рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Типы русских газет начала XX века

Курсовая работа: Типы русских газет начала XX века

Оглавление

Введение

Глава 1. Периодическая печать в жизни русского общества начала ХХ века

1.1 Газета как вид периодической печати: газета и журнал в системе журналистики

1.2 Журналистика как инструмент политической борьбы: значение газет в жизни общества начала ХХ века

Глава 2. Массовые газеты в России начала ХХ века

2.1 Центральные газетные издания начала ХХ века

2.2 Провинциальные газеты: типология и особенности издания

2.3 Специализированные издания: типология спортивных изданий начала ХХ века

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Русская печать началась с газет, очень быстро они были вытеснены журналами, но к концу XIX в. на первое место снова выходят газеты. Они становятся объектом пристального внимания, русские журналисты пытаются определить основные отличия газеты от журнала, понять причины стремительного роста их влияния на читателей. В то же время журналистов волнует судьба толстого ежемесячника, так долго бывшего флагманом русской журналистики.

К концу XIX в. значительно расширяется читательская аудитория, потребности которой в информации один тип издания, а именно журнал, удовлетворить уже не может. Развитие науки, искусства, литературы требовало появления новых типов периодики, более подробно освещающих эти сферы деятельности.

Усложнившаяся общественная и политическая жизнь России вызвала появление разнотипных газет, которые для своей аудитории, тоже разнотипной и по составу и по степени образования, должны были рассказывать о событиях и комментировать их. Давать злободневную информацию о событиях – это функция газет, комментировать, обобщать газетную информацию – преимущественно задача журналов. Исследование особенностей периодической печати, в частности газет, позволит расширить представление о политической и культурной жизни России начала ХХ века, чем и будет обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Типы русских газет начала ХХ века» звучит актуально.

Объектом исследования является периодическая печать в России начала ХХ века.

Предмет исследования типология и тематическое своеобразие газетных изданий начала ХХ века.

Цель настоящей работы проанализировать типологию газетной периодики начала ХХ века в контексте общественно–политической жизни России указанного периода.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1.  Определить предпосылки, развития периодической печати в России в начала ХХ века.

2.  Проанализировать значение периодических газет в общественно–политической жизни России указанного периода.

3.  Исследовать типологию центральных газетных изданий.

4.  Изучить специфику провинциальной периодической прессы.

5.  Охарактеризовать особенности специализированной периодической печати – на примере спортивных газет.

Методологической основой работы послужили исследования в области истории и практики журналистики, теории журналистики и социологии, а именно научные труды, посвященные проработке проблем методологии научного познания в области прессоведения, – в частности труды Б.И. Есина, Е.П. Прохорова, К.А. Алексеева, В.В. Баранова, Е.А. Слюсаренко, А.В. Виннийчук, А.А. Грабельникова, О.Д. Минаева, С.Я. Махониной, А.В. Коноваловой и др. по методологии и методике журналистских исследований.

Методы исследования. В качестве основного был использован описательный метод исследования, включающий приемы анализа и обобщения, в качестве вспомогательного – системно–структурный.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Периодическая печать в жизни русского общества начала ХХ века

1.1 Газета как вид периодической печати: газета и журнал в системе журналистики

Соотношение газет и журналов в системе журналистики является одной из основных характеристик состояния периодики страны или региона в определенный исторический момент.

Россия прошла в этом смысле своеобразный путь развития: первыми периодическими изданиями, возникшими в начале XVIII в., были газеты, потом их практически на целый век вытеснили журналы – «толстое» литературно-публицистическое издание, тип которого, по мнению исследователей, был выработан чисто русскими условиями и запросами читательской аудитории.

Газета и журнал – это не просто два вида периодики, это два способа воздействия на читателя, две разные формы подачи информации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатывает жизненную ориентацию, определенное мировоззрение.

В современных исследованиях подчеркивается, что «предметом журналов выступают прежде всего устойчивые процессы в беспокойном содержании явлений, а газет – изменчивость в этих процессах».[1]

Это определение при всей его обобщенности все же несколько сужает задачи журналов за всю историю русской журналистики. При недостаточной развитости газет, русские журналы долго вынуждены были описывать изменчивость в процессах. Но если газеты эту изменчивость фиксируют, то журналы пытаются определить самые глубинные причины подобных изменений.

