Реферат: Астрология как социальный институт
Халдеи. Следует указать на различие между
так называемыми «халдеями», которые были философами и астрономами (некоторые
также астрологами), и племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около
Персидского залива. Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей,
живущих в этой южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс
жрецов, живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.
Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских
царях (539-331 гг. до н. э.).[50]
Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания для нескольких царей,
включая Александра, Антигона и Селевка Победителя.[51]
Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи заявляют, что из
планет, которые они именуют «богами-хранителями», две благоприятные, две
неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам».[52]
Есть основания предполагать, что все цитаты,
приписываемые «халдеям», восходят к одному сочинению или группе сочинений,
написанных по-гречески, где в систематизированном и ясном виде были изложены
астрономическое и астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в
начале эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому,
многие более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой
основополагающей книги.[53]
А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также
отмечает, что своего пышного расцвета астрономическое знание достигло у
халдеев. Они учили, что земные явления лишь отражают движение небесных светил,
действие которых на Землю неодинаково… Древние греки и римляне, ознакомившись с
халдейской мудростью, с величайшим почетом и удивлением отозвались об
астрономических познаниях халдеев. <…> Догмат о
«всемирной симпатии» возник как результат мудрости халдейских астрологов,
преломленный через призму первоначальной греческой философии и окончательно
оформившийся в V и IV вв. до н.
э.[54]
«…Чем более увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке
накапливается фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее
развитие и поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах
все большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об
основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма Космоса!»[55]
В Греции астрологическое учение стало распространяться
только со времен Александра Македонского. Здесь то и возник догмат о «всемирной
симпатии» - основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления
Вселенной. Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе живет и действует
тот же огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла значительно
содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии. Учение Эмпедокла
о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной из важнейших
аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния» Эмпедокла, согласно
которой предметы влияют даже на далеких расстояниях один от другого и человек
может воспринимать излияния звезд, послужила руководящим принципом астрологии.[56]
Из Греции астрология проникает в Рим. «Божественная сила
звезд в умах римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были для них не только
знаками, по которым можно было судить о наступлении благоприятного времени для
того или иного дела, но они воздействовали и на интимную жизнь человека, влияя
на его душу и тело».[57]
Чижевский указывает на то, что в астрологию верили
Вергилий (70 до н. э. – 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15 до н. э.), Овидий
(43 до н. э. – ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих сочинениях; историк
Тацит (54 – 130), полагавший, что в астрологии есть зерно истины и что она уже
дала явные доказательства своей правдивости в различные времена; Сенека (ок. 4
до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и звезд на жизнь человека;
стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным философом астрологии;
Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое второе главное
произведение, и другие.[58]
Влияние астрологии распространилось и на христианских
мыслителей. Так, Ориген (185 – 253), доказывает, что звезды не бывают
созидательницами человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59]
«За средневековый период астрология создает ряд теорий –
теорию жилищ, теорию зкзальтаций и депрессий, теорию аспектов, теорию терминов
и пр. Основное стремление их – найти регулятивы для оценки влияния всех планет
на человека и его дело…».[60]
В продолжение всего средневековья, пишет Чижевский, астрология своею
практической стороной поддерживала в обществе интерес к астрономическим
наблюдениям. Наибольший расцвет астрологии мы видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV
столетиях. При дворах европейских государей астрология процветает как
самостоятельное научное знание, несмотря на оппозицию многих просвещенных
противников, например Савонаролы (1452 – 1498), Пико делла Мирандолы (1463 –
1494) и др. Во многих университетах астрологии отводили почетное место, а в
Болонье и Падуе существовали отдельные кафедры астрологии(!).[61]
Увлечение астрологией охватило королей и владетельных
князей того времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV, Фридриха II, Луизу Савойскую,
Екатерину Медичи и многих других. Много выдающихся людей в то время
распространяли и проповедовали астрологическое учение. Среди них Теофраст Бомпаст,
иначе Парацельс, Кардано (1501 – 1576), Нострадамус (1503 – 1566). Последним
крупнейшим астрологом того времени считается Жан Батист Морен (1583 – 1656).[62]
История астрологии, как пишет Дейн Радьяр[63],
– это история трансформации отношения человека к Природе (как
внешне-чувственной, так и внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют
астрологией, есть порождение определенной фазы развертывания отношения
сознательного Эго человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание
нового смысла поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и
вместе с тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается практическая
жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и человеке, то
астрология во все века характеризует, прямо или косвенно, глубочайшее качество
того, как человек в действительности относится к жизни.
