Реферат: Создание транспортных коридоров
Выводы и программа исследований будут обсуждены с
коллегами из различных организаций и городов РФ. В основном это будут географы,
экономисты и специалисты по транспорту. На это необходимо определенное время.
Надеемся, что это не только позволит лучше выполнить
работу, но и выявить специалистов, которые уже имеют значимые научные
результаты, в той или иной мере связанные с исследованием транспортного
коридора № 9. Привлечение таких специалистов может позволить в минимальные
сроки и с реально небольшими затратами получать предельно важные
научно-практические результаты высокого уровня, связанные с транспортным
коридором № 9.
Проект 2.
РИТМИКА
СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ЗА ПЕРИОД С 1700 ПО 1998 ГОДЫ ПО ТРАССЕ
РОССИЙСКИХ УЧАСТКОВ 9-ГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСПОРТНЫЕ
ПОТОКИ
В рамках проекта будут
решаться следующие задачи:
1.
Создание электронной базы
данных годовой ритмики социальных и экономических событий по трассе российских
участков 9-го транспортного коридора и прилегающим к нему территориям.
Описываемый период времени с 1700 по 1998 годы. Учитывается 40 параметров.
2.
Анализ влияния различных
факторов на транспортные потоки в зоне российских участков 9-го коридора за
период времени с 1700 по 1998 годы. Определение и детальное описание действия
наиболее значимых факторов.
3. Разработка
методики прогнозирования влияния различных факторов на транспортные потоки по
трассе российских участков 9-го коридора, с учетом ежегодного дополнения
представленной базы данных.
Проект 3.
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ
ОСВОЕННОСТИ ТЕРРИТОРИЙ ПО ТРАССЕ 9-МТК И СОПРЕДЕЛЬНЫМ РАЙОНАМ И
СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - СССР - СНГ НА УРОВНЕ МАКРО
И МЕЗОРАЙОНОВ
Финансирование проекта: ситуация очень сложная. Такого
рода проекты невероятно важны, но фактически за них никто не платит. Будет
подана заявка в Миннауки и РФФИ. Также будут подана заявка в зарубежные фонды.
Если результат будет научным, то все равно исследование будет проведено за счет
средств лаборатории социо-культурной динамики и прогнозирования. В таком варианте
оно будет в несколько сокращенном варианте.
Время окончания работы: предположительно конец 2000
года - начало 2001 года.
Большая
тема, которая нуждается в более детальной постановке. Скорее она распадется на
ряд более мелких тем. По данному проекту многое сделано. В частности уже
проведено районирование. Задача в уточнении границ районов и систематическом
описании социо-культурных районов и анклавов. Это реально большая работа,
которая требует коллективных усилий.
Эту работу можно проделать примерно в течение года.
Основанием для этого является то, что можно опираться на исследования, которые
никогда не публиковались и которые проводились с середины 1980-х годов. Это,
прежде всего гигантская работа, проделанная профессором Лейзеровичем по микрорайонированию
европейской части бывшего СССР. Это исследования профессора Гольца, наши
собственные работы и ряда других специалистов. В рамках
информационно-аналитического бюро можно будет обобщить имеющиеся базы данных.
Естественно, все это будет сделано по согласованию с авторами. Есть
предварительные договоренности с ними. Значимость такой работы очень велика.
Она, прежде всего, связана с определением стратегии освоения каждого
конкретного макро, мезо и микро региона, по которому пройдет 9-й коридор.
В рамках данного проекта можно конкретно рассмотреть
очень важный вопрос, связанный с анализом процесса социо-культурного освоения
территорий. Существуют различные уровни освоенности пространства. Приведем
некоторые понятия.
“Неизвестное пространство” – пространство,
лежащее за пределами проживания людей определенной социо-культурной общности.
Люди могут иметь определенные сведения о существовании данного пространства, но
никогда не бывать там. Представления о нем предельно абстрактны. Это во многом
пройденный этап освоения Земли. Он характерен для весьма ранних исторических
стадий контактов культур.
