рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Проблема согласования библейского повествования о творении мира и современных научных данных

Подведем некоторые итоги сравнения. До грехопадения человек, и, следовательно, созданный для него весь мир были нетленны, не претерпевали никаких нестроений и изменений. Более того, первые люди и последующая им остальная тварь обладали такими свойствами, каких нельзя представить нам сейчас, имея лишь пред глазами мир падший. Для тела человека это выражалось в том, что оно, будучи материально, в огне не горело, в воде не тонуло и т.д. Можно добавить, что Земля, являя собой прекрасный дворец царя-человека, видимо, находилась действительно в центре всей вселенной. И всё это человек должен был привести к Богу. Но вместо этого, в результате грехопадения, весь мир низвергнулся, подпал под проклятие и вместе с человеком изменился, стал тленным, испортился. Люди вместо своего легкого нетленного тела получили грубую, тяжелую плоть, стали «трупоносцами». Появились все те атрибуты тела, которые нам хорошо известны: пот, желчь, нечистоты и проч. Видимый тварный мир, в соответствии с человеческим телом, также стал грубо-телесным, в нем появились разлад, нестроения, разрушения. Земля из центра мирозданья превратилась в одну из маленьких планет, вращающуюся вокруг небольшой звезды под названием Солнце на окраине галактики Млечного пути, как это утверждают астрономы. Стихии стали противоборствовать человеку, вредить ему, животные перестали ему подчиняться, вся вселенная восстала против своего падшего царя. Более того, видимо, и само время, как один из главных атрибутов бытия мира, с нарушением последнего изменилось, стало другим, чем было в мире первозданном (см. хотя бы мнение иеромонаха Серафима (Роуза)).

Но возникает закономерный вопрос: отразилось ли подчинение всей твари тлению и на законы тварного мира, или все же эти законы остались неизменными и существуют такими же, какими были с момента творения? На этот вопрос отвечали по-разному. Одни говорят, что законы остались теми же [38, с. 177, 183; 44, с. 11]. Другие все-таки склоняются к тому, что законы падшего мира отличаются от законов мира первозданного, хотя и имеют некоторое подобие (см. выше, а также [34, с. 79]). Представляется, что последняя точка зрения более последовательна: грех изменил и законы бытия видимого нами мира. Ведь как можно с помощью известных науке законов описать то состояние человека, когда его и огонь не жег, и вода не топила, и т.д.? Или: возможно ли нетление и отсутствие смерти в мире, где действуют такие физические законы? Более того, ученые установили эти законы, основываясь на изучении падшей грубой материи. А какие законы управляли той легкой нетленной материей, это установить науке не под силу. Приведем еще одну краткую цитату, цитату из работы одного известного церковного деятеля, Антония, митр. Сурожского: «Мир от сотворения до падения – мир нам абсолютно неизвестный» [3, с. 5]. А вот мнение на этот счет прп. Симеона Нового Богослова (Слово 38), где ясно говорится о появлении новых законов в тленном человеке, а, следовательно, и в тленном мире после грехопадения: «Слова и определения Божии делаются законом естества, почему и определение Божие, изреченное Им вследствие преслушания первого Адама, т.е. определение ему смерти и тления, стало законом естества, вечным и неизменным» [49, с. 319]. И эти законы будут неизменны до тех пор, пока не появятся новое небо и новая земля.

Таким образом, исходя из выше сказанного, мир первозданный достаточно сильно отличается от мира падшего (см. также [20, с. 190–206]). Поэтому те свойства, которые принадлежат одному, ни в коем случае нельзя переносить на другой. Т.е. нельзя напрямую применять к нашему эмпирическому миру то, о чем говорится в первых главах книги Бытия, и, наоборот, те научные данные, которые имеются о нашей проклятой земле, нельзя переносить на землю первозданную. В этом-то и должен состоять главный принцип согласования Шестоднева с современными научными данными. При таком подходе можно не опасаться, что наука будет угрожать своими открытиями вере в Божественное творение мира, а с другой стороны, ученым в своих исследованиях падшего мира не надо будет бояться анафематствования за то, что их разработки не совпадают с событиями Шестоднева. (Как уже говорилось выше, единственным исключением здесь является человек, происхождение которого известно только из Откровения; поэтому приоритет Библии над наукой в данном случае очевиден.)

