рефераты скачать

МЕНЮ


Контрольная работа: Мировые религии

Контрольная работа: Мировые религии

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт гуманитарного и социально – экономического образования

Факультет социологии


Контрольная работа

На тему: «Мировые религии»

Екатеринбург 2009


1. МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ: ИСЛАМ

1.1 Мухаммед, основатель ислама

ИСЛАМ – монотеистическая религия, одна из трех авраамистических религий Ближнего Востока. Как и иудаизм, и христианство, ислам явился продолжателем религиозных представлений и традиций жителей этого региона. Первоначально возник как локальное религиозно-политическое течение, выросшее из многовековой истории Аравийского полуострова. Он явился откликом на духовные потребности всего Ближнего Востока в период становления феодального средневекового общества в конце 6 – начале 7 в., когда происходила смена социально-экономической формации. К этому подталкивали различные факторы, в том числе и соседство Аравии с Римской и Византией империями и Сасанидским Ираном, которые враждовали друг с другом. Это пагубно сказывалось на традиционных торговых и политических связях самой Аравии. Транзитная торговля, основное занятие аравийских купцов, стала убыточной. Усилилось социальное расслоение населения. В этих условиях недовольство стало благоприятной почвой для распространения различных идей. Среди них особо популярной была идея о едином и всемогущем боге, который наведет порядок хотя бы на Страшном суде.

Мухаммад, основатель ислама, признанный посланником и пророком Аллаха, сыграл огромную роль в становлении этой религии. Датой основания ислама считается 622 год, ознаменовавшийся переселением пророка Мухаммада из его родного города Мекки в Медину. Однако свои проповеди он начал гораздо раньше. В 610 Мухаммад получил первое откровение, которое, как он впоследствии рассказывал, было ниспослано ему от бога при посредничестве архангела Джебриля (библ. Гавриил). Мухаммад происходил из рода Хашим племени Курайш (Корейш). Сопровождал караваны своей будущей жены, состоятельной вдовы Хадидши, в Сирию. Откровения, которые он получал в минуты уединения на горе Хира, и были результатами его попыток понять и объяснить мироздание. Проповедь Мухаммада в значительной части содержала уже известные положения. Вслед за теми, кто принял иудаизм и христианство, он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.

Этот переезд (по-арабски – хиджра) ознаменовал новый период в жизни пророка. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община (умма). Христиане воспринимали ислам как ересь внутри христианства, а иудеи встретили проповедь Мухаммада недоброжелательно.

Проповеди Мухаммада в Мекке и Медине носили разный характер. Если в центре мекканских были идея единобожия и рассказы о пророках, то мединские представляли собой наставления и указания лидера и были адресованы арабским племенам. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммад сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра.

В Коране говорилось о том, что желали услышать люди – о равной ответственности всех живущих на земле перед богом, которая и должна была обеспечить исправление существовавшей в обществе несправедливости. Эта часть проповеди Мухаммада привлекала многих. Фиксация этих представлений в священном тексте позволяла использовать ислам для идейного обоснования движений социальных низов, которые в эпоху средневековья не могли иметь иной идеологии, кроме религиозной.

 

1.2 Ислам как государственная религия

Когда ислам вышел за пределы Аравии и превратился из суммы религиозных представлений в религию целого государства, появились две противоречивые тенденции. Первая была призвана оправдать иерархически устроенное общество, вторая – уравнять людей перед богом вне зависимости от их богатства и происхождения. Для того чтобы утвердить ислам как господствующую идеологию, следовало обосновать обе тенденции и приспособить их друг к другу. При этом нужно было учитывать потребности управления обширным государством, обладающим разветвленным государственным аппаратам и огромной армией. Кроме того, за пределами Аравии ислам встретился с развитыми религиозными системами и философскими взглядами. В обстановке противостояния, полемики и соперничества возникла необходимость создать систему универсальной религиозной философии, дать ответы на многие вопросы, которые до этого на территории Аравии не возникали.

Одной из таких острых проблем был вопрос о верховной власти, возникший непосредственно после кончины пророка. Власть в арабских племенах традиционно передавалась по наследству, поэтому принцип выборности халифа, возникший после смерти Мухаммада, был поставлен под сомнение его противниками, представителями мекканской аристократии. Первые два халифа, Абу Бакр (632–634) и Умар (634–644), стали продолжателями дела Мухаммада. Особенно преуспел в этом Умар ибн аль-Хаттаб, которого смело можно назвать основателем мусульманского государства.

