рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Религиозные идеи в педагогике

Курсовая работа: Религиозные идеи в педагогике

Введение

В истории образования трудно найти более значимые тексты, чем такие канонические сочинения, как индийские веды и Махабхарата, буддийские сутры, изречения Конфуция, пять книг Торы, Ветхий и Новый Завет, Коран. Каждый из них стал каноном для последующей традиции воспитания и обучения в регионе распространения своей культуры вплоть до сегодняшнего дня. Для историко-педагогической науки в России особенно актуально изучение Ветхого и Нового Заветов.

При резком падении духовности современного человека, очень важно уделить непосредственное внимание формированию нравственно-эстетического мировоззрения ребёнка, непосредственному развитию его моральных принципов и качеств, становлению его как культурно развитой личности.

Несомненно, многие выдающиеся учёные такие, как Макаренко, Ушинский Сухомлинский и др., посвятили немало работ этому вопросу. Однако, мне бы хотелось обратиться к величайшему педагогическому трактату – Библии. Библия – это колоссальное литературное и педагогическое произведение, вобравшее в себя бесценный мировой опыт сотни поколений, впитавший в себя лучшие взгляды на становление человека как индивида в частности и как члена социума в целом. Библия – это одна из тех кладовых педагогических идей, запас которой неисчерпаем.

В связи с этим, основной задачей работы будет попытка вычленить основные педагогические идеи Библии и проследить, каковы результаты их воплощения на практике, специфичность её влияния на формирование личности.


1. Педагогические идеи библии

1.1 История изучения вопроса

Нравственно-этическим влиянием Библии на формирование духовного развития личности учёные интересовались с давних пор. Каждый из них определял и формулировал их по-своему, видел свои, неповторимые особенности, попытка осветить которые будет представлена ниже.

В качестве наблюдений я взяла таких философов и педагогов, как Я.А. Коменский, Дж. Локк, П.Ф. Каптеров, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и современного исследователя Рыбина В.А.

Одним из важнейших понятий Библии является понятие Бога. Исходя именно из этого понятия, учёные на протяжении многих веков определяли педагогическую ценность Библии.

Так Бог у Коменского – «создатель человека по своему подобию и образу» – доверяет детей родителям для того, чтобы они воспитывали их в вере, привили им добрые нравы, приучили к добродетели, обучили языкам, наукам, искусствам, а прежде вырастили их здоровыми и бодрыми. Здесь идея Библии – «руководительница для воспитания».

Локковский Бог – утилитарно-функционален с главной ролью – усиливать нравственные требования. Идеи Библии заключены в интерпретации Локка всецело принуждаются работать на педагогический метод. Локк в библейских идеях пытается гармонизовать нравственное и гуманистическое начала для «исправления общественных нравов».

У Каптерова основная идея Библии мобилизирует на борьбу за нового человека, для которого характерен трезвый образ жизни, он делает акцент на гуманистической сущности идей Библии – человеколюбии и братстве всех людей. Каптеров считает, что ребёнок с раннего возраста должен познать страдание, ибо они составляют существенную и неизбежную сторону жизни: через преодоление физических, нравственных, психических и прочих страданий происходит очеловечивание человека.

Песталоцци считает, что «Библия требует от человека не веры-знания, а веры-дела» [9:530], ребёнок должен воспитываться чисто «по-земному». Земные дела с осознанием божественного – человеколюбием – вот что следует ждать от человека, думающего о Боге. Он требует не перекладывать заботу о человеке на Бога и тем самым пренебрегать средствами самосохранения и самопопечения, а выявлять кратчайший путь к самому себе, к своей природе, чтобы своё развитие выстроить как самопопечение.

Пирогов видит в Библии идею «рационально-метафизического» Бога (Абсолюта), который побуждает человека к самопознанию и самовоспитанию, приводящее его к идее счастья, воплощенного в семье, в земных заботах и радостях полноценной семейной жизни [2.10:78]. Пирогов, обращаясь к современникам, расширяет идею Библии от руководительницы для воспитания до руководительницы для самовоспитания.

По мысли Л.Н. Толстого закон телесной жизни – труд, закон духовной жизни – любовь. Если человек нарушит закон телесной жизни, он неизбежно нарушит и духовный закон.

Ушинский соотносит формирование нравственного сознания индивида с культурными традициями православия. Он фиксирует доминантой в личностном развитии русского человека «европейскую, славянскую природу», а ещё более «древнее христианство» [15:32], которое несло со всей определённостью гуманистические установки.