“Место” – приватизированное пространство,
хорошо освоенное человеком или группой людей. Местом может быть как
пространство постоянного проживания, так и наиболее известные места своей СКС,
с которыми осуществлено кратковременное или заочное знакомство. Например, город
Москва и, в особенности, некоторые его районы являются местом для
русских людей в целом, независимо от их конкретного проживания. Место –
пространство, наполненное смыслом и ценностями человека определенной
социо-культурной общности.
“Свое пространство” – пространство,
закрепленное за определенной социо-культурной общностью людей. Это, по сути
дела, хоумленд в понимании данного термина в теории социо-культурных систем.
Основная характеристика связана именно с закрепленностью за определенным
социо-культурным стандартом. Освоенность своего пространства может иметь
самый различный характер.
“Пионерное пространство” – пространство,
закрепленное за определенным социо-культурным образованием, но находящееся на
начальной стадии освоения. При наличии пионерного пространства стратегически
важной задачей является его скорейшее освоение, которое может протекать в самых
различных формах, вплоть до генерирования экологических кризисов. Пионерное
пространство очень привлекательно для путешествий и спортивного туризма.
“Периферия” – закрепленное за определенным
социо-культурным стандартом пространство, отличающееся слабой освоенностью. Об
этом можно судить по контрасту с наиболее развитыми с точки зрения освоения
территориями данного социо-культурного образования. Периферия - понятие
историческое. Оно возникает на определенном этапе освоения и по достижении
определенного уровня освоенности исчезает. Освоение периферии также во многом
осуществляется через массовый туризм.
“Чужое пространство” - закрепленное за иным
социо-культурным образованием пространство. Степень его освоенности может быть
совершенно различной, но важно, что оно контролируется иным социо-культурным стандартом.
По мере развития человечества разграничение своего и чужого пространства
приобретает линейный характер. В идеале, это социо-культурно обоснованная
государственная граница, привязанная к природным объектам. Например,
российско-китайская граница, проходящая по Амуру, где имеют место периодические
конфликты, но в целом проблем разделения России и Китая не возникает и нет
ничего подобного западной границе.
Смысл пространственно человеческой активной во многом
сводится к приватизации пространства СКС. Дело в освоении территорий.
ПРОЕКТ 4.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ ПО ТРАССЕ 9 - МТК.
Особое и очень важное направление исследований связано
с инвестиционными аспектами 9 - МТК. В реальности нет никакой необходимости
устраивать очередность в постановке и решении задач. Они могут рассматриваться
параллельно и опираться на единую содержательную базу данных ОДИСССЕЯ. Для
этого нужно только наладить систему пополнения данными ОДИССЕИ еще до
завершения отдельных исследований. Можно делать поэтапное пополнение.
Суть проблематики, связанной с инвестициями во многом
связана с тем, что, несмотря на множество работ относительно правильных,
эффективных инвестиций в реальности количество работ анализирующих реальный
инвестиционный процесс в РФ невероятно мало. Здесь слишком много
“неправильного” и реальность по этой причине игнорируется.
Тем более сложная ситуация с инвестициями в столь
медленную и вполне неприбыльную область как транспорт и освоение территорий в
целом. Нам думается, нужно начинать исследования в этом направлении и искать
пути активизации российских инвестиций в российские территории. Это гигантская
проблема и в одной исследовательской теме ее естественно не решить. Но такой
задачи и нет. Нужно поставить проблему в связи с 9 - МТК. Нужно начать ее
решать и наладить координацию работ в этой области.
Опять же через лабораторию социо-культурной динамики и
прогнозирования мы можем начать такого рода работу с января 2000 года.
Лаборатория весьма приемлемый вариант. В контакт с не будут требовать денег за
любое написанное слово. Кроме того, инвестиционные исследования будут
вписываться в общее направление исследований по 9 - МТК.