Определяя главное отличие газет от журналов, П.П. Перцов – редактор «Нового пути» писал в 1903 г. в статье, открывающей этот журнал: «В Европе газет даже больше, чем у нас, но их обилие не мешает бытию журналов, имеющих свою специальную задачу обобщающего освещения, которая для газеты естественно невозможна».[2]

Необходимость «обобщающего освещения», углубленного анализа событий жизни, науки, литературы, т.е. особая роль, диктует журналу свои условия: достаточно большой объем статей, серьезность анализа, широту аргументации, характер аудитории, к которой обращается журнал, требует своего специфического способа изложения и подачи материала, оформления текста на странице, наличия или отсутствия иллюстраций и так далее. Предпочтительный для русского толстого журнала жанр – большая научная или публицистическая статья-обозрение, развернутая комментированная хроника, литературные жанры.

Газета более проста в своих формах, хотя сложнее в верстке. На первый план выходят газетные жанры, компактные по объему, насыщенные злободневной информацией. Известный русский журналист А.В. Амфитеатров писал И.И. Ясинскому – писателю, сотруднику газеты «Биржевые ведомости»: «Журнал – пирожное, газета – вот хлеб, вот – обед», в форме афоризма определяя различия двух главных для русской журналистики видов периодики.

Итак, газета – печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств в системе массовой информации и пропаганды.

Согласно стандарту, «периодическим» называется сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия.

Прежде всего, следует отметить, что у периодических изданий много общего в их функциональном назначении. Их цель - оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную разнообразному читателю. Общность функционального назначения периодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, которые относятся к различным сферам его деятельности и являются актуальными с позиций текущего момента. Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представлять реальную действительность и имеющие к ней отношение события другого времени. Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме. Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки, как по тематике, так и по содержанию, а возможно, и в деталях оформления.[3]

Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты — итал. gazzetta (гасета). В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну гасету, то есть самую маленькую монету. Название же монеты дала сорока (итал. gazza), изображённая на ней. Согласно советскому ГОСТу — «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания».

Главное отличие газеты от других типов периодической печати (журналов, бюллетеней и др.) составляет формат, объёмом и более частый выход (ежедневно, несколько раз в неделю, раз в неделю), особенности материала. Материалы газеты содержат факты, их оценку, характеристику процессов и тенденций развития современной действительности, газета выступает проводником политики и идеологии того или иного класса, партии, социальной группы.

В газете используются различные жанры и формы. Наибольшее место занимают оперативная информация и публицистические произведения. Оперативному освещению событий служат официальные сообщения партийных и государственных органов, агентств печати, отчёты, хроника, заметка, репортаж; объяснение событий и мнения о них дают комментарии, корреспонденции, интервью, рецензии; обзор и анализ процессов действительности содержат статьи, обозрения; позиция редакции по важнейшим вопросам освещается в передовых статьях; художественно-публицистическое воплощение событий и характеров присуще зарисовке и очерку, сатирическая острота свойственна памфлету и фельетону.

В газете также публикуются также политические документы, художественные, научно-популярные, художественно-документальные произведения, письма читателей и т.д.

Система газет включает центральные (национальные), специализированные (отраслевые) и региональные (местные) издания.

Центральный аппарат редакции газеты состоит из главного редактора (редакционной коллегии во главе с редактором), редакторов (заведующих) отделов, литературных сотрудников различных профилей (репортёры, комментаторы, обозреватели, очеркисты, фельетонисты и др.). Многие газеты имеют специальных (разъездных) корреспондентов, собственных корреспондентов внутри страны и за рубежом.

1.2 Журналистика как инструмент политической борьбы: значение газет в жизни общества начала ХХ века

С развитием системы журналистики на рубеже XIX и XX вв. появляются многочисленные издания, которые не только отражают развитие русской культуры, но и сами становятся показателями культурного уровня развития общества. В первую очередь, это издания, посвященные разным проблемам литературы и искусства, научно-популярные и некоторые другие. Решение задач, стоящих перед подобными периодическими изданиями, не требует четкого идеологического направления. Идеологическая определенность часто ставит журнал или газету на грань закрытия или приостановки.

Поэтому классификация «по направлениям» изданий для семейного чтения, для самообразования, научно-популярных, эстетических, театральных, художественных, к сожалению, встречающаяся в работах по истории русской журналистики, является искусственной, искажает общее представление об издании.

Журналистика всегда служила инструментом политической и идеологической борьбы, зеркалом, отражающим различные направления в общественном мнении. Каждый новый политический режим вносил в нее качественные изменения, которые прямо сказывались и на литературе о журналистике. Исходя из этого, можно выделить три основных этапа ее развития – в условиях самодержавия, в годы советской республики и в постсоветское время рыночных реформ.

