рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Астрология как социальный институт

Реферат: Астрология как социальный институт

Содержание

Вступление

Сущность астрологии: определение и основные черты

Что известно из истории астрологии
Заключение

Список использованной литературы

Вступление

…Но математическое исследование природы

не потому точно, что умеет точно считать,

но оно обязано точно считать, поскольку

его связанности своей сферой предметов

присущ характер точности. Напротив того,

все науки о духе и даже все науки о жизни

обязаны быть неточными именно для того,

чтобы оставаться строгими.

(Мартин Хайдеггер)

Прежде чем приступить к анализу столь необычной темы («Астрология как социальный институт»), необходимо сначала точно определить, что именно понимать под словом «астрология», какова ее сущность, основные характеристики, каково представление о ней, каково ее место в системе знаний о мире и человеке, причем как в современном понимании, так и на протяжении веков. Следует проследить, насколько это возможно, ее развитие и понимание на разных исторических этапах. Астрологию, как станет ясно ниже, невозможно описать вне понятия оккультизма.

Я хочу, чтобы эта работа рассматривалась в качестве введения и абриса дальнейшего развития главной темы моей курсовой, поскольку, с одной стороны, весь используемый здесь материал требует более подробного исследования, а с другой стороны, чем подробнее и глубже его исследовать, тем очевиднее станет необходимость такого исследования для успешного раскрытия темы «Астрология как социальный институт».

Астрология, как, возможно, станет ясно ниже, главной своей целью ставит раскрытие перед индивидом путей его социализации. Наше будущее именно потому непредсказуемо, что оно зависит не только от нас, но также и от окружающих нас людей.

Цель этой работы – придти к новому пониманию астрологии и лучше понять смысл нашего представления о ней как о живой практической философии психологического самоосуществления, ключевой задачей которой во все времена была интеграция.

1.   Сущность астрологии: определение и основные черты

(мировоззренческие основания астрологии)

Место астрологии в системе оккультных наук

Во все времена и почти у всех народов были, помимо обычных наук, науки тайные, эзотерические, являвшиеся достоянием немногих избранных, которых принято называть посвященными. Часть этих наук, ставшая достоянием гласности, была систематизирована и получила распространение под названием оккультизма.

Прежде чем начать описывать это понятие, необходимо дать одно пояснение. Невозможно претендовать на всестороннее его описание, поскольку вся имеющаяся доступная литература по этому поводу носит характер экзотерический, т. е. общепринятый, общедоступный, лежащий на поверхности, популяризаторский. Я хочу сказать тем самым, что существовало и существует множество школ, [со]обществ и т.п. (из которых и сплетены такие понятия, как «духовная (или гурическая) школа», «духовный наставник», «гуру», «посвящение» и т.д.), носящих эзотерический характер, которые, очень даже может быть, имели и имеют иное понимание и, что особенно важно, иную иерархию всех ниже приведенных терминов. А в их учениях и текстах мы, вполне возможно, найдем полностью противоположное значение этих терминов и опровержение всем нашим построениям. Не нужно забывать, что когда мы имеем дело с эзотерическим – мы имеем дело со скрытым, с тайной, которая недоступна для «непосвященных масс» (будь оно доступно, оно бы не было эзотерическим!), – следовательно, тот, кто претендует на «отличное» или хотя бы «хорошее» знание таких вещей, проявляет легкомыслие и непонимание сути. Поэтому то, что приведено ниже, является лишь экзотерической стороной понимания, и я бы сказала, логически-ментальной стороной, а не духовно-мистической, к примеру.

Оккультизм. «Оккультизм» происходит от латинского occultus – тайный, темный, сокровенный. Им обыкновенно называют совокупность воззрений, верований, знаний и приемов, относящихся к области таинственных сил природы и человека. В широком значении слова оккультизм обозначает явления магии, телепатии, астрологии и вообще мало исследованные загадочные явления физической и психической природы. Иногда оккультизм называют также герметизмом, по имени Гермеса Трисмегиста, но обычно название герметической науки чаще всего применяется к алхимии.[1]

Оккультизм есть учение о скрытой стороне природы и человека, постигаемое путем синтеза тайных наук и ведущее через овладение психическими силами к сверхчувственному восприятию, проявлению динамизированной воли и возвышению человека над обыденной жизнью.[2]

Под оккультными науками обычно понимаются астрология и другие формы мантических учений (гадание по руке, внутренностям и костям животных, по картам), алхимия, каббалистика и разные типы магии чисел, теософия и, наконец, собственно магия, поскольку она достигает рационализированного вида. Как формы поиска тайного знания они частью укладываются в схему поиска откровения, частью – в схему поиска путей творения. Примером первой схемы может служить астрология… Примером второй схемы – алхимия.[3] Алхимия – если она не извращена и не сведена к материализму – это попытка делать с человеческой душой то, что китайский император должен был делать по отношению к земледелию, устанавливая календарь.[4]

