рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Библейский анализ притчи "О богаче и Лазаре"

«Кто имеет меньше, чем желает,

должен знать, что он имеет больше,

чем заслуживает»

Г.К. Лихтенберг[101]

3.1.2  Значение притчи для современного читателя и ее применение

Текст притчи разные богословы применяют по-разному. Например, Кистемакер заостряет внимание на нищем Лазаре, который остался без внимания на земле и поэтому текст применяет следующим образом: «Христиане, живущие в благополучном обществе, не могут закрыть глаза и уши на нужды бедных в Африке, Азии и Латинской Америке».[102] Архиепископ Сивлестра для применения к жизни христиан берет именно фигуру Лазаря: «Бедность Лазаря да научит тебя, Христианине! Свою бедность сносить без роптания.», так же «От болезней тела Лазарева поучися Христиане! В болезнях быть терпеливым.».[103] Как видно из немногих приведенных примеров применения, богословы почему-то в первую очередь стараются применить из притчи то, что является вспомогательным материалом в притче?!

Следует для начала повторить главную мысль притчи «О богаче и пяти братьях», чтобы определить, как она относится к современному читателю. Итак, центральная идея притчи, которую хотел передать автор Евангелия, звучит следующим образом: указать сребролюбивым фарисеям на их опасное состояние перед Богом и призвать их к покаянию и вере в Иисуса Христа. Проблема, выявляемая Христом, в том, что фарисеи имели пристрастие к богатству, а по словам Христа нельзя совместить служение Богу со служением маммоне (Лук.16:13). Другими словами невозможно иметь равное отношение и к Богу и к деньгам.

Таким образом, универсальный принцип, который мы можем вывести из текста, можно выразить так: человек, привязанный к деньгам не может служить Богу. Фарисеи, речь о которых идет в Лук.16:14, это люди, для которых деньги всегда были предметом вожделения и страстей. В общем, Христос ставит таких людей перед фактом: либо Бог, либо деньги.

Для того, чтобы выявить значение притчи для современных читателей, необходимо, чтобы наша ситуация была сходной с обстоятельствами первых читателей или слушателей[104] (курсив мой С.Н.). Во-первых, проблема социального характера «богатый-бедный» была не только в Древнем мире, но есть и будет во все времена, пока существует человек, поэтому такая проблема характерна и нашему современному миру.

Из исследовательской работы мы определили главную проблему фарисеев, которая мешала им перейти на сторону Христа – это привязанность к деньгам.

Такая проблема, как пристрастие к деньгам были, есть и будут всегда, как в мире, так и в церкви. В нашем современном мире есть такие религиозные движения, цель которых совпадает с целью фарисеев времен Христа. Цель – разбогатеть. Чаще всего лидеры подобных движений являются сторонниками теологии процветания. Лозунги, призывы и утверждения теологии процветания сводятся к следующему: Бог богат, и мы как Его дети должны быть богаты.[105] Как видно, теологи процветания вернулись к ветхозаветному пониманию благословения Бога (подобно фарисеям), как материальные блага. Как раз к таким теологам сегодня применим текст притчи о богаче и пяти братьях. Христос и сегодня ставит перед такими людьми выбор: либо любовь к Богу, либо к деньгам. Как говорит Хенриксен, применение – это процесс, а не отдельное событие[106], поэтому выбор, который предлагает Христос через эту притчу, это не вопрос, на который нужно один раз ответить и забыть о нем. Это выбор каждодневного характера.

Как известно из истории церкви, во всем христианстве, которое разделилось в основном на три больших движения: Католическое, Православное и Протестантское, всегда было время, когда духовные лидеры Церкви попадались в ловушку «пристрастия к деньгам». Деньги стали препятствием для католической Церкви на пути к Богу так, что появилось новое движение в христианстве под названием «протестантизм». Достаточно будет упомянуть об индульгенции, без оплаты которую не представить. Так же деньги играют немаловажную роль в Православной Церкви. Известно, что желающим покаяться, покреститься, пожениться или совершить похороны с участием служителей Православной Церкви, зачастую обходиться не по карману. Подобная практика имеет место в протестантских церквах. Разница лишь в том, какой метод применяется для достижения определенной цели. Как упоминалось выше, уже есть определенная теология – теология процветания, лидеры которых как раз вышли из протестантских церквей.

Желание разбогатеть и жить только в свое удовольствие постигает не только духовных лидеров церкви, но так же обычных прихожан церкви, а так же студентов Христианских учебных заведений и это неудивительно. С мирской точки зрения служение Богу является делом невыгодным, поэтому предполагается, что тот христианин, который служит Богу, делает это из любви к Нему. С христианской точки зрения, служащий Богу не ставит перед собой цель – заработать так, чтобы разбогатеть, но имеет перед собой цель – все, что он делает должно прославлять Бога, будь то приобретение денег или их трата. К сожалению, верующие во Христа люди порой попадаются в ловушку пристрастия к деньгам так, что уже перестают ясно видеть цель, перед которой их поставил Христос.

