Реферат: Формы и способы рекламы в контексте задач национальных парков
Реферат: Формы и способы рекламы в контексте задач национальных парков
О роли, назначении, а отчасти
и о содержании рекламы туристских услуг и турпродукта национальных парков выше
уже было сказано немало. Поэтому в данной главе основное внимание уделяется
основным формам рекламной работы и продукции, но также, разумеется, ее
содержанию и природоохранной специфике.
4.1. Экологическая информация в рекламе, торговые
марки и знаки
В
этом небольшом разделе брошюры характеризуются хотя и различные средства
рекламы, но служащие общей основной цели. Эта цель - как прямо, так и косвенно
доводить до сведения посетителей парка и потребителей его продукции
представления о том, какова общая экологическая ситуация в парке, насколько
экологичны предлагаемые парком услуги и насколько целесообразно ими
пользоваться. Это означает, что в экологически ориентированной рекламе парка
должны быть сообщаемы объективные, достоверные сведения и факты, а не только
уверения, которые без опоры на эти сведения и факты невозможно было бы
проверить. Таков ведущий принцип добросовестной экологической рекламы. И именно
этот принцип может обеспечить парку репутацию серьезного, ответственного
партнера.
При
этом обязанностью парка должно быть недвусмысленное разъяснение клиентам того
обстоятельства, что сообщения об экологичности его товаров и услуг не имеют
юридической силы, поскольку не существует законов или иных нормативных актов об
экологической рекламе и об ответственности рекламодателей за экологическую
достоверность их рекламных материалов. И это тем более обязывает парк
заботиться о максимально возможной обоснованности его рекламы, обеспечивать ее
“прозрачность”.
Для
клиентов различных целевых групп главным содержанием экологически
ориентированной рекламы могут быть разные ключевые темы, различными должны быть
и стилевые особенности рекламы. Обобщенные рекомендации на этот счет предлагает
P.Wight (1994). Для основных типов потребителей эколого-туристского продукта, в
частности, он рекомендует следующие актуальные акценты в рекламе.
Для
турагентств или иных потребителей, ориентированных преимущественно на получение
прибыли:
· большой выбор
доступных классических и необычных экотуров по всему миру;
·
туры, посвященные экологии
дождевых лесов;
·
доступные путешествия в
“нетуристские” регионы;
·
путешествия в районы, не
переполненные массами туристов;
·
предлагаем посетить регионы, не
нарушенные массовым туризмом;
·
путешествия по непроторенным
путям.
Для
клиентов, чутких к языку рекламы:
· экологичность,
познавательность, персональные контакты с экзотическими культурами, чарующие
впечатления в местах классических приключений;
·
экологическая восприимчивость;
·
межкультурные взаимодействия;
·
экологически дружественные туры;
·
восприимчивость и к природной, и к
культурной среде;
·
духовные приключения для
ответственных путешественников;
·
экологически устойчивое развитие;
·
туры для людей, осознанно
относящихся к природе;
·
природно-ориентированные путешествия.
Для
клиентов, интересующихся наукой и охраной природы:
· работа для волонтеров
на неделю;
·
посещение самых
девственно-природных регионов мира и помощь в их охране;
·
путешествие, способствующее
получению средств на охрану природы и культуры;
·
путешествие с вовлечением его
участников в природоохранный проект;
·
участие в научной экспедиции;
·
участие в реставрационном проекте;
·
тур, поддерживающий охрану
джунглей Перу и Перуанский детский фонд.
Для
клиентов, ценящих познавательность тура и его качество:
· малые группы (8 - 10
человек);
·
максимальный размер группы 12
человек;
·
используем собственный специальный
транспорт;
·
предлагаем отели, принадлежащие
местным хозяевам;
·
1% прибыли отчисляем на
природоохранные цели и защиту мира;
·
информационные материалы и
брифинги перед отъездом и лекции в ходе путешествия;
·
тур, поддерживающий бизнес женщин
и коренных жителей;
·
поддерживаем местное экономическое
развитие;
·
сопровождение малых групп
гидом-натуралистом.
