Доклад: Православная церковь
Доклад: Православная церковь
(Краткая историческая справка)
Русская
Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, св.
апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских
горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси
способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской
империей. Юг Руси был освящен деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и
Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня
Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского
народа - крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.
Русская Церковь в
домонгольский период своей истории была одной из митрополий
Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался
Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский
престол был поставлен русский митрополит Илларион, образованнейший человек
своего времени.
С Х в. строятся
величественные храмы. С ХI в. на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 г.
преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества,
основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни
Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед
русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были
крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись
летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в
истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного
писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и
литературных произведений.
В ХII веке, в
период феодальной раздробленности Русская Церковь оставалась единственной
носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным
устремлениям и междоусобице князей. И татаро-монгольское нашествие - это
величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, не сломило Русской Церкви. Она
сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном
испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию
политического единства Руси - залога будущей победы над поработителями.
Объединение
разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская
Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси.
Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками
Московских князей. Св. Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал князя Димитрия
Донского. Он, как позднее и св. Митрополит Иона (1448-1471), силою своего
авторитета помогал Московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранения
государственного единства. Великий подвижник Церкви русской Преподобный Сергий
Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг -
Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от поработителей.
Сохранению
национального самосознания, национальной культуры русского народа немало
содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний
монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавры. Эта обитель и ее
святой игумен Иов (Железо) многое сделали для утверждения Православия в
западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до
180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского
монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева
монастыря (около 1334 г.). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители,
расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от
захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской
Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи,
Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата.
Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил
титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем
возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета
Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым
русским патриархом. Восточные патриархи признали за русским патриархом пятое по
чести место.
ХVII век начинался
для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские
интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила
свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген
(1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и
Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда
вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в
1608-1610 гг.
В период,
последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась
одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных
книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону - личности
очень яркой, выдающемуся церковному реформатору. Некоторая часть
священнослужителей и мирян не поняла и не приняла богослужебных реформ
Патриарха Никона и отказалась подчиниться церковной власти. Так возник
старообрядческий раскол.
Начало ХVIII века
ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и
Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал
выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее
церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода. Синод
оставался высшим церковным органом Русской Церкви в течение почти двухсот лет.
В Синодальный
период своей истории (1721-1917 гг.) Русская Церковь особое внимание уделяла
развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось
восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века
ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские
богословы и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век дал и
великие образцы русской святости: преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной
и Глинской пустынь.
В начале ХХ века
началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор
только после революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было
восстановление патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский
Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель
Московский Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти,
раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11.11.17 года говориться:
"Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая
распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и
ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки
бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей,
призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия!
Вернитесь на путь Христов!"
Для большевиков,
пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь уже априори была
идеологическим противником, так как она и после октябрьского переворота, будучи
институциональной частью царской России, решительно защищала старый строй.
Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов и монахинь, а также
мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей
жестокостью убийств.
Когда в 1921-22
годах советское правительство потребовало выдачи церковных ценностей для
оказания помощи голодающему населению из-за неурожая 1921 года, дело дошло до
рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать
ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу Второй
Мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. На
свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои
обязанности. Некоторым епископам удалось выжить в глуши или под видом
священников. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений только
несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где
многие пропали без вести, или в катакомбах, тысячи священников сменили
профессию.
Катастрофический
для страны ход боевых действий в начале Второй Мировой войны заставил Сталина
мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе и Русскую
Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Сразу для богослужений
открылись храмы и священнослужители, включая епископов, были выпущены из
лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной, моральной поддержкой
дела защиты находящегося в опасности отечества - она оказала материальную
помощь, вплоть до обмундирования для армии, но особенно это проявилось в
финансировании танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени
Александра Невского.
Кульминацией этого
процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в
"патриотическом единении" был прием Сталиным 4.9.43 года Патриаршего
Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия
(Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого
исторического момента началось "потепление" в отношениях Церкви с
государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным
контролем и любые попытки расширения деятельности Церкви вне стен храма,
встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было
положение Русской Православной Церкви в период так называемой "хрущевской
оттепели", когда в угоду идеологическим установка были закрыты тысячи
церквей на всей территории Советского Союза.
Празднование
Тысячелетия Крещения Руси, превратившееся в общегосударственный праздник,
придало новый свежий импульс церковно-государственным отношениям и заставило
власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею
на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее
вклада в формирование нравственных устоев нации.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russian-orthodox-church.org.ru/
|