Астрология, получившая распространение сейчас, почти
полностью основывается на трактате александрийского астролога Клавдия
Птолемея – «Тетрабиблосе»[64].
Астрология Птолемея – это продукт восточно-средиземноморской культуры, поэтому
понять ее можно лишь в свете интеллектуализма этой культуры, который наложил
отпечаток почти на все стороны европейского мышления. Но если мы хотим понять
живую сущность астрологии, нужно углубиться в жизненные основы древнего
человечества.
1) Анимистическая
стадия.
Древнейший период становления астрологии можно назвать анимистическим.
Анимизм – это вера в одушевлённость природы. Первобытный человек живёт
ещё в лоне природы. Вся его жизнь – это опыт одновременно и психологический и
физиологический, ибо он вряд ли способен отличить объективное от субъективного.
Он настолько един с природой, что остаётся постоянно погружённым в её явления.
Леви-Брюль использовал для описания подобного процесса психологического
отождествления с предметами термин «мистическая причастность».
«Наиболее непосредственным и наиболее ярко выраженным
фазисом является собственно фетишизм, преимущественно заключающийся в том, что
всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти
всегда более энергичная. <…> Поклонение небесным
светилам характеризует наиболее возвышенную ступень этой первой теологической
стадии…».[65]
Древние люди, как и
современные дикари, всегда рассматривали природу как часть общества, а общество
- включённым в природу и зависящим от космических сил. Для них природа и
человек не противостоят друг другу, а потому им и не должны соответствовать два
различных способа познания.
Возникновение мифологии. Природа,
как внешняя, так и внутренняя (что неразличимо для первобытного человека),
представляет собой хаос существ, которые действуют и взаимодействуют, вызывая
трепет ужаса и благоговения. Скоро, однако, у человека зарождается некое
ощущение причинности; оказывается, определённые факты всегда следуют один
за другим. Теперь он даёт наименования не только вещам, но и отношениям между
ними. Причём, единственное отношение, которое он знает по личному опыту, - это
отношение кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные
силы сочетаются браком и производят потомство; оформляются представления об
иерархии этих сил.
На анимистической стадии
развития человек всё соотносит с собой, со своими страхами и желаниями.
Отношения с вещами он проецирует на сами вещи, которые тем самым становятся овеществлёнными
образами его впечатлений. То, что пугает, должно быть каким-то страшным
существом, то; что доставляет радость, должно быть существом прекрасным. В этом
смысле вся жизнь человека психологична, т.к. он живет в мире, населенном
проекциями его собственных переживаний, хотя сами эти переживания целиком
физиологичны и биологичны.
Солнце и Луна. Солнце и
Луна известны как носители света. Свет и жизнь нераздельны, ведь темнота и ночь
очень часто несут с собой смерть. Солнечный свет разгоняет страх, даёт
возможность видеть вещи ясно. Таким образом, Солнце - великий источник жизни;
Луна же скрывает тайну. Она растёт и уменьшается, освещая землю своим неверным
светом, переменчивым и таинственным. Вместе с тем, скоро обнаруживаются фазы
Луны, и по её циклам устанавливается чувствование периодичности и времени.
«Духов» лучше всего вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна
становится магической силой, силой всех таинственных ритуалов.
