рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Астрология как социальный институт

Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми «халдеями», которые были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива. Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов, живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.

Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539-331 гг. до н. э.).[50] Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания для нескольких царей, включая Александра, Антигона и Селевка Победителя.[51] Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи заявляют, что из планет, которые они именуют «богами-хранителями», две благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам».[52]

Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые «халдеям», восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески, где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому, многие более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой основополагающей книги.[53]

А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета астрономическое знание достигло у халдеев.  Они учили, что земные явления лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю неодинаково… Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью, с величайшим почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях халдеев. <…> Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой философии и окончательно оформившийся в V и IV вв. до н. э.[54] «…Чем более увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма Космоса!»[55]

В Греции астрологическое учение стало распространяться только со времен Александра Македонского. Здесь то и возник догмат о «всемирной симпатии» - основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной. Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе живет и действует тот же огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла значительно содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии. Учение Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной из важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния» Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях один от другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила руководящим принципом астрологии.[56]

Из Греции астрология проникает в Рим. «Божественная сила звезд в умах римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были для них не только знаками, по которым можно было судить о наступлении благоприятного времени для того или иного дела, но они воздействовали и на интимную жизнь человека, влияя на его душу и тело».[57]

Чижевский указывает на то, что в астрологию верили Вергилий (70 до н. э. – 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15 до н. э.), Овидий (43 до н. э. – ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих сочинениях; историк Тацит (54 – 130), полагавший, что в астрологии есть зерно истины и что она уже дала явные доказательства своей правдивости в различные времена; Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и звезд на жизнь человека; стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным философом астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое второе главное произведение, и другие.[58]

Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так, Ориген (185 – 253), доказывает, что звезды не бывают созидательницами человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59]

«За средневековый период астрология создает ряд теорий – теорию жилищ, теорию зкзальтаций и депрессий, теорию аспектов, теорию терминов и пр. Основное стремление их – найти регулятивы для оценки влияния всех планет на человека и его дело…».[60] В продолжение всего средневековья, пишет Чижевский, астрология своею практической стороной поддерживала в обществе интерес к астрономическим наблюдениям. Наибольший расцвет астрологии мы видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. При дворах европейских государей астрология процветает как самостоятельное научное знание, несмотря на оппозицию многих просвещенных противников, например Савонаролы (1452 – 1498), Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) и др. Во многих университетах астрологии отводили почетное место, а в Болонье и Падуе существовали отдельные кафедры астрологии(!).[61]

Увлечение астрологией охватило королей и владетельных князей того времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV, Фридриха II, Луизу Савойскую, Екатерину Медичи и многих других. Много выдающихся людей в то время распространяли и проповедовали астрологическое учение. Среди них Теофраст Бомпаст, иначе Парацельс, Кардано (1501 – 1576), Нострадамус (1503 – 1566). Последним крупнейшим астрологом того времени считается Жан Батист Морен (1583 – 1656).[62]

История астрологии, как пишет Дейн Радьяр[63], – это история трансформации отношения человека к Природе (как внешне-чувственной, так и внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют астрологией, есть порождение определенной фазы развертывания отношения сознательного Эго человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание нового смысла поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и вместе с тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается практическая жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и человеке, то астрология во все века характеризует, прямо или косвенно, глубочайшее качество того, как человек в действительности относится к жизни.

Астрология, получившая распространение сейчас, почти полностью основывается на трактате александрийского астролога Клавдия Птолемея – «Тетрабиблосе»[64]. Астрология Птолемея – это продукт восточно-средиземноморской культуры, поэтому понять ее можно лишь в свете интеллектуализма этой культуры, который наложил отпечаток почти на все стороны европейского мышления. Но если мы хотим понять живую сущность астрологии, нужно углубиться в жизненные основы древнего человечества.

1)    Анимистическая стадия.

Древнейший период становления астрологии можно назвать анимистическим. Анимизм – это вера в одушевлённость природы.  Первобытный человек живёт ещё в лоне природы. Вся его жизнь – это опыт одновременно и психологический и физиологический, ибо он вряд ли способен отличить объективное от субъективного. Он настолько един с природой, что остаётся постоянно погружённым в её явления. Леви-Брюль использовал для описания подобного процесса психологического отождествления с предметами термин «мистическая причастность».