В основе современного оккультизма лежит двоякое стремление человеческой души – верить и знать. Оккультизм стоит на границе между религией и теологией, с одной стороны, наукой и философией – с другой.[5]

Оккультизм и мистика. От оккультизма следует отличать мистику и эзотеризм. Слово «мистика» происходит от слова «тайна». Мистика есть глубина и вершина духовной жизни. Сфера мистики отлична от сферы оккультизма; мистика по своей природе духовна, оккультизм – натуралистичен. Мистика есть общение с Богом, оккультизм же – общение с силами природы. Оккультизм учит о скрытых силах природы и человека, но никогда не углубляется до божественной основы мира. Мистика же основана на ощущении внутреннего родства и общности между человеческим духом и духом Божественным. Мистика есть углубление эзотеризма, она есть особая форма духовной жизни и духовного пути. Цель мистики в этом смысле слова есть созерцание Бога и соединение с Богом.[6]

Оккультизм и эзотеризм. Эзотеризм есть общее название для учений, являющихся достоянием тайных оккультных организаций. В противоположность мистицизму и оккультизму он всегда субъективен и замкнут. Сущность подлинного эзотеризма состоит из переживаний и откровений, получаемых посвященными или посвящаемыми в практику тайного общества или союза. Чистый эзотеризм в основе сверхчувствен и часто не имеет эквивалентных понятий в обычном мире для своего выражения. Подлинно эзотерические книги, поэтому, всегда облекают свое повествование в форме притч и аллегорий. Популяризация эзотерических учений всегда грешит вымыслами и приводит к колдовству и психическим расстройствам. Подлинный эзотеризм утверждает тайну, которая раскрывается в большей или меньшей степени в сознании в зависимости от духовного подвига, от степени духовной одаренности, от духовного уровня и стадии духовного пути. Эзотерическое в христианстве ведет к мистическому. Эзотеризм претендует хранить сокровенную истину и тайну от профанации и непонимания господствующего сознания масс, которые не могут эти истины и эти тайны вместить.[7]

Вот какие выдержки приводит Клизовский (1874 – 1942) из «Чаши Востока»: «Недоступность и вытекающая отсюда таинственность этой высшей науки для масс народа может быть продиктована не желанием немногих избранных сохранить лишь для себя эту высшую мудрость, но неподготовленностью и неспособностью народа воспринять ее… Дать человеку больше знания, нежели он в данную минуту способен вместить, – опыт весьма опасный.

Оккультная наука – это не такая наука, в которой тайны могут передаваться сразу, путем письменного или даже устного сообщения… Оккультная наука имеет свои методы исследования, такие же точные и деспотичные, как и методы ее антитезы – физической науки; если последняя имеет свои правила, так же точно их имеет и первая…».[8]

Оккультизм и наука. Область оккультизма или совершенно игнорируется современной наукой или мало ею разрабатывается. Это объясняется следующими причинами[9]:

1.    Обоснование оккультизма традиционным знанием, берущим начало в откровении, а не в экспериментальном исследовании.

2.    Пользование методом аналогии (который в науке признается наименее точным и убедительным).

3.    Исследования внутренней стороны вещей и высших сфер мироздания доступны лишь сравнительно небольшому кругу посвященных, которых оккультисты называют адептами, или просвященными (adepti, illuminati, initiati).

4.    Слепое доверие оккультизма источникам, особенно древним, часто весьма сомнительным.

5.    Навязывание многим философам и религиозным учителям, вопреки фактам, оккультных учений.

6.    Шарлатанизм и даже развращенность многих его последователей (приверженность «черной магии», чертопоклонничество, служение черных месс и т.д.).

Оккультизм не отрицает и не презирает науку. Оккультисты считают свое знание лишь дополнением к тому образованию, которое они получили на школьной скамье. Пренебрежение представителей современной точной науки к оккультизму есть лишь непонимание тех источников, которые дали миру химию, астрономию, медицину и целый ряд открытий и изобретений.

Конечная цель оккультистов заключается в синтезе человеческого знания, неразрывно связанного с достижением человеком божественного сверхсознания.

