Реферат: Арабская культура средних веков как срединная культура
Реферат: Арабская культура средних веков как срединная культура
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"УЛЬЯНОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Специальность "СВЯЗИ
С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ"
Кафедра
культурологии
РЕФЕРАТ
по курсу "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"
АРАБСКАЯ
КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ КАК СРЕДИННАЯ КУЛЬТУРА
Выполнил студент:
Головачева А.В.
Группы_сод-21
Проверил преподаватель:
Петухова Т.В.
Ульяновск 2010
Содержание
Введение
1.
Ислам
2.
История
3.
Точные и естественные науки
4.
География
5.
Философия
6.
Историческая наука
7.
Литература
8.
Изобразительное искусство
9.
Архитектура
10.
Музыка
Вывод
Список
литературы
Введение
Арабская культура,
средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе
культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего
Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. В научной литературе термин "Арабская культура"
употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в
применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших
в состав Халифата. В последнем значении понятие "Арабская культура" иногда
отождествляют с понятием "мусульманская культура" (т. е. культура
мусульманских народов) и его употребление является условным.
1. Ислам
Определенное влияние на
развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовавших
ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых,
дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого бога.
Мусульманское представление о мире как о созданном богом едином целом имело
важное значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетической
идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и
все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную
эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его
развитию. Однако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их
художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В
мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались идеалистические и
материалистические тенденции, схоластика и стремление к познанию реальной
действительности. Один из величайших ученых и философов средневекового Востока,
Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и
вместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от
религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие
другие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических
произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали
силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как
правило, не выступали открыто с атеистических позиций. Когда речь идет о влиянии
ислама на изобразительное искусство, обычно указывают на запрещение изображать
живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самого
возникновения учение ислама содержало иконоборческую тенденцию, связанную с
преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные
изображения древних племенных богов) названы "наваждением сатаны".
Религиозная традиция решительно отвергала возможность изображения божества. В
мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения
людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Однако
первоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа,
сформулированного в качестве религиозного закона. Только позднее, вероятно в
IX—Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения
определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. "Несчастье
тому, — читаем мы в комментариях к Корану, — кто будет изображать живое
существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с
картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не
могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени"; "Берегитесь
изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные
предметы". История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на
развитие отдельных видов искусства, имели значение не во всех мусульманских
странах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической
реакции. Однако объяснение основных особенностей средневекового искусства
арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его
развитие. Содержание художественного творчества народов Арабского Востока, его
пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими задачами,
которые выдвинул поступательный ход развития общества, вступившего в эпоху
феодализма.
2. История
На территории
Аравийского полуострова Арабской
культуре предшествовала культура доисламских арабов - кочевого
и земледельческого населения, находившегося в стадии перехода к ранней форме
классового общества. В 4-6 вв. она испытывала влияние древнейеменской,
сиро-эллинистической, иудейской, иранской культур. Характерным элементом
доисламской культуры этого периода (т. н. джахилийя) была развитая устная
народная словесность. Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения
ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился
в огромное государство. Основанная арабами государственно-политическая
общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой
общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни
народов Халифата. На ранних этапах формирование Арабской культуры представляло собой главным образом
процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и
социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых
народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.).
Сами арабы дали Арабской культуре
такие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традиции бедуинской
поэзии. Значительный вклад в Арабскую
культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили
национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы
Средней Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения
Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы,
представители гностических сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно
сирийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение
философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма. В 8-9 вв.
на арабский язык были переведены многие научные и литературные памятники
древности, в том числе греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. В
переводах и обработках они вошли в состав арабской письменности и
способствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистического
мира, а через неё - с античной и древневосточной цивилизацией. С конца 7 в. до
середины 8 в. наряду с Дамаском, столицей Омейядов, главными центрами,
определявшими формирование Арабской
культуры, были Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке.
Религиозные и философские идеи, первые достижения науки, каноны арабской поэзии,
образцы архитектуры и т.п. получали распространение и дальнейшее развитие в
провинциях Омейядского халифата, на обширной территории от Пиренеев до реки
Инд. С образованием халифата Аббасидов (750) центр Арабской культуры на востоке
Халифата переместился из Сирии в Ирак, в основанный в 762 Багдад, который почти
три столетия был средоточием лучших культурных сил мусульманского Востока. В
9-10 вв. Арабская культура
достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов,
в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в
мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины,
математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических
дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие
материальной культуры и искусства (архитектура, художественной ремесло).
