Дипломная работа: Библейский анализ притчи "О богаче и Лазаре"
АГАДА (от «hered» - «рассказывать», «возвещать»)
Не законодательная часть еврейской
традиции (в талмудическую эпоху)
Содержит:
1.
Моральные
поучения притчи.
2.
Рассказы,
«расширяющие» и дополняющие Тексты Торы.
3.
Истории про
мудрецов Талмуда.
4.
Объяснение смысла
заповедей и.т.д
Характер:
1.
Не обязывает, но
советует, объясняет.
2.
Индивидуальна.
Каждый решает для себя, с учетом своих особенностей.
3.
В случае спора –
противоположные точки зрения сосуществуют, не требуя принятия решения.
4.
«Внутренность»
иудаизма, понимание.
5.
«Вино» (Без Агады
нет радости).
6.
Многозначна,
«литература», часто требует не буквального понимания.
7.
Описывает
максимум, к которому желательно прийти (=идеал), далеко не всегда доступный для
всех. То есть тема Агады – «путь для праведников»
Аггадический мидраш – мидраш это
система или подход при котором из Текста Танаха «выводятся», как бы
«вытаскиваются» те смыслы, которые не были видны на первый взгляд.
У мудрецов Талмуда по отношению к
Агаде наблюдается следующий подход, называемый в сегоднящней гуманитарной науке
«органическим мышлением». Оно заключается в том, что Рассказчик не дистанцирует
себя от передаваемой информации. Он «живет в ней», так что его переживания и
ощущения и есть сама Агада.
К такому органическому мышлению
неприменимы понятия «правильное историческое изложение фактов». Именно поэтому
агада полна анахронизмов, (т.е. использования для описаний прошлого, понятий и
явлений возникших в более позднюю эпоху); ибо Мудрецы Агады проецировали для
себя (и для своих слушателей) современность в далекое прошлое.
Такой «живой подход к Танаху» и есть
основа Аггадического Мидраша, который назван «особым прочтением текста, при
котором сознание читателя определенным, необычным образом сливается с объектом
чтения».[108]
БИБЛИОГРАФИЯ
Русскоязычная литература
1
Аврелий М. Размышления Магнитогорск:
«АМРИТА-УРАЛ», 1994.
2
Агур Й. Введение в устную тору Части 1-2
Тель-Авив: «ДЖОЙНТ», 1959.
3
Ауни Д. Новый Завет и его литературное
окружение Спб.: « РОССИЙСКОЕ БИБЛЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО» 2000.
4
Библейская
энциклопедия Архимандрита Никифора М.: Остоженка, 1891.
5
Бикерман Э.Д. Евреи в эпоху Эллинизма Москва
Иерусалим: «Современные исследования», 1998.
6
Бош Д. Преобразования миссионерства Спб.:
«Библия для всех», 1997.
7
Брагинская Н.В. Греческие и Римские авторы о евреях
и иудаизме М. Иерусалим: «Гашарим», 1997.
8
Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь Спб.:
«Издание автора», 1899.
9
Верклер Г.А. Герменевтика Принципы и процесс
толкования Библии Мичиган: Гранд Рапидс, 1995.
10 Гаркина В.Г. Агада Сказания притчи изречения
Талмуда и Мидрашей, М.: «Раритет» 1993.
11 Гатри Д. Введение в Новый Завет Спб.: «Библия
для всех», 1996.
12 Кашовская Н. Новый Библейский Словарь Библейские
персонажи Спб.: «Мирт», 1999.
13 Кухащек Д. Применение библейских истин без
фантазий и догадок М.: «ТРИАДА» 1997.
14 Лезов С. В. Попытка понимания: Избранные
работы. – М.- СПб: Университетская книга, 1999.
15 Лезов С.В. История и герменевтика в изучении
Нового Завета М.: «Восточная литература», 1996.
16 Лезов С.В. Социально-политическое измерение
христианства М.: «НАУКА», 1994. Макдональд У. Библейские комментарии для
христиан Новый Завет Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitung, 2000.