В связи с этим удивительно современно (в плане известного спора «креационистов» и «эволюционистов») говорил русский религиозный философ Евгений Николаевич Трубецкой в работе «Смысл жизни»: «Из этих (религиозных – Н.С.) сомнений сравнительно легко разрешаются те, которые коренятся не в самом религиозном сознании, а исходят из внешней ему области сознания научного. Я имею в виду указания на несоответствие между учением Библии и христианства о начале мира, а следовательно, – о рае и о грехопадении – с данными научного естествознания. Коллизия между наукой и христианским откровением здесь призрачна по той простой причине, что откровение и наука в данном случае трактуют о разных планах бытия. Все утверждения Откровения о вселенной до грехопадения (здесь и далее курсив автора) относятся к такому ее состоянию, где весь космический строй был иной. Там действовали законы природы, отличные от тех, которые обнаруживаются данными нашего научного опыта. За пределами этих эмпирических данных наука ничего не знает и знать не может. Вопрос, предшествовал ли известному ей космическому строю какой-либо другой, где не было ни смерти, ни борьбы за существование, т.е. вопрос о том, была ли когда-либо иная, ныне неизвестная науке эмпирия, всецело выходит из пределов ее компетенции. Очевидна ошибка тех ученых или философов, которые, исходя из «данных научного опыта», пытаются дать тот или другой ответ на наш вопрос, – все равно положительный или отрицательный; она заключается в том, что они придают научному опыту то абсолютное значение, которого он на самом деле не имеет. Опыт одного плана бытия не может служить основанием для суждения о бытии вообще. Поэтому ни космография, ни биология, ни какие-либо иные естественные науки не призваны судить о том, действовали ли когда-либо до возникновения известной им вселенной иные, не известные науке законы взаимоотношения духа и тела и законы жизни. В особенности странно противополагать откровению опыт нашей планеты; ибо утверждения христианского учения о состоянии вселенной до грехопадения относятся вовсе не к земной планете в тесном смысле слова, а к земному бытию вообще, т.е. ко всей сфере телесного существования и телесного воплощения. Попытки богословов вычитать в Библии космографическое учение о нашей планете или солнечной системе по меньшей мере столь же произвольны, как космографические опровержения Библии учеными. Те и другие свидетельствуют о совершенном недозволительном смешении двух планов бытия, которые должны быть строго различаемы» [60, с. 227–228].


3. Альтернативная попытка Согласования

3.1 Основные положения модели

Из такого различения двух планов бытия нашего мира следует, что Шестоднев и последовательность событий во вселенной, изучаемой наукой, мыслятся как два, следующих один за другим, этапа в истории всего тварного мира (см. [20, с. 191]). Первый этап кончился грехопадением, именно с момента грехопадения начался второй этап. Причем на первом этапе мир обладал такими законами и свойствами, какие на втором уже этапе, после изменения твари в результате преслушания человека, не могут наблюдаться. Так, дни творения не следует рассматривать ни как наши сутки, ни как миллиарды и миллионы лет, предполагаемые наукой. Их длительность нам совершенно неизвестна, потому что мы не имеем никакого представления о времени первозданного мира. Также ничего нам не известно и о земле Шестоднева, кроме того, что она появилась до Солнца, Луны и звезд и занимала центральное место в первозданном мире, как место жительства человека, как бы это не странно звучало для современного человека, со школы знающего о Копернике, о строении Солнечной системы и о космологической модели Шмидта. Также надо спокойно принимать свидетельство Св. Писания и о последовательности творения растений и животных, не оглядываясь при этом на палеонтологические данные, и верить во все прочее, что написано в первых главах книги Бытия, т. к. о первозданном мире нам известно только оттуда да еще от святых отцов, которые в своих созерцаниях и прозрениях с помощью Божьей достигали и видения первобытной земли.

