рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Религия как социальный феномен

Современная религия (берет начало в "религии в пределах только разума" Канта И.). Характеризуется еще более возрастающей субъективностью: не религиозная организация является носителем веры, а личность, берущая на себя функцию контроля символических систем, интерпретации догм и ответственная за себя и нахождение смысла своей жизни.

Белла констатирует в своем исследовании сдвиг от раннесовременной религии к современной в большинстве развитых стран, сдвиг к пониманию религии как поиску личностных эстетических принципов, сдвиг от церковной принадлежности к личной ответственности.

Структура религии

Религия социально организует, упорядочивает спонтанную по своей природе веру, которая живет благодаря своеобразному ощущению близости, непосредственного соприкосновения со священным. В религии контакт человека с сакральным миром осуществляется социально упорядоченным образом, для этого важно и место и время, необходима помощь специальных предметов и людей, призванных опосредовать связь верующих с объектом их веры. Религия придает вере установленный порядок, строго разграничивая область сакрального и профанного. Для социолога, исследующего ту или иную религию, очень важно установить, что в данной религии стоит на первом месте, а что в свою очередь, является второстепенным: вера (вера, надежда, любовь и другие нравственные ценности) или религия, ее институты, догма, церковное право, иерархия и ее власть, литургия и миссия. Важно, что в религии, если ее рассматривать как социальный феномен, вера предстает в ее зримом, эмпирически фиксируемом проявлении; в ее воплощении в социальных структурах, в сообщении другим людям и поколениям. Религию необходимо рассматривать как коммуникативную систему, в основе которой лежат знаки, значение которых должно быть в равной степени понятно и "отправителю" и "получателю". К подобного рода знакам относят не только слова, но и визуальные изображения, конвенционализированные телодвижения - жесты, танцы. Наиболее важным с точки зрения социологии является то обстоятельство, что эти знаки могут вызывать определенные социальные последствия, направлять когнитивные, эмоциональные, нормативные процессы, относящиеся к культурной сфере, ставить их в определенные отношения друг к другу. Таким образом, воздействие религии как знаковой системы, системы истолкования мира не ограничено только воздействием когнитивистского характера; она влияет также - и это не менее важно - на поведение людей, пробуждая и направляя (в зависимости от цели) тем или иным образом их эмоции, чувства, настроения. Сакральные знаки власти, сакральное значение, которым наделялись определенные формы общественной жизни, придавали им особый вес и значение. Охватывающий мирскую действительность сакральный порядок прямо или косвенно способствовал утверждению незыблемости установленных правил, норм, традиций, укрепляя тем самым, общественные структуры, взаимосвязи, а значит, и поддерживал существующие в обществе несправедливости, привилегии, выполняя охранительно-консервативную функцию. Религиозный энтузиазм может питать также и стремления к переменам. С переходом от архаики к цивилизации и возникновением исторических религий, когда священное и мирское стали восприниматься как две различные сферы реальности - посюсторонняя и потусторонняя, наивысшую ценность в религиозном сознании обрел трансцендентный мир, тогда как реальный обесценился. Вебер обозначал этот феномен как "религиозное неприятие мира": религия с таким чувством святости делает проблематичной любую общественную структуру. Итак, в центре внимания исторических религий находится "драма спасения", а не социальные перемены; они противопоставляли существующей социальной реальности идеал совершенного общества, что способствовало возникновению социальных и политических реформистских движений, хотя и основывавшихся на религиозных ценностях. Именно религиозные движения в прошлом были главной движущей силой самых кардинальных перемен. Христианство, например, оказало сильнейшее влияние на цивилизацию и развитие варварских племен Европы; протестантская этика способствовала модернизации западного мира, направив дисциплину и внимание религиозной мотивации на преобразование светского мира. "Инструментарий", с помощью которого религия осуществляет свои функции в обществе, - это верования, ритуалы и обряды, а более развернуто - миф, вероучение, культ и религиозная общность.