Тотемизм. По отношению
к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым ярким звёздам человек на
анимистической стадии испытывает какую-то неясную тождественность. Он чувствует
их как живых существ, стремится ко всё большему единению с ними, стремится
преисполниться их сущностью. Это почитание звёзд (или, скорее, отождествление
себя со звёздами) соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего
являются животные (медведи, орлы, олени), но ими могут быть и звёзды, и даже
облака или горы. Тотемические культуры ещё существуют у так называемых
примитивных племён Африки, Америки, Австралии, Океании, и знакомство с ними,
видимо, поможет лучше понять значения древней астрологии на анимистической
стадии развития.
В те времена главным было не
движение небесных тел, как позже, а особое жизненное качество, которым обладает
каждое из небесных тел.
Таким образом, уже на
анимистической стадии человек ощущает связь событий с небесными светилами,
пронизанность мира единым принципом жизни, что во многом связано с выделением
циклов, общих для всего живого. На основании противопоставления Солнца и Луны
он приходит к выводу о глобальности действия принципа полярности мужского и
женского начал. Многообразие проявлений мира сводится к нескольким основным
первоначалам. Уже на этом этапе формируются представления о мистической
значимости чисел и магической силе имён; на небе выделяются участки
(созвездия), имеющие индивидуальную мифологему; появляются зачатки восприятия
мира как иерархической системы. При этом, все указанные особенности
мироощущения были характерны для подавляющего большинства ранних культур, о
которых имеются достаточные сведения. Иначе говоря, все основные
астрологические представления сформировались уже в каменном веке. Таким
образом, мы вправе сделать вывод о том, что уже в доклассовом обществе
сознание человека было «астрологичным», и представления современной науки о
древнейшем происхождении «космического мироощущения» вполне обоснованны.
2) Виталистическая стадия.
С точки зрения витализма, жизнь - это всё, ею проникнута
каждая сущность, любая субстанция. Это всеобъемлющий океан энергии, в котором
всё, что есть, движется и существует. Такое миропонимание возникает, когда
человечество до некоторой степени уже преодолело первобытный страх перед
природой, когда пройдено то, что Д. Радьяр символически назвал
«джунглями», и человек становится скотоводом или земледельцем. «Материальные
предметы, наконец, лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на
различные вымышленные, обыкновенно невидимые существа, беспрерывное активное
вмешательство которых становится отныне прямым источником всех внешних, а затем
даже и человеческих явлений»[66].
Иными словами, это первая стадия приручения, «одомашнивания» природы. Она
становится «домом», и в этом доме жизнь протекает в величественной смене времён
года, фаз Луны, разливов и спадов Нила или иных больших рек, чьи воды
обеспечивают плодородие.
Анимизм открывает человека как существо, отчаянно
пытающееся преодолеть страх путём отождествления с пугающим объектом или с
сохраняющими его жизнь огнём и светом, стремящееся умилостивить зло, принося
жертвы. В противоположность анимизму, витализм предполагает, что хотя бы
небольшая часть природы - как внешней, так и внутренней - завоёвана и
используется; что достигнута определённая надёжность, какая-то безопасность.
Однако эту прирученную часть природы нужно заботливо
беречь, охранять от зла, делать плодородной. И нужно не только охранять, но и
производить. Враги ещё есть, но они нападают не столько на самого человека,
сколько на его собственность; вопрос собственности приобретает главное
значение. Жизнь человека зависит от сохранения собственности и увеличения её
плодородия. То же относится и к внутренней сущности человека. Одна часть его
существа – «душа» – культивирована, то есть взращена сознательной, рождающей
идеи и знания. И сознание следует беречь, охранять от возможного вторжения злых
сил «бессознательного» - так сказать, от «внутренних джунглей».
Жизнь на этой стадии – это сила, которая может быть и
доброй и злой. Зная законы ее циклических приливов и отливов, действуя с ними в
гармонии, человек способен создать магические орудия, привлекающие жизненную
силу.
На этой стадии человеческого развития астрология
становится чрезвычайно важной. Она имеет теперь дело прежде всего с
периодичностью жизненных процессов. Она находит их в росте и гибели
растительности, природных существ и верит, что эти процессы управляются из
божественных источников, которые отождествляются с Солнцем, Луной, планетами и
до некоторой степени со звездами.