Оккультизм и религия. Православие, вмещая многое от древнего оккультизма и эзотеризма, стремится в наше время всех оккультистов, теософов и им подобных тайноведов отнести к числу еретиков. Благодаря этому огульному осуждению создается впечатление, что церковь, утеряв ключи к пониманию творимых таинств и обрядов, как бы боится обретения этих ключей другими. Эта боязнь гнозиса единосущна католической тупости, пытавшейся сжечь Галилея.[10]

Для того, чтобы понять место астрологии в системе оккультных наук, можно привести следующее деление оккультизма:

1.    Высший оккультизм: теургия, тавматургия и психургия.

2.    Классический оккультизм: каббала, магия, таро, астрология, алхимия, герметическая медицина (гипнотизм, магнетизм).

3.    Практический оккультизм: телепатия, телепсихия, телекинетия, психометрия, ясновидение, магнетизм.

4.    Прикладной оккультизм: хиромантия, графология, физиогномика.

5.    Народный оккультизм: оракулы, сонники, гадания, травники.

Опишем вкратце эти деления.

Высший оккультизм.

Теургия – искусство входить в известную связь с духами и богами с помощью особых слов и действий, чтобы добиться от них совершения чего-либо сверхъестественного. В своих истоках теургия, по всей вероятности, тесно связана с избранничеством. Современная теургия связана с каббалой и содержит в себе богослужебные элементы. Простейшим проявлением теургии будет горячая, искренняя молитва, более сложным – церковная служба (например, молебен).

Тавматургия есть техника воздействия и восприятия в астрале через реализацию особого состояния человеческого естества (экстериоризация). Практика тавматургии составляет основу второго (астрального) посвящения розенкрейцеров.

Психургия – это развитие психических сил человека, его астральных органов и способностей.

Практический оккультизм неразрывно связан с оккультизмом классическим и обосновывает им свои положения. В силу того, что практическим оккультизмом можно заниматься без вступления в какое-либо общество, эта ветвь классического оккультизма стала приобретать самостоятельное значение.

Телепатия (от греческих слов: «в отдалении» и «страдание»), сообщение на расстоянии одним лицом другому представлений, мыслей и переживаний (эмоций), без посредствующего воздействия на органы чувств при помощи слов, письменных знаков или других сигналов.

Телепсихия есть проявление внушения или гипноза на расстоянии.

Телекинетия заключается в передвижении и подъеме на воздух материальных предметов психическими силами. Считается, что это происходит (в основном на спиритических сеансах) вследствие частичной материализации духов или «проделок» элементалей. Но эти же явления могут быть осуществлены с разумными целями посвященными.

Психометрия есть умение читать астральные наслоения, в виде которых на физических предметах запечатлеваются земные события. Такая сенситивность бывает врожденной или искусственной (развитой путем упражнений) и, наконец, болезненной, возникшей вследствие сильных психических потрясений или неправильного функционирования некоторых органов.

Ясновидение обнимает обширный ряд явлений, основанных на способности сверхчувственного восприятия, т.е. способности получать информацию и впечатления из внешнего мира без помощи органов чувств. Здесь речь идет о познании совершенно конкретных обстоятельств, как то: угадывание мыслей, определение болезни отсутствующего лица без каких-либо реальных данных о ней, умение читать через непрозрачную обертку и т.д. Реальность подобных явлений до последнего времени отвергалась положительной наукой.

Магнетизм – «животный магнетизм», или «человеческий од» – есть энергия или жизненная сила человеческого организма (прана). Это «нервное электричество» служит для лечения болезней, обновления организма и самого широкого применения в обыденной жизни через рукопожатия, поцелуи, жесты и т.п. В магии служит для конденсирования астрального тела, воздействию не астральных сущностей и содействует успеху талисманов и пантаклей.

Прикладной оккультизм заключается в умении читать астрологические сигнатуры, имеющиеся во всех предметах физического мира. Изучение сигнатур минерального царства, преимущественно камней, позволяет применять эти камни для талисманов, пантаклей и т.п. Изучение сигнатур в царстве растений служит применению растений в качестве лекарств в герметической медицине, в магии – в виде курений. В царстве человека астрологические сигнатуры служат для определения его характера, способностей, склонностей и позволяют судить о его будущем.

Областью человеческих сигнатур занимаются несколько оккультных наук, развившихся в глубокой древности на чисто астрологических началах. Среди них самые известные – это хиромантия и физиогномика.

Хиромантия – искусство определять характер человека и предугадывать его судьбу по линиям, морщинам, складкам и бугоркам, которыми покрыта ладонь. Принцип гадания заключается в том, что каждой линии или бугорку (а также и форме пальцев) приписывается неразрывная связь с одной из психических способностей. Часто линии носят названия астрологических планет и соответствуют их влиянию. Таким образом, ладони человека являются своеобразным гороскопом, чтением и толкованием которого и заняты хироманты. Большей частью хиромантией занимаются в связи с другими оккультными и мантическими науками.