Разделение отраслей знания в Арабской
культуре условно, т.к. для неё, как и для других культур
средневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации наук и
энциклопедический характер образованности большинства деятелей Арабской культуры. Философ и
математик часто был и крупным историком, медиком, географом, поэтом и
филологом. Важным фактором расцвета Арабской
культуры было то, что развитие науки и литературы составляло
достояние всех народов Халифата (как арабов, так и неарабов). Обогащению Арабской культуры способствовали
широкие возможности для общения и взаимообмена культурными достижениями между
народами мусульманского Востока, а также оживлённые связи с многими странами
Востока и Европы. Распад Аббасидского халифата (середина 10 в.) в связи с
образованием на его территории самостоятельных государств привёл к сужению
сферы распространения Арабской культуры
и постепенному уменьшению её роли в общем развитии мировой культуры. В
мусульманской Испании, отделившейся от халифата Аббасидов ещё в 8 в., начала
самостоятельное развитие так называемая арабо-испанская культура. В восточных
провинциях Халифата в конце 9 в. формируются очаги Иранского культурного и
национального возрождения. Персидский язык вытесняет арабский язык сначала из
литературы и поэзии, а затем и из некоторых гуманитарных наук (история,
география и др.). Арабский язык сохранял здесь значение как язык Корана,
религиозно-канонических (право, теология) и ряда естественнонаучных дисциплин
(медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Центры Арабской культуры перемещаются в
Сирию, Египет, Испанию. В Сев. Африке при Фатимидах (10-12 вв.) и Айюбидах
(12-13 вв.) продолжалось развитие лучших традиций Арабской культуры в области науки,
литературы, искусства и материальной культуры, хотя и с меньшим влиянием на
общий прогресс культуры народов мусульманского Востока, чем в 8 - 1-й половине
10 вв. К концу 10 в. Багдад уступил первенствующую роль Каиру. Значение Арабской культуры 8-10 вв. в истории
мировой культуры определялось открытием её создателями новых средств научного,
религиозно-философского и художественного познания мира и человека. Главные
усилия деятелей Арабской культуры
последующих периодов направлялись в основном на систематизацию и детализацию
этого наследия. Хотя научные и эстетические традиции Арабской культуры не прерывались, но
со 2-й половины 13 в. в творчестве деятелей Арабской культуры возобладало эпигонское направление,
компилятивное в науке и подражательное в литературе. Отдельные исключения не
могли повлиять на общее состояние духовного застоя и на всё более заметное
отставание развития Арабской культуры
от темпов культурного прогресса в др. странах мусульманского Востока (Иран,
Средняя Азия в 14-15 вв., Османская Турция в 16 в.) и в Европе. Блестящий
расцвет пережила арабо-испанская цивилизация в 10-15 вв. Центрами её были
Кордова, Севилья, Малага и Гранада. Наибольшие успехи были достигнуты в
астрономии, математике, химии и медицине. Продолжалось здесь и развитие
прогрессивной линии арабской философии [аль-Фараби, около 870 - около 950; Ибн
Сина (Авиценна), 980-1037], представленное трудами Ибн Рушда (Аверроэса,
1126-1198). В поэзии и литературе были созданы произведения, вошедшие в число
лучших художественных памятников Арабской
культуры Всемирную известность приобрели памятники
испано-мавританского зодчества и прикладного искусства. Крупным достижением Арабской культуры позднего
средневековья явилось создание историком и социологом Ибн Хальдуном (1332-1406)
историко-философской теории общественного развития.
В 16 в. арабские страны
превратились в провинции Османской империи. Арабская культура пришла в упадок, хотя и в этот период
старые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохраняли
притягательную силу для мусульманских учёных. Качественно новый период развития
Арабской культуры начинается
с 1-й половины 19 в. В обстановке экономического и политического возрождения
арабских стран в новое время, в условиях начала развития
национально-освободительного движения и, наконец, складывания независимых
арабских государств происходит формирование современной Арабской культуры, преимущественно в
рамках каждой из арабской стран.