Астрология становиться изучением всемирной мистерии
периодических динамических преобразований, которая кажется самой сущностью
жизни. Виталистическая астрология, как считает Радьяр, появилась, вероятно, в
древней Халдее, где первым делом были изучены все небесные явления, связанные со
сменой времен года. Движение Солнца и Луны стало основой астрологической
системы. Но в их движении видели не столько небесные явления как таковые,
сколько динамику изменений в проявлении солнечных и лунных жизненных сил на
Земле. Кочевые племена, в основном скотоводческие, отдавали предпочтение лунным
циклам, поскольку те больше соответствуют периодике в жизни животных, полу и
половому размножению. А земледельческие племена придавали большее значение
солнечным циклам, сочетающимся с периодами вегетации.
В древней Халдее, как и в древнем Китае, астрология
относилась к земле, к обществу и государству; государство, племя, Земля – это
микрокосм, а Вселенная – макрокосм. Астрология стала индивидуалистичной только
тогда, когда позже, в Александрии, и потом в средние века микрокосмом выступил
человек.
В виталистический период астрология строилась на чисто
биологических представлениях. Дуализм дня и ночи аналогичен дуализму мужского и
женского начала, Ян и Инь у китайцев. Солнце – светило дня, Луна – светило
ночи. Животное женского пола имеет периоды возбуждения и безразличия, как Луна
может быть светлой или темной. В астрологии, таким образом, выясняются причины
всех биологических явлений на Земле (а позже и всех социальных).
«В халдейскую астрологию верило большинство великих людей
истории, например, Цезарь, Плиний, Цицерон, у которых лучшие друзья, Пигидий
Фигул и Люций Таррутий, сами были астрологами, причем первый прославился, как
пророк. Марк Антоний никогда не пускался в путь без астролога, которого
рекомендовала ему Клеопатра. Августу, когда он взошел на трон, начертил
гороскоп Теаген. Посредством астрологии и гаданий Тиберий раскрыл претендентов
на свой трон…».[67]
Древняя халдейская астрология основана на принципе соответствия,
на принципе чисто символическом. Символы интерпретировались как боги, потому
что человеческое сознание оставалось все еще на физиологическом и биологическом
уровнях, а вместе с тем не было ясного различения между физиологическим и
психо-интеллектуальным в человеке, ибо анимизм еще был крепко укоренен.
С течением веков на этой
виталистической основе возникла более рационально-сложная структура. К циклам
Солнца и Луны добавились циклы планет. Возникла идея «Небесного Порядка»,
которая стала опорой против хаоса стихийной природы. Идея «точных, неизменных
числовых отношений» стала символом порядка в обществе. На передний план
выдвинулись две основные потребности: календарь и этический закон.
3) Перемены в VI столетии до н. э.
Стремительная архетипическая
перемена произошла в течение VI столетия до н. э., во
времена Гаутамы Будды, Лао-Цзы, Конфуция, Зороастра, Пифагора, позже Платона,
когда был намечен пересмотр всех человеческих ценностей, который человечество
до сих пор стремится осуществить. Суть перемены состоит в том, что если раньше
интерес сосредоточивался почти целиком на физиологическом плане, то теперь он
переходит на план психологический. До того все связывалось с человеческим
«телом», теперь формируются новые основания для того, чтобы почти все
собиралось вокруг человеческой «души», т.е. внутренней природы человека: ума,
чувств и их различных действий и функций, сознательных и бессознательных.
После VI
века до н. э., благодаря самостоятельному развитию мышления и стремлению его к
абстракциям, в Халдее мысль начала отделяться от своей конкретной жизненной
основы, ценность биологической «практической пользы» отошла на задний план, – и
астрология получила наименование «чистого знания», «чистой науки», что
превратило ее в астрономию. В Египте трансформация была связана с переходом от
церемониальной магии к духовно-этическим принципам. В Китае старое,
земледельческое толкование уступило место этико-социальному.
