, который был воздвигнут в честь знатных британцев, предательски убитых. Но имел ли он в виду Стоунхендж и существовал ли в действительности монах – летописец Ненний.

     К XI веку Стоунхендж был уже плотно опутан клубком загадок и легенд. Англо – нормпнн Васе объявил, что название это переводится как ''висячие камни'', а Генри Хантиндонгский добавляет, что название это вполне заслужено, так как ''камни висят, словно бы в воздухе''.

     ''Стоунхендж – где камни дивной величины были поставлены на манер дверных косяков, так что одна дверь как бы громоздится на другую, и никому неведомо, каким искусством столь огромные камни были подняты на такую высоту и по какой причине ''.

     Попытки объяснить происхождение чуда порождали мифы, которым нет числа.

     Английский архитектор сравнивал эти сооружения с образцами античной архитектуры и доказывал, что это римские храмы: ''Памятуя о великолепии, которое древние Римляне в эпоху преуспеяния придавали всем своим сооружениям…о их познаниях и опыте во всех искусствах и науке…я прихожу к выводу, что Стоунхендж был построен Римлянами и они одни были его создателями…''.

     Так что же такое на самом деле Стоунхендж? Он состоит из четырех больших каменных кругов. Внешний круг – это поставленные вертикально столбы, на каждом из которых лежит плоская каменная плита, соединенная с остальными такими же плитами в единое кольцо. Каждый столб весит в среднем 25 тонн, а плита – 700 килограммов. Во втором круге – сравнительно некрупные одиночные камни (менгиры). В третьем и четвертом незамкнутых кругах, напоминающих подкову, - группы коней. Каждая группа – это две вертикальные плиты, вес которых достигает 40 тонн, и лежащая на них горизонтальная плита.

     Из гигантских каменных глыб далекие наши предки, находившиеся в каменном веке, сложили (как из кубиков) монументальную аркаду, замкнувшую в круг. Все сооружение замкнуто в огромный земляной вал, зафиксированный кольцевым рвом, не стертым даже тысячелетием. И все это тщательно подогнано, соразмерно и геометрически точно размещено в гладком пространстве спокойного ландшафта.

     Ученые установили, что эти каменные глыбы доставлены сюда с расстояния 380 километров с восточной части Уэльса, ближе каменного карьера нет. Даже сегодня потребуется специальная техника, могучие тягачи, сверхгрузовые платформы, гигантские краны и, наконец, дороги. Три тысячи лет назад ничего этого, конечно, не было и быть не могло.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.