Физиогномика аналогично хиромантии изучат черты лица как своеобразный гороскоп.

Существуют также: френология – учение о связи душевных функций и психических способностей с наружной формой черепа; графология – учение, состоящее в суждении о человеке по его почерку (манере письма).

Народный оккультизм я здесь рассматривать не стану.

Основные принципы оккультизма – принцип единства мира, принцип целостности мира, принцип иерархичности мира и бытия, принцип подобия, принцип разумности всего живого, принципы полярности, цикличности, равновесия и гармонии.[11]

В истории человеческой мысли можно отметить три эпохи, когда оккультизм получал первенствующее значение: первые века христианства, эпоха Возрождения и настоящее время.[12]

*  *  *

Следует отметить, что интерес к оккультизму и интенсивность оккультных стремлений обратно пропорциональны развитию рационализма и материализма. Распространение оккультизма знаменует упадок точного знания или неудовлетворенность им.

И. Т. Касавин в статье «Спутники и попутчики науки» пишет: «Рождение современной науки – феномен, с которым обычно связывается позднее Возрождение и Новое Время, – оказывается отнюдь не однозначным процессом. Новая космология (астрономия) обязана своим возникновением не только и не столько расширению наблюдательной базы и математической обработке данных, но в значительной степени новому мировоззрению, утверждавшемуся как соединение рациональных и мистико-магических элементов. Следующий шаг – классическая механика – в той же мере связан с платонизмом, еретической теологией, алхимией, астрологией и каббалистикой. <…> В дальнейшем – и вплоть до наших дней – наука не вытесняет магию, но лишь оттесняет ее в сферу альтернативных мировоззрений, и пока теории удается обслуживать инструментально-эмпирическую практику, наука не вспоминает об альтернативах».[13]

«Нужно быть достаточно наивным, – пишет А. Л. Чижевский, – чтобы воображать, что современный человек дошел до последнего слова науки и философии и что будущее человечество успокоится до скончания мира на идеях нашего времени… И кто осмелится утверждать, что, претерпев ряд преобразований, человеческая мысль не вернется снова к тем первоначальным философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества?».[14]

Касавин также пишет, что герметические и оккультно-магические учения образуют «…параллельную историю науки в том смысле, что современное монистическое понятие науки исключает все те ее элементы, которые непосредственно участвовали в ее историческом формировании и с которыми наука в явной или неявной форме постоянно вела диалог».[15]

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) в книге «О способности вещей к ощущению и о магии» писал: «Все, что совершается учеными в подражание природе или в помощь ей тайным искусством, кажется магическим действием не только несведущей черни, но и всем людям вообще, так что не только вышеозначенные науки, но и все прочие прибегают к магии. Магией было то, что Архит сделал голубя, который летал, как настоящий, и то, что во времена Фердинанда, императора Германии, некий немец сделал искусственных орла и муху, которые летали сами по себе; ибо пока искусство не становится понятным, его всегда называют магией; только потом – просто наукой (курсив – С.Д.). <…> То же, с чем имеет дело физика, астрология и религия, в редчайших случаях становится широко известно; недаром в них древние черпали искусство [магии]».[16]

Гарен пишет, что «…Кампанелла здесь (т.е. в предыдущей цитате) очень точно выявил три вещи: во-первых, все науки, исследуя структуру реальности, пользуются магией (магия здесь, скорее всего, понимается в широком смысле, т.е. в значении оккультизма – С.Д.) в той мере, в какой она является практической деятельностью, преобразующей природу <…>; во-вторых, таинственный ореол, окружавший мага, словно бога или демона, исчезал с каждым успехом науки; в-третьих, тем не менее наиболее высокие проблемы, и соответственно наиболее глубокие произведения, ускользая от общедоступного понимания, все еще сохраняют покров «магического». Таким образом, мы – на пути, ведущем к оправданию магии и, следовательно, ее неразлучной подруги – астрологии».[17]

Погребенная с ростом позитивной науки, астрология в наши дни оживает снова и непрерывно увеличивает круг своих сторонников. Это можно объяснить тем, что официальная наука, точно так же как и официальная вера, в настоящее время показали полную свою неспособность организовать человеческую жизнь и ответить на самые важные вопросы бытия.[18]

Определение понятия астрология

Прежде чем приступить к изложению основных этапов истории астрологии, следует определить, что, собственно, мы будем понимать под термином «астрология».

Надо сказать, что общепринятого определения астрологии до сих пор не существует, в разных источниках приводятся разные формулировки, и их общее число достигает нескольких десятков.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.