рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Создание транспортных коридоров

Структура окружения (среды) - система альтернативных видов деятельности и ресурсов для их реализации (возможности работы, социальных контактов, обслуживания и т.д.). Структура окружения относительна для каждого человека; ее состав в значительной степени зависит от его психологических особенностей, культурного уровня и благосостояния. В зависимости от масштаба времени выделяются:

·     повседневное окружение (географическое пространство, пределов которого индивид может достичь в рамках суточного цикла жизнедеятельности), и

·     жизненное окружение (арена действий индивида в течение его жизни).

Формой описания поведения индивида в пространстве-времени является путь (траектория), берущий начало в точке рождения и заканчивающийся в точке смерти данного индивида. Это одно из центральных понятий временной географии: оно отражает факт непрерывности в последовательной смене ситуаций. Выделяются суточная, недельная и жизненная траектории.

В окружающем траекторию индивида пространстве и времени выделяются колеи доступности (трубки). Их радиусы отражают способность индивида перемещаться и общаться с внешним миром.

·     Первое кольцо доступности заключает пространство, находящееся в пределах непосредственной досягаемости.

·     Второе определяется возможностями слуха и зрения.

·     Третье заключает в себе все точки пространства, где индивид может побывать в течение дня, а также его жилище.

Под понятием "остров" понимается пространство перемещений индивида в течение дня, за пределы которого он не может выходить при условии обязательного ежевечернего возвращения домой. Его пределы колеблются в зависимости от доступных человеку транспортных средств.

Благодаря учету временного параметра, деятельность индивида рассматривается не в двухмерном, а трехмерном пространстве-времени. С учетом временного параметра понятие "остров" преобразуется в понятие "призма человеческой жизнедеятельности".

Под понятием "станция" понимается точка в пространстве, где индивид совершает длительную остановку для участия в процессе общественной деятельности или потребления. Это понятие очень гибкое: станцией может быть город, в котором живет индивид, место его работы и т.д.

Термин "domain" переводится на русский язык как "владение, имение, область, сфера", но дословный перевод не раскрывает полностью сути указанного понятия, поэтому разумнее будет использовать термин вне его буквального перевода. По определению Т. Хегерстранда, под домэйном понимается пространственно-временная ячейка, в пределах которой предметы и события находятся под контролем индивида или группы. Примером домэйна может служить рабочий стол, жилище и т.д. Некоторые из них сохраняются силой привычки, другие - системой юридических положений. Существует иерархическая связь домэйнов различного типа и уровня.

Под связкой деятельности понимаются объединения людей, механизмов и материалов, возникающие в определенное время, определенном месте и с определенной целью. Значительная часть связок имеет строгую пространственно-временную локализацию.

Фундаментальное значение имеет понятие проекта, обозначающее совокупность видов деятельности, индивидов и параметров, которые должны взаимодействовать для достижения определенной цели.

Т. Хегерстрандом введено и другое, столь же общее понятие - диорама. Диораму можно рассматривать как своего рода "живой ландшафт", включающий людей, являющихся инициаторами проектов, с их внутренним миром. Понятие диорамы практически не ограничено в объеме и может отождествляться с понятием общества.

Жизнедеятельность людей в рамках диорамы определяется понятием "задающего темпа" - временными доминантами с четкой ритмичностью, например, деятельностью предприятий, школ, общественного транспорта и прочих объектов, имеющих фиксированное расписание функционирования.

Очень важно, что вся система понятий Лундской школы взаимосвязана. Во взаимной связи понятия дают возможность полно и на высоком формализованном уровне описывать пространственно-временное поведение людей и выявлять его закономерности.

Проблематика исследований Лундской школы

Проблематика исследований Лундской школы весьма разнообразна. В ее эволюции выделяется следующая особенность: начав с довольно узких проблем, сторонники школы постепенно перешли к все более общим вопросам географической науки. Сейчас предлагают специфические ответы на большую часть из них. Стремительный экстенсивный рост проблематики школы во многом и определил ее успех в научном географическом мире.

Первичными проблемами, на которых выросла Лундская школа, были исследования диффузии нововведений, миграций населения и роста городов. То, что в современной географической науке диффузии нововведений уделяется подобное внимание, - личная заслуга Т. Хегерстранда. Его же заслугой является и то, что впервые, опираясь на эмпирические данные, он описал влияние соседства на пространственную диффузию нововведений. Восприятие новшеств рассматривалось с учетом психологических особенностей людей и сопротивления введению новшеств.

