рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Создание транспортных коридоров

Нам представляется, что привлечение Е.Е. Лейзеровича к работе связанной с практической реализацией 9 - МТК даст исключительно много. Относительно контактов с Е.Е. Лейзеровичем можно получить дополнительную информацию у Д.В. Николаенко по адресу: ecogeo@baltic-region.net.ru

СЕРИЯ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАМ ИЗУЧЕНИЯ СТАРООСВОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Назовем только некоторые работы из этой группы. В реальности их количество определяется несколькими десятками. Практически все тексты и их авторов можно найти по адресу Института географии РАН (109 017, Москва, Институт географии РАН, Старомонетный переулок 27, ст. Метро Третьяковская или Полянка).

·    Биполярная территориальная система Москва - Санкт-Петербург: методологические подходы к изучению. М. 1994. 157 с.

·    Географические проблемы интенсификации хозяйства в староосвоенных районах. М. ИГАН. 1988. 146 с.

·    Грицай О.В. Региональное развитие и региональная политика в условиях структурной перестройки хозяйства (опыт стран Западной Европы). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора географических наук. М. ИГАН. 1991. 44 с.

·    Территориальная структура хозяйства староосвоенных районов. М. Наука. 1995. 181 с.

·    Центр и периферия в региональном развитии. М. ИГАН. 1991. 168 с.

Наиболее ценным в этих работах представляется анализ западноевропейского опыта и его применение к постановке задач нового витка освоения российской территории. Постановка задачи освоения на новом уровне староосвоенного российского района есть новинка. Между тем в Западной Европе это рутина, которая делается в течение длительного времени.

Сотрудники Института географии РАН прекрасно знают западноевропейский опыт, владеют языками. Некоторая часть из них постоянно живет в таких странах как США, Голландия, ФРГ, но при этом связи с Институтом географии не порываются и продолжаются совместные исследования.

Это гарантирует прекрасное знание материала и Российской Федерации и Западной Европы и прочих староосвоенных районов Запада. Это гарантирует корректность употребления материала, без книжного идеализма бесчисленного количества специалистов по рыночной экономики, в недавнем прошлом специализировавшихся на научном коммунизме и атеизме.

Очень важная особенность цикла исследований по староосвоенным российским районам в том, что они сопровождаются большим количеством эмпирического материала собранного полевыми методами. Это дает существенно отличное представление о происходящих изменениях.

Для получения более детальной информации рекомендуем контактировать непосредственно с сотрудниками Института географии РАН. Еще раз отметим почтовый адрес для контактов:

109 017, Москва, Институт географии РАН, Старомонетный переулок 27.

Ехать до станции метро Третьяковская или Полянка.

Телефон ИГ РАН - 095 - 959 - 00 - 25

Электронный адрес: geography@glas.apc.org

С нашей точки зрения, наиболее продуктивными могут быть контакты со следующими специалистами:

Юлий Григорьевич Липец - д.г.н., специалист по географии мирового хозяйства и методологии пространственного анализа.

Сергей Сергеевич Артоболевский - д.г.н., специалист по региональному анализу.

Александр Алексеевич Лютый - д.г.н, специалист по картографии, ГИС, региональному анализу.

Использование опыта сотрудников Института географии и уже давно проделанных исследований позволит значительно более корректно ставить задачи связанные с практической реализацией 9 - МТК и не дублировать имеющуюся информацию.

ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ К АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМ ТРАНСПОРТА И ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Коротко о политической географии, отчасти геополитике и их судьбе в российской империи, СССР и СНГ.

В 1915 году уважаемый географ Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский написал статью "О могущественном территориальном владении применительно к России". Работа увидела свет во время  Первой мировой войны и, несмотря на свою сдержанность и строгую научность, отражала реальные потребности в осмыслении пространственных процессов с политической точки зрения. Статья стала одной из первых - и на долгое время последних - работ в области политической географии и геополитики.

В заключении своей работы В.П. Семенов-Тян-Шанский пишет: " До последнего времени, можно сказать, научной политической географии России, за исключением немногих блестящих трактатов, ...почти не существовало. Нельзя же за нее признать сухой перечень границ, который нам вместо нее обычно преподносился. ...Отсутствие политической географии у нас вполне понятно, так как оно было естественным следствием отсутствия легальной политической жизни. Ныне, со введением народного представительства, картина резко изменилась". И далее приводится описание блестящих перспектив и задач политической географии в России. Напомним, что писалось все это в 1915 году.

