рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Конституционно-правовой статус религиозных объединений в РФ

Курсовая работа: Конституционно-правовой статус религиозных объединений в РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

НА ТЕМУ:

"КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

СТАВРОПОЛЬ 2008


План

религиозный гражданский конституционный правовой

Вступление

1. Понятие и роль религиозных объединений в системе гражданского общества РФ

2. Порядок создания и ликвидации религиозных объединений в России

3. Права и обязанности религиозных объединений по законодательству Российской Федерации

4. Гарантии конституционно–правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации

5. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях

Заключение

Список литературы


Вступление

В последние годы все чаще слышны разговоры о месте религии в современной России, не проходит и дня без публичных выступлений видных религиозных деятелей различных конфессий и уже кажется небывалым тот факт, что еще пару десятилетий назад наше государство вполне оправданно называлось атеистическим.

С каждым днем растет число последователей тех или иных религиозных объединений, а города обогащаются храмами. Так, по мнению Н.А. Трофимчука, динамичный рост уровня религиозности населения привел к тому, что во всех конфессиях произошёл наплыв неофитов (новообращенных). Многие из них имеют смутное представление об основах вероучения и о канонических нормах той религии, к которой они недавно обратились, тем не менее, проявляют максимализм требований по отношению к единоверцам, нетерпимость к инаковерующим и неверующим, что порой нарушает стабильное развитие религиозной жизни, порождает внутренние конфликты.

Помимо традиционных религий, появляется целое множество совершенно новых для России, неизвестных, а порою и разлагающих общество религиозных организаций. На улицах и площадях, подземных переходах и продовольственных рынках рыскают люди готовые предложить свое учение каждому желающему (а часто и вовсе нежелающему того). Не умалимо растет число так называемых тоталитарных сект, деструктивных культов и сепаратистки настроенных сообществ от чего страдают тысячи людей от маленьких детей до ветеранов войны.

Все это, вызывает большой интерес к проблеме взаимоотношений религиозных объединений с гражданами и государством, как у всего общества в целом, так и у меня в частности.

Настоящая курсовая работа включает в себя пять глав.

● В главе первой делается попытка охарактеризовать религиозные объединения с позиции норм закрепленных законом и дать оценку тому положению, которое занимают религиозные объединения в жизни современного российского общества.

● Вторая глава раскроет секрет создания, регистрации и ликвидации религиозных объединений, поможет разобраться в государственных органах занимающихся подобными проблемами.

● В третьей главе изложен ответ по вопросам, касающимся прав и обязанностей религиозных объединений, установленных законодательством Российской Федерации.

● Четвертая глава расскажет об источниках права (как Российской Федерации, так и международных) закрепляющих конституционно-правовой статус религиозных объединений.

● В главе под номером пять делается попытка рассмотреть возможность привлечения к ответственности за нарушения законодательства о религиозных объединениях в частности и о свободе совести вообще.

Источники, используемые для написания данной курсовой работы весьма разнообразны. Здесь стоит упомянуть:

- учебники конституционного права

- законодательство Российской Федерации

- нормативные акты международного права

- научные статьи различных правоведов и прочих деятелей науки

- публицистика по теме религиозных сект

- научная диссертация на тему "Проблемы реализации права на свободу совести субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального общества".


1. Понятие и роль религиозных объединений в системе гражданского общества РФ

Суть понятия "религиозное объединение" раскрывает федеральный закон Российской Федерации "о свободе совести и религиозных объединениях" Пункт 1 статьи 6 данного нормативного акта гласит: "Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей".

Роль религиозных объединений в условиях развития нашего государства включает в себя множество аспектов, таких как организацию духовного развития личности, поддержку ее нравственных ориентиров, а так же воспитание любви к отечеству, веротерпимости и толерантности во взаимоотношениях среди народов, воспитание и формирование мировоззрения молодежи.

На сегодняшний день в России существует множество религиозных объединений. Наряду с прочими конфесиями наиболее крупными по числу последователей традиционно считаются Православие и Ислам, что в прочем не мешает бурному развитию деятельности других религиозных объединений (в соответствии с выборочным опросом, проведенным в 2001г., верующих 55% респондентов, неверующих – 33%, среди верующих большинство христиан, мусульман – 5%, сторонников некоторых других религий 2%; остальные опрошенные затрудняются с ответом). Подобное многообразие религиозных предпочтений в обществе гарантируется Конституцией Р.Ф., которая гласит:

"Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Однако же в последние годы все чаще говорится о взаимодействии государства и религии, по этому поводу Главным управлением Минюста России по г. Москве и Институтом государственно–конфессиональных отношений и права был разработан проект Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации. Одним из нововведений в сфере государственных отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации, становится введения понятия традиционной религиозной организации, что учитывает, как считают авторы, широкую зарубежную практику… По их мнению, государство в праве по-разному сотрудничать с религиозной организацией, насчитывающей сотни тысяч или миллионы последователей, и религиозной группой из нескольких десятков человек…

Оппоненты подобной позиции напоминают о положении Конституции Р.Ф.: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

На что со стороны защитников понятия "традиционной религиозной организации" приводятся следующие аргументы: "равно как и ограниченно дееспособные или недееспособные граждане не являются менее равными перед законом по сравнению с обладающими полной дееспособностью… Так по аналогии права, расширенная правосубъектность традиционных религиозных организаций, предполагающая преимущественное сотрудничество государства с ними, не противоречит конституционной норме равенства всех религий перед законом".