«Наиболее непосредственным и наиболее ярко выраженным фазисом является собственно фетишизм, преимущественно заключающийся в том, что всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная. <…> Поклонение небесным светилам характеризует наиболее возвышенную ступень этой первой теологической стадии…».[65]

Древние люди, как и современные дикари, всегда рассматривали природу как часть общества, а общество - включённым в природу и зависящим от космических сил. Для них природа и человек не противостоят друг другу, а потому им и не должны соответствовать два различных способа познания.

Возникновение мифологии. Природа, как внешняя, так и внутренняя (что неразличимо для первобытного человека), представляет собой хаос существ, которые действуют и взаимодействуют, вызывая трепет ужаса и благоговения. Скоро, однако, у человека зарождается некое ощущение причинности; оказывается, определённые факты всегда следуют один за другим. Теперь он даёт наименования не только вещам, но и отношениям между ними. Причём, единственное отношение, которое он знает по личному опыту, - это отношение кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные силы сочетаются браком и производят потомство; оформляются представления об иерархии этих сил.

На анимистической стадии развития человек всё соотносит с собой, со своими страхами и желаниями. Отношения с вещами он проецирует на сами вещи, которые тем самым становятся овеществлёнными образами его впечатлений. То, что пугает, должно быть каким-то страшным существом, то; что доставляет радость, должно быть существом прекрасным. В этом смысле вся жизнь человека психологична, т.к. он живет в мире, населенном проекциями его собственных переживаний, хотя сами эти переживания целиком физиологичны и биологичны.

Солнце и Луна. Солнце и Луна известны как носители света. Свет и жизнь нераздельны, ведь темнота и ночь очень часто несут с собой смерть. Солнечный свет разгоняет страх, даёт возможность видеть вещи ясно. Таким образом, Солнце - великий источник жизни; Луна же скрывает тайну. Она растёт и уменьшается, освещая землю своим неверным светом, переменчивым и таинственным. Вместе с тем, скоро обнаруживаются фазы Луны, и по её циклам устанавливается чувствование периодичности и времени. «Духов» лучше всего вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна становится магической силой, силой всех таинственных ритуалов.

Тотемизм. По отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым ярким звёздам человек на анимистической стадии испытывает какую-то неясную тождественность. Он чувствует их как живых существ, стремится ко всё большему единению с ними, стремится преисполниться их сущностью. Это почитание звёзд (или, скорее, отождествление себя со звёздами) соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего являются животные (медведи, орлы, олени), но ими могут быть и звёзды, и даже облака или горы. Тотемические культуры ещё существуют у так называемых примитивных племён Африки, Америки, Австралии, Океании, и знакомство с ними, видимо, поможет лучше понять значения древней астрологии на анимистической стадии развития.

В те времена главным было не движение небесных тел, как позже, а особое жизненное качество, которым обладает каждое из небесных тел.

Таким образом, уже на анимистической стадии человек ощущает связь событий с небесными светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во многом связано с выделением циклов, общих для всего живого. На основании противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности действия принципа полярности мужского и женского начал. Многообразие проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам. Уже на этом этапе формируются представления о мистической значимости чисел и магической силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие индивидуальную мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической системы. При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод о том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было «астрологичным», и представления современной науки о древнейшем происхождении «космического мироощущения» вполне обоснованны.

2) Виталистическая стадия.

С точки зрения витализма, жизнь - это всё, ею проникнута каждая сущность, любая субстанция. Это всеобъемлющий океан энергии, в котором всё, что есть, движется и существует. Такое миропонимание возникает, когда человечество до некоторой степени уже преодолело первобытный страх перед природой, когда пройдено то, что Д. Радьяр символически назвал «джунглями», и человек становится скотоводом или земледельцем. «Материальные предметы, наконец, лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на различные вымышленные, обыкновенно невидимые существа, беспрерывное активное вмешательство которых становится отныне прямым источником всех внешних, а затем даже и человеческих явлений»[66]. Иными словами, это первая стадия приручения, «одомашнивания» природы. Она становится «домом», и в этом доме жизнь протекает в величественной смене времён года, фаз Луны, разливов и спадов Нила или иных больших рек, чьи воды обеспечивают плодородие.

