рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Работа психолога на этапе адаптации первоклассников к школе

K = F – 1, следовательно, Kэмп. = 18 – 1 = 17

2 2 2

X0.05 (17) = 27.6; Xэмп > X0.05

2 2 2

X0.01 (17) = 33.4; Xэмп > X0.01


Приложение №4

Программа развивающей работы на этапе адаптации первоклассников к школе.

Актуальность программы.

Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. По мнению Дубровиной И.В. он составляет от 4-х до 7-ми недель. Другие авторы считают, что адаптационный период в 1-м классе может длиться от нескольких месяцев до конца учебного года. Некоторым детям, в силу их индивидуальных особенностей, достаточно 7-ми недель, для привыкания к школе, другим же может не хватить и учебного года.

В течение 4-х – 7-ми недель психологу целесообразно оставить класс “наедине” с учителем и вмешиваться лишь по просьбе педагога, поскольку при нормальном протекании процесса адаптации в большинстве случаев функциональные отклонения проходят как бы сами собой, поэтому никакой специальной работы здесь не требуется.

Цель и задачи программы.

Многие авторы считают, что целью развивающей деятельности в период адаптации первоклассников является создание социально-психологических условий для успешного привыкания учащихся к ситуации школьного обучения. Мы согласны с этой точкой зрения. Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:

1.Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе (формирование психологической готовности к школе).

2.Развитие социальных и коммуникативных умений.

3.Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной ”Я – концепции”, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер, навыков адекватного социального поведения школьников. Цикл состоит из 14-ти занятий, рассчитанных на 40 минут каждое.

Программа разработана на основе программы из книги

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 352 с.

В данной книге программа представлена в разделе «Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников». В авторском варианте психологу предложено 20 занятий с первоклассниками. В представленном ниже варианте количество занятий сокращено до 14. А если в школе 3-4 первых класса, а психолог 1, то количество занятий возможно уменьшить до 10, особенно обратив внимание на индивидуальные особенности учащихся первых классов, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе.

Занятие №1.

Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микро-группе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения, работа со словарным запасом.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога. Ознакомление ребят с целями и задачами занятий, с формой проведения встреч, с правилами поведения в группе.

Вводная часть.

Игра 1. “Создаём хорошее настроение”.

“Улыбнитесь! Скажем добрые слова друг другу. Составим “Азбуку хороших слов”. Вспомним добрые и хорошие слова на букву “а” (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, активный, апельсиновый, арбузный…).

Содержание занятия.

Игра 2. “Исходное положение”.

“Внимание, друзья, приглашаю вас поразмяться! Расположитесь на своих стульях поудобнее. По моей команде “Встали!” вы должны быстро встать, а по команде “Сели!” нужно быстро сесть. Надо постараться всем одновременно вставать, а затем садиться”.

Игра 3. “Мяч”.

“Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться”. Все встают в круг. По часовой стрелке передаётся мяч и называются имена. После того, как каждый по порядку назвал своё имя, мяч кидается одним ребёнком другому. Тот, кто кидает мяч, должен назвать имя того, кому мяч адресован. Если кто-либо ошибается с именем, тот должен назвать имена всех.

Игра 4. “Тропинка”.

Участники этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг другу, причём ведущий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры руководитель: перепрыгивает рвы, а остальные дети повторяют его движения. По хлопку руководителя ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий в змейке ребёнок.

Когда все побывают в роли ведущего, оценивается самый оригинальный ведущий. Игра проводится под музыкальное сопровождение. Возможные препятствия: ров, лес, болото, речка, дикий зверь, др.

Игра 5. “Штирлиц”.

Выбирается ведущий. Остальные игроки замирают в разных позах. Ведущий должен запомнить позы играющих, их одежду. Затем ведущий отворачивается (закрывает глаза), а играющие делают пять изменений в позах, одежде. Ведущий должен вернуть всех в исходное положение.

На первом занятии достаточно, чтобы ведущими побывало хотя бы трое детей. Если ребятам было трудно увидеть пять изменений, то можно сократить до трёх.

Рефлексия.

С чем мы познакомились на занятии?

Что вам понравилось на нём?

Для чего мы играем в эти игры?

Занятие №2.

Задачи: стимулирование, внутригруппового общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, работа со словарным запасом.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия(вспомнить игры, цели, правила занятий).