Четкость и определенность направления, которое остается важной характеристикой общественно-политического издания, в XX в. начинает размываться: в одном органе периодики может не совпадать направленность разных частей, например беллетристики и публицистики, и даже разных отделов. Такие факты отмечены исследователями печати этого периода. Кроме того, в изданиях, выходящих по 30 и более лет, направление зачастую менялось в связи с политическими событиями или с приходом в редакцию новых сотрудников.

В конце 1905 г., после возникновения различных политических партий, многие газеты характеризует однородность уже не типа, как в XIX в., а направления. Девять десятых органов прессы поддержали партию кадетов – партию народной свободы – и начали пропагандировать ее взгляды. Это длилось недолго, но такой факт затрудняет определение направления каждого издания. Либерально-буржуазные и демократические газеты часто отличались друг от друга тончайшими нюансами, оттенками, тем более трудно уловимыми, что комплекты большинства изданий начала XX в. не прочитаны, их публикации не изучены. Таким образом, исследование прессы этого времени по типологическому принципу должно предшествовать выяснению направления каждого издания.

Если при определении направления важно изучение содержания публикуемых на страницах газет статей, то при типологическом подходе основное внимание уделяется особенностям самого органа периодики

Характеристики различных типов изданий, попытки выделить их основные признаки можно найти в работах по истории и практике русской и зарубежной журналистики, но, к сожалению, бесспорного определения типа издания и точного перечня типообразующих элементов в современной литературе нет. «В чистом виде тип встречается редко, обычно мы имеем дело с индивидуализированными разновидностями типа, смешанным типом... Каждое конкретное издание может иметь свое лицо при некой типологической общности», – замечает Б.И. Есин.[4]

Как уже отмечалось, деятели русской прессы начала XX в., свободно оперировали термином «тип» и хорошо представляли себе не только различные типы изданий, но и факторы, влияющие на их формирование. Одной из самых интересных публикаций на эти темы является статья А.В. Пешехонова «Русская политическая газета. Статистический очерк», напечатанная в журнале «Русское богатство» в мартовском номере за 1901 г. Статья была написана на основе реферата, прочитанного ведущим публицистом народнического журнала на общем собрании Союза писателей в ноябре 1900 г. Материалом для анализа послужили итоги переписи русских газет, проведенной в октябре этого года. «С каждым годом газета становится все более видной частью нашей литературы, все более важным фактором нашей общественной жизни. Вместе с тем нарастает и потребность в объективном изучении как исторического развития нашего газетного дела, так и современного его состояния. Методы такого изучения могут быть различны и в числе их метод статистический, по нашему мнению, так же должен иметь место», – писал Пешехонов в начале статьи.[5]

В статистической части автор приводит очень много интересных подсчетов. Пешехонов использовал не все данные, он просматривал только газеты политические, частные, выходившие на русском языке не менее двух раз в неделю. В 1900 г. таких газет издавалось из них две – «Биржевые ведомости» и «Новости» – в двух изданиях, одна – «Одесские новости» – два раза в день. 21 газета выходила в столицах (14 – Петербург, 7 – Москва). Наиболее развитая политическая газетная пресса существовала на юге России, второе место занимало Поволжье.

Анализируя типы русских газет, Пешехонов выделил несколько «внешних признаков», по которым они различаются. Первый из них – периодичность. Столичные газеты выходили в основном ежедневно, провинциальные – от двух до шести раз в неделю. Увеличение числа ежедневных газет и переход к вечерним выпускам, т.е. выход одной газеты два раза в день – характерное явление для развития газет в начале 90-х годов. Второй признак – размер, третий – соотношение материалов на газетной полосе.

журналистика газета журнал печать


Глава 2. Массовые газеты в России начала ХХ века

 

2.1 Центральные газетные издания начала ХХ века

О газетах и их особенностях писали в начале века не только газетные журналисты, но и сотрудники толстых журналов, известные публицисты, например, А.В. Пешехонов, С.Н. Кривенко, Л.З. Слонимский. Такое внимание к этому виду периодики вызвано было, как уже сказано выше, быстрым ростом количества газет, читать которые начинали все более широкие массы, в том числе и те, кто раньше периодикой совсем не интересовался.