Однако третий халиф Усман ибн Аффан был представителем богатого мекканского рода Умаййа, не принявшего в свое время проповедь Мухаммада. Семья Усмана участвовала в заговоре против пророка, в результате которого Мухаммад был вынужден покинуть родную Мекку. В период правления Усмана (644–656) большинство постов наместников новых провинций халифата получили родственники правителя. Коррупция и казнокрадство получили большое распространение и не способствовали укреплению государства.

Однако не все мусульмане согласились с результатами выборов. К этому времени общество уже было расколото, и в общине созрели две тенденции. Одну представляли Тальха и Зубейр, бывшие сподвижники пророка, и Айша, вдова пророка. Они выступали за сохранение принципа выборности халифа, достойнейшего из среды его преемников. Другая тенденция объединяла тех, кто, выступая за кандидатуру Али, призывал соблюдать племенные традиции, и, следовательно, передать халифат ближайшему родственнику Мухаммада по мужской линии. Им казалось, что Али более чем кто-либо соответствует идеалу наследника власти. Али был не только ближайшим соратником Мухаммада, но и его двоюродным братом, мужем дочери пророка Фатимы. Кроме их сыновей – Хасана и Хусейна, у Мухаммада не было мужского потомства.

Сторонники Али остались верны его потомкам, прежде всего сыновьям от Фатимы – Хасану и Хусейну. Их стали называть шиитами (от араб. шиа – «сторонники»). Шииты считали, что родство с пророком дает Али и его потомкам – Алидам – особое право на власть, что они являются носителями благодати, унаследованной от пророка способностью выступать посредником между богом и людьми, и должны быть имамами, духовными руководителями общины и, следовательно, ее политическими вождями. Именно эти представления легли в основу одного из главных течений в исламе, получившем название шиизм.

Но его отряд был окружен всадниками нового правителя Сирии Йазида, и спустя десять дней четырехтысячное войско Омейадов легко расправилось с небольшим отрядом Хусейна, который так и не дождался подкрепления (битва при Кербеле, Ирак, 10 октября 680). Он сам погиб, как свидетельствует предание, «получив 99 колотых и ножевых ран». Это событие имело колоссальное значение для развивавшегося шиизма: возник культ мученичества, который стал характерной чертой этого религиозного движения.

В этот же период развивалось движение хариджитов, которые считали, что халифом может быть любой достойный мусульманин, избранный и признанный общиной.

В 750 Аббасиды свергли Омейадов, использовав недовольство шиитов Ирака и Хорасана. К этому времени шиизм уже оформился как оппозиционное движение и окреп, особенно в восточных провинциях халифата, обеспечив проникновение в ислам персидских традиций.

Прикрываясь именем дяди пророка аль-Аббаса, к которому Аббасиды возводили свое происхождение, они отвергли притязания других родственников пророка, в том числе и Алидов. Центром нового режима был объявлен Ирак. Победа Аббасидов означала оттеснение арабов на второй план. Но распространение ислама делало арабский язык средством объединения мусульман халифата, хотя еще долго его знание было поверхностным, а Коран могли прочитать только богословы.

Тем не менее, арабская аристократия – Алиды и Хашимиты – сохранила свой общественно-религиозный престиж, но утратила политическое влияние. Шииты также чувствовали себя обманутыми. Они продолжали бороться против новой суннитской власти. В шиитской среде возникали все новые и новые группировки, которые отличались друг от друга тем, кого именно из потомков Али они признавали законными имамами.

В 9–11 вв. особую известность приобрели исмаилиты. Секретность, окружавшая их учение о связи имамов с Аллахом, экстремальные методы, которые они применяли, а также склонность к террору, создали исмаилитам ореол таинственности. В 11 в. им удалось захватить власть в Северной Африке и Египте, где они сумели привести к власти своих ставленников Фатимидов.

Ветвью исмаилизма было движение карматов, которые широко использовали в своей пропаганде эгалитаристские лозунги. Корни карматского движения следует искать в мессианских идеях крайних шиитов. Но, в отличие от правоверных мусульман, карматы пренебрегали внешними формами религии, не соблюдали общепринятых мусульманских предписаний. Им удалось создать свое государство в Восточной и Центральной Аравии с центром в Бахрейне, где они продержались до конца 11 в.

После падения Фатимидов в 12 в. шииты почти везде в мусульманском мире оказались в религиозной и политической оппозиции. Это обстоятельство логично сделало их союзником народных выступлений, особенно часто случавшихся в восточных провинциях халифата.

В 16 в. к власти в Иране пришла династия Сефевидов. Придя к власти, Сефевиды способствовали тому, что в Иране в качестве государственной религии был утвержден шиизм.