Последовательность
предложенных формул отражает, по мнению P.Wight, градиент, направленный от
преимущественно коммерческих интересов клиентов к ценностным ориентациям,
наиболее адекватным принципам экотуризма. Очевидно, это суждение автора
справедливо прежде всего для англоязычных потребителей и западного туристского
рынка. Тем не менее организаторы туризма в российских национальных парках,
безусловно, могут с пользой применять в своей рекламной работе многие из
предлагаемых формул, несколько изменяя их лексику и адаптируя ее к российским
реалиям и языковым традициям.
Собственно
экологическая или прямая экологическая информация, которую следует включать в
определенных (не чрезмерных !) количествах в рекламные материалы, должна быть
конкретной, регионально специфичной и опирающейся - насколько это возможно - на
официальные источники. Так, предлагая посетить тот или иной парк, полезно в
прилагаемых листовках или специальных бюллетенях сообщать стандартные сведения,
получаемые в гидрометеослужбе, в СЭС и других учреждениях:
· о фоновом для парка
или данного региона загрязнении воздуха (содержании двуокиси серы, окислов
азота, пыли, микроорганизмов), составе питьевой воды, радиационном фоне и др.,
·
об этих же параметрах в населенных
пунктах и местах размещения туристов,
·
о принятых гигиенических нормах по
тем же характеристикам.
Эти
сведения не должны быть только лишь средними многолетними, их следует
привязывать к определенным сезонам и датам и, следовательно, регулярно
обновлять. Выбор наиболее важных характеристик - дело организаторов туризма,
хорошо знающих регион и предлагающих туры определенного содержания. Например,
для программ, содержанием которых является фитотерапия, нужны фенологические
сведения, в описания горных лечебных туров полезно включать сведения о местных
специфичных и неспецифичных аллергенах и так далее.
Для
выбора сообщаемых характеристик, помимо приведенного в предыдущей главе перечня
основных видов экологической и медико-санитарной информации, можно как образцом
воспользоваться разработанным в Министерстве здравоохранения РФ в 1997 году
“Биоклиматическим паспортом лечебно-оздоровительной местности”. И даже если
поблизости от парка нет курорта, обладающего таким заполненным паспортом, он до
определенной степени может служить методическим пособием, содержащим рекомендации
по оценке экологической и санитарной благоприятности или неблагоприятности
местности с рекреационных позиций.
Наряду
с прямой экологической информацией для привлечения клиентов и их воспитания
необходимо использовать косвенные способы представления экологических сведений.
Эффективным инструментом такого рода являются экологические торговые марки и
знаки, а также сертификаты, которые могут присуждаться отелям, фирмам, товарам
и даже местностям. На приморских курортах в Средиземноморье и в других регионах
широко используется, например, “голубой флаг”, обладать которым значит
соответствовать экологическим критериям Программы ООН по окружающей среде.
Существуют и иные популярные и авторитетные международные и национальные знаки
(в их числе “зеленый чемодан”, “зеленое дерево”, “зеленые звезды” для отелей и
др.). Весьма существенно, что эти знаки не имеют государственного статуса и
юридически нормативного характера. Их авторитет и распространенность опираются
на общественное признание, на репутацию присуждающих эти знаки организаций.
Разработка
таких знаков и сертификатов и их внедрение, это добровольная, сложная и
длительная процедура. Тем не менее, национальные парки и регионы России,
заинтересованные в решении своих экологических проблем, могут и должны вступить
на этот путь. И даже первые шаги на этом пути могут принести свои результаты.
Ниже
предлагаются фрагменты рекомендаций автора данной брошюры, сформулированных для
программы управления экологически устойчивым развитием береговой зоны Азовского
и Черного морей на региональном и муниципальном уровнях. Можно думать, что эти
рекомендации применимы и для экологически ориентированной рекламной и
просветительской работы и приморских, и всех иных российских национальных
парков, разумеется, в содружестве с местными властями.
Рекомендуется:
1.
Создание образцовых (сертифицированных) предприятий, объединяющих
специализирующиеся на морском промысле и марикультуре хозяйства с сетью
специализированных кафе, ресторанов и торговых заведений, где бы предлагались и
пропагандировались экологически доброкачественные морепродукты.
Своеобразие
деятельности этих предприятий должно заключаться не только в том, например, что
упаковка выпускаемой ими продукции обязательно должна нести экологически важную
информацию и быть легко утилизируемой, что в соответствующих кафе и торговых
точках должны проводиться регулярные консультации для покупателей и
потребительские конференции, посвященные экологическим темам, но также в особом
льготном режиме работы этих предприятий (условия торговли, налогообложения и
т.п.).
