рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Астрология как социальный институт

Ради объективности приведу несколько современных определений астрологии, взятых из разных по своей обшей направленности источников:

«Астрология (греч.) – наука, определяющая воздействие небесных тел на земные дела и претендующая на предсказание грядущих событий по расположения звезд…». (Блаватская Е. Теософский словарь. М.,1994).

«Астрология (от астро…и …логия) – учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), определявшемся через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени…». (Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. М., 1998).

«Астрология – мнимая наука, пытавшаяся предсказывать будущие события и судьбу человека из наблюдений над положением небесных светил». (Брокгауз).

 «Астрология (греч.: аstron – звезда и logos – учение) – специфическая система взглядов на Космос, природу и человека в их эволюционном движении. Основополагающая идея астрологии состоит в том, что пространственно-временная организация явлений и объектов анизатропна, и каждый момент времени уникален по своим глубинным проявлениям. <…> Изучая особенности моментов времени, можно определить тенденции дальнейшего развития тех или иных явлений и объектов. <…> Весь мир подчиняется единым ритмам, единым циклам, имеющим свои индивидуальные проявления в различных системах…». (Новейший философский словарь. / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998).

«Астрология - учение о соотнесённости земных ритмов с ритмами космоса, где целью является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей "слаженности" своих и космических ритмов, максимальная реализация потенциала, которым он наделён с рождения». (См. ниже).

Достаточно адекватным представляется определение, предложенное современным американским исследователем Робертом Хэндом: «Астрология –наука, изучающая характеристики данной точки в пространстве-времени при помощи соотнесения её с другими точками того же континуума, и пользующаяся символическим языком, связанным с космическими структурами». Подчеркнём несколько важных моментов, связанных с данным определением:

Во-первых, определение Р. Хэнда не подразумевает непосредственного воздействия небесных тел на земные события, а прежде всего указывает на символическую (косвенную) соотнесённость между событиями разного масштаба. Этот момент согласуется с тем, что в разных (астрологических и оккультных) источниках большое внимание придается принципу аналогии, а у Радьяра прямо сказано, что «подлинной основой всякой оккультной науки является закон аналогии»[19].

Во-вторых, астрология – не астральный культ; представления об одушевленности небесных светил и о том, что они диктуют свою волю людям, не являются здесь обязательными и отвергались многими астрологами еще в древности.

В-третьих, астрология не является фаталистическим учением, постулирующим абсолютную предопределённость жизни человека и всей Земли в целом. Детерминистская сторона не являлась ни главной, ни преобладающей в астрологии; наоборот, работа астролога не в последнюю очередь направлена на то, чтобы человек стал над «фатумом», взял управление своей жизнью в свои руки. Как справедливо заметил Цицерон, «Если всё решает судьба, то какой мне прок от гадания?» (О дивинации, II, 20).

В-четвёртых, астрология на самом деле не является системой предсказаний или гаданий. Астрология - учение о соотнесённости земных ритмов с ритмами космоса. Изучив влияние космических факторов на прошлое и на настоящее человека, астролог может сделать и прогноз на будущее, но целью здесь зачастую является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей «слаженности» своих и космических ритмов, максимальная реализация потенциала, которым он наделён с рождения.

Далее – иллюстрация представлений об астрологии на протяжении веков.

Плотин (205 – 270) учил, что «движение звезд предвещает судьбу каждого, но не создает ее, как неправильно понимает толпа».[20]

Парацельс (1493 – 1541) говорил: «тело происходит из элементов, душа – из звезд, а дух – от Бога. Все, что интеллект может воспринять, происходит от звезд (духи звезд, а не материальные созвездия имеются тут в виду)»[21].

Агриппа фон Неттесхейм (1486 – 1535): «созвездия, как принято говорить, не принуждают, а только склоняют к чему-либо. <…> Астрология состоит в том, что можно что-то сказать наперед, либо при случае открыть книгу и наткнуться на какой-либо стих, который выглядит как настоящее предсказание, и подчас случается, что благодаря этому произносится нечто близкое истине. <…> Предсказание скрытых событий будущего исходит не только из положения звезд, но и из аффектов души. <…> В этом искусстве нет определенности, оно может действовать согласно усмотрению, которое происходит либо из предположений, либо из неподдающегося исследованию дьявольского внушения, либо по законам исполненной превратностями судьбы. Исходя из этого данное искусство есть не что иное как суеверная и лживая догадка, которая со временем превращается в науку о неопределенном, используя которую ловкачи обирают невежд, обманывая в то же время самих себя».[22]

Кеплер И. (1571 – 1630). «Что же касается того, что многие неверно используют предсказания ради собственного любопытства и подтверждения своих предрассудков, то это отвращает меня ничуть не больше, чем хорошего командира отвращает от взятия города… потеря нескольких солдат (которым, будь это возможно, он охотно спас бы жизнь).