Религия помогает обществу создать структуру или "подсистему", с помощью которой люди обретают веру, необходимую и для поддержания внутреннего единства общества, его стабильности, порядка, и для того, чтобы смотреть в будущее, бороться с аномией, угрозой распада социальных связей и утраты смысла жизни. Для религии как социального явления вера в сверхъестественное не является обязательным атрибутом и определяющим признаком. Вера становится религиозной в том случае, когда она базируется на наднациональных основаниях и приобретает тем самым религиозную ценность. Еще один элемент религиозной системы - универсальность, претензия на обладание всеобъемлющей и вечной истиной, вера в которую необходима, поскольку человек всегда имеет дело с неизвестным будущим, а религиозные символы выражают причастность высшим и вечным ценностям. Для социолога проблема религии связана прежде всего с решением вопроса о том, что питает и поддерживает уважение к социальным институтам, праву и морали: какую роль играет в этом вера и что происходит по мере "освобождения мира от волшебных чар", "расколдовывания мира", когда правовые и нравственные нормы не воспринимаются больше как сакральные и предстают как создание самих идей, а "непреложные и возвышенные ценности" уходят из общественной жизни.

Теперь, непосредственно, остановимся на самой структуре религии. Рассмотрение места и роли религии в обществе неразрывно связано с ее структурой. Структура религии занимает важное место в социологической теории религии. Любой тип религии состоит из следующих элементов: религиозного сознания, религиозной деятельности, религиозных отношений, религиозных организаций и институтов. Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов. Итак, религиозное сознание изучается социологией как социальный факт, как одна из реально существующих систем мировоззрения, социальных норм, ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором социального поведения. Религиозная деятельность бывает практической и духовной и подразделяется на культовую и внекультовую. В процессе религиозной деятельности возникают религиозные отношения - особый вид отношений в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деятельности; их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации. Такие отношения могут иметь различный характер: солидарности, терпимости, конфликта. Религиозные организации упорядочивают религиозную деятельность и отношения. Различают четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ. Остановимся подробнее на каждой из них. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся религиозную организацию значительных размеров, как, например, католическая или православная. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей. Секта имеет меньшие размеры и отличается меньшей организацией. Она объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви. В общественной жизни сектам свойственна тенденция к изоляционизму в пределах своей общины. Сектанский аскетизм является простым принципом дистанцирования от мира, выражающимся в отказе признать что-либо, скажем, власть, собственность. Деноминация очень интересное понятие. Оно означает нечто среднее между церковью и сектой. Итак, деноминация - это в определенном смысле секта, но уже в большей степени является социальным институтом, чем активной оппозиционной группой. Секты, если они сохраняют свою целостность на протяжении некоторого времени, неминуемо становятся деноминациями. Стоит отметить, что деноминации признаны церковью как более или менее законные организации, существующие рядом с ней и довольно часто мирно сотрудничают.

Социальные функции религии

Социологическое знание о религии объясняет потребность в "священном", а также в верованиях и ритуальных действиях, направленных на него в дискурсе социальных функций религии. Дюркгейм, занимавшийся проблемой социальной интеграции, считал, что религиозные верования и обряды могут быть поставлены в ряд используемых обществом санкций процесса социального взаимодействия и действительно обнаружил, изучая тотемические верования австралийских аборигенов, что некоторые религиозные обряды усиливают мотивацию на поддержание социальной солидарности, а исходя из этого, и на более полное выполнение нормативных экспектаций, то есть имеют социологический смысл в качестве специализированного механизма социального контроля, дополняющего в определенных отношениях другие способы социализации. Важно отметить, что эти функции свойственны религиозному поведению во всех человеческих обществах. Религия, в таком случае, может рассматриваться как "социальный факт": отношения людей к "священному" влияют на поведение людей в обществе. В. Робертсон-Смит сформулировал вывод о том, что религия существует не для спасения души, а для сохранения благополучия общества, являясь частью общего социального порядка.

Изучение социальных проявлений и функционирования "священного" показывает, что в обобщенном виде главная его функция заключается в придании дополнительной значимости основным формам мирской жизни, которая не могла бы быть обоснована исключительно на базе эмпирического наблюдения: значение "священного" может быть, приписывалось рождению и смерти, семье, искусству. На протяжении всей человеческой истории "производство святынь" было важнейшей сферой человеческой деятельности. Смысл и области применения результатов этой деятельности многогранны. Религиозные верования и ритуалы не только объединяют людей, выполняя интегративную функцию. Рассматривая религию как "институт культуры", Б. Малиновский видит в ней прямое выражение основных человеческих потребностей; религия стоит в ряду других институтов - образование, экономика, мораль - предназначенных для решения "жизненно важных задач". Во всех обществах религия восстанавливает оказавшееся под угрозой распада единство группы, в ритуалах инициации обеспечивает продолжение традиции, вписывает человека в традицию и культуру. А. Радклифф-Браун показал, что ритуал не только объединяет членов сообщества, так как мифы, лежащие в основе ритуала, - это закодированные в специфической форме нормы, регулирующие поведение людей и потому определяющие согласованность действий в социальной структуре.