2.
Регулярное оповещение населения через средства массовой информации об
экологическом состоянии морских прибрежных вод и пляжей, о соответствующих
рекомендациях гигиенистов, об имевших место нарушениях экологических нормативов
и организациями, и конкретными физическими лицами; при этом должны разъясняться
как сами нормативы, так и санкции, налагаемые за их нарушение; сведения такого
рода должны сообщаться почти столь же систематически как сводки погоды.
3.
Особое внимание должно уделяться ознакомлению переселенцев и приезжих со
специфическими для прибрежной зоны экологическими (в широком смысле слова)
опасностями и адекватными правилами поведения; необходимо, например,
предупреждать о прибрежных ветрах и течениях, угрожающих любителям серфинга и
аквалангистам, или о средствах, применяемых для борьбы с филоксерой на
виноградниках и т.п.; подробные перечни опасных явлений и профилактических мер
должны быть разработаны специально для каждой местности.
Удобными
носителями первоначальной, ориентирующей информации такого рода для этих
целевых групп могут служить специальные краткие тексты, помещаемые на авиа,
железнодорожных и автобусных билетах или прилагаемые к этим билетам.
Общественный транспорт, следовательно, может быть использован для целей
экологического просвещения и рекламы, причем основной объем необходимых
сведений должен быть сосредоточен, разумеется, в специальных информационных
бюро при вокзалах, аэропортах, автобусных терминалах; эти бюро целесообразно объединить
с центрами предоставления туристской информации.
4.
Весьма важной и еще недостаточно развитой формой просвещения должна стать
работа по экологической сертификации товаров и услуг, по проверке действующей и
по организации специальной рекламы экологического содержания. Работа эта должна
выполняться достаточно авторитетными службами, действующими открыто и
доступными для запросов граждан. При этом местные средства массовой информации
должны регулярно публиковать перечни экологически сертифицированных товаров,
предприятий, услуг, оповещать о результатах соответствующих проверок, о
недобросовестной рекламе и т.п.
5.
Значительный объем рекламной и эколого-просветительской работы должен быть
сосредоточен на муниципальном уровне. Здесь в первую очередь следует
предусмотреть выявление местных характерных особенностей природы, а также
традиционных форм природопользования и ремесел, которые могли бы служить
экологическим или эколого-культурным символом, маркой или “этикеткой” каждого
района, населенного пункта, урочища. Муниципальные власти в содружестве с
экологическими службами, общественными краеведческими и экологическими
организациями должны разработать правила присвоения этих торговых марок и
этикеток расположенным в районе и экологически сертифицированным предприятиям,
фирмам, местным мастерам и т.п. Соответственно, обязанностью муниципальных
органов должно быть оповещение местных жителей и приезжих об этих знаках и
региональных эколого-культурных достопримечательностях, охраняемых территориях
и объектах, правилах их посещения и т. д. Предприятия, фирмы и мастера,
получившие экологические сертификаты и возможность снабжать свою продукцию
региональными экологическими марками, должны быть наделены функциями
общественных контролеров за распространением товаров и услуг соответствующего
типа с тем, чтобы иметь возможность не допускать недобросовестную конкуренцию и
препятствовать сбыту продукции, добытой браконьерами.
Вполне
понятно, что дизайн торговых марок и знаков не может быть случайным. Он
безусловно должен быть связан с логотипом, с фирменным стилем, уже выработанным
или предлагаемым для всей продукции национального парка и его партнеров по
туризму. Традиционными изобразительными компонентами фирменных знаков для
многих российских заповедников и парков являются флористические или
фаунистические мотивы. Однако не следует забывать и об образах пейзажного,
ландшафтного характера, хотя создание таких образов это непростая задача.
4.2. Листовки, буклеты, каталоги, путеводители и иная
печатная продукция
Этот
тип рекламы самый привычный и распространенный, но и его нередко недооценивают
и используют не вполне системно. В Приложении приводятся некоторые
аннотированные удачные и не очень удачные примеры рекламной продукции такого
рода, выпущенной российскими национальными парками и заповедниками. Однако о
полном и системно построенном наборе печатных материалов какого-либо
российского парка как о хорошей модели пока говорить не приходится - таковой
еще, по-видимому, не существует.