Все же научные данные о мире и, в частности, о начальных моментах нашей вселенной (какие уже были или какие еще только будут получены) относятся уже ко второму указанному здесь этапу. Даже известная модель «Большого взрыва» или другие, ей альтернативные (например, инфляционная модель [43, с. 68; 44, с. 25]), говорящие вроде бы о самом начале мира, имеют дело лишь с теми фактами, которые произошли уже после грехопадения.

Очевидно, что по логике данного рассуждения для самого человечества второй этап начался с момента облечения Адама и Евы в кожаные одежды и изгнания их из рая на землю. Но согласно общепринятым представлениям об образовании вселенной (не беря в расчет мнения «креационистов»), от начала доступного науке мира (т.е. от момента грехопадения) до появления человека в нем (т.е. до изгнание из рая) прошло около 20 миллиардов лет, за которые произошло множество событий, одним из которых является образование Солнечной системы и, следовательно, Земли. Библия же говорит, что первые люди были изгнаны из рая почти что сразу после своего согрешения (Быт. 3:23–24). Здесь возникают сразу два вопроса. Первый: как согласовать малый промежуток времени пребывания людей в раю перед их изгнанием с теми предполагаемыми миллиардами лет эмпирически познаваемой падшей вселенной? (С точки зрения «креационистов» здесь вопроса нет, т. к., с одной стороны, ими не признаются эти огромные промежутки времени, а с другой стороны, ими почти не рассматривается изменение мира после грехопадения.) А второй: как понять «повторное» образование Солнца и Земли (уже согласно научным моделям) после грехопадения, ведь они уже были сотворены, о чем прямо сказано в первой главе книги Бытия?

По поводу второго вопроса можно лишь только сказать, что Солнце, Земля и прочие небесные тела «повторно» образовались в такой же мере, как «заново» образовалось тело человека после грехопадения: оно было легким и нетленным, стало же грубым и тленным. Оно как бы «заново» появилось, с совершенно другими свойствами (см. выше). Может быть, также «заново» появилась и вселенная в ее новом падшем виде. Ведь, согласно святоотеческой аналогии, рассмотренной выше: «каков человек – таков и мир», в первозданном мире и Земля, и Солнце также были нетленны, созданные из легкой первозданной материи, подстать материи человеческого тела. А после грехопадения эта материя стало грубой, какой мы ее сейчас и наблюдаем. Весь вопрос в том, как происходило это огрубление материи вселенной. Может быть, был прав еп. Василий (Родзянко), считавший, что момент грехопадения проявился в том событии, которое космологи называют «Большим взрывом» [7, с. 5, 64]: прежний первозданный мир низвергнулся, взорвался, разлетелся на осколки [7, с. 64]. И лишь Промысел Божий не дал миру окончательно исчезнуть, но восстановил его и вновь его украсил [7, с. 6–7, 64], правда эта красота является уже падшей, тленной, в соответствии с тленным человеком. Что же касается положения Земли на краю галактики Млечного Пути, то можно, по крайней мере, говорить о том, что при греховном изменении всей вселенной изменились не только свойства материи, но и её структура: всё стало с ног на голову, и то, что было в центре мира, оказалось на периферии.