ПРОЕКТ 5.
МОРФОЛОГИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ И МЕСТО 9-МТК В ЭВОЛЮЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ
ОСВОЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИЙСКОЙ СКС
Это исключительно большая тема. 9-1 транспортный
коридор неизбежно повлияет на эволюцию транспортных сетей. Но в то же время для
того, чтобы быть эффективным, он не должен противоречить реальным тенденциям в
транспортном освоении европейской части РФ. Есть большое количество примеров
провала дорогостоящих и активно поддерживаемых государством программ освоения
территорий. Например, программа Нечерноземья советских времен. Нет оснований,
считать, что программа 9-го транспортного коридора окажется более эффективной,
если будет противоречить объективным тенденциям в освоении территории. Скорее
наоборот. Ее реализация скорее не сдвинется с места при наличии такого
противоречия. Это связано со сложностями финансирования, отсутствием жесткой
поддержки государства данной программе и многими иными причинами.
Освоение территории европейской части РФ ведется
примерно с 9 века. За этот период времени пройдена громадная дистанция. Итогом
стало сведение лесов на большей части европейской территории РФ, появление сети
населенных пунктов и множество иного. Особым срезом эволюции освоения
европейской территории России является и эволюция ее транспортной сети. По мере
изменения технических возможностей транспорта и изменения географии освоения
пространств, происходили резкие перемены в развитии транспортных сетей.
Существенно менялась роль различных видов транспорта, их география и
конфигурация сети.
Важнейшие изменения в транспортных сетях связаны с
социо-культурными переменами принципиально характера. В частности с такими
переменами как становление Российской империи (начало 18 века), становление
социалистического советского государства (начало 1920-х годов). Нечто
аналогичное происходит и в 1990-е годы. Развал СССР повлек серьезные перемены в
транспортных сетях. В рамках РФ и СНГ транспортная сеть европейской части
России приобретает существенно иные черты.
В СССР была попытка сформировать единую транспортную
систему. Фактически она не состоялась. Скорее ее просто не успели сделать, но
очень многое удалось реализовать в этом направлении. С начала 1990-х годов
имеет место процесс дробления бывшей транспортной советской системы и изменение
веса, как ее различных направлений, так и отдельных видов транспорта. Этот
процесс имеет четкое географическое выражение. Он во многом протекает по
социо-культурным районам и государственным границам, которые довольно часто не
совпадают. (Перечисление социо-культурных районов и периодизация их освоения
приводится в приложении).
Очень симптоматичным в этом отношении является проект
9-го транспортного коридора. Он ориентирован, прежде всего, на РФ и только его
украинская ветка пролегает по территории иного государства. Это проект нового
времени. Он учитывает не только новые геополитические реалии, но и тенденции в
эволюции транспортной сети европейской части РФ. По сути, это связанные
процессы.
В ходе исследования, будет строго научно показано,
каким образом шло формирование транспортной сети европейской части России
начиная с начала 18 века, в какие периоды времени проходили существенные
перемены, прослежена динамика технических транспортных новаций и т.д.
На основании анализа эволюции транспортной сети с
начала 18 века можно будет подойти к корректному определению современного
состояния транспортной сети РФ, определению ее современных тенденций и
пониманию роли 9-го транспортного коридора в этой сети.
Есть основания считать, что проекты транспортных
коридоров, громадная часть которых проходит по территории именно РФ и которые
старательно уклоняются от конфликтных районов, и при этом ориентированы на
российские выходы к океанам, есть новое и очень перспективное слово в развитии
транспортной сети европейской части РФ. Предварительно можно сделать вывод -
транспортные коридоры наподобие 9-го есть продолжение логики освоения
европейского пространства России в транспортном отношении. Таких коридоров
может быть несколько и девятый только один из возможных.
9-й коридор, связанный с российскими портами на Черном
море и Балтике, в этой связи предстает как логичное продолжение весьма давних
тенденций в развитии транспортной сети европейской части России. Это не пустой
прожект, а логичное продолжение прошлых тенденций в развитии европейской
транспортной сети России.