Если у кого-то имеются возражения против публикации астрологических предсказаний для широкой публики, поскольку это вряд ли пойдет ей на пользу, то я хотел бы, чтобы такие люди приняли во внимание, что мы не можем довести что-либо до людей просвещенных, встречающихся то в одном, то в другом месте, иначе, как обращаясь к широкой публике».[23]

«Кеплер занимался и интересовался астрологией потому, что в основе своей она имела ту истину, которую Кеплер поставил краеугольным камнем своего философского представления о мире… Он являлся сторонником того убеждения, что существует общее начало, управляющее мировой жизнью, отдельные части которого крепко связаны между собой».[24]

Фома Аквинский (1225/1226 – 1274): «Небесные тела суть причины всего, что встречается в этом подлунном мире; они косвенно влияют на человеческие деяния; но не все ими производимые действия являются неизбежными».[25]

Тихо Браге (1546 – 1601), величайший скандинавский астроном, основатель практической астрономии, свою научную деятельность до известной степени посвятил развитию и утверждению астрологии. В своей вступительной речи в Копенгагенском университете он открыто заявил: «Кто отрицает влияние звезд, тот отрицает мудрость и противоречит самому явному опыту». По адресу богословов и философов, пытавшихся опровергнуть астрологическое учение, он говорил: «Что извиняет этих людей – это их невежество как в астрологии, так и в обыкновенном искусстве здравого суждения». Несмотря на нападки и гонения он до конца жизни сохранил твердую веру в астрологию и бранил тех, кто ее отрицал.[26]

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), знаменитый английский философ, который одним из первых постиг великое значение эксперимента в естествознании, полагал, что астрология имеет все права на существование. Он настаивал на преобразовании астрологии и находил нужным уточнить тот способ вычисления, к которому в то время прибегали.[27]

*  *  *

Ряд исследователей (вслед за Д. Радьяром) трактуют термин «астрология» в более широком смысле, связывая его с понятием космического мироощущения. Дэйн Радьяр писал: «История астрологии – это история трансформации отношения человека к Природе – к внешней, воспринимаемой чувственно, и к внутренней, «человеческой» природе...»[28]. Таким образом, астрология в узком смысле этого слова (астрология как наука) является лишь порождением определённой фазы данного процесса. Для изучения истории астрологической мысли этот, более широкий, вариант понимания термина «астрология» является весьма важным.

Некоторые историки науки придерживаются следующей трактовки понятия «астрология». Они отграничивают астральные предзнаменования, поклонение звездам, астральные мифы, характерные для культур Древнего мира, от астрологии как таковой, которую они понимают как математизированную технику составления гороскопов для предсказания по ним будущих событий. Здесь имеет место наиболее узкое понимание термина «астрология». Следовательно, когда задаётся вопрос: «Когда и где возникла астрология?» - мы должны вначале понять, какого определения астрологии придерживается человек, задавший этот вопрос.

Основные принципы астрологии[29]

 

·     принцип всемирной симпатии (всеобщей связи явлений);

·     принцип аналогии. В пространственном аспекте это принцип подобия микрокосма и макрокосма: всякая сущность (более узко - человек) подобна миру в целом. Временной аспект принципа аналогии - принцип прогрессий; прогрессиями в астрологии называется один из основных методов прогноза, в основе которого лежит постулат о соотнесённости временных интервалов различного масштаба: например, часто используемая прогрессия «день за год» определяет основные тенденции сорокового года жизни человека по расположению планет на сороковой день после рождения этого человека.

·     принцип полярности, взаимодействия мужского (активного, «положительного») и женского (пассивного, «отрицательного») начал как основы всего существующего в мире;

·     нумерологические концепции (представления о мистике чисел);

·     представление о четырёх (или пяти) основных стихиях, присутствующих во всём;

·     принцип цикличности;

·     представление о космической иерархии;

·     принцип деления неба на участки, имеющие отличное друг от друга значение;

·     принцип значимости имён и названий (астрологическое значение планет связано с их названиями).

