Курсовая работа: Православие и католицизм: от диалога к противостоянию
Курсовая работа: Православие и католицизм: от диалога к противостоянию
ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЦИЗМ В УКРАИНЕ
(Краткая хроника событий)
860-е гг.
Первое документально подтвержденное крещение воинов-киевлян. Совершено по
инициативе киевского князя Аскольда. Причиной послужили два знамения. Сначала,
по усердным молитвам жителей Константинополя, осажденного войском Аскольда,
неожиданно поднялась буря и разбила флот непрошеных гостей. Затем, при заключении
с Византией мира, киевляне пригласили к себе епископа и, когда он произнес
проповедь, пожелали увидеть какое-нибудь чудо. На глазах у язычников пастырь
положил в костер Евангелие, которое осталось невредимым. Киев еще не являлся
общепризнанной столицей Руси, т.е. совокупности всех восточнославянских земель,
но крещение киевлян при Аскольде стало важной вехой в поэтапной христианизации
края. И именно в это время православный Константинополь в лице святителя
патриарха Фотия обличил папу Римского в еретическом искажении христианского
учения, чем обнаружились давно назревавшие между Восточной и Западной Церквами
разногласия. Более раннее крещение двух других племенных вождей восточных
славян было совершено также византийским духовенством и в византийских колониях
Причерноморья — Суроже и Амастриде.
863 г. Святые
равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, по
просьбе византийских патриарха и императора начали перевод Библии,
богослужебных книг на созданный ими церковно-славянский язык и отправились с
проповедью в Словению и Моравию, обучая родной письменной речи славянские
народы. Их миссия была враждебно встречена латинскими епископами, которые
всячески преследовали равноапостольных братьев. Поэтому они вынуждены были
через три года вернуться на родину. В 868 году братья отправились в Рим,
подарили Римскому папе Адриану II часть мощей св. Климента, обретенные ими в
Крыму, и добились его поддержки для продолжения своей миссионерской
деятельности в Моравии. Однако на следующий год св. Кирилл скончался, и труды
просветительские стал продолжать св. Мефодий.
870 г. св.
Мефодий был вызван на суд латинского архиепископа в Зальцбурге и осужден на
тюремное заключение, где в ужасных условиях провел три года. Благодаря
политическим и военным успехам моравского князя Святополка, римский папа дал
указание освободить Мефодия. И хотя его деятельность по просвещению славян
признавалась латинскими епископами “еретической” (славянское богослужение —
запрещено), под покровительством князя он продолжал заниматься ею, переводя
Священное Писание и готовя учеников.
885 г.
Преставление св. Мефодия. После его смерти римский папа Стефан V издает буллу,
осуждающую Мефодия за “неправоверие”, что стало основанием латинским епископам
для массовых репрессий против славянской церкви на территории Моравии и
учеников свв. Кирилла и Мефодия. Более 200 клириков, последователей
просветителей, были схвачены и проданы в рабство в Венецию, некоторым (Горазду,
Клименту, Науму и др.) удалось бежать со славянским рукописями в Болгарию. В
Моравии же дело учителей словенских было выжжено каленым железом: истреблены
люди, книги, вытравлена память (даже церковь, в которой похоронен св. Мефодий,
неизвестна). Лишь Божьим Промыслом можно объяснить то, что оно не погибло
совсем и спустя столетие возродилось в Киевской Руси. Благодаря богатым сербам
и болгарам, выкупивших рабов на невольничьих рынках в Италии, последователи
равноапостольных братьев укрепились в славянских странах, откуда после Крещения
Руси пришли к нам первые славянские книги и письменность.
Однако
поразительной ненавистью к православной письменности, культуре, иконописи,
литературе со стороны римо-католиков и униатов окрашены все последующее
тысячелетнее католико-православное противостояния. Они истреблялись католиками
с маниакальной настойчивостью. Поэтому всю историю Киевской Руси и ее
литературу (Повесть временных лет, Галицко-Волынская летопись, Киево-Печерский
Патерик, “Киевская правда” Ярослава Мудрого, “Слово о законе и благодати”
митрополита Илариона, Поучение Владимира Мономаха, “Слово о полку Игореве” и
т.д.) мы знаем лишь по копиям (спискам), сохранившимся в монастырях
Северо-Восточной Руси (Новгороде, Твери, Ростове) — там, где не ступала нога
униатов и католиков. (То же касается и Киевской школы иконописи). Последняя
попытка католиков насильно ввести латиницу вместо кириллицы в Западной Украине
относится ко второй половине XIX века.