Рыбин В.А. считает, что в «Новом Завете недвусмысленно подчёркивается приоритетность интеллектуально нравственного компонента человеческой природы над физическим» [11:87]. По его мнению, педагогическим идеалом становится всесторонняя и гармоничная личность. Исследователь выделяет два фундаментальных положения Библии [11: 86]:

1)  Руководящей нитью в жизни человека является не личное счастье, а счастье общества.

2)  Требование от человека прощения обид, совершённого по отношению к нему зла.

1.2 Понятие Библии

Вкратце рассмотрев основные направления в изучении педагогических идей Библии, подробнее остановимся на определении понятия Библии.

Библия (от греч. biblia, буквально – книги) – собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных древних текстов (были созданы на протяжении 13 в. до н.э. – 11 в. н.э.), канонизированное иудаизмом и христианством в качестве «священного писания», состоит из двух частей.

Первая по времени создания и большая по объёму часть Библии, признаваемая обоими религиями, называется Ветхим Заветом. Ветхий Завет был написан на древнееврейском и арамейском языках. Ветхозаветная часть (иудейский канон) традиционно разделён на три отдела:

1)  Тора («Закон»), или «Пятикнижие Моисея», включающие в себя:

Ø  Бытие

Ø  Исход

Ø  Левит

Ø  Числа

Ø  Второзаконие

2)  Пророки, куда входят исторические книги:

а)  Библиографические:

Ø  Иисуса Навина

Ø  Судей

Ø  1–2 книги Самуила

Ø  1–2 книги царей

б) Книги пророческие:

Ø  Исайи

Ø  Иеремии

Ø  Иезекиля

Ø  12 «малых» пророков

3)  Книги учительские:

Ø  Книга Иова

Ø  Псалтирь

Ø  Книга Притчей Соломоновых

Ø  Книга Екклесиаста, или Проповедника

Ø  Книга Песни Песней Соломона

4)  Неканонические книги:

Ø  Книги Ездры

Ø  Книга Товита

Ø  Книга премудрости Соломона

Ø  Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Ø  Послание Иеремии

Ø  Книга пророка Варуха

Ø  1–3 книги Маккавейские

Новый Завет признается «богодухновенным» только христианами, он является второй частью Библии. Написан на древнегреческом языке. Создание новозаветной части (христианского канона) приписывается ближайшим последователям Иисуса Христа или их ученикам. Содержит:

1)  Исторические книги:

Ø  Евангелие от Матфея

Ø  Евангелие от Марка

Ø  Евангелие от Луки

Ø  Евангелие от Иоанна

Ø  Деяния святых апостолов

2)  Книги учительные – Соборные Послания

Ø  Послание Иакова

Ø  1–2 послания Петра

Ø  1–3 послания Иоанна

Ø  Послание Иуды

3)  Послания Апостола Павла

4)  Пророческая книга – откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)

По христианским представлениям, «завет», заключённый в древние времена Богом с одним еврейским народом, заменён благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключённым сразу со всеми народами на условии духовного служения. Тот вид, который имеют теперь библейские книги, придал им в XIII веке Стефан Ленгтен, а деление глав на стихи и нумерацию последних произвёл парижский печатник XVI века Роберт Стефан. В настоящее время Библия переведена практически на все языки мира. Для верующих она является продуктом Божественного открытия, дарованного человеку Богом.

библия педагогический школа воскресный

1.3 Понятие педагогики

Прежде, чем приступить к анализу педагогических идей Библии, не лишним будет определить понятие педагогики и объектов её изучения.

Своё название наука получила от греческого слова «пайдагогос» (пайда – дитя, гогос – веду), которое означает «детоводство». Изначально педагогом назывался раб-поводырь, провожавший ребёнка до школы. Но ведь и в современных условиях педагог – это не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится; не тот, кто учит ребёнка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребёнка как свою и тактично помогает его внутреннему, душевному росту, кто растёт сам, развивая окружение детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых. Одним словом, ведёт ребенка под руку по жизни.

Ведя ребёнка по жизни, педагогу необходимо привить ребёнку те качества, которые помогут ему в дальнейшем гармонично существовать в обществе. «Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других – это дать атмосферу любви и чистоты. Новая дружеская связь для многих меняет всё будущее. Для каждого из нас много значит знать, что кто-то нами интересуется» [1.2:9].

Таким образом, основным объектом педагогики становятся «явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества» [2.14:13].

