рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Современные тенденции развития журнального бизнеса

Курсовая работа: Современные тенденции развития журнального бизнеса

Оглавление

Введение

1. Теоретические аспекты издательского дела

1.1 Предпосылки и факторы развития издательской деятельности

1.2 Классификации издательств и структура издательского рынка

1.3 Последствия мирового финансового кризиса, отразившиеся на издательском бизнесе

2. Анализ основных тенденций развития журнального бизнеса России

2.1 Общая характеристика журнального бизнеса

2.2 Функции и признаки классификации журналов

2.3 Конъюнктура журнального рынка и факторы, способствующие ее развитию

2.4 Структура журнального рынка (ассортимент журналов)

2.5 Инвестиционная привлекательность журнального рынка

2.6 Современные проблемы журнального бизнеса

2.7 Обзор крупнейших издательских домов

Заключение

Список литературы

Введение

С того момента, как журналы пришли в нашу жизнь прошло несколько десятков лет, но, уже сейчас глянцевая продукция занимает прочное место в повседневности каждого современного человека. Журнал стал неотъемлемой частью нашей цивилизации.

Понятие "рынок прессы" появилось в России в конце 20 столетия, в 1990 году, когда полностью спал "железный занавес", а Закон СССР "О печати и других средствах массовой информации" устранил все преграды для развития СМИ. С того времени количество зарегистрированных в стране периодических печатных изданий увеличилось в несколько раз и по состоянию на 1 января 2005 года превысило 46 тысяч наименований.

Российский рынок печатной продукции - подающая большие надежды и перспективная отрасль. В последние годы российский рынок печатных изданий прогрессирует как интенсивно, так и экстенсивно. Это происходит не просто так, а под воздействием некоторых причин: благоприятная экономическая среда, новое законодательство о печати, которое способствует интенсивному развитию рынка печатных СМИ, стремительный рост рекламного рынка, значительное повышение спроса на высококачественные издательские услуги, бурное развитие новых технологических средств, отсутствие ограничений для иностранных компаний на владение российскими печатными СМИ, приток капиталов.

Из всех сегментов рынка печатной продукции рынок журналов в России является наиболее перспективным: ассортимент различных журналов и других периодических изданий за 13 лет увеличился более чем в 2,5 раза, а годовые тиражи ежегодно возрастают на 5-15% и в целом увеличились почти в 6 раз [11, с.96].

К 2004г. в Российской Федерации было зарегистрировано 13849 журналов, включая 9793 общероссийских и 4056 региональных. Среди них - 1271 общественно - политических, 355 литературно-художественных, 10739 тематических и 1479 рекламно-информационных изданий. В отличие от газетного рынка журнальный рынок России в целом развивается как бизнес в относительно чистом виде. Очевидно, что реально выходящих в свет журналов намного меньше зарегистрированных, а состояние рынка в целом определяют не более 600 глянцевых журналов так называемого общего спроса с совокупным годовым объёмом в 61 млрд. полос. [8]

Несмотря на бурное и непрекращающееся развитие Интернет - технологий количество людей, предпочитающих журналы в печатном виде - Интернет - ресурсам, не сокращается, а доходы журнальных изданий только увеличиваются. Чем же вызван такой интерес аудитории к печатной продукции? И есть ли вероятность того что через некоторое время продукция журнальных издательств вообще не будет пользоваться спросом? Поиск ответов на эти вопросы и является главной целью курсовой работы.

Объект исследования - современный российский журнальный рынок, все его характеристики и аспектыhttp://www.rudiplom.ru/image/spacer.gif.

Задачами, решить которые необходимо для достижения поставленной цели, являются:

дать характеристику структуре журнального рынка в России;

сделать обзор крупнейших издательских домов;

проанализировать состояние журнального рынка до мирового финансового кризиса 2008 года и после него;

сделать обзор конъюнктуры журнального рынка;

выявить возможные перспективы развития.


1. Теоретические аспекты издательского дела 1.1 Предпосылки и факторы развития издательской деятельности

Издательский бизнес берёт своё начало в далёком прошлом, в 1440 году, когда Иоганн Гутенберг создал первый способ книгопечатания. И, хотя в нашу страну книгопечатание пришло только через столетие (первая изданная книга на Руси - "Апостол"-1564г.), Россия быстро заняла лидирующие позиции в списке стран, участвующих в мировом издательском деле. Уже в начале XX столетия она занимала второе место в этом списке, сразу после Германии.

Издательская система такой, какой мы её представляем сейчас, образовалась совсем недавно, примерно 15 лет назад. На ее устройстве и функционировании сказались разные внутренние и внешние факторы, важнейший из которых - преобразование социально-политической опоры развития общества.