955 г. Святая
равноапостольная княгиня Ольга совершает поездку в Константинополь, где
принимает св. крещение с именем Елена. Возвратившись, княгиня построила в Киеве
несколько храмов: на могиле Аскольда и на месте нынешнего Софийского собора.
Согласно западным хроникам, в 959 году “Елена королева Ругов” направила к
немецкому императору Оттону I своих послов, откуда был прислан епископ.
Распространено мнение, что на самом деле католическая миссия была осуществлена
по инициативе самого Оттона I, а княгиню Ольгу интересовали только политические
контакты с императором. Так или иначе, но те же западные хроники сообщают, что
миссия епископа Адальберта закончилась провалом, и он через год вернулся назад.
986 г.
Знаменитый выбор веры великим киевским князем Владимиром: “Потом пришли
иноземцы из Рима и сказали: “Пришли мы посланные папой”. Выслушав послов, князь
отверг католическую веру: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли
этого”.
988 г.
Крещение Руси и принятие Православия как государственной религии. Крестившие
князя в византийском городе Херсонесе православные священники предупредили: “И
не принимай учения от латинян, ибо их учение развращено”. После крещение князя
папские послы вновь посетили Владимира в 991 и 1000 гг. В середине 990-х и в
1001 гг. сам Владимир также направлял своих послов в Рим, но эти посольства
носили политический характер. Во второй половине этого десятилетия у Владимира
гостил католический епископ Бруно, который направлялся к воевавшим против
киевского князя печенегам. Князь сначала пытался отговорить епископа от
задуманной миссии, но потом отпустил. Обратив некоторых печенегов в веру, Бруно
через Русь вернулся в Польшу, а оттуда отправился к пруссам, но на границе их
земель был убит в 1009 г. В XVIII униаты пытались трагическим путешествием
епископа обосновать миф о давней приверженности Руси католицизму.
1012 г.
Заговор против великого князя Владимира, в котором замешан его сын Святополк
Окаянный, женатый на дочери польского короля Болеслава. Согласно плану
заговорщиков, Болеслав должен был вместе с немецкими войсками придти на Русь, а
Святополк — подготовить восстание в Киеве. Заговор открылся, св. Владимир
отправил сына, его жену-католичку и ее духовника епископа Рейнберна в
заточение, где последний и умер. Впоследствии сторонники окатоличивания Руси
истолкуют миссию Рейнберна так, будто он обратил Русь в католичество. В 1013 г.
Владимир освободил Святополка с супругой из заключения.
1015 г. После
неожиданной кончины св. Владимира Святополк, поддерживаемый поляками, начал
борьбу за великокняжеский престол, по-иезуитски убив своих
братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставших первыми отечественными святыми
на Руси. Затем убит был и князь древлянский Святослав. Против Святополка
Окаянного выступил еще один сын Владимира — новгородский князь Ярослав Мудрый,
которому братоубийца, невзирая на военную помощь тестя Болеслава, в 1019 году
проиграл войну.
1054 г.
Произошел окончательный разрыв канонического общения между Константинопольским
Патриархом и папой Римским. В том же году преставился князь Ярослав, при
котором было сделано немало для укрепления Руси в православной вере. В
частности, были созданы две главные святыни Руси: киевский собор Святой Софии и
Киево-Печерская Лавра. Впоследствии князья Руси неоднократно задавали
православным иерархам и священникам вопросы “о вере латинской”, и пастыри
обличали все неправды последней. К числу самых ярких и популярных сочинений на
эту тему принадлежит “Слово” одного из основателей Лавры преподобного Феодосия
Печерского, который адресовал свое послание сыну Ярослава Мудрого Изяславу,
женатому на католичке — дочери польского короля. Обличительные сочинения против
католицизма принадлежат также перу современника св. Феодосия митрополиту
Киевскому Георгию. Митрополит Киевский Иоанн II отвечал на послание одного из
антипап предложением оставить католические заблуждения, а митрополит Киевский
Никифор писал о пагубности католического учения великому князю Киевскому
Владимиру Мономаху (†1125) и другим его родичам. В свою очередь Рим не оставлял
надежды подчинить Русь. Из послания епископа Краковского Матфея к аббату
Клервонскому Бернарду известно, что около 1155 г. последний направлялся на Русь
в качестве миссионера. Состоялась ли эта миссия — неизвестно. Русские летописи
отмечают под 1169 г. очередной приход папских послов.