Сторонники школы изучали также проблемы разрастания сети шведских городов, развития новой застройки в городах, распространения информации и многие другие. Эти исследования стали символом Лундской школы. В целях территориального планирования в Швеции и ряде других стран продолжаются исследования пространственной доступности медицинских и культурных заведений. Анализируется способность отдельных лиц выполнять ежедневные трудовые операции в различных районах города, влияние повседневной деятельности на различные виды передвижений в разных частях городов.

Делались попытки применить подходы временной географии к исследованию регионов и эволюции ландшафтов. В этой области претензии "временных" географов велики - вплоть до создания новой региональной географии и радикального обновления методологии исследования ландшафтов. Лундская школа вторгается и в область политической географии, где также претендует на создание нового направления.

Какие бы проблемы ни рассматривались, в их постановке и решении четко прослеживаются исходные понятия и принципы Лундской школы, позволяющие без особых затруднений выделить публикации ее представителей из общего массива работ западных географов.

Оценка значимости Лундской школы

Представляется интересной оценка Лундской школы Н.В. Петровым, который выделяет 10 принципиальных положений:

1.    Лундская школа - парадигма (система взглядов), расширяющая содержание социально-экономической географии и выводящая ее за рамки описательности

2.    Лундская школа - метод конкретного, объемного, блестящего по наглядности описания поведения людей, с выходом на прогноз жизнедеятельности общества на всех уровнях;

3.    Лундская школа - собственно, крупнейшее географическое открытие, многое меняющее в научно-географическом познании;

4.    Лундская школа - качественный скачок от динамики пространственных процессов к пространственно-временным процессам;

5.    Лундская школа - гармоничное и стройное научное построение, с изящной теоретической основой и непосредственно из нее вытекающей прикладной частью, вырастающей из фактов;

6.    Лундская школа - разновидность географической прогностики;

7.    Лундская школа - синтетическая концепция процесса-структуры, представляющая процесс как 4-мерную "статичную" структуру;

8.    Лундская школа - стержень, структурирующий и направляющий огромную аморфную массу исследований в рамках целого ряда наук о человеке;

9.    Лундская школа - особая научная школа географии человека;

10.  Лундская школа - поворот к временной географии.

Оценка, выдержанная в духе хорошего рекламного проспекта, была дана в советский период мощного идеологического противостояния российской и западной СКС, что, вероятно, потребовало от Н.В. Петрова немалой научной и гражданской смелости.

Лундская школа уникальна. Она прошла без принципиальных изменений через две научные революции западной географии - количественную и философскую. Представители обоих, столь диаметрально противоположных методологических подходов считали ее "своим" достижением. Сторонники "новой" географии, а затем и гуманистического направления, прежде всего, видели в Лундской школе то, что соответствовало их принципам. Инициатива интерпретации ее положений в соответствующем духе принадлежала именно сторонникам количественной и философской революций, но не представителям самой школы, которые вполне успешно кооперировались как с приверженцами количественной, так и гуманистической географий.

Следует выяснить, почему имела место борьба за интерпретацию достижений школы в противоположных значениях и чем, собственно, определяется такая их гибкость и привлекательность?

Для географов наиболее привлекательными чертами Лундской школы являются, по нашему мнению, следующие:

·           исследовательская деятельность, ориентированная на обыденную реальность в том виде, в каком она существует. В итоге стали генерироваться описания именно реальности, а не идеологических стандартов того, что должно иметь место. Следует помнить, что Лундская школа развивалась в период холодной войны между Западом и СССР, когда наука была предельно идеологизирована. В данном же случае имел место феномен игнорирования идеологии и исследования реального пространственно-временного поведения людей. В итоге получались как бы не вполне завершенные результаты. По их поводу начинали рассуждать приверженцы самых различных направлений в географии. Сами же сторонники школы стояли в стороне от идеологической интерпретации своих результатов;

·           школа - продукт именно географической научной мысли, а это дело не вполне обычное. Она выросла в рамках географической науки и использует специфическую географическую методологию, что отличает ее и от "новой" географии, и от гуманистического направления, в которых значительную роль играют математика и философия, привнесенные в научно-географическое познание. "Новые" и "гуманистические" географы основной акцент делали именно на использовании достижений иных областей в географической науке. Для лундских географов математика, философия и психология являются лишь вспомогательными средствами, и это нашло прямое отражение в их методологических и теоретических работах;