Тем не менее, наиболее распространенным течением в исламе был и остается суннизм. Само название этого течения предполагает, что речь идет о людях, которые следуют сунне пророка. Надо отметить, что изначально правоверие в исламе не было обозначено доктринально, оно сформировалось лишь после того, как возникли оппозиционные течения, прежде всего хариджизм и шиизм.

После 12–13 вв. расцвет мусульманского мира постепенно сменился экономическим, политическим и культурным застоем, приведшим к отставанию мусульманского Востока от Европы. На самом деле упадок мусульманских государств был вызван взаимодействием сложных экономических и социальных факторов (в том числе и внешних), а ислам лишь отразил этот упадок в своих специфических формах.

В частности, сторонники религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине 18 в., видели возможность обновления ислама в возврате к первозданной чистоте его идей. Ваххабиты. Важное место отводилось идее джихада против «многобожников» и отступников.

В середине 20 в. после достижения независимости большинством мусульманских стран, в арабский мир проникли социалистические идеи, которые встретили понимание основной массы населения. Многие революционно настроенные мусульманские политические деятели и идеологи стремились доказать совпадение постулатов традиционного мировоззрения, ислама и социализма.

Мыслящие люди в мусульманских странах стали осознавать необходимость реформирования ислама с конца 19 в. Возникла острая полемика между мусульманскими традиционалистами и сторонниками светских концепций общественного развития. Одновременно начало складываться международное исламское движение. Во второй половине 20 в. возникли принципиально новые проблемы, связанные со становлением независимости мусульманских государств. Появились концепции так называемого «третьего пути», «мусульманского социализма» и т.д. Нерешенность ряда политических, экономических и социальных проблем стала питательной средой для возникновения исламистских движений, что свидетельствует о политизации ислама.

Ислам занимает второе, по численности адептов, место среди мировых религий. Более 800 млн. человек исповедуют ислам в разных странах мира, среди них примерно 90% – мусульмане-сунниты.

Странами с почти стопроцентным мусульманским населением являются Афганистан, Алжир, Иран, Ливия, Мавритания, Марокко, Сомали, Турция и все государства Аравийского полуострова. К странам, в которых мусульмане составляют около или более 90%, относятся Египет, Гамбия, Гвинея, Индонезия, Ирак, Иордания, Нигер, Пакистан, Сенегал, Таджикистан и Тунис. В Азербайджане, Бангладеш, Туркменистане и Узбекистане 85% населения – мусульмане. Больше половины населения мусульмане составляют в Албании, Чаде, Казахстане, Киргизстане, Ливане, Малайзии, Мали, Судане и Сирии. Население Индии на 14% мусульманское, большое число мусульман проживает в России и Китае. Значительные мусульманские общины имеются в Боснии и Герцеговине, Македонии, Югославии и на Филиппинах. Многие мусульмане живут в различных странах Африки.

ислам шаманизм синкретический даосизм


2. Аналитическая схема мировых религий

Христианство

1)Православие

А) Собственно православие*

-   Автокефальные православные церкви*

-   Константинопольская православная церковь (Турция (2), США, Германия и другие страны)

-   Финляндская православная церковь

-   Александрийская православная церковь (Египет, Кения и другие страны Африки)

-   Антиохийская православная церковь (Сирия, Ливан)

-   Иерусалимская православная церковь (Иордания, Палестина, Израиль)

-   Синайская православная церковь (Египет)

-   Русская православная церковь

-   Украинская православная церковь Московского патриархата

-   Белорусская православная церковь

-   Японская православная церковь

-   Грузинская православная церковь

-   Сербская православная церковь

-   Румынская православная церковь

-   Болгарская православная церковь

-   Кипрская православная церковь

-   Элладская [Греческая] православная церковь

-   Албанская православная церковь

-   Польская православная церковь

-   Православная церковь Чешских земель и Словакии

-   Православная церковь в Америке (США)

-   Православные церкви, не признанные другими православными церквами*

-   Русская православная церковь за границей (США, Канада и другие страны)

-   Российская православная свободная церковь (Россия и другие страны СНГ)

-   Истинно православная церковь (Россия)

-   Истинно православные христиане (Россия и другие страны СНГ)

-   Истинно православные христиане-молчальники (Россия)

-   Основное звено Христа (Украина)

-   Украинская православная церковь Киевского патриархата

-   Русская православная церковь Киевского патриархата

-   Украинская автокефальная православная церковь

-   Украинская православная церковь США

-   Украинская православная церковь Канады

-   Американская карпаторосская православная греко-католическая церковь (США)

