Доклад: Возвращение первозванного апостола
Доклад: Возвращение первозванного апостола
(о почитании святых мощей святого апостола Андрея
Первозванного)
"И Слово стало Плотью". Из этого основополагающего
утверждения христианства возникло совершенно новое, незнакомое античному миру,
отношение к телесности.
Если Бог стал человеком, если Он стал плотоносцем, значит
персть уже не "темница духа", как думали античные философы, а данное
человеку от Бога благословение - знак полноты его бытия. "Человек более, чем
ангел создан по образу Божию" - учил в XIV веке святитель Григорий Палама,
один из наиболее известных Отцов Церкви. Смог ли принять подобный строй мысли,
не изменив своему мировоззрению, античный грек? Сомнительно. Отношение к плоти
как к сосуду благодати возможно лишь для того, кто принимает веру в то, что Бог
стал человеком… Поэтому известное обвинение протестантов - "православные
отошли от чистоты христианской веры, так как они поклоняются мощам и
иконам" - не только несправедливо, но и свидетельствует об умалении
христианского мировоззрения в самом протестантизме. Это сам протестант мыслит
по-эллински, когда недоумевает, как Бог в Своей благодати может реально
присутствовать в мощах или иконе. Это его христианская вера недостаточно
последовательна. Ведь если Слово стало плотью, плоть освящена, духоносна,
приобщена Божеству, а значит, и достойна почитания.
Нетление - свидетельство победы, знак жизненной полноты,
приобщенности к благодати. Нетленные мощи - это видимое свидетельство о том,
что Бог в Своей Славе соприсутствует персти. Человек находится не где-то на
периферии мироздания. Его не только "видят". Бог дарует человеку не
только Свой взгляд, но и Свою благодать, человек сопричастен Божеству - Той
Славе, Которой был облечен Бог еще до создания мира.
Нетление мощей, истечение из них мира или чудеса,
происходящие от них, - свидетельство святости человека, т.е. свидетельство
того, что он жив, предстоит Богу и испрашивает у Него для нас полноту жизни.
Слово "мощи" понимается шире, чем телесные останки. Можно сказать,
что мощи - это то, что "оставил" нам святой. Греческое слово "та
лепсана" происходит от глагола "лепо" - оставляю. Акцент здесь
на идее связи, живого и животворящего наследия. Это то, что осталось от святого,
не только его телесные останки, но и личные вещи или одежда, к примеру,
"милоть" пророка Илии или опоясание с тела апостола Павла.
Почитание мощей - очень древняя христианская традиция.
Первым достоверным свидетельством такого почитания является рукопись
"Мученичество Поликарпа" (II век по Р. Х.), где описывается
мученическая кончина ученика святого апостола Иоанна Богослова Поликарпа
Смирнского и, в частности, почитание его останков смирнскими христианами.
Традиция совершать литургию на антиминсе (плат с
изображением положения во гроб Спасителя со вшитыми в него мощами) происходит
от практики древних христиан, которые совершали Евхаристию в катакомбах, на
гробах мучеников. Отсюда же и традиция строительства над мощами храмов или
обычай возлагать святые мощи в основание церковных престолов.
О вселенском измерении почитания Божиих угодников
свидетельствует другая благочестивая традиция - торжественно переносить мощи из
одного города в другой. В строгом смысле слова не существует
"русских", "украинских" или "греческих" святых,
есть святые единой Кафолической (Соборной) Церкви, просиявшие в Греции, России,
Украине или какой-либо другой стране. Поэтому иногда для того, чтобы открыть
возможность непосредственного общения со святыней, ее торжественно доставляют в
другой город или страну. Это выражает тождество веры и духовного опыта, другими
словами, кафолическое измерение Церкви. Вместе с тем это еще и свидетельство
любви, которая связывает различные общины, епархии или Поместные Церкви.
Прибытие в Киев, в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру
честной главы святого апостола Андрея Первозванного и является таким даром,
даром любви.
