Реферат: Близнечные мифы
Реферат: Близнечные мифы
Близнечные
мифы - мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов, часто
выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Б.м.
можно разделить на мифы о
близнецах-братьях
(соперниках или позднее - союзниках),
близнецах
- брате и сестре,
близнецах-андрогинах
и
зооморфные
Б.м.
В
мифах о братьях-близнецах, характерных для дуалистических мифологий (в частности,
индейцев Северной и Южной Америки и народов Океании), один из братьев
связывается со всем хорошим или полезным, другой - со всем плохим или плохо
сделанным. Между братьями-близнецами с самого их рождения начинается
соперничество: в Б.м. североамериканского индейского племени кахуилла один из
близнецов (Мукат, создавший людей и Луну) спорит за первенство с другим
(Темайауитом), уходящим в подземный мир. В Б.м. ирокезов и гуронов Иоскеха - создатель
Солнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон - создатель
скал, вредных животных, шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение.
Тавискарон противодействует всем благим начинаниям Иоскехи, и в результате
братья вступают в единоборство, после которого раненый Тавискарон спасается в
подземном мире, а Иоскеха после сражения с братом удаляется на небо.
В
некоторых дуалистических Б.м. братья-близнецы не антагонистичны друг другу, а
воплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной из половин
племени. Таковы Возлюбленные близнецы у североамериканского индейского племени
зуни, которые разделили племя на фратрии - людей зимы и людей лета. Оба
Возлюбленных близнеца выступают в роли культурных героев, которые выводят людей
из пещеры на солнце и дают им орудия и оружие. В Б.м. этого типа близнецы часто
дублируют функции друг друга, оба полезны, а не вредны для людей, оба заняты их
лечением (ср. Ашвины). Однако в Б.м. этого типа, как правило, обнаруживаются
следы более архаических представлений о взаимной вражде близнецов.
Миф
о близнецах - брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак, известен в
почти одинаковой форме во многих древних культурах (египетский миф об Осирисе и
Исиде, древнеиндийский миф о Яме и Ями). В индоевропейской мифологии
близнецы-братья, называемые "детьми (сыновьями) бога неба" (Диоскуры,
Ашвины, литовские и латышские "сыновья бога"), ухаживают за своей
сестрой - дочерью Солнца. В некоторых индоевропейских традициях след этого мифа
остался в представлении о кровосмесительном браке нескольких братьев с их
сестрой (у хеттов, древних ирландцев и индо-иранцев) или об инцесте брата и
сестры (в "Ригведе").
Представления
о браке двух (или нескольких) близнецов - брата и сестры - является одной из
форм символизации в Б.м. объединения двух мифологических противоположностей. В
африканских обрядах, связанных с Б.м. и культом близнецов, распространено
раскрашивание каждой стороны лица и тела в разные цвета. В африканском мифе
ньоро близнец Мпуга Рукиди с одной стороны был белым, а с другой - чёрным (ср.
Б.м. у кахуилла, где чёрный цвет связан с одним близнецом, а белый - с другим).
Двойной цвет Мпуга Рукиди совпадает с символикой белого и чёрного цветов в
близнечных обрядах (смена тёмного и белого времени). Особенностью многих
африканских Б.м. является совмещение обоих рядов мифологических
противоположностей в одном мифологическом образе, который включает в себя оба
члена (близнечные существа - двуполые существа). У догонов герои Б.м. Лис и
Номмо выступают одновременно и как близнецы и как андрогины. Такие же представления
связаны с двумя демиургами Маву и Лиза в мифологии фон в Дагомее, выступающими
как андрогин, одна часть которого (Маву) воплощает ночь, Луну, радость, другая
(Лиза) - день, Солнце, труд. Другие боги в мифологии фон представляются в виде
пар близнецов, а божественная сила - радуга - описывается и как андрогинное
существо, и как близнечная пара. Египетские боги Гор и Сет иногда изображались
в виде одной фигуры с двумя лицами, что позволяет дать гипотетическую
андрогинную интерпретацию и первоначальному мифу о кровосмесительной их связи.
Миф о двуполом существе, связанный с близнечным, отражается в древнегреческой
орфической традиции и в диалогах об Атлантиде Платона.
