Доклад: Индульгенции в истории греческой церкви
Доклад: Индульгенции в истории греческой церкви
В
XVI-XVIII веках Греческая Церковь, хотя и огражденная от контактов с внешним
миром границами Османской империи, подвергалась большему влиянию западного
христианства, чем Церковь Русская. Здесь значительно активнее действовала
католическая пропаганда, особенно с учреждением в 1622-м году Sacra Congregatio
de Propaganda Fidei, да и греческие ученые и богословы чаще имели контакты с
Западом, а большинство из них здесь училось. Эти и другие факторы привели к
тому, что Греческая Церковь в большей степени, чем Русская, подверглась
западной "метаморфозе", по выражению о. Георгия Флоровского.
Одним
из проявлений такой "метаморфозы" стало введение в практику Греческой
Церкви… выдачи христианам индульгенций. Это были настоящие индульгенции -
грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить всякий, часто за
определенную сумму денег. Разрешение, подававшееся этими грамотами, согласно
Хр. Яннарасу, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в
таинстве Евхаристии.
Трудно
определить, когда индульгенции, среди греков известные как "apheseis"
и "sygchorochartia", вошли в обиход православных, живших под турецким
игом. Они были достаточно распространены уже в шестнадцатом веке. В начале
восемнадцатого века Иерусалимский патриарх Досифей Нотарас (1641-1707) пишет об
индульгенциях как о всем известной и древней традиции: "Возобладал обычай
и древняя традиция, которая известна всем, чтобы святейшие патриархи давали
церковному народу грамоту об отпущении грехов (sygchorochartion)".
Практика
выдачи индульгенций, существовавшая вначале неофициально, получила официальное
подтверждение на Константинопольском соборе 1727-го года. Этот собор был созван
в ответ на усилившуюся латинскую пропаганду, развернувшуюся главным образом в
Сирии, Месопотамии, Палестине и Египте, и стал продолжением
Константинопольского собора 1722-го года. Собор издал "Исповедание
веры", текст которого был составлен Иерусалимским патриархом Хрисанфом
(†1731), подписанное патриархами: Константинопольским Паисием II, Антиохийским
Сильвестром и Иерусалимским Хрисанфом, а также архиереями, находившимися в то
время в Константинополе и принимавшими участие в соборе.
Итак,
в 13-м пункте документа говорится: "Власть оставления грехов, которое,
если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует
"разрешительными грамотами" (sygchorochartia), а латиняне -
"индульгенциями" (intulgentzas),.. дается Христом в святой Церкви.
Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими
патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и
Иерусалимским."
Как
видно из обоих приведенных отрывков, патриарха Досифея и Константинопольского
собора, выдача индульгенций связывалась с властью православных патриархов.
Приписывание патриархам (и только им, как видно из текста
"Исповедания") власти отпускать грехи и выдавать специальные грамоты
было искаженным рудиментом древнего института "Пентархии", который
сформировался после IV Вселенского собора и, безусловно, претерпел кризис в
эпоху турецкого господства и распространения латинских влияний. В сознании
греков той эпохи, которые к тому времени во многом привыкли мыслить западными
стереотипами, власть православных патриархов во многом была ассоциирована с
властью римского папы.
В
своей полемике с латинством греки подвергали сомнению не само по себе явление
индульгенции, но то, что Римские папы приписывали право раздавать отпущение
грехов исключительно себе. Так, в том же 13-м пункте соборного исповедания
сказано: "Говорить же, что власть давать (индульгенции) имеет только
Римский папа, есть явная ложь".
Примечательно,
что даже такой богослов и знаток канонического предания Церкви как преп.
Никодим Святогорец не только не отвергал, но и следовал практике индульгенций.
Так, в своем письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в
Константинополе, датированном апрелем 1806-го года, он просит его взять в
патриархии "разрешительную грамоту" для одного "живого монаха",
тоже по имени Никодим, и прислать ему. Он обещает ему, что вышлет деньги,
необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.
Индульгенции
как средство обогащения были осуждены на Константинопольском соборе 1838-го
года. Этот собор, как и собор 1727-го года, был посвящен опровержению латинских
догматов и обычаев. Его главной темой была "уния". Окружное послание,
изданное собором, подписали Константинопольский патриарх Григорий VI и
Иерусалимский патриарх Афанасий, а также одиннадцать архиереев
Константинопольского синода. Его текст был послан также отсутствовавшим
патриархам Александрийскому Иерофею и Антиохийскому Мефодию.
В
9-м пункте Окружного послания осуждается "ужасное и неслыханное
злоупотребление, происходящее от дерзости, по которой епископы Рима святейшие,
священнейшие и страшные предметы веры священной Христовой веры используют как
средство добывания денег". Здесь осуждается только взимание денег за
отпущение грехов, да и то только в юбилейные годы. Само по себе явление
индульгенции опять не находит должной богословской оценки собора. В послании
также нигде не упоминается и не осуждается практика Греческой Церкви,
аналогичная осуждаемой собором.
Впрочем,
даже соборными решениями было сложно искоренить практику, укоренившуюся в
народе. Насколько укорененной была эта практика, говорит тот факт, что
"разрешительные грамоты" дожили в Греции до середины двадцатого века.
Список литературы
1. Сергей Говорун. Индульгенции в истории
греческой церкви
2. Православие и Запад в новейшей Греции,
Афины, 31996, 149-153.
3. Х. Яннарас, Orthodoxia kai Dysi sti
Neoteri Ellada (Православие и Запад в новейшей Греции), Афины, 31996, 150.
4. Пападопулос-Керамевс, А., Symbolai eis tin
istorian tis archiepiskopis tou orous Sina (К истории Синайской архиепископии),
Санкт-Петербург, 1908, 133.
5. Текст Окружного послания, изданного
собором 1722 года, см. в: Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis
Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические памятники
Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 822-859.
6. Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika
mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические
памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968.
7. Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta
istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23.
|