Астрология как мировоззренческая система

«В умах астрологов за тысячелетия до начала опытного изучения природы сложилось глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собою лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленный сверху вниз. Источники этой энергии, таясь где-то далеко в небесных пространствах, щедро дарят этому миру энергию, приводят в движение звездные сферы и производят на Земле все те разнообразные движения в мертвой и живой природе, которые оживляют земную поверхность. <…>

Объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа».[30]

Многие ругают астрологию за ее неточность, неоднозначность ее предсказаний. И на это можно приводить бесконечное множество различных «за» и «против», но здесь я бы хотела лишь процитировать Мартина Хайдеггера (1889 – 1976): «…все науки о духе и даже все науки о жизни обязаны (курсив мой, – С. Д.) быть неточными именно для того, чтобы оставаться строгими… Неточность исторических наук о духе – не недостаток, но лишь исполнение требования, существенного для такого вида исследования».[31]

Астрология существует не столько для предсказания событий, сколько для выявления возможностей индивида и смысла (“миссии”, кармического предназначения) его существования («…астрологические данные указывают не на события, а на возможности их развития»[32]). От астрологии (как и от любой другой науки, претендующей на знание будущего) ждут предсказания конкретных событий, забывая, что предсказать, т.е. раскрыть, внутреннюю сущность происходящего и самого человека гораздо и важнее и сложнее! Так ли уж важно, удастся ли какому-то человеку построить дом, найти хорошую работу, обзавестись семьей, если куда важнее знать, что придаст настоящий смысл его жизни и какую при этом роль сыграет выбранная работа, семья (если ею вообще стоит обзаводиться) и т.п. На этот аспект предсказания в наше время, когда господствует рыночно-потребительское[33] отношение к жизни, люди не склонны обращать внимание.

Астрология раскрывает глубинный, духовный смысл всех явлений и процессов, таких, которые связаны с человеком (человечеством) и оказывают на него влияние. Таким образом, мировоззрение астрологии опирается на антропоцентризм.

Основная функция астрологии – «раскрыть значение индивидуальной судьбы и неповторимой личности, чтобы человек мог осознать и реализовать свою индивидуальность».[34] «Если не сделать астрологию техникой интеграции личности, то она становится или пустой интеллектуальной игрой, или опасной игрой в гадательство».[35]

«События, - пишет Дейн Радьяр (1895 – 1985), - не являются самым важным фактором в вашей жизни. Главное – это значение, которое мы им придаем, и то, как мы их используем. Ваш гороскоп помогает вам понять, как вам лучше всего использовать потенциальные возможности всего вашего бытия. Это – ваше небесное имя, обозначающее вашу уникальную индивидуальность в этой жизни.<…> Астрология может помочь раскрыть этот смысл, расшифровать символический язык небес<…>». (Из письма Барбаре Сомерфилд, 1972)[36].

«В алхимии, например, астрология используется в основном символически, но в определенном смысле слова астрология всегда символична, если ее правильно понимать, – считает Радьяр, – Все зависит от того, как понимать слово «символ». Алгебра тоже чисто символична, но ведь благодаря именно ей и высшей математике появилась возможность создать современную науку и век машин. Астрология в основе своей– алгебра жизни. Но ее применения так же разнообразны, как формы жизни, которые она координирует, интегрирует и осмысляет в рамках определенного порядка».[37]

Рудольф Штайнер (1861 – 1925) считает, что «действительная астрология – это совершенно интуитивная наука и требует от того, кто хочет ею заниматься, развития высших сверхчувственных познавательных сил, которые сегодня могут быть только у очень небольшого числа людей. И если хотят изложить ее основной характер, то для этого необходимо вникнуть в высшие космологические проблемы в смысле духовной науки».[38]

«Современная астрология предполагает осознание того факта, что космос вокруг родившегося индивида представляет в символическом виде информацию, в которой он нуждается для самоориентации, адекватной соответствующей его индивидуальной правде по отношению к любому опыту своей жизни<…> Карта рождения как целое представляет собой «дхарму» индивидуума<…>».[39]

«Основная задача человека – сознательно стать целым на всех уровнях своего существования, а он сможет стать целым, если будет соотносить каждый свой опыт с общим центром. Человек должен осознать место, которое занимает каждый отдельный опыт в его целой личности. В этом процессе обретения целостности выделяются два фактора: сознание и власть<…> Без сознания власть принимает бесчеловечные формы, баз власти сознание есть фикция, не имеющая субстанциального существования.