·           идеи, разработанные в Лундской школе, открывают серьезные перспективы и дают хорошие теоретические результаты, имеющие непосредственный выход на практику. Они являются ценным инструментом регионального анализа и планирования;

·           научные положения Лундской школы гибки по характеру, так что их можно интерпретировать и наполнять содержанием в зависимости от исходной установки. Это, своего рода, методологическая и теоретическая оболочка, которую можно реализовывать с точки зрения различных исследовательских подходов. Такое свойство обеспечивает живучесть и привлекательность школы;

·           сторонники школы создали образец синтеза пространственно- временных характеристик в исследовании человека и общества. В их интерпретации пространство и время, действительно, единая система, а не различные категории, соединенные черточкой на бумаге. Отражена динамика этих процессов; показан путь, каким можно прийти к органичному воссоединению географических исследований человека и общества в единое целое. В других же направлениях между уровнями исследований человека и общества остались серьезные пробелы, преодолеть которые очень сложно.

Эти общие черты по-своему привлекательны для сторонников альтернативных направлений. С поклонниками количественной, теоретической географии Лундскую школу сближает стремление "временных" географов отразить логику пространственного проявления исследуемого процесса в строгих моделях. В этом они немало преуспели, и значительная часть их достижений стала в некотором роде классикой количественной географии. При построении строгих теоретических моделей в Лундской школе вводится ряд допущений, и таким образом географическое исследование переводится в абстрактную плоскость.

Широко используется математический аппарат, главным образом, т.н. "метод Монте-Карло". Созданы несколько вариантов моделей диффузии с нарастающей сложностью. От абстрактных и мало реалистических допущений Хегерстранд и его последователи перешли к более сложным моделям, отражающим реальность гораздо полнее. Модели Хегерстранда переведены в программы для компьютеров. В свое время они были написаны на языке Фортран; позднее их наверняка начали составлять на более современных формальных языках. Можно привести много примеров подобного подхода. Важно, что моделирование лежит в основе научной деятельности "временных" географов. Сложная, детально разработанная система понятий школы позволяет создавать очень гибкие модели пространственно-временной деятельности индивида.

Разработки Лундской школы активно применяются на практике. Например, с 1966 года ряд специалистов под руководством Хегерстранда занимается анализом условий жизни населения в урбанизированных районах различной величины и местоположения, с целью определения степени использования в повседневной жизни социального и физического окружения. Речь идет о создании наиболее комфортной для человека среды обитания с учетом потребностей именно этого человека. В исследованиях активно и успешно используется моделирование. Так, создана имитационная модель PESASP/ПОМАМТ, оценивающая множество альтернативных траекторий в поведении горожан, и на ее основе выделены типы возможных дневных программ деятельности людей.

Немало позиций сближает Лундскую школу с гуманистической географией, основным противником количественной революции в географии. Сторонники гуманистической географии делают акцент на внутреннем мире человека, исследовании его мысленных карт и т.п., что было с понимаем встречено Лундской школой. У Лундской школы и гуманистической географии существует немало точек соприкосновения. Хотя они не столь очевидны, как в рассмотренном выше примере моделирования процессов, но сыграли существенную роль в эволюции школы. С гуманистической географией Лундскую школу сближают следующие черты:

·           оба направления принимают во внимание внутренний мир человека как одну из составляющих предмета исследования географической науки. Внутренний мир человека учитывается в понятии структуры окружения, играющем важную роль. Структура окружения индивида связывается с его психологическими особенностями, культурным уровнем и т.д. С таким акцентом именно на внутреннем мире, структура окружения противопоставляется традиционной интерпретации ее как чего-то, ориентированного исключительно на внешнюю среду;

·           и Лундская школа, и гуманистическое направление большое внимание уделяют исследованию соседства, с демонстрацией его влияния на географические процессы в обществе. Подобная проблематика крайне важна для территорий, достигших высокого уровня освоенности.

Примечательно, что с возникновением гуманистического направления "временные" географы из Лунда гораздо больший акцент стали делать на попытке целостного исследования человека в географии. Ими была усвоена не только терминология, но и многие важные принципы гуманистической географии, причем сторонники как Лундской школы, так и самой гуманистической географии прилагали целенаправленные усилия в этом направлении.

