Доклад: Евхаристическая община
Попробуем
взглянуть на эти слова как бы сквозь призму литургического богословия: “они
постоянно пребывали в учении Апостолов” - о чем это учение? – о Иисусе
Христе – “общение” - что это значит? - это богослужение,
литургия - в чем же выражается это “общение”? – “в преломлении хлеба и в
молитвах”.
Преломление
хлеба - это Евхаристия, а молитвы, это возможное указание на часть
литургии, по существу - это вся молитвенная жизнь апостольской общины, в
соответствии с тем образцом, который установлен Христом в молитве “Отче
наш”.
Изучая
внимательнее Деяния 2:42 мы можем лучше понять - чем жила апостольская Церковь,
что для нее было важно и значимо.
О чем же
учили Апостолы, о чем они рассказывали? Прежде всего, о Личности Христа
Распятого и Воскресшего. Это учение готовило, предваряло участие в “общении”,
т.е. в Божественной Литургии: Слово готовит к Таинству.
Что же такое
“евхаристическая община”? - Это община, собранная Христом вокруг Его Слова и
Таинства. Читая лютеранские конфессиональные определения, важно обратить
внимание на пассивную форму глаголов: верно проповедуемое Слово, и
правильно совершаемые Таинства.
Кто может верно
проповедовать Евангелие? Кто может правильно совершать Таинства? Об этом
говорит Артикул XIV Аугсбургского Вероисповедания. Публично учить в Церкви и
совершать Таинства может только тот, кто призван на это должным образом, т.е.
так, как это установлено в Церкви.
Из этого
следует, что говоря о евхаристической общине и о Церкви вообще, мы всегда имеем
ввиду и священнослужителей, которые готовят и проводят Литургию. Именно из их
рук, как из рук Самого Христа мы принимаем Чашу Причастия. Через их проповедь и
через все Богослужение - Господь говорит к нам. Благословение священника - мы
воспринимаем, как благословение Самого Христа.
Именно
поэтому древние христиане уделяли такое особое внимание епископу, т.е.
предстоятелю в церкви, предстоятелю в Божественном Служении.
Известна
знаменитая формула Киприана Карфагенского: “Церковь в епископе, и епископ в
Церкви”. Так и Игнатий Антиохский говорит - где епископ, там и
Церковь...
За
многовековую историю, христианская Церковь обрела богатейшее наследие - и в
богословии и в литургических традициях. Вместе с тем, таким
студентам-семинаристам, как я, в этом многообразии - становится все труднее и
труднее разобраться в богословских определениях и терминах. Одни богословские
понятия дошли до наших дней неизменно, а другие - отчасти обрели новое
значение.
Например, как
называть церковнослужителя? Пастор, пресвитер, старейшина, епископ,
предстоятель, священник, диакон? Как различить верно в работах разных авторов –
что имеется ввиду, под определением служения епископа или диакона?
В рамках этой
работы невозможно сделать даже краткий анализ этого круга проблем. Однако,
очевидно, что как и в апостольской церкви и в ранние века христианства, так и
до сегодняшних дней - в евхаристическом собрании - Христа представляет
священнослужитель, предстоятель общины.
Но что мы
имеем ввиду, когда говорим, что священнослужитель должен быть поставлен на
служение должным образом?[31]
Этот вопрос актуален также и в контексте спора о количестве Таинств и в вопросе
“кто может совершать Таинства?”. Строго говоря, в соответствии с лютеранским
вероучением - Таинства в узком смысле - это только Крещение и Причастие[32].
Однако, в широком смысле, в соответствии с Апологией, рукоположение, т.е. ординацию
мы можем назвать таинством, в силу того, что в этом церковном обряде
осуществляется служение Слова. А там, где Слово - там говорит Сам Господь.
“...слово
Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным,
но
исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал Его”.[33]
5. Служение и служения
“Он признал меня верным, определив на служение”[34]
Итак, мы
говорим о евхаристической общине, в которой проповедуется Слово и совершаются
Таинства, служителями, призванными к этому должным образом[35].
В контексте
утверждений предыдущей главы, закономерно возникает вопрос: кто служит в
церкви? И более широко: что такое христианское служение?