Эти и некоторые иные аспекты будут рассмотрены с
оригинальных и очень глубоких научных позиций С.А. Тарховым и Г.А. Гольцем.
Итогом станет проверка корреляции проекта 9-го коридора в общую логику эволюции
транспортной сети европейской части РФ.
Проект 6.
ЭНЕРГО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦИКЛЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ -
СССР - СНГ
Исполнители: Д.В. Николаенко, специалисты Института
географии СПбГУ, специалисты географических факультетов и организаций РФ. К
выполнению проекта будут привлечены все лучшие специалисты России в данной
области.
Финансирование проекта: Данный проект будет
активирован через Миннауки и Российский Фонд Фундаментальных исследований. В
его реализации должны принять участие сотрудники Института географии РАН и
специалисты других научных организаций.
Время окончания работы: после начала работ в течение
12 месяцев.
* * *
Далее необходим
целый ряд иных проектов, очередность которых определить очень сложно. Просто
перечислим их.
В отношении дальнейших исследований сложно определить
четкие цифры и сроки их выполнения. В отношении тех тем, которые наиболее
интересны для нас, а именно процессы освоения территорий, думается, что
наиболее эффективным было бы создание лаборатории или отдела в рамках
информационно-аналитического бюро, которое бы занималось данными темами. Для
проведения эффективных исследований будет достаточно 5 - 7 специалистов. Темы
во многом бесконечные, в виду продолжения освоения и динамичности ситуации по
всем существующим коридорам. Но думается для первого полного цикла будет
достаточно примерно двух лет. Это даст возможность провести системное
пространственно-временное описание эволюции освоения всех территорий, по
которым проходит 9-й коридор.
ТИПОЛОГИЯ И ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ В
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - СССР - СНГ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
СОБЫТИЯ
Существует большое количество типов границ. Это не
только политические (государственные). Это и экономические, связанные со
стабильными экономическими связями. Это границы устойчивых миграционных
потоков, миграционного тяготения населения и многие другие. Геополитические
изменения влекут существенно различные последствия в разных типах границ. В
рамках проекта 9-го транспортного коридора это целесообразно учитывать.
Проблема в том, что геополитические процессы в рамках пост советского
пространства не закончились (не стабилизировались). В частности процессы
федерализации должны активно протекать в рамках государств Украины и Казахстан.
Сложные и бурные процесс протекают на Северном Кавказе. В этой связи
целесообразно детальное исследование проблемы влияния такого рода
геополитических процессов на инфраструктуру, а целом и в частности на
инфрастуктуру 9-го транспортного коридора. Очень важно учитывать, что в данном
случае транспортный коридор не выступает только в качестве пассивного объекта,
на которого обрушиваются последствия геополитических процессов. Это весьма
активный фактор воздействия на геополитику РФ и сопредельных с ней пространств.
В частности Украины и Прибалтийских государств.
Систематическое исследование границ различных типов на
территории европейской части РФ и в особенности детальное исследование границ
связанных с территориями 9-го коридора. Границы бывают различных типов. Они
имеют свою динамику. Они оказывают существенно различное влияние на
экономические, социальные и прочие процессы. В СССР исследование границ не
имело существенного значения. Причин было множество. В условиях СНГ их
исследование имеет принципиально важное значение. Существующие географические
методологии позволяют провести такое исследование.
Для транспортных
коридоров, как инерционного и очень долговременного проекта с гигантской
стоимостью, в высшей степени важно прогнозирование динамики государственных
границ. Развал СССР уже дал пример геополитического процесса повлекшегося
колоссальное количество следствий. В том числе и для транспортных потоков. Есть
основания считать, что геополитические процессы не остановились. Они в целом
связаны не только с изменением названий государств и переделом границ. Есть еще
очень существенный, хотя и менее эффектный срез, связанный с изменением
значимости районов - государств.