3. Точные и естественные науки
Центром развития
естественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично
Юго-Запад Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и
комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского,
ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной
литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым
Западная Европа могла познакомиться с античной наукой. Например, только в
арабском переводе дошли до нас "Механика" Герона и многие трактаты
Архимеда. Через носителей Арабской
культуры в европейский обиход вошли многие технические
новшества (компас, косой парус и др.), часть из них была воспринята из Китая и
Индии. 9-11 вв. - период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается
в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной
переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться
научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и
практических задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются
астрономия и математика, минералогия, описательная география. В связи с
распадом Халифата на отдельные государства (10 в.) наряду с Багдадом возникают
новые научные центры: Дамаск и Халеб (Алеппо) в Сирии, Каир в Египте, Марага в
Азербайджане, Самарканд в Ср. Азии, Газни в Афганистане, а также центры
испано-арабской культуры - Кордова, а затем Севилья и Гранада. В разное время
крупными научными центрами были Бухара, Исфахан, где с конца 11 в. в обсерватории
трудился персидский и таджикский поэт и учёный Омар Хайям (около 1048 - после
1122), писавший свои научные трактаты на арабском языке. В Каире с начала 11 в.
функционировал "Дом знания", в котором работали астроном Ибн Юнус (950--1009)
и математик и физик Ибн аль-Хайсам (около 965-1039); в 1004 здесь была
построена обсерватория. На формирование математики в странах ислама, помимо
греческого наследия, большое влияние оказала и индийская научная традиция.
Получила распространение десятичная позиционная система счисления с применением
нуля, ведущая своё происхождение от индийской математики. Первое сочинение на
арабском языке, посвященное арифметике, - трактат крупнейшего представителя
багдадской школы аль-Хорезми (9 в.). В 15 в. самаркандский учёный аль-Каши ввёл
в употребление десятичные дроби и описал правила действий над ним. В сочинениях
Абу-ль-Вефы (940-998), среднеазиатского учёного аль-Бируни (973-1048, по другим
данным - после 1050), Омара Хайяма, Насирэддина Туей (1201-80, по другим данным
- 1274 или 1277), Каши были разработаны и систематизированы методы извлечения
корней с натуральными показателями. Чрезвычайно велика роль Хорезми и Омара
Хайяма в создании алгебры как самостоятельной математической дисциплины.
Алгебраический трактат Хорезми содержит классификацию квадратных уравнений и
приёмы их решений; трактат Омара Хайяма - теорию и классификацию кубических
уравнений. Существенно усовершенствовали вычислительные приёмы Вируни, Каши и
др. Большой интерес представляют геометрический трактат братьев "сыновей
Мусы" ("бану Муса") 9 в., сочинения Абу-ль-Вефы по практической
геометрии, трактаты Ибн Курры (около 836-901), трактат Ибн аль-Хайсама о
квадратурах конических сечений и кубатурах тел, полученных от их вращения,
исследования ан-Найризи (9-10 вв.), Ибн Курры, Ибн аль-Хайсама, Омара Хайяма,
Туей и др. по теории параллельных линий. Математики стран ислама превратили
плоскую и сферическую тригонометрию из вспомогательного раздела астрономии в
самостоятельную математическую дисциплину. В трудах Хорезми, аль-Марвази,
аль-Баттани, Бируни, Насирэддина Туей были введены все шесть тригонометрических
линий в круге, установлены зависимости между тригонометрическими функциями,
исследованы все случаи решения сферических треугольников, получены важнейшие теоремы
тригонометрии, составлены различные тригонометрические таблицы, отличавшиеся
большой точностью. Значительных успехов достигла астрономия. Вначале были
выполнены перевод и комментирование трудов Птолемея и индийских астрономических
сочинений - сиддхант. Центром переводческой деятельности был "Дом мудрости"
и обсерватория при нём в Багдаде. Переводы индийских астрономических трактатов
были сделаны аль-Фазари - отцом (умер около 777) и сыном (умер около 796), и
Якубом ибн Тариком (умер около 96). Отправляясь от греческих методов
моделирования движения небесных тел и индийских расчётных правил, арабские
астрономы разработали способы определения координат светил на небесной сфере, а
также правила перехода от одной из трёх употребляемых систем координат к другой.