Анимизм открывает человека как существо, отчаянно пытающееся преодолеть страх путём отождествления с пугающим объектом или с сохраняющими его жизнь огнём и светом, стремящееся умилостивить зло, принося жертвы. В противоположность анимизму, витализм предполагает, что хотя бы небольшая часть природы - как внешней, так и внутренней - завоёвана и используется; что достигнута определённая надёжность, какая-то безопасность.

Однако эту прирученную часть природы нужно заботливо беречь, охранять от зла, делать плодородной. И нужно не только охранять, но и производить. Враги ещё есть, но они нападают не столько на самого человека, сколько на его собственность; вопрос собственности приобретает главное значение. Жизнь человека зависит от сохранения собственности и увеличения её плодородия. То же относится и к внутренней сущности человека. Одна часть его существа – «душа» – культивирована, то есть взращена сознательной, рождающей идеи и знания. И сознание следует беречь, охранять от возможного вторжения злых сил «бессознательного» - так сказать, от «внутренних джунглей».

Жизнь на этой стадии – это сила, которая может быть и доброй и злой. Зная законы ее циклических приливов и отливов, действуя с ними в гармонии, человек способен создать магические орудия, привлекающие жизненную силу.

На этой стадии человеческого развития астрология становится чрезвычайно важной. Она имеет теперь дело прежде всего с периодичностью жизненных процессов. Она находит их в росте и гибели растительности, природных существ и верит, что эти процессы управляются из божественных источников, которые отождествляются с Солнцем, Луной, планетами и до некоторой степени со звездами.

Астрология становиться изучением всемирной мистерии периодических динамических преобразований, которая кажется самой сущностью жизни. Виталистическая астрология, как считает Радьяр, появилась, вероятно, в древней Халдее, где первым делом были изучены все небесные явления, связанные со сменой времен года. Движение Солнца и Луны стало основой астрологической системы. Но в их движении видели не столько небесные явления как таковые, сколько динамику изменений в проявлении солнечных и лунных жизненных сил на Земле. Кочевые племена, в основном скотоводческие, отдавали предпочтение лунным циклам, поскольку те больше соответствуют периодике в жизни животных, полу и половому размножению. А земледельческие племена придавали большее значение солнечным циклам, сочетающимся с периодами вегетации.

В древней Халдее, как и в древнем Китае, астрология относилась к земле, к обществу и государству; государство, племя, Земля – это микрокосм, а Вселенная – макрокосм. Астрология стала индивидуалистичной только тогда, когда позже, в Александрии, и потом в средние века микрокосмом выступил человек.

В виталистический период астрология строилась на чисто биологических представлениях. Дуализм дня и ночи аналогичен дуализму мужского и женского начала, Ян и Инь у китайцев. Солнце – светило дня, Луна – светило ночи. Животное женского пола имеет периоды возбуждения и безразличия, как Луна может быть светлой или темной. В астрологии, таким образом, выясняются причины всех биологических явлений на Земле (а позже и всех социальных).

«В халдейскую астрологию верило большинство великих людей истории, например, Цезарь, Плиний, Цицерон, у которых лучшие друзья, Пигидий Фигул и Люций Таррутий, сами были астрологами, причем первый прославился, как пророк. Марк Антоний никогда не пускался в путь без астролога, которого рекомендовала ему Клеопатра. Августу, когда он взошел на трон, начертил гороскоп Теаген. Посредством астрологии и гаданий Тиберий раскрыл претендентов на свой трон…».[67]

Древняя халдейская астрология основана на принципе соответствия, на принципе чисто символическом. Символы интерпретировались как боги, потому что человеческое сознание оставалось все еще на физиологическом и биологическом уровнях, а вместе с тем не было ясного различения между физиологическим и психо-интеллектуальным в человеке, ибо анимизм еще был крепко укоренен.

С течением веков на этой виталистической основе возникла более рационально-сложная структура. К циклам Солнца и Луны добавились циклы планет. Возникла идея «Небесного Порядка», которая стала опорой против хаоса стихийной природы. Идея «точных, неизменных числовых отношений» стала символом порядка в обществе. На передний план выдвинулись две основные потребности: календарь и этический закон.