В наше время существует и другая проблема противоположного характера. Когда, по мнению доктора юридических наук А.Г. Залужного, попытки религиозных организаций влиять на развитие политической ситуации в стране, привели к появлению опасных клерикальных тенденций, способных в силу содержащихся в них элементов политического экстремизма, при определенных обстоятельствах разрушить гражданский мир в обществе, дополнив религиозный сепаратизм национальным, а так же включив в орбиту противоборства противников всякой религии.

Таким образом, единство во взглядах не наблюдается, не только в среде последователей тех или иных религиозных объединений, но и в среде политологов и ученных, как впрочем, и в государственном аппарате вообще. Необходимо отметить растущую, с каждым годом, озабоченность подобной темой всех членов Российского общества, в независимости от возраста, благосостояния и сферы деятельности. Все это говорит о том, что религия обретает огромное значение в системе гражданского общества и требует особого внимания со стороны государства.

Но религиозные объединения играют важную роль не только в политической жизни. С падением атеистической идеологии религия проникла во многие сферы жизни общества. И не смотря на то, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускаются, а наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах, принадлежность к той или иной конфесии предусматривает наличие определенных жизненных принципов гражданина, которые в некоторых случаях не могут быть проигнорированы государством. Так на пример ФЗ "об альтернативной военной службе" гарантирует замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. А в уже упомянутом ФЗ "о свободе совести и религиозных объединениях" закреплено: "Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди". Все это указывает на особое внимания, со стороны государства, к тонким нюансам религиозного мировоззрения граждан.

Таким образом можно сделать вывод что, понятие "религиозное объединения" включает в себя три признака:

- вероисповедание

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей,

при условии что:

- это не противоречит законам Российской Федерации

- члены объединения проживают на территории РФ на законных основаниях.

Роль религиозных объединений, на данный момент времени, очень велика. Деятельность религиозных объединений в сфере политики, культуры, нравственности и т.п., может принести как пользу, если используется рациональный подход со стороны государственных органов и разумный диалог со стороны представителей религиозных объединений, так и вред в случае игнорирования властями проблем связанных со взаимоотношениями религиозных организаций с государством и обществом, и радикальность во взглядах последователей религиозных объединений.

Но все это будет верно определенно лишь по отношению к традиционным религиям. Что касается религиозных объединений вообще(особенно сектантских) то можно сказать что, в большинстве случаев их роль заключается только лишь в удовлетворении психологических потребностей как таковых, вне зависимости от того, несут они объективную пользу самому человеку, состоящему в подобного рода объединении, обществу как таковому и государству вообще. Стоит упомянуть и тот факт, что на сегодняшний день, большинство из известных сект не только не несут благо государству, но и напротив наносят непоправимый вред его гражданам, искажая мировоззрение и способность самостоятельно и адекватно оценивать собственное положение в обществе. Не смотря на паразитирующий характер подобных религиозных объединений, приостановление их деятельности является весьма затруднительной со стороны правоприминителей, что является прямым следствием несовершенства отечественного законодательства, подробнее об этой проблеме речь пойдет в главе 5 данной курсовой работы.

2. Порядок создания и ликвидации религиозных объединений в России

Начиная эту главу, считаю необходимым вспомнить тот факт, что религиозные объединения могут существовать в двух видах, а именно:

- религиозная группа

- религиозная организация.

Религиозная группа представляет собой "добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица".

Религиозная организация подразумевает под собой тот же смысл, за исключением того факта, что для ее создания требуется определенное число последователей и государственная регистрация. Все это обуславливается тем, что религиозная организация, в отличие от религиозной группы, представляет собой юридическое лицо, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Для создания религиозной группы требуется только лишь желание самих участников группы. Религиозная группа является, как правило, первой ступенью к созданию религиозной организации.

Для создания религиозной организации существует ряд установленных законом требований:

1) Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

2) Наличие подтверждения, о ее существовании на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Учитывая то что, закон не регламентирует порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения и его форму, предоставить доказательства существования религиозной группы на территории Российской Федерации в течение определенного срока бывает делом затруднительным. Существует несколько путей решения этой задачи. Как правило, доказательства сроков существования религиозной группы должны предъявляться в орган местного самоуправления самой группой в виде данных государственной регистрации и местного учета бывшего Совета по делам религий при СМ СССР, архивных материалов, судебных решений, свидетельских показаний и иных форм доказательства.

3) Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Регистрация религиозных организаций производится в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (федеральная регистрационная служба), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Религиозной организации может быть отказано в регистрации исключительно в пяти случаях:

- цели и деятельность религиозной организации противоречат законам РФ

- создаваемая организация не признана в качестве религиозной

- устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законов РФ

- в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием

- учредитель (учредители) неправомочен.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

-   по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

-   по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов

-   в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

-   В случае неоднократного непредставления религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда.

Основаниями для ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы являются:

+ нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

+ действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

+ принуждение к разрушению семьи;

+ посягательство на личность, права и свободы граждан;

+ нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

+ склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

+ воспрепятствование получению обязательного образования;

+ принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

+ воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

+ побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Права и обязанности религиозных объединений по законодательству РФ

Законодательство Российской Федерации предоставляет для религиозных объединений большие возможности. Статья 28 Конституции РФ провозглашает свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободу выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В права религиозной группы, на основании ФЗ "о свободе совести и религиозных объединениях" входят совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также осуществление обучения религии и религиозного воспитания своих последователей.

Религиозные организации имеют более широкий перечень прав. Среди прочих можно выделить следующие права, принадлежащие религиозным организациям:

1) Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

2) Беспрепятственно совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

3) Проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

4) Производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

5) Осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

6) Создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации. Создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

7) Устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.

8) Обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству, иметь на праве собственности имущество за границей, а так же использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.