Исходя из этих понятий, поставим перед собой основные направления в изучении Библии с точки зрения педагогики:

1)  Определить основные понятия нравственности, которыми оперирует библейский текст, и установить, каким образом они реализуются.

2)  Выявить основные воспитательные методы Библии.

3)  Установить, каким образом влияет библейский текст на формирование духовности и нравственности индивида.

4)  Определить, какие педагогические принципы может почерпнуть педагог из библейского текста.

Наш анализ проведём на основе деления Библии, обозначенного в § 1.2, выделяя индивидуальные особенности каждого из разделов.

1.4 Педагогические идеи Ветхого Завета

1.4.1 Пятикнижие Моисея

Уже изначально библейский текст вводит нас в обучающую ситуацию: Адам и Ева ослушались наказа Бога, и за это они изгнаны из рая. Отсюда выводится первый постулат – постулат послушания, как повиновения и покорности. Любое нарушение постулата, или иначе – закона, ведёт к неминуемому наказанию.

В противовес понятию послушания выводится понятие непослушания, или другими словами, греха. Исходя из библейской трактовки, грех – поступок, противный закону Божию, вина перед Господом. Грехом Адама и Евы стало то, что они отведали плод от древа познания Добра и зла, невзирая на запрет Творца. И если до этого данные понятия были им не знакомы, то теперь «открылись глаза у обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» [1.1:11], то есть познали Добро и Зло.

С этого момента начинается чёткое дифференцирование всех поступков на добрые и злые. Добро – нечто положительное, полезное, в какой-то степени угодное Богу. И зло – как нечто вредное, дурное, не угодное Богу. Каждое из этих понятий подтверждается примером. Так добро творят Авель, Ной, Авраам, Моисей, Иосиф, а их антагонистами выступают Каин, Сатана (он же змей-искуситель), братья Иосифа, жители Содома и Гоморры.

Люди становятся настолько грешными, что Господь решается истребить род людской, но среди миллионов грешников, находится семья праведного Ноя, которого Бог спасает и оставляет жить. Вычленяется ещё одна идея: живи по закону и спасёшься.

Со временем в Библии выводится и основной закон – знаменитые десять заповедей. Считаем уместным привести их здесь полностью:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе веху, что на земле внизу и что в воде ниже земли, – не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящих милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» [1.1:80–81].

Если читать вдумчиво, анализируя написанное то обнаруживается. Что во-первых, все записи имеют чётко сформулированное правило, начинающееся с отрицательной частицы не, то есть в правиле говориться не то, что НАДО делать, а то, чего делать НЕ СТОИТ. Таким образом, используется метод «от противного». Десять заповедей чётко разводят такие понятия, как добро и зло, грех и добродетель. При помощи их расставляются чёткие жизненные ориентиры. В Ветхом завете заповеди закрепляют правильный образ жизни, строго ограничивая низменные желания человека, формируют его ценностную картину мира. Заповеди выступают своего рода «точками опоры» чтобы верующий человек не растерял своих внутренних Божественных «зёрен» [2.13].

1.4.2 Пророки

Пророческие книги представлены в двуплановом характере: книги биографические и сами пророческие.

Книги биографической направленности представляют собой жизнеописания выдающихся библейских персонажей, как-то: Самсон, Самуил, Руфь, Давид. Основным педагогическим методом здесь будет метод примера – созерцая на деяния перечисленных героев, читатель должен выбрать для себя авторитетную личность, чьему примеру он будет дальше следовать по жизни, найти в нём положительные и отрицательные черты, которые стоит или наоборот, не стоит прививать себе.

Руфь стала образцом заботы о пожилых людях, образцом бесконечного уважения перед людьми старшего поколения.

Самуил – образец благочестия, через него Господь говорил с иудейским народом, что является символом избранности.

Давид – образец храбрости и отваги. И возникает вопрос, что помогло слабому юноше одолеть сильного великана Голиафа? «Ты идёшь против меня с мечом, копьём и щитом, а я иду против тебя во имя Господа» – вот ответ Давида [1.1.289].

Соломон – образец мудрости. Обладая непомерными знаниями далеко не всегда можно поступать разумно, поэтому цель образования – не столько стремиться к знаниям, сколько к мудрости. Так как она включает в себя и знания, и умения, и навыки.

библия педагогический школа воскресный

1.4.3 Книги учительские

Среди книг учительских особо хотелось бы обратить внимание на книгу Притчей. Остановимся для начала на понятии притчи.

Притча – это иносказание, иносказательный рассказ, нравоучение, поучение в примере, аполог, парабола, басня; или простое изреченье, замечательное, мудрое слово, апофегма.