3) Перемены в VI столетии до н. э.

Стремительная архетипическая перемена произошла в течение VI столетия до н. э., во времена Гаутамы Будды, Лао-Цзы, Конфуция, Зороастра, Пифагора, позже Платона, когда был намечен пересмотр всех человеческих ценностей, который человечество до сих пор стремится осуществить. Суть перемены состоит в том, что если раньше интерес сосредоточивался почти целиком на физиологическом плане, то теперь он переходит на план психологический. До того все связывалось с человеческим «телом», теперь формируются новые основания для того, чтобы почти все собиралось вокруг человеческой «души», т.е. внутренней природы человека: ума, чувств и их различных действий и функций, сознательных и бессознательных.

После VI века до н. э., благодаря самостоятельному развитию мышления и стремлению его к абстракциям, в Халдее мысль начала отделяться от своей конкретной жизненной основы, ценность биологической «практической пользы» отошла на задний план, – и астрология получила наименование «чистого знания», «чистой науки», что превратило ее в астрономию. В Египте трансформация была связана с переходом от церемониальной магии к духовно-этическим принципам. В Китае старое, земледельческое толкование уступило место этико-социальному.

Вопрос о древности Зодиака. В античные времена Зодиак обсуждался очень интенсивно. Попытка отнести истоки Зодиака к периоду всего лишь нескольких тысячелетий до христианской эры является колоссальной ошибкой тех, кто стремится определить эту дату. Зодиак должен быть достаточно древним, столь древним, что его знаки и символы должны в точности совпадать с созвездиями… Один автор после многих лет изучения предмета пришел к мнению, что зодиаку около пяти миллионов лет! По всей видимости зодиак является одной из многих вещей, которые мы получили от цивилизаций Атлантиды или Лемурии.[68]

Ньютон полагал, что изобретение Зодиака можно проследить в глубь, вплоть до экспедиции Аргонавтов; Дюлор приурочил начало его к 6500 годам до Р. Хр., именно за 2496 лет до сотворения мира по хронологии Библии.[69]

«Является ли начало Зодиака арийского происхождения или же египетского, он все же должен быть отнесен к огромной древности, – считает Е. П. Блаватская. – Симплиций в VI веке до н. э. пишет, что он всегда слышал, что египтяне сохраняли астрономические наблюдения и записи на протяжении периода в 630 000 лет(!)».[70] И даже если принять это число за количество месяцев, то получится период времени, который все же даст продолжительность двух циклов прецессий, т.е. 51 736 лет!

Диоген Лаэртский относил астрономические вычисления египтян к 48 863 году до Александра Великого, что подтверждал и Мартин Капелла, сообщая, что египтяне тайно изучали астрономию в продолжение более, нежели 40 000 лет, прежде чем они выдали свое знание миру.[71]

В конце Ассирийского периода вавилонские и ассирийские писцы не подразделяли еще зодиак на 12 знаков. Но в это время такое подразделение уже должно было «носиться в воздухе». Вавилоняне делили год на 12 солнечных месяцев равной длины, и они же делили зодиакальный круг на 4 части, соответствующие 4 сезонам по 3 месяца каждый, так что Солнце находилось ровно в течение 3 месяцев в каждой части… Так должны были возникнуть 12 частей зодиакального круга, соответствующие 12 месяцам солнечного года.[72]

Деление зодиака на 12 равных частей (знаков), по мнению Ван-дер-Вардена, должно было уже существовать к 475 г. до н. э., поскольку недавно были обнаружены лунные таблицы, вычисленные для этого года. Есть основания предполагать, пишет Ван-дер-Варден, что такое деление было известно и использовалось для астрологических целей даже раньше, в VI в. до н. э., во времена Навуходоносора.[73]

*  *  *

Заключение

На самом деле заключение писать еще рано, поскольку вся работа задумана в качестве введения к основной теме курсовой, которую я собираюсь раскрыть в дальнейшем. Целью этой работы было указать направление, в котором я намерена вести дальнейшее развитие темы, а также привести некоторые существующие представления об астрологии и ее историческом существовании.

 

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Список использованной литературы:

Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Тома 1 и 3. – Москва: «ЭКСМО-Пресс», 2000.

Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. – Москва: «Наука», 1991.

Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. – Москва: «Канон+», 1999.

Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I – XIV вв./Сост. И общ. Ред. И. Т. Касавина. – Москва: «Республика», 1996.

Истоки тайноведения. Заказное справочное издание по оккультизму. – Симферополь: «Таврия», 1994.

Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. – СПб: РХГИ, 1998.

Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. – Минск: ООО «Вида-Н» – ИП «Лотаць», 2000.

Конт О. Дух позитивной философии. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

Левин М.Б. Лекции по астрологии. – Москва: ЦАИ, 1993.

Птолемей К. Тетрабиблос.

Радьяр Д. Астрологическая психология. – Новосибирск: МП «Издательство «Гермес», 1994.

Радьяр Д. Планетаризация сознания. – Москва: «REFL-book», Киев: «Ваклер», 1995.

Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. – Москва: ЦАИ, 1995.

Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет./Сост. И перевод А.В. Михайлова. – Москва: «Гнозис», 1993.

Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. – Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН , 1997.

Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия. – Москва: «Мысль», 1995.

Штайнер Р. Человек и звезды. Астрология в свете антропософии. – Калуга: «Духовное познание», 1994.


[1] Истоки тайноведения. С. 270.

[2] Там же. С. 274.

[3] Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. С. 142-147.

[4] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 26-27.

[5] Истоки тайноведения. С. 274.

[6] Истоки тайноведения. С. 270.

[7] Там же. С. 272.

[8] Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. С. 283–292.

[9] Истоки тайноведения. С. 277.

[10] Истоки тайноведения. С. 278.

[11] Левин М.Б. Лекции по астрологии. Часть 1. – Москва: ЦАИ, 1993.

[12] Истоки тайноведения. С. 274.

[13] Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 11-12.

[14] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 505.

[15] Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 12.

[16] Гарен Э. «Магия и астрология в культуре Возрождения».//Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 23.

[17] Там же. С. 23-24.

[18] Истоки тайноведения. С. 326.

[19] Радьяр Д. Астрологическая психология. С.21.

[20] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500.

[21] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. С.176.

[22] Г.К. Агриппа фон Неттесхейм. Магические труды.//Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С.80.

[23] Кеплер И. О более достоверных основаниях астрологии. С.220.

[24] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 501.

[25] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 3. С. 425. («Summa», Quest. XV, Art. V, об астрологах, и том III, с. 29.)

[26] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500.

[27] Там же. С. 500.

[28] Радьяр Д. Астрологическая психология. С.13.

[29] Куталев Д. История астрологии.

[30] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 502.

[31] Хайдеггер М. Время картины мира.//Работы и размышления разных лет. С. 139.

[32] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 297.

[33] См., например, Эрих Фромм «Психоанализ и этика».

[34] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 176.

[35] Там же. С. 422.

[36] Радьяр Д. Планетаризация сознания. Приложение. С. 293.

[37] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 27.

[38] Штайнер Р. Человек и звезды. С. 50.

[39] Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 7.

[40] Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 9.

[41] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.

[42] Там же. С. 141.

[43] Там же. С. 182.

[44] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С. 183.

[45] Там же. С. 56.

[46] Там же. С. 68.

[47] Там же. С. 57.

[48] Там же. С. 98-99.

[49] Там же. С. 40-41.

[50] Там же. С. 312.

[51] Там же. С. 314.

[52] Там же. С. 314.

[53] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С. 315.

[54] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 496-497.

[55] Там же. С. 504.

[56] Там же. С. 497.

[57] Там же. С. 497-498.

[58] Там же. С. 498.

[59] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 499.

[60] Там же. С. 501.

[61] Там же. С. 500.

[62] Там же. С. 501.

[63] В качестве основы взят текст Д. Радьяра «Астрология личности» в книге Астрологическая психология.

[64] Математический трактат, или Четверокнижие, - четыре книги о влиянии звезд.

[65] Конт О. Дух позитивной философии. С. 7-8.

[66] Конт О. Дух позитивной философии. С. 8.

[67] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. С.430.

[68] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. С.181.

[69] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 841.

[70] Там же. С. 838-839.

[71] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 839.

[72] Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. С. 137.

[73] Там же. С. 139.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.