При ответе же на первый вопрос необходимо помнить, что после грехопадения рай так и остался в первоначальном нетленном состоянии. Выше приводились слова прп. Симеона Нового Богослова о том, что «[После преступления Адама] не проклял Бог рая… а проклял лишь всю прочую землю». (Отсюда понятно, что без толку искать рай на нашей падшей земле: на дне Персидского залива или где-нибудь ещё, потому что он остался в том первозданном состоянии, которое люди не могут сейчас уже познать или каким-либо образом воспринять.) Как видно из Писания, Адам и Ева после грехопадения ещё некоторое время были в раю (Быт. 3: 7–21). За это время произошли следующие события: сначала Адам и Ева сделали опоясания из смоковничных листьев (Быт. 3:7), потом прятались от Бога среди деревьев (Быт. 3:8), затем Богом был произнесен приговор змию, жене и Адаму (Быт. 3:14–19), и, наконец, Господь сотворил первым людям кожаные одежды (Быт. 3:21), и они изгнаны были из рая на падшую землю (Быт. 3:23–24). Как можно оценить этот промежуток райского времени? Как долго он длился? Как говорилось выше, время во вселенной в результате грехопадения тоже необходимо изменилось. И поэтому нам, живущим минутами падшего времени, совершенно неизвестно, какое время было и есть в раю, единственном сохранившемся островке первозданного мира. Можно лишь предположить, что, пока происходили известные события между грехопадением людей и их изгнанием из рая, в падшем мире параллельно могли твориться другие события, а именно образование (с точки зрения науки) нашей вселенной, в ней формирование множества звезд, в том числе и Солнца, и, наконец, Земли, в числе других восьми планет Солнечной системы. Это же относится и к протеканию геологических процессов, а также и к возникновению органического мира. Причем здесь не важно, какая научная гипотеза образования космических или земных тел здесь принимается, та ли, которая основывается на эволюции всей падшей вселенной в целом, или же та, которая отвергает любое развитие поврежденной грехом природы. В науке ведь главное, чтобы эти гипотезы были подтверждены фактами, а не просто голословно утверждались. Для веры же это не имеет никакого значения, потому что во всем действует Промысел Божий, который даже через проявления неживой природы может привести человека к Богопознанию.

Наконец, осталось лишь сказать о согласовании библейского повествования с научными исследованиями происхождения человека. Люди пришли на падшую землю из того бытия, которое не может быть никогда познано научными методами – из рая. Отсюда следует, что научные модели происхождения человека будут всегда сталкиваться с той же самой непреодолимой трудностью, что и космологические модели: они никогда не смогут сказать, что было предшествующей стадией для человека, как и для вселенной, перед тем моментом, как их появление зафиксировали ученые. В плане антропологии это видно в бесплодных поисках предка человека. Именно здесь находятся естественные границы научного метода познания. Но о том, что не доступно науке, как раз и может нам рассказать Св. Предание.

Ну что касается столь резкого различения двух миров, то лично мне это не понравилось еще у вл. Василия (если он писал сам свой труд). То есть получается, что мир творится неким духовно-материальным, а благодаря грехопадению становится только материальным? И материализуется все: Космос, животные и т.д.? Хоть это и некий выход из ситуации, все же он очень натянут (на данном этапе) и требует очень серьезного обоснования. Прежде всего необходимо выработать понятийный аппарат, поскольку одними и теми же терминами мы, все-таки описываем тот мир и наш. Необходимо поговорить о пространственно-временных категориях, о физике двух миров и т.д., чтобы развести их четко и обоснованно. Раз Вы затрагиваете два мира и два подхода к ним (богословие и наука), то только отцами не отделаешься… Я может прочту еще посерьезней, и при встрече задам несколько вопросов.