Игра 1.“Исходное положение”.

“Внимание, друзья, приглашаю вас поразмяться! Расположитесь на своих стульях поудобнее. По моей команде “Встали!” вы должны быстро встать, а по команде “Сели!” нужно быстро сесть. Надо постараться всем одновременно вставать, а затем садиться”.

Содержание занятия.

Игра 2. “Закончи слово”.

В этой игре дети заканчивают слова, которые начинаются с определенных слогов, например, - ра -, -зем -, -го-, -па-.

Ведущий (психолог) кидает детям мяч и говорит первый слог слова, а они должны поймать мяч и, кинув его обратно, договорить это слово.

Игра 3. “Тропинка”.

Повторяется игра из предыдущего занятия. Ведущими должны быть те, кто не был на первом занятии.

Игра 4. “Штирлиц”.

Игра проводится под спокойную тихую музыку. Игра повторяется сначала в том же варианте, а затем усложняется с помощью увеличения количества изменений. После игры выделяются самые наблюдательные и внимательные из ребят.

Игра 5. “Гомеостат”.

Дети собираются в круг. По команде руководителя все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и то же число пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться, т.е. согласовывать свои действия.

Рефлексия.

Занятие №3.

Задачи: развитие межличностного общения в группе, тактильной памяти, внимания, пополнение словарного запаса.

Инструментарий: мяч, платок.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “Хлопки”.

Дети встают в круг. Выбирают водящего, который встаёт в начале круга, т.е. в начале движения часовой стрелки. Затем водящий делает хлопок в ладоши, стоящий следующим около него ребёнок повторяет хлопок, следующие дети по очереди тоже хлопают по одному разу. Затем водящий может подойти к любому месту круга и после того, как он хлопнет в ладоши, следующие дети по очереди хлопают. Место постоянно определяет водящий.

Содержание занятия.

Игра 2. “Конспиратор”.

Дети встают в круг, лицом к центру. Выбирается водящий, который становится внутрь круга. Он внимательно смотрит на ребят, затем ему завязывают глаза. Руководитель просит детей поменяться местами и к одному из ребят подводят водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы, должен узнать ребят, к которым его подводят.

Игра 3. “Закончи предложение”.

Игра аналогична игре “Закончи слово” (занятие 2), только теперь детям нужно, поймав мяч и кинув его обратно руководителю, закончить предложение: летом тепло, а зимой…(холодно); птицы летают, а змеи…(ползают); осенью листья жёлтые, а летом…(зелёные); сахар сладкий, а лимон…(кислый) и т.д.

Если ученик неверно заканчивает предложение, то это предложение нужно разобрать и выяснить, почему слово, подобранное учеником, не подходит. Необходимо подобрать правильное слово и объяснить, почему оно подходит.

Игра 4. “Гомеостат”.

Повторяется на этом занятии не более 3-х раз. Подводится итог игры. Отмечаются все положительные моменты выполнения этого задания.

Рефлексия.

Занятие №4.

Задачи: развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы.

Инструментарий: мяч, платок.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “Песня”.

Дети сидят по кругу на стульях. В середину круга выходит ведущий. Выбирается песня, которую хорошо знают все. В песне должно быть не более 2-х куплетов. Если нужно, то можно напомнить слова песни. По первому хлопку ведущего дети начинают петь песню, по второму хлопку – пение продолжается, но только мысленно (про себя, не вслух), по третьему хлопку – вновь все поют вслух.

Содержание занятия.

Игра 2. “Конспиратор”.

Повторение игры из занятия 3. После игры из детей выделяются наиболее внимательные и наблюдательные.

Игра 3. “Переходы”.

Дети встают в круг лицом к центру. По команде руководителя они должны сесть таким образом, чтобы крайнее правое место занял участник с самыми тёмными волосами. Рядом должен сидеть тот, у кого волосы посветлей, а крайнее левое место займёт тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми. Тот, кто нарушает правила, выбывает из игры. Игра проводится не более 3-х раз. Если многие дети допускают ошибки, то следует разобраться, почему эти ребята не нашли своего места.

Игра 4. “Кто есть кто? Что есть что?”.