Поэтому
ниже кратко характеризуется состав печатной рекламной продукции двух известных
в Западной Европе туристских территорий:
· одного из
региональных природных парков Франции, выполняющих - как и российские
национальные парки - природоохранные и рекреационные функции;
·
и одной из общин Баварии,
специализирующейся на развитии природно-ориентированного туризма.
Речь
пойдет прежде всего о составе и содержании соответствующего набора материалов,
а не об их оформлении, хотя и оно является важнейшей и неотъемлемой частью этих
материалов.
Стержневыми,
объединяющими изданиями в системах печатной рекламы обеих территорий служат
подробный путеводитель по парку во французском примере и сводный каталог всех
туристских услуг в сочетании с комментариями и общими описаниями территории
общины - в баварском примере. Их структура и содержание при этом заметно
различаются.
Путеводитель
по французскому региональному природному парку Люберон включает следующие
основные разделы:
· История;
·
Природа;
·
Культура, быт, традиции;
·
Люберон в живописи;
·
Люберон в литературе;
·
Местности Апта - край охры;
·
Местности Апта - край камня и
лаванды;
·
Малый Люберон;
·
Эгюий;
·
Высокий Прованс;
·
Вина Люберона;
·
Краткий гид (актуальная
информация);
·
Записная книжка путешественника;
·
Приложения (библиография, список
иллюстраций);
·
Индекс (алфавитный и
тематический).
Формат
путеводителя карманный, сходный с таковым известных в России путеводителей
издательства “Пилигрим”. Объем - около 200 страниц текста, карт, рисунков,
фотографий (всего в путеводителе более 180 иллюстраций). Качество печати
превосходное. Насыщенность материалом чрезвычайно высокая - здесь и портрет
территории с ее региональными особенностями, и справочные сведения, и
иллюстрированный определитель флоры и фауны, а также выразительные описания
архитектуры, картин быта, фрагменты музейных экспозиций - все это представлено
с французским изяществом и лаконизмом. Путеводитель по Люберону входит в серию
путеводителей знаменитого издательства “Галлимар”.
Иначе
построен каталог, ежегодно издаваемый Управлением по туризму баварской общины
Хинделанг - известной альпийской туристской местности и горно-климатического
курорта. По сути дела это не только каталог, но и краткое общее описание как
основных особенностей местности и крестьянского хозяйства, так и возможных форм
отдыха, походов, лечения, спортивных развлечений. Основные разделы каталога
таковы:
· Богаты природой и
культурой;
·
Голландский, итальянский,
английский, французский;
·
Шесть разных Хинделангов;
·
Проект “Хинделанг - Природа и
Культура”;
·
Природная охраняемая территория
“Альгойские Высокие Альпы”;
·
Наслаждаемся природой вдвоем - на
велосипедах (по Хинделангу);
·
Природа, куда ни обратишь взор;
·
Больше игрового пространства для
детей;
·
Спорт как постижение природы;
·
Милая зима!
·
Зимний спорт здесь у себя дома;
·
В Хинделанге зима бывает семь раз;
·
Лыжни, лыжни, лыжни;
·
Здесь Вы отдохнете и вылечитесь
по-настоящему;
·
Альпийская аллергическая станция
(клиника);
·
Мое дерево в Хинделанге;
·
Здесь Вы сможете кое-что испытать!
·
Неплохое меню активных форм
отдыха!
·
Полная гамма впечатлений от
отпуска в пакете (инклюзив-туры);
·
Хинделанг в 1999 году - 100 лет
перевалу Новый Йохпасс;
·
Хинделанг от А до Я;
·
Погода, климат, транспорт;
·
Возможности размещения (адреса
приема гостей).
Формат
каталога скорее альбомный, чем книжный. Объем - около 180 страниц, из которых
последний раздел (собственно каталог) занимает более 100 страниц и содержит
практически все адреса и описания отелей, пансионов, а также крестьянских
домов, предназначенных для приема гостей в специально оборудованных комнатах и
квартирах с питанием и обслуживанием, указаны и все цены. Каталог, и прежде
всего его общая часть, богато иллюстрирован пейзажными и жанровыми
фотографиями, картами и схемами. Тексты в каталоге занимают минимум места и
имеют преимущественно рекламно-информационный характер. Полиграфическое
качество каталога прекрасное.