Даже в трактатах по астрологии содержались элементы важных естественно-научных
знаний. Широкое распространение получили зиджи - собрания таблиц и расчётных
правил сферической астрономии. До нас дошло около 100 зиджей 13-15 вв. Около 20
из них составлены на основании собственных наблюдений авторов в обсерваториях
многих городов: Бируни в Газни, Баттани в Ракке, Ибн Юнуса в Каире, Насирэддина
Туей в Мараге, Каши в Самарканде и др. Значительной точности добились арабские
астрономы в измерении наклона эклиптики. При халифе Мамуне (9 в.) было
проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара. Продолжалась
дальнейшая разработка наследия античной механики [трактат Ибн Курры о рычажных
весах - корастуне; трактаты Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини (12 в.) об
определении удельных весов металлов и минералов]. Цикл работ по общим вопросам
механики ведёт начало от перевода и комментирования трудов Аристотеля. Среди
комментаторов естественнонаучных сочинений Аристотеля были Бируни и Ибн Сина. Многие
учёные работали в области минералогии [сочинения Бируни, Хазини, учёного и
врача ар-Рази]. Сведения по физике, в частности физике атмосферы и геофизике,
содержатся в "Каноне Масуда", "Минералогии" Бируни, в "Книге
знания" Ибн Сины. "Оптика" Ибн аль-Хайсама была широко известна
в Западной Европе. Большие успехи были достигнуты в медицине. "Канон
врачебной науки" Ибн Сины долго был основным руководством в медицинской
практике как на средневековом Востоке, так и в Западной Европе. Среди сочинений
Бируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод медицинских знаний ар-Рази
(864-925). Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии,
психиатрии. Некоторое развитие получили химия и ботаника.
4. География
арабский
культура цивилизация ислам
По обилию
географических сведений, разнообразию жанров и количеству произведений арабской
географии литература не имеет аналогии в средневековой географии. Арабские
географы и путешественники оставили описание всего мусульманского Востока, а
также ряда стран, в том числе Европы, Сев. и Центр. Африки, побережья Вост.
Африки и Азии вплоть до Кореи, островов Малайского архипелага. Их труды
являются важнейшим, а иногда единственным свидетельством о многих народах
средневековья. Характерным для арабской географической науки является то, что в
своих теоретических построениях она исходила, вопреки накопленным ею реальным
сведениям о географии Земли, из птолемеевской картины мира и его географической
теории. Картографический материал обычно воспроизводил карты Птолемея или
схематические карты, восходившие к древнеиранским прототипам. Географические
представления доисламских арабов отражены в древней поэзии и Коране. Появление
на рубеже 8-9 вв. переводов и обработок астрономо-географических трудов
античных авторов, особенно Птолемея, положило начало арабской научной
географии, применявшей расчётные правила и таблицы сферической астрономии.
Высшим достижением этой отрасли арабской географии наряду с трудами Баттани и
Хорезми являются астрономо-географические и геодезические сочинения Бируни. В 9
в. появились и первые образцы описательной географии [сочинения Ибн Хордадбеха
(около 820 - около 912/913), Кудамы ибн Джафара (1-я половина 10 в.), аль-Якуби
(умер 897 или 905)], а также рассказы о путешествиях, содержащие фантастические
и реальные сведения о странах и народах за предлами Халифата (сборник Абу Зайда
ас-Сирафи, начало 10 в.; соч. Бузурга ибн Шахрияра и др.). Жанр описания
путешествий развивался и в последующем (записки Ибн Фадлана, 10 в., Абу Дулафа,
10 в.; дневники путешествий Абу Хамида аль-Гарнати, умер 1170, Ибн Джубайра,
умер 1217, и Ибн Баттуты, 1304-1377, описание путешествия в Россию патриарха
Макария Антиохийского и др.). Расцвет арабской географической литературы падает
на 10 в. Особенно значительными были труды представителей классической школы
арабской географии, посвященные описанию торговых путей и областей
мусульманского мира и содержащие богатейший географический и
историко-культурный материал (труды аль-Истахри, Ибн Хаукаля, 10 в., аль-Мукаддаси,
946/947 - около 1000). в 11-14 вв. возникли жанры географических словарей и
общих описаний Вселенной - космографии, суммировавшие накопленный ранее
географический материал (словари Якута, 1179-1229, аль-Бакри, умер 1094,
космографии аль-Казвини, умер 1283, ад-Димашки, умер 1327, Абу-ль-Фиды). В
Европе наибольшую известность получил алъ-Идриси (1100-1165 или 1161). Его
сочинения с 70 картами считалось лучшим географическим трактатом в средние
века. Помимо описания мусульманского Востока, оно содержит разнообразные
сведения о странах и народах Зап. и Вост. Европы. Последующее развитие
географии шло преимущественно по линии создания обширных компиляций, особенно
космографий и историко-топографических описаний отдельных городов и стран
(например, сочинения аль-Макризи). Большую ценность представляют географические
разделы в сочинениях ан-Нувайри, аль-Умари, аль-Калькашанди и др. Крупным
вкладом в арабскую географическую науку явились труды лоцмана Васко да Гамы - Ибн
Маджида (15 в.) и аль-Мехри (16 в.), обобщившие теорию и многовековую практику
арабского мореплавания.