17 Мартин У. Царство культов Спб.: «Логос»,
1992.
18 Новая Учебная Женевская Библия Hanssler-Verlag 1998.
19 Поташинская Н.Н. Революция в церкви? (Теология
освобождения) М.: «Международные отношения», 1991.
20 Пратт Р. Он дал нам прообразы Христианское
библейское братство св.апостола Павла 2000.
21 Рабби Ш. Вагшал Кашрут, Иерусалим:
«Геулим»,1993.
22 Райри Ч. Основы богословия М.: «Духовное
возрождение», 1997.
23 Ринкер Ф. Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза Paderborn: «Christliche Verlagsbuchhandlung», 1994.
24 Силвестра Астраханский и Кавказский
Архиепископ и Кавалер М.:
«Въ Синодальной Типографiи»,
1997.
25 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижье М.Нью-Йорк: Project Judaica, 2000.
26 Таранов П.С. 120 Философов Жизнь Судьба Учение Симферополь:
«Реноме» 1997.
27 Тарасенко А.А. Работники в винограднике, фарисеи и
ученики Иисуса // Хронограф. 2000 №1-2.
28 Тевс К. Образ Бога-Отца в Синоптических Евангелиях //
Хронограф. 2000. №1-2.
29 Телушкин Р.Й. Еврейский мир, Москва – Иерусалим: «Jewish Literasy», 1997.
30 Тиссен Г.К. Лекции по систематическому
богословию Спб.: «Библия для всех», 1994.
31 Фарраръ Ф.В. Жизнь и Труды Святого Апостола
Павла, Киев: «Богдана», 1994.
32 Фи Г. Стюарт Д. Как читать Библию и видеть всю ее
ценность Спб.: «Логос», 1993.
33 Фи Г. Экзегетика Нового Завета Спб.: «Библия для всех»,
1995.
34 .
35 Флавий И. О. Древности Еврейского народа Против
Апиона Москва Иерусалим: «Gesharim», 1994.
36 Фруга С.Г. Аггада Сказания Притчи Изречения
Талмуда и Мидрашей М.: «Раритет», 1993.
37 Хейгин К.Е. Новые пороги веры
Tulsa: “New Threshholds of Faith”, 1991
38 Хенриксен У. Джексен Г. Изучение, Толкование и Применение
Библии Спб.: «Мирт», 1995.
39 Шаевич А.С. Трактат Авот М.: «Внешиздат», 1990.
40 Экман У. Вера которая побеждает мир Спб.:
Слово Жизни, 1992.
41 Эриксон М. Христианское богословие Спб.:
«Библия для всех», 1999.
Англоязычная литература:
42 Bauer W. A Greek-English Lexicon of
the NT Chicago and London: “The University of Chicago Press”, 1979.
43 Berkhof L. Systematic Theology
Michigan: “Grand Rapids”, 1993.
44 Blomberg C.L. Interpreting the
Parables. – Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1990.
45 Boice J.M. The Parables of Jesus
Chicago: Moody Press, 1983.
46 Buswell J.O. A Systematic Theology of
the Christian Religion, Michigan: “Grand Rapids”, 1977.
47 Buttrick G.A. The Interpreter`s Bible
Luke John New York: “Abingdon Press”, 1952.
48 Darrell L.B. Baker B. Exegetical commentary of
the NT Luke V-2 Grand Rapids, Michigan, 1996.
49 Dodd C.H. The parables of the
kingdom. – New York: Charles Scribner`s Sons, 1961.
50 Fitzmyer J.A. The Gospel according to
Luke I-IX. – Doubleday: The Anchor Bible, Т.-28, 1985.
51 Gaebelein F.E. The Expositor`s Bible
Commentary Michigan: Grand Rapids, 1984. – V-8.
52 Green J.B. The Gospel of Luke
Michigan: “Grand Rapids”, 1997.
53 Gutierrez G. A Theology of Liberation
Great Britain: «SCM Press LTD», 1996.