Правовой основой становления новой издательской системы стал Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", принятый парламентом России в декабре 1991 г.

Демократизация сфер СМИ и книгопечатания происходила на фоне неизбежно связанных с ней экономических процессов, обеспечивших переход на рельсы рыночной экономики, когда издательства, формировавшиеся в этих условиях, сразу становились самостоятельными хозяйствующими субъектами нарождающегося книжного рынка. Плюрализм форм собственности в книгоиздательском секторе экономики привел не только к активизации товарно-денежных отношений, но и к разнообразию способов и методов внутри издательского менеджмента, к широкому использованию маркетинга и других хозяйственных механизмов рыночного плана.

журнальный бизнес издательский рынок

Важнейшим фактором совершенствования издательского дела в те годы стало бурное развитие информационных технологий. Издательский бизнес получил научно-технологическую основу, что дало возможность за несколько лет сделать огромный скачок вперёд.

Установлению новой издательской системы в России также способствовала глобализация информационного пространства, внедрение российского книжного рынка в мировое издательское сообщество. Этот фактор помог отечественным издателям обрести бесценный опыт и научиться основам печатного дела у ведущих мировых специалистов.

Преобразования правовых основ издательского дела не прошли зря, в результате их действия расширились возможности открытия новых предприятий в сфере массовой информации. На протяжении всего времени с момента принятия этого закона происходит рост издательских структур.

Полиграфия во всем мире является одним из самых привлекательных секторов для инвестиций. Это рентабельный и прибыльный бизнес. По годовому обороту отрасль занимает 4 место в мире и приносит миллиарды долларов в бюджеты развитых стран. [2]

 

1.2 Классификации издательств и структура издательского рынка

Понятие издательское дело очень широко и включает в себя не только сам процесс печатания и редактирования каким-либо издательством, но и покупку авторских прав, раскрутку авторов и продажу изданий.

Издательская деятельность - действия, направленные на редакционно-издательскую подготовку и получение полиграфически оформленного тиража (или части тиража) издания (издательской продукции), которое имеет установленные выходные сведения и предназначено для передачи информации. [3, c.6]

Издательство - предприятие (государственное, общественное, кооперативное или частное), осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции на принципах самостоятельной коммерческой деятельности и в соответствии с требованиями государственных стандартов [3, c.7]

Издательства классифицируются по следующим признакам:

по видам выпускаемой продукции: книжные, книжно-журнальные, газетные, газетно - журнальные, издательства по выпуску изобразительной продукции, картографические, нотные и др.;

по масштабу деятельности: крупные ("мейджоры") - более 100 названий (книг, например) в год, средние и малые - от нескольких названий в год;

по репертуару и целевому назначению выпускаемой продукции: универсальные и специализированные (то есть по читательскому назначению, выпускающие литературу определённого профиля);

по форме собственности: частные, кооперативные, акционерные и государственные;

по целям предпринимательской деятельности: коммерческие и некоммерческие;

по административно - территориальному признаку: местные, региональные, национальные (центральные или общероссийские) и транснациональные;

по материальной конструкции выпускаемых изданий (твёрдая, мягкая обложка и др.);

по знаковой природе информации (тексты, ноты, электронные издания и др.) [9, c.17]

На издательском рынке выделяют несколько основных секторов:

Газетная продукция . Книжная продукция . Журнальная продукция и каталоги . Рекламная продукция . Упаковочная продукция . Этикеточная продукция

Наибольшая доля - 32% (на конец 2002 года) в объемах потребления полиграфической продукции в РФ принадлежит газетам и журналам. Несколько меньшая доля приходится на книжную продукцию - 19%. Доля упаковки в общем объеме потребления составила 16%, 14% - доля рекламной продукции. Этикетка занимает 11%, на бланочную продукцию приходится 4%, на прочие виды - 4%.

Рисунок 1 - Виды полиграфической продукции в процентном соотношении, доходы от продаж полиграфической продукции

Как можно увидеть на этой диаграмме самый покупаемый и пользующийся спросом вид издательской продукции - это газеты и журналы. И это неудивительно, ведь газеты и журналы являются одним из основных средств массовой информации, оказывают огромное влияние на общественное мнение и его формирование. Особенно много инвестиций поступает в журнальный бизнес, так как журналы раскупаются в основном представителями аудитории молодого и среднего возраста, а они имеют самую большую покупательную способность.

 

1.3 Последствия мирового финансового кризиса, отразившиеся на издательском бизнесе

Бурное и интенсивное развитие российского издательского рынка было сильно подорвано мировым финансовым кризисом, который накрыл всю мировую экономическую систему в 2008 году и с последствиями которого даже сейчас всё ещё борются многие бизнес - структуры.