В этой теме
вновь переплетаются вопросы и литургического характера, и о жизни в
христианской общине, и о личном благочестии, и о миссионерском призвании.
Интересно,
как в одной современной энциклопедии приводятся три основных типа понимания
служения в христианстве. Католическое учение о служении, прежде всего говорит
об иерархиях в церкви и об институтах ее управления. Реформатские[36]
теории учат о различных служениях, имея ввиду, прежде всего, христианскую этику
вообще и проявление разного вида личного благочестия в христианской общине. И
только Лютеранство говорит о служении догматически, подчеркивая, что по сути -
это одно служение - Служение Христа.
Церковное
служение, по существу - это Служение Христа, Который и сегодня несёт Евангелие
в мир, Который даёт Себя верующим, Который Духом Святым утешает нас, научает,
воспитывает и сохраняет нас в истинной вере. Это совершает Он Сам.
Термин “служение”
используется в богословии и в узком и в широком смысле.
В широком
смысле это слово означает любое провозглашение Евангелия или преподавание
средств благодати, так, как это может быть осуществлено любым верующим
христианином. Христианское служение, в узком смысле[37],
предполагает существование поместных церквей, ибо оно осуществляется там, где
существует община и предстоятель.
“Шмалькальденские
артикулы” так раскрывают библейское учение по этому вопросу: Когда Апостол
Павел основал христианские общины на острове Крит, он велел Титу[38]
в каждом городе[39]
рукополагать пресвитеров, которых он также называет епископами[40].
Опять же, после того как Павел и Варнава основали поместные церкви в Малой
Азии, они рукоположили там “пресвитеров к каждой церкви...”[41].
Рукоположенным
пресвитерам было заповедано заботиться о Церкви Божией[42],
внимать “себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями,
пасти Церковь”, “бодрствовать”[43],
“подавать пример..”[44]
и т.д. Эти пресвитеры, предстоятели церквей должны были служить в своих общинах
как верные священнослужители, призванные Самим Господом.
Следовательно,
у нас есть все основания говорить, что церковное служение пресвитера[45]
осуществляется по Божьему установлению, по Божьей заповеди.
“Достойно
начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем,
которые трудятся в слове и учении”. (1 Тимофею 5:17)
Рассуждая о
церковном служении, по существу, мы говорим о Служении Слова.
Именно
поэтому Апология, цитируя Августина, утверждает, что Таинство - это “видимое
слово”, обозначающее и дарующее тоже самое что и само Слово. Таким образом,
действие обоих едино[46].
“Апология”[47]
также говорит: “Служение Слова совершается по заповеди Божьей и
содержит в себе славные обетования”. Герхард[48]
пишет: “Служение Церкви является священным публичным служением,
осуществляемым по Божию установлению”. Гуттер говорит о служении так: “Служение
Церкви было установлено... Самим Богом”[49].
Христианское
служение названо “публичным” не по месту, где оно совершается, но скорее, ввиду
того, что оно осуществляется открыто, от имени Церкви, от Имени Христа. А там,
где Церковь, там, по воле Божией, должны быть и официально поставлены, призваны
на служение пресвитеры, которые от имени Церкви проповедуют Евангелие,
отправляют Таинства, и осуществляют Служение Ключей[50].
Так, постепенно, раскрывается более объемное и подробное определение
христианской церкви, в котором уже есть и евхаристический характер общины, и
особая роль служителей, предстоятелей в евхаристическом собрании.
Итак, служение
одно - это Служение Слова, которое мы слышим[51]
и которое мы видим в Таинстве[52].
Это Служение Христа для Церкви, в Церкви и через Церковь.
Важно сказать
также несколько слов и о лютеранском понимании священства.
Действительно,
слова о всеобщем священстве: “Но вы - род избранный, царственное священство,
народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас
из тьмы в чудный Свой свет”[53]-
относятся к каждому верующему. Но, все ли Апостолы[54]?
Все ли учителя? Все ли пророки? Все ли епископы и пресвитеры? Нет. Один Бог,
производящий все во всех, но служения различны... [55]
Не
разделяя Служение Слова, мы видим различия в служениях. У каждого из
нас есть свое призвание в жизни, свой индивидуальный путь. У каждого есть и
свое положение в Церкви, в Теле Христовом, в живой христианской общине.