Прогноз В.П. Семенова-Тян-Шанского в отношении политической географии категорически не оправдался: была разруха, было становление новой социо-культурной программы, но политической географии в СССР так и не было. Получила серьезное развитие экономическая и социальная география, а политическая география стала оформляться, как целостное направление только в 1980-е годы, когда начали проявляться вполне очевидные черты кризиса СССР.

Почему на протяжении имперской и коммунистической программ в российской СКС не было политической географии и геополитики? Ответ на вопрос может быть следующим.

Первое: В имперской программе этих направлений не было, так как народ не принимал участия в политике и управлении государством. Власть и принятие решений были делом ограниченного круга лиц. Как только народ стал приобщаться к власти, ситуация изменилась. В доказательство можно привести современное положение и указать, что наиболее интересные, хотя и единичные работы по политической географии и геополитике появлялись, в основном, в "смутные времена" крушения имперской программы.

Второе: В коммунистической программе политической географии и геополитики не существовало благодаря монолитности политической структуры российской СКС. Обе эти области категорически не соответствовали идеологической конструкции государства: существовали только необходимость критической оценки западной СКС и практическая задача расширения и социо-культурной переработки пространства контроля.

Это наиболее вероятный ответ. Скорее всего, в несколько различных и многочисленных вариациях он-то и будет доминировать и с ним согласятся различные специалисты.

Ответ с точки зрения теории СКС иной: политической географии не было в имперской и коммунистической программах, поскольку ее там и быть не могло по причине существования единого государства - СКС и государство совпадали. Политическая география имеет источником не внешние, а внутренние потребности своей СКС, и критика иных СКС породить ее не может. Политическая география возникает только в случае существования СКС в виде некоторого количества государств. В частности, в западной СКС политическая география существует достаточно давно не из-за необычайной развитости данной СКС, а в силу того, что она состоит из большого количества государств. То есть в рамках националистической программы российской СКС политическая география обретает стабильные перспективы. У нее появился реальный объект и реальные основания - 15 государств, входящих в российскую СКС, из чего и проистекает потребность в политической географии.

Судьба геополитики представляется несколько иной. Политическая география - область конкретная, не особенно располагающая к идеологическим баталиям. Это наука, требующая профессионализма и способности выполнять достаточно скучную эмпирическую работу. Профессиональное сообщество политико-географов, скорее, никогда не будет в российской СКС большим, но такого рода специалистов много и не нужно. Геополитика же - область, которая более ориентирована на идеологическую борьбу в российской СКС и за ее пределами. Можно допустить, что, в случае выживания, геополитика станет более многолюдной, чем политическая география, а также и неизмеримо более шумной областью деятельности.

В целом заметим, что существование геополитики как особого направления в рамках имперской и коммунистической программ было невозможно. Она являлась прикладным военным направлением - не более. Однако не стоит огорчаться, что в прошлом были упущены какие-то возможности. Это не так: все, что было, вполне разумно. Результат прошлого развития российской СКС следует искать не в текстах, а в ее прекрасно сформированном пространстве: важны не слова, но организация пространства СКС.

Одно из следствий описанных выше процессов выражается в том, что текущие политико-географические особенности стали в высшей степени существенными для транспортных сетей и анализа грузопотоков уже в пределах ранее единого государственного пространства.

В данной области работает большое количество вполне откровенных дилетантов. Они в основном представлены в политологии. Для исследования проблем транспорта такого рода специалисты реально никакого интереса не представляют. Обратим внимания на исследования В.А. Колосова (Доктор географических наук, заведующий отделом Института географии РАН). Это исследование реальных процессов.

Некоторые публикации В.А. Колосова и его коллег:

·     Колосов В.А. Москва на политической карте России и политическая карта Москвы // Известия РАН. Серия географическая. - 1996. - N 5. - С. 75 - 90

·     Колосов В.А. Политическая география: проблемы и методы. - Л.: Наука, 1988. - 190 с.

·     Колосов В.А. Территориально-политическая организация общества. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора географических наук. М. ИГАН. 1992.

·     Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Современные государственные границы: новые функции в условиях интеграции и приграничное сотрудничество // Известия РАН. Серия географическая. - 1997. - № 5. - с. 106 - 113

·     Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Феномен нового российского пограничья // Известия РАН. Серия географическая. - 1997. - № 6. - с. 51 - 61

Исследование границ и их влияния на иные процессы и системы в географической науке началось задолго до 1991 года. В качестве примера приведем диссертацию В.Е. Шувалова.