Оба
описанные издания дополняются широким спектром других печатных материалов,
составляющих в совокупности целостную систему.
Для
парка Люберон эта система представлена следующими типами материалов:
· специальной небольшой
(почти карманной) книгой с описанием 24 рекомендуемых пеших прогулок и походов
по парку - ее объем около 120 страниц; она содержит подробные описания и карты
маршрутов, фотографии, рисунки; по стилю оформления книга похожа на основной
путеводитель; все походы разделены по категориям трудности, по
продолжительности и тематике;
·
серией буклетов и небольших
красочных брошюр общего назначения, содержащих обзорные сведения о парке - его
карту, основные достопримечательности, облик ландшафта, портреты жителей;
·
серией иллюстрированных 15-20
страничных брошюр, описывающих отели, пансионы, кемпинги и другие типы мест
размещения туристов с указанием адресов, перечней услуг, с ценами и т.п.
сведениями;
·
похожей по структуре серией
брошюр, характеризующей винодельни, ремесленные предприятия, фермы, памятники
природы и др.;
·
красочными листовками и буклетами,
посвященными отдельным конкретным объектам - музеям, отелям, замкам,
информационным центрам и т.д.;
·
буклетами и листовками,
описывающими отдельные конкретные тематические маршруты, например велосипедные,
с указанием специальных пунктов обслуживания велосипедистов и с другой
необходимой им информацией;
·
буклетами и брошюрами,
посвященными природоохранным или культурным (например,
архитектурно-реставрационным) проектам;
·
особый тип печатных
информационно-рекламных материалов парка представляют серийные издания
журнально-брошюрного типа, освещающие “миссии парка”, например его
образовательные программы;
·
наконец, парк издает ежегодные
иллюстрированные отчеты о своей работе.
Похожие
типы печатных материалов издаются и общиной Хинделанг. Основные отличия этой
системы от описанной выше люберонской таковы:
· сведения о
возможностях размещения туристов собраны в один каталог, ежегодно
обновляющийся, кроме того, многие отели и крестьянские “гостевые” дома
публикуют собственную рекламу - буклеты и открытки;
·
сводного (в виде специальной книги)
каталога всех туристских маршрутов по территории общины не существует, но
описаний конкретных походов издается множество;
·
серийных изданий, посвященных
текущей природоохранной деятельности, Хинделанг не имеет, но ежегодные отчеты о
работе Управления курортом публикуются, они имеют информационно-аналитический
характер.
В
целом система печатной продукции в Хинделанге полнее представляет рекламную и
справочную информацию, необходимую туристам. В Любероне в печатной продукции
преобладает информация познавательного - культурного и природоохранного
характера. Обе системы имеют множество сходных черт - это адресность всех
материалов, их выразительность, полнота и целостность, иерархичность,
актуальность.
По-видимому,
к построению таких систем следует стремиться и российским национальным паркам,
соединяя в них и сугубо туристские рекламные материалы, и познавательные, и
информационно-аналитические сведения.
4.3. Другие рекламно-информационные средства и
технологии
Все
разнообразие видов туристской рекламы и рекламы вообще по характеру носителей и
способам размещения обобщенно можно представить следующим образом: печатная
реклама, кинореклама, видео- и аудиоэлектронная (в том числе,
компьютерно-сетевая), сувенирная, на упаковках, наружная.
Наибольшее
распространение в работе российских национальных парков до настоящего времени
имела печатная реклама. Вероятно, ее роль будет главенствующей и в ближайшие
несколько лет. Поэтому именно этот вид рекламы и охарактеризован в данной
брошюре наиболее подробно.
Вместе
с тем во всем мире и в определенной степени также и в России все более заметную
роль начинает играть компьютерно-сетевая реклама. В частности ряд
эколого-туристских российских фирм, а также некоторые заповедники и
национальные парки уже имеют свои страницы в сети Интернет. Как правило, на
этих страницах представлены описания предлагаемых клиентам маршрутов. Анализ
таких предложений и рекомендации по построению “маршрутного” сайта недавно дал
в своей работе Д.В.Власов (www. Dialife.ru). Ниже приводятся основные
результаты этого анализа.