Наиболее важным
применительно к транспортным коридорам является исследование геополитических
процессов связанных с Украиной. Тема геополитических процессов на Украине и
9-го транспортного коридора в высшей степени актуальна для Российской
Федерации. Украинское государство не развалится и не превратится в большое
количество независимых государств со сложными отношениями. Но украинское
государство есть явление особого рода. Итогом становится неуклонное снижение
проходимости украинской государственной территории. Это уже имеет
непосредственный выход на транспортные коридоры и стратегию развития российских
участков 9-го транспортного коридора.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА ЗА
СОСТОЯНИЕМ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВАНИИ АНАЛИЗА ТЕНДЕНЦИЙ СОЦИО-КУЛЬТУРНОГО ОСВОЕНИЯ
ТЕРРИТОРИЙ
Задачи проекта: доведение до инженерного уровня
методологии и техники прогнозирования и мониторинга за состоянием территорий.
Есть масса частностей, которые в данной работе описывать не станем.
Значение проекта для 9-МТК: думается, что значение
очень большое. По сути, это создаст основание для перевода эпизодического
прогнозирования по проекту и трассе 9-МТК на уровень мониторинга за состоянием
освоенности территории, пересекаемой этим транспортным коридором. Это
совершенно иной уровень сбора корректной информации и аналитики. По сути дела,
такого рода система станет своего рода аналогом недавнего советского
планирования, но ориентированным на современные реалии российской экономки,
связанные с отсутствием централизованного планирования и т.п.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРИКЛАДНОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ)
Исследование связано с разработкой методологии и
методики прикладного геополитического анализа. В качестве примере и предмета
анализа будут взяты транспортные коридоры Восточной Европы. Особое внимание
обращается Балканам.
Итогом работы станет четкое изложение методологии
прикладного геополитического анализа и его применения к экспертной оценке
транспортных проектов международного характера. Современная и очень
существенная слабость геополитического подхода в декларативности и
напыщенности. Его можно перевести на более спокойный и прагматичный уровень.
Есть идеи, каким образом это можно будет сделать.
ПРОГРАММЫ ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ КАК МЕТОД ДОЛГОСРОЧНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ И СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ СТРАНЫ.
Принципиальное значение имеет то, что проект
транспортного коридора и программа его долговременного освоения могут стать
реальной и очень эффективной альтернативой прошлых пятилетних и более
долговременных планов. Развитие такого рода программ - форма планирования в
новых условиях. В рамках информационно-аналитического бюро можно будет детально
обосновать эту идею и привести ее на уровень инженерной разработки. Это позволит
выйти на существенно новый уровень постановки и решения задач, связанных как с
транспортными проблемами РФ, так и освоением российских территорий в целом.
Принципиальное значение имеет то, что транспортный
коридор и программа его долговременного освоения могут стать реальной и очень
эффективной альтернативой, вернее заменой, прошлых пятилетних и более
перспективным планам. В рамках информационно-аналитического бюро можно будет
детально обосновать эту идею и привести ее на уровень инженерной разработки. Это
позволит выйти на существенно новый уровень постановки и решения задач,
связанных как с транспортными проблемами, так и освоением территорий в целом.
Это не только и не столько научная задача. Разработка
методологии и теории комплексного освоения территорий в рамках транспортных
коридоров, может стать в высшей степени эффективным средством подъема экономики
РФ в определенных районах. Корректное использование регионального аспекта
позволит активизировать местные резервы.
В РФ нет планирования. При этом на протяжении
длительного периода времени в рамках СССР освоение территорий шло только в
рамках жесткого планирования. Его отмена стала одной из причин проблем в
современной экономике РФ и СНГ в целом. Между тем есть большой мировой опыт
планирования освоения территорий посредством программ, различного рода
проектов. Исследование этого опыта может стать весьма полезным для реализации
проекта 9-го транспортного коридора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|