Шувалов В.Е. Понятие границы и эффекта пограничности и их место в экономико географических исследованиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. М. МГУ. 1980. 24 с.

В целом накоплен большой опыт, масса эмпирического материала связана с описанием влияния границ на различного рода процессы. В том числе возможно приложение этого материала и к практическому решению задач 9 - МТК. Учитывая длительность российских участков, данного транспортного коридора, он будет пересекать большое количество границ административного характера. Учет политико-географического фактора очень важен.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ И МАТЕМАТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ

Традиционное и очень заслуженное направление научных исследований, так или иначе связанных с транспортом в математическом и математико-географическом моделировании транспортных процессов.

Некоторые примеры работ в этом направлении:

·     Якобсон А.Я. Территориальная организация социально-экономической политики в пространственных системах разных типов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора географических наук. СПБ. СПбГУ. 1993. 32 с.

·     Липец Ю.Г. Системное моделирование в экономической и социальной географии: методология и методика. Диссертация на соискание ученой степени доктора географических наук в форме научного доклада. М. ИГАН. 1990. 56 с.

·     Матросов В.М., Головченко В.Б., Носков С.И. Моделирование и прогнозирование показателей социально-экономического развития области. Новосибирск. Наука. СО. 1991. 144 с.

При постановке задач 9 - МТК неизбежно придется выйти на подобного рода проблематику. Но стоит учесть, что до нее нужно в определенном смысле “дорасти”. Нужна более конкретная постановка задач, сбор строго определенной информации эмпирического характера и многое другое.

Работа в этом направлении начата. Думается интегрирование данных различного характера в программу ОДИССЕЯ является реальным и очень важным шагом в постановке и решении задача выхода на математико-пространственное моделирование процессов в зоне 9 - МТК.

В целом, нужно сказать, что в данном направлении работают хорошо сложенные коллективы специалистов. Они связаны. Насколько нам известно, с различными организациями Москвы и Новосибирска. Наверняка. Есть аналогичные коллективы и в Санкт-Петербурге.

ИССЛЕДОВАНИЯ БУГРОМЕНКО И ЕГО КОЛЛЕКТИВА

В узком мире специалистов занимающихся исследованием транспортных проблем свое место занимает Владимир Николаевич Бугроменко. Человек чрезвычайно активный, часто меняющий организации и насколько можно понять стабильный только в своей привязанности к транспортной проблематике.

Некоторые работы лично В.Н. Бугроменко и коллективов, которые работают с ним:

·     Белая книга автодорог Нижнегородской области. Концепция и программа развития сети автомобильных дорог Нижнегородской области с учетом  приоритета интересов территории. М. Географком. 1999. 232 с.

·     Белая книга автодорог Свердловской области. Концепция и программа развития сети автомобильных дорог Свердловской области с учетом  приоритета интересов территории. М. Географком. 1998. 188 с.

·     Белая книга Республики Коми: концепция и программа развития сети автомобильных дорог Республики Коми в условиях перехода к рынку с учетом приоритета интересов территории. М. Географком. 1994.  60 с.

·     Бугроменко В.Н. Методические предложения по экономической оценке транспортно-географического положения народнохозяйственных объектов. Препринт. Владивосток. ДВНЦ. 1980. 19 с.

·     Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. М. Наука. 1987. 112 с.

Работы отличаются высоким профессиональным уровнем и несомненной практической направленностью. Думается, контакты с В.Н. Бугроменко будут весьма плодотворны.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГЕОЭКОНОМИКЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ К ПРОБЛЕМАМ ТРАНСПОРТА

Относительной новинкой в научной литературе стала геоэкономика. С нашей точки зрения это отчасти вульгаризированный вариант экономической географии с большой практической направленностью. В западных странах геоэкономика существует долгое время (около 15 лет) и стала рутиной.

Не станем приводить длинный список работ в этой области. Только один свежий пример - автореферат докторской диссертации (защита 30 ноября 1999 г. В Санкт-Петербургском госуниверситете) Никитиной М.Г. “Геоэкономический фактор территориально-отраслевой реструктуризации национального хозяйства Украины”, представленной на соискание ученой степени доктора географических наук (Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский госуниверситет. 1999. 41 с.)

ФОРМАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ И ПОТОКОВ

С нашей точки зрения это негативный пример, но все равно на нем остановимся. В качестве примера выбрана серия недавних работ санкт-петербургского профессора М.А. Басина. Это такие работы:

·     Басин М.А. Основы классификации нелинейных волновых движений, вихрей и транспортных систем // Синергетика и методы науки. Санкт-Петербург. Наука. 1998. С. 95 - 131

·     Басин М.А.. Орлов С.Г. Теоретическое исследование свободной транспортной динамической системы // Синергетика и методы науки. Санкт-Петербург. Наука. 1998. С. 156 - 165

·     Басин М.А. К теории идеального трансформера // Синергетика и методы науки. Санкт-Петербург. Наука. 1998. С. 356 - 375

Под транспортными динамическими системами понимается все, что ориентировано на перенос. Транспортная система - часть любой высокоорганизованной сложной системы. К ним не применимы законы Ньютона и поэтому дается особое описание.

Чисто физико-математический подход к описанию процессов. Категорическое игнорирование содержательного аспекта транспортных систем. Нет малейшей связи с транспортными системами и процессами освоения территорий. Игнорирование всего массива информации по транспортным системам в географической науке.

Особенности синергетического подхода во многом связаны с чисто формальным абстрагированием от реальных процессов. Это, по сути, продолжение пройденного системного подхода. Получаются сложно читаемые тесты, из которых ничего не вытекает. Их отношение с реальностью в высшей степени неопределенные. Очень характерно, что сами авторы и сторонники синергетики не делают малейших шагов для сближения с реальными проблемами иных дисциплин. В частности с проблемами, которые возникают перед развитием транспорта.

Мы понимаем, что такого рода исследования могут представлять большую ценность для определенных областей науки. Но при исследовании реальных транспортных сетей и процессов, протекающих в российском пространстве их ценность не очень велика. Интересная особенность в поразительном контрасте удивительной наивности в содержательных аспектах и полной заумности в формальных построениях.

Очень интересно, что слабость содержательных выводов сочетается с традиционным для давнего прошлого снобизмом физиков и математиков относительно всех остальных областей научного познания.

*          *          *

Постановка задачи практического создания 9 - МТК должна активизировать самые различные направления научного познания. В этой связи неизбежно возникает большое количество проблем около научного характера. Они в основном связаны со сложными отношениями представителей различных дисциплин. Порой вообще нет никаких отношений. Часто встречается примитивное игнорирование работ коллег из иной области. Примером может служить вспышка интереса к региональной проблематике. Ее неожиданным следствием стало то, что географы, занимающиеся десятилетия данной проблематикой стали занимать место во многом маргинальное. Возникают дискуссии, которые не имеют отношения к реальности и ведут к еще более сложным отношениям между коллегами.

Приведем текст своего выступления, на одном из семинаров в Русском Географическом обществе:

“В 1990-е годы имеет место интенсивное распространение региональных подходов в системе высшего образования стран СНГ. Появилось большое количество учебных курсов, основное внимание уделяющих именно региональному подходу в своей области (экономике, социологии, культурологии и т.п.).

Обращает внимание следующее.

Первое. Общее количество специалистов, как географов, так и экономистов, социологов, политологов занимающимися реальными региональными исследованиями очень невелико. Их просто недостаточно для покрытия потребностей в ведении новых курсов. Итогом становится то, что многочисленные курсы часто читаются на низком уровне людьми, которые самостоятельно никогда не проводили исследований географического и регионального характера.

Второе. Региональный бум, на уровне учебных курсов, категорически не связан с региональным исследованием социально-экономических реалий стран СНГ. Сплошь и рядом в учебной вузовской литературе пересказываются устаревшие положение экономической географии, в основном первой половины 1980-х годов. Например, дело представляется, таким образом, будто бы экономические районы, выделяемые в СССР в 1970 - 80-х годах, остались неизменными.

Третье. Имеет место игнорирование “новыми регионалистами” существующих в географической науке исследований теоретического и методологического характера. Новые специалисты по региональному подходу переносят свои дилетантские представления о пространственной организации мира на кафедры вузов, минуя стадию ознакомления с профессиональной научной литературой, написанной по пространственной проблематике до них.

Мы считаем, что не стоит пытаться менять положение посредством переговоров с коллегами из других дисциплин. Чаще всего, региональные курсы читаются людьми откровенно случайными и мало интересующимися своим новым предметом. Пропаганда географических научных положений в такой среде не даст позитивных результатов. Более продуктивна позиция, связанная с подготовкой профессиональных теоретических, методологических и фактологических географических работ нового уровня. Идеальной формой станет создание общедоступного интернетовского сайта, содержащего географические профессиональные разработки различных вузовских курсов. Важно и географическое исследование изменившейся реальности, а не пересказ советских учебников по экономической географии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.