Количество
и разнообразие эколого-туристских сайтов в русскоязычной части сети Интернет
пока еще не очень велики, хотя за последний год их число увеличилось и можно с
уверенностью прогнозировать достаточно быстрое развитие этого раздела сети в
ближайшее время. Однако найти и систематизировать интересующие пользователя
сведения оказывается не всегда просто.
Поэтому
для анализа ситуации был предпринят специальный поиск эколого-туристских сайтов
на виртуальной поисковой машине Рэмблер (www.rambler.ru) по следующим ключевым
словам: экотуризм, экологический туризм, активный отдых, природный туризм.
Данный список ключевых слов в достаточной степени охватывает современное
эколого-туристское поле русскоязычной части сети Интернет.
Анализ
содержания найденных сайтов свидетельствует о том, что:
· Для многих сайтов
характерно невысокое качество оформления главных страниц, а также основных
разделов сайта, что скорее всего свидетельствует о нехватке финансовых средств
или о недооценке руководством туристских организаций перспектив сети Интернет.
·
Информация, представленная на
Интернет-сайтах, является почти всегда неполной и отрывочной.
·
Представляется большей частью
только информация о турах, хотя это не единственный аспект экологического
туризма.
С
учетом результатов выполненного анализа разработана модель представления сайта,
посвященного предложению эколого-туристских маршрутов. Эта модель рекомендуется
в целях систематизации и обогащения обычно не очень стройно организованной
информации, представляемой на большинстве русскоязычных сайтов.
Основные
специальные разделы, которые наряду со стандартной информацией общего характера
(сроки, цены и пр.) следует включать в структуру сайта, таковы:
· Общее описание
маршрута;
·
Информация о регионе;
·
Карта маршрута;
·
Сведения о привлекательных
объектах;
·
Ограничения для участников тура;
·
Специальные рекомендации
участникам ;
·
Профессиональная информация для
организаторов тура.
Наряду
с “маршрутной” моделью сайта может быть рекомендована и другая – более
универсальная модель, однако наполнить ее адекватным содержанием пока могут
только немногие организации и подробный анализ этой модели выходит поэтому за
рамки данной работы. Точно так же, кратко охарактеризованный в данной работе
зарубежный опыт пока может служить только ориентиром на перспективу, но не
моделью конкретной деятельности для большинства российских эколого-туристских
фирм.
Тем
не менее желающие могут обратиться к одному из наиболее известных примеров -
сайту американского общества экотуризма (The Ecotourism Society или TES). Его
адрес в сети: . Вот краткое описание состава и основных разделов этого сайта.
Он содержит книжный магазин, аннотированную библиографию, списки публикаций
TES, описания исследовательских проектов, сведения о тренингах и обучении как в
рамках TES, так и в университетах, информацию об экспертах в области
экотуризма, методические руководства, списки региональных эколого-туристских
ассоциаций, сведения о “зеленых” отелях и мировом рынке экотуризма, специальную
статистику и многое другое. Очевидно, поддерживать такой сайт может только
солидная организация, имеющая хорошие связи и информационный обмен со многими
участниками эколого-туристской деятельности.
Сравнение
информационного поля, существующего в русскоязычной части сети Интернет, с
предлагаемой “маршрутной” моделью показало, что:
· Совпадения с
предложенной моделью имеют место в 50% случаев. Нередко правда бывает и так,
что нужные сведения присутствуют в неподходящей форме или не в том разделе, как
это предусмотрено моделью.
·
Большинство туристских
организаций, даже если они называют свой тур экологическим, с явным пренебрежением
относятся к понятию экологического туризма. При этом они либо действительно не
понимают сами принципы экотуризма, либо понимают, но трансформируют их под
“привлекательный” с их точки зрения конкретный тур. Так, достаточно часто можно
видеть рекламу, в которой тур называется экологическим, хотя по своей сути
таковым не является.
·
На данном этапе развития
эколого-туристского сектора в российской части сети Интернет можно уверенно
сказать, что как рынок он еще находится в зачаточном состоянии, поскольку
большинство туристских организаций считают такого рода деятельность
нерентабельной.
·
Те организации, которые занимаются
истинно экологическим туризмом, часто страдают от отсутствия профессионализма в
создании сайтов.