При всём этом
многообразии - мы едины во Христе. Это не только абстрактное единство в идеях
и в общих целях, но и конкретное сакраментальное со-причастие Телу
Христа. Это единство - и в Таинствах и во всем церковном священнослужении.
Кто же служит
в Церкви? Предстоятель? Христос? Община? - Это единое служение.
Кто является
совершителем Таинств? Может ли епископ или пресвитер совершать священнодействия
без народа Божьего? Может ли христианская община быть без предстоятеля? Нет, и
не было, и не может быть церкви без священника и священника без церкви. Есть
одна “Церковь Божия во Христе”, как единое целое. Невозможно разделить на
части тело Христово.
“Да
будут все едино: как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас
едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня”.[56]
Отвечая на
поставленный выше вопрос, кто является совершителем священнодействия в Церкви,
важно не смешивать и не отождествлять служение предстоятеля и общины[57].
Хотя это служение и нераздельно, но все-таки различно, согласно Писанию[58].
На евхаристическом собрании, как мы видим, каждый верный народа Божьего стоит
перед Богом в своем священническом достоинстве. Таинства и священнодействия
совершаются Церковью и в Церкви, т.е. это тоже Служение Христа, в котором
открывается и Его сакраментальное действие и наше причастие к этому Служению,
наше благодарение и жертва[59].
Воспринимая
догматически христианское Служение, как единое действие, как единое
Со-бытие во Христе, становятся на должное место учения о иерархиях и о наших
различных призваниях. Становятся на должное место все внутрицерковные структуры
и функции и все признаки внешней церковной деятельности в мире.
“Для
сего преклоняю колени мои перед Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого
именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству
славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою
вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви,
могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и
уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею
полнотою Божею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно
больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во
Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.” (Ефесянам 3:14-20)
6. Миссия
Служение Церкви - это Служение Слова, это Служение
Христа.
Однажды, в
воскресной проповеди я услышал историю о том, как в одной церкви был крест с
изображением распятия Христа, но ...у Христа не было рук. На вопрос об этом
странном изображении, священник ответил, что это распятие было найдено после
войны в руинах разрушенной церкви. Сначала хотели отреставрировать его, но
позже решили оставить так. Священник сказал, что в современном мире мы, как
призванная Господом Церковь, являемся руками Христа. Мы – Его руки.
Поэтому такое распятие, пострадавшее во время войны, теперь напоминает общине о
христианском миссионерском призвании - идти в мир, осуществлять Христово
служение Благовестия, служение Примирения.[60]
Так, мы
подошли к заключительной части определения церкви. Мы говорили о церкви, как о
евхаристическом собрании верующих, как о Теле Христа, как о единстве
предстоятеля и общины, как о церкви Слова и Таинства. Теперь же, продолжая тему
Служение - важно сказать о христианской миссии.
Христианская
миссия начинается в Богослужении. Мы приходим в Церковь для Причастия Телу
Христа, для исцеления нашей жизни, для возрастания[61]
в познании[62]
и в учении[63],
но для себя ли только мы обретаем эту благодать Евангелия? Нет. Наше призвание
- идти к людям, совершать Служение Слова во спасение мира[64].
В
богословском понимании “субъект” Богослужения - Сам Бог, а всякий приходящий
становится “объектом” Божественной милости. При этом происходит не только
утоление личной духовной жажды, не только удовлетворение личной “религиозной
нужды”. Господь посылает нас в мир. Мы получаем призвание нести Благую Весть
дальше - в свою семью, к своим соседям и друзьям, по всей Земле. Это и называется
- “литургия после литургии”.
Таким
образом, богослужение не уводит человека на время от мира, но посылает в мир с
Евангелием и миссией. Богослужение - это проповедь Христа Распятого и
Воскресшего, это свидетельство о Царстве Божием, о Благой Вести, о спасении и о
новой жизни. В таком понимании, оно само уже является присутствием и
откровением Христа, откровением Спасения.
Христианская
миссия - это служение Церкви в мире, это служение Христа, Который, как и две
тысячи лет назад идет в города, в дома к людям, приходит в жизнь общества и в
жизнь каждого человека и приносит Евангелие, несет прощение грехов и Жизнь
Вечную.
Слово
Божие растет и распространяется[65]
- в Книге Деяний Апостолов трижды упоминается эта фраза. Так характеризуется
миссия апостольской церкви. Так мы говорим и о миссии современной церкви,
потому что, по существу - как во времена Апостолов, так и сегодня - это
Деяния Христа, это Служение Его Слова.
“И
церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом” (Деяния.16:5)
Заключение
Исследуя
вопросы евхаристической экклесиологии мы посмотрели на Церковь и богословски, с
догматической стороны, - и с практической, так сказать - “снизу”. Мы видим, что
евхаристическая община - это и собрание верующих и Тело Христово,
здесь и общение святых и миссионерское призвание, и единство Служения и различение
служений. Мы видим в церкви и паству, т.е. верующих, собранных во Имя
Христа, - и пастыря, в лице предстоятеля евхаристического собрания.
Хотя и не
полагается в заключении начинать новую тему, все-таки, я хотел бы сказать о
эсхатологической перспективе христианской общины.
Евхаристия -
это Небо на земле, но при этом, Евхаристия - это и вознесение к
Престолу благодати, к Небесному Алтарю. Здесь соединяется действие божественной
благодати и человеческий отклик, молитвенный, жертвенный ответ.
Церковь - это
осуществление эсхатологии здесь и теперь. Хотя и отчасти, но уже в этой
жизни в Церкви нам доступны вечные дары благодати и спасения.
Богочеловечество
Христа не было лишь историческим событием, свершившимся две тысячи лет назад,
но Он - в Евхаристии, в Своей Церкви - остался с нами во все дни до
скончания века[66].
В этом наша жизнь в настоящем, в этом наша надежда - в будущее. В этом - наша
вера, как осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом[67].
Так, в Церкви Христовой, совершается наше спасение[68]...
[1]
Аугсбургское Вероисповедание, Артикул VII
[2]
Ефесянам 1:23, Римлянам 12:15, 1 Коринфянам 12:27 и др.
[3]
2 Тимофею 1:12
[4]
“Книга Согласия”. Фонд “Лютеранское Наследие”, Некоторые фрагменты из Книги
Согласия были даны на лекциях в уточненном русском переводе.
[5]
Секулярный - т.е. мирской, светский. Секуляризация - это стирание грани между
миром и Церковью. Этот процесс иногда вызван внешними факторами, например со
стороны государства или когда мирские традиции влияют на Церковь. Внутренние
факторы можно обнаружить в слабости церкви перед миром, в либеральности учений,
в ложной открытости - когда богословы сами стремятся привнести в Церковь
популярные философские, психологические или социально-политические идеи.
[6]
Период лютеранской ортодоксии - это 16-й - 17-й века. Важнейшие имена: Хемниц,
Герхард и др. Завершение этого периода исторически связано с появлением
пиетизма (Шпенер), который был своеобразной реакцией на сухую схоластику,
повторяющую ошибки католической школы.
[7]
Важно пояснить, что мы верим в не просто абстрактно “в Церковь”, но под такой
краткой фразой в этой работе всегда подразумевается третий артикул Символа
Веры, с полным определением, где мы исповедуем, что Церковь - единая святая
кафолическая.
[8] Краткий Катехизис Мартина Лютера.
[9]
С 1991-го года, семь лет я был членом “Библейской церкви”, похожей на “свободную
евангелическую”.
[10]
Сначала я хотел вычеркнуть эту фразу, но - это честно, мне на самом деле стало
не интересно. Сегодня в постротестантских общинах заинтересованность,
полезность - один из основных критериев.
[11]
Послание Ефесянам 4:1-5 “Единство веры и Церкви”.
[12]
Ефесянам 5:32 и др.
[13]
Книга Песнь Песней. Подобно “святая святых” Ветхого Завета, об отношении Бога и
его народа. Эту книгу отцы Церкви часто цитировали, говоря об отношениях Христа
и Церкви.