Вопрос о древности
Зодиака. В античные времена Зодиак обсуждался очень интенсивно. Попытка
отнести истоки Зодиака к периоду всего лишь нескольких тысячелетий до
христианской эры является колоссальной ошибкой тех, кто стремится определить
эту дату. Зодиак должен быть достаточно древним, столь древним, что его знаки и
символы должны в точности совпадать с созвездиями… Один автор после многих лет
изучения предмета пришел к мнению, что зодиаку около пяти миллионов лет! По
всей видимости зодиак является одной из многих вещей, которые мы получили от
цивилизаций Атлантиды или Лемурии.[68]
Ньютон полагал, что
изобретение Зодиака можно проследить в глубь, вплоть до экспедиции Аргонавтов;
Дюлор приурочил начало его к 6500 годам до Р. Хр., именно за 2496 лет до
сотворения мира по хронологии Библии.[69]
«Является ли начало Зодиака
арийского происхождения или же египетского, он все же должен быть отнесен к
огромной древности, – считает Е. П. Блаватская. – Симплиций в VI
веке до н. э. пишет, что он всегда слышал, что египтяне сохраняли
астрономические наблюдения и записи на протяжении периода в 630 000 лет(!)».[70]
И даже если принять это число за количество месяцев, то получится период
времени, который все же даст продолжительность двух циклов прецессий, т.е. 51
736 лет!
Диоген Лаэртский относил
астрономические вычисления египтян к 48 863 году до Александра Великого, что
подтверждал и Мартин Капелла, сообщая, что египтяне тайно изучали астрономию в
продолжение более, нежели 40 000 лет, прежде чем они выдали свое знание миру.[71]
В конце Ассирийского периода
вавилонские и ассирийские писцы не подразделяли еще зодиак на 12 знаков. Но в
это время такое подразделение уже должно было «носиться в воздухе». Вавилоняне
делили год на 12 солнечных месяцев равной длины, и они же делили зодиакальный
круг на 4 части, соответствующие 4 сезонам по 3 месяца каждый, так что Солнце
находилось ровно в течение 3 месяцев в каждой части… Так должны были возникнуть
12 частей зодиакального круга, соответствующие 12 месяцам солнечного года.[72]
Деление зодиака на 12 равных
частей (знаков), по мнению Ван-дер-Вардена, должно было уже существовать к 475
г. до н. э., поскольку недавно были обнаружены лунные таблицы, вычисленные для
этого года. Есть основания предполагать, пишет Ван-дер-Варден, что такое
деление было известно и использовалось для астрологических целей даже раньше, в
VI в. до н. э., во времена Навуходоносора.[73]
* * *
Заключение
На самом деле заключение
писать еще рано, поскольку вся работа задумана в качестве введения к основной
теме курсовой, которую я собираюсь раскрыть в дальнейшем. Целью этой работы
было указать направление, в котором я намерена вести дальнейшее развитие темы,
а также привести некоторые существующие представления об астрологии и ее
историческом существовании.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Список использованной литературы:
Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Тома 1 и 3. – Москва:
«ЭКСМО-Пресс», 2000.
Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II.
Рождение астрономии. – Москва: «Наука», 1991.
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. – Москва: «Канон+»,
1999.
Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм,
астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I
– XIV вв./Сост. И общ. Ред. И. Т. Касавина. – Москва:
«Республика», 1996.
Истоки тайноведения. Заказное справочное издание по
оккультизму. – Симферополь: «Таврия», 1994.
Касавин И.Т. Миграция.
Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. – СПб: РХГИ,
1998.
Клизовский А.И. Основы
миропонимания Новой Эпохи. – Минск: ООО «Вида-Н» – ИП «Лотаць», 2000.
Конт О. Дух позитивной
философии. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
Левин
М.Б. Лекции по астрологии. – Москва: ЦАИ, 1993.
Птолемей К. Тетрабиблос.
Радьяр Д. Астрологическая
психология. – Новосибирск: МП «Издательство «Гермес», 1994.
