Курсовая работа: Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования
Создание рынков
окружающей среды. В основе, так называемой концепции рынка
окружающей среды, — идея купли-продажи прав на различного рода загрязнения.
Каждое предприятие решает для себя, что выгоднее — тратить деньги на
мероприятия по предотвращению выбросов или приобрести право на использование
окружающей среды. Часто предприятия, а также домашние хозяйства не
заинтересованы в том, чтобы брать на себя дополнительные расходы, связанные с
природоохранными мероприятиями, если взамен они получают такие неосязаемые
блага, как улучшение качества воздуха или устранение источника шума.
3. Нормирование в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего
сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды
заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов
допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и
иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также
государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны
окружающей среды.
Нормативы качества окружающей
среды устанавливаются в соответствии с физическими, химическими, биологическими
и иными показателями, гарантирующими экологическую безопасность населения и
сохранение генетического фонда.[11]
Нормативы допустимого
воздействия на окружающую среду устанавливают требования к
источнику вредного воздействия в соответствии с показателями влияния
хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и определяют предел
антропогенного воздействия, превышение которого может создать угрозу сохранению
оптимальных условий совместного существования человека и внешнего природного
окружения.
В целях предотвращения
негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной
деятельности, а также для сохранения здоровья человека, для
природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого
воздействия на окружающую среду:
v нормативы допустимых
выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
v нормативы
образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
v нормативы допустимых
физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего
излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
v нормативы
допустимого изъятия компонентов природной среды;
v нормативы допустимой
антропогенной нагрузки на окружающую среду;
v нормативы иного
допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и
иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей
среды.[12]
Преимущество
нормативного регулирования — оперативность его внедрения в практику и
эффективность с экологической точки зрения. Оно используется в особо тяжелых
случаях, когда необходимо срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью
человека экосистемы.
Система специальных
механизмов и инструментов, непосредственно связанных с охраной
окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия,
имеющие экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее
основные элементы следующие:
v
непосредственное
осуществление государством различных мер природоохранного характера (подготовка
специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках
международных программ и организаций);
v
административно-правовое
регулирование (применение мер административного пресечения и юридической
ответственности за правонарушения, т.е. приостановление, прекращение
деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к
административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда
природной среде);
v
государственное
экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного
сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная
амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и
внебюджетных экологических фондов);
v
меры
государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды
(отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение и др.);
v
формирование
и реализация экологических программ.
В этих мероприятиях в
качестве объектов выступают охрана окружающей среды и улучшение использования
природных ресурсов. В случае появления негативных экологических эффектов от
проведения «большой» экономической политики государство бывает вынуждено
реализовать дополнительные экологические программы или мероприятия для
стабилизации ухудшающейся экологической ситуации.
1.2
Правовые основы управления в области охраны окружающей среды и
природопользования
Важнейшим
инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является
законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев
охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки
качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано
на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и
природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах
сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства,
сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих
поколений.
Главным
аспектом в РФ в области экологии является Закон Российской Федерации «Об охране
окружающей среды» от 10 января 2002 года №7 ФЗ. Данный Закон раскрывает и
аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны
окружающей среды.
Согласно
указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной
деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации,
т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими
принципами[13]:
v соблюдение права
человека на благоприятную окружающую среду;
v обеспечение
благоприятных условий жизнедеятельности человека;
v научно обоснованное
сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека,
общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной
окружающей среды;
v охрана,
воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые
условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической
безопасности;
v международное
сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.[14]
Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация
природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового
регулирования потребления отдельных природных компонентов, поэтому были приняты[15]:
v Водный кодекс РФ (№74-ФЗ от 3.06.2006
года)
v Лесной кодекс РФ (№200-ФЗ от
4.12.2006 года)
v Земельный
кодекс РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001 года)
v Федеральный
закон «Об
особо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995 ред. от
30.12.2008)
v Федеральный
закон «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от
24.06.1998 ред. от 08.11.2008)
v Федеральный закон
«Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.05.1999 ред. от
30.12.2008)
v Федеральный закон «О животном мире»
(№52-ФЗ от 24.04.1995 ред. от 14.03.2009)
v Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1(ред. от
30.12.2008)"О недрах"
Охране от загрязнения, порчи,
повреждения, истощения, разрушения подлежат:
v земля, ее недра,
почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная
растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные
ландшафты;
v естественные
экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не
подвергшиеся антропогенному воздействию;
v объекты, включенные
в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного
наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные,
государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные
и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности
и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места
традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное,
историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное
значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской
Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса
и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.[16]
Таким
образом, теоретические и правовые основы государственного управления в области
охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации являются достаточно
разработанными и охватывают все проблемные вопросы, связанные с охраной
окружающей среды и природопользования.