На примере притчи реализуется установленное ещё Пушкиным правило: «В сказке ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Книга притчей представляет собой нравоучения царя Соломона, направленные к его детям. Притчи представлены в виде коротких афоризмов. Нравоучения написаны в иносказательной форме, за это они и получили название книги Притчей, вот некоторые из них:

«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает»

«Мудрый сердцем принимает заповедь, а глупый устами преткнётся».

«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи».

«Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает».

«Хвалят человека по мере разума его, а развращённый сердцем будет в презрении» [1.1:593–595].

Как видно из этих примеров, основная педагогическая идея направлена на разграничение мудрого и глупого, благочестивого и грешного.

1.5 Педагогические идеи Нового Завета

1.5.1 Евангелие

Новый завет представляет собой компиляцию всех ранее использованных педагогических методов.

Есть здесь и метод примера. Ведущей фигурой является фигура Христа. Он своим примером показал образец кротости и смирения, безграничной любви и нескончаемого терпения. Недаром народная педагогика учит: «Христос терпел и нам велел». Опираясь на образ Христа, Библия учит великодушию, терпимости, способности к самопожертвованию. [2.2:4].

Есть здесь и стандартная форма урока – нагорная проповедь. Благодаря ей, Ветхозаветные заповеди меняются и дополняются заповедями Христа. В первую очередь, это заповеди блаженства:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня» [1.1:1042]

Эти заповеди учат тому, что состояние подлинной любви вдохновляет на подвиги ради того, кого любишь, то есть заставляет отдавать силы и средства и от этой отдачи любящий получает огромное наслаждение.

Как сказано выше, нагорная проповедь представляет собой урок: это и определённый состав участников, определённая программа содержания (обращение в веру), руководящая роль учителя (Христа), эмоциональность в изложении содержания. Целью нагорной проповеди стало выведение золотого правила: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» [1.1:1045].

Ещё одним педагогическим методом Христа является притча. Возьмём для примера «Притчу о милосердном самарянине». В ней Христос пытается определить «ближний круг», расширяя его до приделов, любого человека, с которым сталкивает нас жизнь. Притча прививает такие качества, как милосердие и добродушие.

Притча о двух домах повествует о благоразумие и глупости. «Итак, всякий кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне, и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что был основан на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил свой дом на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и упал он, и было падение его великое» [1.1:1045].

Изучая Новый завет, человек должен научиться мыслить двояко, то есть как интересами души, так и интересами тела, но причём авторитет души над телом очевиден. Заповеди должны соблюдаться, чтобы обеспечить человека от потери Божественного в душе. Всё учение Нового Завета направлено на единение с Богом и людьми.


1.5.2 Послания апостолов

Послания апостолов напоминают собой известные ещё в древнерусской литературе «Поучения», наибольшее распространение из которых получили «Поучения Владимира Мономаха»

По своей форме послания представляют собой письма, отправленные не только простому определённому адресату, но и письма, направленные в вечность, далёким поколениям потомков.

Письма содержат нравоучительный контекст: «Не подражай злу, но добру» [1.1:1202]; «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна» [1.1:1201].

Стоит отметить, что пишущий обращается к читающему с великой любовью, что располагает к доверию и помогает усилению внимания к каждому слову: «возлюбленный», «дети мои», «братья мои».

В посланиях нет сурового назидания, их основной педагогический метод беседа-назидание: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил» [1.1:1203]; «…имел великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу…» [1.1:1269].

Послания – очень удачный образец для подражания не только учеников, но и учителей, используя их ненавящивые методы, педагоги намного лучше и проще смогут найти путь к сердцу ребёнка.


 2. Практическое применение библейской педагогики

2.1 Детская Библия

Для гармоничного развития духовно-нравственной личности необходимо изучать Библию с раннего возраста, потому что «Библия содержит возвышенное духовное учение, которое направлено на то, чтобы преобразить возделываемую землю в Небесный сад» [1.2:18]. Иными словами, возделываемая земля – сердце ребёнка, его душа и разум, на развитие которого Библия влияет благотворно, воспитывая самые светлые и добрые порывы.

Однако многие Библейские тексты сложны для понимания, подчас нужно обладать немалым опытом, чтобы постичь её. Нет никакого смысла изучать и читать её бездумно. «Библию следует изучать умно. Её следует изучать тщательно, так как каждая часть её полезна для назидания, для исправления, для утешения, для помощи. Слово Божие – это лампада. Где бы она ни светила, она высвечивает кое-какие изъяны, пятна, пороки в сердцах и жизнях. Где бы ни звучало слово Христа, оно обнажает и омывает недостатки» [там же].