[14]
В данном контексте выражение “единство верующих” и “единство
крещеных” имеет то же значение
[15]
Василий Великий
[16]
Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII - VIII “О Церкви”
[17]
Ефесянам 1:15-23. - именно это послание Апостола Павла цитируется и в Апологии.
Мы вновь видим, что отцы реформации не говорили о Церкви ни чего принципиально
нового.
[18]
Аугсбургское Вероисповедание. Артикулы VII - VIII. 1530 г. Дополнительно:
Апология А.В.
[19]
Здесь имеется ввиду крайние проявления - на примере анабаптистов и др.
[20]
Никео-Цареградский Символ Веры. Первый и Второй Вселенские Соборы - 325, 381
г.г. от Р.Х.
[21]
В этом случае имеются ввиду постротестантские общины.
[22] Иоанн.10:10, и далее: Втор.30:4,9 “Хотя бы ты был рассеян от края неба и до края неба, и
от туда соберет тебя Господь... А ты обратишься и будешь слушать гласа
Господа... С избытком даст тебе Господь...”
[23] Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII -
VIII
[24]
В основание этой главы положена моя работа в семинарии по курсу “Лютеранское
Богослужение”
[25]
“Евхаристия”. Архимандрит Киприан. Профессор православной богословской
семинарии в Париже
[26]
О евхаристической общине говорят такие православные богословы, как
Шмеман, Афанасьев и др.
[27]
Значит - таинственным, в таинстве.
[28]
Псевдо-Дионисий Ареопагит.
[29]
1 Коринфянам 12:27
[30]
Деяния 2:42 и 1 Кор.10:16
[31]
Аугсбургское Вероисповедание. Артикул XIV
[32]
О количестве и употреблении Таинств говорит Артикул XIII А.В. и, сответственно
- Апология
[33]
Исаия 55:11
[34]
1Тим.1:12 Благодарю давшего мне силу, Христа
Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение..
[35]
Уместно сделать замечание, что об ординации особо говорится в “Шмалькальденских
артикулах”.
[36]
Под “реформатаством” я имею ввиду кальвинизм и множество его современных
разновидностей.
[37]
Вместо слов “в узком смысле” и “в широком смысле”– можно сказать -“конкретно” и
“абстрактно”.
[38]
Тит.1:5
[39]
Вероятно, там где образовывались поместные церкви
[40]
Тит.1:7
[41]
Деяния.14:23
[42]
1Тим.3:5
[43]
Деяния.20:28-31
[44]
1Петр.5:3
[45]
В протестантской терминологии, уместно говорить о служении пастора,
служение епископа.
[46]
Апология, Артикул XIII
[47]
Апология, Артикул XIII
[48]
Герхард - один из крупнейших богословов периода лютеранской ортодоксии.
[49]
Эти цитаты из Герхарда и Гуттера приводятся в “Христианской Догматике”. Мюллер.
[50]
Имеется ввиду власть отпускать грехи и отлучать от церкви. См. Иоанн.20
[51]
“Вера от слышания, а слышание от Сова Божьего” - Римлянам.10:17
[52]
Апология, Артикул XIII
[53]
1Петра 2:9
[54]
См. 1Коринфянам.12:27-31
[55]
См. 1Коринфянам.12:4-11
[56]
Иоанн 17:21
[57]
“Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова” - Ефесянам 4:7
[58]
Римлянам.12:3-8, Ефесянам.4:1-7, Евреям.2:4, 1Коринфянам.12 гл.
[59]
Римлянам.12:1
[60]
2Коринфянам.5:16-20
[61]
2 Коринфянам 10:15
[62]
Филимону 1:6, 1Тимофею.2:4, Колосянам 3:10
[63]
1 Тимофею 4-я, 6-я главы
[64]
“Ибо явилась благодать Божия спасительная для всех человеков, научающая
нас...” - Тит.2:11-12
[65]
Деяния.6:7, 12:24, 19:20, дополнительно: 9:31, 16:5 и 28:31
[66]
Матфей 28:20 б
[67]
Евреям 11:1
[68]
См. Филиппийцам 2:12-13
Стр: 1
[СФГ1]
|