Предназначение притчи о богаче и пяти братьях как раз в том, чтобы показать фарисеям, во что они верят (жизнь богача) и призвать к истинной вере, которая порождает добрые дела (…пусть слушают их). Такой же метод призыва можно использовать и сегодня. Как сказал Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».[107] Именно через поведение мы можем видеть тех, кто пристрастился к деньгам так, что даже не замечает нужды ближнего.

Как уже было сказано выше, такое искушение как пристрастие к деньгам, может впасть любой христианин, поэтому автор данной работы предлагает следующие вопросы (на основании исследования притчи), ответив на которые возможно определить, кому служит христианин: деньгам или Богу:

-  Как часто вы проводите время в изучении Священного Писания?

-  Как часто вы жертвуете деньги бедным и нищим, которые окружают вас?

-  Больше времени вы проводите в празднованиях или в работе?

-  Верите ли вы и принимаете ли то, что написано в Библии в целом или есть такие места Писания, которые вы отвергаете, не понимаете и не хотите понимать?

-  Выделяете ли десятую часть вашей прибыли для Бога, как аспект, который входит в духовную дисциплину? (дополнительный вопрос)

Если подобные вопросы ввести в церковную практику (в учение церкви), то по меньшей мере решилось бы два вопроса: приоритеты христианина относительно поклонения Богу и его социальные обязательства.


ПРИЛОЖЕНИЕ

В связи тем, что такой жанр, как притчи, не достаточно глубоко исследован в теологии, представим ниже следующий перечень притч, который на взгляд автора, следует относить в определенную категорию притч и, следовательно, придерживаться определенных принципов толкования. Метод, по которому мы будем определять притчи, основан на контекстуализации каждой отдельной притчи. Термины, которыми будут наименованы категории притч взяты из приведенных примеров наименований богословами притч, которые представляет Лезов в своей книге «Попытка понимания» (смотри введение). В данном случае автор не ставил перед собой цель – исследовать что есть притча, что есть реальная история, а что есть поучение. Но, нижеследующий обзор представлен для того чтобы помочь читателю данной работы иметь представление о том, что притчи возможно правильно истолковать в зависимости от того, к какой категории притч относится. И как уже было сказано выше, правильное определение категории притчи зависит от того, насколько тщательно изучен контекст притчи. Исходя из таких предпосылок, представим на рассмотрение следующий перечень притч:

Наименование притчи

Категория притч

Цель, значение, дополнительные темы
Притча о сеятеле (Лук.8:4-15) Притчевое повествование Цель одна, значений несколько
Притча о плевелах (Мф.13:24-30) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о горчичном зерне (Мф.13:31-32) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно

Притча о закваске

(Мф.13:33-35)

Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча сокровище, сокрытом на поле (Мф.13:44) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о драгоценной жемчужине (Мф.13:45-46) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно

Притча о неводе

(Мф.13:47-52)

Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о немилосердном слуге (Мф.18:23-35) Притчевое повествование Цель одна, значение одно
Притча о работниках в винограднике (Мф.20:1-16) Притчевое повествование Цель одна, значение одно
Притча о двух сынах (Мф.21:28-32) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о винограднике (Мф.21:33-46) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о брачном пире (Мф.22:1-14) Притчевое повествование Цель одна, значений несколько
Притча о десяти девах (Мф.25:1-13) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о талантах, данных рабам (Мф.25:14-30) Притча в действии Цель одна, значений несколько

Притча о добром самарянине

(Лук.10:30-37)

Притча в действии Цель одна, значение одно, затронуто несколько дополнительных тем
Притча о друге, просящем хлебы у друга (Лук.11:5-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о безумном богаче (Лук.12:16-21) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о Слуге, ожидающего хозяина (Лук.12:35-40) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно

Притча о Мудром домостроителе

(Лук.12:42-48)

Притча повествование Цель одна, значений несколько
Притча о бесплодной смоковнице (Лук.13:6-9) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о возвышающем себя (Лук.14:7-15) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о великом пире (Лук.14:16-24) Притча - образец Цель одна, значений несколько
Притча о исчислении имущества прежде строения башни (Лук.14:28-30) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о потерявшейся овце и притча о потерявшейся драхме (Лук.15:3-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о блудном сыне (Лук.15:11-32) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о неверном управителе (Лук.16:1-13) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о богаче и Лазаре (Лук.16:19-31) Притча -образец Цель одна, значение одно
Притча о служении (Лук.17:7-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о неправедном судье и вдовице (Лук.18:1-8) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о мытаре и фарисее (Лук.18:9-14) Притча повествование Цель одна, значение одно

Аггадический мидраш (к пункту 1.2.1. Литературный жанр)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.