-   Белорусская автокефальная православная церковь

-   Македонская православная церковь

-   Истинно православная церковь Греции, придерживающаяся старого стиля

-   Православная католическая церковь Северной и Южной Америки

 Б) Старообрядчество (Россия и другие страны СНГ)

-   Поповцы

-   Единоверческая церковь

-   Русская православная старообрядческая церковь [Белокриницкая иерархия]

-   Русская древлеправославная церковь

-   Андреевцы

-   Климентовцы

-   Беспоповцы

-   Часовенное согласие

-   Поморцы

-   Федосеевцы

-   Филипповцы

-   Спасовцы

-   Бегуны

-   Дырники

-   Скрытники

-   Мелхиседеки

-   Лужковцы

-   Истинно православные христиане странствующие

В) Маргинальные секты, отколовшиеся от православия* (Россия и другие страны СНГ)

-   Духовные христиане

-   Хлысты

-   Постники*

-   Старый Израиль*

-   Шалопуты*

-   Новохлысты*

-   Мормоны духовно-христианского направления*

-   Новый Израиль*

-   Новый союз духовного Израиля*

-   Искупленный Израиль*

-   Новохристианский союз*

-   Малеванцы

-   Община единой веры

-   Скопцы

-   Духоборцы (Россия и др. страны СНГ, Канада, США)

-   Молокане

-   Духовные христиане-трезвенники

-   Трезвенники

-   Другие маргинальные секты, отколовшиеся от православия*

-   Иоанниты

-   Федоровцы

-   Николаевцы

-   Имяславцы

-   Иоанниты

-   Иннокентьевцы

-   Петровцы

-   Богородичный центр

-   Толстовство

-   Церковь Льва Толстого

-   Иеговисты-ильинцы

-   Субботники

2)Католицизм*

·  А) Римско-католическая церковь

o  Католики латинского обряда (большинство стран мира)

o  Католики восточных обрядов

-   Греко-католики - мелькиты (Сирия, Ливан, США)

-   Греко-католики - греки (Греция)

-   Греко-католики - албанцы (Албания)

-   Греко-католики - итало-албанцы (Италия)

-   Греко-католики - болгары (Болгария)

-   Греко-католики - хорваты (Хорватия)

-   Греко-католики - словаки (Словакия)

-   Греко-католики - русины подкарпатские (Украина)

-   Греко-католики - украинцы (Украина, Польша)

-   Греко-католики - белорусы (Польша, Белоруссия)

-   Греко-католики - русские (Россия)

-   Греко-католики - румыны (Румыния)

-   Греко-католики - венгры (Венгрия)

-   Греко-католики - грузины (Грузия)

-   Халдеи (Ирак)

-   Сиро-малабарцы (Индия)

-   Сиро-католики (Ирак, Сирия)

-   Сиро-маланкарцы (Индия)

-   Марониты (Ливан, США)

-   Копты-католики (Египет)

-   Эфиопы-католики (Эритрея, Эфиопия)

-   Армяно-католики (США, Сирия, Ливан, Грузия)

Неримские католики

-   Консервативные католики

-   Бразильская католическая апостольская церковь

-   Католическая американская православная церковь* (Аргентина)

-   Мексиканская православная католическая апостольская церковь*

-   Католическая апостольская галликанская церковь* (Франция)

-   Старая романская католическая церковь во Франции*

-   Старокатолическая мариавитская церковь Польши*

-   Африканский легион Марии [Легион Марии] (Кения)

-   Национальная католическая апостольская церковь* (Филиппины)

-   Старокатолики

-   Старокатолическая церковь в Германии*

-   Старокатолическая церковь в Австрии*

-   Христианско-католическая церковь Швейцарии*

-   Старокатолическая церковь в Нидерландах*

-   Польская национальная католическая церковь Америки* (США)

-   Польская национальная католическая церковь*

-   Реформированные католики

-   Филиппинская независимая церковь

-   Чехословацкая гуситская церковь

-   Англо-романские церкви*

-   Свободная протестантская епископальная церковь* (Великобритания)

-   Свободная протестантская епископальная церковь* (Нигерия)

-   Африканская православная церковь* (Зимбабве)

-   Африканская православная церковь в Республике Южная Африка*

-   Католические церкви, возглавляемые независимыми епископами [episсорivagantes]*

-   Католическая апостольская православная церковь Востока [Алуэтт-Пессак, Жиронда]* (Франция)

-   Смешанный независимый главный приход [Восток - Запад, Беэмское миссионерское аббатство]* (Франция)

·  Б) Маргинальный католицизм*

o  Апостольские католики

-   Католическая апостольская церковь (Германия, Великобритания)

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.