Радьяр Д. Планетаризация
сознания. – Москва: «REFL-book»,
Киев: «Ваклер», 1995.
Радьяр Д. Двенадцать домов
гороскопа. – Москва: ЦАИ, 1995.
Хайдеггер М. Работы и размышления
разных лет./Сост. И перевод А.В. Михайлова. – Москва: «Гнозис», 1993.
Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской,
герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. –
Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН , 1997.
Чижевский А.Л. Космический
пульс жизни: Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия. – Москва: «Мысль», 1995.
Штайнер
Р. Человек и звезды. Астрология в свете антропософии. – Калуга: «Духовное
познание», 1994.
[1] Истоки тайноведения. С.
270.
[2]
Там же. С. 274.
[3]
Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. С. 142-147.
[4]
Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 26-27.
[5]
Истоки тайноведения. С. 274.
[6]
Истоки тайноведения. С. 270.
[7]
Там же. С. 272.
[8]
Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. С. 283–292.
[9]
Истоки тайноведения. С. 277.
[10]
Истоки тайноведения. С. 278.
[11]
Левин М.Б. Лекции по астрологии. Часть 1. – Москва: ЦАИ, 1993.
[12]
Истоки тайноведения. С. 274.
[13]
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 11-12.
[14]
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 505.
[15]
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 12.
[16]
Гарен Э. «Магия и астрология в культуре Возрождения».//Герметизм, магия,
натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 23.
[17]
Там же. С. 23-24.
[18]
Истоки тайноведения. С. 326.
[19]
Радьяр Д. Астрологическая психология. С.21.
[20]
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500.
[21]
Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической,
каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. С.176.
[22]
Г.К. Агриппа фон Неттесхейм. Магические труды.//Герметизм, магия,
натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С.80.
[23]
Кеплер И. О более достоверных основаниях астрологии. С.220.
[24]
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 501.
[25]
Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 3. С. 425. («Summa», Quest. XV, Art.
V, об астрологах, и том III, с.
29.)
[26]
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500.
[27]
Там же. С. 500.
[28]
Радьяр Д. Астрологическая психология. С.13.
[29]
Куталев Д. История астрологии.
[30]
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 502.
[31]
Хайдеггер М. Время картины мира.//Работы и размышления разных лет. С. 139.
[32]
Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 297.
[33]
См., например, Эрих Фромм «Психоанализ и этика».
[34]
Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 176.
[35]
Там же. С. 422.
[36]
Радьяр Д. Планетаризация сознания. Приложение. С. 293.
[37]
Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 27.
[38]
Штайнер Р. Человек и звезды. С. 50.
[39]
Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 7.
[40]
Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 9.
[41]
Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II.
Рождение астрономии.
[42]
Там же. С. 141.
[43]
Там же. С. 182.
[44]
Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С. 183.
[45]
Там же. С. 56.
[46]
Там же. С. 68.
[47]
Там же. С. 57.
[48]
Там же. С. 98-99.
[49]
Там же. С. 40-41.
[50]
Там же. С. 312.
[51]
Там же. С. 314.
[52]
Там же. С. 314.
[53]
Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С. 315.
[54]
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 496-497.
[55]
Там же. С. 504.
[56]
Там же. С. 497.
[57]
Там же. С. 497-498.
[58]
Там же. С. 498.
[59]
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 499.
[60]
Там же. С. 501.
[61]
Там же. С. 500.
[62]
Там же. С. 501.
[63]
В качестве основы взят текст Д. Радьяра «Астрология личности» в книге Астрологическая
психология.
[64]
Математический трактат, или Четверокнижие, - четыре книги о влиянии звезд.
[65]
Конт О. Дух позитивной философии. С. 7-8.
[66]
Конт О. Дух позитивной философии. С. 8.
[67]
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. С.430.
[68]
Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической,
каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. С.181.
[69]
Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 841.
[70]
Там же. С. 838-839.
[71]
Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 839.
[72]
Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. С. 137.
[73]
Там же. С. 139.
|