Рост количества газет особенно интенсивно шел в 1890-е –в начале 1900-х годов. В 1860 г. в России издавалось семь ежедневных газет и 98, выходивших от одного до трех раз в неделю. В 1913 г. ежедневных газет стало 417, из них 10 выходили два раза в день.

В конце 90-х годов тиражи отдельных газет достигали 50–70 тыс. экземпляров. «Русские ведомости» и «Новое время» имели тираж 25 тыс., «Свет» – 70 тыс., «Петербургская газета» – 30, «Одесский листок» – 10, «Киевское слово», «Киевлянин», «Южный край», «Волжский вестник» – от 2 до 5 тыс. экземпляров.

После революции 1905–1907 гг. тиражи газет значительно увеличились. «Русское слово» имело 250 тыс., второе издание «Биржевых ведомостей» и «Петербургский листок» – от 80 тыс., самая большая и дорогая газета «Новое время» – около 60 тыс., «Русские ведомости» – 50 тыс. и т.д. Наиболее крупные провинциальные газеты – «Киевская мысль», «Южный край», «Одесские новости», «Одесский листок», «Приазовский край» – от 12 до 40 тыс. в день. Рядовые губернские газеты – 1–3 тыс. Таким образом, по тиражам русская газета достигла уровня западноевропейской[6].

Так, например , "Биржевые ведомости" были образованы в 1861 г. из "Коммерческой газеты", слившейся с "Журналом для акционеров". Основателем и издателем-редактором "Биржевых ведомостей" был К.В.Трубников. В марте 1874 г. он продал половину издания В.А.Полетике - видному в то время предпринимателю, занявшемуся издательской деятельностью, когда его дела пошатнулись. С марта 1875 г (по версии В.Я. Лаверычева - в конце 1874 г.) газета перешла в полную собственность В.А. Полетики. Собрав все свои средства, он приобрел газету и типографию "Биржевых ведомостей" за 200 тыс. руб. Новый владелец стремился поставить дело на широкую ногу и сделать из газеты коммерчески выгодное предприятие. Но издание теряло популярность и вскоре прекратило существование. В 1879 г. вышли только тридцать номеров, а с февраля этого года Полетика переименовал газету в "Молву".[7]

Второе издание "Биржевых ведомостей" появилось с ноября 1893 г. И.И. Ясинский отмечает, что оно было разрешено Пропперу министром Витте единственно для борьбы с противниками винной монополии и защиты биметаллизма. В общем, политика Витте, несомненно, долгое время поддерживалась Проппером. Так, например, в "издании редакции" "Биржевых Ведомостей" вышло "изследование" С.М. Проппера "Казенная продажа питей и общественное мнение". В этом весьма объемном сочинении (около 370 страниц) доказывается полезность проводимой Витте реформы, причем приводится множество отзывов о ней среди различных групп населения, общественное мнение исследуется очень добросовестно, собрана значительная статистика по рассматриваемому вопросу. Вполне естественно, что большинство респондентов редактора "Биржевых ведомостей" приветствовали действия правительства; впрочем, не будем исключать возможность чисто научного интереса С.М. Проппера к вопросу о винной монополии.

С коммерческой точки зрения "Биржевые ведомости" были весьма успешны, однако работа редактора была довольно утомительной, поэтому в конце 1905 г. Проппер вступил в переговоры с кадетами о передаче им своих изданий. В результате этой сделки почти весь редакторский состав переменился. "Биржевые ведомости" были переименованы в "Свободный народ", первый номер которого вышел 1 декабря 1905 г. Все издания С.М. Проппера перешли к триумвирату, состоявшему из П.Н. Милюкова, И.В. Гессена и М.И. Ганфмана. В силу договора С.М. Проппер сам устранился от какого-либо вмешательства в редакторские дела и отчасти в издательские. Был согласован бюджет, в пределах которого кадеты могли распоряжаться по своему усмотрению.

Рассматривая вопрос о достоверности информации газеты, следует помнить о коммерческом характере "Биржевых ведомостей" и возможности искажения ряда сведений из-за сотрудничества руководства газеты с определенными финансовыми кругами. Впрочем, упрек в корыстных публикациях можно адресовать всем подобным изданиям. Так, И.Ф. Гиндин писал, что "биржевые листки давали обычно фактический материал по интересующему нас вопросу лишь в моменты, когда они пытались, придавая своим сообщениям разоблачительный характер, добиться от банков платы за молчание на будущее время". Не следует исключать и мотив личной заинтересованности в той или иной информации владельца газеты.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.