Дети вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому-либо классу (группе). Выясняется, какие группы знают дети (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья, цветы и т.д.). Дети выстраиваются в круг. Руководитель бросает мяч одному из детей, а ребёнок должен поймать мяч и, бросив его обратно, сказать слово, которое относится к группе (домашних животных, деревьев, мебели, цветов, овощей и т.д.). Игра идёт на выбывание.

Игра 5. “Гомеостат”.

Игра из занятий 2 и 3. Повторяется в том случае, если не удалась в предыдущем занятии.

Рефлексия.

Занятие №5.

Задачи: развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы, произвольности движений.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “Последняя буква”.

Крайний игрок называет слово (существительное в единственном числе и в именительном падеже). Следующий участник игры вспоминает слово, которое начинается с последней буквы слова, придуманного первым участником.

Содержание занятия.

Игра 2. “Переходы”.

Игра из занятия 4; проводится не более 2-х раз. Если будут дети, которые допустили ошибки, им следует ещё раз объяснить их ошибку.

Игра 3. “Кто есть кто? Что есть что?”.

Игра из занятия 4. В этом занятии берутся следующие группы слов: овощи, фрукты, деревья.

Игра 4. “Запретное движение”.

Звучит весёлая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре – ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего кроме запретного. Тот, кто ошибся, выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками. В игру лучше первый раз поиграть не более 2-х раз, причём ведущих следует заранее подготовить, чтобы не терялись и знали, что им делать, какие движения показывать.

Игра 5. “Гомеостат”.

Если игра на предыдущих занятиях не получилась, то её нужно повторить.

Рефлексия.

Занятие №6.

Задачи: развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления (умения определять, к какой группе относится слово).

Инструментарий: мяч.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “Кто летает?”

Дети встают в круг, лицом к центру. Руководитель начинает спрашивать у детей, кто может летать, а кто не может. Дети должны постараться отвечать на вопросы быстро, без пауз, одновременно. Если руководитель называет кого-либо или что-либо способное летать, ребята должны хором ответить ”Летает!” – и показать, как это происходит. Если же названный объект не летает, дети молчат.

Содержание занятия.

Игра 2. “Запретное движение”.

Повторяется игра из занятия 5. На этом занятии ведущего не нужно заранее готовить к игре.

Игра 3. “Запомни порядок”.

4-5 участников выстраиваются в “паровозик”. Водящий смотрит на “паровозик” 1 минуту (можно немного меньше), а затем отворачивается и перечисляет детей по именам так, как они стоят в “паровозике”.

Игра 4. “Угадай группу”.

Кидая мяч, руководитель называет любое слово, а ребёнок, поймав мяч и кинув его обратно, должен сказать, к какой группе относится это слово. С детьми нужно перед игрой обговорить, что называть можно такие слова, которые он сам и другие дети смогут отнести к определённой группе. Если детям трудно придумывать слова, то надо им помочь и назвать несколько примеров. При допущении ошибок следует их исправлять.

Игра 5. “Составим сказку”.

С детьми выбирается хорошо знакомая им сказка. При необходимости можно кратко вспомнить её содержание. Каждый ребёнок говорит по одному предложению из сказки, причём так, чтобы получилась целая сказка. Если у кого-то из детей возникают трудности, ему нужно помочь. Помочь может руководитель или сами дети.

Рефлексия.

Занятие №7.

Задачи: расширение словарного запаса детей, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, воображения.

Инструментарий: музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “Животные”.

Дети изображают с помощью жестов, мимики, движений представителей животного мира. Можно играть в эту игру, разбив предварительно детей на две группы. Представители каждой из этих групп загадывают друг другу животных, а другие отгадывают, какого животного загадали.

Содержание занятия.

Игра 2. “Составим сказку”.

Меняются условия игры. Усложняются правила игры: каждое предложение должно начинаться на букву п, н, м, р, и т.д. Детям может быть трудно самим справиться с данным условием. Ребятам нужно помочь, подсказать принцип подбора слов, с которых будет начинаться каждое предложение сказки.

Игра 3. “Слушай хлопки!”

Дети двигаются свободно под спокойную музыку. Когда руководитель хлопает в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу.

Количество хлопков:

1.  Поза “Аиста” (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую).

2.  Поза “Лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу).

3.  Возобновление ходьбы.

Игра 4. “Тактильный образ”.