согласование шестоднев грех мир

3.2 Оставшиеся проблемы

В главах Библии, где описывается истории мира и человека уже после грехопадения, упоминается одно природное событие, которое является очень интересным с естественнонаучной точки зрения. Этим событием, шедшим, конечно же, по воле Божьей, но уже и по законам нашего падшего мира (и поэтому оно уже доступно научным исследованиям), был Всемирный Потоп (Быт гл. 6–9). И хотя не стоит поспешно принимать точку зрения «креационистов» о главенствующей роли Потопа в деле преобразования Земли (т. к. ими это очень плохо обосновано, со стороны геологии так просто неудовлетворительно), необходимо понимать, в согласии со Св. Писанием, что данное событие, видимо, оказало значительное влияние на земную природу, т. к. в библейском повествовании указывается на возникновение после Потопа впервые такого физического явления, как радуга, и на резкое сокращение тогда же длительности жизни людей в сравнении с допотопным человечеством. Это, к сожалению, ещё плохо изучено. Хотя даже если ограничиваться только сверхъестественной причиной данного события, то, судя по масштабам последнего (все-таки действительно всемирного), должны были остаться хоть какие-то следы Потопа, которые можно было бы изучить научными методами. Это было бы очень интересно и важно с апологетической точки зрения, т.к. нахождение следов Потопа стало бы в современном малорелигиозном мире еще одним свидетелем правоты библейского повествования.


Заключение

В данной работе рассмотрены две основные модели согласования библейского повествования о творении мира с современными данными: «эволюционистская» и «креационистская», разобраны некоторые их недостатки и предложена альтернативная модель, в которой была предпринята попытка преодоления этих недостатков.

Представляется, что рассмотренные модели, к сожалению, являются двумя крайностями, приводящими в тупик диалог между религией и наукой. (я бы так категорично не заявлял, я бы сказал: затрудняющие диалог) «Эволюционисты», «притягивая» (а если сказать: пытаясь найти некое соответствие, тогда и о противоречиях нет речи, поскольку никто ничего не утверждает так, как креационисты. Именно так я понял статью о. Глеба. Он проследил некие соответствия, но не более.) библейский текст к современным научным гипотезам, входят в противоречие с некоторыми положениями христианской веры, особенно же это касается признания ими существования смерти в мире до грехопадения. «Креационисты» же, естественно, не принимая этого, и отвергая эволюцию животного мира (основанную на смене поколений животных, т.е. на существовании смерти), а, следовательно, и эволюцию в целом в первозданном мире, отвергают и все основные научные модели, где заложен принцип развития, и предлагают свою малообоснованную потопную модель Земли. Последнее вызывает протест уже у «эволюционистов», которые заодно не приемлют и во многом правильные богословские аргументы «креационистов». Так образуется замкнутый круг, который вызывает нескончаемые и бесплодные споры.

Тут важно разнести: Богословская аргументация для богословов по богословским проблемам (то есть по тем, что принципиальны по отношению к нашему спасению), а научная для ученых в области изучения нашего видимого мира. Зачастую эволюционисты (ученые) в богословие не лезут!!!!!, а вот креационисты все выдают за науку и кричат, что все доказали!!!. Пожалуйста укажите об этой проблеме в дипломе, хоть и времени уже нет. Без разбора этого вопроса многое путается.

Причиной такой бесплодности полемики явилось неразличение как той, так и другой стороной (хотя к «креационистам» это относится в меньшей степени) двух этапов в истории тварного мира, между которыми находится грехопадение прародителей (не только двух этапов, а и того, что я сказал абзацем выше!!!). Ведь в результате данного события мир резко преобразился, исказился, и его законы и свойства стали другими, чем до грехопадения. Это устанавливается путем сравнения свойств человеческого тела и физического мира в целом, какие были в первозданном мире и есть в мире падшем (этому сравнению посвящена большая часть данной работы). Поэтому нельзя переносить научные модели нам известного падшего мира на первозданный мир, как это делают «эволюционисты», или строить модель первобытной земли, используя опять же процессы из нашего мира, просто лишь соблюдая букву Писания.