1188 г.
Галиция подпала под власть венгерского королевича Андрея, на второй год
правления которого венгры начали притеснять галичан и оскорблять их веру, после
чего в 1190 г. иноземное иго было свергнуто. Вскоре в 1201 г. продолжатели дела
Мейнгарда в Прибалтике основали орден меченосцев и начали покорять регион Риму,
что всячески поощрялось папами.
1204 г. Во
время IV-го крестового похода католические рыцари-крестоносцы вместо
запланированного броска в Палестину осуществили коварное и невиданное
разграбление Константинополя, были истреблены его жители, погибло множество
святынь и памятников столицы, осквернена Святая София, в алтаре разбит на куски
главный престол церкви. (Это святотатство греки более восьми столетий не могли
простить католическому Риму — лишь в 2001 году Элладская Церковь разрешила папе
Римскому впервые посетить Грецию, но не позволила поцеловать ее землю). При
этом город был объявлен столицей католической Латинской империи, а столицей
Византии временно стал г. Никея. (В 1261 г. византийцы вернут себе
Константинополь и упразднят Латинскую империю). Считая себя отныне
господствующим над всем христианским миром, папа направил галицкому князю
Роману предложение принять католичество и обещал русичу за это покорить “мечом
апостола Петра” многие земли. Указав папскому послу на свой меч, Роман ответил:
“Таков ли меч у папы? Если он такой, то он может брать им города и дарить
другим. Но это противно Слову Божию, ибо иметь такой меч и сражаться им Господь
запретил Петру. А я имею меч, от Бога мне данный, и пока он при бедре моем,
дотоле не имею нужды покупать себе города иначе, как кровью, по примеру отцов и
дедов моих, распространивших землю Русскую”.
1205 г.
Войско крестоносцев Балдуина II было разбито православными болгарами под
Андрианополем.
1207 г. Папа
Иннокентий III выступает с обращением “ко всем русским епископам, клиру и всему
русскому народу” с требованием отречься от Православия, поскольку “страна
греков и их Церковь полностью вернулись к признанию Апостольского престола”.
Киевский митрополит Дионисий, сам никейский грек, с гневом отверг предложение и
был поддержан всей Киевской митрополией.
1214 г. Галич
оказался в руках венгров, и король Андрей от имени галичан написал папе, будто
они готовы покориться Риму. Прибывшее латиняне сразу начали изгонять
православное духовенство, а православные храмы обращать в костелы. Новгородский
князь Мстислав пришел на помощь и изгнал венгров с королевичем Коломаном из
Галича в 1220 г.
1222 г. Рим
повелевает принуждать переселяющихся в Прибалтику русичей принимать католицизм.
1228 г. В
Киеве с позволения князя создается католический доминиканский монастырь на
Оболони. В отличие от папы, принуждающего русичей в Прибалтике принимать
латинство, киевский князь разрешает живущим в его городе католическим купцам
иметь свой костел.
1232 г. Папа
предписывает польскому духовенству не допускать браков между православными и
католиками, чтобы католичкам при выходе замуж за русичей не пришлось менять
веру.
1233 г.
Киевский князь Владимир Рюрикович изгоняет доминиканских монахов из Киева.
1237–1240 гг.
В то время как Православная Русь героически заслоняет собой от монгольских орд
католическую Европу с Востока (в руины превращены Рязань, Ростов, Владимир,
Киев, погибли десятки князей, епископы Православной Церкви, в том числе и
Киевский митрополит), крестоносцы наносят ей удары с Запада.
15 июля 1240
года, в день святого равноапостольного князя Владимира, произошла Невская
битва, в которой юный князь Александр Ярославич разбил войско “короля римской
веры страны полуночной” (Швеции) под командованием герцога Биргера, которое
вторглось в Новгородские земли.
1241 г.
Рыцари объединившихся орденов меченосцев и тевтонцев захватывают “город Святой
Троицы” Псков и движутся на Новгород.
1242 г. Св.
Александр Невский разбивает немцев, освобождает Псков и совершает поход в
пределы Ливонии, где на льду Чудского озера дает сражения рыцарям, которое
вошло в историю под именем Ледового побоища. Немцы просят мира, отказываются от
всех завоеванных русских земель. Затем князь совершает удачные походы против
литовцев и шведов, прекратив тем самым их разбойничьи набеги на Северную Русь.