Наиболее
ранний пласт близнечных представлений прослеживается в зооморфных Б.м., предполагающих
участие в близнечном рождении животных или родство между животными и
близнецами. У многих народов был распространён обряд убийства близнецов после
их рождения, которых обычно относят в воду болота или в лес, отправляют на
съедение животным, как бы возвращая той нечеловеческой (часто - водной) среде, с
которой связывают их рождение. Согласно представлениям догонов, у каждого
человека есть свой близнец - животное (сами же близнецы у догонов состоят в
"союзе" со скорпионом). В Древней Индии Ашвинов представляли в виде
двух птиц или птиц-коней. Связь двух почитаемых близнецов с конями сохраняется
в качестве пережитка и у древних германцев, и в балтийской мифологии. С конями
связывали и Диоскуров.
Истоки
Б.м. можно видеть в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое
у большинства народов мира считалось уродливым (а сами близнецы и их родители -
страшными и опасными). Обычай отделения родителей близнецов от всего племени
(часто с позднейшим переосмыслением в духе сакрализации близнецов и их
родителей) известен у йоруба, тонга, басабеи и многих других народов Африки.
Эти ритуальные представления находят параллели у многих народов мира, и их
следует считать исключительно древними.
Переосмысление
архаических форм Б.м. и соответствующих им обрядам происходит благодаря
признанию сакрального характера как самих близнецов, так и их родителей, в
особенности матери. Сами близнецы и их мать рассматривались как существа, соприкоснувшиеся
со сверхъестественной силой, ставшие её носителями. На этом этапе развития
близнечного культа суть ритуала отделения близнецов и их родителей от всего
племени уже заключается не просто в избавлении племени от опасности, но и в
осознанном обособлении носителей сверхъестественной силы (не только опасной, но
часто и благодетельной) от коллектива, их почитающего.
Переосмысление
близнечных обрядов и Б.м. в духе сакрализации происходит, в частности, с
развитием представления о связи близнецов с плодородием. Поэтому в обществах, почитающих
близнецов, обычны обряды, связывающие их культ с символикой плодородия, в
частности, со священными мировыми деревьями (см. Древо мировое). Существенным
растительным символом близнечного плодородия является сдвоенный плод растения.
К примеру, на Фиджи близнечный ("двойной") плод хлебного дерева в
мифологических песнях выступает в качестве символа безмерного изобилия.
Из
других символов, связывающихся с культом близнецов, следует отметить символику
красного цвета (с этим символом связана и красная нить на руке одного из
близнецов, упоминаемая в Библии; Быт. 38:28-30). Близнецы часто считаются
детьми грома (их бесчинство может вызвать гром). В мифах о происхождении племён
(или городов) их часто возводят к двум близнецам-основателям: Ромул и Рем - в
Риме, близнецы - сыновья Димука - в Северной Нигерии и т.д. Особую роль
близнечный культ играет в религии обществ с ярко выраженными следами дуальной
организации (например, у инков в Перу). В XIX в. в Дагомее традиция связывала
дуальный характер царской власти с совместным правлением двух близнецов. В
Египте "ка" (олицетворение жизненной силы, "душа") считался
двойником-близнецом фараона.
По
мере трансформации близнечных представлений, утрачивается антагонизм
божественных близнецов, позднее из мифа устраняется один из близнецов (ср.
явную несущественность Эпиметея по отношению к его близнецу Прометею). К
раннему Б.м. английский исследователь Р.Харрис возводил комплекс представлений,
связанных с Фомой в евангелической литературе и в апокрифах (имя Фомы восходит
к общесемитскому названию близнеца).
Тема
близнечества последующей культурной традиции связывается с темой двойника
человека (или его тени; ср. европейскую романтическую литературную традицию от
А.Шамиссо до Е.Шварца). В мифологическом истолковании с явными ссылками на
античные представления тема близнецов продолжается в поэзии XX в.
Осмысление
феномена Б.м. играет важную роль в осознании оккультного принципа дуализма и
его роли в астрологии.
Список литературы
Источник:
Астрологическая энциклопедия Дениса Куталёва
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.1astrolog.ru
|