ГЛАВА
2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды
и природопользования в Калужской области
2.1
Деятельность органов государственного управления в области охраны окружающей
среды и природопользования в Калужской области
Государственное
регулирование природоохранной деятельности осуществляется на
общегосударственном, региональном, местном уровнях.
В России
единую государственную политику в области охраны окружающей среды и
природопользования осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ,
которое выполняет координационные функции, разрабатывает соответствующие нормативные
правовые акты и контролирует их выполнение. В последние годы прослеживается
тенденция увеличения числа органов государственного управления, включая
отраслевые министерства, ответственных за состояние окружающей среды на своем
участке, и расширения их функций в этой области[17].
В
соответствии с проводимой в Российской Федерации административной реформой,
приведшей к реорганизации Министерства природных ресурсов и его структур в
субъектах федерации, в Калужской области образованы:
- Управление Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования по Калужской области;
- Агентство лесного хозяйства по Калужской
области;
- Управление по технологическому и экологическому
надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
по Калужской области;
- отдел геологии и лицензирования по
Калужской области регионального агентства по недропользованию по Центральному федеральному
округу;
- отдел водных ресурсов по Калужской
области Московско-Окского бассейнового водного управления;
- Управление природных ресурсов и охраны
окружающей среды Калужской области;
- ГУ «Центр природопользования и охраны
окружающей среды Калужской области.[18]
В состав Управления по технологическому
и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору по Калужской области входят:
v Отдел государственного экологического контроля
v Отдел государственного энергетического надзора
v Отдел по надзору за подъемными сооружениями и государственным
строительным надзором
v Отдел по котлонадзору и надзору за тепловыми установками и сетями
v Отдел газового надзора
v Отдел по надзору за общепромышленными, взрывоопасными и химически
опасными объектами
v Финансово-кадровый отдел
v Технический отдел
v Отдел государственной экологической экспертизы
Управление по технологическому и экологическому
надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
по Калужской области выполняет следующие функции:
- Осуществляет контроль в сфере:
v охраны
окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия;
v промышленной
безопасности;
v безопасности
электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей);
v безопасности
гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики;
v государственного строительного надзора.
- Осуществляет в установленном порядке
и в пределах компетенции лицензирование и разрешительную деятельность;
- Организует и проводит государственную
экологическую экспертизу;
- Проводит администрирование платежей
в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.[19]
Управление Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области является территориальным
органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим
свои полномочия на территории Калужской области.
Управление
подчиняется непосредственно Федеральной службе по надзору в сфере природопользования,
а в оперативном отношении - Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
по Центральному федеральному округу.
В
состав Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской
области
входят:
v Аппарат
при руководстве, кадровое, юридическое обеспечение, делопроизводство;
v Отдел
экологического контроля, контроля за особо охраняемыми природными территориями и
разрешительной деятельности;
v Отдел
экономики, финансов и бухгалтерского учета, информационно-аналитического и административно-хозяйственного
обеспечения;
v Отдел
геологического контроля, охраны недр и надзора за водными и земельными ресурсами.