Апостол Андрей, брат апостола Петра и ученик Иоанна
Крестителя был первым апостолом, призванным Господом на служение. Именно
поэтому церковное предание усвояет ему имя Первозванного. Услышав слова своего
учителя "Се Агнец Божий", апостол прилепляется сердцем ко Христу и
неотлучно за Ним следует. После сошествия Святого Духа апостол Андрей
проповедовал в Эфимии, Никодимии, Синопе, Трапезунте, Крыме и Кавказе, Керчи и
Херсонесе.
В 66 г., в царствование императора Нерона апостол Андрей был
распят на кресте, подобно Христу и своему брату апостолу Петру. Местом его
мученической кончины стал греческий город Патры. Согласно древнему преданию,
апостол Андрей был распят вниз головой - так же, как и апостол Павел.
До IV века мощи апостола находились в Патрах. В 353 г.,
исполняя волю императора Константина, византийский военачальник Артемий перенес
мощи в храм Двенадцати Апостолов в Константинополе, где для мощей каждого апостола
была приготовлена специальная ниша. Честная глава апостола осталась в Патрах.
Другая часть мощей, оказавшаяся в Константинополе, во время разграбления его
крестоносцами была украдена Капуйским кардиналом Петром и вывезена в
итальянский город Гаэта. По другим сведениям, мощи апостола Андрея (кроме
главы) находились в Риме, где в 1527 г. даже были осквернены немецкими воинами.
Что же касается честной главы апостола, то она либо вообще не вывозилась из
Патр в Константинополь, либо была вывезена вместе с остальными мощами, а позже
возвращена императором Василием I (867-886) в качестве дара за взятую в жены
богатую вдовицу Даниилиду, родом из Патр. Позже глава апостола была перенесена
в Рим Фомой Палеологом, братом константинопольского императора Константина
Палеолога. Какие мотивы двигали императором Константином? Скорее всего это было
чисто политическим шагом - последней попыткой византийского императора склонить
папу к поддержке Византии против турков. Однако в своих надеждах Константин был
обманут. Рим безучастно взирал на страдания ромеев (как называли себя
византийцы), и предельно истощенная империя пала. А древняя православная
святыня так и осталась в Риме до 1966 г., когда по просьбе Константинопольского
патриарха Афинагора папа Павел VI принял наконец решение вернуть главу апостола
в Патры, место его мученической кончины. Так, спустя 502 г. пребывания на
чужбине, великая православная святыня возвратилась в лоно Православной Церкви.
История честной главы апостола Андрея свидетельствует о том,
как драгоценен этот дар, преподнесенный нашей Церкви - возможность приложиться
к святыне в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. После стольких лет
разлуки греки ревниво относятся к своей святыне, и нынешнее пребывание в
Украине - это четвертый случай, когда после своего возвращения мощи покидают
Патры. Пребывание мощей в Киеве как бы завершает некий исторический цикл. Ведь
мы поклоняемся не мощам, а святому апостолу, соприсутствующему им, а вернее -
Божественной благодати, которая навсегда почила в сердце Андрея, когда он
впервые увидел Христа.
Церковное предание свидетельствует о том, что святой апостол
Андрей уже был здесь, благословив эту землю, предсказав будущность Киева:
"Видите ли горы эти? На этих горах воссияет Благодать Божия, будет город
великий и воздвигнет Бог много церквей".
25 августа апостол пришел в страну сбывшегося пророчества. У
его честных мощей собралось множество христиан, собранных из множества
воздвигнутых за тысячелетие видимой разлуки церквей. Хотя можем ли мы вообще
говорить здесь о разлуке, даже с прилагательным "видимая"? Разве ушла
воссиявшая по его пророческой молитве благодать?
5 сентября святые мощи вернулись в Грецию. Однако,
вернувшись к себе домой, апостол не покинул святой лаврской обители и киевских
гор. И не он ли первым увидит грядущего во славе Христа - пришедшую судить мир
Распятую Любовь?
Список литературы
1. Петр
ЗУЕВ, священник "Возвращение Первозванного Апостола"
|