Становится князем Новгородским и Киевским, а затем великим Владимирским. На
присланное от папы в 1248 г. предложение присоединиться к латинству св.
Александр отвечает точным изложением православной веры и добавляет: “Все это
ведаем, а от вас учения не приемлем”.
1245 г. 24
июня. На открывшемся под председательством папы Иннокентия VI Лионском соборе
Киевский митрополит Петр (Акерович) выступает с призывом к христианам Европы
объединиться в борьбе с татаро-монголами. И получает отказ. Тщетно искали поддержки
у католиков и святой князь Черниговский Михаил (замученный впоследствии в
орде), и брат Александра Невского Андрей Суздальский.
1245 г. Папа
предлагает латинство галицкому князю Даниилу Романовичу взамен военной помощи
против монгол и присылает к нему двух монахов-доминиканцев, которым поручает
неотлучно быть при Данииле, а также архиепископа Эстонского Генриха, которого
облекает властью поставлять в Русь латинских епископов.
1249 г. Не
получая реальной помощи от папы, Даниил изгнал папского легата Альберта и
порвал отношения с Римом.
1251 г.
Католическое крещение великого литовского князя Миндовга, который принял
латинство по политическим соображениям: он искал помощи против своего
племянника Товтевила, опиравшегося на поддержку католической Риги. После
крещения Миндовга папа предписал Рижскому и другим епископам обращать в
католицизм неверных даже в смежных с Литвой землях.
1252 г.
Возобновление переговоров Даниила Галицкого с папой, коронация князя в
Дорогочине. В ответ папа призывает соседние с Галицией европейские страны
воевать с монголами и обещает индульгенцию всем участникам крестового похода.
Призыв остается без отклика. Даниил вновь порывает с папой.
1255 г. Папа
благословил Миндовга на завоевание Руси со словами: “Названные земли апостольской
властью утверждаем за тобой и твоими потомками”. Тем временем сам Миндовг снова
вернулся к язычеству.
1257 г. Папа
“отпускает грехи” крестоносцам за войну с татарами, а заодно и с русичами.
1297 г. На
княжеском дворе во Львове учреждается монастырь при католическом костеле,
построенном для жены Льва Даниловича — венгерской принцессы Констанции. Кроме
того, в Галиции появляются поселения горожан-католиков с латинскими храмами.
1323 г. После
смерти последних прямых потомков Даниила Галицкого — его правнуков Андрея и
Льва Юрьевичей — вакантный престол занял их племянник по матери Юрий Болеслав.
Предполагается, что в детстве он был католиком, а Православие принял в связи с
занятием — по приглашению бояр — галицкого престола. Окружив себя чужеземцами и
покровительствуя католикам, князь возбудил подданных против себя и в 1340 г.
был отравлен.
1340 г. Бояре
приглашают на галицкий престол литовского родственника Юрия-Болеслава — Любарта
Гедиминовича. Одновременно польский король Казимир пытается оккупировать
Галицию, но наместник Любарта боярин Димитрий Дедько призывает на помощь монгол
и освобождает край.
1349 г.
Обеспечив себе нейтралитет, Казимир вновь захватил Галицию и более половины
Волыни. По перемирию 1352 г. Галиция оставлена за Польшей, Волынь — за
Любартом. Казимир вводит в Галицию переселенцев из Германии и Польши,
содействует организации здесь ряда католических епархий. Умножается число
католических монастырей.
1362 г. Киев
присоединен к Великому княжеству Литовскому. “Собирание” Южной Руси, кроме
Галиции, в пределах Литвы почти не встречало сопротивления русичей, поскольку
избавляло край от монгольской зависимости. При этом литовцы не изменяли уклад
жизни присоединяемых территорий, а в культурном плане даже испытывали влияние
Руси, принимали Православие.
1375 г. Папа
предписывает своему Краковскому епископу удалить в Галиции православных
епископов с их кафедр, а священников — из храмов. Согласно польскому хронисту
XVI в. Длугошу, один из православных храмов был тогда отнят и обращен в
кафедральный католический костел. Земли православных епископов начинают
поэтапно переходить в руки католического епископата по воле польской
администрации.
1382 г.