Управление Росприроднадзора по Калужской
области в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия
в установленной сфере деятельности (согласно приказу Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования от 14.12.2007. № 527):
-
Контроль и надзор:
v в
области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды
их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление
которых передано органам государственной власти Калужской области;
v в
области функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
v за
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
v за
использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и
надзор за использованием и охраной водных объектов);
v за
исполнением органами государственной власти Калужской области переданных им для
осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом
направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении
к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных
полномочий;
v государственный
лесной контроль на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
v за
соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей
среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами
(за исключением радиоактивных отходов);
v государственный
земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда,
лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных
территорий федерального значения;
-
Принимает решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного
происхождения, выдаваемых Минэкономразвития России
-
Согласовывает материалы и выдает разрешения:
v для
выдачи разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных
в Красную книгу Российской Федерации;
v для
выдачи распорядительных лицензий на оборот диких животных, принадлежащих к видам,
занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
v для
принятия решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного
происхождения, выдаваемых Минэкономразвития России;
v для
принятия решения об экспорте коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии,
полудрагоценных камней и изделий из них;
v для
принятия решения об экспорте информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического
и минерального сырья, расположенным на территории Российской Федерации, и в пределах
континентального шельфа и морской зоны Российской Федерации.
-
Осуществляет в пределах компетенции Росприроднадзора в проведении мониторинга объектов
животного мира
-
Участвует в ведении Красной книги Российской Федерации
-
Участвует в ведении кадастра особо охраняемых природных территорий федерального
значения
-
Утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на
землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу
проекта освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий
федерального значения.
Управлением
Росприроднадзора по Калужской области:
v проводятся
работы по исключению дублирования контрольно-надзорных функций с другими надзорными
органами. В настоящее время составлен план совместных проверок с Управлениями Россельхознадзора
и Роспотребнадзора по Калужской области.
v заключено
соглашение о сотрудничестве с ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» Калужский филиал, согласно которому
последним будет представляться информация в Управление об осуществлении производственного
контроля за источниками антропогенного воздействия предприятиями для принятия соответствующих
мер к нарушителям природоохранного законодательства.
v осуществляется
сбор и анализ выполнения плана природоохранных мероприятий основными предприятиями
области за 2008 год и разработки указанных планов на 2009 год. Результаты анализа
будут служить основанием для проведения первоочередных контрольно-надзорных мероприятий,
по предприятиям, которые не разрабатывают и не осуществляют мероприятия по снижению
негативного воздействия на окружающую среду.
v за
1 квартал 2009 года государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по
Калужской области проведено 68 проверок на объектах природопользования. В ходе проведения
проверок выявлено 159 нарушений природоохранного законодательства, из которых 63
устранено, выдано 165 предписаний, выполнено – 67. Рассмотрено 60 дел об административных
правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, к административной
ответственности за отчетный период привлечено 8 юридических и 52 должностных лица.
Сумма наложенных штрафов составила 439,0 тыс. руб., взысканных – 297,66 тыс. рублей.
[20]
Также
на территории Калужской области располагается ЗАО Областной научно-производственный
экологический центр "Регион - Центр-Экология", созданный в 1993 году Администрациями г. Калуги и Калужской области и 25 крупнейшими промышленными предприятиями г. Калуги, Калужской области. Центр имеет большой опыт научного и практического решения проблем утилизации и переработки отходов.
Основной сферой деятельности является научное и практическое решение проблемы утилизации
и переработки отходов: проектирование строительство и эксплуатация завода-центра
по переработке сложных промышленных и твердых бытовых отходов, состоящего из локальных
производств.
В
структуру предприятия входят: цех демеркуризации ртутных электроламп, цех по переработке
полиэтилена, площадка сбора и размещения отходов (1-4 класса опасности), отдел капитального
строительства, служба правовой помощи, научно-технический отдел, производственный
отдел, отдел экологического сопровождения производства, отдел специализированного
транспорта, финансово-экономический отдел, информационно-аналитический центр, отдел
оптовой и розничной торговли, магазин.
Основными
функциями предприятия являются:
v Проектирование
и строительство экологических объектов: предприятий по переработке промышленных
и бытовых отходов (полигонов, мусоросортировочной станции, производства по переработке
смазочно-охлаждающих жидкостей, макулатуры, отработанных автопокрышек и резинотехнических
изделий, аккумуляторов и т.д.), очистных сооружений.
Страницы: 1, 2, 3
|