Дети разбиваются на пары. Один из пары встаёт вперёд, другой за ним. Стоящий сзади ребёнок рисует на спине своего партнёра образ, например, кораблик, дом, солнышко, цветок и т.д. Партнёр должен определить, что нарисовано. Если он угадал, пара делает шаг вперёд, а дети меняются местами. Побеждает та пара, которая быстрее доходит до руководителя.

Игра 5. “Монолог картошки”.

Детям предлагается представить, что картошка ожила и начала говорить. Они должны за 5 минут придумать монолог картошки и рассказать его. Если дети затрудняются, то можно рассказать несколько возможных вариантов. В конце игры выделяются лучшие монологи.

Рефлексия.

Занятие №8.

Задачи: расширение словарного запаса детей, развитие навыков логического мышления, произвольного внимания, развитие пространственной ориентации.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение, набор предметных картинок.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “Молекулы”.

Дети свободно двигаются по кабинету под музыку (или без неё). По сигналу руководителя им нужно объединиться в группы по двое, трое, четверо. Те, кто не вошёл в группу, выбывают из игры.

Содержание занятия.

Игра 2. “Слушай хлопки!”

Повторение игры из занятия 7. В случае если дети успешно справляются с заданием, можно добавить 1-2 новых позы. Можно придумать новые позы совместно с детьми.

Игра 3. “Рассказ наоборот”.

Детям предлагается попробовать сочинить рассказ наоборот, т.е. с конца. Начинает рассказ ученик, сидящий “в конце часовой стрелки”, например, “И после этого они жили долго и счастливо”. Следующий перед ним сосед продолжает: “Наконец они помирились”. И дальше таким же образом. Тот, кто нарушает обратную последовательность повествования, выходит из игры. В эту игру нужно поиграть два раза. В первый раз не следует исключать детей из игры, а нужно им помочь исправить ошибку. В конце игры выделить из детей лучших.

Игра 4. “Футболист”.

Из детей выбираются футболист и ведущий. Футболисту завязывают глаза. Недалеко от него кладётся мяч. Ведущий, словами направляя футболиста, должен привести его к мячу. Предварительно нужно наметить ворота, в которые должен попасть мяч. Если ребёнок, направляющий футболиста, теряется при объяснении пути к мячу, нужно помочь ему правильно объяснить. Футболиста также следует поддерживать одобрительными словами.

Игра 5. “Определения”.

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, а затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы ребёнок смог придумать слово, находящееся между двумя этими словами и служащее как бы “переходным мостиком” между ними. Дети отвечают по очереди. Следует привести примеры (так для слов “гусь” и “дерево” могут быть названы слова “летать”, “вырезать” (из дерева гуся), “спрятаться” и т.д.). В конце игры нужно отметить, кто из детей смог быстро и правильно справиться с заданием.

Рефлексия.

Занятие №9.

Задачи: развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, наблюдательности, восприятия, памяти.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, ручки, бумага.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “Зоопарк”.

Каждому из детей даётся задание изобразить какое-либо животное (движениями, мимикой). Затем каждому “животному” нужно найти себе пару. Руководитель даёт задание каждому ребёнку так, чтобы не слышали остальные. Двум детям даётся изобразить одинаковых животных, но так, чтобы они не знали об этом.

Содержание занятия.

Игра 2. “Футболист”.

Повторение игры из занятия 8.

Игра 3. “Кто что сделал?”

Из группы детей выбирают 3-4 ребёнка. Один из них – водящий. Остальные дети – зрители. 2-3 ребёнка поочерёдно показывают водящему какие-то действия. Водящий смотрит и старается запомнить их. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел. Желательно, чтобы дети показывали не сложные действия. Во время игры нужно, чтобы звучала весёлая музыка. Игру можно повторить 4-5 раз, поменяв при этом водящих и показывающих. В конце игры следует выделить самых внимательных водящих, которые повторили всё без ошибок (или допустили ошибок меньше других).

Игра 4. “Невидимые слова”.

Руководитель в воздухе “пишет” простые слова. А дети, если сумели их прочесть, записывают слова себе на листок. Руководитель в конце выбирает самых сообразительных. Психолог пишет пять слов. Слова лучше выбирать из 2-х, 3-х слогов.