54 Habershon A.R. The study of the Parables
Grand Rapids, Michigan, 1975.
55 Hayes J.H. Dictionary of Biblical
Interpretation Nachville: «Abingdon Press», 1999.
56 Ironside H.A. Addresses on the Gospel
of Luke New York: “Loizeaux Brothers”, 1960.
57 Jeremias J. The Parables of Jesus. - Upper
Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 1954.
58 Kaiser W.S. Silva M. An Introduction to Biblical
Hermeneutics Michigan: Grand Rapids, 1994.
59 Kistemaker S. J. The Parables of Jesus
Michigan: «Grand Rapids», 1986.
60 Malina B., Joubert S.,Van
der Watt J. A
Time Travel to the world of Jesus. – Johannesburg$ Orion Publishes, 1996.
61 Ogilvie L.J. Autobiography of God God
revealed in the parables of Jesus Ventura: «A Division of GL Publications»,
1979.
62 Pannenberg W. Systematic Theology V-2
Michigan: “Grand Rapids”, 1994.
63 Sider J.W. Interpreting the Parables
Michigan: Grand Rapids, 1995.
64 Straton H. H. A Guide to the Parables
of Jesus Michigan: «Grand Rapids», 1959.
65 Thiselton A.S. New Horizons in
Hermeneutics Michigan: Grand Rapids, 1992.
66 Wright N.T. Jesus and the Victory of
God Minneapolis: «Fortress Press», 1996.
Электронные источники информации
67 Независимая газета из досье «НГР» http://religion.ng.ru/facts/2000-08-09/5_doctrina.html18.10.2001
-
Неопубликованные источники информации
68 А.П.Валуйский, лекция по предмету
«Экзегетика Евангелий», СПХУ, 2000.
69 Лекция профессора Джуберта по
предмету «История Древнего Мира», СПХУ, 1999.
70 Методическое пособие «Введение в
Устную Тору» Открытый Университет. Израиль, 2000
[1] Лезов С. Попытка
понимания: Избранные работы. – М.- СПб: Университетская книга, 1999. –С. 425.
[2] Лезов С. Попытка
понимания: Избранные работы. – М.- СПб: Университетская книга, 1999. –С. 426.
[3] В приложении мы поместим
таблицу, в которой будет показано какая притча к какой категории относится.
[4] Лекции Валуйского А.П. по
предмету Экзегетика Евангелий
[5] Гатри Д. Введение в
Новый Завет Спб.: «Библия для всех», 1996. - С.73
[6] Новая Учебная Женевская
Библия Hanssler-Verlag 1998. -
С.1348.
[7] Лезов С.В. История и
герменевтика в изучении Нового Завета М.: «Восточная литература», 1996. –
С.105.
[8] Fitzmyer J.A. The Gospel according to Luke I-IX, V-28 New York:
“The Anchor Bible Doubleday”, 1981. - C.84.
[9] Мартин У.
Царство культов Спб.: «Логос»,
1992. – С.105 Ironside H.A. Addresses on the Gospel of
Luke New York: “Loizeaux Brothers”, 1960. – C.510. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан Новый Завет Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitung, 2000. – C.300.
[10]
Gaebelein F.E. The Expositor`s Bible Commentary Michigan: Grand Rapids, 1984. –
V-8. C.992
[11]
Ironside H.A. Addresses on the Gospel of Luke New York: “Loizeaux Brothers”,
1960. – C.510.
[12]
Buttrick G.A. The Interpreter`s Bible Luke John New York: “Abingdon Press”,
1952. – C.289.
[13]
Gaebelein F.E. The Expositor`s Bible Commentary. - C.993.
Анахронизм – использование для описаний прошлого,
понятий и явлений возникших в более позднюю эпоху (смотри в приложение).
[14] Фруга С.Г. Аггада
Сказания Притчи Изречения Талмуда и Мидрашей М.: «Раритет», 1993. – С.7
[15]
Gaebelein F.E. The Expositor`s Bible Commentary. - C.993.