Подводя
итоги, хотелось бы сказать следующее. Интернет это будущее туризма, и не только
экологического. Однако каждой фирме или каждому участнику сети прежде, чем
начать разрабатывать свой сайт, полезно поставить себе следующие вопросы:
1.
Нужен ли Вам вообще сайт в Интернете? Не движет ли Вами просто
стремление соответствовать моде?
2.
Каковы Ваши конкретные цели, каких
результатов Вы собираетесь достичь с помощью Интернет-сайта?
3.
Имеются ли аналогичные сайты у
других организаций и частных лиц? Каковы их особенности?
4.
Какова Ваша рекламная стратегия и
какие средства Вы можете вложить в разработку сайта?
От
того, насколько четко Вы ответите себе на эти вопросы, будет в значительной
мере зависеть успех Вашего замысла.
Несколько
слов следует сказать о наружной рекламе, применяемой в национальных парках. В
большинстве случаев информационные щиты и указатели, расположенные на
территории российских парков это не вполне реклама. Эти щиты и указатели, как
правило, описывают особенности тех или иных природных, реже культурных
объектов, маркируют маршруты и тропы, сообщают правила поведения в парке и т.п.
Между
тем, на территории парков находятся торговые учреждения, турбазы и кемпинги,
нередко музеи. Вот их и следует рекламировать средствами наружной рекламы,
особенно, если они принадлежат парку или сотрудничают с ним. При этом важно
создать целостную систему наружной рекламы, обладающую единым стилем и
охватывающую не только территорию парка, но и его окрестности, что особенно
полезно для автомобилистов. В этом деле следует опираться и на местные власти,
и на владельцев рекламируемых предприятий, заинтересованных в такой рекламе,
которая будет авторитетной (например, снабженной широко известной экологической
маркировкой) и представляющей целую сеть предприятий, связанных с парком.
В
заключение - коротко о том, как можно добиваться большей природоохранной
эффективности всех форм рекламы.
Ее
содержание и направленность в целом излагать при этом не имеет смысла - о них
сказано и написано достаточно. Правда, один известный аспект общего содержания
рекламы все-таки хотелось бы затронуть еще раз. Дело в том, что в рекламные
материалы практически всегда рекомендуется в качестве основных мотивов включать
упоминания о самых редких охраняемых объектах парка, а также их рисунки или
фотографии. И в целом это правильно, но только при том условии, что они
действительно надежно защищены. Если же любознательные посетители, а тем более
любители трофеев, узнав об этих объектах из рекламы, смогут потом без труда
разыскать их и так или иначе нанести им ущерб, то лучше не рекламировать эти
редкие объекты визуальными или иными средствами, позволяющими их легко узнать и
найти в парке.
Итак,
об эффективности. Как известно, этому могут способствовать два условия.
Первое
условие связано с тем, что призывы общего характера (“берегите, охраняйте, не
вредите” и т.д.) уже почти не достигают цели, они примелькались. Другое дело,
если рекламируется доступный и не вполне тривиальный способ что-либо сберечь
или защитить. Например, сообщение о том, что два небольших сухих бревнышка,
положенные рядом на подготовленном кострище, горят в три или в пять раз дольше
и дают во столько же раз больше тепла для приготовления пищи и для просушки
одежды, чем огромная куча сучьев, наваленных или даже поставленных шалашиком
где попало, такое сообщение обычно производит должное впечатление на не слишком
опытных и аккуратных туристов.
Второе
условие - важно объяснить читателю или слушателю рекламного обращения, что его
действие будет не только общеполезно и необходимо природе, культуре, человечеству,
но и непосредственно ему самому, причем таким-то образом и по такой-то причине.
Другими словами, нужно суметь затронуть личные интересы адресата рекламы в
общем природоохранном контексте рекламного обращения, несущего к тому же
заметную эмоциональную нагрузку. Вот пример весьма эмоционального призыва к
туристам баварской общины Хинделанг. Звучит он приблизительно так: “Дорогой
Гость, для того, чтобы мы не спутали Вас с коровой и чтобы этот луг дал нашим
коровам хорошее сено, а коровы дали Вам наш знаменитый великолепный сыр,
пожалуйста, гуляйте здесь только по тропинкам, а не по траве.”
Список литературы:
Туристские
ресурсы и туристский продукт национальных парков России. Автор: А. В.
Дроздов
|