В предложенной в данной работе альтернативной модели последовательно проводится мысль о двух состояниях тварного мира: первозданного и падшего. Отсюда следует четкое (и онтологическое, и гносеологическое) разграничение области веры и научной области в плане физических явлений. К первой относится только то, что описывается в первых главах книги Бытия до изгнания первых людей из рая (естественно при церковном толковании этого). К последней же – все места Библии, имеющих естественнонаучное значение, начиная с момента изгнания прародителей из рая на падшую землю, а также, естественно, все научные наблюдения в окружающем нас мире. Такое разграничение позволяет удовлетворительно согласовать библейское повествование о творении мира с любыми современными научными данными, поскольку каждая сторона имеет свою неприкосновенную область. Причем это не поменяется даже при смене научной парадигмы, что часто происходит в истории науки.

В предложенной модели остается нерешенным еще один крупный вопрос, который связан с той областью, где вера все же соприкасается с научным знанием, а именно это событие Всемирного Потопа. Несмотря на то, что «креационисты» присваивают данному событию главную роль в формировании нынешней поверхности Земли, и, видимо, земной коры в целом, необходимы все-таки еще тщательные исследования для того, чтобы найти следы этого грандиозного катаклизма и оценить его значение в геологической истории планеты.


Литература

1.  Августин, блж. О книги Бытия, буквально < «книга не оконченная»> // Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. – Брюссель: «Жизнь с Богом», 1974. – Ч. 7. – С. 96–141. – Репр.: Киев, 1912, изд. второе. – (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии).

2.  Августин, блж. О книге Бытия, буквально, в 12 книгах // Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. – Брюссель: «Жизнь с Богом», 1974. – Ч. – С. – Репр.: Киев, 1912, изд. второе. – (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви З а п а д- н ы х, издаваемая при Киевской Духовной Академии).

3.  Антоний Сурожский, митр. Мысли при чтении Свящ. Писания // Альфа и Омега, М., 1997, №3 (14), с. 5–15

4.  Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни // Угодник Божий Серафим. – в 2 т. – Б.М., Изд. отдел Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигального монастыря, 1993. – Т. 1. – С. 122–148

5.  Буфеев К., свящ. Ересь эволюционизма // Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – С. 151–232 – (Пособие для учителей и учащихся).

6.  Буфеев С. Почему православный не может быть эволюционистом // Шестоднев против эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении: Сборник статей / Под ред. диак. Д. Сысоева. – М.: Паломник, 2000. – С. 233–278 – (Пособие для учителей и учащихся).

7.  Василий (Родзянко), еп. Теория распада вселенной и вера отцов: Каппадокийское богословие – ключ к апологетике нашего времени: Апологетика XXI-го века. – М.: Паломник, 1996. – 237 с.

8.  Виланд К. Камни и кости: Неопровержимые свидетельства против теории эволюции. – М.: «Паломник», 2000. – 47 с. – (Христианский взгляд на мироздание).

9.  Говорун С. Притча о блудном сыне // Альфа и Омега. – М., 1997. – №3 (14). – С. 16–29.

10.  Головин С.Л. Эволюция мифа. Как человек стал обезьяной. – М.: Паломник, 1999. – 128 с.

11.  Головин С.Л. Всемирный потоп: Миф, легенда или реальность: Популярное введение в библейский катастрофизм. – М.: Паломник, 1999. – 127 с. – (Христианский взгляд на мироздание).

12.  Гоманьков А.В. Книга Бытия и теория эволюции // Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – с. 172–188.

13.  Гоманьков В.И. Научные и библейские представления о возникновении и эволюции Вселенной // Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – с. 129–148.

14.  Гоманьков В.И. Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм // Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – с. 149–165.

15.  Григорий Синаит, св. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях; ещё же о помыслах, страстях и добродетелях, и ещё о безмолвии и молитве // Добротолюбие в русском переводе/ Изд. дополненное: Т. 5. – Репр. – М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. – С. 180–216.

16.  Давыденков О., свящ. Догматическое Богословие: курс лекций. – М.: Изд-во ПСТБИ, 1997. – Часть 3. – 292 с.

17.  Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: «Мартис», 1996. – 220 с.

18.  Закон Божий для школы и семьи со многими иллюстрациями / Сост. прот. С. Слободской. – Репр. – М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. – 723 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.