Игра 5. “Запомни место”.

Руководитель быстро и чётко называет место в комнате для каждого ребёнка, которое он должен занять по команде. Например, угол, стул, около двери, около окна, в центре комнаты и т.д. По команде “Заняли места!” дети разбегаются по своим местам.

Рефлексия.

Занятие №10.

Задачи: развитие зрительного восприятия, самоконтроля, воображения, умения ориентироваться в чувствах других людей.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, ручки, бумага, репродукция портрета, “Азбука настроений”.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “Послушаем тишину”.

Руководитель предлагает детям несколько минут послушать тишину. В конце игры дети делятся своими впечатлениями.

Содержание занятия.

Игра 2. “Невидимые слова”.

Повторение игры из занятия 9.

Игра 3. “Монолог портрета”.

Детям предлагается рассмотреть портрет, за несколько минут (5-7) придумать монолог этого портрета. В конце игры следует отметить лучшие монологи.

Игра 4. “Заколдованные” (под музыку).

Выбирается водящий. Остальные дети свободно расходятся по комнате. По команде “Стоп!” все замирают. Водящий старается рассмешить “заколдованного”, и если ему это удаётся, “заколдованный” помогает водящему. Игра прекращается, когда все участники “расколдованы”. Выигрывают самые стойкие. Желательно, чтобы в роли водящего побывали все дети.

Игра 5. “Пасьянс”.

Руководитель раскладывает перед детьми вертикально все карточки с одним персонажем. Дети должны разложить остальные карточки по настроениям, т.е. рядом с весёлой кошкой положить весёлого попугая, рыбу, мышку и т.д. так, чтобы по горизонтали были разложены разные персонажи с одинаковым настроением, а вертикальные колонки занимали карточки с одним и тем же персонажем. В случае затруднений у ребёнка, ему следует помочь.

Рефлексия.

Занятие №11.

Задачи: развитие внимания, самоконтроля, умения распознавать чувства других людей, восприятия; снятия агрессии и страхов.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, листы бумаги, “Азбука настроений”, краски, мяч.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “В мяч”.

Дети свободно двигаются под весёлую музыку. У одного из детей в руках мяч. Он кидает его и кричит имя любого из присутствующих детей. Тот, чьё имя назвали, должен подбежать и поймать мяч; задуматься, назвать следующее имя и т.д. Тот из детей, кто не услышал своё имя, становится “зрителем” (выбывает из игры). Если в группе есть дети с одинаковыми именами, то на время игры их следует изменить.

Содержание занятия.

Игра 2. “Имитация”.

Одного участника просят найти среди карточек всех весёлых людей и зверей, другого – всех недовольных и т.д. Если ребёнок допускает ошибки, их нужно исправить при помощи других детей. После того, как ребёнок правильно найдёт всех персонажей, ему можно предложить изобразить на своём лице сходное настроение. Выигрывает из ребят тот, кто сделает это лучше других.

Игра 3. “Цвета”.

Каждому ребёнку нужно подумать и назвать пять предметов одного цвета (жёлтого, синего, зелёного, белого, красного и т.д.). Тот, кто не сможет за 1 минуту припомнить пять предметов названного цвета, выходит из игры. Повторяться не разрешается. Первоначально детям можно немного помочь.

Игра 4. “Кто быстрей?”

Руководитель раздаёт каждому из ребят по шесть карточек с одним и тем же персонажем. Затем называет какое-то настроение, а дети должны как можно быстрее положить на стол ту карточку, на которой их персонаж изображён в названном настроении. Ошибки детей в ходе игры следует исправлять.

Игра 5. “Кляксы” (“рисунок настроения”).

Детям предлагается взять на кисточку краску того цвета, который им хочется, плеснуть кляксу на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа получившаяся клякса. Возможна интерпретация клякс в зависимости от цвета и формы.

Рефлексия.

Занятие №12.

Задачи: развитие внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, умение распознавать чувства и настроение других людей, снятие страхов перед школой.

Инструментарий: “Азбука настроений”, какой-либо предмет (например, ручка, ластик, линейка и т.д.).

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “Другой, иной…”

Руководитель предлагает детям предмет (ручку, ластик, линейку и т.д.). Ребятам нужно представить себе, что вместо этого предмета у них в руках другой и показать (движениями) использование вымышленного предмета. Остальные дети должны догадаться, что имеет в виду водящий.