Далеко не всегда Библия даётся детям. Специально для них, начиная с 1990 года, силами сотрудников Российского Библейского Общества каждый год переиздаётся адаптированный для детей вариант Библии.

Детская Библия (см. Приложение 1) – это сборник библейских рассказов в картинках. Длинные рассказы сокращены и упрощены. В адаптированном тексте используются наиболее яркие цитаты из Ветхого и Нового Заветов, они, как правило, заключены в кавычки – «…». Рассказы написаны простым и понятным для ребёнка языком. Сложные моменты, непонятные слова и трудно воспринимаемые фразы истолкованы и объяснены.

Каждый рассказ сопровождается красочной иллюстрацией, на которой художник изобразил свое представление о том, что говориться в этом рассказе. Глядя на него и читая текст, ребёнок сможет наглядно представить себе его истинное содержание, постичь тайный смысл и получить достойный урок на будущее.

Задача родителей, убедить ребёнка читать Библию каждый день, наиболее понравившиеся рассказы перечитывать по нескольку раз. Необходимо основательно подойти к изучению текстов. Несмотря на то, что «Детская Библия» – всего лишь адаптированный вариант и даёт, как признаются сами составители [1.1:11], «лишь бледное отражение», она имеет благотворное нравственное влияние. Читая рассказы, ребёнок как бы сам переживает судьбы библейских героев, видит их пороки и недостатки, замечает положительные качества, способствовать этому также должны родители.

Книга должна читаться в тесном семейном кругу, потому что для ребёнка семья – это и среда обитания, и воспитательная среда. Семья формирует те качества, которые нигде больше сформированы быть не могут: первичное представление, ценностные ориентации и социальные установки.

Родителям необходимо помочь ребёнку понять и принять слово Христа, которое «должно сделать свою работу изнутри, поэтому оно должно попасть в наше сердце, и мы должны позволить ему в нас поселиться – мы должны принять это слово в своё сердце». Именно поэтому изучать Библию рекомендуется в тесном семейном кругу и с раннего возраста.

2.2 Духовное воспитание и воскресные школы

Несомненно, самое тщательное и продуктивное изучение Библии происходит в воскресной школе.

Традиции духовного образования пришли к нам ещё из Древней Руси. Духовные школы имели целью утверждать православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначально полезные знания [5:25].

Церковные школы имели не только обучающую, но и православно-воспитательную функцию.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой дошкольного образования.

Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX века. Выдающаяся роль в их создании принадлежит знаменитым учёным Н.И. Пирогову и П.В. Павлову. Так под руководством Н.И. Пирогова студента Киевского университета им. Св. князя Владимира стали проводить по воскресным дням занятия с народом.

Вот что писал по этому поводу Н.И. Пирогов в статье «Воскресная школа»: «Различие между этой воскресной и обычной школой и в приёмах и в способах учения, и в обхождении учителей с учениками были поразительными. Успехи же учеников – изумительны. Грамота усваивалась почти вдвое и даже втрое скорее, чем в приходских и других школах и училищах, посещаемых ежедневно. Воскресные школы у нас – предмет необходимости (курсив мой)» [2.10:89].

В воскресных школах применялись передовые методы (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса.

Пирогов видел российское образование как образование религиозно-нравственного содержания.

Кудасова О.В. в своей статье «Православные воскресные школы нашего времени» [2.8:90] говорит о возрождении воскресных школ в России, так как ей самой удалось приложить к этому руку.

Самым сложным в работе оказалось выбрать правильный метод и способ преподавания. Сложность обусловлена тем, что более полувека в России царствовал атеизм, вере и Богу места не было. Пройдя сложный путь выбора и размышлений, Кудасова пришла к выводу, что процесс обучения не должен носить довлеющий характер, он должен быть включён в «семейную жизнь» школы.

Создание семейной воскресной школы способствует не только укреплению семейных связей, но и развивает ощущение сопричастности более сложным семейным общностям: коллективу школы, приходу своего храма, церкви и обществу в целом [2.8:114].

2.3 Изучение Библии в школе

Изучение Библии в школе должно стать основой морального самоутверждения ребёнка.

Английский педагог XX в. Т. Нанн.