При сохранении и даже увеличении себестоимости производства газет и журналов, а также затрат по их распространению, рекламные доходы, объёмы печатных изданий и загрузка полиграфических предприятий в 2009 году резко упали. На кризисную обстановку в мире именно печатные СМИ страны отреагировали одними из самых первых. Осенью 2008 года началась массовая ликвидация неэффективные изданий, приостановилось финансирование новых проектов, выросли отпускные цены, сократились расходы на полиграфические работы и услуги. Практически все издания резко уменьшили свои объёмы.

Последствия кризиса:

-   2009 год оказался едва ли не самым сложным в истории российской индустрии печатных СМИ

-   Падение рекламных поступлений на 42% (данные АКАР), по крупнейшим издателям - 15-22%

-   Перераспределение и сокращение читательского спроса, особенно на дорогие издания

-   Потеря качества и объема ряда изданий, особенно в регионах

-   Рост цен на услуги дистрибуции (реформа ЕНВД для розничных компаний) и на издания

-   Дорогие кредиты, сокращение внешних и внутренних инвестиций

-   Возврат к нецивилизованным методам на рынке (откаты, демпинг, "серые" схемы, пр.)

Мировой финансовый кризис больно ударил по журнальному рынку. Реклама в печатных СМИ за год упал на 43%. Но самые крупные мировые издатели всё - таки смогли удержаться на плаву и продолжают свою работу.

В2010 году ситуация на рынке СМИ приходит в состояние равновесия. Открываются и планируются новые проекты, увеличиваются объёмы изданий. В связи с этим появляются положительные прогнозы развития рынка СМИ:

Рисунок 2 - Прогноз развития рекламного рынка России на ближайшие 5 лет.

Глядя на общую картину, российские издательские дома достойно отреагировали на сложнейшую ситуацию, сложившуюся на мировом рынке и по целому ряду направлений боролись с кризисом довольно успешно. Организации проводили политику, благодаря которой смогли без особых финансовых затрат и потерь выйти из кризиса. Издательства проводили оптимизацию расходов, повышали эффективность своей работы, доводили до совершенства свою стратегию и тактику. Где-то кризис даже пошел на пользу, так как издательский рынок избавился от многих нерентабельных проектов.

И всё - таки чтобы удержаться на плаву издательским домам всё время нужно внедрять новейшие инновации и технологии в свою деятельность. Издательский бизнес должен идти в ногу со временем, иначе аудитория обратится к более доступным и удобным источникам для получения информации, например к Интернету. Чтобы этого не произошло, издательствам следует:

Продолжить работу, связанную с продлением отмены таможенных пошлин на ввоз в Россию мелованной бумаги, предоставлением предприятиям печатных СМИ права на уплату пониженных ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на период до 2015 года, снижением для них налога на прибыль с 24% до 20% и переводом таких предприятий на уплату данного налога по фактически полученной прибыли.

Рассмотреть возможность выделения индустрии СМИ (печатные и электронные) и книгоиздания в отдельный класс ОКВЭД с последующей реализацией комплекса мер, направленных на законодательное и иное правовое стимулирование предприятий отрасли печати к снижению издержек производства и конечных цен на свою продукцию за счёт предоставления печатным СМИ права на списание нереализованного тиража в пределах до 30% от его объёма, отмены предоплаты НДС и налога за распространение бесплатных тиражей; снижения ставки НДС до 10% при распространении газет и журналов по подписке и др. пока не реализованных мер.

Готовиться к тому, что профессия "издатель печатных СМИ" трансформируется в "производителя и распространителя контента", объединять отраслевые усилия для создания эффективных сетей и логистических центров распространения традиционных и нетрадиционных продуктов печатных СМИ (газет, журналов, мобильных копий и пр.). Осуществить переход от издания только печатных копий газет и журналов к созданию медиабрендов на мультимедийных платформах, для чего сосредоточиться на стратегии обновления производства и распространения СМИ, а также повышении квалификации их кадров.

Не отказываясь от традиционных "бумажных" продуктов, внимательно отслеживать мировые тенденции их трансформации в цифровые носители и следовать этим тенденциям, менять мышление и стереотипы, утвердиться в мысли, что Интернет - не обременение, а новые возможности расширения аудитории и доходов.