Отмеченные положения достаточно весомы, чтобы сделать возможной интерпретацию Лундской школы в духе гуманистической географии. Главным основанием того является учет психологических особенностей человека обоими подходами. Однако имеют место и существенные различия между ними. "Временные" географы рассматривают психологические процессы в значительной степени как "черный ящик". Исследование сознания как фильтра, определяющего особенности пространственно-временного поведения людей, не является задачей школы, что не согласуется с принципами гуманистического направления, хотя его сторонники, стремящиеся сблизиться с Лундской школой, не акцентируют внимания на данном различии.

Отдавая должное общности Лундской школы с "новой" и гуманистической географиями, не следует рассматривать ее как некий компромиссный вариант этих двух направлений. Лундская школа базируется на оригинальной концепции, способной за счет своей гибкости усваивать существенно различные идеи и перерабатывать их в соответствии с логикой собственных принципов. "Временные" географы не бросаются в крайности и разумно относятся к новинкам, появляющимся на западной географической сцене. Они пытаются усвоить их лучшие достижения, использовать для совершенствования собственного подхода.

Лундскую школу выгодно отличает от остальных направлений западной географической науки стройность ее теории. Это стало возможным, в основном, благодаря тому, что львиный вклад в разработку теоретических оснований школы сделан одним человеком - Т. Хегерстрандом. Вероятно, достижение стройности теоретических оснований возможно лишь при условии, что их разработкой занимается один человек или сплоченная группа под руководством бесспорного лидера. В дальнейшем происходит только конкретизация основных положений, но сами они никогда не подвергаются радикальному пересмотру.

У Лундской школы много достоинств и мало недостатков, во всяком случае, с точки зрения современного уровня развития географической науки. Один из них заключается в противоречии между мощной теорией и явно недостаточным числом работ прикладного характера: они, безусловно, есть, но их могло быть много больше. Подобное противоречие в целом характерно для географической науки, так что Лундская школа и в этом отношении - чисто географический продукт. Перевод достижений школы в прикладную плоскость является задачей инженерного, а не научного плана. Теоретики и методологи географии вряд ли должны заниматься решением подобных проблем.

*          *          *

В заключение еще раз подчеркнем, что Лундская школа "временной" географии внесла оригинальный, важный и глубокий вклад в развитие мировой географической науки. Ценность ее достижений тем выше, что они пока не обрели канонизированных форм и, весьма вероятно, могут находить все новые области приложений. Сторонники школы первыми показали путь, двигаясь которым можно преодолеть противопоставляемые тенденции математизации и гуманизации географических исследований. Лундскую научную школу следует изучать самым тщательным образом.

Значение Лундской школы временной географии для географических исследований транспортных сетей и потоков очень велико. Но наиболее оно велико при анализе наиболее фундаментальных процессов освоения территорий.

По данной теме можно указать следующие публикации:

·    Carlstein T. Time, resources, society and ecology. - Lund: Department of Geography, University of Lund, 1980.

·    Carlstein T., Parkes D.N., Thrift N.J. (eds.). Timing space and spacing time (three volumes). - London: Edward Arnold.

·    Hagerstrand T. Innovation diffusion as a spatial process. - Chicago: University of Chicago Press, 1968.

·    Haggett P. Changing concepts in economic geography - In: R.J. Chorley, P. Haggett (eds.). Frontiers in geographical teaching. - London: Methuen, 1965. - P. 101 - 117

·    Haggett P. Locational analysis in human geography. - London: Edward Arnold, 1965.

·    Pred A. Behaviour and location: foundations for a geographic and dynamic location theory. Part I. - Lund: C.W.K. Gleerup, 1967.

·    Pred A. Behaviour and location: foundations for a geographic and dynamic location theory. Part II. - Lund: C.W.K. Gleerup, 1969.

·    Pred A. Industrialization, initial advantage, and American metropolitan growth // Geographical Review. - 1965. - N 55. - P. 158 - 185

·    Pred A. The choreography of existence: comments on Hagerstrand’s time-geography and its usefulness // Economic Geography. - 1972. - N 53. - P. 207 - 221

На русском языке:

·    Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. - М.: Наука, 1982. - 190 с.

·    Николаенко Д.В. Логика развития зарубежной социально-экономической географии // Известия ВГО. - 1989. - N 2.

·    Петров Н.В. Пространственно-временной анализ в социальной географии: основные достижения и направления исследований шведской школы. - М.: ИГАН, 1986. - 56 с.

Специальная адаптация положений Лундской школы применительно к задачам исследования 9 - МТК может быть сделана в минимальные сроки (14 - 18 рабочих дней). Эта работа может быть проделана совместно рядом специалистов. Контактировать можно с Д.В. Николаенко, по адресу:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.