В астрологии сознание оперирует на горизонтальной оси, власть и способность к интегральному существованию относятся к вертикальной оси. В любом целом сознание оперирует двойственным образом: осознание самого себя и осознание своей соотнесенности с другими. Самость и соотнесенность – два фундаментальных понятия экзистенциальной реальности, но существует несколько уровней самости и взаимоотношения также работают на разных уровнях, экстериоризируя различные качества существа».[40]

2.   Что известно из истории астрологии

(астрология как социокультурное явление)

В этой работе я не ставлю целью охватить все, что известно из истории астрологии, да это и невозможно уместить в столь маленький объем. Здесь мне хотелось бы привести в качестве наброска лишь несколько точек зрения.

Ван-дер-Варден[41] (род. 1903 - …) выделяет три совершенно четких этапа в развитии астрологии (три типа астрологии, последовательно сменявших друг друга) и соотносит их с современными им религиозными течениями. Он утверждает, что существует тесная связь: 1) между Астрологией Предзнаменований и Старовавилонским политеизмом; 2) между Примитивной Зодиакальной Астрологией и Зерванизмом – фаталистическим поклонением Бесконечному Времени; 3) между Гороскопной Астрологией и Зороастризмом, религией Заратуштры, – учением о небесном происхождении души. [42]

1.    Астрология предзнаменований (серия «Энума Ану Энлиль» и рапорты царских ассирийских астрологов) не касается гороскопов, связанных с рождением, в ней не используются знаки зодиака.

2.    Примитивная зодиакальная астрология (тексты, приписываемые «Орфею» и «Зороастру») использовалась уже в Халдейский период. Использует 12 знаков зодиака, но не занимается гороскопами. Для ее функционирования необходимы систематические наблюдения, но математическая теория планетных движений не нужна.

3.    Гороскопная астрология восходит к Персидскому периоду. В ней используются знаки зодиака и гороскопы для дней рождения. Для вычисления гороскопов необходимы методы математической астрономии.

В своей книге Ван-дер-Варден доказывает, что во-первых, существует тесная связь между митраизмом, зерванизмом и орфизмом (три этих религиозных течения существовали в одно время в VI в. до н. э.), во-вторых, каждое из трех направлений связано с астрологией.[43]

Древняя астрология предзнаменований отличается от более поздней гороскопной астрологии двумя аспектами: во-первых, знаки зодиака, которые играют принципиальную роль в гороскопной астрологии, не встречаются вообще в ранней астрологии; во-вторых, древняя астрология имеет дело с событиями, представляющими общий интерес (например, предсказывает хороший или плохой урожай, войну или мир).[44]

На стадии примитивной зодиакальной астрологии появляются знаки зодиака, но гороскопы еще не составляются.

Ван-дер-Варден, рисуя картину становления астрономии, отмечает существование астрологии в таких древних культурах (цивилизациях), как Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Древняя Месопотамия и Древняя Греция.

Старовавилонская астрономия не интересовалась или, по крайней мере, не ставила на первое место судьбу личности. Ее главный интерес сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касались погоды и урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей.[45] Вавилоняне всегда отождествляли планеты с богами. Это свидетельствует о том, что вавилонская астрология была сильно связана с астральной религией.[46]

Существовала обширная серия клинописных текстов, представлявших как бы компендиум астрологии второго тысячелетия до н. э., под названием «Энума Ану Энлиль». Эта серия состояла из 70 или большего числа табличек, в совокупности включавших около 7000 предзнаменований.[47]

Что касается ассирийских сведений об астрологии, то здесь можно упомянуть, например, о дошедших до нас астрологических рапортах Надину и других ассирийских придворных астрологов. Некоторые из этих сообщений попали в руки Птолемея.[48]

Среди египетских источников имеется астрологический папирус из Венской национальной библиотеки, опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно Паркеру, текст, вероятно, был написан в правление Дария (521-486 гг. до н. э.). В тексте обсуждается значение солнечных и лунных затмений.[49]

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.