Содержание занятия.

Игра 2. “Угадай чувства”.

Детям предлагается за несколько минут придумать, а потом изобразить с помощью жестов и мимики определённое чувство. Другие дети пытаются отгадать то чувство, которое изображает ребёнок.

Игра 3. “Кто быстрей?”

Повторение игры из занятия 11.

Игра 4. “Инсценировка”.

Дети разбиваются на группы. Каждая из групп должна подготовить (за 10 минут) сценку, где дети обыграли бы придуманные ими ситуации, касающиеся плохого или хорошего настроения человека. Во время подготовки группами сценок руководитель может оказывать ребятам небольшую помощь.

Игра 5. “Сочини рассказ”.

Детям предлагается составить рассказ, который начинается словами “Маша пошла в школу” (“Когда я прихожу в школу”). По часовой стрелке каждый ребёнок называет своё предложение, продолжая тему ведущего. В итоге должен получиться коллективный рассказ.

Рефлексия.

Занятие №13.

Задачи: снятие напряженности, страхов, развитие внимания, воображения, восприятия, наблюдательности.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, листы бумаги, краски, игрушки (принесённые детьми из дома).

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “Дракон кусает свой хвост”.

Звучит весёлая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый ребёнок – “голова дракона”, последний – “хвост”. “Голова” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается от неё. Ведущими в этой игре нужно дать возможность побывать многим детям.

Содержание занятия.

Игра 2. “Слушай команду”.

Дети маршируют под музыку. Музыка внезапно прерывается, и ведущий шёпотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки).

Игра 3. “Скучно, скучно так сидеть”.

Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стены стоят стулья, которых на один меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Руководитель читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться,

И местами поменяться?

Как только руководитель заканчивает читать стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает в игре тот, кому не достаётся стул.

Игра 4. “Определи игрушку”.

Игрушки расставлены на столах или стульях. Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать загадку. Этот ребёнок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Остальные дети громко говорят: “Правильно!” или “Неправильно!” Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребёнок, который будет загадывать загадку. Дети могут между собой обсуждать какую игрушку и как лучше показать. Если ребёнок не может угадать игрушку, он вновь остаётся водящим, а дети выбирают другого человека, который будет загадывать загадку.

Игра 5. “Кляксы” (“рисунок настроения”).

Повторение игры из занятия 11.

Рефлексия.

Занятие №14.

Задачи: развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, произвольного внимания, самоорганизации.

Инструментарий: стулья, игрушки, мяч.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия.

Игра 1. “Скучно, скучно так сидеть”.

Повторение игры из занятия 13.

Содержание занятия.

Игра 2. “Определи игрушку”.

Повторение игры из занятия 13.

Игра 3. “Разговор обезьяны и крокодила”.

Дети делятся на пары, где один ребёнок играет роль обезьяны, а другой – крокодила. В течение нескольких минут пары должны придумать диалог, который может произойти между этими животными. Если кому-то из детей не хватило пары, то с ним в паре может работать руководитель. В конце игры выделяются лучшие диалоги (актёрское мастерство во время прочтения, оригинальность диалога.

Игра 4. “Слушай и исполняй”.

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

Задание 1. Повернуть голову направо, исходное положение, опустить голову вниз, исходное положение.

Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Задание 3. Повернуться налево (на 90 градусов), присесть, встать.

Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

Проиграть можно несколько раз, выбирая разных ведущих (их следует заранее подготовить). Можно предложить ребятам сначала только два задания и посмотреть, как они справляются. Если всё получается, то можно добавить 3-е и 4-е задание.

Рефлексия последнего занятия и всего тренинга.


Литература

1.  Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л.

Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998 г. – 352 с.

2. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М., 1998.

3. Практическая психология образования/под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений – М.: ТЦ «Сфера» - 2000 г. – 528 с.

4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия» - 1999 г. – 166 с.

5. Рабочая книга школьного психолога/под ред. И.В. Дубровиной – М.: «Просвещение» - 1991 г. – 303 с.


Приложение №5

Динамика степени выраженности различных уровней дезадаптации в группе испытуемых.


Приложение №6

Диаграммы распределения испытуемых с различными уровнями дезадаптации.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.