Другими словами, бумажные и электронные форматы в сочетании с интерактивными интернет-сайтами, применением e-paper, децентрализацией печати, уникальные рекламные предложения издателей в постоянном взаимодействии с IT-компаниями должны носить комплексный характер для поиска, экспериментов и организации прорывов. [1]


2. Анализ основных тенденций развития журнального бизнеса России

 

2.1 Общая характеристика журнального бизнеса

С середины XIX в. на протяжении более чем столетия журналы оставались источником новостей и развлечений, и экономика журнальной индустрии представляла улучшенный вариант газетной: более редкая периодичность позволяла журналам избегать "подводных камней" высокозатратной системы распространения.

Опыт развитых журнальных рынков показывает, что на рубеже XIX-XX вв. развитие журналов общего характера, имевших статус общенациональных, начинает уступать прогрессу тематических изданий. Женские журналы, начиная с успеха первых женских массовых журналов, созданных в 1830-е годы, и триумфа Ladies Home Journal, преодолевшего рубеж миллионного тиража в самом начале XX в., становятся индикатором нового подхода к индустрии СМИ. Вместо попытки охватить массовую аудиторию многие журналы США и Великобритании ограничивают свою аудиторию более узкими сегментами, стремясь лучше удовлетворить интересы читателей в тематической, профессиональной или развлекательной информации, при этом эффективнее обслуживая рекламодателей.

Прогресс журнальной индустрии в XX в. привел к превращению журналов в самое избирательное с точки зрения содержания и рекламы СМИ. [5, c.432]

Тенденцию преобладания среди всех печатных изданий именно журналов и газет можно увидеть на рис.1.

Рисунок 3. Структура покупателей по группам товаров

 

2.2 Функции и признаки классификации журналов

Журналы - это периодические текстовые издание, имеющие постоянную рубрикацию, содержащее статьи, рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим

вопросам, литературно-художественные произведения; официально утвержденные в качестве данного вида издания. [14]

Журналы как разновидность издательской продукции появились в мире только после того, как книги и газеты окончательно оформились и прочно заняли свою нишу в общественной жизни. В процессе исторического развития постоянно происходят метаморфозы, поиск новых разновидностей и явлений. Во второй половине XVII века общественная потребность вызвала рождение новой формы печатной продукции - журнала. Журнал стал таким видом издания, который синтезировал и фундаментальность, консервативность книги и оперативность, общедоступность газеты.

Журналы очень специфический вид печатной продукции, так как имеет особые функции:

Реферативная функция. На современном этапе любой журнал, независимо от его тематики, имеет раздел с рефератами изданий, выходящих в данной области знания. Помимо этого, многие журналы помещают рефераты статей, опубликованных в данном выпуске.

Аналитическая функция является одной из главных, определяющих специфику информации, присущей данному виду издания. Например, газета предназначена для подачи новостей, журнал - для анализа информации, комментариев.

Обозренческая функция. Эта функция является одной из важнейших. Журнал должен предоставлять читателю полное, всестороннее рассмотрение информации, касающейся той темы, которой он посвящён.

Идейно-лидирующая функция. Журнал должен быть лидером в сфере своей компетенции, в избранном направлении, или хотя бы стремиться к тому, чтобы занимать лидирующие позиции, ведь журнал при своем создании принимает на себя ответственность за данное направление.

Функция закрепления авторского приоритета Журнал впервые позволил автору своей работы закрепить авторское право на часть знания или фрагмент творчества, предоставленную в виде публикации.

Собирательная. Любое журнальное издание представляет собой собрание информации по своей тематике. Если у издательства, выпускающего журнал достаточно высокий, профессиональный уровень, то со временем такое издание может стать собранием сочинений в какой - либо области.

Именно эти специфические функции отличают журналы от всех других видов печатной продукции и средств массовой информации.

Журнальная продукция характеризуется двумя основными типологическими признаками: характером аудитории и характером информации, которые неразрывно связаны между собой. Также к этим двумя характеристикам добавляется ещё один немаловажный признак - величина тиража. Следовательно, можно проследить связь между этими тремя характеристиками: тематика журнала - сегмент целевой аудитории - величина тиража. [11,c.98]

По характеру аудитории существует разделение изданий на следующие типы:

по гендерному признаку - для женщин и мужчин (Maxim, Men’s Health, Лиза, Cosmopolitan);

по возрасту - для детей (Простоквашино, Мурзилка), молодежи (Yes!, Все звёзды), для людей любого возраста (Огонек, Отдохни);

по территориальному признаку - международные (Cosmopolitan, Elle), общероссийские (Наша молодёжь, Патриот отечества), межрегиональные (Алтайский бизнес журнал), территориальных общностей (городские - СПБ, Собака.ru);

по профессиональному признаку - в медицине, в бизнесе, коммерции, армии и др. (Финансы и бизнес, Фарматека, Военная мысль);

по характеру социальных групп - для родителей (Хорошие родители, Няня);

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.