Сейчас достаточно актуально звучит вопрос изучения Библии в школе. Несомненно, в первую очередь изучение Библии – априори семейного воспитания, но далеко не всегда это возможно. Причиной может послужить занятость родителей, атеизм родителей и другие причины.

Самый оптимальный вариант – изучение библейских текстов на уроках литературы (Примерный план урока см. в Приложении 2). Во-первых, это не будет выглядеть навязчиво. Во-вторых, литература предполагает анализ произведения, что так необходимо при чтении Библии.

Лучше всего взять для анализа адаптированный вариант, предложенный, например, в описанной выше «Детской Библии». Лучше всего начать изучение классе в четвёртом, этим и обусловлен выбор адаптированного варианта. Рекомендуется прочитывать рассказ вслух или задать прочтение на дом. С обязательным пересказом на уроке. Наиболее существенные фразы следует записывать в тетрадь для дальнейшего разбора.

Стоит отметить, что религиозно-педагогические тексты, особенно находящиеся в структуре канона, характеризуются постоянным повторением или пересказом [2.6:26]. Они как бы направлены на укрепление в ребёнке конструируемых на их основе выводах и убеждениях.

При изучении религиозных текстов ребёнку важно понять основные требования христианства, его моральные основы и традиции, нравственный аспект содержания.

Задача учителя, не навязать, а убедить, что Библию нужно читать для гармоничного развития, как личности, что Библию нужно полюбить, потому что она сама учит любви и доброте.

2.4 Изучение Библии с помощью средств массовой информации: сайт «Семейные ценности»

Наиболее актуальным кажется сейчас изучение Библии с помощью услуг Интернета. В настоящее время много сайтов в интернете посвящено Библии и православию. Но наибольший интерес вызвал сайт «Семейные ценности» [2.13].

«Семейные ценности» посвящены воспитанию в семье нравственных и духовных ценностей, они призваны формировать в ребёнке добродетели, призваны сплотить и укрепить семью.

Одним из разделов этого сайта является изучение Библии. Авторы статей дают достаточно чёткое, ёмкое и доступное понятие Библии. Помимо этого библейским текстам посвящены такие разделы, как: «Жизнь персонажей Библии в качестве примеров для подражания», «Заповеди Ветхого и Нового Заветов», «Нагорная проповедь» – кладезь педагогических идей Христианства» и др.

Сайт подходит как для семейного чтения, так и для индивидуального. Подробнее сайт можно изучить по адресу: http://semcennosti.info


Заключение

Итак, подводя итог всему вышеизложенному, хочется отметить, что основными педагогическими идеями Библии являются идеи добродетели.

Библейское учение «насквозь педагогично, поскольку пронизано педагогической по своей сути идеей создания (основания, обращения) сообщества новых людей, достойных вечного спасения» [2.1:26]. Основной целью выступает соединение, слияние ученика в Боге и с Богом, а потому и достижения гармоничных отношений с другими персонами и со всем творением.

Одним словом, Библия учит творить добро во благо других, её педагогические методы просты и понятны, а самое главное, действенны.


Список источников и использованной литературы

1)  Безрогов В.Г. Педагогические идеи в Новом Завете: историографические подходы и методологические проблемы // Корнетов Г.Б., Безрогов В.Г., ред. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография. – М.: Наука, 1996. – С. 24–31.

2)  Вульфсон Б.Л. Религия, церковь и образование // Педагогика. – М., 2007. – №4. – С. 3–8.

3)  Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. – М., 2001. – 347 с.

4)  Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. – М., 1998. – №3. – С.

5)  Иванов Ю.А. Начальное духовное образование в провинциальной России: ретроспективный взгляд из XXI века // Начальная школа. – М., 2005. – №11. – С. 25–29.

6)  Козырев Ф.Н. религиозное образование в светской школе // Педагогика. – М., 2005. – №4. – С. 21–38.

7)  Колесова И.С. Два подхода к религиозному образованию // Педагогика. – М., 2007. – №3. – С. 112–115.

8)  Кудасова О.В. Православные воскресные школы нашего времени // Начальная школа. – М., 2005. – №12. – С. 89–94.

9)  Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. – М., 1981. – В. 2. – 367 с.

10)  Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Наука, 1985. – 759 с.

11)  Рыбин В.А. Религиозная идея в педагогике нового времени // Педагогика. – М., 2007. – №4. – С. 85–94.

12)  Подласый И.П. Вопросы педагогики. – М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2006. – 632 с.

13)  Семейные ценности // http://semcennosti.info

14)  Сластёнин В.А. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

15)  Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в шести томах. – М., 1988. – Т. 2.



Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.