Разграничение магии и религии, использование семиотики в интерпретации мифа позволили рассматривать религию с точки зрения ее когнитивной функции, участия в символическом упорядочении мира человеком: как и язык, религия помогает разделить видимый континуум на осмысленные объекты и на субъектов, исполняющих различаемые роли, равно как вновь соединять различаемые объекты и устанавливать связи между вещами и субъектами в религиозной картине мира. Уже Дюркгейм связывал интегративную функцию религиозных верований и обрядов с воздействием на индивидуальное сознание "моральной силы" религии, формирующей в нем чувство коллективной солидарности. Религиозная этика, ее роль во внутреннем механизме взаимодействия индивида, религии и социальной структуры была изучена Вебером. В прошлом практически все охватывалось религиозными категориями - почти всем формам культуры, человеческим связям, надеждам и конфликтам придавалось религиозное значение. Сегодня эта универсальная применимость религиозных категорий в значительной мере утрачена, а многие функции перешли, и, по-видимому, необратимо, к светским институтам в результате процесса секуляризации. Однако в любом случае тот факт, что религиозные чувства, верования и ценности могли находить столь всестороннее применение и выполнять роль инструмента в процессах кристаллизации общественной жизни и во всех формах общения, равно как изменение самой религии и ее воздействия на общественную жизнь, позволяет рассматривать религию как социальный институт и отыскивать корреляции между религиозным и светским поведением, считать религию коммуникативной системой, обладающей своим "языком" и способами понимания, символической моделью, формирующей человеческий опыт. "Священное" выступает для общества как система знаков, цель которой заключается не в обычной идентификации явлений, а в придании им соответствующей для каждого из них значимости. Но в первую очередь это касается человеческого опыта предельности - опыта смерти, зла и страдания, который приводит к постановке вопроса о смысле все этого, на который повседневные категории причины и следствия не дают ответа, когда как религиозные символы предлагают осмысленный контекст, помещая этот опыт во всеохватывающую систему мироздания, совмещающую опыт предельного и запредельного и выступающую как первоисточник всякого человеческого могущества и разумения: что делать и что думать, когда в реальности не остается способов решения проблем - вот сфера религии, как ее понимал Белла. В мире, однако, что самое интересное, нет ничего, что являлось бы священным само по себе: священное - это прежде всего качество, налагаемое людьми на тот или иной предмет, который становится святыней, религиозным символом. Способность религиозных символов соотносить человека с предельными условиями его существования и формулировать знание и чувство на относительно высоком уровне обобщения (подвижного и исторически меняющегося, но всегда выходящего за пределы конкретных контекстов опыта) придает религозно-символической системе ту силу, которая в той или иной степени свойственна ей в человеческой жизни, как личной, так и общественной.

Религия выполняет различные функции в обществе, удовлетворяя различного рода потребности индивидов и социальных структур. Функциональный подход оказался чрезвычайно плодотворным для изучения и объяснения религии как социального феномена. Но вместе с тем функциональный подход должен быть четко разработан и предполагает ряд ограничений. Пожалуй, самое важное - понимание того, что в разных обществах разные религии выполняют неодинаковые функции, то есть универсальный функционализм как попытка просто перечислить функции религии, которые она выполняет в любом обществе, или предположительно должна выполнять, неприемлем.

Кроме того, следует учитывать, что в функционалистских теориях религия действует как универсальный фактор интеграции и стабильности общества в значительной мере потому, что общество заранее представляется как культурно-духовное целое, в котором интеграция и стабильность могут быть обеспеченным только с помощью духовно-культурных факторов, религиозных символов. Но тем самым исключается возможность интеграции и стабильности общества на другой основе, нежели той, что образует "моральную общность", посредством иных социокультурных механизмов. Проблема интеграции вообще не сводится к функции, выполняемой религией, - она лишь входит в качестве одной из составляющих в сложную систему взаимодействий. Религия может служить фактором дезинтеграции и быть в определенных отношениях дисфункциональной (скажем, в экономике, если она препятствует введению современных методов организации труда, развитию техники). Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные, может быть фактором стабильности в одних условиях и фактором, вызывающем конфликты и потрясения, - в других. Учитывая это, можно выделить следующие типы функций, характерных для религии и определяющих ее социальный облик:

Значения, смыслополагания (мировоззренческая). М. Вебер рассматривал ее как основную во всех религиях. С точки зрения функционального содержания религиозная система включает в себя в качестве первой подсистемы преобразовательную деятельность как некий идеальный тип. Целью этой деятельности является мысленное преобразование мира, его организации в сознании, в результате которой вырабатываются определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы - то, что составляет мировоззрение. Функциональный подход к религии предполагает выведение особенностей религиозного мировоззрения из круга тех задач, которые решает религия в общественной системе.


Сакрализации культурных ценностей

Посредством сакрализации норм и ценностей общества религия способствует его стабильности. Возможности религии в этом отношении с развитием общества меняются. В целом современная социология религии связывает понимание функций и роли религии с ее влиянием на ценности, нормы, культурные стандарты поведения в обществе, то есть на необходимые в любых социальных системах механизмы приспособления человека к условиям его существования.

Компенсаторную - функция убеждения и поддержки людей, испытывающих невзгоды и трудности (определенная психотерапевтическая функция).

Принадлежности, или идентификации (интегративную), и не только национальной, но и в процессе индивидуального развития и изменения социальной роли индивида на протяжении его жизни - от детства к старости. Возрастные обряды (инициации) - часть религиозной традиции во многих культурах. В той мере, в какой это влияние позитивно, религия способствует созреванию, социализации личности.

Коммуникативную - установления взаимосвязи между верующими на основе единства их верований, на самоидентификации их личности в среде себе подобных. Является производной от интегративной функции и имеет разную степень проявления в различные исторические эпохи.

Взаимодействие религии с другими социальными институтами представляет собой подобие механизма, действия которого рассматриваются как один из элементов структурного изменения общества. Социология религии связывает понимание функций и роли религии с ее влиянием на ценности, нормы и культурные стандарты поведения в обществе, то есть необходимые в любых социальных системах механизмы приспособления человека к условиям существования.


Заключение

Религия рассматривается как одна из важнейших функций общества, где находится в неразрывной связи со всеми остальными областями социальной жизни, со всей совокупностью жизненных функций того или иного общества в его конкретной исторической обусловленности. Общество, сама способность людей вступать в общение и взаимодействие, вести общие дела, воспринимать и сообщать действие, невозможны без соединяющих их общих понятий и целей, без разделяемых всеми или большинством чувств, интересов, стремлений. В этой связи необходимо, чтобы существовали соединяющие людей связи, необходимо, чтобы люди нуждались друг в друге и понимали друг друга, т.е. между отдельными людьми должно быть нечто общее. Одной из таких связей, объединяющих людей в разнотипные общества, является связь нравственная, сознание духовного единства, воспитываемое общей жизнью и совместной деятельностью, общностью исторических судеб народа и его интересов. Рассматриваемая в этом контексте религия, является социальным институтом, вместе с культурными и психологическими факторами образующим, по выражению Т. Парсонса, "систему поддержания образцов", структурированную вокруг символически выражаемых культурных смыслов, посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и отдельные личности. Религия предстает в этом качестве как "функциональная универсалия" общества, устанавливающая связь между обществом и содержанием культуры, обеспечивающая культурную легитимацию на определенных стадиях социального процесса.


Литература

1.  Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. / Бергер П., Лукман Т. - М., 1995. - 398 c.

2.  Вебер М. Социология религия религии / Вебер М. // Избранное. Образ общества. - М., 1994. - 273 c.

3.  Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни / Дюркгейм Э. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996.

4.  Левада Ю.А. Социальная природа религии / Левада Ю.А. - М: Аспект Пресс, 1996. - 243 c.

5.  Малиновский Б. Магия, наука и религия / Малиновский Б. - М., 1998. - 179 c.

6.  Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России / Митрохин Л.Н. // Социс. - 1995. - №11

7.  Мчелдов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего / Мчелдов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. // Социс. - 2002. - №7

8.  Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект Пресс, 1996

9.  Угринович Д.М. Введение в теоретичсекое религоведение / Угринович Д.М. - М.: Мысль, 1973. - 258 c.

10.  Яблоков И.Н. Социология религии / Яблоков И.Н. - М.: Космополис, 1979. - 284 c.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.