[16]
Сведения об аггадическом мидраше смотри в приложении
[17] Kaiser W.S. Silva M. An Introduction to Biblical Hermeneutics Michigan: Grand Rapids, 1994. – C.96 Thiselton A.S. New Horizons in Hermeneutics Michigan: Grand Rapids, 1992. – C.11
[18]
Из лекций Валуйского А.П. Экзегетика НЗ (Послания Ап. Павла)
[19] Фи Г. Экзегетика Нового
Завета Спб.: «Библия для всех», 1995. – С.70.
[20] Bauer W. A Greek-English Lexicon of the NT Chicago and London: “The University of Chicago Press”, 1979. - C.148.
[21]
Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь Спб.: «Издание автора», 1899. - С.260.
[22]
Ринкер Ф. Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза Paderborn:
«Christliche Verlagsbuchhandlung»,
1994. - С.527.
[23] Bauer W. A Greek-English Lexicon of the NT - C.694.
[24]Вейсман
А.Д. Греческо-русский словарь Спб.: «Издание автора», 1899. - С.1037.
[25]
Библейская энциклопедия Архимандрита Никифора М,: «Остоженка», 1891. - С.574.
[26]
Ауни Дэвид Новый Завет и его литературное окружение Спб.: « РОССИЙСКОЕ
БИБЛЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО» 2000. - С.49.
[27] Jeremias J. The Parables of Jesus. - Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, USA 1954. – C. 186.
[28] Blomberg C.L. Interpreting the Parables. – Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1990. – C.201.
[29] Green J.B. The Gospel of Luke Michigan: “Grand Rapids”, 1997. – C.605.
[30] Fitzmyer J.A. The Gospel according to Luke I-IX. – Doubleday: The
Anchor Bible, Т.-28, 1985. –C.1127.
[31] Boice J.M. The Parables of Jesus Chicago: Moody Press, 1983. – C.211.
[32]
Тарасенко А.А. Работники в винограднике, фарисеи и ученики Иисуса // Хронограф.
2000 №1-2. –С. 66.
[33]
Гаркина В.Г. Агада Сказания притчи изречения Талмуда и Мидрашей, М.: «Раритет»
1993. – С.3.
[34]
Например, в притче о работниках в винограднике смысловая нагрузка больше на
событиях, а не в рассуждениях.
[35] Тарасенко А.А Работники
в винограднике, фарисеи и ученики Иисуса // Хронограф. 2000. №
1-2. – С.64.
[36] Buttrick G.A. The Interpreter`s Bible Luke John New York: “Abingdon
Press”, 1952. – C.289.
[37] Sider J.W. Interpreting the Parables Michigan: «Grand Rapids»,
1995. - C.183.
[38]
Jeremias J. The Parables of Jesus. - Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, USA 1954. – C.183.
[39] Wright
N.T. Jesus and the Victory of God Minneapolis: «Fortress Press», 1996. -
C.256.
[40]
Флавий И. О Древности Еврейского народа Против Апиона Москва Иерусалим: «Gesharim», 1994. - С.188.
[41]
Верклер Г.А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии Мичиган: «Гранд
Рапидс», 1995. - С.121.
[42]
Бикерман Э. Д. Евреи в эпоху эллинизма, Лондон: «Bibliotheca Judaica», 1998. - С.184.
[43]
Бикерман Э.Д. Евреи в эпоху эллинизма. - С. 186.
[44]
Рабби Ш. Вагшал Кашрут, Иерусалим: «Геулим»,1999. - С.5.
[45].
Рабби Ш. Вагшал Кашрут. - С.5.
[46] Malina B., Joubert S.,Van der Watt J. A Time Travel to the world of
Jesus. – Johannesburg$ Orion Publishes, 1996. – C.74.