Восстание в Галиции, в ходе которого уничтожались костелы, изгонялось
католическое духовенство. Восстание подавлено, католицизм восстанавливает свои
позиции в крае.
1385 г.
Женившись на польской королеве Ядвиге, великий князь Литовский Ягайло заключил
с Польшей Кревскую унию, условия которой предусматривали переход князя и всех
этнических литовцев в католическую веру. Боярам-католикам князь сразу дает ряд
важных привилегий, отличающих их от православных. На Киевщине Ягайло дает
монахам-доминиканцам несколько земельных угодий. Дискриминационные по отношению
к православным нормы закрепляются и в Городельском акте 1413 г. Впоследствии
уния Литвы и Польши неоднократно распадалась и возобновлялась, но если в Литве
установилось более-менее терпимое отношение к православным, то в Польше имела
место открытая дискриминация: в Галиции православных называли “сектой”, а их
храмы — “синагогами”. В целом политика Литвы и Польши способствовала экспансии
католицизма на территорию Южной Руси. В руках католиков сосредотачивается
значительная земельная собственность, как правило, за счет отобранных имений
Православной Церкви. Так, в 1390 г. Перемышльский католический епископ
прибирает к рукам владения и церкви одноименной православной епархии. В
1412-1414 гг. православное имение Галицкой епархии власти отдают католической.
В 1412 г. Ягайло отнял в Перемышле собор святого Иоанна Предтечи у
православных, велел выкинуть православные гробницы, что и было исполнено “при
горьких рыданиях” народа.
1423 г.
Галицкий католический архиепископ получает право наказывать еретиков, под
которыми подразумеваются и православные.
1435 г. Митрополит
Киевский и всея Руси Гервасим сожжен в Витебске по приказу литовского князя
Свидригайло.
1439 г.
Флорентийская уния — союз между Константинополем и Римом. В надежде на помощь
папы в защите Византии от турецкой агрессии Константинопольский император соглашается
на унию с Римом и организует давление на свое же православное духовенство.
Вернувшись из Флоренции в Константинополь, православные иерархи называют себя
предателями и отрекаются от унии. Одним из самых активных организаторов унии
был присланный накануне из Византии в Москву, ставшей с 1326 г. резиденцией
Киевских митрополитов, митрополит Киевский Исидор. После Флоренции он
возвращается в Москву — и здесь, едва обнаружив свою принадлежность к
католицизму, попадает в заточение. Вскоре, однако, Исидору удается бежать в
Литву. Здесь также не признали унии, и Исидор уезжает в Рим, где становится
кардиналом.
1458 г.
Стараниями Исидора его ученик Григорий Болгаринович возведен в сан митрополита
Киевского папой Римским. По прибытии в Литву он получает признание короля
Казимира, хотя тот прежде считал законным лишь общерусского митрополита Иону,
проживавшего в Москве.
1467 г. Не
встретив поддержки паствы из-за своей принадлежности к унии, Григорий
обращается в Константинополь и разрывает с Римом. Данный акт считается
отречением Григория от унии, хотя униаты утверждают, будто Болгаринович был
“флорентийцем” до самой своей кончины.
1471 г.
Киевским воеводой назначен католик Мартин Гаштольд. Киевляне отказываются
принять его и требуют назначения православного воеводы, в ответ — прибывают
правительственные войска и утверждают власть Гаштольда силой.
1551 г.
Пользуясь извращенным “правом патроната”, польский король пожаловал грамоту на
занятие Киевского митрополичьего престола своему вельможе Стефану Белькевичу за
верную службу. После смерти митрополита-предшественника Белькевич — человек
малообразованный и почти неграмотный — был объявлен “нареченным” митрополитом,
однако принял монашеский постриг только через полгода, хотя перед этим не один
год пробыл настоятелем монастыря. Митрополичье же служение Белькевича
ознаменовалось только большими поборами с духовенства. Деятельность Белькевича
была далеко не единственным примером того, как католические власти Литвы и
Польши отдавали светским людям церковные должности в качестве “доходного
места”, а их получатели не торопились принимать постриг, продолжали вести
светскую и супружескую жизнь и занимались преимущественно своими хозяйственными
делами. Подобная практика готовила благодатную почву для провозглашения в будущем
Брестской унии с Римом, когда православный епископат Южной Руси, оказавшийся
под полным контролем светских властей, предал свою веру в обмен на обещание
привилегий и сохранение прежних богатств.
Страницы: 1, 2, 3
|