[47]
Лекции профессора Джуберта по предмету История Древнего Мир
[48]
Лекции профессора Джуберта по предмету История Древнего Мир
[49]
Брагинская Н.В. Греческие и Римские авторы о евреях и иудаизме М. Иерусалим:
«Гашарим», 1997. - С.29.
[50]
Телушкин Р.Й. Еврейский мир, Москва – Иерусалим: «Jewish Literasy», 1997. - С.106.
[51] Шаевич А.С. Трактат Авот
М.: «Внешиздат», 1990. - С.290.
[52]
Фарраръ Ф.В. Жизнь и Труды Святого Апостола Павла, Киев: «Богдана», 1994. -
С.84.
[53]
Бикерман Э.Д. Евреи в эпоху эллинизма Лондон: «Bibliotheca Judaica», 1998. - С.183
[54]
Агур Й. Введение в устную тору Части 1-2 Тель-Авив: «ДЖОЙНТ», 1959. - С.41.
[55]
Телушкин Р.Й. Еврейский мир Москва – Иерусалим: «Jewish Literasy», 1997. - С.96.
[56]
Бикерман Э.Д. Евреи в эпоху Эллинизма М.Иерусалим: «Современные исследования»,
1998. - С.182.
[57]
Телушкин Р.Й. Еврейский мир С.438.
[58] Шаевич А.С. Трактат
Авот, М.: «Внешиздат», 1990. - С.208.
[59] Флавий И. О Древности
Еврейского народа Против Апиона М.Иерусалим: «Гешарим», 1994. - С.188.
[60] Тевс К. Образ Бога-Отца
в Синоптических Евангелиях // Хронограф. 2000. №1-2. – С.92.
[61] Фи Г. Стюарт Д. Как
читать Библию и видеть всю ее ценность Спб.: «Логос», 1993. – С.131.
[62] Blomberg C.L. Interpreting the Parables. – Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1990. –C.205.
[63] Dodd C.H. The parables of the kingdom. – New York: Charles
Scribner`s Sons, 1961. – C.7.
Лезов С. (Юлихер) Попытка понимания: Избранные работы.
М. –Спб.: «Университетская книга», 1998. – С.425.
Верклер Г.А. Герменевтика Принципы и процесс
толкования Библии Мичиган: «Гранд Рапидс», 1995. - С.121.
[64]
Эриксон М. Христианское богословие Спб.: «Библия для всех», 1999. – С.446, 660,
861, 994 Райри Ч. Основы богословия М.: «Духовное возрождение», 1997. – С.624.
Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию Спб.: «Библия для всех»,
1994. – С.367 Buswell J.O. A Systematic Theology of the Christian Religion,
Michigan: “Grand Rapids”, 1977. – C.306.
Berkhof L. Systematic Theology Michigan: “Grand Rapids”, 1993.
– C.679, 689,735. Pannenberg W. Systematic Theology V-2 Michigan: “Grand Rapids”, 1994. – C. 183.
[65] Jeremias J. The Parables of Jesus. - Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, USA 1954. – C. 186.
[66] Понятие завязки и
развязки в притче использовано из лекций профессора Ван Дер Вата
[67]
Силвестра Приточник Евангельский Въ Синодальной Тиопграфии Москва, 1997, -С.
523.
[68]
Силвестра Приточник Евангельский. – С. 524.
[69]
Кашовская Н. Новый Библейский Словарь Библейские персонажи Спб.: «Мирт», 1999.
– С.192.
[70] Darrell L.B. Baker B. Exegetical commentary of the NT Luke V-2
Grand Rapids, Michigan, 1996, - C. 1378.
[71] Habershon A.R. The study of the Parables Michigan: Grand Rapids, 1975. - C. 292.
[72] Habershon A.R. The study of the Parables. – С. 183.
[73] Straton H. H. A Guide to the Parables of Jesus Michigan: Grand Rapids, 1959. - C.188.
[74] Kistemaker S. J. The Parables of Jesus Michigan: Grand Rapids,
1986. - C.244.
[75]
Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижье М.Нью-Йорк: Project Judaica, 2000. – С.378.
[76]
Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижье. – С.359.
[77]
Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижье. – С.359.
[78] Hayes J.H. Dictionary of Biblical Interpretation Nachville:
«Abingdon Press», 1999. - С.66.
[79]
Лезов С.В. Социально-политическое измерение христианства М.: «НАУКА», 1994.
-С.207.
[80] Gutierrez G. A Theology of Liberation Great Britain: «SCM Press
LTD», 1996. - C.167
[81]
Поташинская Н.Н. Революция в церкви? (Теология освобождения) М.: «Международные
отношения», 1991. - С.58.
[82]
Поташинская Н.Н. Революция в церкви? - С. 125.
[83]
Поташинская Н.Н. Революция в церкви? – С. 126.
[84].Поташинская
Н.Н. Революция в церкви? – С. 206
[85]
Независимая газета из досье «НГР» http://religion.ng.ru/facts/2000-08-09/5_doctrina.html18.10.2001
- С.1
[86]
Пратт Р. Он дал нам прообразы Христианское библейское братство св.апостола
Павла 2000. - С.89.
[87] Gutierrez G. A Theology of Liberation Great Britain: «SCM Press
LTD», 1996. - C.167
[88] Fitzmyer J.A. The Gospel according to Luke I-IX, V-28. -
Doubleday: «The Anchor Bible», 1985. - C.191.
[89]
Бош Д. Преобразования миссионерства Спб.: «Библия для всех», 1997. – С.114.
[90] Jeremias J. The Parables of Jesus. - Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 1954. – C.183
[91]
Бош Д. Преобразования миссионерства Спб.: «Библия для всех», 1997. – С.115.
[92] Fitzmyer J.A. The Gospel according to Luke I-IX. – Doubleday: The
Anchor Bible, 1985. – C.1131.
[93]
Бош Д. Преобразования миссионерства. – С.117.
[94]
Бош Д. Преобразования миссионерства. – С.117.
[95]
Верклер Г.А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Мичиган: «ГРАНД
РАПИДС», 1995. - С.121.
[96] Ogilvie L.J. Autobiography of God God revealed in the parables of
Jesus Ventura: «A Division of GL Publications», 1979. - C.318.
[97] Boice J.M. The Parables of Jesus Chicago: «Moody Press», 1983. -
C.210.
[98]
Например, притча о сеятеле, где говорится о 4 типах почвы и, соответственно, о
4 типах людей. В контексте притчи о сеятеле говорится о том, что собралось к
нему множество народа (Марка 4:1)
[99]
Аврелий М. Размышления Магнитогорск: «АМРИТА-УРАЛ», 1994. - С.49.
[100]
Библейская энциклопедия Архимандрита Никифора М.: Остоженка, 1891. – С.513.
[101]
Таранов П.С. 120 Философов Жизнь Судьба Учение Симферополь: «Реноме» 1997.
-С.439.
[102] Kistemaker S. J. The Parables of Jesus Michigan: «Grand Rapids»,
1986. - C.245
[103]
Силвестра Астраханский и Кавказский Архиепископ и Кавалер М.: «Въ Синодальной
Типографiи», 1997. - С.542, 543.
[104]
Кухащек Д. Применение библейских истин без фантазий и догадок М.: «ТРИАДА»
1997. - С.70
[105]
Хейгин К.Е. Новые пороги веры Tulsa: “New Threshholds of Faith”, 1991. – C.53. Экман У.
Вера которая побеждает мир Спб.: Слово Жизни, 1992. – С.108.
[106]
Хенриксен У. Джексен Г. Изучение, Толкование и Применение Библии Спб.: «Мирт»,
1995. – С.246.
[107] Таранов П.С. 120
Философов Жизнь Судьба Учение Симферополь: «Реноме», 1997. - С.451.
[108] Вся вышепредставленная
информация под названием Аггадический мидраш взята из Методического пособия
«Введение в Устную Тору» Открытый Университет. Израиль, 2000. – С.47,51.
|